Стили педагогического общения

Введение

В общении складывается
важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности
воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает
функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как
инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь
дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в
компоненты профессионально- творческие.

На сегодняшний день
продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в
педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен
возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь
преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе
взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию
сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом
случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую
структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в
обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки)
социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в
себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию
взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций,
специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического
обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений
педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных
задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения,
предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений

И очень
важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс
состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения

Тема работы: Стили педагогического
общения и взаимодействия

Актуальность изучения стиля педагогического
общения и взаимодействия вызвана тем влиянием, которое он оказывает на личность
обучающихся, на возникновение конфликтов и разногласий между участниками
педагогического процесса. Если бы мы могли иметь более четкое представление о
том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в
конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих
в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс
обучения.

Предмет исследования: стили педагогического
общения и взаимодействия.

Цель исследования: теоретическое изучение
стилей педагогического общения и взаимодействия.

Для реализации цели были
поставлены следующие задачи:

1.   Дать понятие стиля педагогического
общения;

2.   Рассмотреть типологию стилей
педагогического общения и взаимодействия;

Авторитетный стиль общения педагога

«Авторитетные» педагоги отмечаются совершенно противоположной точкой зрения и подходом к обучению. Прежде всего, они избирательны относительно своих воспитанников. Именно они чаще всего склоны к введению различного рода запретов, жестких правил, ограничений, прибегают к наказаниям. Говоря иначе, авторитетный стиль общения педагога – это проявление строгости и непоколебимости. Такой педагог ожидает от своих учеников постоянного и покорного послушания. Прибегая к большому количеству воспитательных мер, при этом все они являются однообразными.

Следует сразу отметить, что подобный стиль приводит к повышенной конфликтности, недоброжелательности в отношениях, а потому создает крайне негативную атмосферу для обучения и воспитания, особенно, школьников. Чаще всего, педагоги прибегают к авторитетному стилю исключительно в благих намерениях как можно лучше воспитать ребенка. С их точки зрения, если сломать детей и добиться максимального эффекта путем подавления «ненужной индивидуальности» своим авторитетом, то можно добиться максимального эффекта в кратчайшие сроки. Тем не менее, такое отношение вызывает у детей чувство отторжения, подавленности и незащищенности, что приводит, чаще всего, к очень негативным последствиям.

перейти наверх

Минусы

  1. Поскольку свобода ребёнка возводится в абсолют, а его потребности и желания всегда удовлетворяются, такие дети очень избалованы. И если внутри семьи с её установками это как-то решаемо, то вне – в детском саду, школе – свобода личности оборачивается не слишком приятной стороной как к окружающим, так и к самим детям.
  2. Отсутствие каких-либо запретов в конечном итоге может сыграть с ребёнком злую шутку. Твёрдые правила для малышей – это своеобразные маячки, по которым они ориентируются, их необходимо сразу обозначать. Дети, воспитанные в либеральном стиле, не понимают, что свобода – это прежде всего ответственность, они не умеют быть требовательными к себе, и сами страдают от этого. Такие дети эмоционально нестабильны и, столкнувшись с запретами, могут ответить агрессией, истерикам, а иногда впадают в депрессию от «несовершенства мира».
  3. Убеждённость в том, что «все обязаны меня принимать и любить» разбивается о жестокое разочарование. Требуя к себе исключительного отношения, дети сталкиваются с жёстким противодействием и испытывают сложности в общении.
  4. Взрослея, юноша или девушка оказываются инфантильными, безответственными, совершенно не приспособленными к жизненным реалиям. Им кажется, что решение их проблем – дело других. Часто такие молодые люди не могут завершить образование и в зрелом возрасте всё ещё живут с родителями (что для последних не всегда весело, поскольку вторжение подросших детей в их личное пространство восторга не вызывает).
  5. Естественное непослушание, которое возникает из-за отсутствия границ и наказаний, становится предметом торговли. Папе мешает, что я играю в мяч, когда он работает? Пусть даст конфетку. Причём со временем ставки растут, и сладостями уже не обойтись.
  6. Уверенность в собственной уникальности рождает завышенные ожидания от жизни за самые обычные действия. Например, ребёнок может размышлять так: ведь я хожу каждый день на эти скучные уроки, за одно это мне должны ставить пятёрки. Будучи взрослыми, такие люди будут ждать повышения по службе за одно то, что каждый день ходят на работу, и бриллиантового кольца за приготовление еды.

Примечания

  1. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008.- С. 167.
  2. ↑ Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 459.
  3. Педагогический энциклопедический словарь/Под ред Б. М. Бим-Бада.- М.,2003.- С. 175.
  4. Бодалёв А. А. Личность и общение.- М..1983.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.- С. 468.
  6. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.
  7. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008..- С. 168.
  8. См. гл. 3-7 в кн.: Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., испр. и доп.- М.,2010.- 344 с.

Какие стили воспитания используются родителями

Как известно, специалисты выделяют четыре стиля родительского воспитания:

  • авторитарный стиль (характеризуется излишне строгим контролем со стороны родителей, подавлением инициативы и воли ребенка);
  • демократический стиль (характеризуется партнерскими взаимоотношениями с ребенком, разделением полномочий, доверием и мягким контролем);
  • попустительский стиль (характеризуется невмешательством в дела ребенка, излишней свободой и отсутствием контроля со стороны родителей);
  • хаотический стиль (характеризуется отсутствием четкой линии поведения родителей, бессистемностью и неадекватностью действий применительно к одной ситуации).

Считается, что самый лучший стиль воспитания — демократический. Но не все так просто. Ведь ребенок не является роботом с заданной программой, ребенок — это маленькая личность со своими потребностями, особенностями и запросами, поэтому невозможно использовать только один стиль. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.

Список использованной литературы

1. Абрамова, Г.С.Некоторые
особенности педагогического общения с подростками. — / Г.С. Абрамова //#»#»>Куркина, Е.В. Теория
и практика педагогического общения — / //http://festival.1september.ru/articles/506043

10. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый
в учебном диалоге: Кн. для учителя. — / С.Ю. Курганов.- М., 1989. — 249
с.

11. Либин, А.В. Элементы теории стиля
человека.//Психология сегодня в материалах 1 Всероссийской конференции. —
/А.В.Либин.-М.,1996.

12. Лобанова, Е.А. Дошкольная
педагогика: учебно-методическое пособие — / Е.А. Лобанова. — Балашов:
Николаев, 2005. — 76 с.

13. Ломов, Б.Ф. Методологические и
теоретические проблемы психологии. — /Б.Ф.Ломов.-М.,-1984.

14. Мулькова, С.А. Современные
подходы к стилям педагогического общения- / С.А. Мулькова //http://www.psi.lib.ru/statyi/
sbornik/ spspo.htm

15. Радугина, А.А. Психология и
педагогика. — / А.А.Радугина.- М., 2000.

16. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л.
Социальная психология. — / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский.- Санкт-Петербург,
1999.

17. Сластенин, В.А. и др. Педагогика:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений . — / В.А.
Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия,
2002. — 576 с.

18. Столяренко, Л.Д. Педагогическое
общение. — // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов
вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. 19. Толочек, В.А. Стили профессиональной
деятельности. — В.А. Толочек. –М.: Смысл, 2000.-199 с.

Как вести себя в новом коллективе

Стратегия поведения в новом коллективе зависит от занимаемой должности. Если директор школы может проявлять больше авторитарных качеств, со стороны рядового работника такое поведение может выглядеть как превышение полномочий.

Еще один пример – это воспитатель и его помощник в ДОУ. Воспитатель не может быть только «демократом», без авторитарных качеств он рискует пошатнуть дисциплину в группе. Помощник, который не принимает участия в обучении детей, может придерживаться либерального или нейтрального поведения.

У начинающих педагогов возникают сложности при выборе стилистики общения, наиболее распространенная ошибка – это отсутствие маневренности. Зачастую молодой учитель выбирает для себя роль «демократа» или руководителя и не отступает от неё ни на шаг.

Новый учитель

Выбирая для себя стили пед общения в новом коллективе, необходимо присмотреться к учащимся. Для достоверности можно посетить занятие класса с другим преподавателем, чтобы оценить детское поведение и выработать свою стратегию. Если такой возможности нет, нужно провести краткий ознакомительный урок, на котором можно пообщаться с подопечными и сделать выводы.

Обучение – это сложный технологический процесс, который во многом зависит от способности педагога донести информацию до учащихся. Наиболее продуктивным считается смешанный тип общения, в котором можно соединить лучшие качества и сгладить недостатки. Со временем у каждого педагога вырабатывается индивидуальный стиль обучения, который он постоянно использует.

Классификация стилей

Общепринятым считается деление стилей на:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный.

Авторитарный стиль предполагает доминирование педагога и послушание учеников. Плюсом такого общения будет уровень знаний учеников, которые ведут себя так, как хочет учитель. Минусом — отсутствие самостоятельности и творческой инициативы у детей. Демократический стиль строится на сотрудничестве педагога и учащихся, взаимном уважении и доверии. При такой форме взаимоотношений складываются благоприятные условия для развития у детей самостоятельности, активности, творческого начала, навыков общения, и уверенности в себе. Либеральный характеризуется формальным отношением педагога к своим обязанностям. Учитель не заинтересован в развитии учеников, отстранен от них. Плюсом такого стиля может стать ранняя самостоятельность учащихся. Минусом будут трудности в общении с другими людьми, невозможность сопереживать им.

Еще стили воспитания:

Хаотический

Еще он называется «непоследовательный». Для этого стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию. Такой воспитательный стиль может сформироваться из-за: отсутствия у родителей опыта, неуверенности, несогласованности действий взрослых.

Все это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям – ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюкания» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым и эмоционально подверженным.

В этом случае пренебрегают к одной из базовых потребностей личности – потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации.

При этом стиле воспитания дети исследуют окружающий мир под защитой родителей. Родители считают, что детям необходимо рассказывать о том, что им нужно и можно исследовать. Они несут ответственность за защиту своего ребенка в его процессе изучения. Этот метод концентрируется на творчестве, эмпатии и ответственности.

Рекомендации родителям: Родителям стоит научится контролю своих действий. Этот принцип воспитания не плох, если у него есть хоть какие-то рамки. Стоит все же использовать какие-то методы в воспитании. Это облегчит задачу родителям и сделает детство ребенка спокойным.

Игнорирующий

В данном случае такой стиль называют индифферентным . Здесь вообще отсутствует контроль со стороны родителей, также, как и сами взаимоотношения. Взрослые совершенно не обращают никакого внимания на своих детей, не занимаются и не общаются с ними. А какие-либо ограничения отсутствуют. Такое отношение с родительской стороны возникает из-за того, что они настроены враждебно, по отношению к детям. Все это исходит из их психологической травмы.

Рекомендации родителям: Родителям данного типа воспитания, а точнее отношения нужно постараться осознать, что их ребенок не виноват, ну а тем более, не достоин такого отношения к себе, несмотря на то, что плохое произошло в жизни родителей. Это новая ваша жизнь, постарайтесь дать своему малышу то, что вам так не хватало в детстве.

Интуитивный

Он означает, что в вопросах воспитания вы, скорее всего, следуете своей интуиции или взглядам на жизнь. Применяя этот стиль, родители пытаются воспитывать своих детей так же, как когда-то воспитывали их самих. Они пытаются следовать той же логике и правилам, которые в детстве применялись по отношению к ним. Очень часто такой вариант приносит лучшие плоды, особенно если родителей воспитали в свое время достойно. Переживание за то, что ребенок, что-то не получит не стоит. Скорее всего малыш наоборот вырастет очень воспитанным уравновешенным ребенком. Потому как материнская интуиция очень сильна.

Рекомендации родителям: иногда все же полагаться на одну интуицию не стоит. Лучше иметь представления о том, какие методы существуют. А вот пользоваться ими или нет дело каждого.

Позитивный

Этот метод предполагает использование здравого смысла, основанного на прочных семейных устоях и принципах. При этом дети растут в любящей, теплой, поддерживающей, заботливой и позитивной атмосфере, основанной на уважении и доверии. Родители развивают мировоззрение своего ребенка и укрепляют его уверенность в себе, чтобы подготовить к непредвиденным жизненным обстоятельствам.

Рекомендации родителям: родительская роль заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять своих детей верить в себя, контролировать свою судьбу и не плясать под чужую дудку. Считается, что при таком стиле воспитания дети имеют наилучшие перспективы для развития позитивного психологического настроя, хороших черт характера, продуктивных жизненных навыков, позитивной самооценки и счастливой и благополучной жизни.

Иногда взаимосвязь между стилем воспитания и поведением может быть очень слабой. А иногда и наоборот. Однако все же она есть и иногда очень полезно использовать методы воспитания в семье. Главное помнить нет идеального стиля воспитания, который поможет вам подарить ребенку все, о чем мечтает он и вы. Но только от вас зависит будущее ребенка, поэтому учитесь анализировать свое поведение и то, что будет в какой-либо ситуации уместно.

Предназначение педагогического общения

Педагогическое общение, следует рассматривать как одну из форм коммуникативных связей, подразумевающее общие интересы, мысли и чувства. Создание дружественной атмосферы между учителем и учениками позволяет добиться максимальных результатов в вопросе обучения и развития различных навыков. Данный процесс имеет множество различных граней, каждая из которых содержит в себе контекст взаимодействия.

Существует несколько функций педагогического общения, каждая из которых имеет важное значение в формировании личности учащегося. Специалистами выделяются следующие функции самоактуализации :

  • эмотивная
  • познавательная
  • регулятивная
  • фасилитативная.

Правильно построенная коммуникативная связь, вызывает у каждого учащегося интерес к освоению новых знаний и навыков, а также способствует дальнейшему развитию личности. Одним из важных аспектов подобной связи, является уважение педагога к личности учащегося.

Понимание особенностей личности, позволяет создать правильную атмосферу, наполненную доброжелательностью. Именно эта атмосфера позволяет зародить в учащемся жажду к постоянному развитию. Правильное восприятие личности учащегося, является одной из важнейших функций в педагогическом общении.

Информационная составляющая этого процесса также имеет немаловажную роль в становлении детской личности. Эта функция способствует развитию процесса познания и подразумевает полное взаимопонимание между учениками и учителем. Данная функция направлена на создание положительной мотивации, что заставляет учеников достигать различных целей. Помощь в преодолении психологических барьеров, препятствующих самовоспитанию и становлению частью социума, является одной из значимых составляющих информационной функции.

Информационная функция содержит в себе три компонента: коллективные, групповые и индивидуальные взаимоотношения. Индивидуальные взаимоотношения формирую связь, благодаря которой педагог получает возможность воздействовать на сознание ребенка, корректируя и изменяя его поведенческую модель.

Стиль педагогического руководства можно определить как приемы воспитательного воздействия

Предназначение основных функций педагогического общения:

  1. Контактная функция – используется для создания коммуникативной связи, использующейся для приема и передачи навыков и знаний.
  2. Побудительная функция – является своеобразной мотивацией учащихся, направленной на достижение определенных результатов и совершение различных действий.
  3. Эмотивная функция – используется для того, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции в ребенке, которые в дальнейшем корректируются или изменяются при помощи специальных методов психологического воздействия.

Важную роль во взаимоотношениях между преподавателем и учениками имеют этнические ценности

Забота, внимание, верность себе, доверие и откровенность позволяют добиться продуктивного общения, результатом которого станет высокая мотивация учеников

Понятие педагогического общения

В педагогике очень важна роль общения. Оно обеспечивает успех взаимодействия между учителем и учеником, преподавателем и студентом

При этом важно осознавать, что общение представляет собой сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Нельзя забывать, что общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания

Виды общения

Педагогическое общение привлекло внимание ученых достаточно давно. Еще в период Античности считалось, что общение с воспитуемыми – не простое дело

Считалось, что к общению с учениками нужна склонность и талант. Не каждому дано обучать, так как не просто передать свой опыт другим. Однако само по себе понятие «педагогическое общение» было введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым

К проблеме трактовки термина «педагогическое общение» обращались ведущие специалисты как в России так и за рубежом. Ключевые определения нашли отражение в таблице.

Понятие педагогического общения

Автор

Трактовка термина «педагогическое общение»

1

А.А. Леонтьев

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся .

2

Л.Л.Товажнянский, О.Г.Романовський, В.В.Бондаренко

Педагогическое общение представляет собой специфическую форму делового межличностного общения, имеющую свои характерные особенности, и в то же время подчиняющуюся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .

3

И.А.Зимняя

Педагогическое общение как форма педагогического сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся .

4

В. А. Сластенина

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности

5

Коджаспирова Г. М. 

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе

В зарубежной педагогике и психологии педагогическое общение основано на господствующем в западной культуре принципе индивидуальности и характеризуется доминированием лидерства педагога в системе общения с учащимися. И это, несмотря на пропаганду равенства мнений учащегося и педагога. Также необходимо отдельно выделить, что во всех западных странах существует дистанцирование педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: Преподаватель несет стопку учебников или тетрадей в Азии кто-нибудь из студентов часто подбежит и поможет донести, что немыслимо в западной культуре обучения.

Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения.

Функции педагогического общения крайне важны для понимания понятия «педагогического общения» как термина педагогической науки. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Рассмотрим точку зрения Л.А. Карпенко. Он считает, что их не менее восьми:

  1. контактная,
  2. информационная,
  3. побудительная,
  4. координационная,
  5. понимания,
  6. амотивная,
  7. установления отношений,
  8. оказания влияний .

Особенности педагогического общения

Педагогическое общение без сомнения обладает рядом особенностей, благодаря которым, его можно смело назвать одной из базовых компетенций современного педагога.

Важно выделить следующие особенности педагогического общения:

  1. По характеру ближе к общению психотерапевта и клиента, так как учитель, прежде всего, передает ученику убеждение в силе человеческого разума, тягу к познанию, любовь к истине. Учитель должен демонстрировать культуру межличностных отношений.
  2. Полнобьектная направленность – направлено не только на само взаимодействие обучающихся в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе творческих умений.
  3. Тройная направленность – на учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
  4. Тройная ориентированность – личностная (фронтально воздействует на каждого обучающегося), социальная (ориентирует на нужный результат весь класс) и предметная.
  5. Сочетание делового и личностного общения.
  6. Пролонгировано и может продолжаться годами.
  7. Обязательно-принудительный, функционально-ролевой характер.
  8. Осуществляется одновременно с другими видами деятельности учителя, часто являясь условиями их осуществления.
  9. Полифункциональность, целенапавленность.
  10. Комплиментарность.

Итак, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. В ходе
педагогической деятельности возникает особое общение между педагогом и
ребенком. Характеристикой педагогического общения является его стиль —
индивидуально-типологические особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и обучающихся.

3. Чаще всего в
педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции,
когда доминирует один из них.

4.
Наиболее эффективным в педагогическом общении, в большинстве случаев,
оказывается демократический стиль. Следствием его применения является повышение
интереса к работе, позитивная внутренняя мотивация деятельности, повышение
групповой сплоченности, появление чувства гордости общими успехами,
взаимопомощи и дружелюбия во взаимоотношениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: