Презентация на тему «влияние речи взрослого на развитие речи дошкольника»

Как развивать речь у ребенка

Этапы формирования речи

Таким образом, ребенок приобретает свой собственный речевой и мыслительный опыт.

Считается, что речь развивается по двум направлениям:

  • Практический опыт малыша – используя язык на практике, в творческой деятельности, он тем самым расширяет свои речевые возможности.
  • Специально организованное обучение – закрепление и совершенствование речевой и языковой практики происходит в детском саду, школе и других учебных заведениях. На самом деле, освоение речи происходит постоянно, даже во взрослом возрасте.

Разные ученые выделяют несколько этапов развития речи. Основными являются следующие:

  1. Первый этап − подготовительный, или пассивный. Возраст – от рождения до 1 года. Данный этап является основополагающим, потому что характеризуется появлением первого крика, эмоциональных откликов на общение с родителями, близкими людьми, первыми поворотами головки на звуки, лица родных, готовностью к игровым действиям, реакцией на слова и др. Основной источник получения информации об окружающем мире – пальчики и рот, куда отправляется все, что попадается под руки. Появляются первые звуки, звукокомплексы, слоги.
  2. Второй этап. Автономный, или преддошкольный. Возраст – от года до 3 лет. Появляются первые слова и фразы, которые могут быть сказаны не совсем правильно. Дошкольник учится произносить, улавливая реакцию окружающих и стараясь повторять за взрослыми, начинает понимать смысл сказанного и использовать это в дальнейшем. Единственное, что может отличать речь ребенка от взрослого на данном этапе – это отличия в произношении и множественные значения некоторых слов (со временем дитя научится понимать разные или переносные смыслы употребления одних и тех же слов).
  3. Третий этап. Активный, или дошкольный. Возраст – от трех до 7 лет. Речь усиленно развивается, расширяются словарный запас и кругозор ребенка. На этом этапе (физиологически правильно) можно исправлять нарушенное произношение любых групп звуков – ребенок слышит свою искаженную речь и способен осознавать сделанные ошибки, и впоследствии их исправлять. Речь становится более связной, развернутой − ребенок усложняет предложения, может составлять и сочинять рассказы.
  4. Четвертый этап. Школьный. Возраст – от 7 до 17 лет. Самый серьезный и осознанный этап в формировании правильного речевого навыка. Школьник изучает и запоминает основы грамматики, постепенно овладевает письменной речью, совершенствует устную и литературную речь.

Как родители разговаривают с малышом?

С появлением малыша в вашей семье можно услышать два вида речи: первый — когда вы разговариваете между собой; второй — это речь с ребенком, направленная на ребенка. Вы никогда не задумываетесь о том, как вам разговаривать с членами своей семьи и как разговаривать с малышом. Это происходит автоматически. Как только вы видите малыша, вы сразу же меняете интонацию, говорите более высоким тоном, ласково, простыми предложениями, часто повторяете одни и те же слова, называя части тела ребенка, предметы и игрушки, которые его окружают, намеренно выделяете слова, делаете паузы в речи.

Вы подстраиваете свою речь под ребенка и выражаете не только действиями, но и словами свои чувства к ребенку, улыбаетесь, говорите то тихо, то громко, медленнее или быстрее, останавливаетесь и прислушиваетесь к тем звукам, которые начинает произносить ребенок, и повторяете их за ребенком.

Такая речь, направленная на ребенка, называется «материнский язык». Таким языком говорят все родители и взрослые, которые окружают малыша. Все эти «подстройки» помогают малышу усваивать родной язык и произнести долгожданные первые осмысленные слова.

Когда ребенок произносит первые слова и более осмысленно смотрит на окружающие предметы (это происходит, когда малыш достигает годовалого возраста), речь взрослых, направленная на ребенка, приобретает другие признаки. Родители начинают комментировать все, что делает ребенок. До года родители, в основном, говорили о самом ребенке, о чувствах к нему. Сейчас они озвучивают все действия малыша: «Ты взял мишку. Мишка упал. Бах — упал.», называют все предметы и действия, на которые указывает ребенок.

В период раннего детства родители являются основными проводниками между ребенком и окружающим миром. Родители знакомят ребенка с первыми впечатлениями об окружающей обстановке и с родным языком. Все это происходит в повседневной жизни, когда ребенок ест, когда вы одеваете малыша, идете на прогулку, когда умываете или купаете малыша, когда играете с ним или читаете книжки.

Вы привлекаете внимание малыша к предметам, подносите к ребенку предметы, даете ему и называете их; подносите ребенка к тому предмету, который он не может достать, показываете и рассказываете об этом предмете. Эти действия имеют смысл для ребенка, он участвует в общении и обучается родному языку

Как узнать, есть ли у ребенка проблемы с развитием речи?

Обычно неговорящий ребенок в говорящем коллективе своих сверстников уже отличается от них. Однако, бывает и такое, что все дети в группе детского сада молчат. Как определить, что именно из речевых компонентов нарушено и что сохранно?

  • Во-первых, понимание речи окружающих (как следствие, способность следовать полученным инструкциям).
  • Во-вторых, трудность в выражении своих мыслей словами (неспособность произносить). Это выражается в следующем – простые и короткие предложения, маленький словарный запас, длительные паузы между словами (ребенок пытается подобрать нужное слово), в речи нарушен грамматический компонент.
  • В-третьих, искаженное звукопроизношение приводит к нарушению понимания смысла сказанного.
  • Критерии специфического речевого расстройства:
  • Задержка речи (к 3 годам малыш молчит).
  • Нечеткость речи.
  • Трудности с употреблением глагольной формы (путаница, пропуски глаголов).

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

Анатомические особенности – правильное строение и функционирование речевого аппарата (языка, нёба, гортани, голосовых складок), правильное дыхание. Как только младенец рождается, его сразу же осматривают неонатолог и педиатр, а на протяжении первого года жизни другие специалисты − невролог, стоматолог и др. Это делается для того, чтобы исключить различные врожденные дефекты, на ранних сроках выявить какие-либо заболевания или предрасположенность, а также предупредить развитие болезни. В случае обнаружения отклонений от нормативного развития врач сможет порекомендовать исправить анатомический дефект либо подготовиться к последующей коррекции. Например, укороченная уздечка не позволяет языку полноценно двигаться в ротовой полости, и он не достает до нёба. Тем самым она предопределяет возникновение неправильного звукопроизношения.
Физиологический компонент. Давно доказана связь между головным мозгом и мелкой моторикой – развивая маленькие ручки, можно активизировать речевые центры. Существует огромное количество пальчиковых игр, занятий, направленных на развитие тактильных ощущений (различные крупы, предметы, отличающиеся формой и размером и т. д.). Самая хорошо известная и любимая игра − «Волшебный мешочек».
Эмоциональный компонент. Это, прежде всего, тесная эмоциональная связь с мамой и папой. Идеальным считается общение ребенка с дедушками, бабушками (с обеих сторон), братьями, сестрами. Чем больше малыш общается со своими родными, тем быстрее включается в разговор с ними (кому-то подмигнет, кому-то «агукнет», а кому-то скажет что-то).
Социальный компонент. Сначала младенец начинает общаться с родителями посредством крика, когда он только таким образом может сказать, что испытывает дискомфорт, затем при узнавании знакомых лиц фиксирует свой взгляд, начинает улыбаться, тянуться ручками и т. д

Поэтому важно все, что делает ребенок – обязательно выражайте эмоционально свою радость, умиление, восхищение.

К тому же, кроме вышеперечисленных факторов, многие специалисты (логопеды, психологи, дефектологи) обозначают влияние речи окружающих − в особенности правильной с точки зрения фонетики. Например, если один из родителей «картавит», то скорее всего сын или дочь будет делать это на основании подражания значимому взрослому. В данном случае целесообразно корректировать произношение звука Р параллельно ребенку и взрослому.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками

Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией.  Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники  договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинается развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять

Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

Как правильно развить речь у ребенка

Заблуждением будет думать, что для развития речи и языка ребенку требуются специальные занятия или особенные игры, посещение дополнительных кружков и секций. В норме малышу для гармоничного развития нужны любящие его взрослые, которые будут каждый день окружать кроху, а также богатая лингвистическая среда.

Первое и основное правило для развития речи — с ребенком нужно говорить: четко, понятно и доступно. Не нужно «сюсюкаться», искажать слова, делая их более «детскими». Комментируйте свои действия, рассказывайте, что происходит вокруг. Для того чтобы ребенок заговорил, он должен иметь большой пассивный словарный запас, то есть понимать слова и знать, что они обозначают. А откуда их узнавать, если вокруг все молчат?

Основная задача речи и языка — коммуникация, то есть общение с другими людьми

Соответственно, ребенку важно иметь достаточный опыт общения с другими, чтобы понимать — зачем вообще речь

Не стоит надеяться на мультфильмы и гаджеты, которые якобы нацелены на развитие ребенка. Речь, сказанная с экрана, никогда не заменит речь, произнесенную другим человеком. Да, порой при длительном просмотре мультфильмов ребенок запоминает какие-то слова и даже воспроизводит их, но контекст может страдать. Да и за время, которое было проведено перед экраном, можно было выучить гораздо больше слов в реальной жизни.

Помимо всего прочего, когда ребенок слишком много речи слышит с экрана или она звучит фоном, пока малыш параллельно занимается своими делами, теряется навык разбирать слова, произнесенные взрослыми.

Совместные игры вне зависимости от того, что это — кубики, конструктор или любые сюжетные игры, — при условии того, что вы комментируете свои действия, способствуют развитию мышления и речи.

То, как помочь ребенку начать говорить, во многом будет зависеть от возраста крохи. В год мы развиваем речь путем повторения простых слов («мама», «на», «бух»), наречий («туда», «сюда») и простых глаголов («дай», «иди», «неси»). В 2 года основной задачей будет научить малыша строить несложные фразы, а в 3 года — простые предложения.

В воспитании ребенка всегда нужно помнить, что каждый малыш — индивидуальность, и темпы его развития будут отличаться от других детей. Но если материнское сердце беспокоится и подсказывает, что развитие протекает несколько иначе от того, что вы ожидали, или помимо проблем с речью имеют место нарушения поведения, лучше обратиться к детскому неврологу или логопеду, чтобы развеять все сомнения или построить индивидуальный маршрут помощи.

Что влияет на развитие речи

Всегда интересно анализировать: один малыш уже в 2 года запросто поддерживает диалог, а другой — имеет всего 10 слов в лексиконе. Что же все-таки влияет на формирование речи у детей?

Состояние здоровья и физическое развитие

Логично, что ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, может отставать в речевом развитии. Дети с различными нарушениями двигательной сферы, особенно затрагивающими артикуляционный аппарат (например, детский церебральный паралич), позже начнут говорить и будут испытывать трудности с произношением слов. Нарушение слуха будет мешать восприятию обращенной речи, а следовательно, в дальнейшем затруднять звуковоспроизведение.

Дети, которые часто болеют, могут иметь проблемы с речевым развитием, поскольку им не так часто приходится использовать речь для коммуникации с другими людьми (с родными людьми дети зачастую торопятся произносить новые слова, потому что их хорошо понимают и без этого). Сложности с овладением речью и языком могут наблюдаться у малышей с патологией сердечно-сосудистой системы, а также железодефицитом.

Любое нарушение развития (например, расстройство аутистического спектра), интеллектуальная недостаточность и прочие задержки в психическом развитии в большинстве случае сопровождаются теми или иными сложностями с развитием речи.

Окружение и среда, в которой живет ребенок

Общение со взрослыми и вовлеченное внимание являются основой гармоничного созревания любого малыша. Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш

Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению

Огромное влияние на речевое развитие оказывает социум, в котором растет малыш. Проводились исследования, в которых изучалось развитие речи у детей, оставшихся без родителей. Было замечено, что сироты, усыновленные в приемные семьи, имеют лучшее языковое развитие, чем сироты, находящиеся в специальных учреждениях или приютах для сирот с неблагоприятной обстановкой. Воспитатели в детских учреждениях обычно говорят меньше и, следовательно, никогда не стимулируют детей к разговору или общению.

У детей, которые растут в семьях с более высоким социальным статусом, быстрее развиваются как экспрессивный, так и рецептивный компоненты речи.

Также влияние на речь оказывают взаимоотношения между членами семьи: когда ребенок растет в благоприятном психологическом климате, где родители хорошо ладят между собой и внимательны друг к другу (в том числе к ребенку), малыш не испытывает стресса, который может мешать созревать его нервной системе.

Пол

Существуют данные, что в общей популяции мальчики действительно начинают говорить позже девочек. На первом году жизни речевое развитие одинаковое у представителей обоих полов, а вот на втором году жизни становится заметна разница между мальчиками и девочками. Однако по прошествии времени навыки становятся схожими.

Наследственность

По мнению ученых, генетическая предрасположенность к освоению речи и языка все же есть. И да, если кто-то из родителей заговорил позже, чем другие дети, у ребенка есть все шансы также несколько отстать в речевом развитии. Однако, если родители отмечают отставание в темпах освоения речи, лучше проконсультироваться со специалистом, чтобы подтвердить лишь временные нарушения, которые пройдут с возрастом.

Билингвизм

По сей день ученые ведут споры относительно того, влияет ли билингвальная среда на темпы речевого развития или нет. Ряд ученых утверждают: когда в семье родители говорят на двух языках, это может замедлить освоение лексикона и грамматических структур, поскольку малыш будет просто путаться в словах и выражениях.

Другие исследователи приводят данные, что, если ребенок слышит с самого рождения речь на разных языках, потенциал развивающегося мозга запросто справится с этой задачей, и малыш будет развивать свою речь без каких-либо проблем, причем на двух языках сразу. В итоге исследователи все чаще приходят к мнению, что двуязычие может стать проблемой в том случае, если изначально есть предрасположенность к темповым задержкам развития речи.

Рекомендации

Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери
Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.

Читайте вслух
В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.

Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет)

Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.

Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.

Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.

Повторенье – мать учения

Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

«Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»

Цель: познакомить родителей с
дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического
слуха и зрительного восприятия.

— Нас окружает мир, полный
разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это
звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из
звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже
звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них
несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем
другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.

Есть физиологический слух – это
умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц,
гудок автомобиля, музыку.

А есть фонематический слух –
это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы
родного языка.

Недостаточное развитие
фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в
последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в
школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического
восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят
правильно

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь
родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра

Дидактическая игра имеет две
цели: обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует
ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В
игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую
активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого
напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра
имеет и определенный результат, который является финалом игры, где
подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является
показатель успеха детей в усвоении знаний и умений

Что же такое дидактическая
игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это
многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего
воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет две цели: обучающая, которую преследует взрослый и
игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами,
специально созданными взрослыми.

Дидактическая игра имеет
определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной
форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа
игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять
воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает
игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство
удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок
выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный
результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого
ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении
знаний и умений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: