Все о познавательном развитии в доу

Содержание предматематической подготовки имеет свои особенности, которые объясняются:

— спецификой математических понятий;

-традициями в обучении дошкольников;

-требованиями современной школы к математическому развитию детей.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка – его интеллекта и интеллектуальнотворческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

11 стр., 5189 слов

1.Развитие науковедения как самостоятельной научной дисциплины

… 4.Экономическая, политическая и социологическая модели в науковедении. -экономическая модель.изучает взаимное действие науки с экономическим развитием … обоснование математики, гипотезы, эксперимент, математическая теория эксперимента, статистические методы анализа экспериментальных данных и математические методы планирования эксперимента. …

Освоенные математические представления, логикоматематические средства (эталоны, модели речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка.

Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Процесс формирования элементарных математических представлений должен давать широкий развивающий эффект, то есть математическое развитие.

Е.И. Щербакова пишет, что под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

По мнению З.А. Михайловой, под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Некоторые авторы связывают математическое развитие с формированием и развитием определенного стиля мышления ребенка.

Так, А.В. Белошистая, под математическим развитием понимает целенаправленную методическую работу над формированием и развитием основных свойств и качеств математического мышления у каждого ребенка до максимально возможного для него уровня. А это, по ее мнению, приведет к реальному осуществлению непрерывности математического образования, его преемственности и повышению качества математической подготовки ребенка дошкольного возраста.

Воронина Л.В. отмечает, что под математическим развитием ребенка младшего возраста следует понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных (базовых) свойств и качеств математического стиля способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание»>мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности.

Как видим, современные авторы связывают процесс математического развития ребенка, прежде всего, с развитием его познавательной сферы, разнообразных способов познания, познавательной деятельностью, а также развитием математического стиля мышления.

Средняя группа

К четыре годам восприятие ребенка меняется, это связано с изменениями в строении мозга, с усовершенствованием процессов психики, с овладением речью и с приобретением опыта. Познавательная деятельность меняется: ребенок теперь способен воспринимать и усваивать вербальную информацию, а не только предметную. Чтобы закрепить этот навык, нужно действовать поэтапно:

  1. Ребенку дают словесные сведения о каком-то предмете или явлении.
  2. Это явление или этот предмет показывают, демонстрируя те или иные функции или качества. Рассказ вслух повторяется для закрепления знаний.

Тема «Масленица» на уроках рисования в средних группах детского сада

Таким образом дети соединяют слова и материальный мир

На что должны обратить внимание родители, формируя познавательную деятельность дошкольника в этом возрасте:

  1. Новая информация должна быть понятна ребенку и основана на тех образах внешнего мира, которые уже сформированы.
  2. В первую очередь малыша знакомят с предметами и явлениями в непосредственном кругу его жизнедеятельности.
  3. Это должна быть позитивная информация, хорошая знакомая взрослому, который ее доносит.

Дошкольников этого возраста учат последовательности действий, развивают в них трудовые навыки. Дети узнают внешние параметры материалов – ткань, стекло, бумага, делают макеты и коллажи.

Теории познавательной деятельности

Вопрос о том, возможно ли до конца изучить мир, является философским и не имеет одного ответа. Выделяются группы ученых и теоретиков, которые по-разному видят решение этой проблемы. Рассмотрим кратко разные точки зрения.

гностицизм;

Это учение, в основе которого лежит отрицание возможности познать мир. Оно зародилось в древности и продолжает существовать сейчас. Сторонники этого учения говорят о том, что мы имеем лишь поверхностные знания о мире.

конвенционализм;

В рамках данного учения речь идет о том, что все научные теории – это лишь некие соглашения между учеными и исследователями.

гносеологизм;

Сторонники данного учения, напротив, выступают за познаваемость мира. Они утверждают, что научные теории имеют четкий и обоснованный характер, а разработанные способы формирования научных знаний позволяют получать проверяемые и достоверные сведения об окружающем мире.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Основными видами познания являются: чувственное и рациональное.

  • Чувственное познание осуществляется через ощущения, восприятие и представления. Главную роль здесь играют органы чувств.
  • Рациональное познание основывается на понятиях, суждениях и умозаключениях. Результатом процесса рационального познания мира является продукт: научные теории, доказанные знания.

С обеими формами познания связаны мышление и язык, с помощью которых человек не только изучает мир, делает определенные выводы, но и фиксирует их и делиться ими с другими людьми. Выбор средств познания определяет уровень получаемых знаний: чем они конкретнее, тем выше процент истинности теории.

Стимулирование потребности в познании у дошкольников

Все виды деятельности в дошкольном возрасте нуждаются в чутком сопровождении со стороны родителей и воспитателей. Особенно причастность взрослого наполнит содержанием и направит в безопасное русло познавательную активность детей. Организация познавательной деятельности дошкольников заключается и в том, чтобы пробуждать интерес к новым знаниям.

Вопросы у ребенка рождаются, когда появляется противоречие между тем, что он уже знает, и появлением неких особенных фактов. Скажите малышу, восхищенно разглядывающему бабочку, что это красивое насекомое образовалось из гусеницы, и этот вопрос будет подниматься ребенком несколько лет. До тех пор, пока сложная природная метаморфоза не уложится в детском сознании.

Также дошкольник обязательно обращается к взрослому, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода в отношении новых знаний. Многое еще недоступно пониманию ребенка, и он нуждается в помощи старших компетентных людей.

Сущность активизации познавательной деятельности школьников

Отношение учащихся к процессу обучения принято характеризовать его активностью.

Активность обучения определяется степенью проникновения учащегося в изучаемый предмет, «погружением» в учебный материал.

Замечание 1

Активность учащихся непосредственно сопряжена с мотивацией учащихся, а именно с самостоятельностью в процессе обучения. Под самостоятельностью обучения понимают умения без помощи педагога находить нужную учебную информацию, систематизировать и анализировать ее, обрабатывать и усваивать, ставить себе учебные цели и достигать их, осуществлять проектную и исследовательскую деятельности и т.д.

Познавательная активность и самостоятельность взаимосвязаны и неотделимы. Так, учащиеся, которые проявляют большую активность в процессе обучения и более самостоятельны.

Большое значение имеет управление познавательной деятельностью учащихся, которое принято называть активизацией.

Основная цель активизации познавательной деятельности – формирование познавательной активности учащихся и повышение эффективности педагогического процесса.

Современная педагогическая наука предлагает различные пути активизации познавательной деятельности школьников:

  • использование разнообразных методов, средств и форм обучения;
  • создание учебных ситуаций, которые дают учащимся возможность отстаивать собственную точку зрения, оценивать работу одноклассников и педагога;
  • создание учебных ситуаций, при которых учащиеся могут применять свои знания в практической деятельности (например, работа с отстающими учащимися, объяснять более «слабым» ученикам учебный материал и т.д.);
  • предоставление возможности самостоятельно выбирать темп и уровень организации педагогического процесса, подбора содержания обучения и т.д.;
  • организация учебных занятий, имеющих в основе разнообразные проблемные ситуации, требующие для их решения проявления познавательной активности со стороны учащихся;
  • создание ситуаций для осуществления самопроверки, самоанализа и т.д. собственной познавательной деятельности;
  • организация учебных занятий, требующих комплексного применения имеющихся у учащихся знаний и умений для решения различных познавательных задач.

Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать такие методы и средства, которые будут нацелены на получение продуктивного результата обучения. От учащихся в данном случае требуется понять, запомнить и воспроизвести при необходимости полученные знания, получит умения оперировать собственными знаниями, применять их в практической и повседневной жизни.

Замечание 2

Таким образом, уровень продуктивности обучения во многом зависит от активности познавательной деятельности учащихся.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Истина

Научное знание и познавательная деятельность связаны с критерием истины, к которой они должны стремиться.

Истина – это соответствие получаемых знаний реальной действительности. Проверяют истинность знаний с помощью наблюдения или эксперимента.

Виды истины:

  • относительная (знание, касающееся только какой-либо части предмета, ограниченное);
  • абсолютная (полное достоверное знание о чем-либо).

Остановимся подробнее на научном познании, как наиболее приближенном к истине, и формах организации его получения.

Научное познание:

  • объективно (соответствует действительности);
  • обоснованно (подтверждено с помощью эксперимента, имеет доказательства);
  • системно (упорядоченно, выражено в форме теории);
  • проверяемо (может быть всегда заново проверено с помощью наблюдения, рассуждения, эксперимента).

Уровни научного знания:

  • эмпирическое (исследователь имеет связь с изучаемым предметом, используя наблюдение, описание, сравнение, эксперимент);
  • теоретическое (исследователь представляет изучаемый предмет или процесс в своем воображении, используя моделирование, аналогию).

Что мы узнали?

Таким образом, мы коснулись нескольких важных аспектов познания. Познавательная деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Некоторые люди считают, что познать мир невозможно, другие же, наоборот, находят способы его изучения. Но, независимо от того, какой ответ дает человек на этот вопрос, исследовательская деятельность необходима для социализации личности, так как в ходе этого процесса она приобретает необходимые ей качества и удовлетворяет потребность в новых знаниях.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Сторонники гностицизма:

    • Отрицают возможность познания мира
    • Считают мир познаваемым
    • Считают, что можно познать мир с помощью науки
    • Считают, что познать мир можно с помощью органов чувств

Особенности познавательного развития

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д

Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Оформление познавательной зоны в детском саду

В познавательную зону в детском саду обычно входят: музыкальная зона, где находятся инструменты; живой уголок с растениями и животными; математический уголок; зона для игр, зона с книгами; уголок экспериментирования (с приборами, лупами, материалом, красителями, бумагой и пр.) Каждое пространство оформляется особо, в нем располагают в легкодоступных местах предметы, игрушки и все, что требуется для данного вида деятельности. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать, где ему проводить время. Занятия могут быть как в свободной форме, так и под присмотром и руководством воспитателя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: