Воспитание как целостный педагогический процесс, его научная трактовка и направленность на овладение личностью социальным опытом
Как следует из первой лекции, под воспитанием в широком социальном смысле понимают процесс передачи культурно-исторического опыта от старшего поколения к младшему с целью подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду. Чтобы достичь намеченной цели воспитание должно быть организованно, ему нужно придать форму управляемого процесса, в котором надлежащим образом будет соединено взаимодействие педагогов и учащихся, будут получены определенные результаты. Такой процесс называется педагогическим.
Следовательно, воспитание (в научном знании) – это целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс …
В чем его сущность?
Американский психолог Э.Ли Торндайк писал «слову воспитание придают различные значения, но оно всегда указывает на изменение… мы не воспитываем кого-либо, если не производим в нем каких-либо изменений».
Исследования ученых-философов показывают, что изменения в личностной структуре человека, обусловливающее его социальное развитие и формирование происходят в процессе присвоения им человеческой действительности.
Человеческая действительность есть ни что иное как созданный трудом и творческими усилиями людей общественный опыт (ОО), включающий 4 основных компонента:
1) знания, идеи (информация)
2) практические умения и навыки (читать, писать и т.д.)
3) способы творческой деятельности (художественной, театральной и т.д.)
4) социальные и духовные отношения (патриотизм и т.д.)
ЗУН (знания, умения и навыки)
Поскольку общественный опыт создаются умственными, трудовыми, творческими усилиями людей (деятельность) каждый из его компонентов представляет собой результат соответствующего вида деятельности:
Знания – это результат познавательной, умственной деятельности людей.
Умения и навыки – это результат практической деятельности людей.
Способы творческой деятельности – это результат художественной, музыкальной и др. деятельности.
Социальные и духовные отношения – это результат познавательной деятельности и межличностного общения.
Философы говорят: в каждом компоненте ОО опредмечена (воплощена) та или иная деятельность людей.
Следовательно, чтобы растущий человек овладел (присвоил) тем или иным компонентом ОО, он должен распределить (в сжатом виде воспроизвести) те практические, умственные или творческие действия, которые в этом компоненте воплощены.
Вывод: только через механизмы собственной деятельности, умственных, творческих и физических усилий человек овладевает ОО и формируется (воспитывается) личность, т.е. именно организация разнообразной деятельности и включение в нее растущей личности составляет главную сущностную характеристику процесса воспитания.
Для педагогики важен не столько сам факт включения растущей личности в деятельность по овладению ОО (в труд, игру), сколько ее отношение к этой деятельности и мера личностной активности в этой деятельности проявляющаяся.
Важнейшая задача педагога – стимулирование активности растущей личности в организуемой деятельности с помощью целой системы педагогических методов и приемов.
Воспитание – это целенаправленный и сознательно осуществляемы педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности растущей личности по овладению ОО: знаниями, идеями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности и социальными и духовными отношениями.
Сущность образования как социокультурного феномена
Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:
-
Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.
-
Образование и культуры связаны между собой следующим:
- имеют общий объект, в качестве которого выступает человек;
- совместные общечеловеческие ценности: образование, культура, человек и т.д.;
- имеют творческий характер культурно-образовательной деятельности;
- общие функции: воспитание, обучение и развитие человека.
Замечание 4
Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.
Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.
Вопросы и задания к документу[править | править код]
Народная культура — это явление далеко не современное. Она возникла в далеком прошлом, а в наши дни мы наблюдаем самые устойчивые ее проявления. Интерес к народной культуре сегодня неслучаен. Это связано с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа и культурной идентичности народа, которая питает коллективное самосознание и влияет на современную культуру.
Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это народные сказки, народные былины, легенды, народные игры, поговорки, народный танец, декоративно-прикладное искусство, народные поверья, традиционные обряды, народные блюда, народный костюм и многое другое. Мы с детства привыкли слушать русские народные песни, видеть исконные проявления русских народных обычаев, надевать элементы народного костюма (сарафан, рубаха-косоворотка и др.), посещать русскую крестьянскую избу. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т.е. культуру нации, этноса.
Проиллюстрируйте названные особенности собственными примерами известных вам произведений народной культуры.
Субъектом народной культуры может выступать одна конкретная личность, группа из нескольких людей и весь народ, принадлежащий к той или иной культуре.
Существует мнение. что в современном обществе народная культура занимает весьма скромное место, что времена фольклора прошли. Согласитесь с этой позицией или опровергните её.
На этот вопрос можно ответить и «да» и «нет». Если да, то это связано прежде всего с глобализацией, мы сталкиваемся со всевозможными другими культурами, течениями и информационное поле наполнено огромным количеством информации о самых разных направлениями, поэтому на этом фоне фольклор просто «утонул» и кажется малозаметным. Можно ответить и нет, так как количество представителей фольклора осталось практический тем же, как и в другие времена, просто не было возможности сталкиваться с другими течениями других культур, направлений.
Слайд 17Понятие личностно-ориентированного обучения Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу
угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Слайд 14Концепции образовательного процесса. Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций,
в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной
д-ти учеников и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего.Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы, прочность усвоения знаний.Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. Эта модель обучения восходит к методам системы Д. Дьюи (обучение через делание). В 60-е годы ее вариант – обучение через исследование – разрабатывал Дж. Брунер. В России это делали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.М. Махмутов и др.
Слайд 37Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский
сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений
развития детей ; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
ЗАДАНИЯ
- По оценкам некоторых учёных, поведение современного человека, как уже отмечалось, лишь на 20% обусловлено природой, а на 80% — обществом. Чем можно объяснить столь существенное преобладание общественных воздействий на поведение человека? Приведите примеры влияния на поведение людей: а) природных, б) социальных факторов.
- Приведём отрывок из школьного учебника истории: «Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жёсткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства — деспотия». Взаимосвязь каких сфер жизни общества раскрывается в этом отрывке?
- Опираясь на положения, приведённые в данном параграфе, а также на знания из других предметов, выберите из перечисленных ниже характеристик те, которые отражают свойства любой системы. Сохранение с течением времени своего состояния неизменным, наличное состояние позволяет точно определить последующее, постоянный обмен веществом с внешней средой, наличие взаимосвязанных элементов, несводимость целого к сумме частей, появление у целого свойств, отсутствующих у отдельных компонентов.
- Историк и публицист М. И. Туган-Барановский писал: «Политическое преобладание Москвы основывалось, между прочим, на том, что Москва была торговым центром огромного края, промышленность которого находилась в непосредственном подчинении торговому капиталу, сосредоточенному преимущественно в Москве. Торговый класс был, вслед за земельным дворянством, самым влиятельным классом старинной Руси». Связь каких сфер жизни общества можно проследить в этой характеристике?
Предмет и объект социологии образования
Образование является предметом и объектом изучения ряда наук: социологии, философии, психологии, истории, экономики, педагогики.Каждая из них исследует ту грань, которая специфична для каждой из них. Причем любая из названных наук не может не учитывать того, что сделано в смежной области знаний. Но не иметь специфики своего подхода — это значит обрекать себя на повтор той информации, которая содержится в других науках и соответственно ставить под сомнение целесообразность своего автономного существования Итак, как я уже говорила, многие науки изучают систему образования. Но чем же тогда отличается социология образования, например, от педагогики? В отличие от педагогики, социология образования изучает не только особенности образовательного процесса, но и взаимодействие, совокупность взаимосвязей системы образования с другими социальными системами общества, его социальными институтами. Также социология образования изучает влияние образования на совершенствование социальной структуры и развитие общественных отношений, на эффективность трудовой и других видов социальной деятельности. Существует несколько определений предмета социологии образования. Так,А.Майер пишет, что социология образования «…имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил»
В.Н.Турченкоособое внимание уделяет приоритету системной организации образования: «…социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений». Все изложенные позиции обобщает определение Ф.Р.Филиппова: «Социология образования есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой»
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социология образования изучает условия возникновения, функционирования и развития образования как социального института, связи образования с другими социальными институтами, функции образования, зависимость социальных миграций от уровня образования, системы и подсистемы образования, объекты и субъекты образования, структуру, сущность и содержание учебного процесса, роль образования в становлении и развитии современного человека. Объектом социологии образования является образование, которое рассматривается в двух значениях. С одной стороны это социальный институт, который удовлетворяет потребности общества в усвоении и передаче систематизированных знаний, умений и навыков, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. С другой — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, приобретенных индивидом самостоятельно, либо в процессе обучения в учебных заведениях. Но при этом образование рассматривается как социальное явление, т.е. люди, их объединения и организации в системе образования также являются объектом изучения социологии образования.
Проблемы взаимосвязи культуры и образования
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.
Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.
Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:
- Человек, выступающий в качестве основного субъекта культуры, индивидуального развития и собственной жизни.
- Образование, являющееся частью культурно-развивающей среды.
- Диалог и творчество, как ведущие способы саморазвития и самообразования человека, его успешного существования в культурном образовательном пространстве.
Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).
Ведущими положениями данной концепции являются:
- Основным принципом реформирования современной системы образования является его переход от идеологии к культуре. Переход к культуре предполагается во всех сферах.
- Образование представляет собой духовное обличие человека, которое складывается во время освоения им духовных и моральных ценностей общечеловеческой культуры.
- Основной целью и объектом образования выступает формирование культурного человека.
- Важным в содержании образования является его культуросообразность, которую необходимо воссоздавать во всех образовательных организациях, поддерживать в рамках семьи и общества. Современное общество должно стремиться не только к тому, чтобы освоить общечеловеческую культуру, но и преумножить ее всеми доступными способами. Необходимым для этого условием является организация процесса интеграции образования в культуру.
- Направленность современного образования на гуманизацию своего содержания, внедрение в процесс гуманистических технологий воспитания и обучения, создание в каждом образовательном учреждении среды, направленной на формирование творческой личности, способной успешно самореализоваться в рамках современного социума и существующей социокультурной ситуации.
- Опора на творчество, как основы развития культуры. В рамках данного положения, ведущим принципом образования в контексте культуры, будет являться принцип креативности, который предполагает создание атмосферы сотворчества и сотрудничества.
- Образование должно быть наполнено культурным смыслом.
- Основным методом проектирование личностно-ориентированного процесса обучения является культурологический подход, включающий в себя ряд компонентов.
Компоненты культурологического подхода:
- отношение к каждому ребенку как субъекту, способному к осуществлению самостоятельного культурного развития;
- отношение к педагогу, как к основному посреднику между культурой и ребенком;
- отношение к педагогу как к человеку, который способен оказать необходимую поддержку ребенку в развитии и самоопределении;
- отношение к образованию, как к своеобразному культурному процессу, основными движущими силами которого являются смысл, диалог и сотрудничество между его участниками;
- отношение к образовательной организации, как целостному культурно-образовательному пространству, способствующему воссозданию необходимых культурных образцов жизни, оказывающих положительное влияние на качество воспитания культуры человека.
Замечание 3
Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.
Важнейшие концепции социологии образования.
Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общества — экономическую, социальную, политическую, духовную. В то же время она рассматривает и собственно «образовательные» проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала.
Определение понятий
Культура – это сложная система ценностей, норм, символов, обычаев, знаний и искусства, которые передаются из поколения в поколение и формируют способы мышления, поведение и взаимодействие людей в обществе. Культура является одним из основных факторов, определяющих идентичность народа или сообщества и отражает их историю, традиции, убеждения и ценности.
Образование – это процесс, который формирует и развивает знания, умения и навыки учащихся, а также их характер, мировоззрение и социальное поведение. Образование является ключевым элементом социального прогресса и развития общества, поскольку оно способствует развитию человеческого капитала, формированию активных и гражданских личностей, а также созданию условий для интеллектуального и культурного развития общества в целом.
Ценности – это принятые в обществе или культуре убеждения о том, что является важным, желательным или ценным. Ценности могут быть различными в разных культурах и обществах, и они определяют поведение, принятие решений и оценку действий людей. Ценности могут быть материальными (деньги, достояние) или нематериальными (любовь, свобода, справедливость).
Нормы – это правила и стандарты поведения, которые определяют, как люди должны действовать в определенных ситуациях. Нормы включают в себя социальные нормы (правила этикета, моральные нормы, правила поведения в обществе) и культурные нормы (язык, верования, обычаи). Нормы помогают людям взаимодействовать друг с другом и поддерживать социальную гармонию и стабильность.
Символы – это знаки, образы или предметы, которые имеют особое значение или представляют какую-то идею, концепцию или ценность. Символы играют важную роль в культуре и образовании, поскольку они помогают передавать и сохранять информацию, представлять идеи и ценности, а также формировать идентичность и сознание.
Искусство – это форма творчества и самовыражения, которая использует различные средства и техники для передачи эмоций, мыслей и идей. Искусство может быть разнообразным – литература, живопись, музыка, танец, театр, кино и многое другое. Искусство играет важную роль в культуре и образовании, поскольку оно помогает людям понимать и интерпретировать мир, расширять свое кругозор, развивать воображение и креативность, а также находить смысл и ценность в жизни.
Термин | Определение |
---|---|
Культура | Система ценностей, норм, символов, знаний и искусства, передаваемая из поколения в поколение. |
Образование | Процесс, формирующий знания, умения, характер и мировоззрение учащихся. |
Ценности | Убеждения о том, что является важным, желательным или ценным. |
Нормы | Правила и стандарты поведения, определяющие правильное действие в определенной ситуации. |
Символы | Знаки, образы или предметы, которые имеют особое значение или представляют идею, концепцию или ценность. |
Искусство | Форма творчества и самовыражения, использующая различные средства и техники для передачи эмоций, мыслей и идей. |
Ступени дифференциации общественного сознания
Указанный процесс единства проявлений жизнедеятельности и культуры носит нелинейный характер, включает кардинально противоречивые тенденции. «Диалектическая триада» развития личностно сущности и культуры может быть представлена в виде следующих перетекающих друг в друга процессов: развитие элементов культуры и форм развития, демонстрация движения из первобытного синкретизма через дифференциацию к новому синтезу, новой интеграции.
Таким образом, в процессе формирования синтезности, синкретизма современной культуры можно выделить следующие этапы:
- синкретизм традиционных обществ – первичная универсальность сущности первобытного человека, с отсутствием фундаментального разделения труда, слитным характером магических результатов и практики, слитности индивида с родом, которое находит свое отражение в единстве сознания и мировосприятия личности;
- формирование ступени дифференциации, на которой первобытный синкретизм традиционного общества находит свое отражение в самоопределении религиозного, нравственного, политического, этического, юридического сознания, формировании специфических эстетических ценностей, включая категории красоты, изящества, величия, грациозности и пр.;
- формирование синтезности, синкретизма нового этапа.
Замечание 1
Таким образом, синкретизм традиционных обществ, слитность проявлений культуры и жизнедеятельности, практики и магических верований, ритуалов, слитность, целостность сознания, мировосприятия являются отправной точкой дифференциации сознания, начальным этапом развития культуры.
Слайд 15Концепции образовательного процесса. Программированное обучение (основатель Скиннер): изучаемый материал разбивается на мелкие,
легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После
изучения каждой дозы следует проверка. Доза усвоена – переходят к следующей. Это и есть «шаг» обучения: предъявление, усвоение, проверка.Достоинства: мелкие дозы усваиваются легко, воспитывается умение логически мыслить, темп усвоения выбирается учеником.Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; большие затраты времени; возникает дефицит общения и эмоций в обучении; не способствует развитию самостоятельности. В отечественном варианте этот тип обучения базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
Личность учащегося как предмет воспитания, понятия человек, личность, индивидуальность, развитие и формирование личности
Человек – это биосоциальное существо, субъект общественной деятельности и сознания поскольку само понятие о человеке объединяет все природные и социальные качества, присущие данному виду. Близким ему является индивид – единственное природное существо, представитель homo sapiens безотносительно к его качествам.
Понятие личность характеризует социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности и обозначает совокупность социальных свойств и качеств, которые человек приобретает в процессе жизни. Поскольку социальные (личностные) черты и качества приобретаются человеком при жизни, у одних людей они могут быть выражены ярче, а у других слабее в связи с чем возникает вопрос о необходимости определения критериев, показывающих качественный уровень социального развития личности. Например, философ Э.Кант считал, что человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет ему подчинять своё «Я» нравственным законам общества. Психолог Леонтьев считал, что меру личностного развития человека определяет степень его активности в процессе выполнения разнообразной преобразующей деятельности. Психолог Выгодский важнейшей характеристикой личности считал способность человека к творчеству. Психолог С.Л. Рубинштейн указывал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять свои поведением и деятельностью и нести ответственность за их результаты.
5 стр., 2175 слов
Личность и деятельность музыканта
… Левитана, Врубеля, когда они находились вне творческого состояния. Всякий человек, достигший высокого уровня развития личности, ощущает острую потребность внесения своего собственного вклада в общественный … в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ребенка и …
Философ В.П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил:
? разумность
?ответственность
?личная свобода
?личное достоинство
?индивидуальность
Понятие индивидуальность включает в себя то-общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает им своеобразную красоту и неповторимость, определяет специфический стиль поведения и деятельности. Индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей, особенностями интеллекта, восприятия, реакции на внешние воздействия. Основой индивидуальности является анатомо-физиологические задатки.
Развитие человека – это сложный, длительный и противоречивый процесс, главной особенностью которого является диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, интеллектуальных и духовных сил личности.
Развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, который происходит в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его нравственности, мировоззрения, общественно-политических взглядов и убеждений, т.е развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во всех структурных компонентах человека.
Показатели развития:
?рост
?вес
?объем легких
?характер и объем внимания, памяти
?запас слов
?уровень развития речи
?преобладание тех или иных видов деятельности
?поведение
?ценностные установки
Формирование – результат развития личности, ее становление, приобретение ею совокупности устойчивых социальных свойств и качеств.