Общие рекомендации
Чтобы у дошкольника не возникло затруднений со звукопроизношением нужно проводить каждый день артикуляционную гимнастику. Для этого достаточно выделить 10 минут. Малыша просят произносить гласные звуки, вместе с тем вы формируете базовое положение губ и сильный продолжительный выдох.
Кроме таких упражнений для губ, включите задания для язычка (удерживать его на нижней губе, поднимать−опускать его, двигать из стороны в сторону). Когда ребенок станет постарше, включите упражнения уже более специфичные – для формирования нужных групп звуков. Самой первой малыш осваивает артикуляцию свистящих, потом шипящих и сонорных звуков.
Проводите с малышом пальчиковую гимнастику, занимайтесь с ним аппликацией, учите обращаться с ножницами. Используйте все виды деятельности, в которой формируются дифференцированные движения пальцев. Покупайте одежду с пуговицами, шнурками – это благоприятно влияет на развитие пальчиковой моторики, которая оказывает влияние и на речевое развитие.
Не нужно сюсюкать с детьми дошкольного возраста – это нормально при общении с малышом. Но когда ребенок становится старше, он начинает воспринимать такую речь за норму, что приводит к появлению речевых нарушений.
В формировании речевых навыков большую роль играет общение ребенка со взрослыми. Поэтому и родители, и педагоги должны следить за своей речью. И всячески поощрять малыша к ее использованию. Это общие рекомендации, которые помогут сформировать необходимые речевые навыки у малыша.
Правила развития речи
Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
Развитие моторики
Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики
Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала
Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.
Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.
Массаж при алалии
Массаж необходим чаще при моторном типе алалии. Такие процедуры направлены на улучшение артикуляции и чувствительности тканей. Кроме того, они координируют мышцы языка и лица, а также способствуют уменьшению избыточного слюноотделения.
Масса должен проводить специалист, только в таком случае процедуры будут эффективными и обретут терапевтическое назначение
Важно, чтобы сеансов массажа было не менее 10. Техника массажа включает легкие постукивания пальцами по щукам, языку, а также губам
Вдоль поверхности щек массажист делает надавливающие круговые движения. Частота массажа, тип движений, а также особенность процедуры определяется индивидуально и зависит от тяжести и формы заболевания.
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Лечение моторной алалии
Реабилитационная программа должна быть направлена на полноценное развитие моторики ребенка. Во время лечения специалисты делают акцент на мышлении пациента его способностях к запоминанию информации. Способы коррекции в таком случае направлены на визуализацию, совершенствование звукобуквенных постановок, развитие способности концентрации внимания. Комплекс назначенных мер при этом воздействует на стимуляцию речи и ее осмысленность, увеличение словарного запаса и правильное становление речи.
Способы лечения и коррекции разрабатываются многими узконаправленными специалистами.
Что помогает развивать речь малышей?
Развивать речь ребенка в 1 год вовсе не обязательно с помощью специальных занятий, которые кроха пока еще не в состоянии выдержать из-за слабой усидчивости, низкой концентрации и отсутствия интереса к обучению. Чаще всего речевые навыки развиваются в непосредственном общении со взрослыми. Обеспечивать активное общение нужно обязательно. Ведь речь дает малышу возможность:
- общаться со взрослыми;
- узнавать названия окружающих предметов, соотносить их с действиями и признаками предметов;
- передавать впечатления и эмоции;
- развивать мышление;
- закреплять жизненный опыт;
- развивать творческие способности;
- развивать память и воображение.
Какие же приемы помогут родителям совершенствовать речевые способности деток? Их много, и направлены они на развитие:
- моторики (общей и мелкой). Подробнее об этом мы говорили здесь;
- сенсорных способностей;
- мимики и жестов. Какие жесты полезно разучивать с малышами, рассказано в данной статье;
- чувства равновесия и ритма;
- фонематического слуха. Подробнее об этом — здесь;
- речевого дыхания. Какие игры его развивают, рассказано тут;
- интонации;
- словарного запаса.
Готовность малыша к дальнейшему совершенствованию речевых навыков зависит от того, как родители развивали их до года, как подготовили понятийный и артикуляционный аппарат к дальнейшей работе. Как ее продолжить? Вот несколько важнейших приемов:
- Постоянное речевое окружение. Взрослые должны комментировать все свои действия, а также действия малыша.
- Пение. Нужно чаще петь для крохи веселые песенки и колыбельные.
- Словесное сопровождение всех режимных моментов. Хорошо, если таким сопровождением будут веселые потешки.
- Создание ситуаций, когда крохе необходимо отвечать на вопросы, называть предметы, выражать свои желания. При этом полезно не понимать, если малыш пытается «отделаться» жестами.
- Чтение детских книжек со сказками и стишками, рассматривание и описание картинок в них.
- Общая гимнастика и активные подвижные игры, укрепляющие основные группы мышц.
- Творчество (рисование, игры в песочнице, лепка).
Для развития речи необходима тесная эмоциональная связь крохи с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят, поддерживают, разделяют его радости и тревоги, уважают и защищают.
Первый этап – однословное предложение
Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.
Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.
Детям показывают и называют:
- Их игрушки.
- Части тела.
- Предметы обихода.
- Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
- Действия, которые выполняют он и его близкие.
Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.
Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.
Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать
Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого
Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.
Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).
У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).
К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.
Причины сенсорной алалии у детей
Сенсорная алалия связана с повреждением тех областей головного мозга, которые отвечают на анализ звуков и речи. Если быть точнее — задней трети левого полушария: она проецируется на заушную область.
К болезни приводят:
- Патология во время беременности — внутриутробная гипоксия, инфекции, иммунная атака, употребление наркотических веществ, вредные привычки, вредные условия труда, интоксикации;
- Повреждение центральной нервной системы при родах: стремительное течение родов, узкий таз, акушерская помощь. Последствием является черепно-мозговая травма. А затяжные роды, обвитие пуповины, маловодие, преждевременное отхождение вод вызывает поражение клеток головного мозга из-за недостаточного поступление кислорода — гипоксии;
- Патология в послеродовом периоде и первые годы жизни — травмы, объемные образования, воспалительные и инфекционные заболевания головного мозга и оболочек мозга, интоксикации, токсическое поражение клеток мозга при инфекционных заболеваниях.
Чаще всего на ребенка воздействуют несколько факторов. Поражается корковая часть слухоречевого анализатора, нарушаются процесс распознавания звуковых раздражителей. Ребенок слышит речь, но не может уловить ее смысл и содержание. То есть у него не сформированы фонематические процессы, нет навыка целостного восприятия речи.
В результате возбуждение (импульс) не передается по цепочке другим анализаторам: речезрительному, речедвигательному. Таким образом, малыш слышит речь, но не может его воспринять, анализировать, а значит, никак на него не реагирует.
Нарушения чтения и письма
Дисграфия
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи
Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы. Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика дисграфии
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков
Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Дислексия
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами
Так, при фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка
В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза; при тактильной дислексии – над дифференциацией тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитием пространственных представлений.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика дислексии
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи
Необходимо своевременное выявление детей снарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.
Домашняя терапия
Терапия алалии не должны ограничиваться только занятиями с профильными специалистами. Родители должны стараться помочь своему малышу. Чтобы поскорее избавиться от болезни, можно воспользоваться специальными способами, которые были разработаны для более эффективного лечения:
- Чаще просите ребенка показывать на предметы, при этом проговаривая их названия.
- Играйте в игру: называйте предмет, а ребенок пусть находит его и показывает. Можно пользоваться как обычными бытовыми предметами, так и разноцветными фигурками или любыми игрушками.
- Чаще разговаривайте с ребенком, при этом старайтесь, чтобы речь была не быстрой, понятной, а также правильной.
- Учите с малышом буквы, после того, как он запомнит новую, просите его называть слова, которые начинаются на эту букву.
Помочь развивать речевые навыки могут детские книги с множеством ярких иллюстраций. Читайте их ребенку почаще, объясняйте, что нарисовано на картинке, рассказывайте увлекательные истории о персонажах.
Этапы речевого развития ребенка
Первый год жизни малыша
Словарный запас. К году формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. Малыш может соотнести 2-3 слова с ситуацией: «бобо», «ням-ням».
Звукопроизношение. К 3-4 месяцам ребенок начинает издавать первые осознанные звуки – гуление, гукание. Пока преобладают гласные: а, ы, у, о; но уже есть и согласные: г, к, м, н. Возможно также и сочетание звуков, например «г» и «у»: «гу-у». От 8 до 11 месяцев наблюдается повторение двух открытых слогов: «ма-ма», «ба-ба», да-да». Активно использует звуки: п, б, м, г, к, э, а.
Ясельный возраст
Словарный запас. Словарный запас увеличивается до 40-70 слов к 1.5 годам, по большей части существительных: имена, названия игрушек и знакомых предметов. В 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов.
Звукопроизношение: В 2 года малышу доступны звуки: о, н, т, д, к, г, х, в, ф. Шипящие звуки он часто заменяет мягкими свистящими: «зюк» — «жук», «сенок» — «щенок».
Грамматика: Ребенок может употреблять слова в разных формах: баба – бабе – бабу.
Фразовая речь: В речи появляются простые предложения: «Мама ди» — «Мама иди», «Мама, дай». Теперь малыш способен понимать и запоминать содержание сказок, отвечать по ним на несложные вопросы, задавать вопросы о словах, которых он не знает.
Младший дошкольный возраст
Словарный запас. В 3 года запас слов от 400 до 800. К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов. В речи появляются не только существительные и глаголы, а также наречия (горячо, чисто), числительные (один, два), местоимения (мой, твой).
Грамматика. Начинается активное словотворчество: присоединение к словам приставок, суффиксов, окончаний. Например: «обогоню» — «обгоню», «натерять» — «потерять», «колесы» — «колеса», «мой кукла», «много мячев». Теперь малыш использует простые предлоги: на, под, в, над; и притяжательные прилагательные: мамина кофта, кошкин нос.
Звукопроизношение. В 3 года появляются звуки: й, л, с, э. В 3.5 года в речи ребенка должны добавляются звуки: с, з, ц. К 4.5-5 годам появляются шипящие звуки: ш, ж, ч, щ. Сонорные звуки (р, рь) он может заменять звуком «л»: «лека» — «река», «лыба» — «рыба» или иногда звуком «й»: «устай» — «устал».
Связная речь. Ребенок составляет обоснованные и последовательные предложения из более чем 4-5 слов. Он уже может связно пересказать своими словами простой текст, разучить небольшой стишок.
Старший дошкольный возраст
Словарный запас. К 5 годам активный словарный запас значительно расширяется, достигает 5000 слов. В это время непроизвольная память достигает своего расцвета: один раз услышанное слово иногда сразу входит в активный словарь. Активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету.
Грамматика. Грамматический строй речи становится хорошо развитым, ребенок правильно изменяет слова по числам, падежам, может использовать даже сложные нечастотные предлоги (Пример: из-за, из-под), сложные прилагательные (Пример: трехэтажный дом, крыжовенное варенье).
Звукопроизношение. В 5 – 5.5 лет все звуки произносятся верно, исчезает смягчение согласных, правильно произносятся шипящие и сонорные звуки. В норме, дети старшего дошкольного возраста: 6-7 лет, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Связная речь. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.
Задания и упражнения при сенсорной алалии
Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.
Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение
На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.
Упражнения и игры:
- «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
- Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
- После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. После этого ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
- «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а затем им предлагается выполнять команды в разбивку.
- Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
- Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
- Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
- «Сложи слог». Из карточек с буквами ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
- Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
- На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь вновь приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).
Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.
Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.
Полезные игры
Чтобы побуждать ребенка к говорению, лучше всего с ним играть. Игра должна быть простой, интересной, доступной для крохи. Детки прекрасно реагируют на забавные стишки, быстро включаясь в игру-повторялку.
Например, разучите такое стихотворение:
Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: прыг!
Воробьишки: чик-чирик!
Кошка рада птичкам: мурр!
Воробьи взлетели: фурр!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: жу-жу!
Ветер листьями: шу-шу!
Ребенку будет интересно повторять простые словечки, особенно, если мама читает стишок эмоционально.
Весьма полезны для речевого развития крохи сюжетно-ролевые игры. Ребенок пока не может сам придумывать их, поэтому на помощь приходят родители. Во время таких игр малышу приходится называть действующих персонажей, обозначать их действия, высказывать свои мысли, выражать чувства.
Вот еще примеры развивающих речь игр:
Что это? Когда ребенок приносит маме игрушку, она производит с ней свойственные действия (танцует куклой, гудит, как паровозик), а затем просит малыша назвать игрушку (что это?). Если у него пока не получается – называет мама. Полезно назвать несколько признаков и действий, которые можно выполнять с этой игрушкой.
Кто в домике живет? В коробку прячут игрушки (кукол, животных). Затем мама несколько раз спрашивает у крохи: «Кто в этом домике живет?», чтобы заинтриговать его. Когда ребенок живо заинтересуется, по одной достают игрушки, просят его назвать их. Если это пока сложно – так же называет мама.
Перебежки. Суть игры в том, что ребенок перебегает от одного названного предмета к другому. Перебегать можно между мебелью (где у нас кресло? А где шкаф?), игрушками, расставленными по всему дому, картинками
При этом полезно через несколько дней менять расположение картинок, чтобы малыш учился находить указанное изображение, тренируя память и внимание, закрепляя названия предметов.
Итак, для развития речи малышей необходимо комплексно задействовать все центры мозга, соседствующие с центром речи. То есть развивать мышление, моторику, координацию, эмоции, артикуляцию, словарный и понятийный запас. Все это невозможно без заботы о комфортном психологическом микроклимате в семье. В целом его можно назвать основой гармоничного и своевременного развития детей.
Симптомы
- вытянуть губы в трубочку;
- высунуть язык;
- повернуть язык или сделать другие несложные трюки.
- запоминает новые звуки, но неправильно использует их, пытаясь выговорить слово (не исключено, что отдельные звуки произносятся правильно);
- не запоминает и не повторяет буквы и слоги в заданной последовательности;
- речь бессвязная, смысл слов теряется, поскольку ребенок игнорирует часть букв или изменяет конструкцию, формируя новое, трудно узнаваемое слово;
- осмысленные фразы тоже не получаются (при условии знания слов) из-за их перестановки;
- ребенок может «зависнуть» на одном слове, ему очень сложно произнести что-то отличающееся от только что заученного.
- неполное (для их возраста) фонематическое восприятие и представление о структуре слов, грамматике;
- расплывчатое восприятие обучающего материала и самостоятельно приобретенного опыта;
- отсутствие представления о структуре слова и связях в предложении;
- непонимание и неумение использовать грамматические средства;
- сложности и затянутость на всех этапах обучения речевым процессам.
- не умеет правильно склонять и согласовывать форму слова в предложении;
- плохо запоминает новые слова и редко использует их в повседневной речи;
- медленно продумывает, что сказать, проговаривает слова с ошибками;
- не испытывает потребности общаться с другими людьми, используя речь (ему достаточно мимики, жестов, средств выразительности голоса без слов).
Недоразвитие ЦНС
- Не хочет играть, предпочитает посидеть, чем походить, ребенка сложно расшевелить. Возможно и противоположное состояние — вместо игры ломает игрушки и мебель, агрессия, ярость.
- Некоординированные движения иногда без попыток управлять рефлексами.
- Психомоторная расторможенность (лишние, неконтролируемые движения).
- Нарушения равновесия (не удерживается на одной ноге, падает или сворачивает, если нужно пройти по узкой тропинке или бордюру, ходит на пятках, не наступая на носок или наоборот).
Что у ребенка: аутизм или сенсомоторная алалия? Отличия
тест на аутизм
Области развития | Симптомы сенсомоторной алалии | Признаки аутизма |
---|---|---|
Потребность в коммуникации | Ребенок демонстрирует потребность в родителях и других людях, возможно, нечасто и без проявлений симпатии | Предпочитает развлекать себя сам. Лучше остаться с неразрешенным вопросом, чем добиться ответа с помощью общения. Быстро сдается, если его не понимают или исступленно капризничает |
Уровень речевого развития до 3 лет | Реагирует, когда другие обращаются, не против поддерживать диалог (использует вербальные сигналы) | Часто говорит бессмыслицу. Общается только тогда, когда сам хочет и в самостоятельно выбранной форме |
Звукопроизношение | Близко к норме, но возможна скандированная речь | Эмоциональная окраска, скорость произношения слов нарушены |
Максимально возможная задержка психического развития | Низкий уровень развития моторики и функций, необходимых для обучения | Умственная отсталость, множественные когнитивные дефекты (вероятны) |
Эмоции | Борьба с истериками возможна, реакция на попытки окружающих как-то унять капризы присутствует | Неконтролируемые истерики. В процессе плача повлиять на поведение ребенка со стороны невозможно без кардинальных мер. Истерика может начаться и закончиться исключительно по инициативе ребенка |
Фобии | В мягкой форме. Боязнь объектов или беспокойство в определенных ситуациях возможны и особенно распространены при сопутствующем СДВГ | Ребенок может сильно испугаться, но чего именно он боится выяснить сложно (приступы неконтролируемого страха) |