Роль семьи в воспитании ребенка
Хочу поделиться историей одной семьи, в которой ребенок стал желанным подарком.
В самый канун майских праздников, 30 апреля, в 2.20 ночи у Амалии и Александра Гольданских родилась дочь. Ребенок родился именно у обоих, потому что неуемный отец, доставивший супругу в 25-й роддом около полуночи, наотрез отказался расставаться с ней хоть на минуту.
Врачу Клавдии Васильевне Бондаренко не оставалось ничего иного, как позволить Александру присутствовать при родах. Гольданские, не так давно основавшие свое уникальное «Театральное дело», уже привыкли все делать вместе: и пьесы писать, и эскизы декораций размечать, и с актерами работать. Так они и решили рожать тоже вместе. Конечно, главная роль досталась Амалии, а Саша на протяжении всего процесса неотступно держал ее крепко за руку.
Рождение дочери принесло радость и облегчение обоим счастливым родителям. Девочку назвали Дианой. Старшая дочка Гольданских, пятилетняя Аня, сейчас гостит у дедушки с бабушкой в Америке. Она уже послушала голосок младшей сестренки по телефону и теперь тщательно обходит детские магазины в поисках самых красивых погремушек.
Ребенок пришел в мир, такой желанный и любимый с самого своего рождения. На то, какой личностью вырастет этот малыш, очень повлияют дальнейшие взаимоотношения взрослых и детей в семье.
Копируя семейные отношения, не следует забывать, что ребенок как бы формирует свое Я на примере родителей. Хорошо, когда семья благополучная, отношения строятся на доброжелательной нотке. Тогда и ребенок растет спокойным и послушным.
Также и его развитие находится в соответствии с возрастной нормой. А если отношения строятся на негативе, присутствуют повышенные тона, строгие требования, то ребенок получает заряд отрицательных эмоций. И вырастет личность неуравновешенная, не способная адекватно поступать в жизненных ситуациях.
Воспитание детей в современной семье лежит по большей части на нянях и бабушках. Считаю, что это не правильно. Ведь ребенку нужны мама и папа, старшее поколение должно быть как десерт для малыша — хорошо, но не постоянно.
Если посмотрим на воспитание детей в неполной семье, то тут есть проблемка — недостающего родителя бабушки и дедушки не заменят. Если уж с этим ничего поделать нельзя, то хотя бы объясняйте малышу, почему у вас «не все дома».
Поэтому можно констатировать, что семья влияет прямо на личность ребенка дошкольника.
Принцип целенаправленности
Воспитание характеризуется присутствием социально-культурного ориентира, который является идеалом воспитательной деятельности и результатом. Современная семья старается ориентироваться на цели общей педагогической политики в стране. На сегодняшний день это основные общечеловеческие ценности, отраженные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Безусловно, не все семьи, рассуждая о цели воспитания своих детей, думает о всестороннем гармоническом развитии личности. Но каждый родитель желает своему ребенку здоровья, мечтает вырастить его хорошим человеком. Именно это и является общечеловеческими ценностями.
Воспитательные цели конкретной семьи формируются на основе представления о том, какими она хочет воспитать своих детей. При этом учитываются реальные способности ребенка, его индивидуальные особенности. В постановке воспитательной цели семья учитывает этнические, культурные и религиозные традиции, которым она следует.
Важно учитывать цели и задачи образовательной работы современного детского сада, школы в семейном воспитании. Это обеспечивает преемственность в воспитательном процессе
Противоречия в целях воспитания внутри семьи или между членами семьи и воспитательными учреждениями неблагоприятно влияют на нервно-психическое и общее развитие ребенка, вносят элемент дезорганизации в его жизнь. Оказание помощи семье в конкретизации цели воспитания – функция профессиональных педагогов.
Актуальные методы семейного воспитания
В основном в семейном воспитании применяются методы, относящиеся к следующим группам:
- Методы убеждения. Они опираются на обращение родителей к сознанию ребенка и связаны со стремлением достучаться до него т.е. ребенка необходимо убедить в чем-то, дать ему понять, что это правильно/неправильно, хорошо/плохо и т.д.
- Метод требование. Он опирается на предъявление ребенку определенных требований, которые необходимо выполнять. Это может быть соблюдение правил поведения, режима дня, выполнение конкретных бытовых обязанностей, несение ответственности за что-то и др.
- Метод поощрения. Он основан на одобрении, похвале ребенка за его успехи. Одобрение является стимулом к действию. Если ребенка за что-то похвалили, то он стремится повторить сделанное.
- Метод принуждения. Данный метод связан с выполнением ребенка тех требований и условий, которые для него нежеланны т.е. его заставляют делать что-то.
- Метод наказания. Он связан с применение к ребенку специальных мер, которые унижают его физическое и личностное достоинство, лишают его права на совершение желанных действий. Наказания бывают разные. Они могут воспитывать т.е. приносить пользу от применения данного метода конкретной личности. Например, уберечь ребенка от совершения опасных действий и поступков. Или же, они могут быть неактуальными для конкретного возрастного этапа развития личности, дезориентировать ребенка, вызывать у него агрессию, апатию по отношению к родителям.
Принципы семейного воспитания
Сущность принципов воспитания в семье сводится к таким общим положениям:
- Уважение к желаниям, потребностям и интересам ребенка;
- Признание крохи полноправным членом не только семейного общества, но и социального окружения;
- Восприятие достоинств и недостатков личности в качестве его индивидуальности;
- Формулирование требований, соответствующих возрастным и индивидуальным способностям ребенка;
- Создание атмосферы, отвечающей комфорту в эмоциональной, душевной и физической сфере;
- Обеспечение необходимой помощи в сложных для детей жизненных обстоятельствах;
- Соблюдение последовательности и регулярности предъявляемых требований.
Семья как социокультурная среда обитания прививает своим младшим членам главные нормы общественной и нравственной морали на подсознательном уровне. Ведь малыш, не задумываясь, повторяет поведение взрослых. При этом специфика «повторений» в семье базируется на эмоциональном фоне.
Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что воспитание начинается с семьи и продолжается в новой ячейке общества, которую создают выросшие и сформированные личности.
При этом негативное воздействие родительского воспитания проявляется так же ярко, как и положительное.
Рассмотрим факторы, которые не содействуют гармоничному развитию подрастающего человека, а мешают развивающейся личности:
Чрезмерное внимание материальным ценностям;
Отсутствие или недостаток необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей;
Недостаточное внимание нравственному и духовному развитию;
Авторитарность, подавление собственных интересов, мыслей и стремление детей, навязывание своего мнения;
Отсутствие наказания, поощряющее вседозволенность;
Жестокость, применение физического насилия в виде наказания;
Фанатизм в следовании выбранной методики воспитания.
Следует отметить, что понятия положительных и отрицательных факторов воздействия на ребенка, не носят категоричного характера. К исключениям относятся лишь противоправные деяния взрослых и случаи физического насилия в семье. Во всех остальных случаях выбор методов, принципов и содержания семейного воспитания зависит исключительно от индивидуальных характеристик и особенностей ячейки общества.
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов:
A
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане. Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля). Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
B
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени
При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка.
C
Индифферентный (отчуждённый) стиль
Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
И в заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Лихачев Б.Т. «Педагогика: Курс лекций.» 4-е изд., перераб. и доп.
- «Детская психология.» Учебное пособие для студентов педагогических институтов
- Сластенин В.А. «Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»
Методика А. С. Макаренко
Система воспитания А. С. Макаренко, по мнению ЮНЕСКО, повлияла на педагогическое мышление XX века наряду с мыслями и идеями таких педагогов, как Д. Дьюи, Г. Крешенштейнер, М. Монтессори.
Своей методикой педагогу удавалось в короткие сроки перевоспитывать беспризорников и хулиганов в полноценных членов общества.
Как воспитывать
А. С. Макаренко считал, что работа педагога должна осуществляться в соответствии со следующими принципами.
Роль воспитателя. Наставник должен влиять на воспитанников личным примером. Только его знания, доброта и забота по отношению к ним приносит пользу. Мелочность, придирки и черствость не поможет стать авторитетом для детей.
Наказание и поощрение. Как хорошие, так и плохие поступки должны быть отмечены соответствующим образом. Педагог, который не реагирует на негативные проявления личности в коллективе, не может противостоять детской агрессии и вести воспитанников за собой.
Трудовое воспитание. Труд в данной методике рассматривается как необходимая часть воспитания. Главное, что это должна быть не просто механическая работа, а обоснованные действия. Дети должны знать, к какому результату приведут их действия и кому они будут полезны. Например, занятия натуральным хозяйством помогут прокормить весь коллектив.
Коллективизм. Именно коллектив оказывает самое большое влияние на воспитание его членов
При этом важно, чтобы люди были не просто объединены друг с другом на одной территории, а имели общую социально значимую цель.
Самоуправление. Каждый должен осознавать свое место в коллективе и комфортно себя чувствовать
Дети сами учатся принимать решения, анализировать свои результаты и распределять роли.
Дисциплина. Определенные порядки в коллективе заставляют воспитанников контролировать не только себя, но и окружающих. Традиции, ритуалы и общие нормы поведения помогают объединять детей между собой.
Перспективные линии. Развитие коллектива и отдельной личности может происходить лишь при наличии дальнейших целей и перспектив. Если человек не испытывает радости от приближения к заветному результату, то он не имеет будущего.
Преимущества и недостатки метода
К преимуществам методики А. С. Макаренко относят:
- овладение бытовыми навыками и самоуправление помогают вырастить человека, который приспособлен к жизни в обществе;
- поощрения и наказания, а также дисциплина способствуют повышению уровня ответственности за свои действия;
- влияние коллектива на личность поспособствовало тому, что методика стала широко применяться в корпоративной культуре.
Среди недостатков выделяют:
недостаточное внимание к индивидуальности и особенностям каждого отдельного ребенка;
эксплуатация детского труда, который запрещен.
Советы родителям по воспитанию детей
Итак, подошли к некоторым советам, которые хотелось бы здесь написать.
- Создавайте семьи с теми, кого вы на самом деле любите.
- Планируйте малыша вместе.
- Будьте с ребенком с самой первой секунды его жизни.
- Разговаривайте с малышом, когда он бодрствует и когда он или она засыпает.
- Позволяйте сынишке или дочке задавать вам любые вопросы и не смущайтесь отвечать на них честно.
- Будьте правдивы с детьми.
- Не заставляйте ребенка делать выбор, с кем идти гулять — идите всей семьей.
- Проводите как можно больше времени в совместной деятельности.
И, наконец, дорожите друг другом в глазах ребенка и никогда не расставайтесь.
Семья — это не надолго. Семья — это НАВСЕГДА!
Семейное воспитание
Давайте разберемся, что же такое семейное воспитание и его основные задачи и принципы. Семья- это важнейшая структура для формирования личности ребенка. Это место, где закладывается основы и передаются основные навыки.
Если члены семьи справляются со своими задачами, то в будущем общество получит ответственного, успешного, гуманистически настроенного индивида. Поэтому тема семейного воспитания ребенка и его значение сегодня становится основной.
Давайте посмотрим, какие функции возложены сегодня на семейное воспитание.
Зона ответственности, задачи семьи
1. В основы семейного воспитания в первую очередь входит задача создания максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка. Речь идет про удовлетворение базовых потребностей – еда, сон, безопасность.
2. Спецификой семейного воспитания, и одновременно – задачей, является возможность передачи опыта совместного проживания людей, которые не связаны кровными узами. Плюс – воспитание отношения к людям старшего поколения, потребность в передаче позитивной информации собственным детям.
4. Только в условиях правильного воспитания детей в семье формируются навыки самообслуживания, понимание потребности в помощи тем, кто в ней нуждается. Например, старшему поколению или родственникам с особыми потребностями.
Ребенок, получивший гармоничное семейное воспитание представляет собой гармоничную личность, обладающую собственным мнением, чувством ответственности, полезными навыками и знаниями. Чем больше будет таких людей, тем больше шансов на развитие получает конкретный социум
Поэтому семейное воспитание так важно, и именно оно оказывает существенное влияние на развитие ребенка
При этом стоит помнить, что каждая семья – индивидуальна. Типизировать ее очень трудно, поэтому своеобразие особенностей семейного воспитания формирует многоликость и разность уже взрослых людей. Но! Чтобы хоть как-то унифицировать понятия воспитания, психиатром Личко был разработан инструментарий, по которому можно провести анализ типов структурных элементов общества (семья) и стилей семейного воспитания.
Критерии оценки семьи
1. Структура мини-коллектива. Например, рассматриваться может классическая семья, в которой в наличии оба родителя мужского и женского пола. При этом значительную часть в нашей стране занимают так называемые неполные семьи. Чаще всего детьми в них занимается мама, значительно реже – отец. При этом семья может быть развернутой, когда под одной крышей проживают представители 3-4 поколений. Кроме того, в последнее время наметилась тенденция образования однополых семей, а также «ячейки общества», в которых роль одного из родителей возложена на отчима, мачеху или пару опекунов.
2. Функциональные особенности. В зависимости от национальной, религиозной принадлежности, образования или воспитания, полученного в собственных семьях, родители выстраивают функционал собственного партнерского союза, который впоследствии скопируют их дети.
3. Партнерство родителей
Распределение ролей между людьми старшего поколения, а также их готовность уделять время собственным детям очень важно. Потому что впоследствии дети будут бессознательно копировать существующую модель поведения, которая может не совпадать с «программой», по которой функционирует их вторая половинка
4. Важным фактором оценки состояния семья является уровень конфликтности в ней. В большинстве случаев так называемые итальянские семьи больше склонны к разводам, а сами ссоры наносят психологические травмы детям-свидетелям.
5. Еще один важный фактор – эмоциональные связи, существующие между членами микро-коллектива. Например, считается правильным, когда мужчины могут выразить позитивные эмоции, продемонстрировать свою любовь. Раньше от мужчин требовали сдержанность и холодность, считая их исконно андрогинными характеристиками. Сегодня вредность «холодности» и неумение выражать свои эмоции доказана. Во-первых, не выплеснутый стресс загоняется внутрь человека, становясь причиной ранних инфарктов, инсультов. Во-вторых, те же дети перенимают губительную схему поведения старших представителей семьи.
Ну что, двигаемся дальше. Давайте попробуем исследовать, какие методы семейного воспитания детей существуют. Кроме того, посмотрим, обосновано ли их применение на детях разного возраста – грудного, дошкольного, школьного и подросткового.
Вальдорфская школа
Это система воспитания, придуманная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Он считал, что дети должны открыть и получить методы саморазвития и самопознания через собственное мышление.
Весь метод направлен прежде всего на духовное развитие. От педагогов требуется раскрыть потенциал ребенка и его таланты так, чтобы дать ему веру в собственные силы.
Как воспитывать ребенка
Все развитие происходит в удобном для малыша темпе: обучение начинается с 7 лет, но основные предметы вводятся лишь через 2-3 года.
Главным считается не заучивание материала, а подражание взрослым через сюжетно-ролевую игру. Поэтому основными занятиями вальдорфских школ считаются танцы, пение, театрализованные представления, рисование и работа с различными природными материалами.
Развитие делится на 3 этапа, которые имеют разные цели:
- ранее образование – преимущественно практические занятия и игры;
- начальное образование – социализация и художественное развитие;
- среднее образование – развитие критического мышления и сочувствия к окружающим.
Одной из особенностей методики Рудольфа Штайнера считаются эвритмические танцы – это 20-минутные перерывы на двигательную активность (хлопки, притопывания, танцы, чтение стихов и пение). Часто они могут быть связаны с темами, которые дети изучают на данный момент.
При этом материал подается не в привычном порядке, а эпохами. Если изучается эпоха родной литературы, то она находит отражение во всех предметах. Даже история преподается не в хронологическом порядке, а темами, которые связаны с основными понятиями текущей эпохи.
Учитель не ставит ученикам оценки, не оставляет неуспевающих на второй год. Но в конце каждого учебного года пишет подробный отчет по каждому из учеников, который выдается родителям.
Преимущества и недостатки
Среди преимуществ Вальдорфской школы выделяют:
- комфортные условия и темп обучения, подходящий для каждого ученика;
- всестороннее развитие личности;
- творческое развитие и раскрытие потенциала каждого ребенка;
- атмосфера доброжелательности помогает объединять людей и учиться взаимодействовать с ними.
Есть и недостатки:
- система обучения построена на принципах антропософии (идея триединства человека – Дух, Душа и Тело), которые поддерживают не все родители;
- особенности Вальдорфской школы могут влиять на то, что ученику будет непросто социализироваться и отстаивать свою точку зрения;
- дети с высоким интеллектуальным развитием могут потерять интерес к учебе из-за недостатка новой информации;
- ученики всегда заняты какой-либо деятельностью и не имеют свободного времени, поэтому они сильно устают;
- методика подразумевает, что родители должны проводить много времени со своим ребенком как в школе, так и за ее пределами.
Методика Марии Монтессори
Мария Монтессори – итальянский врач, психолог и педагог, которая разработала свою методику воспитания детей, наблюдая в больнице за малышами с проблемами в развитии и социальной адаптации. Пронаблюдав хорошие результаты у своих воспитанников, она адаптировала свою методику и под обычных детей.
Пристальное внимание к интересам и особенностям каждого ребенка помогает развивать личность в специально организованной среде. Суть методики можно выразить фразой: «Помоги мне это сделать самому»
Как воспитывать детей
Вся система воспитания держится на 3 частях: ребенок, среда, воспитатель. Причем последний играет роль лишь наблюдателя и помощника в специально созданной среде.
Под средой понимаются специальные Монтессори-классы или зоны.
- Практическая жизнь (бытовые предметы, необходимые для освоения элементарных навыков самообслуживания, помогают развивать крупную и мелкую моторику).
- Сенсорное развитие (совокупность предметов, помогающих усвоить такие понятия, как цвет, форма, запах, вкус).
- Математическая зона (предметы для обучения счету и различным вычислениям).
- Языковая зона (способствует изучению чтения и письма).
- Космос или естественно-научная зона (предметы, помогающие усвоить элементарные знания об окружающем мире, истории и культуре).
- Гимнастика (зона, которая содействует физическому развитию ребенка).
Методика охватывает возраст детей от 0 до 18 лет. В зависимости от основных целей воспитания можно выделить 3 группы:
- 0-6 лет: ребенок осваивает основные навыки;
- 6-12 лет: исследует явления и взаимосвязи окружающего мира;
- 12-18 лет: составляет логические цепочки, сопоставляет факты, связывает все полученные знания в общую картину мира.
Темп, в котором дети развиваются и переходят из класса в класс, индивидуален – можно задержаться в одном на 2 года, а можно освоить материал за несколько месяцев.
Сейчас методика М. Монтессори очень популярна и распространена во многих городах мира.
Преимущества и недостатки
Как у любого метода воспитания, у этой методики есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
- открытие новых знаний происходит через практический опыт детей, что способствует лучшему усвоению материала;
- индивидуальный подход и учет особенностей ребенка помогает раскрыть весь потенциал его личности;
- комфортная психологическая обстановка, воспитатель в роли наблюдателя и помощника помогает вырастить самостоятельную личность, готовую взаимодействовать с социумом.
Недостатки:
- дороговизна – необходимое оборудование и дидактические материалы имеют высокую стоимость;
- отсутствие сюжетно-ролевых и подвижных игр, которые развивают творческую сторону личности;
- строгая дисциплина – один из ключевых моментов пребывания детей в развивающей среде, который противоречит принципу невмешательства в их деятельность.
Метод доктора Сузуки
Скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал, что все дети от природы талантливы, поэтому нельзя оставлять это без внимания. Если дети будут окружены приятной музыкой и классическими произведениями, то это поможет стать им прекрасными, добрыми и открытыми людьми.
Как воспитывать детей по данной методике
Ш. Сузуки считал, что если разговаривать ребенок начинает от того, что полностью погружается в родную речь, то по такому же принципу можно окружить его музыкой и раскрыть творческий потенциал.
Основные положения методики:
- музыку малыш должен слушать с самого рождения, а с двух лет можно учить его игре на музыкальных инструментах;
- отдавать его в музыкальную школу можно тогда, когда он начинает проявлять реальную тягу к искусству;
- работа должна происходить в группах по 3-4 человека, чтобы у каждого была мотивация тянуться за остальными;
- репертуар тщательно подбирается под каждый музыкальный инструмент, чтобы навыки развивались постепенно.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- методика основана на внутренней мотивации, поэтому вероятность, что обучение музыке надоест, минимальна;
- может быть опробована на любом ребенке, ведь талант есть у каждого;
- можно использовать как дополнение к другим подходам к воспитанию;
- у малыша развивается чувство прекрасного.
Недостатки:
- многие направления развития затрагиваются лишь поверхностно;
- занятия не гарантируют, что воспитанник станет виртуозным музыкантом и добьется больших успехов.
Роль отца в воспитании ребенка
Отцовское влияние на ребенка неоценимо
Даже не важно — мальчик это или девочка. Каждый малыш интуитивно ищет защиты со стороны «сильного папы»
Хотя можно наблюдать и некоторые различия в отношении детей разного пола к главе семейства.
Например, мальчики тянутся к отцу за тем, чтобы научиться у него поступать по-мужски в любой ситуации. Мальчишки смотрят на то, как папа поступает, как он говорит и даже, какие у него движения рук. Все папины привычки становятся желаемыми, а временами интуитивными для мальчишки.
Девочки же ищут в папе укрытие от любого негативного воздействия. Девочки по натуре более трусливые, а папа для них олицетворение крепости, которую ничто не сломит. Рядом с отцом маленькие девочки чувствуют себя в полной безопасности.
Что касается воспитательного эффекта на ребенка со стороны отца, то тут можно констатировать факт — большинство детей не требуют так уж много времени со стороны взрослого. Им достаточно недолгого общения с папой, чтобы понять, что тыл на месте. А дальше уже можно и своими делами детско-игрушечными позаниматься.
Исподтишка мальчишки будут наблюдать за делами отца, при этом занимаясь своими
А девочки могут порой даже и покапризничать, привлекая внимание большого папы. Им требуется для отцовского внимания гораздо больше времени
Дочки готовы сидеть на ручках у папы весь день. Им всегда уютно в объятиях папы. Большого эффекта от такого сидения на ручках у папы дочки не получают, зато эмоциональное состояние у них при этом формируется благоприятно.
Как для сына, так и для дочери общение с отцом сказывается весьма положительно. Поэтому, дорогие мамочки маленьких и не очень маленьких детей, прежде чем разрывать связь с отцами своих малышей, подумайте, как будет чувствовать и как будет расти ребенок без отцовского плеча.