У тебя есть дар убеждения
Начнем с того, что ты умеешь виртуозно лгать и скрывать улики. Потому что мама не должна была знать, что ты опять прыгала с гаражей вместе с Васькой из пятого подъезда, бегала купаться с Машкой, которая сидит на последней парте, а еще ты впервые прогуляла ненавистную художку и даже пробовала курить в «плохой компании». Ты знала, что за все это тебе влетит, а потому научилась смотреть на родителей честными глазами и убедительно лгать. И это невероятно полезное умение, на самом деле. Потому что умение лгать родителям — это ни что иное, как прокачанный с раннего детства дар убеждения. Теперь врать тебе совершенно необязательно, а вот умение убеждать людей в своей правоте никуда от тебя не делось. И оно тебе очень помогает.
Какие негативные последствия могут быть
Отсутствие самостоятельности. Строгое воспитание ущемляет развитие самостоятельности у ребенка. Такие дети не умеют принимать решения и не готовы к самостоятельной жизни.
Отсутствие доверия. Когда ребенок живет в условиях строгого воспитания, он не может открыто общаться со своими родителями и не получает достаточного доверия со стороны родителей. В результате, ребенок становится закрытым и не знает, как доверять другим людям.
Низкая самооценка. Ребенок, который растет в условиях строгого воспитания, может иметь низкую самооценку и быть пессимистом. Он может не верить в свои способности и бояться делать ошибки.
Стресс и тревога. Ребенок, которому не уделяют достаточно внимания и ласки, может испытывать стресс и тревогу, что негативно сказывается на его психическом и физическом здоровье.
Агрессивность и раздражительность. Дети, выросшие в условиях строгого воспитания, могут становиться агрессивными и раздражительными в будущем. Они могут реагировать на стресс и сложные жизненные ситуации с повышенной раздражительностью, что может привести к конфликтам и насилию.
Плюсы строгого воспитания
- Постановка границ: Строгое воспитание помогает детям понять, какие границы существуют в обществе и как нужно себя вести. Родители, устанавливая четкие правила и требования, помогают детям развить дисциплину и ответственность.
- Укрепление характера: Строгое воспитание помогает детям развить принципы упорства, терпения и самодисциплины. Оно научит детей преодолевать трудности и справляться с различными вызовами в жизни.
- Установление приоритетов: Строгое воспитание помогает детям разобраться в своих ценностях и приоритетах. Родители, которые устанавливают четкие правила и ожидания, помогают детям понять, что некоторые вещи в жизни важнее других.
- Подготовка к реальному миру: Строгое воспитание помогает подготовить детей к суровой реальности жизни. Оно помогает развить навыки самоконтроля, самостоятельности и адаптации, которые пригодятся взрослым людям в реальном мире.
- Уважение к авторитету: Строгое воспитание научит детей уважать авторитет родителей и других людей. Они будут понимать, что есть границы, которые нельзя переступать, и будут вести себя соответствующим образом в обществе.
Плюсы авторитарного стиля воспитания
- Удобный и послушный ребенок. Воспитывая малыша в авторитарном ключе с раннего детства, родители могут не бояться, что их ребенок сделает что-то неправильное: нарисует на обоях или испортит мамину любимую помаду. Примерно до подросткового возраста: после этого есть вероятность того, что ребенок почувствует немного свободы, оказавшись в среде сверстников, и послушным быть перестанет. Или станет вести двойную жизнь: удобный дома, и с деструктивным поведением – за его пределами.
- Не стыдно перед людьми: ребенок не бегает, не кричит, не спорит.
- Не нужно постоянно придумывать новые способы для взаимодействия с ребенком. Ведь всегда можно применить критику и угрозы, а если они не работают, то начать игнорировать.
- Ощущение собственного превосходства над человеком, чувство власти. Ребенок, пока маленький – практически ничем не может ответить на критику и насилие. А вот начальника, например, без последствий покритиковать не получится.
- Если авторитарный стиль воспитания применяется педагогом, то у него не один, а целый класс удобных и послушных детей, которые не смеют ему перечить и очень стараются учиться и хорошо себя вести, чтоб лишний раз не разозлить своего учителя. Но это тоже обычно работает только с начальной школой, подростки обычно находят способы воспротивиться такой системе.
- Сохранение финансов. Ребенок авторитарных родителей не будет выпрашивать игрушки и вкусности, на них можно совсем не тратиться.
Авторитаризм
Этот стиль воспитания жесткий, в семье имеется ряд требований по отношению к поведению детей. В таких коллективах родители требуют от детей определенных побед, в случае фиаско — наказывают их, ведут жесткий контроль над поведением и времяпрепровождением ребенка, подавление идет с физической силой. Решения в семье принимаются исключительно взрослыми, и мнением ребенка не интересуются. Для этого стиля подходят такие формулировки: «будет так, как старший сказал», «потому что так говорит родитель».
Ребенок при таких отношениях с родителями не может принимать определенные действия самостоятельно, за него все продумано и решено. Метод «кнута и пряника» регулярно используется при возникновении спорных ситуаций, детство протекает с запретами и угрозами.
Впоследствии из-за этой формы воспитания детей в подростковом возрасте появляются большие проблемы. Девушки и юноши перестают воспринимать родителей, пропадает страх. Воздействие близких теряет свою силу, и ребенок становится неуправляемым.
Как развивается личность при авторитаризме в семье? Либо человек становится безвольным и слабым, не имеющим чувства собственного достоинства, с отсутствием каких-либо желаний, способности выбирать, либо деспотичным, грубым, циничным, агрессивным и конфликтным, ненавидящим собственных родителей и решающим конфликты грубой физической силой.
При данном стиле лучше всего придерживаться некоторых рекомендаций, например, учитывать выбор своего малыша, его побуждение и желание к чему-либо, сопереживать с ним. Необходимо не указывать ему на его поведение, а выбирать тактичность, давать советы, разговаривать мягким, доверительным тоном и с каплей эмоций, чтобы он видел присутствие к нему заинтересованности, чтобы чувствовал тепло и поддержку со стороны родителей.
Запреты и наказания должны быть объяснены ребенку спокойным тоном, можно ругать его за определенное поведение, но не оскорблять как личность. Например, нельзя говорить «ты — лгун», следует подчеркнуть, что ребенок сказал неправду, то есть неправильно поступил. Требуется давать младшему члену семьи возможность выбора своего окружения, не лезть в его личное пространство и не контролировать его разговоры и переписки, позволять ему одеваться по своему вкусу, выбирать себе стрижку волос и прочие аксессуары. Обязательно перед входом в комнату следует постучаться.
Внимание родителей, искренность в разговорах, тактичность, отсутствие унизительных ноток в отношении подростка помогут найти определенный компромисс. Терпимость к последнему и выделение достоинств усилят доверие детей к родителям
Табу для родителей
Но и для родителей существует свод запретов. Запретов на неосознанное нанесение травм детской психике. Итак, родители ни в коем случае не должны:
— отказывать ребенку в общении. Наказание «я с тобой не разговариваю» формирует у малыша установку на условное принятие — он запоминает, что мама любит его, только если он поступает хорошо;
— отказывать в сладком, еде и питье. Едой нельзя спекулировать — это может сформировать у ребенка эмоциональную зависимость от пищи;
— отказывать ребенку в прогулке более двух дней подряд — это элементарно вредно для здоровья;
— сознательно бить ребенка. Физическое наказание не оказывает воспитательного эффекта, ребенок лишь затаивает обиду и желание отомстить. Кроме того, дети, которых били родители, часто вырастают лживыми, пассивными, зависимыми и беспокойными. Дошкольники, которых наказывают физически, как правило, имеют целый «букет» эмоциональных и психосоматических расстройств: ночные кошмары, энурез, головная боль;
— бросаться грубыми словами и замечаниями. Ребенок может поверить вам, если вы кричите, что он плохой, глупый и вы не будете его любить. В будущем заниженная самооценка может обернуться для человека возникновением самых разных эмоциональных расстройств, зависимостей, депрессий, фобий, психосоматических заболеваний.
Также по теме:
https://youtube.com/watch?v=_WfviyrfpsU
«Дети индиго» или Синдром дефицита внимания и гиперактивности?
Воспитание до 3 лет
В первые годы своей жизни малыш доставляет много хлопот и радости. Но родителям, которые заботятся о крохе, не стоит откладывать воспитание ребенка до того периода, когда он подрастет. Начинать применять различные педагогические методики желательно как можно раньше, еще до того как малыш начнет добиваться первых успехов.
Особенности воспитания детей раннего возраста имеют непосредственную связь с развитием ЦНС. Так, психологические, аналитические и познавательные способности грудничков обладают существенными отличиями от тех, которые проявляют малыши постарше.
Среди особенностей воспитания детей, которые находятся в раннем возрастном периоде, отмечается низкое развитие речевого компонента, из-за чего его роль достаточно низка. Все разговоры с маленьким человеком несут информацию в основном из-за их эмоциональной окраски. Однако грудные детки развиваются достаточно быстро
И если в раннем периоде родители смогли окружить их заботой и вниманием, то уверенность в своих силах, жизнелюбие и устойчивость к стрессам будут сопровождать ребенка всю его жизнь
В первые месяцы после появления крохи на свет мама и папам важно выработать у него стереотипы, касающиеся ночного сна и режима дня. Это позволит биологическим темпам младенца постепенно подстроиться под семейные привычки
Отрицательный результат
Однако авторитарное воспитание — это далеко не только положительные итоги. Отрицательным результатом станет то, что человек станет таким:
- Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
- Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
- Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
- Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
- Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.
Ты заботишься о себе
Ты знаешь, что курить вредно, пить плохо, а заниматься спортом — необходимо. Причем ты, скорее всего, пробовала и курить, и выпивать, и проводить целые недели на диване в обнимку с пятилитровой банкой «Нутеллы». Ну просто потому, что в тебе проснулось совершенно естественное чувство протеста. Но мамин голос в твоей голове продолжает порицать эти нехорошие занятия, и ты вдруг понимаешь, что они правда нехорошие. И, между прочим, выйти на вечернюю пробежку и правда куда приятнее, чем сидеть в душном баре, выбегая на перекуры. И это значит, что твое здоровье куда крепче, чем у любителей «побаловать себя».
Как предотвратить последствия свободного воспитания?
В первую очередь следует научиться говорить ребёнку «нет», вводя ограничения, необходимые для жизни и личности. Если ребёнок уже достиг подросткового возраста, начинать нужно с малого. Можно вводить лёгкие бытовые правила, которые нужно обязательно соблюдать, выполнять какой-либо ритуал. Например, каждую субботу мыть посуду за всей семьёй, убирать вечером комнату. Необходимо начать с немногочисленных ограничений, но обеспечить контроль их выполнения. В случае необходимости нужно поддерживать ребенка.
Исправление такого типа воспитания подчиняется простым алгоритмам действий — родители должны понять, что не всегда нужно принимать позицию ребенка там, где его интересы сталкиваются с интересами школы, других детей или общества. Последствия могут оказаться дороже пренебрежения.
Полезные ссылки:
Хаотический стиль воспитания
При хаотичном стиле характерно отсутствие единого подхода к воспитанию: нет ясно определенных, конкретных, выраженных требований к детям, может наблюдаться между родителями разногласия, противоречия в выборе воспитания. У таких родителей не хватает самообладания, выдержки для осуществления последовательных воспитательных действий в семье. Возможны резкие перепады в отношениях — от наказания, ругани, слез до ласки, что может привести к потери родительского внимания. Ребенок может стать неуправляемым, будет пренебрегать мнением родителей и других взрослых. Непредсказуемость реакций со стороны родителей лишает ребенка стабильности, провоцируя повышенную неуверенность, тревожность, импульсивность, неуправляемость, агрессивность, социальную дезадаптацию. У ребенка, при таком воспитании, не сформируется чувство ответственности и самоконтроль, отмечается заниженная самооценка и незрелость суждений.
Немного истории
О воспитании детей в разное время существовали свои мнения. Было время, когда в школах практиковались телесные наказания. До последнего времени они сохранялись в такой развитой стране, как Англия. Во многих странах от них отказались по ряду причин. Появились новые теории и методики воспитания, которые основывались на исследованиях в области педагогики.
Любовь также следует понимать правильно. Если мама с папой ни в чем не отказывают своему чаду, это не значит, что они его безумно любят. Причин этому может быть много. Например, чтобы люди не сказали, что они плохие родители, или чтобы малыш был чем-то занят и требовал меньше внимания. Родители могут воспитывать ребенка достаточно строго, но в то же время любить его.
Воспитание детей
Американские ученые пришли к выводу, что дети лучше учатся тому, что им нравится. Нужно приспосабливаться к их умственному и физическому развитию. Тогда они быстрее усваивают знания. Это говорит о том, что обучение и воспитание должно быть индивидуальным.
Такие выводы привели к снижению строгости в воспитании.
Теория авторитарного воспитания
Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать «в ежовых рукавицах», запрещая практически все, что может приносить ему радость.
Если представить себе метод «кнута и пряника», то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.
Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.
Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?
Какие дети считаются недоношенными
Согласно стандартам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), недоношенные дети — это те, кто родился до 37-й недели беременности. Потенциально жизнеспособными считаются малыши, родившиеся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 недель. Однако науке известны случаи, когда медики выхаживали и более слабых малышей на более раннем сроке.
Например, в 2014 году в США врачи реанимировали девочку, мама которой была на 21 неделе беременности. Вес малышки был 408 граммов. Сейчас она живет нормальной жизнью и вполне здорова. А в 2018 году в Японии родился мальчик весом всего 268 граммов. Он был такой маленький, что помещался у врача на ладони. Ребенок провел в больнице два месяца, а потом его отправили домой — с «солидным» весом в 3 кг 238 г. И похожих примеров немало.
Каковы стили воспитания Левина?
Курт Левин считается одним из важнейших пионеров психологии и основателем современной социальной психологии. В 1930-х годах он проводил полевые эксперименты по изучению влияния различных стилей воспитания на успеваемость молодежи. Вместе с Рональдом Липпитом и Ральфом К. Уайтом Левин исследовал следующие стили воспитания:
-
Авторитарный стиль воспитания
-
Демократический стиль воспитания
-
Беззаботный стиль воспитания
Эта концепция с тремя стилями руководства или воспитания служила и до сих пор служит для отнесения педагогов к определенному типу. Схема должна помочь педагогу осознать свой собственный стиль воспитания и, возможно, переосмыслить поведение родителей.
Вам также может быть интересна наша следующая статья: Няня
Ограничения — дело времени.
По мере взросления ребенка большинство ограничений потеряют свою актуальность и будут сняты. Например: ограничение по использованию отвертки исчезнет тогда, когда вы научите ребенка безопасно пользоваться этим инструментом. В идеале, к полнолетию вашего ребенка, останутся только ограничения, которые обеспечивают правила поведения в быту и в обществе. Самое примитивное из них: нельзя кушать с ножа. Но к тому времени их уже и ограничениями назвать нельзя будет — это правила хорошего тона, скорее. Еще раз подчеркиваю, что ограничения это только временная и вынужденная мера в воспитании ребенка и действуют они только до тех пор, пока ребенок не научится осознанно обращаться с вещами и с людьми
Поэтому, с малых лет надо уделять внимание разъяснению того, где и почему установлены те или иные ограничения, и постепенно переходить к равноправному диалогу, который и составляет сущность демократического воспитания
Мы с вами, дорогие родители, рассмотрели основные принципы демократического воспитания ребенка. Как мне кажется, это наиболее удачный способ воспитания, который впитал в себя достоинства и авторитарного воспитания ребенка, и свободного воспитания. Но решать, конечно вам и только вам, так что взвесьте все как можно тщательнее и выберите тот способ, который больше всего подойдет и вашему ребенку и вам. Хочу напомнить, что те рекомендации, которые изложены в этой статье не догма, и могут меняться и трансформироваться в зависимости от конкретных обстоятельств. В Следующей статьей, дорогие родители, мы с вами начнем рассматривать конкретные жизненный примеры и вместе искать правильный выход из сложившейся ситуации. Если у вас уже возникли проблемы с воспитанием ребенка, то и я и наши читатели постараемся вам помочь. А для того, чтобы не пропустить интересную статью, советую вам оформить подписку.
Что еще прочитать по данной теме:
Достоинства авторитарного воспитания.
1. Неоспоримым достоинством авторитарного воспитание в ранний период развития ребенка является то, что на ребенка не давит бремя ответственности, бремя необходимости самостоятельно принимать решения по малейшему поводу, которое может привести и приводит к психическим срывам.
2. В семьях, исповедующих авторитарный стиль воспитания, ребенок чувствует себя в безопасности потому, что рядом всегда папа или мама которые знают, что и когда надо делать. Этот фактор также благоприятно сказывается на психическом здоровье ребенка.
3. Ребенок, который воспитывался в авторитарной среде, более организован, дисциплинирован и аккуратен. Из таких детей вырастают отличные исполнители.
Минусы авторитарного воспитания
Многолетние исследования показали: дети, воспитанные авторитарными родителями, чаще страдают депрессией и испытывают тревогу. Есть и другие минусы:
Зависимость от правил. Авторитарное воспитание строится на том, что дети должны строго следовать правилам. Когда ребенок сталкивается с ситуацией, которая выходит за рамки известных ему «инструкций», он теряется и не знает, как себя вести.
Заниженная самооценка. Люди, чья уверенность в себе зависит от чужого мнения, часто испытывают трудности в общении, и особенно — в новой для них среде.
А как насчет бунта? Дети, воспитанные авторитарными родителями, в конце концов, устают от бесконечного списка правил. Часто это приводит к тому, что они бросают вызов своим родителям, проверяя их на прочность. Иногда в этой борьбе ребенок ставит под угрозу собственную безопасность.
Реальные примеры
Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.
Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.
После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.
Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.
Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.
Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.
Авторитарное воспитание ребенка сделало его абсолютно неуверенным в себе, безынициативным, конфликтным, с заниженной самооценкой и очень враждебным. Четко проявлялись склонности к насилию.
По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей «Мертвая голова».
Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.
Хаотический стиль
Психологи классифицируют этот способ воспитания, как отдельную категорию, поскольку в ней отсутствует цельный подход: нет конкретных, четких требований. Возникает подобное явление при разногласии взрослых в деле выбора педагогической методики. Семейные конфликты регулярны, родители выясняют отношения при ребенке, провоцируя у него развитие невротических реакций.
Непредсказуемые реакции папы с мамой лишают малыша чувства стабильности, у него возникает импульсивность, повышенная неуверенность, агрессивность, полная неуправляемость. А ведь карапузу требуется стабильность, ему нужны четкие ориентиры, как поступать и оценивать происходящее.
Взрослые, используя различные варианты воспитания, лишают ребенка стабильности, неуклонно формируют из него неуверенную, импульсивную и тревожную личность, часто неуправляемую, агрессивную. У подростка отсутствует самоконтроль, он перестает быть ответственным как за себя, так и за окружающих, поскольку отличается инфантильностью.
У тебя прекрасное окружение
Ты поступила в хороший ВУЗ, и это значит, что у тебя хорошее образование. А еще это значит, что у тебя правильное окружение: безусловно, в каждом хорошем ВУЗе можно найти и лентяев, и глупцов, но они все-таки не в большинстве. Большинство — это умные молодые люди, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Причем не с помощью родительских денег. Естественно, что после окончания учебы ты не захотела окружать себя людьми, не дотягивающими до этого уровня. Всем нам свойственно стремиться к лучшему, а не к худшему, и ты тоже стремишься. Притом, что ты и так стартовала с высокой точки.
Дети нуждаются в границах
Если ребенок хорошо понимает слово «нет» и приучен соблюдать правила поведения в семье и в обществе, это не означает, что его невозможно воспитать свободным. Наличие эмоциональных границ в отношениях и воспитании необходимы для того чтобы дети могли чувствовать себя уверенно и безопасно. Они помогают им ощущать целостность собственной личности, благодаря чему ребенок лучше понимает и чувствует себя, а также умеет управлять своими эмоциями.
Именно это является примером свободного поведения ребенка, когда он знает, кто он и на что способен, как правильно взаимодействовать с окружающими, как управлять своим настроением и поведением, помогает получать желаемое и быть принятым среди родных людей и в группе сверстников.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
обзор
Я буду первым, чтобы признать, я ненавижу родительские ярлыки типа вертолета или тигра мамы. Они говорят в крайности мне. Они карикатуры родителей, что очень немногие люди на самом деле воплощают полностью.
Я обнаружил, что вместо того, чтобы быть полностью направлена на какой-либо одной этикетки, мы можем иметь здравый смысл, чтобы определить наше собственное воспитание. Мы признаем, что делает и не работает для нас из каждого конкретного стиля, а затем можно применить это к нашим решениям родительских.
Но даже если это так, то эти метки все еще существуют. И в зависимости от ситуации, в которой вы находитесь, и решения, которые вы делаете, кто-то неизбежно хлопнуть один из них на вас.
Минусы авторитарного воспитания
Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:
- У малыша развиваются комплексы — это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
- Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
- Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
- Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.
Демократический стиль
Демократический стиль воспитания характеризуется тем, что воспитатель включает детей в свои решения. Это означает, что педагог информирует детей о запланированных мероприятиях, чтобы дети могли подготовиться к ним. Кроме того, решения принимаются совместно воспитателем и детьми. У детей есть право голоса, и их поощряют к участию. Детям также разрешается принимать собственные решения, например, относительно групповой работы с другими детьми или выбора конкретного решения. Педагог хвалит и критикует детей основательно и конструктивно и может индивидуально реагировать на трудности и вопросы отдельных детей. Детей побуждают брать на себя ответственность и учиться решать проблемы самостоятельно. Демократический стиль воспитания в огромной степени способствует развитию творческих способностей детей и ведет к высокой степени конструктивности со стороны детей.
Признаки
Авторитарная форма общения с учащимися проявляется в отношении к ученику, как к объекту психологического воздействия и применения педагогических приемов. Ученик не рассматривается, как равноправный партнер. Единицы учащихся при таком стиле педагогического общения способны преодолевать негативное психологическое воздействие и успешно учиться. Признаки авторитарного учителя:
- Приоритетные педагогические методы – приказы, распоряжения.
- Методы психологического воздействия – поучения, упреки, нравоучения.
- Профессиональная неустойчивость, что проявляется в отсутствии достаточной мотивации для занятия профессиональной деятельностью, когда профессия не приобретает форму трудовой доминанты.
- Желание лидировать в коллективе коллег.
- Упор на методическую культуру в ущерб творчеству и предоставлению инициативы учащимся.
В педагогической практике чаще применяются смешанные стили преподавания. Статистика показывает, около 30% учащихся старших классов страдают от невротических расстройств разной степени выраженности. В структуре психических нарушений преобладают тревожные расстройства. Доказано, что психоэмоциональный фон ребенка, особенности становления его личности зависят от стиля преподавания.
Авторитарный стиль педагога характеризуется единоличным управлением классом, когда в процессе принятия решений, касающихся школьной жизни учеников, они не участвуют.