Логопед, как профессия: представление, плюсы и минусы, работа и перспективы

Плюсы и минусы работы логопеда

Кто такой логопед?

Логопед – это специалист, который учит правильно говорить (в переводе с греческого: logos – слово, речь; paideia – воспитание, обучение). Но только лишь работой над правильным произношением и коррекцией таких речевых дефектов, как шепелявость, картавость или заикание, функции логопеда не ограничиваются. 

Сфера компетенций специалиста гораздо шире, как и спектр проблем, которые ему приходится решать:

  • задержка речевого развития;

  • полное отсутствие речи;

  • проблемы с говорением, чтением, письмом;

  • речевые афазии (нарушения речи, возникающие при черепно-мозговых травмах, сосудистых заболеваниях, опухолевых процессах);

  • расстройства голосовой функции (искажение тембра, боль и першение в горле, недостаточная сила или высота голоса). 

Задача логопеда – выявить нарушение, разобраться в его причинах и составить план действий по устранению. 

Несмотря на то, что логопеда часто считают «детским доктором», его клиентами могут быть и взрослые. Без помощи такого специалиста не обойтись, если нужно восстановить речь после перенесенного инсульта или тяжелой травмы. Незаменимы логопеды и для тех, кто хочет сделать свою речь четкой, связной, красивой, усовершенствовать дикцию, поработать над интонацией. 

Готовый образец резюме на должность логопеда

Ожидаемый уровень заработной платы: 70000 рублей

Личные данные кандидата

Фотография:

ФИО: Маринина Олеся Сергеевна

Дата рождения: 15 июля 1997 года рождения

Город: Симферополь, АР Крым

Номер телефона для связи: +7-000-000-00-00

Переезд в другой город: не рассматриваю

Семейное положение: замужем

Образование

Наличие профильного образования: диплом бакалавра, Крымский Федеральный Университет имени В. И. Вернадского (КФУ), специальность — «учитель-логопед», 2017–2021 год.

Прохождение дополнительных курсов: Северо-Западная Академия дополнительного образования, 2020-2022, онлайн-курс «Практический психолог», сертификат о прохождении обучения.

Опыт работы

Компания: МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №27», г.Симферополь, сентябрь 2020 – январь 2021.

Должность: логопед.

Должностные обязанности:

  • составление планов по коррекции речевых навыков;
  • проведение обследований и выявление дефектов речи;
  • консультация и методическая помощь родителям;
  • проверка домашних заданий.

Компания: ООО «Дети Крыма», частный детский сад в г. Ялта, апрель 2022 — по настоящее время.

Должность: логопед.

Должностные обязанности:

  • комплектация групп из детей для занятий с учетом психофизического состояния каждого ребенка;
  • консультация педагогического состава по применению конкретных методик;
  • участие в различных мероприятиях учебного центра;
  • обследование мышц и артикулярного аппарата подопечных.

Навыки и умения

Знания языков: русский и украинский в совершенстве, английский — читаю и разговариваю с онлайн-переводчиком.

Владение ПК: уверенный пользователь.

Знание специализированных программ: MS Office.

Профессиональные навыки: логопедический массаж, сенсорная интеграция, работа со сложными пациентами.

Личностные навыки: внимательность, отзывчивость, стрессоустойчивость, умение слушать, аналитический склад ума.

Если вам понравился наш готовый пример резюме логопеда, вы можете скачать уже готовый файл с ним в формате *docx для дальнейшей редактуры в программе «Ворд» и вписать в нее уже свои навыки и умения. Так вы сэкономите время и воспользуетесь хорошим шаблоном для создания продающей анкеты.

Красиво оформленное резюме логопеда точно привлечет внимание рекрутеров, и вас обязательно пригласят на собеседование. Скачать пример резюме логопеда

Скачать пример резюме логопеда

Преимущества и недостатки профессии логопед

Специалист, который обожает собственное дело, всегда будет греть мысль о том, что он приносит пользу — и не малую — обществу. Это, вероятно, главное преимущество профессии, так как в денежном отношении логопед мало что сможет выиграть: средняя его зарплата не превышает 20 000 рублей. Конечно, если он вознамерится отрыть свой центр, его доход существенно повысится, но на это мало кто решается.

И что за профессия, в которой нет положительных и отрицательных сторон? Википедия подробно освещает плюсы и минусы этой профессии.

Так, недостатки состоят в следующем:

  • огромной количество бумажной работы: все результаты и достижения пациентов приходится фиксировать письменно, что отнимает много времени;
  • затрата психических и физических сил, так как пациенты требуют индивидуального подхода, и далеко не каждый сможет выдержать общение с не вполне адекватными клиентами;
  • не самая роскошная зарплата. Логопед — профессия, в которой не предусмотрены надбавки и премии.

Логопед кто это? Прежде всего, энтузиаст, который стремится сделать мир лучше и проще. Ведь чем грамотнее человек говорит, тем его быстрее понимают. Обучение на логопеда можно пройти в одном из государственных университетов.

На этом у нас все. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи вам стало понятно, чем занимается логопед и вы смогли определиться с выбором своей будущей профессии.

Spread the love

Кто такой логопед?

Высококвалифицированный специалист, который изучает причины появления речевых дефектов (заикания, шепелявости, картавости, дисграфии, дислекции и т.д.), и с помощью специальных методик, методов и приемов помогают взрослым и детям избавиться от них.

Название профессии произошло от греческого logos (речь) и paideia (воспитание). То есть, судя по названию логопед занимается воспитанием речи — по сути, учит правильно говорить. Данная профессия не может похвастаться «богатым» прошлым: становление логопедии началось только в 17 веке, когда европейские педагоги начали разрабатывать методики по обучению детей с проблемами слуха. В привычно нам виде логопедия начала формироваться только в середине 20 века. Именно в этот период педагоги все чаще и чаще стали задумывать о том, что дефекты речи в большинстве своем скорее всего являются результатом психологических проблем, с которыми можно, и нужно бороться.

Именно поэтому современные логопеды владеют не только многочисленными методами и способами исправления дефектов речи, но и изучают основы психологии, которые помогают им выявить первопричины возникновения дефекта (если он не врожденный). Ну а поскольку речевые дефекты могут возникнуть в любом возрасте, а подход к лечению детей и взрослых разительно отличается друг от друга, логопедов сегодня принято разделять на специалистов для взрослых и специалистов для детей.

Естественно, «возрастное» разделение логопедов в основном сказывается только на подходе к «пациентам». Обязанности же всех логопедов приблизительно одинаковы. Это обследование человека и выявление структуры и степени выраженности дефекта речи, коррекция речевых дефектов, проведение мероприятий, направленных на формирование культуры речи, ведение отчетной документации, своевременное повышение квалификации и т.д.

Преимущества профессии логопеда

Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии логопед является ощущение собственно «полезности» и возможности помогать людям. Однако помимо «духовных» преимуществ эта профессия имеет и несколько «материальных». К последним можно отнести:

  • возможность ведения частной практики и формирования собственной ценовой политики, а значит получения высокого дохода и свободного графика работы;
  • большую «географию» трудоустройства – логопеды востребованы во многих организациях: это и школы, и детские сады, и поликлиники, и центры реабилитации и т.д.;
  • востребованность – услуги логопедов будут нужны всегда, поэтому эти специалисты никогда не останутся без работы;
  • продолжать работу логопедом можно ровно столько, сколько специалист готов и может работать (то есть, такого понятия, как пенсионный возраст у логопедов не существует).

Профессия логопед. Плюсы и минусы работы

Это весьма ответственная работа, которая требует огромного терпения и любви к своему делу. Давайте подробно разберем основные достоинства этой профессии. Итак, вот главные плюсы:

  • короткий рабочий день — 4 часа, для многих это прекрасная возможность совмещать работу и любимое дело;
  • социально значимая деятельность — это значит, что логопед будет получать удовольствие от проделанной работы;
  • длинный отпуск — практически все лето;
  • самосовершенствование — эта профессия предполагает постоянное саморазвитие человека, чтение учебной литературы, посещение различных тематических конференций, где вместе с коллегами можно обсудить новейшие методики лечения речевых нарушений.

И конечно же, нельзя исключить из списка такое преимущество логопедов, как возможность вести частную практику. А в чем же недостатки?

Какую информацию нужно указать в резюме при отсутствии опыта работы дефектологом?

Отсутствие стажа работы логопедом — это не такая большая проблема, как кажется многим соискателям.

При наличии опыта работы в смежной отрасли, обязательно отобразите это в своем резюме. Работа с детьми уже является хорошим преимуществом и показывает вас с хорошей стороны как специалиста, который может контактировать не только со взрослыми, но и малышами.

Отсутствие опыта в некоторых случаях может быть даже хорошим знаком, так как часто молодых специалистов приглашают на различные стажировки и программы обучения для последующего трудоустройства.

Не придумывайте опыт, которого у вас не было. Будьте честны с будущими работодателями, так как профессиональные навыки всегда очень легко проверить.

Общее описание

Основной задачей логопеда заключается в исправлении дефектов речи и неправильной дикции. Специалист может работать как с детьми, так и со взрослыми людьми. К недостаткам устной речи можно отнести следующее:

  • Заикание.
  • Картавость.
  • Шепелявость.
  • Гнусавость.

Стоит также отметить, что хороший логопед может быть широкого профиля, то есть работать с большинством речевых нарушений, или же быть специалистом по какому-либо определённому недугу.

Если ребёнок или взрослый, помимо речевых трудностей, имеет другие серьёзные заболевания, например, инвалидность по слуху, зрению или проблемы, связанные с центральной нервной системой, то его лечением будет заниматься логопед-дефектолог.

Такой специалист не только поставит правильную речь «тяжёлому» пациенту, но и поможет развить познавательную деятельность — восприятие, память и другие полезные навыки и умения.

Согласно профессиограмме, в основные обязанности логопеда входит:

  • Осмотр пациентов и выявление речевых проблем.
  • Постановка точного диагноза.
  • Разработка определённых методических пособий и способов лечения по устранению недуга.
  • Разработка упражнений для их выполнения в домашних условиях.
  • Расширение словарного запаса детей, повышение их грамотности.
  • Планирование, организация и проведение групповых или индивидуальных занятий.
  • Проведение консультаций с родителями, опекунами и педагогическими работниками относительно особенностей работы с конкретным ребёнком.
  • Оценка результатов, достигнутых за определённый период.
  • Ведение отчётной документации, заполнение речевой карты, написание логопедических заключений и характеристики.

https://youtube.com/watch?v=IS3bB0tjUgo

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.  

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Известные представители профессии

Левина Роза Евгеньевна
Советский педагог, психолог
Самым крупным достижением является построение концепции общего недоразвития речи. Ею разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления.
Подробнее

Ляпидевский Сергей Семенович
Русский учёный в области логопедии.
Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики, детской психопатологии и невропатологии.
Подробнее

Требования к логопеду

Он обязан:

  • демонстрировать необходимые положения губ и языка на собственном примере бесчисленное количество раз;
  • знать особенности строения языка и гортани;
  • владеть навыками массажа для расслабления мышц;
  • уметь найти общий язык с пациентом;
  • быть терпеливым и позитивно настроенным к каждому пациенту. 

Взрослые люди обращаются к логопедам гораздо реже. Причин тому две: человек либо слишком стесняется, либо привык уже к речевому недостатку, научился с ним жить и не видит необходимости что-то менять. Подход к великовозрастным пациентам найти гораздо сложнее, им не так просто открыться незнакомому человеку и рассказать о своих проблемах.

Человек, который решил заниматься логопедией, должен обладать бесконечным терпением и относиться к маленьким пациентам с пониманием. Если некоторые дети достигают успеха через пару недель, другим могут понадобиться года на то, чтобы окончательно избавиться от речевых проблем. Только профессиональные знания позволят составить такую программу, которая в конечном итоге приведет к исправлению всех недостатков речи. Хороших логопедов, с большим опытом работы не там много, однако найти резюме на сайте по трудоустройству все же можно. Чаще всего найти логопеда можно по рекомендациям знакомых либо на тематических форумах.

Логопед обязательно должен владеть навыками психологии, чтобы суметь раскрепостить взрослых и увлечь в процесс исправления речи детей. Зачастую успешность занятий будет зависеть именно от умения убеждать. Поэтому не лишним будут знания и навыки психолога для этого специалиста.

Докладчик: Мяки Наталья Геннадиевна, учитель-логопед МКОУ «Лахденпохская СОШ»

Учитель-логопед – представитель педагогической профессии, он, как и любой педагог, должен владеть совокупностью конкретных профессиональных компетенций. Они обусловлены способностью, выполнять определенные профессиональные функции, отличающие его как специалиста от других педагогов. На основе анализа научных исследований в области педагогики и психологии (Л.Г. Семушина, Т.Б. Филичева, Е.Б. Агеева, В В. Юртайкин, В.Г. Рудин-ский и др.), наблюдений за деятельностью учителя-логопеда были определены специфические трудовые функции:

– диагностическая функция проявляется в обследовании детей и определении типа нарушений;

– коррекционная функция участие учителя – логопеда в осуществлении системы специальных логопедических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития, свойственных детям с нарушениями речи, и содействующих не только исправлению отдельных нарушений, но и формированию личности в целом.

Структуру профессиональной компетентности учителя-логопеда  можно представить через совокупность следующих его компетенций:

Наименование компетенции Характеристика
Общепедагогическая Владение базовыми инвариантными психолого-педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных и образовательных задач в различных педагогических системах; это соответствие определенным профессионально-педагогическим требованиям независимо от специализации будущего педагога; это обладание совокупностью общечеловеческих качеств личности, необходимых для успешной профессионально-педагогической деятельности
Специальная Владение специфическими для данной профессии знаниями и умениями
Технологическая Владение профессионально-педагогическими умениями, под которыми понимается освоенный способ выполнения профессионально-педагогических действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний в области профессионально-педагогической деятельности
Коммуникативная Установление правильных взаимоотношений с обучаемыми; владение приемами профессионального общения с коллегами
Рефлексивная Регулятора личностных достижений педагога, побудитель профессионального роста, совершенствования педагогического мастерства. Данная компетенция проявляется в способности к самопознанию (самонаблюдение, самоанализ, критическая самооценка), самопобуждению (самокритика, самостимулирование, самопринуждение и пр.), самореализации (самоорганизация, контроль и учет деятельности по самообразованию и т.д.)

Исходя из вышеизложенного, профессиональная компетентность учителя-логопеда определяется как важнейшая характеристика теоретической и практической подготовленности специалиста к осуществлению педагогической деятельности, представленная совокупностью общепедагогической, специальной, технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций и выражающаяся в способности самостоятельно, ответственно и эффективно выполнять определенные профессиональные функции.

Речевые дефекты лучше всего исправлять в дошкольном возрасте. Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития, формируются все стороны психики ребенка. Нарушения речи, в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияют на формирование личности. Учитель — логопед должен ориентироваться во всех дисциплинах профессионального блока такие как «Онтогенез речевой деятельности», «Логопсихология», «Логопедия», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями» и др., чтобы профессионально построить коррекционную работу.

Современное образование и высшая школа во многом определяют завтрашний и послезавтрашний день общества.  Способность учителя-логопеда достигать успешного результата в коррекции речевых нарушений, различных учебных ситуациях, реализовывать личностно-ориентированный подход в процессе обучения, будет залогом успешной логопедической деятельности и позволит добиться определенного успеха в выбранной специальности.

Таким образом, можно смело завить, что профессиональные компетенции обеспечивают совершенствование учебно-воспитательного процесса в коррекционной педагогике, в частности в работе учителя-логопеда.

Минусы профессии

Как и любая другая профессия, у логопеда также есть свои недостатки.

Рассмотрим некоторые из них:

  • Эмоциональная нагрузка. Работа логопеда может быть эмоционально сложной, особенно если он работает с тяжелобольными пациентами или с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
  • Необходимость постоянного обучения. Логопед должен постоянно совершенствоваться и обучаться новым методам и подходам в своей сфере деятельности, чтобы сохранять свой профессиональный уровень.
  • Работа с пациентами, которые не всегда желают лечиться. Логопед иногда может столкнуться с пациентами, которые не осознают необходимость в лечении, что может затруднять его работу.
  • Низкая оплата труда. Несмотря на то, что профессия логопеда востребована, заработная плата в этой сфере может быть несколько ниже, чем в других медицинских профессиях.
  • Ограниченные возможности карьерного роста. В рамках логопедии возможности карьерного роста могут быть ограниченными, что может ограничивать возможности профессионального развития.
  • Работа по нестандартному графику. Логопед может столкнуться с необходимостью работать в выходные или вечером, чтобы удовлетворить потребности своих пациентов.
  • Риск заболеваний. Работа логопеда связана с контактом с больными людьми, что повышает риск заболевания инфекционными заболеваниями.

Несмотря на перечисленные недостатки, работа логопеда может быть удовлетворительной и полезной для пациентов и общества в целом.

Преимущества логопеда

Вот несколько преимуществ, которые предлагает работа с логопедом:

Улучшение коммуникативных навыков: Логопед помогает развить правильное произношение звуков, улучшить артикуляцию и интонацию, что делает речь более понятной и выразительной. Это способствует лучшему взаимодействию с окружающими и развитию коммуникативных навыков;

Поддержка развития речи у детей: Логопедические занятия помогают детям развивать словарный запас, грамматику и навыки чтения и письма. Это способствует успешной адаптации в школе и обеспечивает хороший старт в обучении;

Коррекция нарушений речи: Логопед помогает устранить различные речевые нарушения, такие как дислексия, заикание, неправильное произношение звуков и другие. Благодаря комплексной работе и индивидуальному подходу, логопед помогает исправить эти проблемы и обеспечивает более полноценное общение;

Улучшение понимания и восприятия речи: Логопед помогает развить навыки слушания и понимания речи

Это особенно важно для людей, которые испытывают трудности восприятия и понимания речи, например, при аутизме или сенсорных нарушениях;

Развитие речи у взрослых: Логопедические занятия могут быть полезными и для взрослых, которые хотят улучшить свои навыки говорения или изучить новый язык. Логопед помогает преодолеть языковые барьеры и развить более четкую и грамотную речь;

Развитие социальных навыков: Логопедические занятия, особенно групповые, способствуют развитию социальных навыков и умения работать в коллективе

Это помогает создать доверительную обстановку и повысить уверенность в общении;

Работа с психическими и эмоциональными аспектами: Логопед, помимо коррекции речи, может помочь людям преодолеть эмоциональные и психические трудности, связанные с нарушениями речи. Он создает поддерживающую и доверительную обстановку, где пациенты могут выразить свои чувства и получить необходимую поддержку.

Работа с логопедом имеет множество преимуществ и может значительно улучшить речевые навыки и качество жизни людей. Благодаря логопедической помощи, многие люди обретают новые возможности в общении и самореализации.

Негативные стороны профессии

Несмотря на многочисленные плюсы, простой работу логопеда вряд ли можно назвать

Стоит обратить внимание и на негативные стороны этой профессии:

  • Нередко специалисту приходится иметь дело с «тяжелыми» пациентами – детьми с серьезными отклонениями, заболеваниями (например, с синдромом Дауна, ДЦП, расстройствами аутистического спектра), с пожилыми людьми, проходящими реабилитацию после инсульта. Психологическая нагрузка и энергозатраты велики, что может привести к эмоциональному выгоранию. 

  • Нет гарантии, что приложенные усилия дадут ожидаемый результат. Например, для устранения афазии, алалии, заикания может потребоваться от 3 до 5 лет, при этом улучшение может быть незначительным. 

  • В госучреждениях логопеду придется немало времени посвятить бумажной работе – оформлению документов, ведению отчетов. На зарплате это никак не отразится, да и заниматься писаниной придется во внеурочное время.

Качества специалиста

Перед окончанием школы сложно делать выбор. Перед выпускником открыто множество вузов и колледжей. Для логопеда важны такие качества, как терпеливость, тактичность, нравственность. Нужно уметь находить подход к родителям, убеждать их в необходимости коррекционной помощи.

Для того чтобы логопед пользовался востребованностью, у него должна быть высокая квалификация. Он должен грамотно выбирать средства коррекции, уметь проводить диагностику, планировать работу, использовать основные принципы обучения.

В этой профессии имеет большое значение этика. Родители больного ребенка находятся в шоковом состоянии. Некоторым из них тяжело признать дефект сына или дочери. Они будут отказываться начинать работать над исправлением.

Еще одно главное качество логопеда — чистая и грамотная речь. Не должно быть картавости, шепелявости, других дефектов. Не допускается обилие просторечных выражений, орфоэпических ошибок и т. п.

Речь учителя — образец для ребенка. Поэтому он стремится к идеалу. Нужно хотеть работать с детьми, помогать им справляться с трудностями.

Подводные камни

Благодаря свободному графику, который устанавливается самим специалистом, эта профессия может показаться привлекательной. Однако в ней есть немало специфических особенностей, которые для некоторых могут обернуться недостатками. Вот самые явные минусы данной профессии:

  • эмоционально сложная работа, потому что пациенты — это в основном дети с различными отклонениями и заболеваниями (с синдромом Дауна и др);
  • необходимость заполнения отчетной документации в неурочное время, то есть логопеды не получают прибавки к основной заработной плате за ведение документов в государственных учреждениях;
  • нет гарантии, что проделанная работа принесет хоть какие-то результаты, так что многие логопеды сталкиваются с огромным разочарованием, поэтому им нужна настойчивость и стойкость, чтобы продолжить лечебные занятия.

Что писать о себе?

Этот блок анкеты дефектолога должен содержать минимум информации. Но, прочитав раздел «О себе», работодатель должен понять, нужен ли ему именно такой специалист.

Пишите данные по существу:

ваши личные предпочтения, хобби, занятия в свободное время, которые никакне связаны с профессиональной деятельностью, не заинтересуют рекрутёра .

Лучше упомянуть про умение работать с логопедическими устройствами. Не помешает указать ученую степень, квалификационные категории, если таковые имеются.

Пример о себе в резюме:

Учитель-логопед высшей квалификационной категории. Кандидат психологических наук. Награжден нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» в ноябре 2011 года.

Зачем нужны логопеды?

Как уже было сказано выше, многие люди сильно недооценивают профессию логопеда. Более того, отдельные личности и вовсе не понимают, зачем эта профессия нужна. «Очередным бесполезным занятием» и «никому не нужным ремеслом» именуют граждане рассматриваемую специальность.

Именуют до тех пор, пока сами не столкнутся с явными проблемами. Речь идет о тех случаях, когда, например, ребенок четырех лет в принципе не способен членораздельно говорить. Некоторые сразу сваливают эту проблему на родителей: мол, недостаточно хорошо занимались с детьми. Однако не все так просто. У ребенка могут проявляться крайне серьезные формы заболеваний, вроде дислексии, дисграфии и прочих крайне неприятных дефектов. Исправить их не так уж и просто. Именно здесь и нужна квалифицированная помощь грамотного специалиста. Логопед — это как раз такой человек.

Какими качествами должен обладать специалист?

Стать хорошим логопедом сможет не каждый. Для правильной постановки диагноза и выбора эффективной стратегии решения проблемы специалисту необходимы знания в области физиологии, анатомии, психологии и неврологии. Чтобы быть образцом для подражания, он должен иметь чистую, грамотную речь, правильно ставить ударения в словах, не злоупотреблять просторечными выражениями. Не должно быть каких-либо «фефектов фикции». 

Логопед находится в тесном контакте с людьми, поэтому он

  • внимателен,

  • коммуникабелен,

  • сдержан,

  • эмоционально устойчив,

  • любознателен, 

  • спокоен, 

  • тактичен. 

Он без труда найдет индивидуальный подход к каждому человеку, разберется в сути проблемы, подберет нужные слова, чтобы не унижать и не заставлять чувствовать себя неловко. Логопед очень терпелив и настойчив, потому что иногда для достижения едва заметных улучшений приходится работать по несколько лет. Он доброжелательно относится к людям, не позволяет себе демонстрировать недовольство, отвращение, пренебрежение, независимо от степени тяжести случая. Поэтому главными противопоказаниями для работы логопедом будут отсутствие сострадания, вспыльчивость, импульсивность, резкость, излишняя требовательность.

Профессия логопед: плюсы и минусы

Преимуществами работы можно считать:

  • большой выбор организаций для трудоустройства;
  • высокую востребованность логопедов;
  • непродолжительный рабочий день;
  • длительный отпуск в летнее время;
  • возможность заниматься частной практикой;
  • искреннюю благодарность родителей и детей в случае успеха.

Отрицательная сторона работы – это ее эмоциональная и физическая сложность. Приходится иметь дело с детьми, которые из-за своих речевых дефектов нередко становятся замкнутыми, закомплексованными или озлобленными. Кроме того, результаты коррекции чаще всего видны только через несколько месяцев, а до этого возникают сложности как с подопечными, так и с их родителями. Еще один минус – огромное количество бумаг, которые приходится заполнять, нередко беря работу на дом.

Формат работы

Логопед помогает не только восстановить и улучшить речь, но и проводит обследования для определения наличия патологий или особенностей восприятия и формирования речи. Он задает задачу поставить правильный диагноз и помочь исправить неправильное произношение, устранить ошибки в речи, развить словарный запас и формирование связной речи.

Комплексная работа логопеда включает дополнительные занятия, игры и образовательные карты для развития знаний и навыков. Логопед учитывает особенности каждого человека и составляет индивидуальную программу, которая соответствует конкретной ситуации и помогает добиться наилучших результатов.

Логопед учитывает и предлагает интересные статьи, отзывы и книги, которые помогут улучшить знания и видеть изменения в речевом развитии. Благодаря активной работе логопедов, жизнь малышей и взрослых становится более полноценной и нормальной.

Онлайн консультации. Сначала следует по телефону подробнее узнать о проблемах детей на основе жалоб родителей, потом начать общение с ребёнком. Логопед использует тестирование с помощью диагностического материала для оценки речи соответствия возрасту и понимания отклонений и нарушений. Способы взаимодействия зависят от состояния речи ребёнка: для лёгких случаев показ картинок, в игровой форме работа с разными сторонами речи. для сложных случаев требуется особый подход и разнообразные методики. После диагностики разрабатывается программа коррекционных занятий с удобным графиком.

В простых случаях дефектов речи у детей без сопутствующих диагнозов помогает постановка речи: проговаривание нечетких звуков, артикуляции, более серьёзные нарушения речи, письма, плохое произношение сразу нескольких звуков: дислалия, дизартрия, дисграфия, заикание, алексия, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, задержка речевого развития, сенсорная и моторная алалия требуют коррекции, поэтому необходимо провести логопедическую диагностику уровня развития речи и познавательных процессов (память, внимание, мышление). Логопеды-дефектологи задают упражнения на дом, корректируют устную речь, развивают слух и звуковой анализ, помогают при расстройствах и нарушениях развития

Назначение лечения логопеда не заменяет прием у врача.Нередко алалия является признаком аутизма, задержки речевого развития, олигофрении, поэтому нужно своевременно обратиться к детскому психологу

Логопеды-дефектологи задают упражнения на дом, корректируют устную речь, развивают слух и звуковой анализ, помогают при расстройствах и нарушениях развития. Назначение лечения логопеда не заменяет прием у врача.Нередко алалия является признаком аутизма, задержки речевого развития, олигофрении, поэтому нужно своевременно обратиться к детскому психологу.

Логопед: это кто?

Логопедом называют высококвалифицированного специалиста, основной рабочей функцией которого является изучение различных речевых дефектов. Логопед обязан качественно изучить причины этих дефектов, а также назначить эффективный курс лечения. Лечение может включать в себя разного рода методики, приемы и тренировки. Вопреки расхожему мнению, логопед — отнюдь не детский специалист. Несмотря на то, что большинство пациентов, с которыми работает данный профессионал — это дети, взрослые также не прочь обратиться за квалифицированной помощью.

Грамотный логопед обязан владеть основами психологии, педагогики и медицины. Особенно важным в рассматриваемой профессии является умение качественно классифицировать группы лиц, которым нужна помощь. Подход к детям и взрослым очень разный. Так, в последнее время логопеды и вовсе стали делиться на детских и взрослых специалистов.

Логопед — это очень важная, развивающаяся и востребованная профессия. Что еще о ней можно рассказать?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: