Формы урока: что это и какие они бывают

Урок как основная форма образовательного процесса

Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»

Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.

Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:

  • Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
  • Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
  • Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
  • Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
  • Урок контроля и коррекции ЗУН.

Правила эффективной организации урока

Чтобы урок приносил должный образовательный эффект, его организация требует соблюдения ряда правил. К ним относятся:

  1. Ориентация урока на осознанное восприятие материала учащимися и прочное его закрепление.
  2. Содержание урока должно включать теоретические знания и практические навыки, пригодные для реального применения в жизнедеятельности.
  3. Урок должен содержать воспитательные компоненты и ориентацию на нравственное развитие личности учащихся.
  4. Урок должен способствовать всестороннему гармоничному развитию учащихся.
  5. Развитие навыков самостоятельности на каждом уроке.
  6. Урок должен быть интересным и увлекательным, чтобы способствовать формированию мотивации к обучению.

Урок — основная форма организации обучения в курсе «обществознание».

По мнению дидактов (М. Н. Скаткин, П. И. Пидкасистый и др.), урок является основной формой организации обучения. В этой форме представлены все компоненты образовательного процесса: Цель, содержание, средства, методы, организация и управление деятельностью, все ее дидактические элементы. Сущность и цель урока в учебном процессе как целостной динамической системы сводится к коллективному и индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся. Характеристики урока как организационной формы обучения обусловлены целью и местом каждого урока в целостной системе образовательного процесса. Урок является частью курса школьного предмета, раздела, темы, занимает в нем свое место и решает собственные дидактические задачи.

Под структурой урока понимается взаимосвязь элементов урока в их определенной последовательности и их взаимодействие друг с другом. Исследователи считают, что структура урока должна отражать закономерности процесса обучения, самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, логику преподавания и виды деятельности учителя и учащихся.

Что касается преподавания обществознания, Боголюбов выделяет следующие элементы преподавания:

  • Постановка цели урока для учащихся;
  • Организация восприятия и осознания и запоминания учащимися первоначальной информации (изучение нового материала);
  • Организация усвоения способов деятельности на основе информации, полученной путем ее воспроизведения и использования;
  • Организация творческого применения знаний и способов действий в новых ситуациях;
  • Обобщение изученного и приведение имеющихся знаний и опыта в свою систему (повторение и систематизация);
  • Контроль над результатами деятельности студента.

Существует несколько подходов к определению типологии уроков и их классификации. Например, на основе дидактической цели (И. Т. Огородников, И. Н. Казанцев); цели организации уроков, содержания и методов проведения уроков (М. И. Махмутов); основных этапов процесса обучения (С. В. Иванов); дидактические задачи, решаемые на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор); методы обучения (И. II. Борисов); способ организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин). Большинство педагогов-ученых считают, что характер урока определяется основной дидактической задачей, которая решается в классе.

В своей работе «Современное преподавание» М. И. Махмутов предлагает классифицировать уроки по цели организации, которая определяется общей дидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. Согласно этому подходу, выделяют следующие пять типов уроков: уроки с новым учебным материалом (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (2-й тип); уроки обобщения и систематизации (3-й тип); комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

В практике преподавания обществознания существуют такие типы уроков, как вводный урок; урок изучения нового учебного материала; применения знаний и умений; повторения — обобщения; систематизации и коррекции знаний и умений; проверки знаний и умений; комбинированный урок.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Классификация педагогических технологий
  2. Методика активизации продуктивных речевых умений на уроках английского языка
  3. Зож как профилактика заболеваний школьников
  4. Специфика деятельности учителя сельской школы
  5. Сущность педагогической деятельности
  6. Знаниево-ориентированный и другие подходы к содержанию образования
  7. Становление коллектива по Макаренко
  8. Воспитание детей в дворянских семьях
  9. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
  10. Воспитание детей в России

Классические типы и формы проведения уроков

К классическим типам проведения уроков на сегодняшний день относят:

  • комбинированный. Это самый распространенный тип урока, который состоит из нескольких частей: организационный момент (2-3 минуты); проверка и разбор домашнего задания (10 минут); обучение новому материалу (около 20 минут); освоение нового материала, выполнение практических упражнений (15 минут); учитель задает домашнее задание и подводит итог (5-8 минут);
  • изучение нового материала. Такой тип урока практикуют в основном старших классах. Возможно использование иллюстративного материала. Урок может проходить как в форме лекции, так и форме исследования. Результативность урока зависит от уровня освоения новой информации учащимися;
  • обобщение и систематизация пройденного материала. Данный тип урока направлен на усовершенствование знаний и повторение основных блоков пройденного материала для полного овладения предметом. Учитель оценивает знания учащихся сразу по нескольким темам, дает им различные задачи и творческие задания, указывает на проблемы и способы их решения;
  • закрепление знаний. Во время такого урока большую часть времени ученики повторяют и закрепляют весь материал, формируют навыки и умения, углубляют и расширяют свои знания. Урок закрепления знаний может проводиться в виде семинара, лекции, самостоятельных и лабораторных работ, практикума.

К классическим формам урока можно отнести открытый урок и урок в форме зачета. И тот, и другой широко распространены во всех школах Российской Федерации. Открытый урок направлен на повышение культуры общения, развитие исследовательских навыков и умений работать в команде.

У открытым урокам и учитель, и ученики готовятся заранее

Такую форму урока также могут посетить другие учителя и ученики для обсуждения рассматриваемой проблемы. Дату и время открытого урока педагог назначает заранее. Ученикам дается задание, которое они должны выполнить в нужные сроки и потом продемонстрировать результат.

В начале урока учитель выступает со вступительной речью, затем оглашает тему и вопросы для обсуждения. После этого ученики выступают с заранее подготовленным материалом и начинают дискуссию.

Урок в форме зачета у учеников можно смело назвать одним из самых нелюбимых. Во время такого урока учитель проводит срез знаний в виде самостоятельной или контрольной работы, диктанта, изложения и т.д.. Об итоговой проверке знаний пройденного материала учитель всегда предупреждает заранее.

У учащихся всегда есть шанс подготовиться и получить отличную оценку. Перед началом урока педагог заранее пишет на доске тему и задания, если это требуется. После звонка ученики принимаются за работу. После такой контрольной обязательно проводится работа над ошибками и полный разбор темы. Обычно это происходит на следующем уроке.

Различные формы уроков

Уроки можно проводить в различных формах, например, это может быть беседа, экскурсия. Во время урока желательно использовать инновационные технологии. Это позволит представить новый материал интересно и познавательно. Довольно часто дети самостоятельно выполняют работу, которая должна быть в виде закрепления материала.

  • урок-введение;
  • первичная подача незнакомого материала;
  • четкое изъяснение законов и предмета;
  • практическая реализация знаний;
  • урок-повторение.

Виды изложения информации совпадают для всех предметов, то есть типы уроков математики и русского языка одинаковы. Однако во время преподавания учитель может творчески подходить к реализации поставленных целей.

Особенности построения уроков в начальной школе

Уроки в начальной школе проводятся с учетом индивидуальных психолого-возрастных особенностей младших школьников. Для первоклассников предусмотрена сокращенная продолжительность урока — 35 минут. Занятия учащихся 2-4 классов длятся 45 минут. Каждый урок, независимо от дидактических целей и формы проведения, должен включать динамические паузы и смену видов деятельности.

Стадии урока в начальных классах:

  1. Организационный момент.
  2. Этап повторения.
  3. Определение целей и задач урока, мотивация учащихся.
  4. Получение нового знания.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление теории.
  7. Самостоятельная работа и самоконтроль по образцу.
  8. Физкультминутка.
  9. Применение знаний в традиционных условиях.
  10. Рефлексия.
  11. Озвучивание итогов.

Структура урока

Структуру урока составляют его элементы, обеспечивающие целостность и сохранность ключевых черт при всевозможных вариантах.

Традиционно выделяют такие структурные элементы урока, как:

Организационный момент (2 минуты)
Его задача состоит в том, чтобы привлечь внимание ребят, заинтересовать их темой урока, поставить задачи.
Повторение пройденного, проверка домашнего задания (3 минуты). Перед началом новой темы учитель должен проверить, насколько учащиеся усвоили предыдущий материал, а затем подготовить их к восприятию новой информации.
Изучение нового материала (20 минут)
Учитель излагает информацию с научной точки зрения, но при этом увлекательно и доступно для детей. Они, в свою очередь, не только внимательно слушают, но и могут задавать интересующие вопросы.
Закрепление знаний (5 минут). Здесь уже вполне можно применять упражнения и особые задания с целью наиболее полного усвоения новой темы. Также необходимо провести беседу с целью выработки умений и внедрения знаний.
Подведение итогов (2 минуты)

На данном этапе важно выяснить, чему научились дети на уроке, что узнали нового. Информация о домашнем задании (3 минуты)

Учитель подробно объясняет, что учащимся предстоит выполнить дома, при этом важно, чтобы задание было понятно всем и записано в дневник.

Типы уроков

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Однако первую наиболее популярную и применяемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов. Он выделил следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала (лекция, конференция, экскурсия, исследовательская работа, урок с элементами беседы).
  2. Урок закрепления знаний и выработки умений и навыков (практикум, лабораторная работа, деловая игра, дискуссия).
  3. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, диспут).
  4. Урок контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся (зачет, экзамен, проверочная работа, диктант).
  5. Комбинированный урок (практикум, конференция, семинар, контрольная работа, лекция).

У классических уроков есть свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относятся:

  • организационная чёткость педагогического процесса;
  • системный характер обучения;
  • эмоциональное воздействие учителя на учащихся;
  • изобилие информации, внедрение технических средств и наглядности.

Из минусов стоит назвать следующие:

  • педагог ограничен временными рамками;
  • сложность реализации индивидуального подхода при большом количестве учащихся;
  • в связи с опорой на формирование умений и навыков, мало внимания уделяется развитию познавательной сферы детей.

Требования к проведению урока и анализу

Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:

  1. Дидактические:
  • чёткое определение места конкретного урока среди остальных уроков;
  • соотношение содержания урока и учебной программы;
  • учёт основ целостного педагогического процесса;
  • выбор подходящих методов, более действенных средств и приёмов обучения;
  • наличие межпредметных связей.

Воспитательные и развивающие методы:

  • развитие памяти, внимания и мышления школьников;
  • воспитание моральных характеристик личности;
  • развитие познавательного интереса;
  • соблюдение учителем педагогического такта;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание проблемной ситуации.

Организационные требования к уроку:

  • составление продуманного проекта урока;
  • чёткость проведения урока;
  • поддержание рабочей дисциплины;
  • внедрение разнообразных средств обучения и информационных технологий;
  • динамичность урока;
  • логическая завершённость урока.

Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета

При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации

На основе принципа проблемности

Ещё одна типология Мирзы Махмутова основана на идее развития познавательной самостоятельности учащегося через постановку перед ним проблемы.

На проблемных уроках учитель специально создаёт проблемные ситуации и стимулирует учащихся к поиску решения или организует деятельность учащихся по самостоятельной постановке учебных проблем и их решению (это высший уровень проблемности). То есть учитель строит активный тип обучения. Более простой вариант: он сам ставит проблему и решает её, показывая учащимся логику мышления в поисковой ситуации.

Кстати, важная черта проблемного урока — то, что в нём знакомство с новым материалом естественным образом комбинируется с повторением уже изученного, и происходит это в процессе активной деятельности ученика.

Во время непроблемного урока учитель не создаёт для учеников проблемных ситуаций. Обучение в основном происходит «по образцу». Ознакомление с новым материалом и повторение изученного происходят на самостоятельных этапах занятия.

История развития урочной формы обучения

Определение 1

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Теоретическое обоснование существования и функционирования формы организации учебного занятия в виде урока. Оно было сделано в XVII веке Я.А. Коменским. Он рассматривал возможности обучения одним педагогом больших групп детей – по 30-50 человек. Он обосновал теорию проведения уроков и его этапы, а также составил проект функционирования обучения, при котором количество детей может достигать 300 человек, но с выделением из них наиболее успевающих для их группировки и проведения отдельных занятий в небольших группах. Такое обучение нашло развитие в Англии, примерно начале XIX века. Обучение проводилось для широкой аудитории учащихся – около 600-700 человек. При этом, они делились на возрастные группы и старшие проводили занятия для младших, а педагог занимался подготовкой старших групп учащихся и контролем их преподавательской деятельности.
  2. Формулирование теории урока К.Д. Ушинским. Ушинский рассматривал урок, как форму проведения учебного занятия, при которой дети самостоятельно занимаются, а педагог руководит этим процессом. Полноценной реализации на практике данная теория не получила. были предприняты некоторые попытки создания подобных в школ за рубежом.
  3. Система образования СССР. В этот период урочная форма обучения была утверждена, как единственно целесообразная, рациональная и универсальная. Занятия в школах и иных учебных учреждениях проводились в форме уроков, которые предполагали проведение занятий с группой учащихся определенного возраста по регламентированному расписанию. Со времен СССР урок, как форма организации учебного занятия, приобретает ведущее место в структуре обучения. Оно организуется только в этой форме.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Структура уроков развивающего контроля

Этот тип уроков можно сравнить с традиционными уроками, когда сначала проводятся контрольные работы, а на следующем уроке — работа над ошибками. Принципиальная разница заключается в том, что на этих уроках делается акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. На таких уроках продолжается формирование у учащихся контрольно-оценочных способностей. Проводятся они после изучения большого блока материала, занимают два часа, поэтому чаще используются в преподавании таких предметов, как математика, русский язык, физика.

Уроки развивающего контроля состоят из следующих этапов.

1 урок

Мотивация к контрольно-коррекционным действиям

Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.

Актуализация и пробное действие

Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.

В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.

2 урок

Локализация затруднений

Ученики определяют свои ошибки и затруднения.

Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений

Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.

Реализация проекта

Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.

Обобщение затруднений

Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.

Включение в систему знаний

Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.

Рефлексия

Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.

Формы организации обучения. Урок как основная форма организации обучения в школе, начальном и среднем профессиональном образовании

Какова форма организации учебного процесса как педагогической категории и в чем ее суть? К сожалению, в дидактике это понятие не имеет достаточно четкого определения. Многие ученые просто обходят этот вопрос стороной и ограничиваются обыденным представлением об этой категории. Это приводит к терминологической путанице, когда даже в некоторых научно-методических изданиях понятие формы воспитательной работы и понятие метода обучения используются как синонимы. В науке это недопустимо.

Метод обучения выступает как способ учебной работы учителя и организации учебной работы учащихся для решения таких дидактических задач, как усвоение теоретического и идейно-нравственного аспекта изучаемого материала, выработка умений и навыков применения полученных знаний на практике, проверка и оценка знаний учащихся. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Итак, термин «метод обучения» характеризует содержание-процесс, то есть внутреннюю сторону процесса обучения.

Термин организационная форма обучения, или, как ее еще называют, организационная форма обучения, имеет другое значение. Латинское слово forma означает внешность, внешний контур. Следовательно, как дидактическая категория, форма относится к внешнему аспекту организации процесса обучения, который связан с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его проведения.

Например, учитель может обучать группу учеников, то есть обучать всю группу учеников, но он также может обучать одного ученика (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количеством обучающихся.

В то же время, это может отражать и время проведения тренингов. Например, бывали случаи, когда занятия проводились с утра до обеда, но четкого разделения и перерывов между занятиями не было.

Кроме того, преподавание может проходить в классе и может быть выезд (экскурсия) на изучаемые объекты, что характеризует форму обучения по отношению к месту. Все это говорит о том, что без глубокого понимания концепции методов обучения невозможно рассмотреть структуру и дидактические основы использования различных организационных форм проведения учебных занятий.

Исторически наиболее распространенными организационными формами педагогической работы с детьми были индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение. Их использовали в древности, в средние века, а в некоторых странах — вплоть до XVIII века.

Суть индивидуального обучения заключается в том, что преподаватель проводит учебную работу с учеником у себя дома или на дому. В случае индивидуального обучения учитель занимается со всей группой детей, но обучение также носит индивидуальный характер, поскольку дети разного возраста и образования.

Развитие производства и повышение роли интеллектуальной жизни в обществе привели к появлению форм массового обучения детей. Одной из первых таких форм была организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в школах Беларуси и Украины (XVI век) и стала зачатком воспитательной системы классно-урочной работы.

Суть классно-урочной системы обучения как специфической формы организации учебной работы заключается в том, что учащиеся одного возраста делятся на отдельные классы и с ними проводятся занятия по заранее составленному расписанию, причем все учащиеся класса работают над одним и тем же материалом.

Преимущества нестандартных форм

Нестандартные формы обучения имеют ряд преимуществ:

  • создание интереса у школьников к новому материалу;
  • побуждение к творчеству и развитие творческих способностей учащихся;
  • использование иллюстративного материала и технических средств для более легкого освоения информации.

Проведение таких уроков дают шанс учителям проявить свои творческие способности и профессионализм

Важно учитывать тот факт, что частое проведение нестандартных уроков в скором времени вызовет у школьников отторжение и скуку. Поэтому не следует сильно увлекаться такими мероприятиями, а вводить их в учебных процесс порционно

В этом видео вы узнаете, как уйти от традиционной формы проведения урока:

По этапам учебного процесса

Педагог Сергей Иванов стал автором теории урока как отдельного научного направления педагогики. Он и составил одну из первых в отечественной дидактике типологию уроков в монографии «Типы и структура урока». Это было в 1952 году.

Типология Иванова основана на главных этапах учебного процесса, или моментах хода обучения, следующих друг за другом. Автор выделил девять типов уроков:

  • вводный;
  • первичного ознакомления с материалом;
  • образования понятий, установления законов и правил;
  • применения полученных знаний на практике;
  • тренировки навыков;
  • повторения и обобщения;
  • контрольные;
  • смешанные, или комбинированные.

Нестандартные уроки

Нетрадиционный урок — это вариант учебной деятельности, отклоняющейся от установленных шаблонов. Основные отличия: творческий характер, неформальность.

Виды нестандартных уроков:

Интегрированный урок. Проводится одновременно по двум предметам двумя педагогами, например, литература и английский язык, обж и обществознание, история и физика. Занятие демонстрирует непосредственную связь изучаемых дисциплин, между наукой и реальной жизнью.

Урок-суд. Предполагает слушание дела в импровизированной судебной инстанции. Такой тип занятия позволяет реализовать интерактивность — погружение ученика в конкретную роль, организация его взаимодействия с другими субъектами процесса.

Театрализованное представление или урок-концерт. Учащиеся принимают участие в творческом вечере, инсценировке, литературных чтениях.

Урок-игра. Наиболее подходящий вариант для повторения и систематизации знаний. Может быть проведен в формате популярных телевизионных передач: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра».

Встреча с интересным человеком. Урок, на который приглашается гость (специалист в какой-либо области или человек, переживший значимые события: сотрудник правоохранительных органов, МЧС, ученый, писатель, ветеран, путешественник, носитель иностранного языка и т.д.).

Диспут

Урок проходит в форме обсуждения важной проблемы с использованием как групповой, так и индивидуальной работы. Актуален в старших классах.

Защита творческих работ (конференция)

Форма, аналогичная диспуту, так как идеально подходит старшеклассникам. В свете требований ФГОС каждый обучающийся обязан уметь самостоятельно готовить и защищать проекты.

Урок-путешествие. Необычная форма, подключающая воображение воспитанников. Позволяет разнообразить традиционные уроки и повысить интерес к предмету.

Существуют и другие разновидности нешаблонных занятий. Главная функция нетрадиционного урока — повышение интереса учащихся к предмету, активизация познавательной деятельности.

По цели организации занятий

В уже упомянутой монографии «Современный урок. Вопросы теории» Мирза Махмутов указывает, что нецелесообразно разделять усвоение знаний и закрепление навыков по разным типам уроков. Поэтому он предложил классифицировать уроки не по дидактической цели, а по цели организации обучения, которая по сравнению с дидактической имеет более общий характер. По этому основанию автор выделяет следующие типы занятий:

  • изучение нового материала;
  • совершенствование знаний, умений и навыков;
  • обобщение и систематизация;
  • сочетание названных выше трёх целей;
  • контроль и коррекция знания, умений и навыков.

Типы и виды уроков в школе

При этом ученики должны усвоить новые понятия и способы действий, среди которых можно выделить самостоятельный поиск и формирование системы ценностей. Наиболее актуальны эти уроки для школьников средних и старших классов, так как именно с этого возраста начинают изучать материал в больших объемах.

Для данного типа уроков наиболее характерны следующие формы изучения материала:

  • лекция;
  • вовлечение учащихся в процесс объяснения учителем учебного материала с помощью конкретных вопросов для разъяснения определенных моментов;
  • эвристическая беседа;
  • самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом;
  • эксперименты, опыты.

Дидактические задачи, которые помогает решать данный тип урока:

  • обобщение и систематизация полученных знаний;
  • закрепление и повторение ранее изученного материала;
  • применение полученных знаний на практике, расширение этих знаний;
  • формирование навыков и умений.
  • контроль над процессом получения новых знаний, умений и навыков.

Виды уроков, характерные для данного типа:

  • самостоятельная устная или письменная работа;
  • лабораторная работа;
  • практическая работа;
  • семинар;
  • экскурсия.

Данные действия на протяжении всего учебного года помогают учащимся овладеть предметом в целом, установить контроль над полученными знаниями от изучения всего учебного материала. Такие уроки вызывают необходимость в повторении крупных разделов материала определенной дисциплины на подсознательном уровне, а также выявить их системный характер, особенности решения задач по заданному образцу и возможность переноса этого умения в другие нестандартные учебные ситуации для решения новых задач.

Все типы уроков подразумевают ещё наличие определенной разновидности своих уроков. В этом случае же применяются  виды уроков, которые наблюдаются во всех 5 типах.

Основные методические элементы данного типа урока:

  • подготовка учащихся к предстоящему занятию;
  • выявление уровня прочности закрепления и понимания учащимися ранее изученного материала в результате системной проверки, а также определение актуальности приобретенных навыков для последующей работы на уроке;
  • подача педагогом нового материала и работа с учащимися, направленная на его осмысление и усвоение;
  • первичное практическое применение усвоенных знаний, формирование новых умений и навыков по данной теме;
  • поэтапное объяснение метода выполнения домашнего задания;
  • выставление оценок школьником, подведение общих итогов занятия.

Также подобная деятельность представляет собой процесс коррекции технологии обучения в ходе занятий в связи с темпами усвоения материала классом, а также выявление и исправление ошибок.

Виды уроков коррекции и контроля:

  • устный или письменный опрос;
  • зачет;
  • лабораторная работа;
  • практикум;
  • самостоятельная контрольная работа;
  • экзамен и др.

Классификация, дающая нам приведенные выше типы уроков в школе, является наиболее удачной и актуальной, хотя признается она далеко не всеми специалистами в данной области.

Сущность и признаки урока

Урок является многогранным, многоплановым и многофакторным явлением образовательного процесса. Он предполагает взаимосвязь и взаимодействие целей, задач, методов, содержания, внешних и внутренних факторов, материального снабжения учебно-воспитательной деятельности.

Урок реализуется по конкретному плану и имеет поэтапную реализацию. Каждый урок наделен конкретными временными рамками т.е. его проведение не может быть бесконечным или свободным. Как правило, уроки проводятся по 40-45 минут с небольшими перерывами между ними. Они заранее планируются педагогом т.е. распределяются временные ресурсы на проведение каждого этапа занятия.

Урок характеризуется рядом признаков. К ним относятся:

  • Наличие постоянного состава учащихся;
  • Наличие плана реализации урока и годового плана обучения по конкретной дисциплине;
  • Частичная структура урока т.е. урок состоит из взаимосвязанных частей;
  • Обучение одной дисциплине или ее отдельной теме на одном уроке;
  • Наличие расписания проведения уроков;
  • Наличие руководства. Урок и деятельность на нем регламентируется педагогом в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Вариативность урочной работы. На уроке могут быть применены разнообразные методы и приемы обучения, использованы различные виды познавательной деятельности;
  • Строгая и четкая организационная структура;
  • Экономия ресурсов при организации обучения. На уроках работает один педагог с коллективом учащихся;
  • Ориентация уроков на развитие коллективных взаимоотношений и коллективной ответственности.

Рисунок 1. Урок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Требования к проведению урока и анализу

Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:

  1. Дидактические:
  • чёткое определение места конкретного урока среди остальных уроков;
  • соотношение содержания урока и учебной программы;
  • учёт основ целостного педагогического процесса;
  • выбор подходящих методов, более действенных средств и приёмов обучения;
  • наличие межпредметных связей.

Воспитательные и развивающие методы:

  • развитие памяти, внимания и мышления школьников;
  • воспитание моральных характеристик личности;
  • развитие познавательного интереса;
  • соблюдение учителем педагогического такта;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание проблемной ситуации.

Организационные требования к уроку:

  • составление продуманного проекта урока;
  • чёткость проведения урока;
  • поддержание рабочей дисциплины;
  • внедрение разнообразных средств обучения и информационных технологий;
  • динамичность урока;
  • логическая завершённость урока.

Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета

При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: