У илона маска

Синдром аспергера простыми словами без устаревших клише. часть 1. как понять аутиста

Терапия РАС

Стратегии лечения лиц с РАС могут варьироваться в зависимости от возраста пациента, сильных и слабых сторон и потребностей, а также способа оказания помощи и целей вмешательства. Цель лечения включает в себя минимизацию основного дефицита, максимизацию функциональной независимости и уменьшение проблемного поведения, которое может ограничивать функциональные навыки. Хотя было показано, что различные виды вмешательств полезны для людей с РАС, многие из них не имеют надежной доказательной базы, и ни одно из них не оказалось лучшим.  Понимание терминологии вмешательства помогает клиницистам надлежащим образом и эффективно общаться и консультировать семьи по выбору терапии.

Поведенческие вмешательства

Поведенческие вмешательства начинаются в раннем возрасте посредством интенсивного формата проведения и направлены на устранение основных симптомов РАС на основе принципов модификации поведения и теории обучения. Большинство моделей вмешательства, основанных на фактических данных, основаны на принципах прикладного поведенческого анализа (ABA), который представляет собой процесс интенсивных поведенческих вмешательств для улучшения социально желательного поведения и уменьшения нежелательного поведения, которое может помешать прогрессу индивида. Вмешательства ABA разрабатываются и контролируются поведенческими аналитиками и имеют различные подходы, основанные на целях, возрасте или целевом навыке.  Широко поддерживаемая программа ABA — это раннее интенсивное поведенческое вмешательство для маленьких детей, представляющее собой высоко индивидуализированную программу, в которой используются различные испытания для обучения развитию простых навыков и перехода к более сложным навыкам. Было установлено, что методы ABA эффективны применительно к социальным навыкам, академическим задачам, общению, адаптивным жизненным навыкам и профессиональным навыкам.

Образовательные мероприятия

Существует согласие в том, что детям с РАС необходим структурированный образовательный план, включающий стратегические, интенсивные и индивидуальные вмешательства  Две наиболее эффективные модели, основанные на занятиях, включают в себя учебный опыт и альтернативные программы для дошкольников и их родителей (LEAP) и программу лечения и обучения детей с аутизмом и связанными с ним нарушениями общения (TEACCH). Хотя учебные планы различных программ различны, целью является улучшение вербального и невербального общения, а также социальных, академических и двигательных навыков.

Речевые и языковые вмешательства

Коммуникация является важным целенаправленным вмешательством в лечение РАС. Логопедическая терапия является наиболее распространенным вмешательством, предоставляемым детям с РАС, которое включает в себя такие стратегии, как усиление звуков речи, преувеличенное подражание, усиление коммуникативных актов и имитация звуков. Дополняющая и альтернативная коммуникация (AAC) вводится для детей, которые не говорят спонтанно. Методы AAC включают системы обмена картинками, язык жестов, устройства, генерирующие речь, коммуникационные доски и визуальные опоры. Существует также несколько методов улучшения прагматических языковых навыков, доступных людям с беглой речью, но ослабленными прагматическими языковыми навыками.

Вмешательства в развитие

Мероприятия по развитию разработаны на основе теории развития. Дети учатся социальному взаимодействию, коммуникации и эмоциональной регуляции через взаимодействие с другими. Мероприятия по развитию сосредоточены на отношениях между пациентом и взрослым (родителями или лицами, осуществляющими уход). Эти вмешательства учат взрослых повышать свой уровень отзывчивости и обучают их использовать ненаправленные интерактивные стратегии, которые могут помочь ребенку развить социальные и коммуникативные навыки в контексте игровой деятельности.

Фармакологические вмешательства

В настоящее время не существует лекарств от основных социальных и коммуникационных симптомов РАС. Существует только два препарата, одобренных Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA) для лечения симптомов, связанных с РАС. Рисперидон и Арипипразол могут использоваться для кратковременного симптоматического лечения агрессии, самоповреждений, раздражительности и истерик у детей и подростков с РАС.

Признаки РАС / синдрома Аспергера у взрослого

У каждого человека аутизм проявляется по-разному, а симптомы варьируются от легких до тяжелых. Просто прочитать список симптомов или пройти тест и самостоятельно диагностировать у себя РАС нельзя

Но можно обратить внимание на характерные для аутизма особенности. Если вы наблюдаете многие из этих черт у себя и подозреваете, что причина — расстройство аутического спектра, можете обратиться для диагностики к психиатру

  1. Вы с трудом определяете, о чем думают и что чувствуют другие люди. По мимике и взгляду вы можете уловить выраженные базовые эмоции: радость, страх, гнев. Но вот более слабые и сложные чувства идентифицировать непросто. Например, устал человек или обижен.
  2. Вам сложно ориентироваться в социальных ситуациях: что уместно сказать и сделать. Обычно помогает жизненный опыт и следование уже выработанным вами детальным шаблонам поведения. Ситуации, когда опыт не помогает и нужно проявить интуицию, вызывают у вас тревогу.
  3. У вас есть узкоспециализированные интересы и хобби, которым вы уделяете много времени (специнтересы). Они навязчивы и этим напоминают влюбленность, часто непрактичны и необычны. Вы часто сводите к ним разговор и рассказываете о них больше, чем интересует собеседника.
  4. Вам сложно поддерживать зрительный контакт с собеседником. Это отвлекает от восприятия речи и мешает понять предмет разговора.
  5. Вы склонны говорить прямо и откровенно оценивать людей и вещи. А смол-токи, наоборот, находите тяжелыми и утомительными. Окружающие оценивают это как излишнюю прямоту, грубость или даже хамство.
  6. Вам нравится четкий распорядок дня и планирование. У вас есть ритуалы — повторяющиеся действия, которые вы делаете каждый день. Вы расстраиваетесь или тревожитесь, если случается что-то неожиданное, что нарушает рутину или планы.
  7. Вам сложно регулировать свои эмоции и реакции на них. Это может выражаться в склонности к тревожности и/или вспышках плохо контролируемой ярости (мелтдаунах).
  8. Вы чувствительны к сенсорным раздражителям: звуку, свету, прикосновениям и так далее. Например, резкие и высокие звуки, шум, мерцание ламп и движущихся предметов утомляют, могут дезориентировать, вызвать дурноту и даже обморок. Ощущения от грубой ткани, бирок на одежде или некоторых видов пищи из-за консистенции могут быть крайне неприятными.
  9. Вы говорите ровным монотонным голосом и мало или своеобразно используете мимику и язык тела. Со стороны невербальное общение может казаться отстраненностью или «чудаковатостью». Интонацию могут описывать как «роботоподобную» или «скандирующую».
  10. Вы совершаете повторяющиеся моторные действия (стимминг): раскачивание, качание ногой и так далее. Они навязчивые, нередко — неосознанные.

русском

Синдром Аспергера

Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем.

Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера.

Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ.Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ – синдрома Аспергера.

Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть «синдромом саванта». Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый «савантизм» считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера. Общая для всех савантов интеллектуальная особенность – феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно рассчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

Что такое синдром Аспергера?

Патология проявляется в раннем возрасте и остается с человеком на всю жизнь, но по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера сглаживаются

Синдромом называется комплекс симптомов, присущих тому или иному нарушению. Синдром Аспергера относится к пяти общим нарушениям развития и существенно осложняет жизнь человеку, поэтому должен быть выявлен своевременно. Лечение направлено на смягчение симптоматики, универсальной схемы терапии нет, она подбирается индивидуально для каждого пациента. При синдроме Аспергера у детей наблюдаются трудности во взаимодействии с другими людьми, серьезные проблемы из-за непонимания в школьной деятельности, проблемы в контактировании с семьей.

Справка! По международной классификации болезней нарушение обозначается кодом F84.5, и относится к расстройствам психологического развития. Психиатры часто используют другую классификацию, согласно которой синдром Аспергера относят к расстройствам аутистического спектра.

При синдроме Аспергера у детей симптомы во многом напоминают аутизм, что часто становится причиной неправильной постановки диагноза. Главное отличие этих двух психологических нарушений – это нормальные когнитивные способности и отсутствие отставания в развитии при синдроме Аспергера.

Если малыши с аутизмом часто испытывают речевые проблемы, при синдроме Аспергера таких нарушений не наблюдается, кроме эхолалии в раннем возрасте.

По статистике, с синдромом чаще сталкиваются дети мужского пола. Патология впервые проявляется в раннем возрасте, диагностировать нарушение можно в среднем в 4-6 лет. На 10000 здоровых детей приходится около 20 человек с этим нарушением, и мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Синдром остается с человеком на всю жизнь, поэтому важно своевременно выявить нарушение и начать лечение для дальнейшей адаптации ребенка в социуме. Как правило, по мере взросления проявления и признаки синдрома Аспергера у детей сглаживаются, и во взрослом возрасте могут быть слабо выражены, однако болезнь накладывает отпечаток на всю жизнь человека, осложняя взаимодействие с окружающими людьми

Причины нарушения

У детей со значительным недовесом при рождении в дальнейшем существует риск развития синдрома Аспергера

Точные причины развития этой патологии неизвестны. Предположительно, синдром может быть обусловлен:

  • генетическими мутациями;
  • генетической предрасположенностью;
  • возрастом родителей;
  • биологическими нарушениями.

Некоторые врачи склоняются к тому, что болезнь является следствием генетической мутации. Это объясняет, почему у совершенно здоровых людей могут рождаться дети с этим нарушением. Генетическая предрасположенность также остается под вопросом, однако примерно в 40% случаев у родителей больного ребенка выявляются какие-либо нарушения, включая и сам синдром Аспергера.

Достаточно противоречивой является теория о том, что возраст родителей влияет на риск развития расстройств аутистического спектра у малыша, однако она не была ни подтверждена, ни опровергнута. Согласно этой теории, чем старше родители, тем выше риск рождения ребенка с таким нарушением. Кроме того, важная роль отводится течению беременности (сильный токсикоз, преждевременные роды), и весу рожденного ребенка. Так, у детей со значительным недовесом существует риск этого заболевания. Тем не менее большинство врачей относят старший возраст родителей и недовес малыша к факторам риска, а не причинам развития болезни.

При синдрома Аспергера имеют место биологические нарушения в головном мозге, однако их роль в развитии расстройств аутистического спектра также точно не изучена. Так, существует мнение, что причиной нарушения является аномальная миграция клеток и развитие нейронных связей между лобными долями мозга и лимбической системой. Эти отделы отвечают за способность испытывать яркие эмоции.

Диагностика

Выявить синдром Аспергера у взрослых может только опытный психотерапевт или психиатр. Начинается процесс с наблюдения за поведением пациента и изучением истории его жизни. Для этого специалисты беседуют с родственниками и близкими людьми больного. Но только этих мер не всегда бывает достаточно. Симптомы болезни имеют много общего с чертами характера интроверта. Поставить точный диагноз помогают особые тесты, предназначенные для выявления неврологических нарушений и степени их выраженности.

Все существующие тесты принято делить на несколько групп исходя из их предназначения, например, для оценки интеллекта, определения степени сенсорной чувствительности, выявления творческого воображения и так далее. Данные группы тестов походят для диагностики синдрома как у взрослых, так и у детей. Различаются они лишь сложностью вопросов, а для работы с маленькими пациентами применяются опросники с изображениями любимых персонажей и т.д.

Для диагностирования синдрома Аспергера у взрослых чаще всего применяют такие опросники:

  1. Тест RAADS-R. С его помощью можно выявить социофобию, депрессию, навязчивые состояния и другие психические расстройства. Пациенту предлагаются различные жизненные ситуации и варианты возможного поведения, больной должен указать то, что характерно для него.
  2. Тест Aspie Quiz включает в себя 100 пунктов. Каждый из этих вопросов выявить наличие характерных для синдрома Аспергера черт, а также определить возможные причины их развития.
  3. Торонтская шкала предназначена для выявления нестандартных телесных ощущений. Также этот опросник позволит выявить неспособность к интерпретации метафор и символов.
  4. Тест TAS-20 используется для определения эмоционального дефицита. Его используют при работе с пациентами разных возрастных категорий. Пациент должен озвучивать свои ощущения, возникающие в момент просмотра специально подобранных картинок.

Существует несколько типов диагностических критериев синдрома Аспергера. Но для постановки диагноза требуется подтвердить наличие основных симптомов патологии на протяжении длительного периода времени, а также исключить другие расстройства личности и шизофрению.

Диагностика

Диагностика синдрома Аспергера представляет трудности. Обследованием пациентов занимаются специалисты по психиатрии, также требуется участие невролога, реже эндокринолога

Важно для начала отграничить сугубо психическое отклонение от симптома органического поражения головного мозга. Проводятся базовые мероприятия: МРТ для визуализации церебральных структур, электроэнцефалография, чтобы оценить электрическую активность головного мозга. Возможен рентген черепа, КТ головного мозга

Возможен рентген черепа, КТ головного мозга.

https://youtube.com/watch?v=n4c2zmWs5TY%27

В отсутствии структурных изменений имеет смысл проводить диагностику собственно психических расстройств. На это понадобится не один месяц. С ходу диагноз не выставит никто, нужно наблюдение. В детские годы симптомы, хотя и есть, их нередко списывают на особенности характера, процессы взросления. Определить синдром Аспергера на этом этапе невозможно, можно только заподозрить. Потому большая часть случаев остается не выявленной.

Все становится явно в школьные годы, в подростковый период и тем более во взрослом возрасте. Однако мало кто после окончания детства обращается к психиатру с жалобами на проблемы с коммуникацией. Потому, скорее всего, пациентов много больше, чем предполагается и описывается в статистических данных.

Для обнаружения болезни проводится полное психопатологическое исследование:

Устный опрос. По характеру речи, особенностям жестикуляции, невербальным моментам можно определить особенности уже на первичном приеме. Сбор анамнеза. Чем болел, когда

Важно также расспросить о типичных интересах, задать несложные вопросы, не предполагающие одного конкретного ответа. Это позволит оценить характер интеллектуальной активности, особенности интересов, их глубину, способности к аналитическому, абстрактному мышлению. Тест на определение синдрома Аспергера

Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий

Тест на определение синдрома Аспергера. Стандартный опросник. Не является информативным в достаточной мере, используется в рамках вспомогательных мероприятий.

Важно наблюдать за пациентом в естественных и привычных условиях. Это позволит сделать выводы о поведенческих реакциях. Потому госпитализация в стационар не рекомендуется

Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная. Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени

Потому госпитализация в стационар не рекомендуется

Важно динамическое наблюдение, исследование в разные моменты времени. Задача рутинная

Чтобы определить синдром Аспергера потребуется много времени.

Дифференциальная диагностика проводится с шизотипическим расстройством (при нем наблюдаются проблемы с мышлением), шизоидной акцентуацией (грань очень тонкая), социофобией.

Диагностика заболевания

Замечать некоторые странности в поведении и характере ребёнка могут многие контактирующие с ним взрослые: родители, родственники, воспитатели, учителя, врачи и т. д. Однако, медицинский вердикт вынесет психиатр. Именно он имеет право ставить такой диагноз. Чтобы сделать вывод, специалист:

  • опросит родителей и педагогов ребёнка;
  • предложит заполнить специальную анкету;
  • понаблюдает за пациентом;
  • проведёт ряд нейропсихологических тестов.

Всемирная организация здравоохранения определила ряд критериев, по которым можно судить о коммуникативных возможностях ребёнка. Помимо этого, психиатр иногда просит пройти электроэнцефалограмму и магнитно-резонансную томографию головного мозга. Такие исследования помогут исключить его органические заболевания.

Агишев Дамир Адгемович
врач – невролог

Если вы не уверены, что врач провёл комплексное обследование ребёнка, необходимое в подобных случаях, или сомневаетесь в его результатах, воспользуйтесь независимым мнением наших врачей-экспертов по телефону без очередей и предварительной записи.

Предисловие

Мы – обычная семья из Латвии. Папа Юра, мама Катя и два сына: Максим и Алеша. Кот, кошка и еще один кот. Семья со своими радостями и горестями. Когда на плановом осмотре у невролога впервые прозвучало словосочетание «синдром Аспергера», мы от него отмахнулись: ну нет у нашего Максима расстройства аутистического спектра! Ему было на тот момент четыре года. «Друзья есть, глаза при разговоре не отводит, общительный. Да, любит математику. Очень любит математику. Многие дети любят математику».

А потом началась школа. И когда словосочетание «синдром Аспергера» прозвучало снова, мы восприняли его как спасение. Потому что оно объясняло все: и любовь к математике, и тот ад, в котором мы оказались в первом классе и выбраться из которого смогли только к середине второго.

Эта книга – не рекомендации по воспитанию ребенка с синдромом Аспергера. Это дневник, который я вела с момента, когда Максим проявил интерес к математике (в два года). Здесь мои наблюдения, идеи, планы; наши диалоги; его мысли. Попытка описать со стороны, как живет и воспринимает мир человек, мозг которого устроен не совсем так, как у большинства. Это «рецепт выживания» в социуме, который зачастую не знает, что это за синдром и что с этим делать.

Почему я решила оформить свои записи и поделиться ими? Потому что в нашем обществе очень мало говорят о существовании подобных проблем, отгораживаются от них. Воспитатели, учителя, соседи или просто случайные прохожие не понимают, почему ребенок ведет себя так. Многие считают детей с расстройствами аутистического спектра невоспитанными, неуправляемыми. Ругаются, обвиняют родителей в том, что те не занимаются со своими детьми. И не знают, каково это на самом деле – воспитывать ребенка, который иначе воспринимает мир.

Мы поняли, что это Аспергер, когда Максиму было семь с половиной лет, а официально подтвердили диагноз за месяц до восьми. С момента, как я получила на руки заключение психолога, моя жизнь перевернулась. Началась моя самая большая работа – над собой. Работа по принятию того, что твой ребенок – не такой, как все, и никогда таким не станет. Психологически это оказалось нелегко – спасибо мужу и подругам, которые поддерживали меня.

Я стала искать информацию о детях с синдромом Аспергера – о том, как они живут и как справляются родители, – но не находила ничего вдохновляющего. На психологических форумах есть много обсуждений на такие темы. Я прочитала несколько историй, но легче не стало, потому что почти все, что попадались мне на глаза, сводились к «мой ребенок был гением в начальной школе, а в средней все скатилось в тартарары». Меня такой исход категорически не устраивал, поэтому единственное, на что те рассказы меня вдохновили, – не сдаваться, бороться изо всех сил. И эта книга – попытка вдохновить других родителей бороться за своих детей.

Книга рассказывает о том, как мы жили с синдромом Аспергера восемь лет. Сильно забегая вперед, могу сказать, что описываемый промежуток времени – история с более-менее счастливым концом, но путь к нему не был легким…

Тема бесконечности очень важна для меня. Например, «Бесконечность – не предел» – любимая фраза Базза Лайтера из мультфильма «История игрушек». Максим обожал этого персонажа и около года отождествлял себя с ним

Бесконечность – это и математическое понятие, которое очень увлекает Максима и занимает важное место в его мировоззрении. Для меня бесконечность – это отражение того пути, что я проделала благодаря Максиму

Все эти значения объединились в названии этой книги.

Этот дневник – в том числе и подарок Максиму на десятилетие. Он часто спрашивает меня, что делал, когда был маленьким; что говорил; когда научился считать. Сначала я попросила разрешения поделиться описанием его жизни с другими, а после решила предостеречь:

– А ты понимаешь, Максим, чтобы книга была честная, я должна написать в ней не только о твоих достижениях, но и об истериках, обо всех наших проблемах?

Он задумался.

– Пиши! – сказал сын. – Я уже вырос и истерики больше не закатываю!

Вот, пишу!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: