Возрастные особенности общения дошкольников

Особенности развития общения в дошкольном возрасте

2.1 Исследования межличностных взаимоотношений в малых контактных группах с помощью методики социометрии

Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Исследования проводились в группе возрастам 5 лет в городе Воронеж ул. Ленина детский сад №33. Количество детей в группе 25 человек из которых 13 девочек и 12 мальчиков. После получения результатов был проведён самостоятельный анализ.

Метод социометрии применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных группах, существующих не менее шести месяцев.

Позволяет выявить:

1. Особенности систем неформальных отношений в группе;

2. Степень психологической совместимости конкретных людей;

3. Внутри групповые статусы участников процедуры;

4. Качество психологической атмосферы группы в целом.

Социометрия — способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. В данной методике задавался вопрос «Кого бы вы взяли играться с собой в домик?» Социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому она обычно используется в комплексе с другими методиками изучения малой групп.

St = ?RN — 1,

где R- общее число сделанных выборов, а N- число членов группы; St — статус ученика.

«Основоположник социометрии — американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб) Леви Морено (1892-1974). По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависят от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Морено, социометрия — способ первичной диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы — средства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний.

В настоящее время социометрия активно используется психологами, социологами, педагогами, социальными работниками.

Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии» .

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Общение как необходимое условие развития личности дошкольника

Общество сверстников для дошкольника – это зеркало, в котором он видит свое отражение. В разные годы ребенку посильно видеть только некоторые качества своих партнеров: «она добрая», «он жадина», «тот мальчик дерется», «эта девочка опять грустная»… Тем не менее, благодаря подобным отражениям дошкольник больше понимает самого себя. Он определяет, какими достоинствами и качествами обладает сам, сравнивая себя со сверстниками.

Среди ровесников дети повторяют нравственные суждения, которые сами неоднократно слышали от взрослых. Ничто так не помогает осознанию, как проговаривание вслух. Поучая сверстников, дети постигают истинный смысл нравственности: что можно, чего нельзя, как можно поддержать товарища, а что принесет обиду.

Конечно, в детском общении много категоричности и мало предупредительности. Однако к концу дошкольного возраста детям открывается ценность личностных качеств, что является главным достижением общения старших дошкольников со сверстниками.

Контакты дошкольников со сверстниками

Контакты детей не могут быть стандартными и регламентированными. Дошкольники в собственных взаимоотношениях начинают использовать самые неожиданные действия. Их движения становятся более раскованными, менее нормированными. Они начинают прыгать, кривляться, принимать различные позы, передразнивать друг друга, придумывать разные слова, сочинять небылицы и т. д.

Общаясь со сверстниками, дошкольник может свободно проявлять собственные индивидуальные особенности. С течением возраста коммуникации детей в большей мере подчиняются общим принятым правилам поведения. Но до завершения дошкольного периода в качестве отличительной особенности детского общения выступает отсутствие регламентированности и появление раскованности.

В общении со сверстниками у дошкольника преобладают инициативные действия над ответственными поступками

Для детей более важно свое собственное действие (высказывание), пусть оно не всегда будет поддерживаться сверстниками. По этой причине диалог, как правило, распадается

Несогласованность коммуникативных действий способна порождать протесты, обиду, конфликтные столкновения.

Таким образом, состав и качество общения значительно меняется в период с 3 до 6-7 лет. Происходит модернизация содержания потребностей, мотивов и постепенное развитие соответствующих форм общения.

В возрасте с 3 до 4 лет преобладает эмоционально-практическое общение со сверстниками. Для него характерны следующие черты:

Интерес к другим детям;
Большое внимание к действиям сверстников;
Стремление привлечь внимание сверстников;
Желание показать сверстникам собственные достижения с целью получения ответной реакции.

В три года у дошкольника можно отметить появление особых игровых действий. Он предпочитает баловаться, соревноваться и играть вместе со своими одногодками. Для младшего дошкольного возраста характерно сохранение эмоционально-практического общения, но наряду с ним возникает ситуативное общение, при котором все зависит от конкретной обстановки взаимодействия.

Каждый дошкольник озабочен привлечением внимания к себе и получением эмоционального отклика сверстника или партнера по общению.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога
между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений. Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон. Это будет располагать дошкольника к разговору. Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Процесс социализации

Социализация представляет собой взаимодействие между индивидом и его окружением, которое позволяет формировать его характер, установки, мировоззрение и поведение. Главными агентами социализации являются семья, школа, друзья, социальные институты и СМИ.

Семья играет важную роль в процессе социализации. Именно в семейном окружении ребенок формирует первоначальные навыки и ценности. Он учится общению, адаптируется к нормам и правилам, устанавливаемым в семье.

Далее на пути социализации стоит школа. Здесь ребенок участвует в коллективе, где ему приходится сотрудничать с другими детьми, соблюдать правила и дисциплину. Школа также формирует у ребенка навыки обучения и социального взаимодействия.

Друзья и сверстники также оказывают влияние на процесс социализации. Они помогают ребенку определить свою самооценку, учитывая его интересы и предпочтения. Взаимодействие с друзьями позволяет ширить кругозор, развивать компетенции и навыки.

Социальные институты, такие как церковь, клубы, спортивные объединения и другие организации, также выполняют важную роль в формировании личности. Они предлагают определенные ценности и нормы поведения, которые влияют на воспитание и мировоззрение.

СМИ, включая телевидение, интернет и прессу, тоже имеют значительное влияние на процесс социализации. Они формируют образ мира, культурные ценности и стандарты поведения и таким образом влияют на формирование личности.

Процесс социализации является непрерывным и длится на протяжении всей жизни человека. Личность формируется и развивается под воздействием внешней среды, в которой она функционирует. Взаимодействие с окружающими людьми и социальными институтами играет ключевую роль в формировании личности и определении ее характеристик.

Факт Мнение
Личность формируется в общении с окружающими Факт

Основные условия развития общения в дошкольном возрасте

В жизни ребенка первостепенную роль играют близкие люди, и вовлечение малыша в общение зависит от них. В отличие от старших детей, любая деятельность дошкольников направляется взрослыми. Складываются соответствующие особенности общения детей дошкольного возраста:

  • Взрослый постепенно погружает ребенка в знания и умения, выработанные многими поколениями человечества, и без которых немыслима жизнь.
  • Ребенок воспринимает взрослых людей как образец — как вести себя, какие чувства и качества проявлять в разнообразных ситуациях.
  • Общаясь со взрослыми, дошкольник получает обратную связь в виде поддержки, похвалы.
  • Общение со сверстниками предоставляет возможность ребенку познавать себя и осознавать, что он один из таких же детей.

Мотивы общения дошкольников

Выясним, какие мотивы движут дошкольниками, когда они инициируют общение с взрослым или сверстником. 3-летний малыш подает папе детали конструктора – это уже приглашение к взаимодействию. 4-летний «почемучка» осаждает родителей вопросами, что да как. Дошкольник 5 лет усаживает бабушку в кресло и заявляет, что он будет ее лечить. 6-7-летний ребенок заявляет, что он пойдет играть с Мишкой, а вот с Владиком ему неинтересно.

В любом из этих случаев проявляется ведущий мотив. У младших дошкольников преобладают познавательные мотивы. Дети понимают, что взрослые многое умеют и знают, поэтому, кроме эмоционального притяжения к взрослым людям, ими управляет познавательный интерес.

В среднем дошкольном возрасте дети нуждаются в партнерах по игре. Их привлекают сюжетные игры, моделирующие повседневную жизнь.

А поскольку самым расторопным партнером по игре является взрослый, дети любят вовлекать в исполнение роли мам, бабушек и реже мужскую часть семьи. Пусть имеет место игровая деятельность, но преобладают в этом возрасте деловые мотивы общения.

Старшие дошкольники активно общаются как со взрослыми, так и с ровесниками. По отношению к сверстникам они становятся избирательными. У них появляются друзья, с которыми они готовы играть в «дочки-матери», в футбол и любую другую игру. Но выявляется и категория детей, с которыми они не намерены общаться. А если играть в командной игре, то в разных командах. На первый план на данном возрастном этапе выходят личностные мотивы.

К взрослым 6-летние дети также продолжают обращаться с вопросами или желанием услышать оценку, похвалу. Наряду с познанием мира, их теперь часто интересуют вопросы нравственного характера. Мотивы общения детей дошкольного возраста с взрослыми в подобных случаях также можно отнести к личностным.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста

Коммуникативная потребность особенная. Она складывается как необходимость познания себя и других людей. Для удовлетворения названной потребности важны хотя бы первичные навыки общения. О каких коммуникативных навыках можно говорить в возрасте 3-5 лет?..

Чтобы направлять ребенка к развитию успешных взаимодействий, обратите внимание, как малыш проявляет себя, пытаясь общаться с такими же малышами. Для общения младших дошкольников характерно:

Внимание к сверстнику как к такому же «как я сам».
Эмоциональное восприятие взаимодействия с ровесником.
Стремление показать себя сверстнику: что умею, как делаю.
Чуткость и восприимчивость к тому, как относится маленький партнер по общению.

Все перечисленные компоненты важны. Наблюдая за ребенком, взрослым несложно заметить, что присутствует в избытке, а какие проявления и вовсе отсутствуют. Например, если дошкольник только демонстрирует свои достижения, необходимо вмешаться и предложить: «Давай посмотрим, как девочка/мальчик умеет делать…», «Показал свой экскаватор, а теперь твой друг хочет продемонстрировать, как ездят его машинки».

Если прививать культуру взаимодействий с раннего детства, со временем младшие дошкольники интуитивно проявляют столь важное качество — уделять внимание партнеру по общению. Это возможность развить коммуникативные способности ребенка

Общение старших дошкольников более многопланово. После 5-ти лет дети проводят значительное время со сверстниками. Они связаны различными видами деятельности, требующими общения.

Это и сюжетно-ролевая игра, и творчество, и продуктивная деятельность. Взаимодействие с другими часто принимает форму сотрудничества.

Насколько успешно будет складываться сотрудничество, зависит от каждого участника. В старшем дошкольном возрасте развитие навыков общения тесно переплетено с формированием нравственных качеств

Доброжелательность и внимание к другому, приветливость и дружелюбие, готовность к взаимопомощи и способность уступить – те качества, без которых межличностные отношения не могут быть успешными

Как меняется общение ребенка на протяжении дошкольного возраста

Потребность в общении заложена в самой природе человека. Но эта потребность имеет множество нюансов. На разных возрастных этапах общение выполняет свои актуальные функции. Меняется характер и мотивы коммуникации и на таком непродолжительном этапе как дошкольное детство.

Во-первых, постепенно расширяется круг лиц, с которыми взаимодействует ребенок. Прежде всего, это взрослые люди, которые все поясняют, помогают, защищают. Но затем у дошкольника активизируется интерес к общению с такими же детьми, как он сам.

Во-вторых, меняется предметность общения. На смену коммуникациям на основе практических действий приходит умственное общение. Если 3-4-летний малыш тянется к собеседнику, чтобы показать, какое красивое платье у куклы или рассказать о новой машинке, то пятилетний ребенок может часами задавать свои «Почему?», просто шагая рядом с мамой.

Никакие подручные предметы или игрушки не нужны, чтобы расспрашивать, куда садится солнце, из чего сделана радуга, почему курица не летает. А все это так интересует детей.

Прогресс общения в дошкольном возрасте продолжается и далее, привнося новые мотивы в потребность общаться со взрослыми или сверстниками. Забросав родителей вопросами о природных явлениях и что-то для себя уяснив, дети стремятся поделиться своими знаниями со сверстниками. А взрослым адресуется следующая порция вопросов – теперь уже об отношениях людей, о профессиях, об увлечениях и других человеческих тонкостях.

Общение – лучшая возможность познать окружающую действительность и себя. Это один из видов активности, поэтому его называют коммуникативной деятельностью. Дошкольники вовлечены в эту деятельность. Они руководствуются разными мотивами. Формы общения в дошкольном возрасте приобретают внеситуативный характер, поскольку развитие познавательных процессов и речи позволяют ребенку рассуждать отвлеченно, а не только о том, что он видит и слышит в конкретный момент.

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1 Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.

Консультация для родителей

Педагоги разделяют дошкольный период на:

  • Младший — от двух до четырех лет.
  • Средний — от четырех до пяти лет.
  • Старший — от пяти до шести лет.

Обратите внимание! Общение, как ведущая потребность дошкольника, отмечена психологами в возрасте 2-4 года, и предполагает не только игру вместе с детьми, но и разговор, названия предметов, заучивание детской песенки. Урок рисования на тему «Портрет мамы» в подготовительных группах ДОУ

Урок рисования на тему «Портрет мамы» в подготовительных группах ДОУ

Средний возраст богат детскими страстями, малыш может несколько раз за день поссориться и помириться, пытается проявить характер в общении.

Старший возраст эмоционален. Малыши говорят и делают только то, что хочется. Какие бы ни были эмоции, положительными или отрицательными, главное, что искренны. Ребенок умеет различать границы поведения в кругу друзей, в присутствии взрослых, в том числе и речевого поведения.

Родителям необходимо помнить, что дошкольник в кругу сверстников и в домашнем кругу, это два разных человека. Он понимает, что, как выражает эмоции в кругу сверстников, не всегда можно выразить при родителях. Не стоит родителям принимать в штыки замечания, как некрасиво себя ведет со сверстниками в саду, когда дома тихий, скромный и спокойный.

Вербальное и невербальное общение в психическом развитии ребенка

В психическом развитии ребенка существуют два вида общения: вербальное и невербальное.

Вербальное подразумевает общение при помощи речи. Выделяют четыре вида речевой деятельности:

  • Говорение — использование языка для речевого сообщения.
  • Слушание — понимание звуковой речи.
  • Письмо — умение фиксировать речь на бумаге.
  • Чтение — восприятие информации с текста на бумаге.

По мимике можно понять многое

Невербальное — это общение без использования речи. Виды:

  • взгляд;
  • мимика;
  • жесты.

В жизни ребенка присутствуют оба вида общения, нельзя одно отделить полностью от другого. Ребенок корчит рожицы, кривляется, кого-то пародирует не только в разговоре, но и в жестах. Оба вида общения необходимы для дошкольника, чтобы уметь правильно выразить свои мысли.

Книга Лисиной

Особое внимание стоит уделить книге М.И. Лисиной «Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни»

В этой книге в легкой доступной форме формулируется такое понятие, как «общение», его роль в формировании ребенка, мотивы, средства, формы общения, участие взрослых в формировании более совершенной формы общения.

Методика Гришаевой

Методику Гришаевой по развитию общения, тоже не стоит оставлять без внимания. Путем тематических бесед с использованием различных карточек, автор предлагает сформировать у детей культуру общения при встрече, показать формы приветствия, сформировать у малыша понятие о добре. Научить его осознанно проявлять сочувствие и доброту к окружающим людям, различать обман нехороших людей, аккуратно относиться к вещам, ценить труд постороннего человека.

Таким образом, родители, которые заинтересованы воспитать полноценную личность из своего малыша, должны помнить, что прежде всего, своим поведением и общением в семейном кругу они показывают модель общения ребенка в обществе.

Формы общения со сверстниками

Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый

». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Общение со сверстниками.

Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.

Особенности общения со сверстниками:

1. Разнообразие коммуникативных действий.

Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.

По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.

2. Яркая эмоциональная насыщенность.

Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.

С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.

3. Нестандартность и нерегламентированность общения.

Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия:передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы .

Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.

4. Преобладание инициативных действий над ответными.

Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.

В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:

В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре

В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба

Формы общения со сверстниками

1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)

Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье

При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе

2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)

Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)

3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)

Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.

Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.



Как разговаривать с детьми?

С первых дней своей жизни малышу необходимо слышать речь родителей (колыбельная песня на ночь, и постоянный диалог во время купания, пеленания, кормления), это характерная черта каждого.

Общаться с детьми нужно правильно

Важно! Слова остаются в подсознании малыша. То, что маленькое чадо смогло услышать, в дальнейшем поможет ему заговорить самостоятельно

К концу грудного периода малыш пробует проговаривать самостоятельно. Не стоит пытаться разговаривать с ним, произнося слова так, как это делает он. Нужно придерживаться правильного произношения.

В дошкольном периоде необходимо рассказывать на уровне понимания, не отделываться фразами: «расскажу, когда подрастешь», «рано об этом знать». Ребенок может это принять, как нежелание разговаривать, его не любят.

Слова следует четко выговаривать

Для чего разговаривать с детьми?

Малыш с раннего возраста нуждается в общении, даже когда не умеет говорить. Это необходимо так же, как питание и воздух.

Полезно достигать успехов, отмечать их похвалой, поговорить о дальнейших планах, составить программу дел на выходные и повесить памятку на холодильник, разговорить на секреты.

Обратите внимание! Без общения не вырастет человек, умеющий излагать желания, отстаивать позицию, решать вопросы в коллективе, семье с помощью слова, а не силы. Разговаривать с новорожденным, так же необходимо, как и с дошкольником

Если кроха не может сказать, не значит, что ничего не понимает. По интонации, тембру голоса он чувствует, в каком эмоциональном состоянии находятся мама или папа, воспринимает отношение к себе

Разговаривать с новорожденным, так же необходимо, как и с дошкольником. Если кроха не может сказать, не значит, что ничего не понимает. По интонации, тембру голоса он чувствует, в каком эмоциональном состоянии находятся мама или папа, воспринимает отношение к себе.

Роль общения с родителями в психологическом развитии дошкольников

Ведущим методом общения является игра. Словами родители могут рассказать правила. Дошкольник может рассказать о результатах, побывать в ролях и почувствовать отрицательный результат. Полезно изучить технологию лепки теста, развивать моторику, провести мастер-клас по рисованию.

Роль общения ребенка с родителями огромна. При недостаточном разговоре может развиться заторможенность развития речи, психики, комплекс неуверенности в себе. Если нет разговора ребенка, рвутся жизненные ориентиры. Дети копируют родителей. То, как в семье поставлен диалог, какова тональность, как отзываются о других в присутствии ребенка, все это проявится в поведении среди сверстников в детском саду, на улице, в общении с воспитателем.

Основное общение складывается с родителями

Правила общения с родителями для детей

Для детей существуют правила речевого взаимодействия: уважительно и на должном уровне. Родители хотят, чтобы дети были вежливыми. Идя спать, говорили («Спокойной ночи мама и папа»), а проснувшись, приветствовали («С добрым утром»), чтобы просьбы сопровождали словом «пожалуйста», не забывали поблагодарить («спасибо»), чтобы просьба «собрать игрушки» не вызывала негативных слов в ответ, а была выполнена без пререканий.

Уроки рисования на тему «Летят самолеты» для средней группы

Ребенку недостаточно только желания родителей. Необходимо показать, как надо отвечать на просьбы, приветствия. И сделать это не «открытым уроком культурного поведения», а повседневным постоянством. Узнать секреты общения поможет аудиокнига или видео онлайн.

Как правильно выстроить общение?

Главное правило – не пускать данный процесс на самотек, даже если вам кажется, что ребенок справляется со всем самостоятельно. При этом главным инструментом родителей остается игра, именно через нее и следует прививать нормы поведения и общения.

С помощью правильно подобранных игр вы можете не только научить ребенка, но и отработать приемы взаимодействия с окружающим миром. Хорошо если игры представляют собой специально выстроенную систему, в которой каждый последующий этап связан с предыдущим. Таким образом, ребенок получает четкую последовательность действий при взаимодействии. Отличным примером таких социальных игр станет «магазин» или «больница», в них ребенок учится взаимодействовать с миром, а обыгрывание ролей дает возможность не растеряться при посещении тех или иных общественных мест.

При проведении игр не стоит бояться повторений, так как они становятся залогом развития навыков. В процессе повторения дети начинают лучше понимать правила игры, а, следовательно, получать больше удовольствия от выполнения определенных игровых действий.

Таким образом, вырасти полноценной и гармоничной личностью ребенок может только при постоянном участии родителей. А приобретая опыт межличностного общения, малыш становится активнее и увереннее в себе.

Почему нельзя игнорировать и ограничивать общение

Может показаться, что развитие малыша – это независимый процесс, который происходит независимо от внешних факторов, но это совсем не так. Родитель или близкий взрослый играет важную роль в процессе становления личности и всех способностей, начиная от мышления и речи, заканчивая самооценкой и воображением.

С определенного момента межличностные отношения начинают изменяться, особую значимость приобретают конфликты, причем как со сверстниками, так и родителями. Ребенок начинает ощущать большой спектр эмоций, остро переживает их, что позволяет накапливать личный опыт и выстраивать основу для построения будущей личности. В этот момент появляется первое отношение к миру, окружающим людям. Этот важный период приходится на дошкольный возраст, именно поэтому ребенку важна не только любящая семья, но и достаточная социализация.

Роль эмоционального фактора

Переживания и эмоциональные реакции на различные события и ситуации помогают нам осознавать и выражать свои чувства, а также понимать эмоции других людей. В ходе общения с окружающими, мы как будто смотрим в зеркало эмоций других людей, что помогает нам лучше понимать себя и свои реакции.

Кроме того, эмоции имеют эмпатический эффект на нашу личность. Часто мы воспринимаем и адаптируемся к эмоциональному настрою окружающих на уровне подсознания. Например, если мы находимся в компании людей, испытывающих радость и восторг, это может поднять наше настроение и повлиять на наше собственное отношение к себе и миру в целом.

Более того, эмоции могут оказывать косвенное влияние на формирование личности через образцовое поведение окружающих. Если мы наблюдаем уверенное, искреннее и позитивное общение, мы можем подражать этому образцу и стараться вести себя аналогично. Это может привести к развитию и формированию нашей личной манеры общения и взаимодействия с другими.

Однако, не следует забывать, что эмоции индивидуальны и субъективны. Каждый человек имеет свои уникальные эмоциональные реакции и способы их выражения

Поэтому, в процессе общения важно учитывать и уважать эмоциональные потребности каждого человека, помогая ему осознавать и выражать свои эмоции, а также быть готовым к принятию и адаптации к эмоциям других

 

Особенности развития личности ребенка

Определение 1

Развитие личности – это процесс становления личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Определение 2

Детский коллектив – это группа детей, объединенных какой-либо совместной полезной деятельностью.

Процессы развития личности и коллектива тесно связаны между собой. Развитие личности зависит от развития коллектива, уровня его развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой же стороны, активность воспитанников, а также уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловлены воспитательной силой и воздействием коллектива. В итоге можно сказать, что коллективные отношения выражены ярче, если члены коллектива более активны, более полно пользуются своими индивидуальными возможностями в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков напрямую связано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем более самостоятельным будет ученик внутри коллектива и в общественно-полезной деятельности, тем выше будет его статус в коллективе и тем выше его влияние, которое он может оказывать на весь коллектив. Напротив, чем выше статус ребенка, тем более плодотворное воздействие оказывает коллектив на развитие его самостоятельности.

Развитие коллектива и личности в нем – взаимообусловленные процессы. Любой человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатством связей предполагается духовное богатство личности, богатство связей и общения, чем выражается общественная и коллективная сила человека.

Детский коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта. Воспитанник может приобретать опыт в семье, посредством общения со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, в средствах массовой информации, чтении книг и других источниках. При этом только внутри коллектива освоение того или иного социального опыта специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.

Особенности общения дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками меняется качественным образом, если сравнивать его с общением в предыдущие годы. У дошкольника в возрасте с 4 — 5 лет общение со сверстниками, как правило, становится приоритетным. Дети более активно начинают общаться между собой в различных ситуациях (например, в процессе режимных моментов при осуществлении разной деятельности, включая игру, труд, занятия и др.).

Статья: Общение дошкольника со сверстниками

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Особенным образом происходит развитие общения дошкольника со сверстниками во время игровой деятельности. Совершенствующееся общение оказывает воздействие на характер игры и ее развитие. В этом процессе проявляется огромное разнообразие коллективных задач, включая:

  • Совместную игру;
  • Навязывание собственных образцов;
  • Управление деятельностью партнера и контроль ее выполнения;
  • Непрерывное сравнение с собой;
  • Оценивание актов поведения.

Наличие разных коммуникативных задач предполагает освоение соответствующих действий, таких как: требование, приказ, обман, жалоба, доказывание, спор и т. д. Общение со сверстниками у дошкольника очень эмоционально насыщено. Действия, которые адресованы сверстникам, аффективно направлены. Для них характерно в 9-10 раз больше экспрессивных и мимических проявлений, чем при общении со взрослыми людьми.

В дошкольном возрасте можно наблюдать огромное разнообразие эмоциональных состояний, начиная с яростного негодования, гнева и бурной радости и заканчивая нежностью и сочувствием. Дошкольники одобряют ровесников чаще, чем взрослых людей, хотя нередко вступают с ними в конфликты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: