Рефлексия педагогическая

Что такое педагогическая рефлексия: определение и применение

Найдено научных статей по теме — 15

Рефлексия в педагогической практике

Сальная Лейла Климентьевна

Анализируются понятие рефлексии, развитие представлений о рефлексии в философии, психологии, педагогике, раскрывается проблема профессиональной рефлексии преподавателя, рассматриваются теоретические и практические вопросы обучения

Педагогическая рефлексия Б. З. Вульфова

Рожков Михаил Иосифович

В данной статье рассмотрены некоторые идеи Б.З. Вульфова в контексте разрабатываемой автором концепции экзистенциального подхода к педагогической деятельности.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

Девятова Ирина Евгеньевна

В статье рассматривается рефлексия как необходимый и важнейший компонент педагогической деятельности.

Педагогическая рефлексия: функции и содержание

Качалова Л.П., Боботкова Н.В.

Рассматривается педагогическая рефлексия как интегративное качество личности учителя, раскрываются ее функции, связь с профессиональными позициями.

Психотехнологии развития педагогической рефлексии

Калашникова Ольга Владиславовна

В статье анализируются проблемы развития педагогической рефлексии, которая становится одним из условий совершенствования профессиональной компетентности современного учителя.

О многоуровневом характере педагогической рефлексии

Бездухов Владимир Петрович, Носков Игорь Александрович

В данной статье выявляются методологические основания разработки проблемы многоуровневой рефлексии учителя; показывается связь между уровнями педагогической рефлексии; представляется содержание уровней рефлексии учителя; дополняет

Общество знания как предмет педагогической рефлексии

Бездухов Артем Владимирович

В данной статье в результате раскрытия характеристик общества знания выявляется, что ученые, осуществляющие философско-методологический анализ общества, основанного на знании, не акцентируют должного внимания на этическом знании,

Человек моральный как предмет педагогической рефлексии

Поздняков В.С.

В статье в контексте значимости утверждения в современном обществе нравственных ценностей и идеалов делается попытка осмыслить явление человека морального; раскрывается, что учитель как человек моральный заключает в себе нравствен

Рефлексивность в структуре педагогической деятельности

Карпова Елена Викторовна

В статье представлены и проинтерпретированы результаты эмпирического исследования взаимосвязи рефлексивности и результативных и процессуальных характеристик педагогической деятельности.

Педагогические аспекты формирования рефлексивных умений

Сазонова О. С.

В статье рассматривается актуальная проблема формирования рефлексивных умений учителей; раскрываются современные подходы к решению актуальной проблемы формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования

Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности

Беляков Алексей Александрович, Буровкина Людмила Александровна

Рассмотрены вопросы истории развития и состояния теории и практики использования наглядности в обучении школьников.

Применение педагогической рефлексии в практике

Педагогическая рефлексия – это процесс осознанного анализа и оценки своей педагогической деятельности, который позволяет учителю развивать свои профессиональные навыки и повышать качество образовательного процесса.

Применение педагогической рефлексии в практике позволяет:

  • Анализировать свои действия и реакции в процессе обучения и взаимодействия со студентами.
  • Определить свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности.
  • Понять, какие методы и подходы в обучении эффективны для определенных групп студентов.
  • Разработать новые стратегии и методы обучения, основанные на анализе и опыте.
  • Повышать мотивацию и эффективность обучения студентов.

Для применения педагогической рефлексии в практике можно использовать следующие методы:

Анализ урока. После каждого урока учитель может задать себе вопросы: что прошло хорошо, что можно улучшить, каковы реакции и эмоции учащихся.
Самоанализ

Важно осознать свои сильные и слабые стороны в педагогической деятельности. Для этого можно вести записи о результатах своей работы и проанализировать их в конце учебного года.
Наблюдение за студентами

Важно не только анализировать свое поведение, но и наблюдать за реакцией и поведением студентов. Так можно определить, какие методы обучения наиболее эффективны для определенных групп студентов.
Обмен опытом. Педагоги могут обсуждать свой опыт и методики с коллегами, а также участвовать в профессиональных семинарах и тренингах.

В итоге, применение педагогической рефлексии позволяет учителю развивать свое профессиональное мастерство, повышать качество образования и обеспечивать успешное обучение студентов.

Список литературы

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/pedagogicheskaya-refleksiya/

1. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. – Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. – 216 стр.

2. Декарт Р. Соч. Т. 1 / Р. Декарт. – М., 1989. – 428 с.

3. Звенигородская Г. П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект / Г. П. Звенигородская. – Хабаровск, 2003. – 133 с.

4. Кант И. Критика чистого разума / И. Кант. – М.: «Мысль», 1994.

5. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика еѐ диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – № 5.

6. Крылова Н. Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000. – 270 с.

7. Левагина О. Б. Формирование рефлексии в учебном процессе: поведенческий аспект / О. Б. Левагина // Молодой ученый. – 2013. – № 7. – С. 394-397.

8. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разуме / Г.В. Лейбниц. – М., «Наука», 1996. – 484 с.

9. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. в 3 т. Т. 1 / Дж. Локк. – М.: Просвещение, 1985. – 621 с.

10. Ноженкина О. С. Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога. – Смоленск, 2012. – 222 с.

11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М., 1995.

12. Сульженко Ю. А. Семинар для учителей общественных дисциплин по теме: «Педагогическое представление о рефлексии» (Белгород, 13.12.2012 г.)

13. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

Обоснование критериев развития профессиональной рефлексии педагога

Для организации процесса развития профессиональной рефлексии педагога, оценки ее уровня, необходимо определить критерии ее сформированности.

Е.Н.Бондаревская, В.И.Пирогов справедливо настаивают на системно-структурном, критериально-уровневом подходе, т.е. на изучении развития рефлексии с учетом ее структурно-образующих элементов и строго дифференцированных критериев оценки.

Мы полагаем, что разные ученые выдвигают в качестве критериев далеко не одно и тоже и подчас существенно расходятся в суждениях на этот счет. Так, например, Громкова М.Т., критериями рефлексии называет;

— естественность,

— целостность,

— технологичность,

а критериальность педагогической деятельности определяется ее проблемным подходом по алгоритму — цель-содержание-метод, что означает: критериально действовать — значит достигать цели. Смирнова Е.Э., Сопиков А.П. выделяют следующие критерии рефлексии:

— глубина рефлексии,

— сложность,

— истинность.

Но гораздо чаще в философской, психологической литературе по проблеме рефлексии обсуждается уровневый подход к ее исследованию, (Г.Гегель, Г.П.Щедровицкий, О.Анисимов и др.). Слободчиков В.И. вводит представление о шкале рефлексии, расчленненой на несколько уровней.

Исследования педагогической рефлексии или рефлексии в педагогической деятельности малочисленны и направлены, преимущественно, на установление и описание, например зависимостей между уровнем педагогической рефлексии и различными структурными компонентами личности (Гуткина Н.И.), или соотношение уровней педагогического мастерства и уровней рефлексии, как рефлексивных умений (Сочень Т.С.). Исследованиями Метаевой В.А. установлена корреляция между способностью педагога разрешать профессиональные затруднения и уровнем его рефлексии, и т.д.

Таким образом, немногочисленность исследований, позволяющих использовать общепринятые критерии развития профессиональной рефлексии педагога потребовали от нас собственного определения критериев, уровней и показателей ее развития. Понимая под механизмом развития профессиональной рефлексии педагога процесс разрешения проблемно-конфликтной ситуации, нахождение нового личностного смысла собственной профессиональной деятельности посредством осмысления своей профессиональной позиции, считаем возможным выстроить критериальный ряд, исходя из специфических характеристик рефлексивной деятельности, отражающих сущностные характеристики деятельности как таковой.

Одним из критериев развития профессиональной рефлексии педагога является критерий достаточности профессиональных рефлексивных знаний. Доказано, что рефлексивные знания функционируют как на эмпирическом, так и на научном уровнях.

Достаточность профессионально-рефлексивных знаний (осознание) педагога характеризуется рядом показателей: проблемность и конфликтность.

Цель познания — получение нового знания. Лекторский В.А. рассматривает рефлексию как явное знание о самом себе. Знания, полученные педагогом через самопознание, становятся рефлексивными знаниями, раскрывающими специфику духовного мира человека, а в педагоге обнаруживает общую тенденцию его профессионального существования и роста, т.е. пространство его профессионального сознания. Спецкурс, читаемый нами слушателями ФГШК по теме «Профессиональная рефлексия в деятельности педагога» направлен на выявление этого «пространства», на знания человека о своем знании. Пьеру Тейлр де Шардену принадлежит изречение, положенное в основу концепции нашего спецкурса: «Рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим знанием, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь» ( 1965 г.).

Что такое рефлексия в педагогике

Определение

Рефлексия в педагогике — это процесс самооценки или самопознания. Особенностью рефлексии в педагогике является двусторонний характер: рефлексия со стороны педагога и ученика. Это обусловлено взаимосвязью педагог-учитель, без которой познание нового материала не может быть успешным. Объединены данные понятия общей целью: сделать процесс обучения качественным.

Поскольку ведущим звеном в педагогике является учитель, то установку на самооценку делает он. Установка на самопознание может быть сделана на любом этапе обучения: начало урока, середина или конец. Главным здесь является осознание способностей учащихся, их мотивированности и сформированной учебной базы.

Примечание

Не исключением является и дошкольное образование. Задача воспитателя — развитие личности. И для ее реализации используется тот же принцип, что и в других образовательных учреждениях.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Рефлексия в педагогике имеет некую структуру, что при правильном подходе дает положительный результат.

В ситуации, когда имеется установка со стороны всех участников образовательного процесса на самооценку, происходит «рефлексивная дуга». Это периодический и системный анализ собственного результата и причин, повлиявших на него.

Групповая рефлексия начинается с индивидуальной. Здесь можно выделить следующие ее виды:

  1. Кооперативная, что подразумевает «выход» за пределы обучения. Здесь осуществляется оценка уже выполненной работы.
  2. Коммуникативная — это значимая составляющая не только взаимодействия, но и обучения. Она позволяет увидеть себя глазами другого
  3. Личностная основана на самоанализе собственной деятельности.
  4. Интеллектуальная рефлексия — процесс обработки знаний об изучаемом объекте и способов дальнейшей работы с ним.

Цель, задачи, методы опытно-экспериментальной работы

Теоретическое исследование феномена рефлексии как философской и психолого-педагогической категории глубоко связано и неотделимо от практической педагогической деятельности и инициировано особой значимостью роли рефлексии в деятельности педагога

Наше предложение о том, что рефлексия является инструментом разрешения профессиональных затруднений педагога и существенно влияет на успешность его профессиональной деятельности, актуализирует важность эмпирических данных, получаемых в экспериментальной работе и необходимых для подтверждения теоретических выводов

Целью опытно-экспериментальной работы — обоснование рефлексии как средства развития профессионализма педагога, выявление педагогических условий, способствующих развитию рефлексии деятельности в преодолении профессиональных затруднений.

В связи с целью определены следующие задачи опытно-экспериментальной работы в исследовании: — подобрать и адаптировать методики диагностики рефлексии в профессиональной педагогической деятельности, — выявить типологические особенности педагогов на основе степени выраженности рефлексии в профессиональной деятельности, — разработать методику развития рефлексии в профессиональной педагогической деятельности, — проверить возможность развития рефлексии на основе разработанной методики. Реализация поставленных задач осуществлялась в следующей последовательности. 1) изучение известных методик диагностики рефлексии, их выбор и адаптация к профессиональной педагогической деятельности, 2) диагностика рефлексии деятельности педагога, 3) анализ данных и разработка на их основе методики развития рефлексии, 4) реализация методики через разработанные образовательные программы, 5) проведение промежуточных срезов и коррекция осуществляемой образовательной деятельности, 6) итоговый срез для определения результатов деятельности по развитию рефлексии.

Основной опытно-экспериментальной базой явился ФПГХК Оренбургского Государственного педагогического университета. Всего в эксперименте приняли участие 500 педагогов.

В экспериментальной части исследования при изучении предмета, которым являются особенности организации педагогом рефлексии собственной деятельности, как условие субъективно оптимального решения проблем профессионального характера, были использованы общенаучные методы:

Системный метод для построения обобщенной модели изучаемого объекта исследования, отражающей связи его реального функционирования.

Обобщение для выявления общих признаков объекта и распространения из на его частные или единичные проявления.

Формализация и схематизации языка, использование схематических изображений для обозначения методологических схем с целью получения максимально точного понимания выраженной мысли.

Анализ, необходимый для классификации признаков, характеризующих изучаемый объект: затруднения в педагогической деятельности, виды рефлексии, изучаемый контингент как субъект деятельности.

Синтез для получения нового представления о закономерностях проявления и развития рефлексии у педагогов, а также для составления типологических характеристик педагогов на основе степени выраженности рефлексии деятельности и получения целостной картины влияния рефлексии на успешность профессиональной деятельности педагога.

В исследовании также были использованы эмпирические и конкретно-научные методы:

Формирующий эксперимент, в котором осуществлялась диагностика и коррекция развития изучаемого предмета, а также воздействие на ход его изменения, что было необходимо для проверки гипотезы.

Педагогическое наблюдение, необходимое для систематического, целенаправленного восприятия объекта в ходе формирующего эксперимента. Его результаты оформлены в экспериментальной работе в виде схем, таблиц, графиков, видеоматериалов, иллюстрирующих развитие объекта.

Сравнительный анализ при изучении документальных источников и феноменального материала (рефлексивных отчетов педагогов, материалов семинаров, схематических докладов и т.д.).

Философский аспект изучения проблемы рефлексии

В русском языке слово «рефлексия» пришло из латинского, и словари русского языка раскрывают семантику слова следующим образом:

«Рефлексия (и, ж., книжн.) Размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания» (182).

Словарь иностранных слов уточняет понятие: «Рефлексия (лат. reflexio -отражение) — размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психического состояния».

Общеупотребительное значение слова и философское понятие рефлексии раскрывается в энциклопедическом словаре: рефлексия (от позднелатинского reflexio — обращение назад).

1. Размышление, самонаблюдение, самопознание.

2. (Флс.) Форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и законов (182).

В одном из отечественных изданий дается более полное определение рефлексии (183):

— как принципа человеческого мышления, направленного на осмысление и осознание форм и предпосылок деятельности,

— как предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания,

— как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Приведенные здесь значения слова, на наш взгляд, не противоречат одно другому и наиболее точно, нежели другие источники, отражают наши представления о рефлексии, так как содержат не только понятие, но и описание механизма рефлексии.

Понятие рефлексии возникло в 15-16 веке, когда в формировании индивидуального и общественного сознания получило развитие чувство индивидуального и возросла ценность человека как личности, когда человек получил свободу на самоопределение. Этапы развития понятия рефлексии как философской категории связаны с первыми шагами к развитию свободы индивидуального самоопределения, которые были сделаны во время эпохи Возрождения. Ни об одной культуре, вплоть до культуры Нового времени, нельзя было сказать, что стержнем и основой ее развития был поиск индивидуальности. Стремление утвердить независимое достоинство особого мнения, дарования, образа жизни, самоценности личности. Идея индивидуальности была неизвестна всем обществам, включая и Античность, ибо биосоциальную индивидуальность пытались упорядочить, относя каждого человека к известному разряду разновидности и таким образом сводя его к общему. Разумность сознания индивида рассматривалась в общем потоке мировой разумности. Деятельность индивида определялась отношением к ней всеобщего Духа. Индивидуальность была как бы принята, но пугала своей очевидностью, и поэтому отдельность «Я» оценивалась отрицательно, воспринималась не сама по себе, а лишь в контексте причастности, например: выделение античного героя-полубога, полководца или ритора, избранничество средневекового праведника, в которых просматривается признание не индивидуальности, а некоей образцовости, нормативности. Понятия «индивидуальность» и «личность» развиваются в эпоху Нового времени благодаря философии антропоцентризма, провозгласившей человека в центре мироздания, творящего мир вокруг по своей воле. Уже тогда рефлексия соотносилась с категорией мышления. Известно определение рефлексии святого Фомы Аквинского как «мысли, догоняющей мысль».

Французское и английское Просвещение в отрицании философско-религиозной антропологии (ЖМаметри, Д.Дидро, К.Гельвеций, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Юм) еще более укрепили материалистические позиции в понимании природы и сознания человека. В их творчестве проблема самосознания человека занимала не последнее место. Так, например, ДЛокк считал самосознание источником особого знания, когда наблюдение направляется на внутреннее действие сознания, тогда как ощущение имеет своим предметом внешние вещи, т.е

для .Локка рефлексия — это внимание к тому, что происходит в нас: «Наши идеи приобретаются от ощущения и рефлексии». По Юму, идеи — это рефлексия над впечатлениями, получаемыми извне

«Главным источником идей является размышление…» — писал он (208).

Мощный прорыв в философии самосознания сделала классическая немецкая философия, давшая фактически другую парадигму мышления, выразившуюся в новом способе освоения жизни человеком как духовным, разумным существом. Данная парадигма потребовала новой методологии культуры и мышления. Теоретическое обоснование человеческого интеллекта -теория мышления была создана И.Кантом, И.фухте, Г.Гегелем.

Функции педагогической рефлексии

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников

Важно – соблюдение правил педагогического общения.
Смыслотворческая — предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
Мотивационная — направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

2. Виды (типы) педагогической рефлексии

С. Ю. Степанов и И. Н. Семенов выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:

1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма

2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А. А. Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.

7 стр., 3088 слов

Восприятие и понимание в процессе общения

… под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению. В процессе общения приходится взаимодействовать …

Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций: познавательную, регулятивную и развития. Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.

3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности. Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи .

На взгляд Ю. М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности. Процесс же самопознания, в виде постижения своей Я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.

4. Предметом интеллектуальной рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих разработку проблематики рефлексии в психологии и педагогике в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, исследователи выделяют также экзистенциальную, культуральную и саногенную. Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности. Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т. п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю. М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.

Н. И. Гуткина при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии: логическая (рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида), личностная (рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания), межличностная (рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации).

Отечественные ученые С. В. Кондратьева, Б. П. Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

1. Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («Я – глазами других»).

3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание .

Заключение

Рефлексия в психологической литературе в самом общем виде определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия является фундаментальной способностью человека к самоанализу, к осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой составную часть развитого интеллекта человека, а также пронизывает человеческую деятельность во всем многообразии ее форм и видов. Кроме того, рефлексивные процессы пронизывают такую важную сферу человеческой жизнедеятельности как общение, являясь условием и механизмом взаимоотношения и эффективной коммуникации. Рефлексия является важным и необходимым условием продуктивности процесса совместной мыслительной деятельности. Рефлексия дает представление субъекту о том, как он воспринимается партнером по общению, и на основе этого представления позволяет ему (субъекту) корректировать свое поведение .

9 стр., 4142 слов

Этика отношений в системе «педагог-учащийся»

… своей профессиональной деятельности и личных качеств — это не только установление педагогом «обрат ной … одна из профессиональных особен ностей их взаимодействия. Тем более важным и одновременно сложным … одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость унижения личного достоинства уче … еще не сформировавшейся, находящейся в процессе становления, что особенно сложно. Интерес, …

Рефлексия – необходимое свойство практического мышления педагога, проявляющееся в применении знаний общего к конкретным ситуациям действительности. Постоянный рефлексивный обзор своей теоретической базы с позиции ежедневной профессиональной практики позволяет педагогу стать компетентным в своем профессиональном деле .

Рефлексия в педагогической деятельности – это процесс мысленного, предваряющего или ретроспективного анализа какой-либо профессиональной проблемы, профессионального затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения. Рефлектирующий педагог – это думающий, анализирующий, творчески исследующий свой профессиональный педагогический опыт педагог, непреодолимой потребностью которого является потребность к саморазвитию и самосовершенствованию

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: