Стадии комплекса оживления
Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.
Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.
В состав комплекса оживления входят следующие стадии:
- Появление всей совокупности новых реакций, которые в психологии и называются комплексом оживления, а именно:
Замирание малыша, когда он впервые видит новый предмет или слышит знакомый голос.
Зрительная и слуховая сосредоточенность на лице взрослого или его голосе
Рассматривая подошедшего взрослого, ребенок способен смотреть ему в глаза, удерживая взгляд.
Улыбка и восторженные вскрикивания.
С помощью громких вскрикиваний или протяжного гуления, карапуз обращает на себя внимание взрослого, просит общения.
Двигательная активность, с помощью которой маленький человек старается выразить свою потребность в телесном контакте с родителями. Он тянет руки к маме, поворачивает головку, прогибает спинку, вскидывает ручки
Как только мать берет его на руки, он прижимается к ней, обнимает за шею.
- Практически сразу после появления совокупности эмоционально-двигательных реакций, ребенок начинает дифференцировать голоса, безошибочно выделяя среди них голос мамы.
- Фокусировка внимания на привлекательных ярких предметах. Теперь он способен следить взглядом за движущимся предметом. Эта способность возникает примерно через 2 недели после окончания периода новорожденности.
- К концу второго месяца жизни положительные эмоции у ребенка вызывают не только мамино лицо и ее голос, но и ее прикосновения, кормление грудью. Малыш счастлив, когда мама рядом.
- К концу 3 месяца жизни комплекс оживления видоизменяется. Возникают новые, более сложные формы поведения. На основе комплекса оживления примерно к 4 месяцам складывается умение малыша делить людей на «своих» и «чужих». Это проявляется в его настороженности по отношению к незнакомым, в дифференцировании выражения лица взрослого. Кроме того, комплекс оживления знаменует собой появление такой потребности, как познание окружающего мира. Какой бы привлекательной ни была окружающая действительность, если психологически ребенок не готов к ее изучению, он не будет проявлять интереса к окружающим объектам и явлениям.
Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.
Почему необходимо общение с разными речевыми партнёрами
Общаясь с ровесниками, ребёнок делает свой лексикон богаче, речь его становится более связной и развернутой, его понимают не только одногодки, но и взрослые. Это происходит потому, что в отличие от общения с папой или мамой, сверстник не станет гадать, о чём идёт речь, когда малышу захочется чего-либо или он будет чем-то недоволен. В отличии от детей, взрослые всегда начеку и очень внимательно следят за жестами или мимикой своего малыша. А вот ровесник этого делать не будет. И в этом случае ребёнку придется самому приспосабливаться к новому способу общения.
Общение с взрослыми учит ребёнка новым словосочетаниям и словам. Малыш учится правильно произносить предложения и слова, усваивает нормы общения. Хотя эти знания ребёнку в повседневной жизни практически не пригодятся. Применение этих знаний на практике предполагает создание определённых жизненных ситуаций. Сверстники помогают ребёнку попасть именно в такую среду, в которой возможно активно будет использовать всё то, чему он научился от взрослых товарищей или родственников.
Поэтому чтобы речь ребёнка, который пойдет в дальнейшем в школу, развивалась полноценно, необходимо создать именно такие условия, в которых бы малыш смог общаться с активными партнёрами в речевых контактах, то есть, взрослыми. От них он получит множество новой информации, научится говорить правильно. И параллельно со сверстниками, которые помогут ребёнку реализовать все свои речевые достижения, полученные от родителей.
В каком формате может происходить общение
В современном обществе общение отнюдь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами, ведь появились новые возможности. И многие пожилые родители освоили мессенджеры и видеосвязь, перейдя на новые форматы.
Примеры и рассказы родителей
- «Сын отдал мне свой старый смартфон. Установил на него Viber, Skype, Telegram… Освоила отправку сообщений, смайликов, открыток, гифок. Теперь каждое утро шлю сыну виртуальный привет и пожелания хорошего дня. Он отвечает тем же, и мы знаем, что друг у друга все в порядке. Это занимает секунды, зато задает хорошее настроение на целый день».
- «WhatsApp стал нашим новым «посредником» при общении с семьей дочери. Постоянно пересылаем друг другу фото — я фотографирую свои грядки, котов, нас с отцом, она — наших любимых внуков. Прежде, чем созвониться, теперь предварительно списываемся, чтобы точно знать — все свободны и могут пообщаться».
- «Помогаю внуку делать уроки по Skype. Сын с невесткой на работе, он сам приходит со школы и старается сделать домашнее задание до того, как вернутся родители. Я помню и английский, и физику, да и по геометрии за 7-й класс могу помочь. Вместе нам веселее, внук говорит спасибо, рассказывает новости, в процессе можем просто поболтать. Мы с ним стали намного ближе, он говорит: «Дед, какой ты у меня продвинутый», а мне это очень приятно».
Примеры и рассказы детей
- «Живем далеко от родителей, видимся лично раз в год, летом, когда у нас отпуск и у старшей дочери каникулы. Решили подарить им ноутбук, чтобы общаться по видеосвязи. Сначала родители переживали, что ничего не поймут, не смогут включить… Пароли записал им большими печатными буквами, все показал. Теперь раз в неделю у нас обязательно сеанс связи. Мама с папой просто в восторге, когда старшая внучка показывает им дневник с пятерками, а младшая — рисунки из детского сада».
- «Организовали с сестрой чат с родителями в Telegram. Очень удобно, мы всегда в курсе новостей друг друга, обмениваемся фотографиями и короткими сообщениями. Такой формат, конечно, личные встречи не заменяет, но помогает быть всегда на связи. Причем без пустой болтовни и поучений».
- «Сначала родители были против гаджетов, говорили: «Да вы просто звоните почаще». Но когда мы были у них в гостях, набрали по видеосвязи тетю Валю из Сыктывкара и дали им пообщаться, увидеть друг друга — оценили. Теперь у них свой планшет и они регулярно звонят не только нам, но и остальным родственникам, даже показывают свои клумбы и гордо демонстрируют мамин торт».
Важно
Связь должна идти с двух сторон. Проявлять инициативу в общении должны и дети, и родители
Не нужно стесняться напомнить о себе или спросить, все ли в порядке
Это важно — чувствовать себя нужным и любимым
По словам психологов, для нормального общения взрослых детей и родителей важны близость и наличие общих тем для бесед. Современные средства связи позволяют выбирать разные форматы общения, делиться и фото, и видео. Но личное общение не заменит ничто, ведь только так можно прикоснуться друг к другу, обняться, не зависеть от качества интернета и связи.
Формы общения дошкольников с взрослыми
Процесс психических и физических преобразований, происходящих в период дошкольного детства, способствуют развитию общения ребенка с окружающими взрослыми.
В раннем дошкольном возрасте дети еще не способны «шагнуть за пределы конкретной ситуации», в результате чего у них в основном преобладает ситуативное поведение, и как следствие, ситуативная форма общения. То есть, ребенок общается со взрослым о том, что он видит в данный момент или о том, чем они занимались недавно или занимаются сейчас.
В период младшего дошкольного возраста у ребенка формируется внеситуативное поведение, которое влечет за собой развитие двух форм общения, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного.
Внеситуативно-познавательная форма общения — преобладает в младшем дошкольном возрасте. До пяти лет ребенок накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Он стремится расширить круг познания, спрашивает взрослых обо всем, что видит и слышит вокруг, пробует под наставничеством родителей и воспитателей нарисовать или вылепить образ увиденного.
Внеситуативно-личностная форма общения присуща детям старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст открывает ребенку новое поле восприятия – а именно, отношения между людьми, личностные качества и достижения. И теперь дошкольник желает как можно больше узнать из области человеческих отношений. На первый план выходит личностный мотив, когда ребенка интересует конкретный человек.
Замечание 2
Таким образом, внеситуативно-личностное общение помогает ребенку понять свои возможности и сформировать самооценку, постигать нравственные нормы и ценности, правила человеческих отношений. В общении со взрослыми формируется такой важный «инструмент» взаимоотношений как социальный интеллект.
Общение ребенка со взрослыми: место и роль в психическом развитии ребенка
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
- оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
- оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
- оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
- для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
- при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
- взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
- ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п. предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Нежелание общаться и темперамент ребенка
Многие родители пытаются оправдать замкнутость малыша его врожденным темпераментом. Безусловно, такое мнение вполне может быть верным. Однако даже в этом случае необходимо тщательно разобраться в том, что именно он чувствует при нежелании общаться.
Существуют следующие типы темперамента:
- Сангвиники.
- Холерики.
- Флегматики.
- Меланхолики.
Помимо этих типажей, есть и еще один важный фактор, который влияет на определение личности каждого. Его можно определить по тому, каким образом человеку свойственно пополнять запасы душевной энергии. Например, экстраверты нуждаются в общении с другими людьми. Они не могут жить без их энергетики и часто унывают, когда долго приходится быть в одиночестве. Интроверты – это совсем другой тип людей. Они пополняют энергию от самих себя. Только находясь в уединении, они набираются душевных сил.
Многие родители полагают, что замкнутость ребенка – это проявление интроверсии темперамента. Чтобы разобраться, действительно ли это так, необходимо научиться отличать настоящего интроверта от застенчивого ребенка.
Понятие педагогического общения
Пед. общение это диалог педагога с учениками или воспитанниками, имеющий профессиональную направленность. Такая форма преподавания или воспитания необходима для создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, чтобы подача материала не была сухим перечислением фактов.
Педагог дает основы общения
К сведению! При таком общении информацию, идущую от взрослого, дети воспринимают с большей охотой.
Хотя следует иметь в виду, что многое зависит от личности воспитателя. Педобщение должно носить максимально позитивный и доброжелательный характер, но с элементами определённой строгости для поддержания дисциплины в детском коллективе.
Диалог с малышами ведется грамотно
Эвристическая беседа как метод обучения
Эвристическое педагогическое общение это в педагогике обучение в форме вопрос-ответ. Оно было создано Сократом в Древней Греции две тысячи лет назад. В середине 50-х годов прошлого века эвристическая беседа стала предметом активного изучения, так как она по своей сути хорошо подходила для решения вопросов обучения детей с особенностями развития.
В результате была разработана система определённых приёмов, которая позволила применить её в видах общения взрослого с ребенком дошкольного возраста.
Суть эвристической беседы в том, что воспитатель не преподносит готовые знания и решения проблемы, а подталкивает своих собеседников к верному решению через правильно поставленные дополнительные вопросы.
К сведению! Каждый ответ на такой дополнительный вопрос это шаг в направлении правильного ответа на основной вопрос. Все наводящие вопросы связаны между собой общей темой и вытекают один из другого.
При этом каждый такой вопрос задаётся не механически, а в процессе беседы преподавателя с дошкольниками, темой которого является выдвинутая проблема.
При такой форме общения наиболее выпукло проявляется умение учителя вести беседу, побуждать к ней своих воспитанников до достижения главной цели.
Мои советы молодым родителям
Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.
Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.
Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!
Формы общения со сверстниками
Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию развития, в которой ребенок стремится к самостоятельности и хочет активно действовать в мире взрослых. Мир окружающих людей распадается на 2 круга: близкие люди и все другие люди. От этих отношений зависят успехи и неудачи ребенка, радости и огорчения. Поэтому социальная ситуация развития этого периода называется «ребенок — общественный взрослый». Через отношения со взрослыми ребенок развивает способность к идентификации с людьми. Ребенок учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Общение со сверстниками. Взрослые до конца дошкольного возраста остаются источником новой информации и оценки. Тем не менее, в дошкольном возрасте в жизни ребенка все больше места занимают другие дети. В 4 — 5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети и явно предпочитает общество сверстников.
Особенности общения со сверстниками:
1. Разнообразие коммуникативных действий. Общаясь со сверстниками, ребенок способен не только спорить, и требовать, но уже обманывает и жалеет. Впервые проявляются: кокетство, притворство, фантазирование.
По отношению к сверстнику с 3 -4 лет ребенок решает следующие задачи: управление действиями партнера, контроль, оценка действий, сравнивание с собой.
2. Яркая эмоциональная насыщенность. Эмоциональность и раскованность отличает общение со сверстниками от общения со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, более аффективны. Дошкольник в 3 раза чаще одобряет сверстника и в 9 раз чаще конфликтует с ним, чем со взрослым.
С 4 лет сверстник становится более привлекательным и предпочитаемым партнером.
3. Нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослыми дети придерживаются определенных правил поведения, то в общении со сверстниками используют самые неожиданные действия: передразнивают, кривляются, сочиняют небылицы.
Такая свобода общения позволяет ребенку проявить свою оригинальность и индивидуальность.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка еще трудно поддерживать и развивать диалог. Для него важнее собственные высказывания, чем речь другого. Инициативу взрослого он поддерживает в 2 раза чаще, чем предложения другого ребенка.
В общении со сверстниками наблюдаются два переломных момента в 4 года и 6 лет:
В 4 года дети явно предпочитают общество сверстника взрослому и одиночной игре.
В 6 лет начинает ярко проявляться избирательная привязанность, возникает дружба.
Формы общения со сверстниками
1. Эмоционально — практическая форма общения. (2-4года)
Ребенок ждет от сверстников соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Ему достаточно, если сверстник присоединился к его игре и усилил веселье
При этом каждый стремиться привлечь внимание к себе
2. Ситуативно-деловая форма общения (4-6 лет)
Этот период — расцвета ролевой игры. Сюжетно — ролевая игра становится коллективной. За пределами игры: ребята договариваются о распределении ролей, условиях игры)
3. Внеситуативно — деловая форма общения (6-7лет)
Половина речевых обращений к сверстникам приобретает внеситуативный характер: то есть они рассказывают о том, где были, что делали, оценивают действия товарища. Становится возможным «чистое общение», не связанное действием или игрой. Все больше наблюдается контактов детей на уровне реальных отношений, все меньше — на игровом уровне.
Наряду с потребностью в сотрудничестве, четко выделяется потребность в признании и уважении сверстниками.
Развитие общения и речи
— Период от рождения до одного года – подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание. Голосовые проявления проходят ряд этапов: крик, гукание, гуление, лепет. Основная голосовая реакция новорожденного – крик (плач) как выражение отрицательных эмоций.
— Начиная с восьмой недели, крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван.
— В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание.
— От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков – гуление.
— В 6-7 месяцев появляется лепет – повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого. Достижения в самостоятельном произношении к концу первого года – от 5 до 30 лепетных слов.
— Другая сторона развития речи – понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для понимания обращенной к нему речи.
— В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму» и др.
Развитие восприятия и интеллекта
В первом полугодии стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Уже к 3-4 месяцам зрительные и слуховые способности младенцев почти не отличаются от таковых у взрослых. К этому возрасту ребенок свободно следит за движущимися предметами; способен длительно сосредоточиваться при разглядывании; совершает инициативные движения глаз; правильно связывает слуховые и зрительные впечатления (поворачивает голову и отыскивает глазами источник звука).Во втором полугодии складываются особые ориентировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. К 8-10 месяцам ребенок начинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта.
Развитие двигательных функций и действий с предметами
Выделяют прогрессивные движения (способствующие получению новых впечатлений) и тупиковые (отгораживающие от внешнего мира). Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба). Прогрессивные движения и действия рассматриваются как показатели уровня развития ребенка.
Психологические новообразования младенческого периода
Главные приобретения – ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения. Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъект действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов представляет новый способ общения со взрослым.По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.
Кризис одного года
Увеличение двигательных возможностей приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей возникает запрет. Сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями другого человека. Из спокойного ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания. Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний – реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва.
Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (соотношения сна – бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).Возрастная психология
Вопрос 5: Роль общения в психической жизни новорожденного. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность.
Общение со взрослым, который ухаживает за ребенком, является жизненно важным для ребенка.
Напомним, что социальная ситуация новорожденного специфична и определяется следующими моментами:
-
Полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом.
- у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым (речь).
В этом есть основное противоречие возраста, и оно лежит в основе всего развития в данном периоде.
Ведущая деятельность: эмоциональное общение со взрослым.
2 стр., 576 слов
Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным …
… Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – наименее? Обоснуйте ответ. 7. ОПЯТЬ ОБЕЗЬЯНА! Однажды психологи … ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили …
Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем развитии. Позже эти дети, которые были оторваны от родителей, не могли строить свои отношения со сверстниками (вместо адекватных дружеских, равных отношений строили отношения превосходства, чтобы пережить заботу о себе, «побывать детьми») А. Фрейд. Это явление получило название «госпитализм» – возникает вследствие дефицита внимания и воспитания
Он может возникать и в условиях семьи у равнодушных к своим детям родителей – особенно у «холодных» матерей, не уделяющих своим детям внимание
Эту стадию можно и нужно восполнять заботой, вниманием, от этого зависит возникновение доверия-недоверия ребенка к миру (ребенок научается различать, что может последовать, т.е. оценить последствия ситуации)
Следующий сензитивный период для общения – 3 года (первый – до года), далее – подростковый.
Характеристика основных особенностей общения детей со взрослыми
Общение, в котором одним из субъектов является ребенок, имеет ряд характерных особенностей:
- Взрослый выступает для ребенка не просто как собеседник, а как источник определенных знаний и умений.
- Ребенок может полностью принимать те знания и умения, которые передает ему взрослый в процессе общения, либо использовать их в качестве руководства.
- В силу своего возраста и любознательности, ребенок практически полностью копирует взрослого (стиль общения, манеру поведения, мимику, жесты и т.д.).
- Особое влияние на ребенка оказывают те взрослые, которые ближе всего к ребенку, и которых он любит. Это могут быть не только родители, но и воспитатели или няня.
Общение ребенка дошкольного возраста и взрослого, построено на ряде мотивов:
-
Деловые мотивы – ребенок дошкольного возраста «тянется» ко взрослым как партнерам по различным видам деятельности. Очень часто детям нравится, чтобы взрослые принимали участие в их играх. Это обусловлено тем, что в игре ребенок воспринимает взрослого не только как участника игры, но и как того, что кто может сделать ее интересной и насыщенной.
-
Познавательные мотивы – ребенок в общении со взрослым стремится утолить свою любознательность. Объясняется это тем, что никто кроме взрослого не расскажет так много нового и интересного. Кроме того, взрослые, в отличие от сверстников, умеют внимательно слушать, а в случае ошибки корректно поправить. Познавательный мотив у детей младшего дошкольного возраста характеризуется тем, что в процессе общения со взрослым ребенок формирует картину мира, складывает свою многогранную мозаику окружающей действительности. В этом возрасте детям достаточно односложного или неразвернутого ответа. Дети старшего дошкольного возраста иначе удовлетворяют свой познавательный интерес, они стремятся не просто узнать что-то новое, но и установить новые связи, в связи с чем, они требуют пояснений и аргументов.
-
Личностные мотивы общения – выражаются в том, что ребенок дошкольного возраста имеет тягу к конкретному взрослому. Так, в случае, если ему необходим ответ на конкретный вопрос или совет, он обращается к тому взрослому, которого он считает экспертом в данной области. Кроме того, дети чаще общаются с теми взрослыми, к которым они испытывают эмоциональное расположение.
Замечание 1
Особое значение для ребенка дошкольного возраста в общении со взрослыми является похвала. Дети ждут похвалы, при этом им совершенно не ведома объективность.
Особенности общения детей дошкольного возраста
В дошкольном периоде мир малыша уже не заключается только в семье. Теперь для него значимыми людьми являются не только родители, бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, но и другие малыши приблизительно такого же возраста. По мере взросления детей все более значимыми для них будут отношения и конфликты с ровесниками. Дошкольники дружат между собой и вступают в ссоры, мирятся и снова обижаются, иногда даже ревнуют и делают небольшие «пакости», помогают друг другу. Все эмоции, связанные с общением и взаимодействием с ровесниками дошкольниками остро переживаются.
Опыт первых взаимоотношений с ровесниками считается базисом, на котором основывается дальнейшее формирование личности ребенка. Чувство спокойствия, удовлетворения ребенка, усвоение им норм отношений с другими детьми зависит от стиля коммуникаций, от места среди ровесников. Первый такой опыт во многом обусловливает отношение индивида к собственной персоне, к окружающим, к вселенной в целом. Совсем не обязательно этот опыт будет положительным. У множества дошкольников в этом возрасте может сформироваться и в дальнейшем закрепиться негативное отношение к социуму, которое будет иметь в будущем довольно печальные последствия. В коммуникационном взаимодействии дошкольников сравнительно быстро образуются отношения, характеризующиеся появлением предпочитаемых и отвергаемых ровесников.
Важнейшей задачей родителей является своевременное определение проблем в межличностном взаимодействии и помощь в преодолении их, которая должна базироваться на понимании психологических мотивов, лежащих в основе проблемных ситуаций межличностного общения детей. Ведь именно внутренние мотивы вызывают постоянный конфликт малыша со сверстниками, ведут его к объективному или субъективному изолированию, вынуждают малыша ощущать себя одиноким, что является одним из самых серьезных и разрушающих переживаний личности.
Общение с ровесниками считается школой социальных отношений. По мере взросления малышей у них к семилетнему возрасту опять существенно изменяется отношение к товарищам-одногодкам. В этом возрасте они способны к внеситуативной коммуникации, никак не связанной с ситуацией, которая происходит сейчас. Малыши могут делиться друг с другом тем, что они видели и где побывали, рассказывать о своих планах или предпочтениях, оценивать качества, черты характера и поступки остальных детей. В дошкольном возрасте малыши уже могут подолгу разговаривать, при этом не производя никаких практических действий. К шестилетнему возрасту значительно повышается дружелюбие и эмоциональная вовлеченность малыша в переживания одногодок или в совместную деятельность. Часто дошкольников можно поймать за внимательным наблюдением за действиями сверстников.
Особенности общения детей дошкольного возраста характеризуются тем, что малыши уже не просто говорят о себе, но и задают вопросы одногодкам. В этом возрасте им становится интересно, что их товарищ собирается сделать, что ему нравится, а что нет, где он был и что видел. В таких наивных вопросах отображается зарождение альтруистического личностного отношения к остальным индивидам. К шестилетнему возрасту у многих малышей появляется стремление помогать одногодкам, что-то подарить или уступить им.