Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины, симптомы и диагностика

Сдвг у детей: что это, как общаться с таким ребенком

Что из себя представляет метод БОС

Проводится терапия с помощью специальных аппаратов. Специальные программы на компьютере обрабатывают реакции деток с синдромом и помогают малышам научиться контролировать свои эмоции. Ребенок учится регулировать свою активность и поведение.

БОС терапия при СДВГ помогает освоить познавательные навыки. Сами занятия проходят в приятной атмосфере, весело и без ощущения, что ребенку приходится выполнять нечто сложное и скучное. Все задания выдаются в понятной, простой и доступной форме.

Хоть до сих пор ученные не выявили единого способа полностью вылечить расстройство, все же терапия поможет:

  • развить навык управления своей активностью;
  • улучшить общие показатели внимания, в частности, переключаемость и устойчивость;
  • научиться держать под контролем свои физиологические проявления;
  • улучшить успеваемость в обучении и натренировать волевые процессы.

По завершению терапии можно заметить, что не только ребенок стал спокойнее, послушнее и внимательнее к своим обязанностям, но и произошли изменения в окружении. Родителям больше не придется регулярно пытаться успокоить малыша, делать ему замечания и т.д, ведь основная симптоматика расстройства будет снята.

Послушный мальчик – внимание в мониторе ноутбука

Естественно, успех терапии напрямую зависит от комплекса действий. Семья также должна организовывать правильно время ребенка дома, объяснять учителям особенности расстройства. Это позволит не свести «на нет» весь прогресс, который будет наблюдаться при прохождении коррекции.

Статьи в тему: 1. Методы лечения СДВГ  2. Программа занятий психолога и логопеда

Результат БОС-тренировок у ребенка с СДВГ

БОС-тренинг обычно направлен на увеличение быстрой активности в диапазоне бета-1-ритма при одновременном подавлении тета-активности. 

В тренинге по методу ЭЭГ-БОС в качестве подкрепления используют визуальные, акустические, реже – тактильные сигналы. Визуальная обратная связь обеспечивается изменением размера, цвета, яркости изображения и других параметров объекта на экране дисплея в зависимости от мощности, амплитуды, процента встречаемости в ЭЭГ управляемой активности. Визуальный сигнал иногда дополняется сигналом акустической обратной связи. 

Важно отметить, что успешность коррекции методом функционального биоуправления зависит от состояния эмоционально-личностной и интеллектуальной сферы обучаемого. 

При выраженных нарушениях высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воли), эффективность метода можно повысить путем индивидуального подбора образов и их содержания для каждого пациента. 

У многих пациентов, прошедших курс БОС-тренинга, наблюдается улучшение способности к длительной концентрации внимания, увеличение объема непосредственной слухоречевой памяти, повышение психической работоспособности. 

Это позволяет рассматривать БОС-тренинг не только как метод терапии функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

С появлением БОС-технологий ситуация с лечением СНВ изменилась — примерно за 20 лет БОС-терапии синдрома нарушения внимания пролечено тысячи детей и подростков (в США такое лечение предоставляют более 700 медицинских центров). Согласно обобщенной статистике, около 50 % из них полностью избавились от СНВ-симптомов и не нуждаются в лекарственном лечении. У остальных наблюдается в той или иной степени улучшение состояния, чаще всего выражающееся в снижении дозы лекарственного препарата.

Формы СДВГ – синдрома дефицита внимания и гиперактивности

  • преимущественно гиперактивным и импульсивным поведением;
  • преимущественно сложностями с концентрацией внимания;
  • и тем, и другим одновременно.

«Преимущественно» означает, что в основном преобладает определенная проблема, а не то, что расстройство выражается только сложностями в одной-единственной области. То есть для человека с преимущественно гиперактивным – излишне активным поведением концентрация внимания в любом случае будет задачей сложной.

Невнимательность

  • погружение в мечты вместо нахождения в реальности в то время, когда нужно заниматься чем-то определенным;
  • постоянное отвлечение и сложности с сосредоточением внимания на определенных, даже крайне важных задачах;
  • ощущение, что человек не слушает, пока близкие или окружающие люди разговаривают с ним;
  • сложности с самоорганизацией и управлением временем;
  • часто теряющиеся вещи, в том числе регулярно используемые предметы обихода;
  • избегание задач, требующих долгой концентрации, внимания и умственных усилий;
  • сложности или даже невозможность следования даже простым инструкциям.

Да, абсолютно здоровый человек тоже может периодически соответствовать любому из перечисленных выше пунктов. Разница в том, что у обычных людей это происходит именно периодически, и не все сразу, а у человека с СДВГ – регулярно и зачастую все вместе. Сложный коктейль, не правда ли?

Гиперактивность и импульсивность

У взрослых и детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью может наблюдаться как один из этих вариантов поведения, так и все вместе:

  • ощущение, что человек все время находится в движении и не может сидеть на месте;
  • бег или лазание – это больше относится к детям, конечно, – в неподходящее время, когда предполагается совершенно другая деятельность;
  • сложности со сменой темы разговора или деятельности – человек зацикливается на чем-то, и его сложно переключить;
  • ерзание, шевеление или постукивание руками и ногами;
  • слишком громкие разговоры и шумное поведение;
  • неадекватная оценка собственных возможностей, которая часто выглядит как неоправданный и ненужный риск.

Как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Справиться с дефицитом внимания помогают психолог и невролог

Работа психолога направлена на то, чтобы корректировать эмоции, поведение и когнитивные функции: мышление, внимание и память. Для этого проводят сеансы когнитивно-поведенческой терапии

На них ребенка обучают, как правильно воспринимать окружающую обстановку и контролировать себя.

Чаще всего психотерапевтические сеансы проводят в формате игр, в ходе которых воспроизводят определенные жизненные ситуации. Вместе с ребенком в обучении могут участвовать родители или другие дети с дефицитом внимания. Для улучшения когнитивных функций эффективна арт-терапия: занятия рисованием, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

В отличие от психолога, невролог — это дипломированный врач, прошедший подготовку для диагностики и лечения нервной системы. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью невролог назначает лекарства для улучшения функции головного мозга4.

Один из них — препарат Проспекта. В качестве действующего компонента это лекарство содержит вещество, которое регулирует активность специального мозгоспецифического белка. Этот белок в норме присутствует в головном мозге и необходим для нормальной мозговой активности, а также обладает свойством  влиять на активность нервных клеток головного мозга и защищать их от повреждения. Средство способствует снижению до нормы избыточно выраженных функций и улучшению угнетенных, связанных с дефицитом внимания, уменьшению гиперактивности, улучшению мышления, внимания и памяти.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. При СДВГ принимают по 1 таблетке 2 раза в день между приемами пищи. Курс лечения длится 8 недель. Спустя 1–2 месяца врач может назначить повторный курс. Таблетки  Проспекта можно принимать детям, начиная с 7 лет.

1Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. СибСкрипт. 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-i-podhody-k-ego-korrektsii (дата обращения: 17.12.2023)

2 Абшилава Э.Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskie-i-patopsihologicheskie-osobennosti-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 17.12.2023)

3 Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений. Практическое пособие. 2019. URL:
  https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/377/3764391.pdf?ysclid=lq9n63c8kt313303078 (дата обращения: 17.12.2023)

4 Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Журнал медико-биологических исследований. 2014. URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-novoe-v-diagnostike-i-lechenii?ysclid=lq9n5ovyzx512724311 (дата обращения: 17.12.2023)

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Как и почему возникают проблемы в обучении с научной точки зрения: что чувствует ваш ребенок с СДВГ

Ретикулярная активирующая система, участвует в неврологических механизмах, которые доносят в мозг сведения и сосредотачивают внимание. Головной мозг получает импульсы от спинного мозга и передает их таламус, а оттуда к коре головного мозга и гиппокампе по цепи обратной связи

Без постоянной стимуляции корковых нейронов и активации ретикулярных импульсов, человек находится в бессознательном состоянии и не может реагировать на раздражители. А при чрезмерной стимуляции, пациент не может расслабиться или сконцентрироваться, что часто приводит к дефициту внимания и гиперактивности.

Память и ассоциации паттернов (Angrmim) требуют новых нервных связей в головном мозге и увеличения количества нейромедиаторов и буферов для обслуживания новых соединений (синапсов). При дефиците строительных материалов нерва, новые соединения не образуются, что препятствует эффективной обработке информации. Это расстраивает человека, который страдает от синдрома дефицита внимания, и усложняет обучение, иногда делая его и вовсе невозможным.

При нехватке связей, нагрузка ложится на существующие нервные пути, в результате чего возникает «fkki движение» или коллапс и информация не обрабатывается. Это вызывает разочарование, замешательство и поведенческие проблемы.

И хотя причина синдрома дефицита внимания сосредоточена в головном мозге, проблема включает в себя целую систему органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и т.д.), а еще и внутренний мир — мысли и эмоции. При дефиците нервных связей, необходимых для обработки входящих сигналов, возникает конкуренция между раздражителями. Активная стимуляция множественных внешних и внутренних источников (слишком много зрительной информации, звуков, избыточное внутреннее эмоциональное напряжение) приводит к депрессии, раздражительности, агрессии и беспокойству. Когда мозг, точнее, нейронная сеть, чрезмерно атакуется раздражителями, она не может сосредоточиться на какой-то одной стимуляции. Отсутствие способности сосредоточиться на специфических раздражителях, приводит к неконтролируемым чувствам беспомощности и тревоги, заставляя ребенка или взрослого с синдромом дефицита внимания и гиперактивности искать пути, чтобы скрыться от агрессивности своего мира.

Есть несколько предположений, почему люди становятся гиперактивными, но наиболее распространенные — их поддерживают большинство специалистов, всего 2:

  • Пациенты с СДВГ имеют достаточный запас ацетилхолина и других медиаторов, что позволяет им конкурировать и преодолеть навязчивые раздражители. Они стараются быть активнее, чтобы заглушить и компенсировать шум, поступающий в мозг извне. К сожалению, в этой борьбе они проигрывают, быстро уставая и чувствуя себя опустошенными.
  • Для СДВГ ADD (без гиперактивности) картина отличается. Эти люди имеют низкий уровень ацетилхолина и, напротив, пытаются создать конкурентную реакцию. Это другая стратегия отклонения. Они так страдают от раздражающего “шума”, что полностью прекращают сенсорную обработку. Для таких людей, непрекращающаяся какофония сигналов становится снотворным: организм вступает в ступор когда порог чувствительного нерва заполнен, а на него продолжают давить все новые сигналы.

Вывод: невнимательность, беспокойство или заторможенность — просто стратегия выживания пациентов с синдромом СДВГ. Эти люди нуждаются в такого типа защите, чтобы избавиться от агрессивных сигналов, с которыми их мозг не в состоянии справиться.

В популярной литературе среди причин СДВГ часто упоминаются чрезмерное использование гаджетов, употребление сахара. Соответствует ли это действительности?

Использование гаджетов не может спровоцировать СДВГ, так как это врожденное нарушение. Однако способность детей концентрироваться на задаче действительно ухудшается, если их экранное время не ограничено и составляет больше двух часов в день. Просмотр телевизора, компьютерные игры, бессистемное использование смартфона, ноутбука, планшета (вне коммуникативных и развивающих контекстов) способствуют повышению раздражительности, усилению склонности к истерикам, развитию неспособности сконцентрироваться на занятиях, не связанных с гаджетами.

Представление о том, что чрезмерное потребление сахара и сахаросодержащих продуктов напитков может привести к развитию синдрома гиперактивности и дефицита внимания, — это миф. Проведенные исследования этого не подтверждают. В ходе одного из экспериментов было установлено, что большое влияние на поведение детей оказывают предубеждения взрослых. Детям давали плацебо, но их родители не знали об этом и были уверены, что они получают большие дозы сахарозы, и в результате замечали гиперактивность там, где ее на самом деле не было.

Каким расстройством является СДВГ?

СДВГ — это расстройство нервно-психического развития

Такие расстройства могут влиять на множество различных функций мозга, включая обучение, коммуникацию, движение, эмоции и внимание

Расстройства нервно-психического развития начинаются в детстве и для большинства людей продолжаются всю жизнь. Это означает, что таких людей невозможно «вылечить». Вместо этого, люди с расстройством нервно-психического развития могут улучшить свое состояние при поддержке и изменениях в своем окружении.

Люди, имеющие одно расстройство нервно-психического развития, с большей вероятностью имеют и другое расстройство, например:

  • расстройства аутистического спектра;
  • сложности с координацией;
  • расстройства речи, языка и коммуникации;
  • синдром Туретта;
  • дислексия;
  • дискалькулия.

Если у человека есть СДВГ, который не выявлен или не лечится надлежащим образом, это может отрицательно влиять на его психическое и физическое состояние.

У людей с СДВГ часто диагностируют другие психические или физические расстройства. Это может затруднить выявление фонового СДВГ.

Что такое СДВГ, синдром дефицита внимания и гиперактивности? Каковы его симптомы? Правда ли, что гиперактивность встречается сегодня у многих детей дошкольного и школьного возраста?

СДВГ — это нарушение неврологического развития, описанное в МКБ-11. Согласно исследованиям, в среднем у 10% детей (по разным данным, от 3 до 15%) в современном мире диагностирован этот синдром. Проявления СДВГ часто можно заметить уже в раннем возрасте, и в основном они успешно поддаются терапии, но сам синдром сопровождает человека в той или иной форме на протяжении всей жизни. Проявляться СДВГ может целым комплексом симптомов, связанных с трудностями удержания внимания, концентрацией на учебных и рабочих задачах, импульсивностью, гипермобильностью и т. д. При этом симптомы СДВГ у разных людей отличаются: у кого-то более выражен дефицит внимания, у кого-то — гиперактивность. Специалисты выделяют три подтипа синдрома: 1) первый связан с проблемами внимания 2) второй — с гиперактивностью и импульсивностью 3) третий подтип сочетает то и другое. Определяющими для постановки диагноза становятся наблюдающиеся у ребенка сложности в обучении, повседневном функционировании, бытовых и социальных аспектах, существенно осложняющие его жизнь. Соответственно, представление о том, что гиперактивность — это характерная особенность поведения многих детей дошкольного и школьного возраста, — неверно. Диагноз СДВГ может поставить только врач – невролог или психиатр и его обязательным условием являются стойкие нарушения функционирования, значимые трудности в обучении, овладении академическими навыками.

СДВГ может сочетаться с другими психическими заболеваниями

Инга Боровская, психолог, живет с СДВГ: 

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности был обнаружен во время моего субдепрессивного эпизода. Я обратилась к психиатру из-за апатии и отсутствия энергии, но в ходе диагностики был выявлен СДВГ. 

У меня преимущественно гиперактивный тип СДВГ, то есть гиперактивность выражена больше, чем невнимательность. Это проявлялось с детства: мне было сложно управлять своими эмоциями, сдерживать импульсы. Постоянная двигательная активность, проблемы с тем, чтобы усидеть на одном месте, нелюбовь к монотонным занятиям. Все дети в классе могли спокойно присутствовать на уроке, я же с первых минут чувствовала, что хочу куда-то убежать». 

Кто может диагностировать СДВГ?

Для диагностики СДВГ не существует достоверных онлайн-тестов. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка гиперактивность или дефицит внимания, обратитесь к опытному специалисту, это может быть, например, психолог, который проведет наблюдение и интервью с родителями и ребенком, сделает серию тестов и, если необходимо, направит вас на консультацию к медицинским специалистам – психиатрам и неврологам. Перед визитом к психологу стоит проконсультироваться с педагогами в детском саду / школе, чтобы собрать информацию об особенностях поведения ребенка на занятиях и возможных трудностях в обучении.

Симптомы СДВГ у детей

Пониженное внимание

• не заканчивает начатое (игру, домашнее задание, рисунок, книгу, сбор паззла и т. п.); • не может долго сосредотачиваться на чем-то одном; • не реагирует на обращение к нему; • имеет трудности с организацией занятий; • рассеян, забывчив, часто теряет вещи; • его сложно заинтересовать скучным занятием или задачей, требующей умственных усилий. 

Импульсивность

• отвечает до того, как его спросят, может выкрикивать ответы с места; • часто вмешивается в разговоры других, прерывает; • нетерпелив, не способен дождаться своей очереди;  • на одних занятиях демонстрирует спокойствие, на других активность; • не подчиняется установленным правилам (это может касаться игры или норм поведения); • подвержен частым сменам настроения; • не умеет откладывать вознаграждение на потом, требует дать ему (сладкое, игрушку и т. п.) здесь и сейчас. 

Гиперактивность

• елозит, не может усидеть на одном месте; • страдает нарушениями сна, очень мало спит даже в младенчестве; • проявляет беспокойство (барабанит пальцами, покачивает и постукивает ногами, ерзает на стуле); • очень говорлив и постоянно подвижен. 

Если в дошкольном возрасте проявляются хотя бы шесть из перечисленных симптомов, имеет смысл показать ребенка невропатологу. СДВГ — это прежде всего медицинский диагноз, который вправе поставить только врач-невропатолог или врач-психиатр после проведения специальной диагностики. А вот записаться на прием к психологу рекомендую уже после постановки диагноза. Психолог научит правильно общаться с ребенком с СДВГ и корректировать его поведение — об этом я расскажу далее.

Чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на излечение от СДВГ. Кроме того, иногда под маской синдрома дефицита внимания с гиперактивностью скрываются более серьезные заболевания.  

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Психология и синдром дефицита внимания — особенности диагностики: почему нужно перепроверять диагноз

Как было сказано выше, проблема СДВГ относится к самым спорным в педиатрии и психиатрии. Это связано с разнообразным симптомокомплексом и сложностью оценки развития и поведения детей в целом. Очень трудно установить, что является нормой поведения, а что — расстройством. При этом все дети могут капризничать, не слушаться, быть временами рассеянными или плохо учиться, но это не значит, что у них есть психическое расстройство. Кроме этого, не стоит забывать о том, что у каждого ребенка свой характер, и дома, среди родных людей, он может быть одним, возле учителей — другим, а со сверстниками — третьим. Бывает и так, что ребенка не устраивает коллектив, и он замыкается, грустит и плохо учится, а сменив школу или класс, вдруг оживает и преображается. Вот почему диагностика синдрома дефицита внимания затруднена и такой диагноз должен ставить исключительно врач, при этом требуется тщательное наблюдение за пациентом.

Проследить и понять проблему диагностики синдрома дефицита внимания можно,заглянув в историю болезни СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) впервые обсуждался в начале 20-го века. Первые статьи на эту тему были опубликованы в Лондоне еще в 1902 году. Специалисты, наблюдающие за детьми, обнаружили, что некоторые из них, слишком активны и невнимательны, у них отмечаются моментальные эмоциональные взлеты и падения, такие дети часто попадают в беду. Основные характеристики СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность: эти симптомы приводят к трудностям в соблюдении правил поведения и мешают поддерживать нормальную производительность мозга.

Вроде бы все сходилось и доктор Ши Tier, проводя исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности развил мысль, опубликовав наблюдения в British Medical Journal. Но дальнейшие наблюдения показывали, что разрозненные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности есть чуть ли у всех детей. Врачи и педагоги высказывали мысль, что не может быть того, что целые поколения выросли с патологией! Протесты и заявления вызвали множество новых исследований, которые показали, что только комплекс признаков может считаться болезнью.

Американская психологическая ассоциация, изучив описание патологии и исследования, создала рекомендации для диагностики синдрома. В 1980 году появилось первое описание для гиперактивности, которое звучало, как «гиперактивность детей — ненормальная реакция…”. Но и после этого учеными вносилось множество изменений и точка была поставлена после полного сбора симптомов.

Последнее четвертое издание Диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-Ⅳ) СДВГ описывает СДВГ в трех различных типах: «синдром дефицита внимания», «гиперактивность», «комплекс дефицита внимания и гиперактивностью». При этом в DSM-Ⅳ, синдром дефицита внимания и гиперактивность описаны как девять видов импульсивных симптомов, отметив 6 из которых уже можно подтвердить диагноз. В то же время, каждый из этих симптомов должен проявляться более чем в одной среде, например: в школе и дома. Другие условия правильной диагностики включают в себя возрастные ограничения (от 7 лет) и сопутствующие возрастные симптомы, исключающие какие-либо другие психологические факторы.

В МКБ-10 патология занесена в раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведениядетства и подросткового возраста» в подраздел «Гиперкинетические расстройства поведения» (F90.1) и «Нарушение внимания и активности» (F90.0).

Чтобы поставить точный диагноз, помимо наблюдения за поведением, необходимо провести ряд функциональных исследований: МРТ — магнитно- резонансную томографию и функциональное сканирование кровотока мозга (FMRI). В прошлом считалось, что СДВГ связано с префронтальной зоной мозга, однако большинство людей страдают от СДВГ из-за слабой функции мозжечка и гипоплазии мозжечка: эти исследования как раз четко показывают состояние мозга и мозжечка в частности.

Внимание! Если доктор ставит диагноз СДВГ только на основании поведения ребенка, немедленно смените клинику. Ваш врач-невролог — не компетентен!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: