Формирование временных представлений детей дошкольного возраста

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Этапы написания методических рекомендаций и их структура

Подготовка к написанию методических рекомендаций состоит из следующих этапов:

  • выбор актуальной темы;
  • изучение источников по выбранной теме;
  • составление плана;
  • накопление фактических материалов;
  • подбор наиболее ярких и характерных фактов, чтобы обосновать приведенные положения и рекомендации;
  • распределение содержания работы по разделам.

Замечание 1

Методические рекомендации в качестве одного из типов методической продукции состоят из следующих структурных элементов: титульного листа, аннотации, сведений об авторе, содержания, пояснительной записки, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

На титульном листе обязательно обозначают полное название учреждения, ФИО автора, название, город, год разработки.

На обратной стороне титульного листа сверху приводят аннотацию, которая включает:

  • суть рассматриваемых вопросов, например, указывают, что данные рекомендации посвящены проблеме организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и пр.;
  • предназначение данных методических рекомендаций;
  • источник практического опыта, который лежит в основе рекомендаций;
  • возможные сферы приложения рассматриваемых методических рекомендаций.

Внизу листа указывают сведения об авторах: ФИО, должность, место работы, квалификационную категорию или научную степень, контактные телефоны.

Содержание состоит из упорядоченного перечня наименований всех структурных элементов, исключая обложку, титульный лист и его оборотную сторону, с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в рассматриваемых методических рекомендациях.

Пояснительная записка обязательно включает следующую информацию:

  • степень актуальности разрабатываемых методических рекомендаций, с кратким анализом степени разработанности изучаемого вопроса, разъяснением того, какая помощь и кому может быть оказана настоящими методическими рекомендациями;
  • цель разработки методических рекомендаций, например, оказать методическую помощь молодым специалистам в сфере дополнительного образования и пр.;
  • характеристика ожидаемого результата после применения на практике рассматриваемых методических рекомендаций в системе дополнительного образования;
  • особенности и новизна предлагаемой работы по сравнению с другими похожими разработками, которые существуют в данной образовательной области.

Основная часть методических рекомендаций может быть связана с разными вопросами: решением определенных педагогических проблем, проведением массовых мероприятий, организацией летних лагерей, проведением учебно-исследовательских работ, изучением отдельных тем образовательной деятельности и пр.

Основная часть методических рекомендаций может быть структурирована следующим образом:

  • описать, что именно необходимо делать в рамках исследуемого вопроса и как это должно быть реализовано, то есть в каких формах, какими методами, способами и приемами;
  • дать советы по решению организационных вопросов материально-технического, финансового, кадрового обеспечения описываемого типа деятельности;
  • выделить наиболее затруднительные моменты при организации и проведении характеризуемого типа деятельности, основываясь на имеющемся опыте;
  • предостерегать от типичных ошибок, то есть описывать методы, способы и приемы деятельности, которые позволяют достичь желаемый результат.

Заключение предполагает изложение кратких и четких выводов, логически вытекающих из содержания методических рекомендаций.

Список используемой литературы по рассматриваемой теме, составляют в алфавитном порядке, в соответствии с актуальными требованиями к оформлению литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТом.

Приложения состоят из материалов, необходимых, чтобы организовать рекомендуемый тип деятельности с применением рассматриваемых методических рекомендаций, но не вошедших в основную часть. В приложения могут быть включены:

  • планы проведения конкретных мероприятий;
  • тесты;
  • методики по созданию практических заданий для учеников;
  • примеры вопросов для игр, конкурсов и викторин;
  • методики определения результатов по каждому конкретному типу деятельности;
  • схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;
  • примерные темы для открытых уроков, экскурсий и пр.

Сущность и предназначение методических рекомендаций

Определение 1

Методические рекомендации – это совокупность предложений и указаний, которые помогают внедрить наиболее эффективные методы и формы работы для решения какой-либо педагогической проблемы.

Методические рекомендации в общем виде представляют собой организованную особым способом информацию, которая раскрывает порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях особый акцент ставится не на последовательности осуществляемых действий, а на раскрытие одной или нескольких частных методик, которые были выработаны на основании позитивного опыта. Их задача – представить наиболее эффективные и рациональные варианты, применительно к определенному типу деятельности, базирующихся на достижениях науки и передового опыта, учитывая конкретные условия и особенности деятельности.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес, то есть должны указывать на то, кому они адресованы: для педагогов дополнительного образования, родителей, методистов, педагогов-организаторов, классных руководителей и пр. В соответствии с этим определяют терминологию, стиль, объем методических рекомендаций.

Работая над методическими рекомендациями, автор должен четко определить цель работы, подчиняя ей все содержание деятельности, представить рекомендации о том, какие передовые педагогические технологии должны быть использованы.

Если говорить об обобщении передового опыта, то необходимо раскрыть методические приемы и способы достижения успехов в образовательной деятельности.

Модели временных эталонов как средство развития временных представлений у дошкольников

Одним из современных методов формирования временных представлений старших дошкольников выступает метод моделирования. Он основан на создании модели т.е. образа временных эталонов, которые отражают реальную их структуру и особенности.

Модели временных эталонов могут быть представлены в вещественной и графической форме.

В качестве вещественных моделей могут быть использованы разнообразные макеты, отражающие времена суток, дни недели, природные процессы, соответствующие конкретному времени года, а также могут быть использованы песочные и электронные часы.

Что касается графических моделей, то они предполагают отображение дней недели, частей суток, месяцев в виде плоских и объемных фигур, а также схемы, которые отражают связи и особенности временных эталонов, связи частей суток, дней недели и времен года.

Рисунок 2. Работа с моделями и календарем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К примеру, для развития понимания старших дошкольников о текучести времени применяются круговые модели. Они могут отображать дни недели, месяцы, времена года. Модели должны быть окрашены в яркие цвета для лучшего восприятия дошкольниками. Каждому времени года, дню недели соответствует свой цвет, отличный от других. Такие же модели могут быть применены для отображения частей суток – утро, день, вечер, ночь.

Модели дают детям наглядное представление времени, которое они не имеют при его познании другими методами и средствами. Это позволяет раскрыть область временных отношений и понять суть времени и его текучести.

Важно, при использовании моделирования учитывать особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста, а также особенности их личностного развития и познавательное развитие. Моделирование может быть дополнено иными методами и приемами работы

Главное, чтобы деятельность детей сменялась, исключая их перенапряжение и переутомление от занятий.

Статья опубликована в журнале за «Сентябрь 2020»

Автор(ы) статьи: Шакирова Г.Г.

Р.Чуднова рекомендует при обучении ориентировки во времени широко
использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы,
стихотворения, загадки. Разработала наглядные модели «Части суток», «Дни
недели», «Времена года» — символы года и сезонов. . Т. Д. Рихтерман также
выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми,
уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает
знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки,
отражающие деятельность детей в различные части суток и каждое время суток
обозначать различным цветом. Старших дошкольников предлагает знакомить с
календарем как системой мер времени .
Анализ научной литературы позволил нам выбрать наиболее эффективные
методы и приемы при ознакомлении дошкольников со временем.
Используемые мной методы и приёмы, дидактические средства подчинены
основной цели – развитию познавательных способностей.
Все компоненты детской деятельности имеют развивающую
направленность. Проекты, реализуемые детьми («Времена года», «Как можно
увидеть время»), развивают у детей умение самостоятельно ставить цель (или
принять предложенную взрослым), включиться в познавательную деятельность,
контролировать ход поиска решения сверять и оценивать результаты.
В работе с детьми, также делается акцент на формирования творческой
активности детей: поиск оригинального решения, самостоятельного составления
загадок (об отрезках времени: час, день, неделя…), самостоятельное решение
логических задач («От маленького к большому», «Продолжи ленту времени»),
высказывание «смелых» предположений, и т.д.
Принципиальной особенностью, ознакомления детей со временем является
выстраивание изучения временных понятий, относительно собственного опыта
ребёнка (день, ночь, утро, вечер, сутки, неделя, дни недели, месяц, год, времена
года). Освоения этого содержания предполагает овладение многочисленными
практическими и логическими действиями. В силу этого основная задача состоит
в овладении средствами (эталонами времени), представлениями их взаимосвязи

(образы времени года), и способами познания (сравнение, упорядочивание,
измерение и др.) временных отрезков проживаемых ребенком.
Особой заботой педагога является обеспечение активной деятельности
ребёнка любого возраста: использования экспериментирования, решение
творческих задач, проектная деятельность, создания мини – музея,
дидактические и подвижные игры.
Особо подчеркну роль игры в ознакомлении дошкольников со временем.
Игровая деятельность направлена на систематизацию, уточнение
представлений и умений, расширения их области применения. Игры включаются
в образовательные ситуации, совместную и самостоятельную деятельность
детей, так как это наиболее результативное средство обучение дошкольников. В
игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, познает
некоторые зависимости и закономерности окружающего мира
(последовательность частей суток, дней недели, времён года), расширяет свой
опыт познания. Предлагаемые ниже игры помогут обогатить опыт
дошкольников в понимании временных отношений: «Говорящие часы», «Что
сначала, что потом?», «Загадки и отгадки», «Продолжи ленту времени» и т.д.
В повседневных видах детской деятельности педагог активизирует
доступные ребёнку связи, закономерности в ходе выполнения режимных
процессов.
Таким образом, ознакомление детей со временем строится, как
увлекательная проблемно-игровая деятельность позволяющая ребёнку занять
субъективную позицию обеспечивая рост его самостоятельности и творчества.

Список литературы:
1. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошкольное
воспитание. 1989. № 7. № 1. С. 24–29.
2. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1982. 48 с.

3. Коменский Я. А. Великая дидактика. Санкт-Петербург: ред. журн.
«Семья и школа», 1875-1877. 312 с.
4. Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль: Академия развития, 1996.
240 с.

Направления формирования временных представлений у старших дошкольников

Временные представления у старших дошкольников формируются в следующих направлениях:

  1. Знакомство с частями суток. Первоначально происходит развитие представлений о сутках и их составных компонентах. Детям дается понимание временной текучести и временной непрерывности, цикличности смены разных частей суток, их ежедневном повторении.
  2. Знакомство с календарем. Работа ведется в направлении развития представлений о времени и способах его измерения, посредством специальных приборов. Здесь же, происходит формирование представлений о временных эталонах и их количественной оценки и развиваются навыки восприятия продолжительности времени, а также установления зависимости между отдельными компонентами временных эталонов.
  3. Формирование чувства времени. Дети учатся оценивать временные промежутки без применения специального оборудования т.е. без часов. Эти чувства формируются в ходе специально организованных занятий, в частности – математических, а также в режимных моментах, повседневной бытовой жизнедеятельности дошкольников.
  4. Полноценное познавательное развитие дошкольников. Оно реализуется через образовательную деятельность ДОУ, связи обучения ДОУ с воспитательным процессом в семье и развитием навыков самостоятельного познания, актуализации познавательной заинтересованности дошкольника.

Этапы формирования временных представлений у старших дошкольников

Ознакомление дошкольников со временем, разнообразными временными понятиями и категориями реализуется при соблюдении поэтапной работы, ориентированной на знакомство с сутками и его составными частями, временами года, календарем и его структурой, а также выработкой понимания прошедшего, настоящего и будущего времени.

Обучение включает несколько стадий:

  1. Изучение дней недели с соблюдением их последовательности. В обучении необходимо поддерживать связь дня недели с конкретными событиями, определенной деятельностью. Например, в субботу выходной день, можно отдохнуть от занятий и т.д.
  2. Ежедневное называние дней недели: текущего, прошедшего и будущего. Регулярное повторение способствует лучшему закреплению и усвоению дней недели и их последовательности.
  3. Связь дней недели с порядковыми номерами т.е. понедельник – первый день недели, вторник – второй и т.д.
  4. Изучение времен года. Первоначально формируется понимание года, компонентов, из которых он состоит: 12 месяцев в году и четыре времени года. Далее, осваивается последовательность смены времен года. Как правило, обучение реализуется в игровой форме. Каждому времени года дается характеристика, устанавливается связь времени года с определенными событиями, природными процессами: зимой идет снег, весной цветут цветы, зеленеет трава и т.д.
  5. Знакомство с календарем. Дети изучают устройство календаря и его состав т.е. из каких месяцев он состоит, их последовательности, календарных датах.
  6. Формирование понимания временной текучести. Здесь предполагается познание настоящего, прошедшего и будущего времени, а также определение временных промежутков т.е. тех интервалов, которые отводятся на выполнение определенных действий, заданий, режимных моментов.
  7. Знакомство с часами. Изучение часов следует за развитием не только временного понимания и ориентации в во временах года, но и формированием навыков счета, знакомства с цифрами. Когда ребенок знает цифры, он без труда сможет определить время, указанное на часах.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: