Родители защищают и материально обеспечивают детей
Когда дети рождаются и растут,
они сильно зависят от своих родителей и других членов семьи, которые
заботятся о них. Семья нужна, чтобы защитить и материально обеспечить
детей, любить их и оказывать эмоциональную поддержку.
Ребёнок
нуждается не только в пище, одежде и крове, чтобы выжить, но у него
также есть эмоциональные потребности. Дети, да и каждый из нас, хочет,
чтобы его любили, понимали и поддерживали. В идеале члены семьи любят
друг друга безусловно и поддерживают во всём, независимо от
обстоятельств.
В
такой семье каждый, и маленький ребенок, обучающийся катанию на
велосипеде, и подросток, пытающийся пережить свой первый разрыв, и
молодой женатый взрослый с детьми, которого только что уволили, может
найти утешение в любви и эмоциональной поддержке своей семьи.
Доверительные отношения в семье
Важность семьи как института воспитания
Роль семьи в воспитании детей характеризуется тем, что в ней индивид находится в течение существенной части своей жизни. По длительности воздействия на личность, ни один из институтов воспитания невозможно сравнить с семьей, в которой происходит закладка основ личности. К поступлению в школу ребенок уже больше, чем на 50 % сформирован как личность.
Семья способна выступать как положительный, так и как отрицательный фактор воспитания. Позитивное воздействие на личность ребенка заключается в том, что никто, помимо самых близких для него в семье людей, включая мать, отца, бабушку, дедушку, брата, сестру, не может относиться к ребенку лучше. Наряду с этим никакие другие социальные институты не могут потенциально нанести такое количество вреда в воспитании детей, сколько порой делает это семья.
Статья: Психологическая роль семьи в воспитании ребенка
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Семья представляет собой коллектив особого рода. Он играет в воспитании основную, долговременную и важную роль. Так, у тревожных родителей чаще растут тревожные дети, а честолюбивые властные родители иногда так подавляют детей, что это способствует формированию у них комплекса неполноценности.
Принимая к вниманию особую воспитательную роль семьи, необходимо обратить внимание на то, как сделать так, чтобы максимизировать позитивные и свести к минимуму негативные факторы влияния семьи на воспитание ребенка
Для этого важно более четко выделить внутрисемейные социальные и психологические факторы, которые наделены воспитательным значением
Замечание 2
Главное в воспитании маленького человека – это достижение духовного единения, нравственной связи родителей и ребенка. Родители ни в коем случае не должны пускать процесс воспитания на самотек. Даже в более старшем возрасте лучше не оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.
Осознанность выбора группы
Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.
Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.
В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.
Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.
Варианты отношений родителей к ребёнку
Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.
Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью
Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону. Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».
Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства. Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.
Ошибки воспитания в семье
Семейное воспитание — это сложный и многогранный процесс. Роль родителей в воспитании детей бывает пагубной, если они допускают ошибки в методах воспитания. Вот некоторые из них:
Многие родители считают, что главные в семье — это дети. Может показаться парадоксальным, но главными в семье должны быть отец и мать, любовь и взаимопонимание между ними . Тогда вырастают морально здоровые дети. Там, где все вращается вокруг любимого чада, где игнорируются интересы взрослых, вырастают эгоисты, моральные уроды.
Некоторые работающие мамы думают, что поступают плохо, уделяя мало времени своему ребенку. Тогда они, пытаясь искупить «вину», начинают без меры баловать свое чадо, потакать ему во всем, задаривать игрушками, дорогими подарками, карманными деньгами. В результате ребенок начинает воспринимать родителей как некий «рог изобилия», становится алчным и бездушным
А ведь ребенку для счастья важно знать и ощущать только одно: мама его любит, всегда о нем помнит и готова прийти на помощь в любую минуту.
С рождением малыша некоторые мамы забывают о своих потребностях и интересах, начинают жить жизнью своего любимца. Излишняя опека приводит к тому, что дети, став взрослыми, сталкиваются с большими трудностями
У них отсутствуют навыки общения, они не умеют принимать решения, нести за них ответственность. Кроме того, мамы, когда дети становятся взрослыми и пытаются жить самостоятельно, получают большой моральный удар. Не стоит жить ради кого-то, жить нужно ради себя, своей собственной жизнью.
Такие ошибки в воспитании имеют тяжелые, далеко идущие последствия.
Раннее детство
Если ребенок привыкает к уважительному, спокойному, доброжелательному общению, которое он наблюдает постоянно как норму, то в его внутреннем мире также будет царить уравновешенность и спокойствие. И, конечно же, плохо для здорового развития личности наблюдать и слышать постоянные ссоры, крики, и ощущать неровное, возбужденное эмоциональное состояние мамы. Благополучное формирование личности в семье будет лишь в том случае, когда внутрисемейное взаимодействие будет носить здоровый характер, без нарушающих и разрушающих друг друга чувств и эмоций.
Раннее детство является сензитивным для развития таких качеств, как:
- Целеустремленность.
- Доброта, порядочность, честность.
- Ребенок учится принимать ситуативное решение. Появляются мотивы и побуждения.
- Усваиваются этические нормы и нравственное воспитание.
На этом этапе выступает именно семья как фактор формирования личности ребенка. Конечно, по сравнению с предыдущим возрастом, рамки социальных взаимоотношений начинают расширяться. Все чаще происходит взаимодействие с посторонними людьми, малышей начинают водить в садик, на развивающие занятии, спортивные секции и другие социальные мероприятия. Но роль родителей в формировании личности ребенка все равно остается доминирующей и основополагающей. На этом этапе закладывается довольно мощная платформа для становления индивидуальных качеств маленького человека и подготовка к социализации.
Задачи семьи
В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.
Основные задачи семьи:
- создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
- обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
- давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
- прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
- воспитывать чувство собственного достоинства;
- закладывать основы для успешной реализации личности;
- готовить к жизни в социуме.
При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими
Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой
Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными
Почему?
Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними.
Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых.
У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки.
На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения.
Как семья влияет на ребенка?
Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:
- определять формирование личности ребёнка;
- обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
- обучать;
- прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
- закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.
Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье
Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.
Специфика социализации ребенка
Социальная природа человека определяет его зависимость от общества. По выражению Л.С. Выготского, ребенок изначально социален, поскольку максимально зависим от окружающих его людей. Приобщение к социальному миру происходит с самого рождения. Чем осознаннее и успешнее он усваивает знания, необходимые для его социальной жизни, тем адекватнее ребенок будет взаимодействовать с окружающими людьми.
По мнению Д.И. Фельдштейна, с момента рождения ребенок находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом и имеющих социальные функции. Ребенок пользуется инструментами и средствами, созданными в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.
В этом контексте приобщения человека к культуре задействовано каждое из его отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление — все органы его индивидуальности. Более того, как считает ученый, все эти органы — сами возможности восприятия мира в красках, музыке, словах — все это завоевано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе освоения явлений, объектов в процессе преобразовательной деятельности.
Важным этапом на пути становления социального познания ребенка является переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийной и смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно изучал В.В.Давыдов: в его исследованиях были развиты основные положения Л.С.Выготского о возможностях и путях формирования у детей «житейских» и «научных» понятий.
Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).
Исследователи дошкольного возраста подчеркивают, что основные способы интериоризации в развитии ребенка связаны с созреванием большинства психических функций в этом возрасте, а также с эмоционально-чувственными компонентами познания ребенка в образовательном процессе (А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).
Ребенок рассматривается прежде всего с позиции освоения социального и культурного опыта, в то время как взрослый вступает во взаимодействие с миром — следовательно, основной линией развития ребенка является «не столько постепенная социализация, привносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая из внутренней социальности ребенка» .
Освоение ребенком социальных отношений , наряду с освоением социально выработанных способов анализа окружающей действительности, являются важными компонентами формирования личности ребенка.
Необходимо выделить общие моменты в характеристике личности ребенка:
- наличие сознания;
- личность как качественный уровень психического развития;
- социальная сущность и детерминированность личности;
- добровольность (воля) в самоконтроле в соотнесении с объективным миром и окружающими людьми.
Личность ребенка формируется в предметной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, через которое ребенок становится субъектом жизнеосуществления.
Вопрос посетителя
Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя:
(*ответ*) усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей
(*ответ*) активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду
усвоение индивидом социальной практики путем вхождения в социальную среду, систему социальных отношений
активное воспроизводство индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную практику
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности:
(*ответ*) способностям
(*ответ*) внешним данным
(*ответ*) степени конформности
(*ответ*) коммуникабельности
(*ответ*) индивидуальному уровню идентичности
внутригрупповому уровню идентичности
степени индивидуализма
Социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют _, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации
(*ответ*) установки
устои
стереотипы
традиции
нравы
социальные нормы
Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека; выделяются три сферы, в которых прежде всего осуществляется это становление личности:
(*ответ*) деятельность
(*ответ*) общение
(*ответ*) самосознание
жизненная позиция
активность в референтной группе
Социальная организация усилий по формированию личности предполагает понимание того, что:
(*ответ*) личностью не рождаются, ею становятся, что делает воспитательные усилия небесполезными
(*ответ*) духовный мир личности во многом зависит от того, кто и как на нее оказывает воздействие
(*ответ*) личность желательно сформировать с качествами, полезными для общества, социальной группы, семьи
(*ответ*) личность формируется в результате как целенаправленных, так и непреднамеренных влияний среды
(*ответ*) формирование личности представляет процесс взаимодействия внешних и внутриличностных факторов, т.е. ее стремлений, склонностей и способностей
духовный мир личности всецело зависит от того, кто и как на нее оказывает воздействие
личность желательно сформировать с универсальными качествами, полезными для общества
Социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского _. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские.
(*ответ*) поведения
Социальная ситуация развития характеризуется, с одной стороны, объективным положением ребенка в системе отношений, а с другой — субъективным отражением этих отношений в его
(*ответ*) переживаниях
чувствах
оценках
самооценках
поступках
Социальный статус подростка _ отличается от детского; психологически этот возраст крайне противоречив, для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития
(*ответ*) мало чем
значительно
заметно
существенно
Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие институты социализации человека:
(*ответ*) семья
(*ответ*) школа
(*ответ*) общество сверстников
(*ответ*) средства массовой информации
(*ответ*) труд
(*ответ*) неформальные организации
спорт
Интернет
Правовая социализация
Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.
Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.
Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.
Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.
Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.
Организационная социализация
Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.
Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.
Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.
Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.
Воспитание детей с признаками одаренности
Общение с детьми, имеющими раннее умственное развитие, не менее сложное занятие, чем с теми, у кого наблюдаются средние способности. Вундеркиндов сложности поджидают не только дома, но и в школе. С наступлением пубертатного периода у подростков разыгрываются настоящие драмы.
Родители вкупе с бабушками и дедушками иногда впадают в крайности, пытаясь выбраться из тупика, куда их загоняют не в меру развитые отпрыски. Поскольку развитие ребенка часто выходит за рамки общих представлений взрослых о нормальном развитии, они тревожатся. А сомнения и страхи подсознательно передаются ребенку.
Другая крайность – когда старшие по любому поводу устраивают бурные овации своему отпрыску, чем подогревают его тщеславие и завышенную самооценку. В будущем такое дитя ждут проблемы с социальной адаптацией.
Если необычные способности для старших не более, чем странность, это тоже откладывает отпечаток на детском сознании
Для ребенка с высоким уровнем развития важна родительская поддержка, внимание. Необходимо помочь ему выстроить правильную самооценку, наладить контакт со сверстниками, которые считают его зубрилой и занудой.
Чтобы одаренному ребенку не было скучно в обычном классе, предусмотрены специальные программы обучения, ускоренный переход из класса в класс, специализированные гимназии, где у детей есть возможность углубленного изучения отдельных предметов. Творчески реализовать одаренность дети смогут только при особом внимании родителей и воспитателей.
В каких случаях стоит обратиться к специалисту
Детям живется намного труднее, чем взрослым, им недостает ласки. Жизнь малышей проходит в постоянном оценивании: его оценивают дома и в школе за каждый шаг. Чтобы не превращать взаимоотношения с любимым чадом в вечный экзамен, нужно постараться его понять, помочь не наделать ошибок, быть более щедрыми на поощрение.
Когда дома не складываются отношения между старшими и младшими, и у подростков возникают проблемы, с которыми одни родители не справляются, если не помогают знания и навыки, необходима помощь специалиста. Поводом для этого могут послужить:
- неконтролируемая агрессия со стороны ребенка;
- все более ухудшающиеся отношения;
- признаки депрессии;
- низвержение любых авторитетов.
Чтобы постоянно «держать руку на пульсе», не стоит пропускать родительские собрания, где учитель вовремя подскажет, на что обратить внимание. В единстве с детским садом и школой проще помочь своим детям возмужать и стать ответственными взрослыми
Задачи семейного воспитания
Главными задачами семьи являются воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка, формирование таких его качеств, которые необходимы для последующей счастливой, полноценной жизни.
Семья должна:
- Создавать условия для физического, а также интеллектуального развития детей. Ребенок должен получать сбалансированное питание, иметь одежду, обувь, все необходимое для обучения в школе, занятий в спортивных секциях, кружках творчества. Малыши должны иметь развивающие игрушки, книжки, а для учеников должны быть доступны библиотеки и музеи.
- Обеспечивать социальную и психологическую защиту своего потомства. Это означает, что обязанность взрослых — поддерживать, утешать, помогать в сложных ситуациях, обеспечивать безопасность в обществе. Детей нужно знакомить с внешним миром, учить правильно реагировать на жизненные перипетии.
- Передавать свой жизненный опыт, обучать полезным для жизни навыкам и умениям. В первую очередь воспитывать трудолюбие посредством совместного труда, разумного распределения обязанностей между всеми членами семьи.
- Подготовить ребенка для жизни в социуме. Здесь основополагающую роль играет модель родительского поведения. Вербальное ознакомление с правилами поведения в обществе порой оказывается менее эффективным, чем личный пример.
Публикация «Роль семьи в воспитании ребёнка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Семья является ячейкой общества. Родители — его первые учителя и воспитатели ребенка. Сила воздействия родителей на формирующуюся личность исключительно велика.
Огромное влияние родителей на ребенка оказывает бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. А за эту любовь и заботу ребенок отвечает глубокой привязанностью и любовью к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать. Дети неосознанно повторяют за родителями не только их действия, но и образ мыслей, стиль жизни.
В семье, в которой воспитывается ребенок, проводит большую часть своей жизни. Родители являются главной опорой для ребенка, без которых этот мир разрушится, это среда обитания ребенка, и среда где ребенок получает свое воспитание. Формирование моральных качеств личности ребенка, как известно, начинается с рождения.
И начинается это формирование с искренней и неподкупной любви. Но, к сожалению, чем старше становится кроха, тем меньше он слышит в свой адрес слов любви. Родителям кажется, что малыши и так должны понимать, что их любят. Это не так. Дети ищут поддержки, похвалы, поощрения и внимания. И если родители не дают их, начинают искать другие пути решения проблемы: капризничают, кричат, не слушаются.
В таких ситуациях взрослые считают, что неправильно воспитывали, и опять передают малыша на «исправление» чужим людям: психологам, педагогам, тренерам. Однако мало кто из родителей задумается о том, что можно поиграть с ребенком в футбол и без тренера, показывая ему привлекательность здорового образа жизни.
Именно семья закладывает первые навыки общения и социализации. В этом отношении положительную роль играют братья и сестры. В большой дружной семье все ее члены проявляют заботу друг о друге, оказывают посильную помощь старшим.
В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых
Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка и бабушка, старшие братья и сестры формируют личность ребенка с раннего его возраста.
Памятка для родителей
Чтобы воспитать добропорядочного члена общества
— Родителям ребенка нужно принимать таким, каков он есть, чтобы он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
— Беседовать с ребенком и внушать, что он все может, если только захочет и поверит в себя.
— Направляйте свое дитя в нужном направлении, используя собственный пример.
— Жить с ребенком общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
— С детьми необходимо выстраивать доверительные отношения. Вы должны стать настоящим другом и советчиком, которому можно доверить любой секрет.
— Уважайте мнение маленького человека и не заставляйте его немедленно подчиниться вашим требованиям. Дайте время все обдумать и взвесить. Помните, функция семьи в воспитании, а не дрессировке.
— Все семейные традиции и мероприятия должны быть направлены на развитие и воспитание.
НЕЛЬЗЯ:
• Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он такой, какой он есть, он особенный.
• Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
• Родители должны понять, что дети отражают любовь: если ее получают, то они же и возвращают.
Нет лекарства, которое вылечит всех больных. Так же не существует советов, которые бы научили правильно воспитывать. Единственная в этой ситуации непреложная истина заключается в том, что никто и никогда не сможет воспитать ребенка так, как это сделают родители.
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери» В. А. Сухомлинский.