Семейная социализации детей

5 главных проблем социализации детей в современном мире

Введение

Социализация (от лат. Socialis — социальная) — процесс присвоения человеком социально развитого опыта, прежде всего системы социальных ролей.

Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школьных, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание.

В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, навыков, стереотипов, социальных установок, форм поведения и общения, принятых в обществе, и вариантов образа жизни.

Социализация личности — это процесс становления личности, осуществляемый путем усвоения человеком духовных ценностей, выработанных человечеством, который включает в себя два компонента: усвоение социального опыта и его трансформацию в собственные ориентации, установки, ценности, что происходит как спонтанно, непроизвольно, неконтролируемо и целенаправленно — через образование. Конечная цель социализации — формирование личности. 

Есть пять сторон социализации:

  1. формирование знаний о людях, обществе и о себе;
  2. развитие практических навыков;
  3. выработка норм, ролей, позиций;
  4. развитие отношений, ценностных ориентаций;
  5. включение в практическую деятельность.

Сущность семейной социализации ребенка

Одной из ключевых функций семьи в жизни ребенка является функция социализации. Она предполагает процесс постепенного освоения и осознания новых социальных установок и ценностей, принятие их, поскольку они являются общеобязательными. По мнению многих авторов, в более широком смысле социализация может длиться на протяжении всей жизни человека, но некоторые отмечают, что в узком смысле социализация может ограничиваться периодом взросления личности вплоть до достижения ею совершеннолетия.

Определение 1

Семейная социализация – это процесс постепенной подготовки человека к будущим социальным ролям (в том числе, к семейной роли), а также влияние со стороны семьи и ее членов на формирование психологически зрелой личности. Именно от отношений в собственной семье будут зависит отношения в семье человека, которую он потом будет выстраивать самостоятельно, будучи уже во взрослом возрасте.

Статья: Семейная социализации детей

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Некоторые исследователи отмечают, что социализация детей практически во все времени считалась очень специфической функцией семьи, единственной в своем роде. Что касается других функций, то они были дополнительными, могли меняться под влиянием тех или иных внутренних или внешних условий и на протяжении многих веков. Особое влияние со стороны семьи ребенок испытывает в раннем возрасте, поскольку его психика более всего восприимчива и гибка, а значит ему легче воспринять совершенно новые ценности и реализовывать свои потребности.

Семья оказывает сильное социализирующее воздействие на личность человека посредством некоторых механизмов влияния:

  1. Эмоциональное влияние, отношение, которое родители проявляют к ребенку; отношения, которое демонстрируют супруги друг к другу;
  2. Нормативное влияние – привитие правил поведения в обществе, определение основных норм и ценностей, которыми в дальнейшей жизни будет пользоваться ребенок;
  3. Информационное влияние – совокупность информации и необходимых данных о явлениях и процессах, происходящих в жизни. На основе данного опыта человек в дальнейшем будет выстраивать свою жизнь.

ПОЧЕМУ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО НА СЕМЕЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ НЕВОЗМОЖНА СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ

Итак, мы определили, что для начала важно понимать сам термин социализация и не путать его с коммуникацией. А для того, чтобы не было переживаний на счёт ребёнка на семейном образовании, просто продумывать решения по конкретным задачам — научиться знакомиться или понимать окружающих тебя людей в той или иной социальной группе

Все эти умения можно приобрести в совершенно разных местах. Но почему же большинство людей считают, что при обучении без школы не будет социализации (подразумевая умение общаться)? Этому есть несколько причин. Разберу их подробно ниже.

Люди просто не могут даже представить, что может быть как-то иначе, даже не допускают такой мысли. А кто-то допускает, но не решается идти дальше этой самой мысли, потому что останавливают родные, сомнения, страхи.

И это, кстати относится не только к школе, но и к медицине, питанию, работе, семье. Людям проще делать по накатанной, как принято. Потому что когда ты начинаешь выплывать из общего потока, на тебя начинают косо смотреть. А если, не дай Бог, ты вообще развернулся и поплыл в своём направлении, тут тебя или «встретят локти», или просто станешь изгоем.

Для тех, кого устраивает «как принято», кто чувствует, что это ему лично подходит — это нормально, это его выбор. Но также хотелось бы донести, что те, кого это не устраивает — тоже имеют право на этот выбор и это тоже нормально. Есть такая формулировка жизненных позиций в психологии — «Ты Ок и я Ок». И каждый вправе выбирать свою позицию, а главное свою жизнь, даже если она отличается от большинства.

Не смотря на то, что везде говорят — основное воспитание идёт от родителей, подсознательно им всё равно проще многое передать школе — там и обучат, и воспитают так, чтоб «готов был к этому миру», и «социализируют». Никого не хочу обидеть, правда! Каждый родитель решает сам как растить своего ребёнка.


И я, уже с учётом опыта семейного образования, могу сказать, что да, это не всегда легко. Это не сложно, просто этим нужно заниматься самим родителям особенно на начальном этапе, создавать условия для того, чтобы ребёнок имел возможность общаться с другими. Первоклашка не найдёт сам себе клубы и кружки по интересам, а поэтому ответственность лежит на родителях. Помимо кружков и секций, вы можете знакомиться и встречаться с другими детьми на СО (а их надо ещё найти ?) и мамами школьников-ровесников, заводить контакты в сети, на иероприятиях, чтобы потом познакомить и детей. Кроме этого, есть площадки и парки для прогулок, выставки и семейные встречи — возможности наладить общение есть всегда, было бы желание! Я так и поступала — например, переехав в новое место жительства, я находила мам по геотегам города, писала им, знакомилась, а потом встречались уже и сами дети.

Потому что у людей изначально неверное отношение к самой этой жизни. Я не знаю почему у нас в понимании так сложилось , что жизнь — это такой трудный путь с буреломами, который надо преодолевать? Может исторически — от бабушек и дедушек, которые жили в голодные времена или годы войны? Тогда была главная цель — выжить, прокормить семью, не попасть в плен. И мы, сегодняшние взрослые, имея такие большие возможности для хорошей жизни, подсознательно пытаемся «выжить в борьбе». А самое печальное, что мы это ощущение борьбы передаём нашим детям, осознанно или нет.

Вот почитайте, это только некоторые фразы, которые говорят родители:

  • В школе ребёнок научится давать сдачу и общаться с хулиганами
  • Ему придётся научиться в школе бороться за место под Солнцем
  • Учёба в школе покажет, какая жизнь на самом деле непростая

Эти фразы я услышала от реальных людей…

Получается, готовя ребёнка к жизни, мы сразу его настраиваем на то, что жизнь сложная штука, что вокруг бандиты и хулиганы, что надо быть постоянно готовым дать отпор. Но это ведь не так! Я не говорю, что надо носить розовые очки и не замечать реальные факты. В жизни есть разное, и хорошее и плохое. Но на то, как ребёнок будет выходить из плохого или сложного, в первую очередь будет влиять его отношение к этому.

Список литературы

  1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., Речь, 2001.  
  2. Адлер А. Наука о жизни. Перевод с англ. и немецкий. Киев: Порт-Рояль, 1999.  
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.  
  4. Кон И.С. Социология личности. М., 1968.  
  5. Крейг Г. Психология развития. М.; СПб.: Питер, 2014.  
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психология и психотерапия. СПб.: Питер, 2011.  
  • Реферат на тему: Пьянство, алкоголизм как социальная проблема современной России
  • Реферат на тему: Направление культурного релятивизма и его значение в культурной антропологии
  • Реферат на тему: Материальное положение персонала организации
  • Реферат на тему: Тенденции развития образования как одного из основных социальных институтов
  • Реферат на тему: Средний класс в современной России
  • Реферат на тему: Социальный статус личности
  • Реферат на тему: Предмет, структура и функции социологии
  • Реферат на тему: Группы социальных институтов в каждом обществе
  • Реферат на тему: Структура среднего класса в России и его ценности
  • Реферат на тему: Расизм и расовые теории
  • Реферат на тему: Виды и типы интервью
  • Реферат на тему: Девиантное и делинквентное поведение

Изменение семейных ценностей

Рост числа неполных семей

Причины роста неполных семей

Основными причинами роста неполных семей являются увеличение числа разводов и внебрачных рождений. Эти тенденции обусловлены ослаблением института брака и традиционной морали в обществе.

Последствия для детей

Дети в неполных семьях чаще испытывают эмоциональные проблемы, трудности социализации, отстают в развитии. Им не хватает полноценного участия отца или матери.

Снижение родительского авторитета

Причины снижения авторитета

Среди причин — занятость родителей, их отстраненность, нежелание воспитывать, либеральные взгляды по отношению к детям.

Последствия для детей

Дети предоставлены сами себе, не знают границ дозволенного, не уважают старших, имеют проблемы с дисциплиной и поведением.

Социализация ребенка в 2-3 года

В этом возрасте ребенок начинает понимать, что такое любовь и привязанность и как их проявлять. Но ему еще далеко до способности поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с чужой точки зрения. Однако малыш постепенно учится делиться игрушками, ждать своей очереди, а также начинает выделять кого-то из ровесников. Это еще не настоящая дружба во взрослом понимании, но уже ее зачатки.

После 2 лет малыш стремительно овладевает самым важным инструментом социализации — речью

Он копирует обращенные к нему слова и выражения, часто не вполне понимая их смысл, поэтому очень важно говорить с ребенком корректно и грамотно. Это же касается поведения взрослых: даже если двухлетка не реагирует на ваши просьбы, постоянно закатывает истерики, ломает и отнимает у других вещи, сохраняйте спокойствие и демонстрируйте вежливые реакции

Помните, что в итоге ребенок будет вести себя с другими так же, как ведут себя его родители с ним.

Важная задача в этом возрасте — научить ребенка распознавать эмоции и справляться с ними, ведь иначе социализация невозможна.

  • Предложите крохе рисовать грустные рожицы, когда ему плохо, или лепить злобных козявок из пластилина, когда у него портится настроение. Разглядывайте вместе картинки в книгах и обсуждайте, кто из нарисованных персонажей выглядит сердитым, напуганным или веселым;
  • В игровой форме разбирайте страхи и трудности малыша, например необходимость делиться игрушками или периодически расставаться с мамой. Каждую ситуацию можно обыграть с помощью разных фигурок или плюшевых зверей: пусть ребенок поймет, что медвежонок скучает по маме, но точно знает, что она вернется;
  • Научите малыша выражать свои чувства адекватно возрасту. Двухлетки могут рвать бумагу, топать ногами, кидаться подушками, когда сердятся. Дети, как и все люди, порой испытывают негативные эмоции, их невозможно запретить. Социализация состоит в том, чтобы научиться выражать эти чувства приемлемо и безопасно для окружающих.

Типы социализации

Поскольку социализация – сложный и многогранный процесс, существует множество ее типов. Давайте рассмотрим некоторые общепризнанные.

Первичная или базовая социализация

Происходит в самом начале жизни ребенка, в первую очередь, под влиянием семьи. Необходима для гармоничного физического и умственного развития и включает в себя изучение языка, правил поведения, основных социальных норм и обычаев той культуры, где родился ребенок.

Вторичная социализация

Происходит вне семьи и продолжается всю жизнь, когда человек сталкивается с группами и ситуациями, которые не были частью первичного опыта социализации, например, в школе, где требуется совершенно иное поведение по сравнению с тем, что было привычным для дома.

Растущий ребенок получает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Вторичная социализация также происходит в университете, на рабочем месте или во время путешествий, т.е. в тех случаях, когда человек познает и адаптируется к «законам жизни», принятым в других группах.

Позитивная социализация

Это процесс усвоения моделей и норм поведения, которые являются социально допустимыми и желательными для общества. Например, нас с детства учат уступать место в транспорте пожилым людям, не брать чужие вещи, извиняться, когда причинили кому-то неприятности.

Негативная социализация

Представляет собой процесс, противоположный позитивной социализации, и предполагает усвоение человеком моделей поведения, которые не укладываются в рамки общепринятой морали или считаются асоциальными. Сюда относится злоупотребление алкоголем, наркомания, использование ненормативной лексики, беспорядочные половые связи.

Предвосхищающая или опережающая социализация

Это процесс подготовки человека к смене статуса или роли, когда он осваивает ценности и стандарты группы, к которой планирует присоединиться. Данный тип социализации необходим для облегчения перехода в новую группу и успешной адаптации в ней.

Концепция предвосхищающей социализации была предложена американским социологом Сэмюэлем Стоуффером. В одном из исследований он обнаружил, что рядовые солдаты, которые заранее моделировали свое поведение по образцу офицеров, имели больше шансов получить повышение, чем те, кто этого не делал .

Примером опережающей социализации может служить совместное проживание мужчины и женщины до свадьбы. Так они привыкают к будущим новым ролям мужа и жены, прежде чем начинают выполнять их на законных основаниях.

Формальная социализация

Происходит в организованной среде, т.е. официально признанных учреждениях и организациях (например, в школе или трудовом коллективе) через обучение четко установленным правилам, нормам, навыкам, обязанностям.

Неформальная социализация

Это процесс обучения, происходящий вне формальной структуры, когда сверстники и другие опытные участники некой социальной группы обучают новичка исполнению своих ролей.

Гендерная социализация

Представляет собой процесс обучения людей тому, как вести себя в обществе в соответствии с гендером, который «назначается» при рождении на основе полового фенотипа. Сегодня широко распространено мнение, что большинство различий в гендерном самовыражении связано не с генетическими факторами, а с жестко закрепленными ожиданиями общества, которые, по мнению доктора медицины Роберта Блюма, приводят к возникновению у подростков проблем психического и физического плана .

Культурная социализация

Осуществляется в основном родителями, которые знакомят детей с особенностями их расы, этнического наследия, культурных обычаев и традиций. Примерами культурной социализации могут служить: чтение книг об исторических личностях, участие в культурных праздниках, поощрение детей к использованию родного языка. Она также включает такое понятие, как «подготовка к предвзятости», когда родители рассказывают ребенку о проблемах, присущих той или иной культуре, расе (дискриминации) и способах справляться с ними [].

Репрессивная социализация

Тип социализации, при котором обучение определенным нормам осуществляется через ограничения и наказания за «неправильное» поведение. Репрессивная социализация направлена на развитие послушания и подчинения.

Партисипативная социализация

Представляет собой процесс обучения через вознаграждение за «хорошее» поведение.

Теперь, когда вы знаете больше о типах социализации и о том, почему она так важна, предлагаем познакомиться со взглядами ученых умов на этот процесс.

Слайд 36РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЁЙ ЗАВИСИМОЙ ОТ АЛКОГОЛЯ Работа

социально педагога с семьями зависимых от алкоголя должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами , а также органами опеки и попечительства . Цель- раскрыть родителям и учащимся отрицательные влияние алкоголя на взаимоотношения между людьми , в том числе на семейные отношения , показать ущерб , который пьянство наносит семье . Основная задача социального педагога в работе с семьёй зависимых от алкоголя – укрепление взаимодействия с ними , использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми , развитие ответственности за воспитание за воспитание, воздействия на состояние подростка, корректировка его поведения . Задачей социального педагога также является совмещение воспитательной работы с решением острых жизненных проблем семьи, испытывающей на себе драматизм сложных социальных коллизий

Фактчек

  • Человек рождается индивидом, а личностью становится в процессе социализации. 
  • Процесс социализации продолжается всю жизнь, сменяется стихийными и упорядоченными процессами, а также зависит от типа общества.
  • Первичная социализация предполагает усвоение социальных норм ребенком. Её агенты: родители, друзья, учителя. Институты: семья, школа, творческие кружки. 
  • Вторичная социализация подразумевает усвоение социальных норм взрослым человеком. Её агенты: руководители предприятий, представители органов власти, начальство. Институты: армия, церковь, государство.
  • Человек проходит пять стадий социализации: адаптация, идентификация, интеграция, трудовая стадия и послетрудовая стадия.
  • Конформизм — пассивное согласие с существующим порядком, взглядами и нормами поведения. 

Ребенок необщительный: как помочь?

В первую очередь, не надо волноваться, если ребенок сторонится других людей: у всех разный характер и потребности в общении. Но есть несколько приемов, чтобы облегчить малышу адаптацию.

  • Не давите на него. Заставлять дружить или играть с кем-то, если малыш не хочет, — верный способ выработать отвращение к новому коллективу;
  • Не впадайте в другую крайность и не держите стеснительного ребенка дома. Даже у самого робкого малыша должна быть возможность встретить потенциальных друзей;
  • Почаще зовите других детей к себе в гости: ребенку будет проще раскрепоститься в привычной обстановке;
  • Поищите клубы и кружки по интересам ребенка. Ему будет легче преодолеть стеснительность, когда он увлечен приятным занятием;
  • Заранее репетируйте и обсуждайте ситуации, в которых малыш обычно стесняется, например день рождения друга или знакомство с новыми людьми;, Моделируйте поведение ребенка — учите его быть внимательнее к другим, искать выход из конфликтов;
  • Самостоятельно организуйте игры и всевозможные детские занятия, интересные вашему малышу, и вовлекайте его в них.

Не забывайте о том, что социализация — длинный путь, который начинается с рождения и длится долгие годы. Она не ограничивается детским коллективом: ребенок будет узнавать разных людей, многие из которых станут его друзьями и наставниками. И для того, чтобы легко и успешно пройти этот путь, малышу необходима ваша помощь.

Что такое семейная социализация

Термин социализация имеет широкое толкования, а понятия «воспитание» и «развитие личности» рассматриваются в качестве его компонентов.

В общем смысле под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщение его к системе социальных связей.

Процесс социализации в семье подразумевает совокупность всех внутрисемейных процессов, через которые индивид (в частности ребенок) усваивает систему норм и ценностей, получает представление об окружающем мире, что позволяет ему функционировать в качестве члена общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Другими словами, социализация в семье — это процесс становления личности, начинающийся с первых минут жизни человека. Становление личности осуществляется в трех сферах:

  1. Деятельность — постепенное освоение новых навыков.
  2. Общение — неразрывно связано с деятельностью, также подразумевает постепенное расширение контактов, усвоение норм взаимодействия.
  3. Самосознание — становление образа своего Я, включающее познание себя, формирование отношения к себе и оценивание себя.

Особенности, на какие цели направлена

Социализация предполагает двусторонний процесс. Он заключается в том, что, во-первых, индивид усваивает социальный опыт, а во-вторых, воспроизводит усвоенное. В связи с этим процесс социализации в семье рассматривается с точки зрения влияния на личность и с точки зрения взаимодействия личности и членов семьи.

Семья выступает в качестве главного института социализации в период раннего детства. Именно в этот период формируются память, мышление, речь, когнитивная сфера, познавательная активность, усваиваются нормы морали.

Социализация может носить целенаправленный и нерегулируемый, стихийный характер, но всегда направлена на выработку навыков физического, психического и социального самосохранения.

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ


Да, в те времена только в школе можно было расширить свой кругозор. Семья не могла дать разнообразного общения, как школа, да и в те времена в семьях физические наказания были скорее не исключением а нормой, а школа способствовала решению таких конфликтных ситуаций в пользу ребёнка.

Но вернёмся в наше время. Ребёнок сейчас живёт в семье, которая умеет не просто читать и писать, согласны?

Именно семья должна давать базу по всем пунктам, а жизненный опыт добавит к этой базе всё остальное. Жизнь поможет «выстроить дом», но семья должна дать фундамент для этого дома. Ведь по сути, социализация — это и есть жизненный опыт. А считать главным способом его приобретения погружение в среду ровесников на 10 лет, я считаю ошибкой. Причём, ребёнок вынужден быть в одном и том же коллективе, собранном вместе по географическому признаку и общаться в основном с теми, кто в классе, а не с теми, с кем хотелось бы по интересам.

Кто-то скажет, что ребёнок таким образом учится находить общий язык в обществе, в котором оказался. Но в жизни эти общества будут постоянно меняться — секции, институт, работа, друзья, другая работа, круг клиентов, родительский комитет у своих уже детей, новые соседи и пр. И человек учится быть в новом обществе и новой обстановке каждый раз заново, потому что в каждом коллективе новые люди и новые ситуации. У детей на семейном обучении в этом плане бОльшая практика, потому что они чаще попадают в такие разные коллективы и по возрасту, и по теме общения, и по условиям вокруг

И тут уж важно обсуждать тему умения общаться, понимать себя и других в этом процессе, то есть мы говорим о коммуникации, а не о социализации

Задачи семейной социализации и воспитания

Семья включает в себя достаточно обширную систему отношений:

  • родственных;
  • правовых;
  • хозяйственно-бытовых;
  • финансовых;
  • нравственных и этических;
  • психологических;
  • эмоциональных.

Примечание 1

Для становления социального статуса, самосовершенствования и полноценной самореализации личности необходимо активное включение индивида во всех выше перечисленных сферах. Благодаря поддержке семьи, через постепенное расширение социальных связей и удовлетворение всех потребностей у ребенка складывается целостная картина мира. Какое представление сложится у ребенка об окружающем мире — зависит от благополучия семьи, ее микроклимата. Это означает, что уровень образования и знаний педагогики могут влиять на уровень ответственности родителей. 

Функции и факторы формирования

Личные потребности семьи формируются на основе общепринятых норм и постепенно приобретают характер социальных функций.

  1. Социально-биологическая функция предполагает способность семьи к воспроизводству и передачу культурного наследия общества новым поколениям.
  2. Защитная функция заключается в том, что семья физически и эмоционально оберегает, защищает своих членов.
  3. Экономическая и социально-бытовая функции заключаются в обеспечении потребностей членов семьи в материальном плане.
  4. Социально-статусная функция предполагает передачу социального статуса членам семьи.
  5. Восстановительная функция подразумевает способность семьи оказывать положительное влияние на эмоциональное и физическое здоровье ее членов.

Все наибольшее развитие получает персоналитарная функция, то есть на первый план выходит личность, права и свободы каждого члена семьи.

Ведущие функции семьи зависят от особенностей ее уклада, формы брака. Например, хозяйственно-экономическая функция наиболее свойственна семье патриархального типа, а функция социализации, предполагающая удовлетворение потребностей в общении, досуге, творчестве, — традиционной полной семье, в которой мужчина и женщина взаимодействуют на равных.

Социальный опыт в семье накапливается в результате непосредственного взаимодействия с членами семьи, ближайшим окружением и в результате наблюдения за поведением членов семьи между собой и с другими людьми.

Научение посредством наблюдения оказывает на личность большее влияние, чем непосредственные самостоятельные действия. Например, ребенок может стать агрессивным, если регулярно наблюдает агрессивное поведение значимых для него взрослых, или будет стремиться помогать окружающим людям, если видит, что в семье принято оказывать поддержку в трудной ситуации.

На семейную социализацию оказывают влияние характерные черты взаимодействия, среди которых большую роль играют:

  • требовательность (авторитарный стиль, тотальный контроль, авторитетный контроль, снисходительный, попустительский и т.д.);  
  • стиль общения (нервозный, холодный, доброжелательный, заинтересованный и т. д.).

Примечание 2

Передача психологического настроя, определенного отношения к миру, к своим и чужим получила название психологическое заражение. Воспринятые в семье нормы ребенок выносит за пределы семьи и применяет их по отношению к другим людям, в самостоятельной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: