Презентация, доклад особенности общения детей со взрослыми и сверстниками

Возрастные особенности младших школьников

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми

Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.. Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Психология общения с ребенком и положительные моменты

Если все ошибки ребенка выделяются, а достоинства и победы игнорируются, создается напряженная атмосфера. Ребенок будет думать, что он все делает не так, что он неудачник и только расстраивает родителей.

Если говорить ребенку только то как не надо делать – «не разговаривай так со взрослыми», «не делай так», «не говори так», он будет бунтовать, потому что ему непонятно как «так». У взрослых сформированы шаблоны, так надо, так не надо. Поначалу у ребенка их нет, позже ему придется натянуть свой кокон стереотипов чтобы жить в социуме

Необходимо заменить эти фразы на побуждение к действию, и сконцентрировав внимание на похвальном поведении. Ребенок переключится и будет знать что ему нужно делать чтобы заслужить похвалу. А родители получат самостоятельного, психологически зрелого ребенка, с правильным подходом к жизни

А родители получат самостоятельного, психологически зрелого ребенка, с правильным подходом к жизни.

Берегите детей, они самое дорогое, что есть у нас!

Игорь Фомичев, клинический психолог,

эксперт в «Центр специальных исследований и экспертиз».

Почему малышу необходимы контакты со сверстниками?

Подрастая, малыш нуждается в коммуникации с другими детьми такого же возраста или чуть постарше. Это общение существенно отличается от того, которое принято в кругу семьи. После четырёх лет ребёнку намного интересней будет поговорить со своими сверстниками, чем с родителями или родственниками. В игре с детьми малыш полностью сможет реализовать свои фантазии, сможет вести себя непринужденно и свободно. А такое поведение значительно влияет на речь.

Контактируя со сверстниками, ребёнок сможет ярко выражать свои эмоции. Общаясь с родителями, малыш ведёт себя спокойно, даже пассивно. А начав контактировать  с другими детьми, может внезапно засмеяться, выразить свои чувства  мимикой, яркой интонацией или даже визгом. Общаясь со сверстниками,  ребёнок использует до 10 мимических и речевых проявлений, тогда как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно те чувства, которые выражаются в контакте  с детьми, помогают ребёнку приобрести раскованность, свободу и непринуждённость  между ровесниками.

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1

Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.

Почему малышу необходимы контакты со сверстниками?

Подрастая, малыш нуждается в коммуникации с другими детьми такого же возраста или чуть постарше. Это общение существенно отличается от того, которое принято в кругу семьи. После четырёх лет ребёнку намного интересней будет поговорить со своими сверстниками, чем с родителями или родственниками. В игре с детьми малыш полностью сможет реализовать свои фантазии, сможет вести себя непринужденно и свободно. А такое поведение значительно влияет на речь.

Контактируя со сверстниками, ребёнок сможет ярко выражать свои эмоции. Общаясь с родителями, малыш ведёт себя спокойно, даже пассивно. А начав контактировать  с другими детьми, может внезапно засмеяться, выразить свои чувства  мимикой, яркой интонацией или даже визгом. Общаясь со сверстниками,  ребёнок использует до 10 мимических и речевых проявлений, тогда как в разговоре с взрослым партнером – только половину. Именно те чувства, которые выражаются в контакте  с детьми, помогают ребёнку приобрести раскованность, свободу и непринуждённость  между ровесниками.

Общение воспитателя с детьми

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования самооценки ребенка и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятного микроклимата для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов деятельности. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно.

Содержание общения воспитателя меняется с учетом поведения детей, а также учитываются их склонности, интересы, пол, особенности семейной микросреды. Воспитатель в процессе взаимодействия с малышами использует как косвенные, так и прямые воздействия.

К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

Технологии

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение с взрослыми и сверстниками кардинальным образом отличается друг от друга. В разговоре с ровесниками дети всегда более раскованы, им не нужно придерживаться правил вежливости и норм поведения, можно говорить свободно, раскованно. При этом в разговорах преобладает эмоциональная составляющая. Общение часто сопровождается кривлянием, смехом, криками и высокими интонациями голоса.

Взрослый для ребёнка выступает авторитетом, эталоном для подражания. Малыш дошкольного возраста задаёт ему вопросы, учится у него чему-то, выполняет его требования и ждёт оценку своих действий. Взрослый часто выступает судьёй в детских спорах. Общение с другими детьми происходит на равных, оно богаче и насыщеннее, ребёнок стремится показать и рассказать, что он умеет. Зачастую детям главное рассказать, а не выслушать, поэтому общение может не клеиться, когда два ребёнка перебивают друг друга, не слушают и каждый рассказывает о чём-то своём.

Этапы развития общения старших дошкольников со сверстниками

Этап 1 (примерно с 5 месяцев до 1,5 лет)

Происходит закладывание предпосылок для будущего общения
Малыш может интересоваться сверстником как новой игрушкой, трогать его, улыбаться и смеяться вместе с ним, но не стремится привлечь к себе его внимание, в отличие от внимания взрослых. Совместных действий у детей нет.
Этап 2 (от 2 до 4 лет)
В этом возрасте ребёнок готов играть с другими детьми своего возраста

Он ждёт от своих ровесников поддержку и соучастие в шалостях и забавах. Дети вместе весело бегают, кричат

Они могут вместе что-то сооружать, собирать, но конечная цель – не важна, важно само действие. Всё же до 4 лет дети больше времени проводят, играясь в одиночестве.
Этап 3 (от 4 до 6 лет). В этот период общение со сверстниками выходит на первое место

Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.
Этап 4 (от 6 до 7 лет). Этот этап характеризуется планированием деятельности в коллективе, сотрудничеством, оказанием взаимопомощи, возникновением привязанности и дружбы. Ребёнок начинает видеть в своём товарище равного себе, начинает учитывать его интересы, помогать ему, требовать того же взамен

В этот период общение со сверстниками выходит на первое место. Они собираются в коллективы и активно играют в сюжетно-ролевые игры, пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели. В этом возрасте ребёнок стремится к признанию и уважению среди других детей.
Этап 4 (от 6 до 7 лет). Этот этап характеризуется планированием деятельности в коллективе, сотрудничеством, оказанием взаимопомощи, возникновением привязанности и дружбы. Ребёнок начинает видеть в своём товарище равного себе, начинает учитывать его интересы, помогать ему, требовать того же взамен.

Специфические черты каждого этапа дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к получению популярности в коллективе, они стараются проявить свои лидерские качества. Если ребёнок не получает признания и уважения у сверстников, у него накапливается обида, снижается успешность в совместной деятельности, что приводит к полному отказу от неё.

Конкуренция берёт своё начало в среднем дошкольном возрасте, но и после 6 лет она у многих детей не угасает. Для малышей крайне важны не только собственные успехи и неудачи, но и их ровесников. Отсюда возникает зависть, обида, ревность.

После 6 лет многие дети начинают относиться к своим сверстникам более доброжелательно, стараются оказать им поддержку, помощь, безо всякой корысти подарить что-либо.

Если в 4-5 лет дети в первую очередь стремятся к получению высокой оценки своих действий от взрослого, то после 6 лет они уже могут объединяться и противостоять взрослому. Сверстник становится для малыша личностью, успехам и неудачам которой можно сопереживать, интересами которой можно интересоваться.

В этом возрасте дети могут долго общаться без совершения каких-либо практических действий. Они делятся друг с другом информацией о том, где были, что видели и что планируют сделать, дают оценки характерам и поступкам других людей.

Общение родителей с детьми

Недопустимо использование насмешек и прозвищ в отношении дошкольников. Такие замечания, как «ну ты, плакса-вакса», «ты просто дубина», «ты не мужчина», только оттолкнут малыша и разуверят в себе. После такого отношения малыши обижаются и защищаются такими словами: «а сам какой?», «ну и пусть дубина», «ну и буду таким!»

Сочувствие к дошкольнику должно быть не на словах, а на деле. Не нужно говорить такие фразы «успокойся, это такая ерунда», «перемелется – мука будет», «не обращай внимания».

Дети с трудностями в общении не переносят нудных нотаций типа «пора запомнить, что перед едой следует мыть руки», «слушай всегда отца», «отвлекаешься — делаешь ошибки». После таких нотаций ребенок отвечает: «хватит», «я знаю». В результате у него возникает психологическая глухота.

Любите малыша таким, какой он есть, всегда уважайте его, поскольку он как и вы — такая же личность. Не влезайте назойливо ему в душу. Лучше внимательно выслушайте, постарайтесь понять, что у него на душе. Трудно удержаться от вопросов, но спрашивайте разумно.

Не отшучивайтесь от проблем чада. Избегайте скучной морализации: «ты должен так делать», «необходимо уважать старших». Такие тоскливые фразы ничего нового не дают и поведение от них не меняется. Малыш ощущает вину, давление авторитета, скуку, а зачастую все вместе. Моральные устои, а также нравственное поведение дают не слова, а сама атмосфера в доме, а также поведение взрослых.

Не будьте прямолинейны в советах: «я бы дал сдачи», «пойди и извинись». Зачастую малыши к таким советам не прислушиваются. Советуя что-либо чаду, тем самым напоминаете, что он мал, неопытен и авторитарная позиция взрослого только раздражает.

Особенности общения родителей с детьми включает проявление доверия. Не говорите: «это все из-за тебя», «опять подрался», «вижу тебя насквозь». Частое повторение таких фраз приводит дошкольника в ярость.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Стиль общения с детьми

Общение должно сплотить семью, а многие родители не догадываются, что они выбрали неправильный стиль общения со своим чадом. Навредить малышу может не только враждебная настроенность родителей, но и их либерализм.

Существуют следующие стили общения с детьми:

попустительство или вседозволенность (как правило при таком стиле малыш получает желаемое посредством истерик и капризов: «хочу», «дай»). Ребёнка в этом винить нельзя, он не знает другого стиля общения. В итоге он неспособен вырасти зрелым человеком, поскольку он не понимает слова «надо». В школе и саду такой ребёнок упрям, конфликтен и эгоистичен;

отчужденность, когда родители не слышат, не видят, или не хотят слышать и видеть своих чад;

гиперопека, когда родители неосознанно лишают ребенка любой самостоятельности (психологической, моральной, физической, социальной), а также развития;

диктаторство — этот стиль подразумевает жесткость, грубость, игнорирование, неуважение всякой инициативы ребенка, а также его желаний; при диктаторстве родители прибегают к физическим наказаниям;

уважение – этот стиль проявляется в любви и уважении к ребенку с самого раннего возраста; родители поощряют индивидуальность ребенка, разговаривают на интересные для него темы, направляют свое чадо, предоставляя свободу выбора.

Особенности общения с взрослыми

В подростковый период с развитием мышления, с более широким познанием мира социальных ролей и появлением чувства взрослости, у подростков падает авторитет своих родителей. Родители становятся «просто людьми». Поэтому они больше не подчиняются родительскому влиянию настолько же легко, как это было в более младшем возрасте.

Самоутверждение подростка и требование им прав наравне с взрослыми, создают определенные трудности во взаимоотношениях с родителями. В 11–12 лет начинается борьба подростка за автономию, его освобождение от контроля и опеки. В этот период наблюдается своеобразное потребительское отношение к родителям и учителям, обусловленное стремлением подростков проверить равенство их прав с взрослыми. Он протестует против сохранения «детских» форм контроля, против требований послушания и выраженной опеки. Ребенок требует уважения и отношений такого же уровня, как взрослые относятся к другим взрослым. При этом подросток по-прежнему нуждается в их помощи, защите и поддержке.

Подросток не просто стремится, чтобы его считали взрослым, а чтобы признавали его как личность, у которой есть индивидуальность

Отсюда стремление любыми путями обратить на себя внимание (иногда это выливается в демонстративное и показное увлечение тем, что осуждают взрослые). В первую очередь перенимаются более доступные стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (взрослые виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих

Усвоение внешних признаков влияет на самосознание подростки и делает его взрослым в собственных глазах, и как ему кажется, в глазах окружающих.

Споры и расхождения во взглядах подростков с родителями, касаются не всех областей жизни, а преимущественно бытовых вопросов (одежды, прически, присутствия дома по вечерам т.п.), учебы и возможности распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. К более старшему возрасту появляются прецеденты «ценностного» конфликта: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости в различных областях — от замечаний учителя и несправедливой отметки до политических и экономических вопросов.

Возникновение конфликтов сигнализирует родителям об изменении потребностей подростков. Частота и резкость проявлений проблем во взаимоотношениях с взрослыми, зависит во многом от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Стремление родителей навязывать подросткам свое мнение и общество, скептическое отношение к их интересам, тенденция «вещать» и критиковать, а не разговаривать и т.д. — вызывает у подростка острый протест. Родителям необходимо изменить модель отношений с ребенком, научиться сочетать близость и независимость, ослабить родительский контроль без разрушения теплых, поддерживающих детско-родительских отношений. В период старшей школы подростки ждут от родителей заинтересованности и поддержки, понимания и сопереживания, признания и одобрения, доверия и предоставления автономии. Становится важным доверительное общение «на равных» с родителями и другими взрослыми, умение договариваться и сотрудничать.

Теплота поддерживающих детско-родительских отношений, позволяет подростку исследовать различные социальные роли и представления, способствует развитию его автономии и формированию позитивной самооценки. Чувство защищенности и безопасности дает подростку возможность экспериментировать, раздвигая рамки своей жизни и сознания. Напротив, если родители склонны навязывать, принуждать или контролировать ребенка, то это мешает развитию автономии и приводит к формированию низкой самооценки, депрессии и асоциальному поведению.

В подростковый период родителям архиважно правильно относиться к своему ребенку

Эстетическое воспитание

Огромную роль в личностном развитии играет воспитание эстетических чувств, которому важно уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка понимать, ценить и создавать произведения искусства, прекрасное. При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное

При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное

При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное.

Задачи эстетического воспитания дошкольника:

  • развитие у него способности к восприятию, то есть возможность замечать прекрасное в природе, искусстве, повседневности;
  • формирование эмоциональной оценки;
  • развитие потребности получать эстетическое наслаждение;
  • становление художественного вкуса, идеалов.

В итоге ребенок должен стать гармоничной личностью, готовой если не создавать собственные произведения, то хотя бы оценивать чужие творения.

Методы

Чтобы развивать в дошкольнике эстетические чувства, следует использовать всю совокупность методов:

  • личный пример;
  • посещение экскурсий, театра, выставок;
  • занятия в кружках и секциях художественной направленности.

Воспитание музыкального вкуса

Оно начинается с самого раннего детства, когда мама, укладывая малыша спать, напевала ему колыбельные. Далее необходимо приобщать ребенка к классической музыке, а при возникновении желания – научить его играть на музыкальном инструменте.

Другие направления

Развивать художественный вкус следует при помощи рисования, которое интересно большинству детей дошкольного возраста

При этом важно использовать различные техники:

  • рисовать красками (акварель, гуашь, пальчиковые);
  • мелками;
  • карандашами;
  • фломастерами.

Полезными будут лепка, бисероплетение, участие в импровизированных театральных постановках.

С раннего действа необходимо знакомиться со сказками, произведениями классической литературы, вести с ребенком беседы по содержанию прослушанного.

Важно и подходящим образом оформить комнату (или уголок) ребенка, где обязательно должны царить гармония и уют, порядок и атмосфера любви. Общение с животными – еще один фактор развития личности, поэтому по возможности желательно завести крохе кошку, собаку или хотя бы хомяка. Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости

Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости.

Развитие личности ребенка – важнейшая задача, стоящая перед родителями, необходимо каждый день заниматься в этом направлении, не перекладывая ответственность на сотрудников ДОУ. Только в этом случае малыш станет гармоничным, целеустремленным, понимающим красоту этого мира, способным к сопереживанию и оказанию помощи, но при этом уважающим себя и знающим свои достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: