Использованная литература
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.
3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет (Информационные технологии в обучении физической культуре)
- Методы и средства дистанционного обучения
- Судейство спортивного соревнования по плаванию
- Этапы прогнозирования спортивных результатов
- Характер, типы и разновидности соревнований по легкой атлетике
- Оздоровительная гимнастика, средства и методы
- Особенности социальной политики России
- Ландшафтный дизайн
- Общество с ограниченной ответственностью (Способы выхода из состава участников ООО)
- Роль и значение легкой атлетики в системе физического воспитания
- Характеристика подвижных игр как средства физического воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВ)
- Порядок наследования по закону и по завещанию
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(в ред. Распоряжения Минпросвещения РФ )
Во исполнение пункта 13 плана мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 — 2020 годы, утвержденного Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой 19 июня 2018 г.:
1. Утвердить прилагаемое примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — примерное Положение).
2. Рекомендовать руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при организации работы по обеспечению оказания логопедической помощи обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, руководствоваться настоящим Положением.
Заместитель Министра Д.Е. ГРИБОВ
УТВЕРЖДЕНО распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-75
Какие бывают методы и приемы обучения?
Классификация методов обучения словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
Что такое методы и приемы обучения?
Методы и средства обучения, их педагогические возможности и условия применения. План: 1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.2. Эволюция методов обучения.3. Классификация методов обучения.4. Средства обучения.5. Выбор методов и средств обучения.
- Базовые понятия: метод, прием, правило обучения, средства обучения.1.
- Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
- Методы обучения — это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Суще ствуют и другие определения методов обучения. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и раз вития (Ю.К. Бабанский). Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и органи зации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различ ных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материа лом (И.Ф.
Харламов). Несмотря на различные дефиниции, даваемые этому понятию дидактами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом совместной работы педагога и учащихся по организа ции учебной деятельности. Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельно сти учащихся по достижению целей обучения.
Широко распространенными понятиями в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Границы между понятиями «метод» и «прием» очень подвижны и измен чивы.
Каждый метод обучения складывается из отдельных элементов (час тей, приемов). С помощью приема не решается полностью педагогическая или учебная задача, а лишь только ее этап, какая-то ее часть. Методы обучения и методические приемы могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.
Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один метод у разных преподавателей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам при этом не явля ется их простой суммой.
- Правило обучения — это нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности.
- Другими словами, правило обучения (дидактическое правило) — это конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Правило выступает описательной, нормативной моделью приема, а система правил для решения определенной задачи — это уже нормативно-опи сательная модель метода.2. Эволюция методов обучения Метод обучения — категория историческая. Уровень развития произво дительных сил и характер производственных отношений оказывают влия ние на цели, содержание, средства педагогического процесса.
Урок — основная форма организации обучения
В современном учебном процессе практикуется проведение различных форм обучения:
- уроков;
- факультативов;
- лекций;
- семинаров;
- лабораторных работ;
- практических работ,
- олимпиад;
- круглых столов;
- кружков.
На протяжении длительного времени основной и самой популярной формой остается урок.
Урок — одна из основных форм обучения, во время которой учитель работает с одним учеником или группой учеников (классом) одного возраста.
Появление уроков в системе образования произошло четыреста лет назад. Урок готовится по определенной теме и включает такие этапы:
- проверка заданного на дом материала;
- объяснение и разбор новой темы;
- закрепление знаний.
Урок как составляющая цельного учебного процесса, имеет логическое завершение и основу для дальнейшего обучения.
Выделяют содержание и способ проведения уроков. Например, при изучении предмета истории уроки по содержанию подразделяются на «историю древних времен», «историю Отечества», «новую историю», «новейшую историю». Способ проведения может быть в виде лекции, экскурсии, круглого стола, дискуссии.
Помимо данных видов различают уроки по цели, уровню обучения и обучаемых, этапам учебных программ, преобладающим компонентам.
Примечание
Чтобы уроки проходили эффективно, следует учитывать, что они должны проводиться по расписанию в классах с постоянным составом учеников одного возраста и уровня развития. Кроме того, желательно использование во время урока современных технических средств, интерактивных элементов и развивающих компонентов.
Введение в структуру урока логических задач и применение индивидуального подхода к ученикам повышает значимость и результативность этой формы обучения.
Преимущества и недостатки
Такая форма обучения, как урок имеет следующие преимущества:
- единая организаторская структура,
- постоянный коллектив участников образовательного процесса,
- удобство временного промежутка,
- коллективная работа на результат,
- возможность создания благоприятной доброжелательной атмосферы на определенное время в определенном коллективе.
Урок является законченным образовательным мероприятием, имеющим тему, цель, задачи и практическую значимость.
Из недостатков следует выделить следующие:
- отсутствие постоянного индивидуального подхода к ученикам, обучающимся в классе,
- ориентированность на всех одновременно (не на слабых и не на сильных),
- уравнивание способностей, возможностей, уровня знаний.
- отсутствие возможности достоверного регулярного контроля уровня знаний.
Какие существуют формы работы?
Выделяют три формы организации: 1) индивидуальная работа ; 2) фронтальная работа ; 3) групповая форма работы.
Какие бывают формы работы на уроке?
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Вместе с тем практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.
Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством учащихся, характерными особенностями содержания отдельных разделов учебной программы курса «Технология», материально-техническим обеспечением школьных мастерских. Успех учебно-воспитательного процесса зависит не только от использованных методов обучения, но и от организационных форм учебной работы.
Основной формой организации учебной работы в школе является урок. Под уроком понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Принципиальным отличием современного подхода к уроку является его ориентация на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, в частности: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
К современному уроку предъявляются следующие основные требования: урок должен быть проблемным и развивающим – учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; вывод делают сами учащиеся.
Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которой подразумевается особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия.
- В связи с новыми требованиями стандарта перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
- Создание учебной ситуации строится с учетом возраста ребенка; специфики содержания уроков технологии; меры сформированности универсальных учебных действий у учащихся.
Для создания учебной ситуации могут быть использованы следующие приемы: предъявить противоречивые факты теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Основные виды
К основным видам форм организации обучения относят индивидуальную, групповую, фронтальную, коллективную. Каждая из них имеет свои характеристики и целевую направленность.
Индивидуальная
Индивидуальная форма обучения — форма, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
В процессе обучения участвуют учитель и ученик. Знания передаются исключительно одному человеку, усвоение урока в этом случае имеет больше шансов. То, что не усвоено, изучается вновь до полного запоминания.
Примером индивидуальной формы обучения в современном мире считается обучение на дому или занятие с репетитором.
Групповая
Групповая форма обучения — форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы для совместной учебной работы.
Учащиеся объединены по определенным критериям. К примеру, объединение учеников по способностям (технические, гуманитарные) и интересам (робототехника, история, математика, филология). Процесс обучения в данном случае строится преимущественно на выбранных сферах. Положительные стороны такой формы заключатся в том, что все участники процесса заинтересованы в получении теоретических знаний и их реализации на практике. Самый эффективный процесс обучения при такой организации — создание групп численностью не более 7 человек.
Фронтальная
Фронтальная форма обучения — организация учебно-воспитательной работы на уроке, при которой все учащиеся выполняют деятельность одинаковой направленности, прибегая к ее обсуждению и совместной корректировке в процессе выполнения.
Форма взаимодействия с большой группой. Суть формы в том, что учитель одновременно работает с коллективом учеников. При этом он использует единые понятия, приемы и способы обучения, никого не выделяет и ориентируется сразу на всех. Успех обучения при такой форме зависит в значительной степени от способностей, внимательности обучаемых и их желания учиться.
Типичной фронтальной группой могут считаться классы численностью более 30 человек, в которых обучаются ученики одного возраста.
Ответвлением фронтальной формы некоторые исследователи считают коллективную, при которой учитель также одновременно контактирует с большой группой учеников, но находит взаимодействие в объединяющих людей конкретных темах и интересах.
Как пример, некоторые школы практикуют «математические», «биологические» классы, классы с углубленным изучением иностранного языка.
Формы обучения в законе: очная, заочная и очно-заочная, семейная и прочие
В статье 17 федерального закона «Об образовании в РФ» используются два взаимосвязанных термина: формы получения образования и формы обучения. Форм получения образования закон выделяет две: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. У каждой из них есть свои формы обучения:
- в образовательных организациях: очная, заочная и очно-заочная формы обучения;
- вне образовательных организаций: семейное образование и самообразование.
Если с очным и заочным обучением всё понятно, то что такое очно-заочная форма, знают не все. Это то, что раньше называли вечерней (правда, занятия не обязательно проходят именно вечером, они могут организовываться, например, в выходные днём). Суть в том, что при такой форме может быть отведено больше часов на самостоятельные занятия студента и меньше — на аудиторные, чем при обычной очной форме (или дневной, как её неформально называют). Очно-заочная форма предполагает посещение обучающимися аудиторных занятий от двух до четырёх раз в неделю.
Фото: ESB Professional / Shutterstock
Урочные формы занятий
Все урочные формы занятий физическими упражнениями можно подразделить по направленности на уроки общей физической подготовки, тренировочные уроки по видам спорта и уроки профессиональной прикладной физической подготовки.
Уроки общей физической подготовки проводятся со своими возрастными группами – в детском саду, школе, вузе, группах общей физической подготовки для взрослых.
Спортивно-тренировочные занятия используют в работе с занимающимися избранным видом спорта. Они требуют специфической методики проведения.
Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Для этих уроков характерно обучение двигательным действиям, идентичным содержанию профессионального труда.
По характеру учебной работы выделяют уроки освоения нового учебного материала, уроки его совершенствования и закрепления, уроки смешанного типа и контрольные уроки.
Специфичных методических приемов требует также проведение уроков в разных условиях в зависимости от места и времени: в зале, на площадке (стадионе), в условиях естественной местности; зимой, летом и в межсезонье.Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте
1. Типичные признаки урока по физической культуре:
• Урок – основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяется программой, планом и расписанием.
• Деятельностью занимающихся управляет педагог по физическому воспитанию, который организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность.
• Строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь.
• Поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, инвентарь и оборудование) регламентируются так, как это необходимо для решения его главных задач.
• Контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден.
Занятия, характеризуемые такими признаками можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания они наиболее широко представлены в программах образовательных учреждений, особенно в школьных.
Аналогичные признаки имеют спортивно-тренировочные занятия, организуемые тренерами в ДЮСШ, спортклубах, командах и т. п. Однако они характеризуются следующими особенностями: 1)направленностью на совершенствование в избранном виде спорта; 2)широкой вариативностью занятий в спорте.
Эффективность любого урока связана, прежде всего с четкой, правильной постановкой задач, решаемых в его основной части.
По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:
• Уроки освоения нового материала. Для них характерно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность.
• Уроки закрепления и совершенствования учебного материала.
• Контрольные уроки, предназначенные для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков .
Для урочных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, которая состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение N 2 к Примерному положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики обучающегося Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. "__" _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 3 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ Руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность от ___________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося __________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) ______________________ (нужное подчеркнуть) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). "__" _________ 20__ г. /_________/________________________________ (подпись) (расшифровка подписи)
Приложение N 4 к Примерному Положению об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Неурочные формы занятий
Для неурочных форм занятий физическими упражнениями характерна самостоятельная организация деятельности в целях укрепления здоровья, сохранения и повышения работоспособности, закаливания и лечения, воспитания физических и волевых качеств, а также обучения определенным действиям.
Индивидуальные занятия физическими упражнениями обычно проводятся в виде зарядки, гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, самостоятельной физической и спортивно-технической подготовки, прогулок и некоторых других занятий.
Гигиеническая гимнастика, закаливающие процедуры, прогулки – эти виды доступны каждому при минимальной затрате сил и времени.
Более сложна самостоятельная физическая подготовка (общая, спортивная, профессионально-прикладная). Занятия ею отличаются разнообразием задач и упражнений, требуют больше времени, специального режима жизни, определенных знаний теории и методики физического воспитания. Проведение занятий индивидуально основано на энтузиазме, инициативе и самодисциплине человека.Неурочные формы занятий
В массовой физкультурно-спортивной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.
Для малых форм занятий характерны:
1) относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время работы и профилактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отдыха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро- ¦ ванности и создание предпосылок для повышения эффективности основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);
2) незначительная продолжительность занятий (от 2—3 до 15— 20 мин);
3) отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, т.е. подготовительной, основной и заключительной части, например оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультурные минутки и т.п.;
4) невысокий уровень функциональных нагрузок.
Следует отметить, что малые формы занятий играют дополни-тельную роль в общей системе занятий физического воспитания. К крупным формам занятий неурочного типа относятся:
1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия (например по ОФП, атлетической гимнастике и др.). Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля;
2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера. К ним можно отнести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, турпоходы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п. Основные характерные черты этих занятий: умеренность нагрузки без кумулятивного утомления; отсутствие жесткой регламентации; свободное варьирование поведения.
К соревновательным формам организации занятий относятся:
1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;
2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.). Здесь признаки, присущие спорту, частично отсутствуют либо менее выражены.
В зависимости от численного состава занимающихся физическими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.
Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществляются на основе полной добровольности.
Заключение
Таким образом, польза физкультуры, особенно выбор индивидуально подходящих занятий, поможет развитию выносливости, увеличению объема легких, укреплению сердечной мышцы, повышению содержания липопротеинов высокой плотности. Содержание количества холестерина при этом снижается, что значительно предотвращает риск заболевания атеросклерозом.
При регулярных занятиях физкультурой эффективно укрепляется костна я система человека. Люди, занятия физической культурой для которых стало неотъемлемой частью жизни, способны с легкостью справиться с физическими, эмоциональными, стрессовыми ситуациями. Сильно повышается работоспособность, человек довольно быстро избавляется от излишнего веса.
Физическая культура как определенное направление оказывает большое влияние на здоровье человека, его жизнь и деятельность, стимулирует его на осуществление и принятие определенных мер по отношению к самому себе к окружающим его людям.
Изучение основ физкультуры и является важным аспектов в любом образовательном процессе и в любой деятельности человека.
Следует сказать о том, что важное значение имеет общая и моторная плотность занятия. Именно от этого зависит эффективность всех физических нагрузок