Слайд 4Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи
с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а порой к элементарному образованию. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека, мир — необходимо привить ему навыки коммуникативной культуры.Коммуникативная компетенция — это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность). От уровня её развития во многом зависит процесс адаптации ребенка в ДОУ, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Она не является новой в дошкольной системе образования, т. к. её реализация подразумевает использование различных коллективных (коммуникативных) приёмов работы Коммуникативная компетентность дошкольников может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ребенка, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Особенности педагогического общения
Определение 1
Педагогическое общение – это специфическое профессиональное взаимодействие педагога с коллегами, родителями и детьми во время педагогического процесса и за его пределами.
Общение является одним из важнейших элементов педагогического процесса, без него невозможно достигнуть воспитательных и обучающих целей.
Педагогическое общение направлено на становление личности ребенка, его развитие в рамках воспитательно-образовательного процесса, создание комфортной психологической атмосфере в классе (группе) и сплочение детского коллектива.
Осуществление педагогического общения возможно посредством вербальных, визуальных и тактильных средств.
Педагогическое общение направлено на создание эффективных условий реализации педагогического процесса.
Таким образом, педагогическое общение является основной формой реализации воспитательно-образовательного процесса.
Продуктивность педагогического процесса определяется целями и ценностью общения.
Замечание 1
Основной целью педагогического общения выступает передача профессионального и общественного опыта от педагога к детям, в виде знаний, умений и навыков.
В процессе общения происходит становление личности, развитие индивидуальностей и способностей ребенка, но совершенствование личности педагога.
Педагогическое общение выполняет ряд функций, определяющих его значимость и специфику:
- Контактная функция – направлена на установление контакта между участниками педагогического процесса, передачу учебной информации.
- Побудительная функция — стимулирует и направляет активность детей на выполнение учебных заданий и в целом на педагогический процесс.
- Амотивная функция — побуждает нужные эмоциональные переживания, необходимые для обмена эмоциями и состояниями между детьми.
Качество педагогического общения определяется в первую очередь реализацией специфической обучающей функцией, которая включает в себя и воспитательный элемент. Это связано с тем, что исходной позицией организации педагогического общения является развивающий и воспитывающий характер обучения. Обучающая функция является ведущей, но при этом она не самодовлеющая. Это процесс естественного и многостороннего взаимодействия педагога на учащихся.
Высшей ценностью педагогического общения являются честь и достоинство педагога и детей. Кроме того, педагогическое общение должно ориентироваться на этические ценности и нормы морали.
Понятие и особенности социальной компетентности
Социальная компетентность представляет собой важнейший вид компетентности. Любые компетентности считаются социальными в широком смысле, поскольку они формируются в социуме. Социальная компетентность становится одной из важных ключевых компетентностей выпускника учебного заведения. Это связано с тем, что она выступает в качестве системы компетентностей, которые требуются для эффективной адаптации личности к социуму.
Социальная компетентность обеспечивает профессиональный и личный успех человека. Она, по мнению Т. Б. Беляевой, становится интегративным системным качеством личности. Очевидно, что можно говорить о том, что она объединяет в себе и прочие типы профессиональной компетентности (например, индивидуальная, личностная и т.д.).
Если взять за основу точку зрения А. К. Марковой, можно сделать вывод, что социальная компетентность чаще всего предопределяется содержанием профессиональной деятельности специалистов, становясь залогом ее эффективности и успешности.
Необходимо указать на тот факт, что зарубежная и отечественная литература, которая касается исследования социальной компетентности личности, немногочисленна. Сегодня также не предусмотрено единого определения такого феномена, как социальная компетентность личности. Не рассматривается широко ее структура, механизмы и условия целенаправленного развития в образовательном процессе.
Причина проблем состоит в сложности и интегративности рассматриваемого понятия, которое является комплексным образованием. Оно включает знания, умения, способности, навыки и опыт человека. По этой причине появляются сложности в изучении социальной компетентности, в том числе механизмов ее развития у учащихся (особенно с особыми образовательными потребностями).
Для социальной компетентности в целом присущи следующие особенности:
- Наличие способности человека эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается;
- Повседневная успешность человека во взаимодействии с окружающими;
- Умение производить выбор правильных социальных ориентиров;
- Умение организовать свою деятельность в зависимости от собственных ориентиров;
- Развитие определенного уровня адаптации человека к эффективному выполнению заданной социальной роли.
Направленность педагогического процесса
Особенность педагогического общения в первую очередь проявляется в его направленности. Оно направлено на процесс взаимодействия и непосредственно на детей, с целью их личностного развития, становления и освоения учебных знаний. В силу этого направленность педагогического процесса тройственна:
- учебное взаимодействие педагога и детей: передача и освоение учебного материала, формирование умений и навыков;
- влияние на учащихся с целью актуализации мотивации на обучения и перспективных линий развития;
- влияние на предмет усвоение, то есть непосредственно на учебный материал и информацию.
В то же время педагогическое общение характеризуется тройной направленностью на субъекты педагогического процесса: социальной, предметной и личностной. Это связано с тем, что педагог, работая с одним ребенком, всегда ориентируется на успехи других детей, тем самым он фронтально воздействует в целом на всю группу (класс).
Замечание 2
Таким образом, одной из особенностей педагогического общения, являются совокупные характеристики его направленности.
Педагогическое общение отражает специфику характера взаимодействия педагога и ребенка. При этом большое значение в организации общения придается личности педагога. От того как он организует процесс общения, выстраивает взаимоотношения с детьми, зависит эффективность взаимодействия. Основное влияние оказывают следующие личностные характеристики педагога:
- умение организовать детский коллектив и руководить им;
- умение слушать и выслушивать детей;
- развитие речевой коммуникации;
- знания психологии ребенка;
- личное отношение к детям (любовь, уважение, стремление к общению с детьми и т.д.).
- владение методами подхода к детям;
- способность сопереживать, сочувствовать, проявлять эмпатию.
Основные стороны педагогического общения
В педагогике принято выделять следующие стороны педагогического общения.
Перцептивный аспект педагогического общения, характеризуется взаимным восприятием и пониманием друг друга участниками педагогического процесса.
Перцептивный компонент педагогического общения опосредован своеобразием ролей участников диалога. В педагогическом процессе осуществляется формирование личности учащегося, которое проходит ряд последовательных этапов, предшествующих оформлению зрелого сознания и мировоззрения.
Коммуникативный аспект, направлен на обмен информацией между участниками педагогического процесса. Данный компонент во многом обусловлен характером взаимоотношений между педагогом и детьми, их ролями в общении. Вначале педагогического процесса дети имеют небольшой багаж знаний, основным носителем опыта, заложенного в образовательную программу, является педагог. Со временем дети овладевают всё большим массивом знаний и становятся более активными участниками учебного диалога, вносят значительный вклад в коммуникативный обмен.
Интерактивный аспект, предусматривает осуществление совместной деятельности в рамках педагогического процесса, его непосредственными участниками.
Педагог выступает в качестве организатора совместной с детьми деятельности, посредством общения он управляет деятельностью и направляет работу детей. Интерактивный аспект реализуется во всех видах совместной деятельности (учебная, трудовая, исследовательская и т.д.)
Слайд 5Коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:• Развитие у детей навыков общения
в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.• Развитие у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения. • Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.• Развитие творческих способностей и выражения в процессе коммуникативной деятельности.• Развитие активности, самостоятельности, организаторских способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Презентация на тему: » Инновационный проект Тема: Проектная деятельность как средство социализации детей и молодежи с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования детей.» — Транскрипт:
1
Инновационный проект Тема: Проектная деятельность как средство социализации детей и молодежи с ОВЗ в условиях учреждения дополнительного образования детей
2
База проекта Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Синяя птица» г. Томска. Обучающиеся преимущественно от 4 лет (2699 чел. из них с ОВЗ) Научно-методическая обеспеченность проекта Авторские методики: Рогатневой А.В., Гунько Е.И., Бельцевич Э.Ф., Шумской Н.А., Васильева М.В., Пиляй Е.Н., Немчаниновой Л.Г. Научный консультант проекта – Роготнева Альбина Викторовна, старший преподаватель ТОИПКРО Сроки проектной деятельности – г. – г.
3
Актуальность проекта Переход на новую модель образования, внедрение ФГОС. Трудности в реализации творческого потенциала у детей с ОВЗ. Родители детей с ОВЗ не понимают значимости развития духовного мира ребенка. Занятия творчеством способствуют социальной реабилитации ребенка с ОВЗ. Творческое самовыражение можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности.
4
Реализация проекта предполагает вовлечение детей и подростков с ОВЗ в разнообразные виды творческой деятельности: декоративно-прикладное творчество, вокал, фольклор, фортепиано, хореография, робототехника, театр, изобразительное творчество, английский театр и др.
5
Совместная творческая деятельность детей и подростков в данном проекте позволит: вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья в полноценную жизнь общения со здоровыми сверстниками; создать условия для более эффективной реабилитации и социализации детей с ОВЗ; формировать позитивные детско – родительские отношения; объединить усилия педагогического сообщества, родителей, общественности в решении проблем вывода детей с ОВЗ из условий замкнутого пространства.
6
Новизна проекта Проектные технологии, будут способствовать: организации совместной творческой деятельности детей с ОВЗ с их здоровыми сверстниками; формированию ключевых компетенций; поддержке и сохранению психо- физического благополучия; формированию активной жизненной позиции.
7
Цель проекта Разработка и апробация комплексной модели социализации детей и молодежи с ограниченными возможностями в условиях МАОУ ДОД Детско-юношеского центра «Синяя птица»
8
Задачи проекта: создание нормативно-правовой базы по реализации проекта; консолидация усилий всех участников процесса социализации: взрослых, детей, общества; разработка программно – методического обеспечения; взаимодействие с социальными институтами окружающего социума; формирование общественного сознания через новые формы работы с детьми с ОВЗ; формирование коммуникативных компетенций; раскрытие творческих способностей детей и подростков; адаптация детей и молодежи к окружающему социуму, формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ; раскрытие творческих способностей детей и подростков.
9
Методологическая основа проекта Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса. Личностно- ориентированный подход. Гуманизация педагогического процесса и детско — родительских отношений. Диагностический инструментарий Психолого- педагогические наблюдения, анкетирование обучающихся и родителей, тестирование.
10
Гипотеза Вовлечение детей с ОВЗ и их родителей в активную творческую совместную деятельность в условиях учреждения дополнительного образования будет способствовать более эффективной социальной адаптации и духовному воспитанию.
11
Ожидаемые результаты: 1. Пакет документов по реализации проекта. 2. Система взаимодействия специалистов по проблемам социализации детей и молодежи с ОВЗ. 3. Наличие коррекционно-развивающих программ в МАОУ ДОД ДЮЦ «Синяя птица». 4. Организация взаимодействия с социальными институтами на основе договорных отношений. 5. Повышение толерантности и милосердия у детей и взрослых к детям с ОВЗ. 6. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков у детей и взрослых с ОВЗ. 7. Достаточный уровень творческого само проявления и детей с ОВЗ и способность самостоятельно решать определенные жизненные проблемы. 8. Активное участие родителей в совместной деятельности со специалистами учреждения по вопросам социальной адаптации детей с ОВЗ.
Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ
Формирование социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями представляет собой процесс, который концентрируется на оказании психолого-педагогический помощи в становлении и социализации личности. Благодаря этому дети познают свои особенности, чувства, поступки. Это обеспечивает готовность не только к адекватному оцениванию и анализу социальных последствий своих действий, но и к успеху в обществе.
Для формирования и развития социальной компетентности детей с особыми потребностями необходима специальная развивающая среда. Она не должна создавать препятствия на пути к воплощению намерений личности. Напротив, она создает условия для их реализации.
Для формирования специальной развивающей среды большую роль играет внеклассная работа. Участвуя во внеклассных мероприятиях, школьники, как правило, не ограничиваются жесткими рамками правил. Наоборот, они начинают чувствовать поощрение и поддержку в процессе проявления своих лучших качеств. Именно внеклассная деятельность имеет решающее значение в формировании и развитии социальной компетентности.
Внеклассная работа помогает:
- увеличить активность ученика;
- обеспечить возможности творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
- создать обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание;
- ориентировать деятельность учащихся на успех.
Нравственное воспитание школьников с особыми образовательными потребностями становится очень тяжёлой работой для педагога. Это связано с тем, что требования школы и семьи не всегда совпадают, а также в обществе происходит много негативного.
Слайд 8 — Частичная интеграция – при которой дети, ещё не полностью
способные на равных со здоровыми сверстниками овладеть образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня. Основной образовательный процесс при этом осуществляется в отдельной специальной коррекционной группе данного учреждения;- временная интеграция– при этой форме все дети коррекционной группы вне зависимости от психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий;- полная интеграция – при которой ребёнок с ОВЗ с высоким уровнем психофизического развития, близким к норме, посещает дошкольное учреждение наравне с типично развивающимися сверстниками, а специализированную помощь получает во внешних учреждениях и усилиями специалистов образовательного учреждения. Привлечение внешнего ресурса для оказания специализированной коррекционной помощи в данном случае является необходимым, но организуется в большинстве случаев родителями.
Презентация на тему: » 1 Подготовила: С.Ш. Насырова, воспитатель. 2 Исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, доказывают, что способность к установлению взаимоотношений являются.» — Транскрипт:
1
1 Подготовила: С.Ш. Насырова, воспитатель
2
2 Исследования А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, доказывают, что способность к установлению взаимоотношений являются специфической формой активности субъекта. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
3
3 Компонентами коммуникации являются: 1) отправитель сообщения; 2) передатчик сообщения; 3) канал связи; 4) приемник; 5)получатель сообщения. Речевая коммуникация включает : 1. Отправителя речи; 2. Получателя речи; 3. Их речевую деятельность; 4. Сообщение как продукт речи.
4
4 В речевом общении принимается во внимание ситуация общения, исследователи (М. Я
Демьяненко, К.А.Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации: 1) ситуация общения; 2) отправитель речи; 3) получатель речи; 4) условия протекания речевого действия; 5) речевое сообщение.
5
5 А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации: 1) побуждение к действию; 2) уточнение ситуации действие; 3) само действие; 4) свертывание действия.
6
6 Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений: Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д. ) и рассказать о нём. Умение получать необходимую информацию в общении. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Умение спокойно отстаивать своё мнение. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. ) Умение уважительно относиться к окружающим людям. Умение принимать и оказывать помощь. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
7
7 Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность образовательного процесса.
8
8 Образовательный процесс является эффективным и полезным тогда, когда педагог развивает у ребенка желание высказываться, а не концентрироваться на формальной передаче знаний. Ш.А. Амонашвили
9
9 — формировать у дошкольников устную речь; — способствовать овладению литературным языком своего народа; — дать представления о нормах и правилах общения с окружающими; — формировать у дошкольников умения вступать в контакт с окружающими; — обучить умению организовывать общение, включающее способность слушать собеседника; — развивать способность эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, конструктивно решать проблемную ситуацию. Задачи по формированию коммуникативной компетентности детей
10
10 От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни.