Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Семейные формы воспитания 05.08.2020 00:00
Каждому ребенку, который остался без попечения родителей, хочется обрести семью
В этой ситуации ребенку не важно, кто будет исполнять функции законного представителя: бабушка, дедушка, брат, сестра или просто не равнодушный человек, главное для ребенка — это будет СЕМЬЯ
Если Вы не равнодушны к трудной детской судьбе, эта информация для Вас.
Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья и устройство в организацию для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление — принятие в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребёнок после усыновления получает все права родного ребёнка. Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека (попечительство) — форма устройства малолетних граждан, не достигших возраста четырнадцати лет (от четырнадцати до восемнадцати лет), при которой опекуны являются законными представителями опекаемых и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями и предусматривает: условия содержания, воспитания и образования ребенка; права и обязанности приемных родителей; обязанности по отношению к приемной семье органа опеки и попечительства; срок, на который ребенок помещается в приемную семью; основания и последствия прекращения договора.
Конечно, именно семейное воспитание дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и других особенностей. В Крыму созданы и функционируют множество приемных семей. Дети, воспитанные в таких семьях, становятся полноценными членами общества и строят свою будущую жизнь по модели семьи, в которой выросли.
Обязательным условием создания приемной семьи является прохождение курса обучения, где кандидаты в приемные родители учатся выполнять новую социальную роль – воспитывать детей, на долю которых выпали большие жизненные трудности.
Если Вы решили, что готовы поделиться теплом своего сердца с ребенком, оставшимся без попечения родителей, обратитесь в органы опеки и попечительства, которые в Российской Федерации обеспечивает право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения
Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Распространенные формы воспитания детей дошкольного возраста и школьников
Во многих семьях ребенка воспитывают, используя как поощрения, так и наказания. Педагоги предупреждают родителей, что не стоит применять в воспитании малыша крик либо рукоприкладство. Вообще, маленькие детки до 5 лет не могут понять причины крика, они не осознают, что это метод их наказания. В таком случае, лучше поставить ребенка в угол, предварительно объяснив ему, за что он наказан.
Постоянный крик или рукоприкладство только приведут к озлоблению ребенка. Он станет ненавидеть родителей, не чувствуя при этом своей вины. Лучшей формой воспитания детей в данном случае будет аргументация. Взрослые должны постараться объяснить малышу, что они хотят от него или почему он наказан. Специалисты советуют кричать ребенку только в случае опасности, тогда у малыша будет вырабатываться инстинкт самосохранения.
Другая форма семейного воспитания детей – общение на равных. Это более правильная методика поведения с детьми. Согласно ней, родители не контролируют ребенка круглосуточно, дают ему свободу действий, при этом мягко и ненавязчиво корректируя его поведение. Достоинством данной формы воспитания является отсутствие в общении с малышом сюсюканья, намеренного смягчения слов. Таким образом, у ребенка раньше формируется речь, он не шепелявит и правильно выговаривает слова.
Отдельно нужно упомянуть о воспитании подростков. Данный возраст ребенка требует большого терпения и грамотности родителей. Взрослые должны понимать, что подросток старается всячески избегать родительской опеки, при этом требуя повышенного внимания. Очень хорошо, если в этот период родители станут друзьями для сына или дочери.
Формы трудового воспитания
Еще Макаренко А. искал формы организации, которые способствовали формированию развитой и целеустремленной личности. Основной идеей его системы стало воспитание трудом в коллективе и через коллектив. Не каждый знает, какая форма была предложена Макаренко для эффективного воспитания подрастающего поколения. Такой формой стал сводный отряд, получивший современное продолжение в виде дружин и волонтерских отрядов.
Все формы, направленные на формирование трудолюбия объединяются в несколько групп:
- Индивидуальные (выполнение поручений, индивидуальных заданий и требований);
- Коллективные (общественно-полезный вид труда) направлены на адаптацию ребенка в обществе, коллективе;
- Групповые (праздники, утренники, соревнования).
Форм воспитания достаточно много. Они применимы с учетом определенных условий. Наиболее популярные формы: индивидуальные поручения, разные виды общественного труда (волонтерские отряды, вахты, праздники, уборки, озеленение, благоустройство, ремонт мебели и учебников).
Эффективными формами развития правильного личностного отношения к труду являются:
- работа в звеньях для выполнения работы;
- развитие трудовых традиций;
- смотры, выставки, конкурсы;
- отряды и трудовой десант;
- индивидуальные поручения.
Система трудового воспитания применяет максимально возможное количество форм, обеспечивающих воспитание ответственности, трудолюбия, организованности, коллективизма подрастающего поколения.
Формы работы с дошкольниками
Количество форм для детей дошкольного возраста также достаточно много. Они отличаются простотой и в то же время неоценимой силой в воспитательном воздействии. Самые применяемые формы в дошкольном образовании:
- Задания-поручения (индивидуальные, групповые и общие; кратковременные, длительные);
- Дежурства – организация деятельности, предусматривающая работы по обслуживанию самого себя и детского коллектива;
- Коллективная, совместная деятельность – деятельность группы детей, объединенная одной целью.
Творчество также можно называть одной из форм формирования трудовых качеств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Основные формы воспитания детей в современной педагогике
Формы воспитания — это методы, которые используют для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Система воспитательных форм включает типологии по различным основаниям.
Классификация воспитательных форм по количеству участников
- Индивидуальные (воспитатель — воспитанник): консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение общего поручения и т.д.
- Групповые (воспитатель — группа воспитанников): творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая деятельность и пр.
- Массовые (воспитатель — несколько групп): театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты и др.
Типология форм воспитания по методу педагогического воздействия
- Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции, конференции и т.д.
- Практические: субботники, походы, олимпиады, спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.
- Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр фильма, рассматривание стенгазет и пр.
Средства воспитания
Слово «средства» в толковом словаре русского языка имеет несколько значений. Первое – прием, способ действия для достижения цели. Второе и третье (во мн.числе) – предметы, приспособления для чего-либо; материальные ценности, деньги.
К средствам воспитания относят сравнительно независимые источники формирования личности: виды воспитывающей и развивающей деятельности (учение, труд, игра, спорт),
предметы, вещи, устройства (игрушки, технические средства, ЭВМ), процессы, произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа.
В 19 веке К.Д.Ушинский называл средствами воспитания учение, труд, игру и саму жизнь ребенка в семье и школе, его отношения с окружающими, совместные дела и общение. А.С.Макаренко писал, что школа, режим и распорядок дня, все устройство жизни школы являются средством воспитания.
Усыновители
Ими имеют право стать совершеннолетние граждане любого пола за исключением:
- лиц, которых суд признал ограниченно дееспособными или недееспособными;
- чету, в которой один из супругов является ограниченно недееспособным или недееспособным;
- лиц, которых суд ограничил в родительских правах или лишил их;
- лиц, потерявших опекунство (попечительство) из-за ненадлежащего выполнения обязанностей, возложенных законом;
- в прошлом усыновителей, у которых суд по их вине отменил усыновление;
- лиц, не имеющих возможности осуществлять родительские функции по состоянию здоровья;
- лиц, не имеющих на момент усыновления дохода, гарантирующего усыновляемому прожиточный минимум, установленный для того субъекта РФ, на территории которого живёт усыновитель;
- лиц без определённого места жительства, не имеющих жилья, соответствующего принятым санитарно-техническим нормам;
- лиц с непогашенной на момент усыновления судимостью за преступления против здоровья и жизни людей.
Не состоящие в браке лица совместно не могут усыновить одного и того же ребёнка. Закон не устанавливает предельный возраст усыновителя, хотя попытки его исправить неоднократно предпринимались. Если на усыновление одного и того же ребёнка претендуют несколько лиц, то его родственники получают преимущественное право.
Похожие термины:
-
гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п
-
гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр
-
так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си
-
гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол
-
audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ
-
семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
-
формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.
-
организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.
-
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.
-
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование
-
гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на
-
Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется
-
имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство
-
форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени
-
(от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных
-
естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома
-
направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,
-
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.
-
следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с
Какие есть формы работы с детьми?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 40 общеразвивающего вида» Консультация на тему: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» Воспитатель ВКК Светлана Алексеевна Гребнева Полевской 2015г В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения, Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития
При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения
Приемы и методы работы психолога с детьми
На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения: прогулка, которая состоит из: — наблюдений за природой, окружающей жизнью; — подвижных игр; — труда в природе и на участке; — самостоятельной игровой деятельности; — экскурсии; игры: — сюжетно-ролевые; — дидактические игры; — игры-драматизации; — спортивные игры; дежурство детей по столовой, на занятиях: — труд: — коллективный; — хозяйственно-бытовой; — труд в уголке природы; — художественный труд; Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги; В ДОУ – выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми.
Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей. Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД).
Какие бывают методы обучения в доу?
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Метод – это способ работы воспитателя с детьми, это способ передачи воспитателем знаний детям, это пути усвоения знаний детьми, это средство, с помощью которого происходит развитие речевых способностей детей.
Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
- Г) игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию.1.
- К наглядным методам относятся: — наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого); — рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию; — рассматривание игрушек, предметов.
-демонстрация опытов, диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. К наглядным приёмам относится: — показ картин, предметов, игрушек; — показ образца; — показ способа действия 2. К словесным методам относятся: — беседа; -объяснение; — рассказы воспитателей, детей; — чтение художественной литературы.
— имитация голоса, движения 4. К группе практических методов обучения в детском саду относятся: — упражнения; — элементарные опыты; — моделирование. -продуктивная деятельность
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов:
A
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане. Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля). Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
B
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени
При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка.
C
Индифферентный (отчуждённый) стиль
Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
И в заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Лихачев Б.Т. «Педагогика: Курс лекций.» 4-е изд., перераб. и доп.
- «Детская психология.» Учебное пособие для студентов педагогических институтов
- Сластенин В.А. «Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»
6 форм воспитания детей в семье
Из всего разнообразия специалисты выделяют 6 наиболее популярных форм семейного воспитания детей.
Натуральное воспитание. Согласно этой форме, на первом месте должны стоять сон, питание малыша и его потребности в положительных эмоциях. Приверженцы натурального воспитания придерживаются следующих принципов:
- подготовка к беременности, родам и воспитанию малыша;
- необходимость учитывать чувства ребенка;
- кормление с любовью и уважением;
- заботливые прикосновения – часть воспитания;
- обеспечение физически и эмоционально безопасного сна;
- применение положительных методов дисциплины;
- правильный баланс личной и семейной жизни.
Противники натурального воспитания указывают, что оно может слишком избаловать ребенка и помешать качеству супружеских отношений родителей.
Чрезмерная опека. Родители, придерживающиеся этой формы воспитания детей в семье, контролируют абсолютно все стороны их жизни. Каждый чих малыша приводит их в состояние паники и требует немедленной консультации у доктора. Такие взрослые сами определяют, чем ребенок должен заниматься, в какую секцию ходить, какие языки учить. Они выбирают ему школу, затем институт, нередко и мужа или жену. Данная форма воспитания ограничивает свободу выбора ребенка, приучает его к полной зависимости от других людей.
Гендерно-нейтральное воспитание. Такую форму воспитания применяют к своим детям, как правило, сторонники равноправия полов. Они считают, что только в этом случае их ребенок сможет наиболее полно развиться. Родители девочки, воспитываемой по этой форме воспитания детей, аргументируют свои принципы тем, что в будущем это поможет ей развить уверенность в себе, конкурентоспособность в «мужском» мире. Воспитание мальчика часто оправдывается его подготовкой к взрослой семейной жизни и умению общения с лицами разного пола. В современных условиях такое воспитание довольно сложное, все-таки мы живем в традиционном обществе, где существуют сложившиеся представления о роли женщины и мужчины.
Строгое воспитание младенца. Приверженцы данной формы воспитания детей считают, что родители должны с первых дней после рождения установить для малыша строгий распорядок дня, которого придерживаются взрослые. Основной принцип воспитания – режим питания, физические и эмоциональные потребности младенца должны совпадать с потребностями всех членов семьи. Это означает, что кормление должно происходить через четко отведенные временные промежутки, спать малыш должен отдельно от мамы и во время ночных пробуждений его не стоит брать на руки, лучше подождать пока он успокоится.
Невмешательство в развитие ребенка. Родители, которые придерживаются данной формы воспитания детей дошкольного возраста и старше, считают, что не стоит вмешиваться в развитие малыша, а нужно просто наблюдать за ним со стороны. Они не читают нотаций детям, не контролируют их каждый шаг, а главное – не предупреждают их ошибки поведения. Такие родители уверены, что ребенок должен учиться на своих ошибках. Однако критики данной формы воспитания указывают, что в этом случае дети могут попасть в беду и даже покалечиться или совершить роковую ошибку.
Гипнотическое воспитание. Главный метод этой формы воспитания – внушение. В ситуации, когда родитель находится на грани срыва, например, если ребенок упорно отказывается собирать игрушки, стоит остановиться и успокоиться. Затем нужно коснуться малыша, посмотреть ему в глаза и спокойным, доброжелательным тоном сказать: «Сейчас ты соберешь игрушки». Многие приверженцы гипнотического воспитания уверяют, что в 99% случаев этот способ срабатывает.
По сути, неважно, какую форму воспитания детей выбирают родители. Главное, чтобы дети ощущали любовь, исходящую от них
Тогда процесс взросления пройдет легче и незаметнее.
Виды трудового воспитания
Типология трудового воспитания определяется видом труда, выполняемого ребенком. Принято выделять:
- учебный труд (физический, умственный);
- общественно-полезный;
- производственный (работа по созданию значимых материальных ценностей.
Воспитание в учебном труде – усвоение, приобретение необходимых умений навыков, средство подготовки к социальной трудовой активности, творчеству.
Воспитание общественно-полезным трудом (бытовым, общественно-организационным) включает в себя производственную практику, работу в столовых, на пришкольной территории, сбор металлолома, посадку леса, помощь в уборке, уходе за престарелыми людьми. Этот вид призван показать значимость трудовых мероприятий для общества, позволяет ребенку получить моральное удовлетворение от своей деятельности.
Бытовой труд, часть общественно-полезного, направлен на удовлетворение повседневных бытовых потребностей как самого ребенка, так и коллектива.
Производительный труд больше подходит к старшему школьному возрасту. Он обычно оплачиваемый и является переходом к реальному труду взрослого человека.
Воспитание в дошкольном возрасте
Трудовое воспитание дошкольников предусматривает следующие типы деятельности:
- Самообслуживание – обслуживание самого себя (умывание, уход за собой и другими);
- Хозяйственно-бытовой – поддержание чистоты, порядка дома, в дошкольном учреждении;
- Труд в условиях природы: уход за растениями, кормление животных;
- Ручной, художественно-прикладной труд способствует развитию элементарных умений, навыков, знание (работа над поделками из разных материалов, лепка, рисование и другие виды).
Методы организации деятельности и формирования положительного поведения
Педагогическое требованиеможет быть представлено в прямой форме (приказ, инструкция, предписание) или в косвенной (совет, пожелание, просьба).
Условия применения пед.требования:
- Должно быть доведено до логического конца;
- Должно быть инструктивным;
- Должно быть позитивным (давать положительную программу действий, предлагать, а не запрещать что-то сделать);
- Должно быть доступно для выполнения в реальных условиях.
Приучениепредполагает разумную организацию постепенного поэтапного овладения нормой поведения. Включает в себя ясное и краткое правило действия, показ образца формы поведения, эмоционально подкрепленное.
Поручение может быть временным (на короткий временной промежуток) и постоянным (на год, например, староста, звеньевой, хозяйственный сектор и т.д.), предполагает четкую инструкцию прав и обязанностей, анализ и оценку его выполнения.
Упражнениепредполагает многократное повторение действий или правил, норм поведения, формирует стойкие привычки. Упражнения должны быть интересны, значимы в глазах ребенка.
Воспитывающая ситуацияпредполагает выбор воспитанником способа действия. Она может быть естественной или искусственной (специально созданной).
Методы трудового воспитания
Выделяют несколько групп методов:
Методы формирования сознания, используемые для формирования взглядов, идеалов, убеждений, установок. Они способствуют формированию чувств, нравственных переживаний. Методы формирования личности – методы убеждения: они убеждают ребенка в правильности действий, позволяют ему понять необходимость труда, как обязательной части общества. Убеждения можно достичь, используя методы: рассказы, объяснения, внушение, инструктаж, пример, беседы;
Методы организации общественно значимой деятельности позволяют ребенку осознать роль своего труда, пользы, приносимой им;
Методы стимулирования: правильное поощрение или наказание, соревнование
Одобрение у взрослых важно всегда, в результате него ребенок может испытать внутреннее удовлетворение, осознание, что он достиг успеха в выполнении задания. Важно и порицание.
Выбор методов зависит от цели и задач, индивидуальных особенностей отдельного ребенка, уровня трудовой готовности.
Средства воспитания в детском саду
С раннего возраста ребенок знакомится со взрослым миром. Главная задача родителей или воспитателя – помочь ему. Это не значит, что все нужно делать за него. Он должен научиться простым действиям самостоятельно под руководством взрослых. Воспитание правильного отношения к труду у дошкольников возможно рядом средств:
- собственная деятельность;
- ознакомление с распространенными профессиями, трудом взрослых;
- обучение трудовым навыкам;
- художественные средства.
Собственная деятельность – необходимое воспитательное средство, позволяющее обучать ребенка главным трудовым навыкам и формировать у него трудолюбие, дисциплинированность, умение добиваться результата. Это средство решает практические задачи.
Ознакомление с трудом других расширяет представления о деятельности человека, дает знания об их значимости, важности, формирует целостное положительное отношение. К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства
Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы
К художественным средствам относят: живопись, литература, музыка, другие направления искусства. Они помогают вызвать эмоциональный интерес, желание быть похожим, чьи произведения дошли до нас через годы.
Главные методы работы с дошкольниками:
- Метод создания эмоциональной атмосферы применяется посредством музыки, эмоционального участия взрослых, обсуждения труда, его результатов;
- Метод словесности: объяснение, обсуждение способов выполнения действий, оценка;
- Метод наглядности: демонстрация возможных моментов в работе, показ;
- Практические методы – собственно трудовые действия, выполняемые ребенком.
Трудовое воспитание – важнейшая грань воспитания нового поколения. Организованный правильно, посильный труд объединяет собой детей, способствует формированию дисциплинированности, умению распределять силы и время, преодолевать трудности, способен воспитывать самостоятельность, стремление хорошо и правильно выполнять работу. Труд – универсальное средство, позволяющее успешно адаптироваться в обществе.