Введение
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель и методика формирования коммуникативных умений включающая в себя:
- — планирование процесса формирования коммуникативных умений на уроках;
- — поэтапное формирование коммуникативных умений на основе решения задач, содержащих элементы коммуникации;
- — разработку способов и критериев сформированности осваиваемых учеником коммуникативных умений.
В современном образовании проблема развития коммуникативных способностей выходит на первый план наряду с вопросами формирования умений познавательной деятельности, интеллектуальных умений и др., что связано с появлением новых средств и способов общения между людьми, основанных на внедрении информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизнедеятельности человека, развитием и совершенствованием педагогических и психологических наук
Большое внимание уделяют ученые вопросам формирования разнообразных групп умений учащихся, так или иначе связанных с коммуникативными: у младших школьников — пользоваться лингвистическими словарями (Н. П
Пикалова), структурировать текст (Э. Г. Понамарева), оценивать учебную деятельность (В. Р. Алгушаева); у подростков — исследовательское умение (А. Ю. Фадеев), умение языковой догадки (Л. Д. Цуканова); у старшеклассников — умение принятия решений (Е. А. Ракитина), общеинтеллектуальные умения (И. И. Левина) и др. Ученые, занимающиеся вопросами обучения будущих учителей в высшей школе, также внесли значительный вклад в проблему всестороннего изучения особенностей формирования различных групп умений студентов: умения контроля учебно-познавательной деятельности школьн ка (Н. Д. Кучугурова), умения планировать урок (Е. И. Трофимова), умения работать в команде (Г. В. Лопатенков), умения организации учебной работы с учащимися (Е. В. Фролова), умения организовывать самостоятельную работу младших школьников (И. В. Крючкова) и др. Повышенный интерес к этой проблеме связан, прежде всего, с развитием многообразных средних учебных заведений, «в которых целевой установкой стало воспитание свободно выбирающего человека, культурного субъекта собственной деятельности, осознанно и ответственно принимающего решения»
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи исследования:
- — определить структурные компоненты коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей;
- — охарактеризовать особенности развития коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
- — разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию коммуникативных умений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Объект исследования – процесс формирования коммуникативных умений у детей.
Предмет исследования – педагогические условия, методы и средства формирования коммуникативных умений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Речь как средство общения
Речь как средство общения
Речь – это результат перекодировки мыслей в звуковые или графические структуры. Во время общения с помощью речи функционируют три основных элемента:
- субъект речевой коммуникации (кто говорит),
- объект (получатель) сообщения;
- само речевое сообщение.
Значит, успех зависит от трех факторов:
- особенностей говорящего,
- психического состояния и состояния восприятия того, кто получает сообщение;
- качества речевой «продукции».
Речевой процесс связан не только с мыслительными манипуляциями психики, но затрагивает также сферы межличностных отношений и личностных. Через речь передается и отношение к ситуации.
Рассмотрим, что помогает передавать речь:
- тон;
- громкость голоса;
- нацеленность взгляда;
- определенные телодвижения.
Тон речи – своеобразный индикатор психического состояния говорящего. Собеседник очень точно улавливает, верит ли говорящий сам в собственные слова, какое значение придает сказанному, как относится к тому, с кем общается.
Громкость голоса. Тоже показывает намерения говорящего и его отношение к тем, кто его слушает. Например, если хотят оказать давление или влияние, говорят громче. В Европе если возмущаются, также увеличивают силу голоса. а вот на Востоке в таких случаях переходят на шепот.
Нацеленность взгляда. Показывает истинное настроение говорящих, служит каналом связи между ними. При смущении глаза обычно опускаются, а отведенный в сторону взгляд может рассказать о неискренности говорящего.
Телодвижения. Усиливают самовыражение говорящего. В разных культурах есть свои нормы телодвижений, дистанции между собеседниками и жестикуляции. Более подробно мы говорим о языке телодвижений в европейской культуре и о его влиянии ЗДЕСЬ.
Однако основой речевого общения является само сообщение. Следует помнить о единстве его содержания и формы.
Некоторые люди привыкли просто болтать, особо не вдумываясь в то, что произносят. Но любое сообщение несет не только информацию, а еще и заряд энергии. Позже мы поговорим, как, например, программируем себя на нездоровье с помощью фраз, как накликаем на себя беду. Пока же разговор ведем о речи как средстве общения.
Форма. Даже самое яркое содержание потеряется, не окажет должного воздействия на слушателей, если облечь его в невыразительную или неподходящую форму.
Так, если чувства, которые мы передаем в стихах, изложить в виде информационной заметки, то не только потеряется смысл сказанного или написанного, но текст покажется высокопарным и неискренним.
Построение речи по законам речевой коммуникации:
- оцениваем (определяем) ситуацию;
- определяем свое отношение к ситуации (т.е. реакцию на ситуацию);
- разъясняет то, что хотелось бы сделать (побуждение к деятельности).
Если же говорящий теряет контроль над эмоциями, то эта структура меняется. Часто в ход прежде всего идут высказывания, не подтвержденные адекватной оценкой ситуации, например, оскорбительные. А когда, успокоившись, выполняем пунктик по оценке ситуации, становится стыдно. Мало того, такое поведение может сильно испортить отношения с людьми.
Испортить отношения с людьми, вызвать конфликтное общение способны также слова-«провокаторы»: о них читайте ЗДЕСЬ.
Обычно в таких случаях собеседник либо отвечает в том же духе, либо молчит. Отрицательные эмоции говорящего порождают отрицательные эмоции у собеседника (по закону порождения эмоций в процессе общения).
Определение ситуации. Говорящий создает картину происходящего, фиксирует события и свое к ним отношение. При этом, если хотим, чтобы речь оказывала большее воздействие, ищем яркие, сочные выражения, как живописец, рисуем картинки, только словами:
В речи лучше не употреблять категоричных выражений «никогда», «всегда», «навсегда» и т. д., а также оценочных штампов: «разгильдяи», «глупцы», «тунеядцы»… Стоит избегать всего, что унижает человеческое достоинство.
Реакция на ситуацию. Уместны высказывание озабоченности, переживания, удивления. Сарказм, негодование можно применять только если вы намерены расстаться с человеком.
Однако ярости и оскорблений, тем более с нецензурной бранью лучше избегать в любых случаях. Такое отношение может временно простимулировать только безынициативных исполнителей и угодников. Людей самостоятельных, творческих и самодостаточных подобное негативное отношение дезорганизует.
Побуждение к деятельности. Говорящий конкретно, четко, ясно формулирует свой совет, рекомендацию, просьбу или рассуждение.
А пока расскажите, какую речь в общении вы назвали бы качественной?
Источник
Речь как элемент вербальной коммуникации
Вербальная коммуникация представляет собой общение с помощью слов (речевая коммуникация). Основная особенность речи состоит в том, что она в зависимости от своей формы и содержания концентрируется на других людях, которые включены в коммуникативный процесс. Вербальный тип коммуникация может быть направлен на отдельного человека или определенную группу. Он также может даже и не иметь конкретного адресата, но в любой ситуации обладает диалоговым характером.
Акт вербальной коммуникации выглядит как диалог, включающий разговор и слушание. Умение говорить становится здесь предметом исследования. Для этого есть отдельная наука риторика, а также специальная дисциплина — ораторское искусство.
В современных трудах по вопросам общения большое внимание уделяют умению слушать. Результаты исследований показали, что достаточными навыками умения слушать обладают не все люди
И. Атватер указывал на то, что слушать для многих весьма сложно. Человек в первую очередь занят собственным вещанием. Помимо этого, если он в процессе диалога замолчал, то еще не означает, что он начал слушать. Слушание является активным процессом, который предполагает наличие внимания.
В соответствии с ситуацией во время нерефлексивного слушания могут проявляться:
- Поддержка,
- Одобрение,
- Понимание.
Для этого необходимы минимальные ответы, помогающие продлить беседу (например, реплики «да», «понимаю», «это интересно»). Различные нейтральные слова помогают поддерживать разговор и снимают напряжение.
Речь как средство коммуникации.
Коммуникация – это общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» в жизни каждого человека.
Существует, например, язык глухонемых, и это тоже средство общения, так как передает информацию, причем может делать это достаточно эмоционально. Даже молчание само по себе может быть средством коммуникации, передавая информацию по эмоциональному накалу или долготе паузы.
Но все же наилучшим средством коммуникации, т. е. передачи информации, является человеческая речь.
Термин «речь» имеет не одно, а три значения. Первое – речь как процесс говорения; второе – речь как продукт говорения, т. е
текст (не важно, письменный или устный); и третье – речь как ораторский жанр
В первом случае имеется в виду свободное владение механизмом речи, т. е. насколько человек развит интеллектуально, как быстро он может подобрать нужное слово, чистота его речи, отсутствие дефектов произношения. Чаще всего под этим термином подразумевается каждодневная разговорная речь, которой владеет каждый, хорошо или плохо. Главной задачей этого типа речи является цель передать слушателю информацию, и для этого не обязательно обладать особыми ораторскими способностями, как в третьем определении речи, где речь возведена в ранг искусства. В этом случае речь не просто средство коммуникации, хотя тоже несет в себе информацию. Это красивая, поставленная речь, имеющая цель, задачи и тематику. Она рассчитана на определенного слушателя. И если ее и рассматривать как процесс, то более тонкий и психологически рассчитанный. Речи великих ораторов остались в памяти потомков как свидетельства культуры и высокого уровня развития людей, произнесших их. Но еще раз следует подчеркнуть, что эти речи рассчитаны на человеческую психологию, красоту и силу слова.
Второе значение речи, т. е. речь как результат процесса, обращено к выбору и использованию средств языка: фонетических, лексических. Текст несет в себе информацию, но не является средством коммуникации в полном смысле этого слова.
Для нас важнее речь как процесс, какие средства языка употребляются в разговорной речи, чтобы сделать ее информативнее и в то же время эмоциональнее. К таким средствам можно отнести всякого рода просторечия, пословицы и поговорки, которые, с одной стороны, снижают уровень нормативности речи, с другой – обогащают ее. Речь говорящего должна быть достаточно простой и образной, чтобы у слушающего не возникло недопонимания. В разговорной речи часто используется такой лингвистический прием, как переспрос. Обычно он демонстрирует недостаточный уровень владения языком собеседниками.
Участвующим в коммуникации принадлежит своя роль, с которой связаны определенные права и обязанности коммуникантов, возможности и ограничения коммуникативного поведения.
Выделяются основные коммуникативные роли, такие как роли адресанта, адресата и наблюдателя.
Адресант – это говорящий, пишущий производитель текста, который направляет свою речевую деятельность на адресата, тем самым воздействуя на него как на объект речи. Одновременно этот адресат-объект может рассматриваться как второй субъект речевого акта, собеседник в общении. Особенно такие отношения между адресантом и адресатом проявляются в диалоге с присущей ему сменой коммуникативных ролей. Каждый участник разговора может исполнять в диалоге то роль адресанта, то роль адресата, а разворачивающееся знаковое общение отражает позиции, свойства и речевую деятельность обоих. Такие отношения могут проявляться и при письменном общении, и при монологическом построении речи, хотя и выражаются в этих случаях опосредованно.
Основная суть коммуникации – это передача информации. А передавать информацию можно абсолютно разными способами, главное, чтобы собеседники поняли друг друга. Информацию можно передать невербальными средствами общения – жестом, кивком головы, мимикой и т. д.
Для стилистов разговорная речь может быть интересной с исследовательской точки зрения, так как живая речь постоянно меняется, и прослеживать эти изменения очень важно. Существует и нормативная, или литературная, речь
Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления
Существует и нормативная, или литературная, речь. Она скорее соприкасается с ораторским искусством, так как ярким ее примером могут быть публичные выступления.
Говорение
Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.
Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.
Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.
Ситуации использования говорения:
- разговор;
- лекция;
- выступление на собрании;
- пересказ текста учеником и т.д.
Виды речевой деятельности
С точки зрения механизмов кодирования – декодирования информации речевая деятельность состоит из четырёх основных аспектов, называющихся видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
- Говорение представляет собой отправку речевых акустических сигналов, которые несут информацию.
- Слушание (или аудирование) является восприятием речевых акустических сигналов и их понимание.
- Письмом называют зашифровку речевых сигналов при помощи графических символов.
- Чтение представляет собой расшифровку графических знаков и понимание их значений.
Механизмы кодирования информации человек активизирует, когда говорит и пишет, декодирования – когда слушает и читает. Разговаривая и слушая, человек использует акустические сигналы, а при письме и чтении – графические знаки.
Эти виды речевой деятельности являются основой в процессе речевой коммуникации. Эффективность и успешность речевого общения человека зависит от того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности.
Речь можно разделить на внутреннюю, когда человек мысленно разговаривает сам с собой, через которую он осознаёт мотивы своего поведения, планирует и управляет деятельностью; и внешнюю, которая направлена на партнера по общению (рис. 1). Внутренняя речь не является коммуникацией, так как не подразумевает диалога.
Внутренняя речь является основанием для внешней. При переводе содержания внутренней речи во внешнюю существует трудность проговаривания вслух (это можно проследить в устных ответах студентов, которые наглядно отражают эти трудности).
Этикет речевого общения
В каждом языке существует свой этикет – это набор правил и норм, которые позволяют проявлять вежливость, тактичность, эмпатию и понимание. Обычно этикет приветствуется в деловой и рабочей среде, а также в определенных кругах. Если человек желает, чтобы окружающие его воспринимали положительно, ему нужно придерживать правил этикета – использовать такие слова и выражения, которые позволяют проявить симпатию или уважение.
- Тактичность – это стремление человека через слова продемонстрировать свое желание сотрудничать, избегать неуместных тем и не огорчать собеседника, даже если известна информация, которая обязательно приведет к негативным последствиям. У каждого народа существуют свои правила этикета, что делает их отличными. В ходе эволюции каждый народ выработал свои этические нормы, которые приветствуются в речи каждого, кто живет в данной стране или использует язык данного государства.
- Предупредительность – это способность индивида предвидеть возможные последствия его слов. Соответственно, он использует лишь те выражения, которые приведут его к желаемому результату.
- Терпимость – это спокойное отношение человека к словам и выражениям собеседника, которые могут не нравиться или не согласовываться с его мнением. Уважение необходимо проявлять ко всем людям, что позволит избежать агрессивных форм обще
- Доброжелательность – это положительное отношение к людям, к их словам, мыслям, способам общения и пр.
Когда люди ссорятся, обычно они прибегают к методу «Говорить слова, которые причиняют боль». Будучи долгое время знакомыми, люди знают, что они могут сказать, чтобы вызвать слезы и душевно ранить другого человека. Для чего это делается?
Люди говорят слова, которые причиняют боль, зачастую по прямому назначению – чтобы причинить боль. У них болит душа, они злы или обижены, поэтому хотят вызвать подобные ощущения и у собеседников. Так как они знают, что вам неприятно слышать, говорят именно то, что вас ранит. В эти моменты они не контролируют свой разговор, поскольку находятся в таком состоянии, когда им не боязно говорить то, что в итоге может причинить им еще большую боль (например, если вы расстанетесь или перестанете общаться с ними после этого разговора).
Довольно редко причиной того, что люди говорят слова, которые причиняют боль, является желание показать вам, как можно ранить словами. Пребывая под действием злобы или обиды, человек хочет как бы наказать или отомстить вам за то, что вы сделали до этого с ним. И он хочет показать, как это неприятно, когда вам говорят слова, которые причиняют боль. Именно в эти моменты говорится абсолютная ложь, поскольку преследуется цель причинить вам боль, а не рассказать чистую правду. Поэтому многое из того, что вы можете услышать, является обманом, который направлен лишь на ваше наказание и причинение боли.
Можно ли доверять человеку, который готов соглашаться со всем, лишь бы достичь желаемого? Представьте себе человека, который говорит вам слова, которые вы хотите слышать, согласен делать для вас все, что вы пожелаете. Но есть одно «но»: в ответ он что-то попросит от вас, захочет, чтобы вы воплотили те цели, к которым стремится он. Можно ли доверять человеку, который готов быть хорошим лишь до тех пор, пока не получит желаемое? Ведь как только он достигнет цели, у него исчезнет мотив для того, чтобы делать то, что он ранее делал.
Стоит ли доверять человеку, чьи слова лишь соответствуют вашим ожиданиям? Вам говорят то, что вы хотите слышать. Откуда вы можете знать, что вас не обманывают, лишь бы получить свое? Ведь, если вам говорят те слова, которые вы хотите слышать, значит, что-то из этого является ложью, поскольку нет людей, которые абсолютно одинаково думают. Всегда есть темы, которые не разделяются теми людьми, которые в чем-то другом сходятся во мнениях. Отсюда выходит, что если с вами во всем соглашаются, то делают это не потому, что на самом деле думают так же, как и вы, а для того, чтобы в дальнейшем у вас попросить нечто для реализации своих целей.
Говорить слова, которые вы хотите слышать, — это своего рода стремление вас задобрить, «подлизаться» к вам. Вас хотят к себе расположить, чтобы потом требовать свое. Так, стоит ли верить такому человеку, который готов пойти на все, лишь бы потом полноправно требовать что-то для воплощения своих целей?
С одной стороны, этикет в речи – это обман, когда человек пытается казаться быть таким, каким его хотят видеть. С другой стороны, в интеллигентных кругах, где людям некогда выяснять отношения и устанавливать контакты между собой, им легче прибегнуть к позволительной форме общения – этикету.
Понятие и физиологические основы речи, разновидности и функциональные особенности. Процесс общения и виды вербальной коммуникации, их отличительные признаки и значение. Направления исследования речи как вербальной коммуникации на современном этапе.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2011 |
Размер файла | 19,3В K |
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.
- https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-etika-delovogo-obschenija/verbalnaja-kommunikatsija/
- https://studopedia.ru/2_80591_rech-kak-sposob-peredachi-informatsii.html
- https://panisvetlana.ru/rech-sredstvo-obscheniya
- https://studopedia.ru/4_97619_oharakterizuyte-rech-kak-glavnoe-sredstvo-obshcheniya-proanaliziruyte-psihologicheskie-osobennosti-vidov-rechi.html
- https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00158700_0.html
Типы
Классификация средств общения делит их на два типа: вербальные и невербальные.
- Вербальные (языковые) — это речевые средства (устные или письменные). Название этого типа происходит от латинского «verbalis», что в переводе означает «словесный». Таким образом, к ним относятся слова и фразы.
- Невербальные (неязыковые) — неречевые средства. К невербальным средствам обычно относят мимику, жестикуляцию, пантомимику, проксемику, экстралингвистические (паузы, смех, шепот) и паралингвистические средства (высота, громкость голоса, интонация), визуальные контакты и пр.
Фактически, это те средства, которые наряду с вербальными передают смысловую информацию, то есть сопровождают речь. Они делятся на фонационные (тембр, темп речи, интонация и т.д.), кинесические (жесты, мимика, язык тела) и графические (почерк).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Речевая практика
Речевая практика – один из основных предметов в начальном обучении, так как именно умение общаться и сформированность коммуникативных умений у учащихся, определяет их успешность в процессе межличностного общения, обучения всем остальным школьным предметам.
Уроки речевой практики выстраиваются, учитывая специфику обучения. Помимо конкретных тем в них включают сквозные компоненты:
- аудирование и понимание речи. Выполнение однокомпонентных и двухкомпонентных инструкций учителя, например, «сядь за парту и открой учебник». Слушание, запоминание и четкое воспроизведение нескольких слоговых комплексов – из 2-3 слогов, близких по своему звучанию и предлагаемых в рифмованной форме: жа-жа-жа – есть иголки у ежа. Выбор из двух близких по своему содержанию картинок, той, что соответствует проинанному учителем предложению;
- дикция и выразительность речи. Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с учительского голоса, четкое и выразительное их произношение. Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление 2-3 предметов на одном вдохе и указание на эти предметы. Произношение коротких стихотворений с сопровождением движениями. Различение тихой и громкой речи в игре. Быстрое и медленное произнесение серии звуков, слогов и слов.
При введении в структуру занятия все обозначенные задания дают возможность переключить ребенка с одного типа деятельности на другой. На уроках обычно используется ряд различных речевых ситуаций, чтобы вызвать у детей потребность общаться и мотивацию к общению, желание и стремление общаться. Для этого необходимо организовать ситуацию, которая будет понятна для учащихся, чтобы дети были обеспечены необходимым инструментарием, то есть речевыми средствами, которыми они могут пользоваться – запасом слов, грамматическими формами, интонационными умениями, чтобы они могли адекватно себя вести в предлагаемых ситуациях.
Ситуации могут быть типовыми, то есть предполагающими использование базовых формул речевого общения, доведенных до автоматизма:
- обращение и привлечение внимания, предполагает обращение к собеседнику по имени и отчеству, по фамилии, обращение на «ты» или «вы» в зависимости от того, взрослый это или одноклассник;
- знакомство, представление и приветствие;
- приветствие и прощание – официальные и неофициальные разговорные клише;
- поздравления и пожелания;
- благодарность.
Воображаемые учебно-речевые ситуации основаны на воображении каждого участника речевого общения. Речевые ситуации, преимущественно связаны с учебной жизнью и бытом детей. Ученики под руководством учителя проигрывают предлагаемые ситуации, таким образом моделируя разные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Например, в теме о покупке принадлежностей для обучения в школе, сначала проводят общие беседы на тему школы, кто там работает, какие принадлежности для учебы нужны и пр. Когда дети называют школьные принадлежности, их ответы направляют на описание их назначения.
После обозначенных бесед проигрывают ситуацию посещения магазина канцтоваров. Учитель играет роль продавца, в дети – покупателей. Во время посещения магазина дети должны вспомнить речевой этикет, то есть поприветствовать продавца, обратиться к нему, при этом игровыми атрибутами могут быть и реальные вещи, принадлежащие ученикам.
Можно моделировать различные нестандартные ситуации, например, что делать, если нужного предмета в магазине не оказалось. Данная ситуация будет стимулировать учеников выбрать наиболее точные речевые средства, которые рождаются как результат осмысления отношения к воображаемому событию на основании собственных ощущений, вызванных этим воображаемым событием.
Сначала необходимо сориентировать детей на такую ситуацию, а затем научить их моделированию своего поведения в нестандартной ситуации, построению вариативных форм высказывания, которые в данной ситуации были бы уместны.
Иными словами, речевая практика – одна из наиболее важных составных частей образования детей с умственной отсталостью и различными интеллектуальными нарушениями, так как овладение знаниями и умениями в сфере речевой коммуникации – необходимое условие успешной социализации учащихся, формирования у них жизненных компетенций.
Письменная речь
Основным отличием письменной речи является то, что каждое слово должно находить графическое закрепление. Такую речь можно тщательно заранее обдумать, подобрать каждое слово, и если возникнет необходимость, то уже написанный текст можно легко исправить. Подобный тип характеризуется некоторыми языковыми особенностями. Письменная речь преимущественно применяет книжную лексику, могут использоваться достаточно сложные предложения, редко применяются разного рода неязыковые компоненты.
Письменная речь направляется тем людям, которые отсутствуют рядом. Человек, как правило, не видит своего собеседника и может только представлять его в воображении. Кроме того, на письменную речь никак не влияет то, как ее воспринимает адресат, и какие при этом у него возникают эмоции. В свою очередь устная речь в обязательном порядке предполагает наличие другого человека, который будет не только слушать, но еще и говорить, чтобы поддерживать диалог.
Человек во время разговора должен задумываться над тем, что он говорит. Ведь после того как он скажет фразу, изменить ее уже не получится. Научиться правильно строить коммуникации поможет курс Викиум «Эффективное общение. Онлайн-интенсив».
Источник
Устная речь
В данном случае все слова, направленные в сторону собеседника, озвучиваются. Для этого применяются системы не только фонетического, но еще и просодического выражения. Такой вид речи предполагает использование процесса говорения. Основной характеристикой устной речи считается наличие импровизации словесного характера. Кроме того, могут присутствовать и некоторые определенные языковые особенности.
Преимуществом устной речи считается то, что есть возможность выбрать любой подходящий вариант лексики, применять достаточно простые и понятные приложения, добавлять повторы, не заканчивать свою мысль или быстро перескакивать с темы на тему.
Чтение
Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.
Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.
Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.
Обычно выделяют три вида чтения:
- ознакомительное;
- поисковое;
- изучающее.
В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.
Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.
Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.
Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.