Развитие речи детей младших дошкольников посредством русских народных сказок

Развитие речи детей с использованием различных сказок

Как играть с ребенком в сказку

Ребятам среднего и старшего дошкольного возраста можно предложить творческие задания. Они задействуют воображение . Обязательно надо поддерживать идеи детей.

Вначале ребенок может затрудняться фантазировать вслух на тему сказки. Родитель должен помочь наводящими вопросами. Стоит “сыграть” вместо персонажа испуг, удивление, радость в ответ на идею ребенка. Видя отдачу, творить и фантазировать приятнее.

  1. Можно придумать новое название сказки. Чтобы было интереснее, предложить ребенку свои варианты. Устроить конкурс для всех членов семьи.
  2. Стоит пофантазировать, как бы изменился сюжет при добавлении нового героя. Пусть дошкольник придумает ему имя, нарисует портрет или новую сцену из сказки. Можно рассказать вместе или по очереди сказочную историю с участием этого персонажа.
  3. Интересно, что было бы, если бы сказки перепутались? Ребенок с удовольствием послушает историю, в которой герои смешались и попали в забавные ситуации. Скоро он захочет взять инициативу на себя и тоже придумает смешную сказку.
  4. А если сочинить сказку “наоборот”? Можно пофантазировать, как изменились бы черты главных героев, как бы они поступали. Например, в конце произведения злая фея раскаялась и ушла  работать воспитательницей в детский садик.
  5. Трудно в это поверить, но персонажи улетели на Луну. Что бы они делали? Как бы вышли из затруднительной ситуации?
  6. Можно провести сказочное расследование. Как убежал Колобок? Почему Маша съела кашу трех медведей? Эта игра прекрасно развивает не только воображение, но и укрепляет причинно-следственные связи, учит анализировать и делать выводы.
  7. Будет забавно “переврать” концовку сказки. Репку так и не смогли вытащить, и она выросла величиной с дом. Посуда Федоры осталась жить в лесу. Стоит нарисовать к ним картинки вместе с ребенком.
  8. Хотите почувствовать себя журналистами? Нужно посадить перед собой игрушку-персонажа, “включить” диктофон и надеть бейджик. Задавать вопросы лучше по очереди. Другой член семьи пусть “озвучивает” героя интервью.
  9. Как изменилась бы история, если бы герой вовремя получил предупреждение? Или совет посмотреть на себя со стороны? Можно написать любимым персонажам красивое письмо или “отправить” записку с игрушечным почтальоном. А потом придумать новый вариант сказки, ведь герой послушался вашего совета и поступил по-другому.

Роль сказки в развитии устной речи

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.

Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.

Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова

Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.

Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.

Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.

Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми

Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия

Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории

Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.

Роль сказки в развитии речи дошкольников

Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.

Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.

К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.

Сказка как средство развития речи детей раннего возраста

2 февраля, 2023 admin

Методическая разработка

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Лысак Виктория Александровна,

 воспитатель МБДОУ  № 38,

 г. Заполярный Мурманской обл.

Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы полноценного речевого развития детей. Автор указывает на эффективность применения возможностей русской народной сказки для обеспечения профилактики нарушений развития речи у детей раннего возраста.

Ключевые слова: речевые нарушения, профилактика, сказка.

Ни для кого не секрет, что возможность общаться, облачать свои мысли в слово — первостепенная потребность человека. Речь имеет великое значение в нашей жизни, ведь благодаря ей мы реализуем себя как личность. Эта причина ложится в основу оценки общего развития ребенка на этапе его взросления. Речь и ее качество являются важнейшими показателями уровня интеллекта дошкольника.

В последние годы мы замечаем тенденцию к снижению показателей речевого развития дошкольников, которые проявляют себя уже с раннего детства. Чтобы не допустить серьезных нарушений, целесообразно принимать профилактические меры уже с момента поступления малыша в дошкольное образовательное учреждение.

Работая в группе раннего возраста, мы также заинтересованы в качестве речевого развития наших воспитанников

Принимая во внимание возрастные особенности детей данной возрастной категории, в качестве эффективного средства активизации речи мы часто используем русские народные сказки

Опыт работы позволяет отметить, что сказка является положительным во многих отношениях инструментом воздействия на детей. Дети легко воспринимают ее текст, овладевают элементарными нравственными представлениями, с удовольствием откликаются на беседу по ее содержанию. Кроме того, давно доказано благоприятное терапевтическое воздействие сказки на организм детей.

Сказка становится первым художественным произведением в жизни каждого из нас. В первые годы своей жизни дети проявляют интерес к сказкам, состоящим из повторяющихся действий («Теремок», «Репка», «Колобок» и др). Обосновано это тем, что для малыша речь взрослого человека не всегда понятна и доступна. Однако путем многократного повторения и увлекательного сюжета малыш расширяет свой словарный запас, начинает понимать значение незнакомых слов и постепенно запоминает их.

Совершенно ненавязчиво простая сказка способна решить ряд важнейших образовательных задач:

  • расширить лексикон;
  • побудить к звукоподражанию;
  • познакомить с распространенными художественными оборотами и метафорами;
  • формировать грамматически грамотную речь засчет демонстрации разных по структуре предложений.

С течением времени роль сказки в речевом развитии детей становится более активной: дети начинают делиться собственными впечатлениями о прочитанных произведениях, оценивать поступки и действия персонажей, выражать личное отношение, пересказывать и придумывать новое окончание.

Подводя итог, отметим, что, читая детям сказки, мы используем вековой опыт наших предков для решения массы образовательных задач, одна из которых – активизация детской речи. Следует помнить, что тот, кто выбрал профессию воспитателя, несет колоссальную ответственность за воспитание маленькой личности, и сознательное отношение к своей деятельности – гарант ее гармоничного развития. Поэтому наш посыл молодым педагогам таков: «Читайте воспитанникам сказки – развивайте их речь!».

Список информационных ресурсов:

  1. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет. — М.: Литера, 2018.
  2. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

Опубликовано в рубрике Ранний возраст

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как художественное произведение.

Дошкольник может включаться в перипетии сюжета неосознанно, а может и сознательно называть себя сказочным персонажем. Но в любом случае образы помогают ребенку запоминать целые отрывки увлекательного текста, потом их пересказывать, а также использовать для придумывания своих историй.

Творческое воображение помогает детям соединять фрагменты разных сюжетов. В одной сказке впечатлил характер героя, в другой – волшебное действо, из третьей запомнилось рифмованное заклинание. И вот уже детская фантазия выдает новый продукт. Дети пытаются мотивировать поступки своих персонажей, придумывают пояснения их действиям.

Пересказ

Частично пересказать прослушанную сказку умеют даже 4-летние малыши. При этом они могут упустить значительную часть событий, но обязательно употребляют самые запомнившиеся словосочетания. Главные моменты также включают в свой пересказ, соблюдая логику событий. Даже такой поверхностный пересказ способствует развитию речи в 3-4 года.

Пятилетние дети исправляют неточности, если взрослые рассказывают сказку своими словами. Они испытывают непосредственное эмоциональное отношение к персонажам и описываемым событиям. Их понимание происходящего опирается на сопереживание героям. Услышав новую речевую подачу, дети теряют логическую связь между событиями. Поэтому они требуют от взрослого рассказчика строго придерживаться текста.

В собственном пересказе дети среднего дошкольного возраста передают содержание сказки полностью, упуская только те эпизоды, которые не считают важными. Ключевые повороты сюжета помогают ребенку логично выстраивать рассказ, но их может оказаться недостаточно. Для более связного изложения уместно задавать дошкольнику наводящие вопросы:

  • Куда направился главный герой?
  • Кто первым встретился на пути?
  • Какие волшебные предметы были у героя?
  • Что помогло победить?
  • О чем должен помнить герой?

Услышав вопрос-подсказку, ребенок тут же вспоминает детали

Но активному формированию связной речи способствуют полные ответы, поэтому важно подталкивать дошкольника к развернутому пояснению

Сочинение сказочных историй

Сочинения являются эффективным методом, развивающим речь. Но сложным. Дети постарше не все справляются с подобными заданиями, что уж говорить о дошкольниках. Тем не менее «сочинять сказочки» можно и с маленькими детьми.

В младшем дошкольном возрасте обязательны атрибуты, которые будут героями сказки. Необходимо максимально задействовать наглядно-действенное и образное мышление. Только взяв в руки игрушку, ребенок сможет начать: «Жил-был Мишка/Зайка…». Далее Мишка может строить дом, который не строится без помощи друзей. Зайка может выращивать морковку, поливая живой водой и пр.

4-летние дети смогут сочинить коротенькую историю, если их будет подталкивать к дальнейшим идеям взрослый. Ценным является то, что ребенок способен воспринять подсказку и сформулировать полноценное предложение, подходящее по смыслу рождающейся истории. «Захотел Зайка посадить деревце… чтобы на нем росли золотые яблочки… Для этого нужно деревце поливать волшебной водичкой».

Дети 5 лет способны самостоятельно сочинить сказку, если им предложить несколько сюжетных картинок. Придумывая свои сказочные истории, дети берут за основу те мотивы, которые им известны по знакомым сказкам. То они заколдовывают-расколдовывают, то придумывают задания, которые нужно выполнить за одну ночь, то наделяют волшебством отдельные предметы.

Старшие дошкольники справляются с более сложными заданиями. Например, можно предложить ребенку придумать главного героя и сочинить о нем сказку по основным элементам:

  • герой нарушил запрет;
  • перед ним ставят задачу, чтобы исправить произошедшее;
  • отъезд героя;
  • волшебные находки;
  • испытания в пути;
  • преодоление злобного противника;
  • возвращение домой.

Эти опорные элементы используются во многих сказках. Дошкольники по аналогии придумывают свои истории

Сходство с известными произведениями помогает автору больше направлять внимание на формулировки, на речевое выражение содержания

Речевые игры по сказкам для детей

Речевые игры дошколятам помогают формированию контекстной речи. Полезно проводить игры на основе народных сказок «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и других. Дети 4-5 лет могут принимать в участие в театральных постановках.

Чтобы закрепить приобретенные навыки связной речи полученные через игру, необходимо создать специальные условия, главным из которых является устный рассказ.

Нужно дать задание передать свои мысли в форме рассказа . Взрослый помогает следить за ходом сюжета , соблюдением логической связи, поправляет в нужных моментах.

Хорошей тренировкой для формирования структуры синтаксиса детской речи служит диктовка своего сочинения. Взрослый записывает под диктовку ребенка, в результате речь замедляется и у ребенка появляются время для обдумывания предложений и построения грамотной красивой речи.

Существуют много игр для развитие речи. Рассмотрим на примере игру «Что для чего» целью которой сформировать навык применять в своей речи глаголы в неопределенной форме и конструкции сложноподчинённого предложения.

Итак, воспитатель представляет куклу и все вместе изучают картинки говоря что изображено. Теперь в игру вступает кукла, она показывает картинки по одной, дети не называя картинки отвечают для чего используется предмет на изображении.

К примеру гладить одежду, сушить белье, закалывать волосы . Далее ребенок , прикрыв глаза, ориентируясь на названую функцию, определяет сам предмет.

Сочинение сказочных историй

В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.

Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.

Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.

В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.

Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю. Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания

Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории

Как инсценировать сказку

Ребятам постарше будет интересно разыгрывать сказку по ролям, выступая за любимого персонажа.

Пальчиковый театр

Пальчиковые куклы надевают не только себе, но и малышу. Движения пальцами хорошо разовьют мелкую моторику, и, как следствие, речь

Важно побуждать малыша произносить простейшие звуки и слова, озвучивая персонажей. Скоро он самостоятельно научится звукоподражанию в нужный момент

Кукольный театр

Малыши  могут передвигать игрушки по “сцене” и озвучивать простейшие реплики героев. Дети постарше способны самостоятельно “играть” роль и произносить фразы. Начинать можно с нескольких предложений, затем переходить к полным репликам персонажей.

Драматический театр

Детям всех возрастов будет интересно выступать “на сцене”. Малышам можно доверить произнести слова хором с кем-то из членов семьи. Старшие дошкольники могут выучить роль и сыграть, как настоящие актёры. Стоит подготовить простейшие декорации и костюмы, выучить роли. Лучше сопроводить действие музыкой, песнями или танцами. Можно устроить настоящий праздник. Так ребенку захочется играть в театр снова и снова.

Этот способ поможет развитию устной речи и памяти, придаст уверенность в себе и заложит основы артистичности.

Возможности русской народной сказки в развитии речи детей

Благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.

Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.

Важную роль в развитии речи играет звуко-буквенный анализ, с которым дети сталкиваются в сказках колобок и репка. Герои в этих сказках возникают последовательно, с развитием сюжета то это последовательность повторяется, так малыши участвует в освоении звуко-буквенного анализа.

Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.

Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи , улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.

Использование сказки для развития речи дошкольников

В современной педагогической деятельности развитие каких-либо навыков с помощью сказок называется сказкотерапией. Она основана на чтении, прослушивании, сочинении, театрализованных постановках. Может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Подходит для работы с младшими и средними дошкольниками, подростками и учениками старшей школы, взрослыми и пожилыми людьми. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

К сведению! Сказкотерапия — достаточно инновационный метод работы, в котором используется потенциал сказок. Главная цель — преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения и снятие психического напряжения.

Определенных инструкций и условий по работе нет, однако выделяют основные методы работы:

  • Рассказывание сказки. Этот прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, общения и умения дополнять друг друга.
  • Дописывание сказок. Содержит в себе важный диагностический материал о внутреннем состоянии ребенка, его склонности к определенным героям. Учит детей договариваться, слушать друг друга. Этот метод хорошо работает для развития речи дошкольников средних и старших групп.
  • Постановка с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок не может себе позволить проявить. С помощью кукол дети могут общаться друг с другом, примеряя разные роли.

После прослушивания сказки важно обсудить:

Групповое занятие по сказкотерапии

Во время игрового занятия педагог может прибегнуть к использованию дидактических материалов, специальных тетрадей и проч. Также рекомендуется подготовка необходимых материалов: карандашей, красок, теста, с помощью которых дети смогут изобразить, слепить персонажей, театрально обыграть их.

Народные сказки их роль в общем и речевом развитии

Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу

Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.

Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.

Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.

Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума

В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.

Развитие связной речи дошкольников посредством сказки

Практические методы развития Связной речи:

Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.

Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.

Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.

Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.

Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи

Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.

Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.

Заключение

Чтение сказок — мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар.

Важно показывать положительный пример, читать книги самим. Взрослому надо изучать с ребенком разнообразные по жанрам книги

Полезно читать и те, которые выбирают сами дети. Любовь к книгам  — один из важнейших шагов к успешности в будущем.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: