Методическое объединение воспитателей и специалистов по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС. — Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
Методическое объединение воспитателей и специалистов
по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС.
Руководитель:
Пояснительная записка
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обручению Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В. В. Виноградов и др.
Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.
Проблема
развития речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. В дошкольном возрасте идет интенсивное освоение средств, форм и функций речи.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.
Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.
Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат
Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения. Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения
Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях
Воспитатель должен знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения. Это поможет ему работать «в унисон» с логопедом, квалифицированно объяснить родителям, какие упражнения и как они должны делать дома, чтобы закреплять навыки и умения, приобретенные ребенком на логопедических занятиях.
Подробней на сайте imteacher.ru
Практические аспекты работы воспитателя по речевому развитию дошкольников
Работа педагога по речевому развитию дошкольников нацелена на создание условий для развития у детей основ коммуникативной компетентности. Реализация данной цели предполагает проведение ряда мероприятий, которые направлены на полноценное овладение речью дошкольниками к концу этапа дошкольного обучения. Ребенок должен свободно пользоваться речью, использовать ее для построения диалогов и монологов с разными возрастными категориями граждан.
Эффективность достижения основной цели речевого развития дошкольников, определяется выбором оптимальных технологий, методов и средств учебно-воспитательной работы.
Педагоги используют большой спектр методов, технологий и приемов, помогающих стимулировать речевую активность дошкольников. К ним относятся:
- Технология проблемного обучения. Перед ребенком ставится какая-то важная задача, проблема, для разрешения которой ему требуется высказать свое мнение, составить мини-рассказ, ответить на вопрос.
- Технология «Азбука общения». Данная технология направлена на формирование навыков построения системы социального общения и взаимодействия между воспитанниками и иными гражданами социальной сферы. Технология включает ряд игр и упражнения, способствующих мотивации учащихся к познанию, к установлению социальных контактов, формирование адекватного восприятия сверстников и взрослых, развивающих навыки адекватного социального поведения, подготовке воспитанника к реальной социальной жизнедеятельности. Использование данной технологии нацелено на развитие у воспитанников навыков любви и взаимопонимания, принятия другого человека, таким, каков он есть.
- Использование игр-драматизаций. Они представляют собой постановку сцен из сказок и реальной жизни. Проигрывание сцен, взятие на себя определенной роли способствует активизации логического мышления ребенка и стимулирует работу его речевого аппарата.
- Использование наглядных пособий, схем при обучении детей навыкам рассказывания.
- Создание насыщенного предметно-развивающего пространства в ДОУ. Во всех группах ДОУ требуется сформировать речевые центры, которые используются для проведения занятий по артикуляции, постановке дыхания, пальчиковым играм, расширения словарного запаса и развитие мелкой моторики.
Важным условиям эффективного развития речи ребенка дошкольного возраста является своевременная диагностика уровня речевого развития ребенка. Для этого привлекаются специалисты – логопеды, психологи, неврологи. Также, требуется привлечь к развитию речи и родителей, поскольку общение с ними составляет основу коммуникативной деятельности дошкольника. Поэтому, проводятся специальные занятия с родителями, консультации, тренинги, направленные на повышение уровня их педагогической и логопедической компетентности.
Что делать маме с папой?
Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.
Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним
Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике
Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.
Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
Речь и чувство ритма
Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма
Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека
Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:
Жил на свете добрый слон.
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),
Вот ромашка, вот… (букашка),
Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),
Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),
Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).
Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!
Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.
Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.
Формирование словарного запаса
Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.
Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.
Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.
Методические рекомендации педагогам по вопросам речевого развития дошкольников
Методическое сопровождение воспитателей ДОУ в отношении речевого развития дошкольников нацелено на повышение мастерства педагогов в данной области деятельности. Для этого, организуется реализация следующих форм работы:
- Проведение педагогических советов по вопросам познавательного и речевого развития детей определенных возрастов. Здесь, педагоги прослушивают лекции и разбирают материал по различным аспектам речевого развития ребенка, его теоретических и практических основ.
- Проведение мастер-классов по выполнению гимнастических упражнений, ориентированных на развитие артикуляции ребенка.
- Проведение консультаций, освещающих новые тенденции развития речи и современные технологии, используемые для этих целей. Педагоги знакомятся с научными открытиями и передовым педагогическим опытом в области закономерностей развития речи, профилактических мероприятий по предотвращению развития речевых нарушений, роли различных факторов в речевом развитии и особенностях применения конкретных методов для развития речи в том или ином возрасте.
- Организация конкурсов для педагогов разных групп дошкольников связанных с формированием речевых уголков в помещении группы, организацией каких-то театральных сцен, инсценировок сказок и т.д.
- Практические занятия по составлению рассказов. Они тренируют навыки педагогов в организации речевых уроков.
- Принятие участия дошкольниками в различных конкурсах местного, регионального и федерального значения. Например, конкурсы чтения стихов, участие в театральных постановках.
- Формирование авторских разработок. Такие разработки делают сами педагоги. Они составляют свои методические рекомендации по организации речевого развития дошкольников, основываясь на личном опыте, собственной исследовательской деятельности, экспериментальной и творческой работе.
- Организация выставок детских творческих работ, связанных с речевым развитием.
профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ» />Рисунок 1. Составляющие профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Изучение взаимодействия дошкольной организации и семьи как фактора развития у родителей рефлексивной деятельности по вопросу развития речи детей
Общение в широком смысле включает в себя коммуникацию как обмен информацией, аобщение в узком смысле, взаимодействие как обмен действиями и восприятие людьми друг друга. Коммуникация на основе некоторой совместной деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных усилияхі 146].
Отдельно в научно-теоретической литературе выделяется педагогическое взаимодействие. Оно трактуется как «особая форма связи между участниками образовательного процесса и предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфере участников образовательного процесса: их координацию и гармонизацию…» .
В педагогике процесс взаимодействия рассматривается как целенаправленный взаимообмен и взаимообогащение смыслами деятельности, опытом, эмоциями, установками, различными позициями .
Исследователи говорят о процессе взаимодействия как о процесс обмена воздействиями между его участниками, который помогает в формировании и развитии познавательной деятельности, эмоциональной, волевой сфер и других качеств личности.
Д. А. Белухин выделяет в процессе взаимодействия следующие составляющие: 1) общение как процесс установления и развития контактов между людьми, который инициируется потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией и выработкустратегии взаимодействия; 2) познание самого себя и остальных участников взаимодействия; 3) совместную деятельность как организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры . В педагогике принято различать разные виды взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе .
Исследователями были выделены различные подходы к организации педагогического взаимодействия: деятельностный (формирует разнообразные способы и виды деятельности); личностно ориентированный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования, самоопределения, формирования жизненной позиции, мотивацию); акмеологический (ориентирован на целостное и устойчивое развитие образовательных систем и субъектов образовательного процесса в условиях творческой созидательной деятельности; аксиологический (обеспечивает оказание субъектам помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации); системный (обеспечивает рассмотрение любой системы как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющейцель, ресурсы, связь с внешней средой и обратную связь) .
Н.Н. Обозов отмечает, что «наличие единой цели для участников, включенных в деятельность, должно быть обязательным признаком совместной деятельности. Как и любая другая форма человеческой деятельности, совместная деятельность становится целесообразной при наличии сознательно поставленной цели и подчиненности совместной деятельности ее достижению» .
Кроме того, участники совместной деятельности должны иметь побуждение работать вместе, т.е. иметь общую мотивацию. Разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками — следующий характерный признак совместной деятельности» .
Еще одним признаком, по мнению Н.Н. Обозова, является наличие для ее участников единого конечного результата .
Взаимодействие детского сада с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Многие авторы (А.Г. Гогоберидзе , Е.В. Губанихина, СЮ. Рутберг и пр.) предлагают новые модели педагогического взаимодействия ДОУ и семьи, где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными, независимыми, но содружественно-конструктивными. Благодаря использованию таких моделей, у родителей формируются навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, а у педагогов -преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования .
Особенности развития пятилетнего малыша
В данном возрасте ребенок уже имеет накопленный объем информации о предметах, явлениях, окружающем мире, важно своевременно его пополнять. Постоянное речевое развитие дошкольников по ФГОС в этом возрасте дает возможность переходить к элементарному первичному знакомству с такими понятиями, как «символ», «время», «знак»
Они будут очень важными при дальнейшей подготовке к школе.
Такие понятия воспитатель вводит, осуществляя речевое развитие дошкольников по ФГОС. Задачи его — заинтересовать малыша. Например, для формирования определенных символов дети работают с глобусом, знаками дорожного движения, месяцами, климатическими зонами, значками групп. Серьезной темой считается в этом возрасте «Время». Пока ребенок не имеет представления о том, что означает данный термин. Он слабо ориентируется, какой сегодня день, а также когда произошло то или иное событие
Важно ему правильно и доходчиво объяснять, что такое завтра, сегодня и вчера
Речевое развитие дошкольников по ФГОС направлено на составление рассказов о времени, календаре. Воспитатель, знакомя малышей этими понятиями, создает в группе настоящий «уголок прошлого». В результате у дошкольников углубляются и расширяются представления о неживой, живой природе, взаимосвязи между ними
Важно, чтобы воспитатели помогали своим подопечным, направляли их в сложном процессе познания, вместе устанавливали причинно-следственные связи, способствовали положительному отношению к окружающему миру
Важный момент, влияющий на формирование познавательных особенностей ребенка, — присутствие мотивации. Развитие у дошкольника способности изучать напрямую зависит способности быстро усваивать получаемую информацию. В этом и состоит речевое развитие дошкольников по ФГОС. Программа «От рождения до школы» — залог успешного формирования малыша. Речь ребенка в развивается очень быстро — для шестилетнего нормальным считается «банк» из 4000 слов.
Методическая деятельность как основа организации эффективной деятельности педагога ДОУ
Определение 1
Методическая деятельность – это совокупность мероприятий, базирующихся на научных достижениях в сфере педагогики и передовом преподавательском опыте и направленных на всестороннее повышение мастерства, профессионализма и уровня квалификации педагога.
Методическая деятельность организуется в ДОУ посредством создания специального методического комитета, оказывающего сопровождение работы педагогов по разным направлениям.
Методическая деятельность представляет собой целенаправленный процесс оказания помощи педагогу в его работе посредством опоры на передовой педагогический опыт, научные открытия в области воспитания и развития дошкольников.
Методическая деятельность необходимо для того, что работа воспитателя ДОУ имела плановый характер, была рационально и целесообразно организована, анализировалась и контролировалась. Все это ориентировано на достижение основных целей и задач дошкольного образования.
Методическое сопровождение осуществляется по различным направлениям деятельности воспитателя. Оно помогает ему использовать оптимальные методологические приемы в своей работе, сделать процесс воспитания индивидуальным и дифференцированным.
Методический комитет ДОУ помогает педагогам самореализоваться в профессиональной сфере, способствует совершенствованию творческих навыков деятельности, использованию инновационных технологий и методов воспитательной работы, обеспечивает педагогов ДОУ, необходимыми информационными ресурсами, касающимися его деятельности и оказывает им психолого-педагогическую поддержку в реализации своей работы.
Способы создания развивающей среды для дошкольников
Для обеспечения формирования личности дошкольников важно во всех создавать развивающую предметно-пространственную среду. В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников
Согласно стандартам, должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует детей, а также содержанию образовательной программы
В ФГОС ДО есть четкие требования, которые способствуют усилению интереса у дошкольников. Согласно стандартам, должна быть полифункциональной, трансформируемой, насыщенной, доступной, вариативной, а также безопасной. По насыщенности она в полной мере соответствует детей, а также содержанию образовательной программы.
Одним из главных условий в процессе создания развивающей пространственно-предметной среды считается полное соответствие материала возрасту малышей. Оно является важным и трудновыполнимым. ФГОС ДО предполагают индивидуальный подход к каждому ребенку, который в полной мере способен обеспечить только самый опытный воспитатель со значительным стажем работы с маленькими детьми.
Важно осознавать, что в каждой последующей группе ребенок должен развивать навыки, полученные ранее, именно на этом базируются современные образовательные программы для дошкольников
Подводим итоги
Дети в возрасте 3-5 лет, находящиеся на стадии перехода от игровой деятельности, должны от среды получать шансы развития основных навыков. Закономерности мышления, речи, внимания предполагают создание среды предметной деятельности (игровых ситуаций), а также условий развития и воспитания личности.
В младшей группе у дошкольников должны быть разнообразные виды деятельности, присутствовать связь между игрой и обучением. Воспитатели младших групп обязаны применять в своей работе игровые, групповые, предметные занятия.
Средняя группа предполагает плавный переход от игровой деятельности к академическим занятиям.
В старшей группе большое значение имеет сюжетно-ролевая игра, к которой предъявляются особые требования. Воспитатель обязан сформировать предметно-развивающую среду, мотивировать дошкольников на познавательную деятельность.
В подготовительной группе используют обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении.