Презентация, доклад по логопедии логопедическая помощь детям с рас

Из опыта работы учителя-логопеда
доу с детьми с рас | дошкольное образование  | современный урок

Методы коррекции речевого развития аутичных детей

Прежде всего и родителям, и педагогам нужно понимать, что работать следует именно над формированием способности ребенка к диалогу и сотрудничеству.

Для неречевых детей коррекцию следует начинать с развития пассивного словаря (пассивный словарь — это количество слов, значение которых ребенок понимает). Например, перед ребенком на столе ставят несколько предметов бытового назначения (чашку, ложку и т. д.). По просьбе взрослого («дай» или «покажи») ребенок должен выбрать нужный предмет. Когда пассивный словарь ребенка достаточно наработается (хотя бы около 200 слов, обозначающих предметы быта, домашнего обихода), можно переходить к работе с карточками.

Работа с карточками проводится следующим образом: возле реального предмета нужно положить карточку с соответствующим изображением. Это позволяет в дальнейшем перейти к работе с книжными пособиями. А в случае, если активная речь ребенка так и не разовьется, с помощью карточек он сможет общаться с окружающими. Некоторые родители и специалисты также используют жестовый язык, чтобы обеспечить в будущем аутичному ребенку возможность взаимодействия с внешним миром.

Для аутичного ребенка, который все-таки обладает какими-то навыками собственной речи, основной задачей на первых порах становится налаживание диалога с другим человеком, развитие способности слышать и воспринимать обращенную к нему речь. Для этого можно использовать различного рода стихи и потешки, построенные в диалоговой форме. Например:

Взрослый: На машине ехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: До угла доехали
Ребенок: Би-би-би
Взрослый: Паровозом ехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух
Взрослый: В огород заехали
Ребенок: Чух-чух, чух-чух

Можно придумать и другие варианты игр, в которых «право голоса» переходит от одного игрока к другому. Например, передаем по кругу мяч, и каждый игрок говорит по одному слову известного всем стихотворения.

Специалисты отмечают, что для некоторых аутичных детей немалую пользу приносят музыкальные занятия, на которых нужно не говорить, а пропевать различные звуки, а затем песни. Особенно актуально это для тех деток, у которых проявляется заикание или другие логопедические нарушения.

Часто у детей с аутизмом наблюдается значительный разрыв между способностью говорить отдельные слова и фразовой речью. В этом случае можно использовать работу с карточками и картинками. Например, на картинке мальчик со стаканом. Прилагаются карточки со словами. Нужно собрать фразу «он пьет» («она спит», «кошка ест» и т. д. — в зависимости от текущего уровня развития ребенка). Через время карточки со словами убираются и ребенка просят рассказать, что происходит на картинке. Позже можно переходить к незнакомым картинкам.

Если у ребенка уже наработана способность к диалогу, важно учить его отвечать на вопросы к картинкам, давать краткое описание, пересказывать услышанный текст. Родителям аутичных детей с синдромом Аспергера также важно понимать, что основная задача человеческой речи не самопрезентация, а способность устанавливать контакт с другими людьми

Даже если ребенок выглядит маленьким гением, но не слышит никого, кроме себя, — над этим надо работать, иначе с серьезными проблемами вы столкнетесь уже при школьном обучении

Родителям аутичных детей с синдромом Аспергера также важно понимать, что основная задача человеческой речи не самопрезентация, а способность устанавливать контакт с другими людьми. Даже если ребенок выглядит маленьким гением, но не слышит никого, кроме себя, — над этим надо работать, иначе с серьезными проблемами вы столкнетесь уже при школьном обучении

Те же стихи и потешки с очередностью реплик не будут лишними и для такого ребенка. Возможно, ему вы сможете предложить более сложный вариант подобных упражнений — к примеру, устроить домашний кукольный театр, где также присутствует очередность реплик разных героев.

Подытоживая сказанное, хочется еще раз подчеркнуть, что для развития навыков и умений аутичного ребенка ему важно прежде всего обеспечить звуковую экологию, а также чувство защищенности и безопасности, которое во многом базируется на сбалансированном психологическом состоянии матери. Базовое понимание звукового вектора дает совершенно иное осмысление происходящего с ребенком и проблемы аутизма в целом

Эти темы раскрываются в том числе и в других статьях, а подробнее вы можете узнать об этом на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Зарегистрироваться можно здесь и сейчас.

Корректор: Наталья Коновалова

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: