Онр: основные характеристики

Общее недоразвитие речи

Как диагностируется нарушение?

Начальная стадия любого типа общего недоразвития речи диагностируется одинаково. Врач-логопед начинает диагностику со сбора анамнеза заболевания, в процессе которого выясняет следующие вопросы:

  • как долго длится у ребенка такое состояние;
  • когда оно возникло;
  • какие есть симптомы;
  • насколько выражено недоразвитие.

На данном этапе очень важно определение наличия или отсутствия у ребенка патологии речи, которая связана с деятельностью речевых центров мозга.

Для того, чтобы полностью проанализировать речевую функцию, врач проверяет как ребенок формирует связные мысли в речи, когда описывает изображение, рассказывает или пересказывает что-то. Логопед должен оценить уровень развития грамматической составляющей речи (может ли малыш формировать и изменять словоформы, грамотно согласовывать слова в предложении) и правильность звуковой передачи мысли.

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (3 уровень ОНР) может быть выявлено в случае соотношения активного и пассивного словарного запаса у ребенка. Например, малышу предоставляют определенные картинки, в результате анализа которых нужно разделить предмет и его часть (стол — ножка), соотнести профессию с соответствующим атрибутом (повар — кастрюля), животных и их детенышей (корова – теленок).

Если диагноз нерезко выраженного общего недоразвития речи подтвердится, нужно проанализировать способность ребенка к запоминанию с помощью слуховой памяти, определить степень правильности произношения, грамотности построения слогов, фонетическую составляющую речи и особенности моторики речевой деятельности малыша. Кроме того, потребуется оценить навыки ребенка в сфере речевого этикета.

Клинические проявления

Симптомы патологии и их выраженность зависят от степени тяжести заболевания. В логопедии выделяют три степени системного недоразвития речи:

  • При заболевании легкой степени темп разговора сохраняется на нормальном уровне или даже может быть ускоренным. Ребенок отчетливо произносит отдельные звуки. При попытке произнести сложное предложение или фразу возникают трудности. Из-за недоразвития речи, он плохо понимает причинно-следственные связи. Лексикон ограничен, что приводит к использованию в разговоре одних и тех же слов, без возможности подбора к ним синонимов.
  • Недоразвитие средней степени тяжести связано с нарушением процесса артикуляции, то есть произношения звуков. Интонация у такого ребенка монотонная. Если попросить его быстро рассказать о чем-либо, то больной смешивает звуки или заменяет их на другие. В предложениях отмечаются грамматические ошибки. Плохо понимает сказанное, особенно, если слова имеют переносный или скрытый смысл. Школьники в общении пассивны − предпочитают отвечать на вопросы, чем задавать их самостоятельно. При пересказе рассказа отмечается выпадение элементов истории или искажение общего смысла. Лексикон ограничен. В результате нарушения речи, учащиеся демонстрируют дислексию и дисграфию.
  • При заболевании тяжелой степени нарушения артикуляции резко выражены. Речь имеет медленный темп и монотонный характер. При этом она нечеткая и невнятная, что связано с искажениями звуков. Отмечается большое количество грамматических ошибок, вплоть до появления несуществующих слов и высказываний. Такие дети плохо понимают обращенную к ним речь. При попытке самостоятельного общения говорят отдельными простыми фразами, редко содержащими более 3-4 слов. Общение при этом сопровождается выраженной жестикуляцией и мимикой. Характерно существенное уменьшение словарного запаса. В результате нарушенной мелкой моторики рук навыки письма отсутствуют, либо находятся на минимальном уровне.

Системное недоразвитие речи − это диагноз, который выставляется детям старше пятилетнего возраста. Для его подтверждения ребенок проходит обследование у логопеда, психиатра и невролога. При сопутствующей умственной отсталости или нарушении эмоциональной сферы, может быть выставлен диагноз «задержка психического развития».

Классификация ОНР у пациентов разного возраста

Все клинические проявления данного патологического состояния неоднородны и имеют различную интенсивность. По этому признаку принято выделять следующие формы патологии:

  • неосложненные различными дисфункциями мозговой деятельности, моторики, мышечной регуляции или расстройствами эмоционально-волевой сферы;
  • осложненные формы с развитием нарушений психоневрологического характера;
  • глубокое патологическое ОНР, когда у пациента наблюдаются поражения речевых отделов головного мозга.

В зависимости от степени выраженности тех или иных поражений речевой деятельности принято выделять 4 уровня развития речи у детей с ОНР:

  1. первый уровень или «безречевые дети». Ребенок использует звукоподражание и «лепет», а также сопровождает речь жестикуляцией и мимикой;
  2. второй уровень. В данном случае, кроме «лепета», у ребенка есть очень ограниченный «набор» общепринятых слов, которые он активно использует. Слова могут быть искажены, типично сокращение количества слогов или перестановка их местами, речевые возможности отстают от нормы, соответствующей возрасту ребенка;
  3. третий уровень ОНР. Свободное общение затруднено, но ребенок владеет навыками развернутой речи, использует фразы. Наблюдается нарушение лексического, грамматического и фонетического структурного строения речи. Такие дети свободно говорят только в присутствии такого человека, который мог бы вносить разъяснения в их речь (родители, учителя и воспитатели, знакомые и т.д.);
  4. четвертый уровень ОНР. Звукопроизношение не нарушено, но ребенок путает некоторые звуки в речи, у него отсутствует внятная артикуляция и дикция. Часто дети заменяют одни слова, которые трудно произнести, другими — близкими по смыслу. Имеют место лексические и фонетические ошибки в речи. В основном они касаются склонения, спряжения и согласования слов в предложении.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для исключения развития ОНР у ребенка родителям нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • вовремя лечить инфекционные заболевания у ребенка;
  • беречь ребенка от возможных черепно-мозговых травм;
  • стимулировать речевую активность с младенческого возраста;
  • уделять ребенку необходимое количество времени, не игнорировать его, постоянно заниматься с малышом, правильно развивать и воспитывать.

Кроме этого, мама во время беременности обязательно должна следить за своим здоровьем и отказаться от всех вредных привычек.

Исправление речевого нарушения

Коррекционная работа логопеда и воспитателя для исправления ОНР составляется дифференцированно, в зависимости от уровня развития речи у ребенка. При работе с детьми, у которых диагностировано ОНР 1 уровня требуется:

  • развитие навыков понимания устной речи;
  • стимулирование самостоятельного спонтанного разговора;
  • повышение концентрации внимания, способности к запоминанию, образного мышления.

Коррекционные занятия при ОНР 2 уровня призваны:

  • активизировать спонтанную речь;
  • улучшить понимание услышанного;
  • уточнить произношение фонем;
  • добавить отсутствующие звуки и слоги;
  • обогатить лексический и грамматический запас;
  • обучить фразовому произношению.

На встречах с логопедом дошкольники с диагнозом ОНР 3 стадии обучаются построению связных предложений, совершенствуют навыки артикуляции, обогащают запас слов, закрепляют правильное понимание и проговаривание фонем. Такие занятия направлены на подготовку к письму.

Задача логопедического вмешательства при ОНР 4 стадии – восстановление нормальных показателей произношения для указанной возрастной группы, подготовка к школьным заданиям. Для этого закрепляются навыки правильной артикуляции, совершенствуются фонематические процессы, развивается лексический запас. Ребенок готов учиться писать и читать.

Дети с выраженными признаками ОНР (1-2 степень) направляются на учебу в школы с ТНР, где усилия педагогов направлены на восстановление речевых навыков. Школьники с 3 стадией ОНР обучаются в специализированных классах в среднеобразовательных школах, с 4 стадией – в обычных.

Усвоение языковых навыков, усиление спонтанной речи, улучшение мотивационного и смыслового содержания, лексического запаса свидетельствует о переходе с одного этапа развития на другой. Скорость коррекции зависит от сложности первоначального диагноза, его специфики и способностей ребенка.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Диагностика

Диагностика ОНР производится логопедом, а дальнейшее лечение может быть комплексным (логопед, психолог, хирург и иные специалисты), зависит от причины развития патологии.

Для подтверждения диагноза врачом проводятся следующие мероприятия:

1. Сбор данных со слов родителей:

  • наличие наследственной предрасположенности;
  • когда замечены первые отклонения;
  • уточняет примерный словарный запас ребенка;
  • как протекала беременность, какие болезни были у матери в данный период;
  • в какой срок родился ребенок, как проходили роды;
  • возраст матери на период родов;
  • были ли травмы головы и недавние перенесенные заболевания у ребенка.

2. Осмотр ребенка:

  • врач просит произнести определенные слова. Это позволяет определить правильность произношения звуков;
  • после этого логопед просит составить предложение (данный пункт зависит от возраста ребенка) по картинке. По длине предложения, правильности использования падежей, глаголов и предлогов, также производится оценка речи;
  • проверяет память. Для этого ребенку показывают 5-7 предметов, после этого их убирают, и ребенок должен перечислить какие предметы запомнил;
  • просит ребенка рассказать стих или пересказать короткий рассказ;
  • также у детей до 7 лет врач спрашивает возраст, имя фамилию. Ребенок должен уметь ответить самостоятельно.

3. Аппаратное обследование:

у ЛОРа обязательна проверка состояния речевого аппарата, особенно состояние миндалин и аденоидов. При патологии развитии данных органов возможна гнусавость, охриплость и нарушения выговаривания сложных для ребенка звуков.

если у ребенка были травмы головы, то может потребоваться рентгеновское обследование. Для проверки питания клеток мозга.

При выраженном заикании и зажатости ребенка, может потребоваться обследование у психолога.

Проявления ОНР

Проявления общего недоразвития речи зависят от уровня формирования компонентов речевой системы. Они способны варьировать от полного отсутствия общей употребительной речи до связной речи, для которой присущи остаточные элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выявление ОНР осуществляется в процессе специальных логопедических обследований. Его коррекцию проводят с помощью развития понимания речи, обогащения словарного запаса, формирования фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного произношения звуков.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Общее недоразвитие речи состоит в несформированности ее звуковой и смысловой сторон, что проявляется через грубое или остаточное недоразвитие лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди лиц с речевой патологией дети с этим синдромом составляют самую многочисленную группу (примерно 40 %). У них, как правило, глубокие недостатки в развитии устной речи впоследствии приводят к нарушению письма (дисграфия и дислексия).

В логопедии понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используют для того, чтобы обозначать несформированность тех или иных структурных компонентов речевой системы. Они характерны для соответствующих речевых расстройств. ОНР проявляется в виде алалии, афазии, дизартрии и др.

Классификация и характерные симптомы в зависимости от уровня речевого развития

Специалисты различают 4 степени ОНР у детей дошкольного возраста:

  • 1 уровень – дети не разговаривают вообще. Таких детей врачи называют «безречевыми». Общение у малышей происходит с помощью лепета и жестикуляции.
  • 2 уровень – общая речь находится в начальной стадии развития, в словарном запасе малыша очень мало слов. При произношении ребенок допускает много ошибок, нарушена слоговая структура. Речевые возможности ребенка ограничиваются произношением простого предложения, в котором не больше двух-трех слов.
  • 3 уровень характеризуется появлением развернутой фразовой речи, но звуковая и смысловая стороны развиты недостаточно.
  • 4 уровень является самой легкой стадией. Ребенок хорошо говорит, но в его речи возможно наличие остаточных пробелов в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон (подробнее в статье: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое и как оно лечится?).


Развитие связной речи у детей с ОНР также делят на группы по клиническому составу:

  • неосложненные формы (нерезко выраженное недоразвитие) встречаются у малышей, у которых есть минимальная мозговая дисфункция (недостаточная регуляция мышечного тонуса, моторные дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы и прочее);
  • осложненные формы встречаются у ребенка, который имеет неврологический или психопатический синдром (церебрастенический, гипердинамический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный и другие виды синдромов, дизартрия);
  • общее (грубое) речевое недоразвитие наблюдается у детей с органическими поражениями отделов мозга, которые отвечают за речевую функцию (моторная алалия и прочее).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему возникает дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием?

Профилактика ОНР

Для того чтобы свести вероятность развития данной патологии у ребенка к минимуму следует соблюдать следующие рекомендации:

  • во время беременности необходимо отказаться от злоупотребления алкоголем и табакокурения, соблюдать все рекомендации врачей, избегать падений и травм (особенно на живот);
  • после рождения необходимо следить за здоровьем ребенка, стараться не допускать тяжелых соматических заболеваний;
  • заниматься с ребенком, следить за его речью, исправлять неправильное произношение;
  • при обнаружении первых подозрительных признаков обратиться к специалисту и пройти обследование — это поможет вовремя начать лечение, что существенно улучшит прогноз заболевания.

Здоровья вам и вашим детям!

Характеристика уровней ОНР

Если взять ко вниманию анамнез детей с ОНР, то чаще всего можно выявить внутриутробную гипоксию, резус конфликт, асфиксию, травмы при родоразрешении. Для раннего детства характерны черепно-мозговые травмы, хронические заболевания или инфекция. Речевое развитие ребенка может затормаживать неблагоприятная речевая среда, отсутствие внимания и общения.

У любого ребенка с ОНР отмечено позднее появление первых слов (3-4 года, иногда – к 5 годам). Их речевая активность, как правило, снижена, речь обладает неправильным звуковым и грамматическим оформлением, малопонятна

По причине неполноценной речевой деятельности начинает страдать память, внимание, познавательная деятельность, мышление

У детей с ОНР недостаточно развита координация движений, общая, тонкая и речевая моторика. При ОНР первого уровня отсутствует полностью фразовая речь. По этой причине дети в ходе общения используют лепет, однословные предложения, дополненные мимикой и жестами.

В речи детей, у которых обнаружено общее недоразвитие речи второго уровня, вместе с лепетом и жестами, начинают появляться простые предложения, которые включают 2-3 слова. Тем не менее, их высказывания характеризуются бедностью и однотипностью по содержанию, часто выражая предметы и действия.

При ОНР этого уровня можно отметить существенное отставание качественного и количественного состава слов, при этом ребенок не знает значения многих из них. Нельзя говорить здесь и о сформированном грамматическом строе речи, так как дети не правильно употребляют падежи. Они испытывают сложности при согласовании частей речи и использовании единственного и множественного числа.

Лица с ОНР третьего уровня уже получают способность пользоваться развернутой фразовой речью, при этом преимущество составляют простые предложения. Понимание речи в этом случае в большей мере приближено к норме, а трудности представлены пониманием и усвоением сложных грамматических форм.

Для ОНР третьего уровня характерно употребление в речи практически всех частей речи (больше существительных и глаголов, меньше – прилагательных и наречий). Для них типичны следующие особенности:

  • Неточное употребление наименований предметов;
  • Ошибки при использовании предлогов;
  • Неумение согласовывать части речи;
  • Ошибки в употреблении падежных окончаний и ударений.

При ОНР четвертого уровня дети начинают испытывать специфические трудности в звукопроизношении и повторении слов, у которых сложный слоговый состав. Они обладают низким уровнем фонематического восприятия, допуская ошибки при образовании слов и их изменении.

Словарный запас у детей с ОНР четвертого уровня отличается разнообразием. Тем не менее, такие дети не всегда могут точно знать и понимать значение редко встречающихся слов (например, при использовании антонимов и синонимов, пословиц и поговорок). В самостоятельной речи такие лица испытывают сложности при попытке логически изложить события. Они чаще всего пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, могут повторять ранее сказанное.

Коррекция и профилактика ОНРктика и прогноз ОНР

Прежде всего, стоит заметить, что если больше общаться с ребенком, то ОНР можно если не избежать, то в значительной мере улучшить речь малыша. Логопедическая работа с ребенком очень индивидуальна и должна учитывать не только речевые, но и прочие особенности пациента.

При каждом из уровней ОНР требуется разная коррекция общего недоразвития речи:

  1. при 1 уровне проводят мероприятия, направленные на формирование навыков понимания устной речи и самостоятельного говорения, а также на активацию у ребенка неречевых процессов (памяти, восприятия, внимания и т.д.);
  2. при 2 уровне ОНР ведется активная работа над произношением трудных для ребенка звуков, над пониманием устной речи и активацией навыков говорения. Также для детей с этим уровнем ОНР необходимы занятия по развитию лексико-грамматических навыков;
  3. целью коррекции при 3 уровне ОНР является закрепление имеющихся навыков и приобретение новых: произношение, фонематические навыки, расширение словарного запаса, умение описывать картинки и составлять небольшие связные тексты;
  4. при 4 степени ОНР основная задача логопедической коррекции сводиться к тому, чтобы «подтянуть» речь ребенка к возрастной норме и закрепить имеющиеся навыки.

Лечение ОНР у детей

Исправлять речевые недостатки у дошкольника нужно комплексно. Кроме логопедической коррекции детям требуется помощь психолога. Родителям рекомендуется обращаться в специализированные учреждения с квалифицированными педагогами. Только при комплексном подходе можно решить проблему и дать ребенку возможность полноценно развиваться и жить в обществе.

Комплексная коррекционная работа

Коррекции ОНР проводятся с учетом уровня развития связной речи

При ОНР 1 уровня важно развить понимание обращенной к ребенку речи, спровоцировать самостоятельную речевую активность ребенка, а также развить внимание, память и мышление у малыша. В этом случае грамматика и фонетика в речи ребенка — не первоочередная задача

При ОНР 2 уровня проводят коррекционную работу над развитием активности речи и пониманием лексико-грамматических конструкций, фразовой речи. Работа логопеда включает корректировку звукопроизношения и логопедические занятия по отсутствующим звукам. Во время коррекции ОНР 3 уровня врач развивает связную речь, совершенствуя лексико-грамматическую сторону речи, закрепляет правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. Данная степень заболевания лечится намного проще, чем в случае с 1 и 2 уровнем ОНР.

Основная цель логопедической коррекции при ОНР 4 уровня — достижение ребенком возрастной нормы устной речи, которая необходима для того, чтобы он успешно учился в школе.

Психологическое сопровождение ребенка

Речевые нарушения у ребенка могут стать основной причиной проблемы концентрации внимания

Для малыша будет сложно сосредоточиться на задании и долго удерживать внимание на каком-либо предмете

Такие дети отличаются низким уровнем работоспособности, во время обучения быстро устают. По этой причине при прохождении логопедической коррекции очень важна психологическая помощь ребенку. Первоочередная задача психолога – повысить уровень мотивации ребенка и развить умение концентрации внимания.

Занятия с детьми, которые страдают ОНР из-за их психологических особенностей должны проводиться в маленьких группах (по несколько детей). Важны также и индивидуальные занятия с психологом.

Классификация ОНР

В соответствии с клиническим составом категорию лиц с ОНР принято подразделять на три группы:

  1. Неосложненные формы ОНР (у лиц с минимальной мозговой дисфункцией, которая включает недостаточную регуляцию мышечного тонуса, моторную дифференцировку, незрелость эмоционально-волевой сферы);
  2. Осложненные формы ОНР (у людей с неврологическими и психопатическими синдромами, включая церебрастенический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный, гипердинамический синдром);
  3. Грубое недоразвитие речи (у лиц с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, в том числе при обнаружении моторной алалии).

При учете степени ОНР в логопедии выделяют четыре уровня речевого развития. На первом уровне находятся так называемые «безречевые дети», у которых полностью отсутствует общеупотребительная речь. На втором уровне уже присутствуют первоначальные элементы общеупотребительной речи, которые можно характеризовать бедным словарным запасом.

На третьем уровне речевого развития появляется развернутая фразовая речь с недоразвитием ее звуковых и смысловых аспектов. На четвертом уровне присутствуют остаточные пробелы в развитии фонетической, фонематической, лексической и грамматической сторон.

Причины возникновения

Существует несколько групп причин, под воздействием которых могут возникать эти нарушения:

  • Патологии во внутриутробном развитии – токсикоз у матери на ранних сроках (когда идет закладка и формирование нервной системы малыша), различные заболевания, перенесенные матерью во время первого триместра беременности (особенно опасны вирусы и инфекционные заболевания в I триместре беременности), резус-конфликт.
  • Родовая патология – черепно-мозговая травма, удушение пуповиной (асфиксия), в результате чего новорожденный испытывает кислородное голодание, а это, в свою очередь, негативно отражается не только на речевых центрах коры головного мозга, но и на всех других органах и системах.
  • Перенесенные ребенком заболевания в первый год жизни – вирусные, инфекционные, различные травмы.
  • Наследственный фактор.
  • Негативное влияние окружающей обстановки – отсутствие или недостаточность правильно говорящего окружения ребенка – нарушения речи у родителей, отец и мать со снижением слуха (у слышащих детей), различные психотравмирующие ситуации, частые и длительные госпитализации детей.

Общая информация

Речь − комплексный навык, в котором принято выделять несколько функциональных элементов:

  • грамматика, подразумевающая знание правил образования предложений и слов, в том числе, их согласование между собой по роду, падежу и числу;
  • лексика, характеризующаяся словарным запасом, лексикон постепенно увеличивается в процессе взросления ребенка;
  • фонетика − правильность произношения звуков и их комбинаций.

СНР в логопедии − это речевой дефект, затрагивающий все три компонента речи у детей в возрасте старше 5 лет. Если аналогичные нарушения выявляются до этого возраста, то логопеды и педиатры говорят о задержке речевого развития.

Симптомы общего недоразвития речи

При ОНР ребенок начинает говорить поздно. Первые слова можно услышать только на 3-4 году, а иногда и еще позже. Характерно понижение активности речи – она малопонятна, неправильно оформлена в фонетическом и грамматическом смысле.

Неполноценная речевая деятельность отрицательно сказывается на других способностях и навыках – внимании, памяти, мыслительных операциях, познавательной деятельности. Пациенты с ОНР часто отличаются плохо развитой моторикой и координацией движений.

Клинические особенности патологии связаны со степенью развития речи. Первый уровень ОНР отличается отсутствием фразовой речи. Дети общаются с помощью лепета и предложений из одного слова, подкрепляя их мимико-жестикулярным языком, который нельзя понять в отдельности.

Для патологии этого уровня характерна резкая ограниченность запаса слов. Обычно прибегают к отдельным обиходными словам и звуковым комплексам, подражают звукам. ОНР отрицательно отражается также на импрессивной речи, поэтому многие слова и грамматические категории ребенку недоступны.

Для патологии 1 уровня характерны также следующие особенности:

  • грубо нарушенный слоговый состав слова – воспроизводится только звукокомплекс из 1-2 слогов;
  • неразборчивое звукопроизношение;
  • невозможность произношения многих звуков (неустойчивость в произношении);
  • зачаточный уровень фонематических процессов – грубое расстройство фонетического слуха, фонематический анализ не доступен.

ОНР 2 уровня также подразумевает использование жестов и лепет, но вкупе с простыми предложениями в 2-3 слова. Наблюдаются также следующие особенности:

  • бедность и однотипность высказываний;
  • качественный и количественный состав словаря отклонен от нормы – непонятны значения многих слов, на фоне чего происходит их замена доступными словами;
  • проблемы с грамматическим строем речи – неправильное применение падежей, предлогов, грамматических чисел, затруднения с согласованием основных грамматических категорий;
  • многочисленные искажения в произношении звуков, замены и смешения фонем;
  • выраженное нарушение способности восприятия звукового состава слов;
  • недоступность звукового анализа и синтеза.

Для ОНР 3 уровня характерна развернутость фразовой речи, но сложные предложения строятся с трудом, потому они мало применяются. Выделяют также следующие особенности:

  • сложные грамматические формы и логические связи понимаются и усваиваются трудно;
  • словарный запас достаточно объемный – используется большинство частей речи, но предпочтение отдается существительным и глаголам;
  • предметы называются неточно;
  • грамматический строй речи ошибочен – это затрагивает предлоги, окончания в соответствии с падежом, ударения, согласованность частей речи;
  • нарушение (менее выражено) произношения звуков и восприятия звуковой структуры слова.

ОНР 4 уровня характеризуется специфическими проблемами в произношении звуков и повторении слов, имеющих сложную слоговую структуру. Такая степень патологии выражается и другими особенностями:

  • низкий уровень восприятия звуковой структуры слов;
  • ошибки при образовании и изменении слов;
  • достаточно богатый запас слов, но знание и понимание значений некоторых из них отсутствует;
  • затруднено построение логической цепочки событий – пропуск главных моментов, повтор уже сказанного, остановка на второстепенных элементах.

Характеристику патологии и описание симптоматики каждого ее уровня дает логопед Светлана Зябликова:

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери — как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь — «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Диагностика

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

https://youtube.com/watch?v=AI_w9URUGp0

Основные причины возникновения общего недоразвития речи (ОНР) у ребенка

В большинстве случаев недоразвитие речи связано с внутриутробным развитием плода. Предпосылками могут стать следующие причины:

  • конфликт резус-фактора плода и матери;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • родовые травмы;
  • асфиксия при рождении;
  • вредные привычки у будущей мамы;
  • проживание беременной в неблагоприятных условиях;
  • вредные условия труда.

К основным факторам, которые способствуют развитию ОНР после рождения ребенка, относятся:

  • частые инфекционные заболевания;
  • наличие черепно-мозговых травм;
  • хронические заболевания.

Кроме этого, речевое расстройство может иметь психический и психоэмоциональный характер:

  • разные виды стрессового состояния;
  • недостаток внимания или эмоционального контакта малыша с родителями;
  • условия проживания, которые не подходят для развития навыков коммуникации.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: