Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Ф, Ф’ и буква Ф»
Организация: МБ ДОУ Детский сад №255
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Задачи:
- Закрепить правильное произношение звуков Ф, Ф’.
- Учить детей дифференцировать данные звуки в слогах, словах.
- Обогащать словарь детей родственными словами.
- Развивать просодические компоненты речи, интонационную направленность.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Упражнять в выполнении звуко-слогового анализа и синтеза двусложных слов.
- Закреплять навык чтения и печатания, проводить профилактику дисграфии.
Оборудование: «Весёлая азбука» М.С. Площадной; предметы – 2 телефона, конфеты для фокуса, фотоаппарат; клоуны (в синем и зелёном костюмах); картинка – Вовка; предметные картинки со звуками Ф, Ф’; пеналы для звукового анализа; тетради; карандаши; «Кубики знаний».
Ход занятия
- Оргмомент.
— Здравствуйте дети! Я хочу прочитать вам стихотворение из «Весёлой азбуки» Марии Сергеевны Площадной.
Фокус в цирке показали
Вова – просто фантазёр:
Дома с бабушкой играли
Как волшебник и жонглёр.
- Сообщение темы. Знакомство со звуками , .
— Где был Вова? (В цирке) Кто показывает фокусы? (Фокусники)
— У нас в гостях фокусники Фома и Филя. Какой первый звук вы слышите в словах Филя, Фома, фокус? Одинаково ли звучат звуки в именах фокусников? Сегодня мы будем слушать и произносить звуки Ф, Ф’.
Дети дают характеристику звукам. (Ф – согласный, глухой, твёрдый. Ф’ – согласный, глухой, мчгкий)
- Произношение звуков в слогах.
Игра «Дразнилки» — произнесение слоговых рядов, выделение слога с мягким звуком.
— Филя и Фома дразнятся: «фа-фо-фу-фи», «фи-фа-фо-фы» и т.д.
Игра «Разговор по телефону» — произнесение слоговых рядов с различной интонацией.
— Угадайте, что за разговор ведут клоуны? «Фи-фе-фу-фа» (сердитым голосом); «фо-фа-фу-фы» (ласковым голосом) и т.д.
- Слоговое лото – составление слов из слогов.
— Филя и Фома друзья. Они всё делят пополам, и даже слова. Отгадайте, какие слова поделили клоуны: лин – фи; жок – фла; ма – фор; кус – фо.
- Произношение звуков в словах.
— Филе и Фоме для фокусов нужны предметы, в названии которых есть звуки Ф, Ф’. Угадайте, что в коробке?
— В слове 4 звука, первый Ш, последний Ф, носим на шее. (шарф)
— В названии предмета первый слог КОФ. (кофта)
— В слове есть слоги ТЫ, КОН, ФЕ. (конфеты)
Показывается фокус с конфетами: в одинаковой обёртке конфета и брусочек; превращение брусочка в конфету.
- Звуко-слоговой анализ слов фикус, фокус.
— Филя спрашивает: «Зачем вам это коробочки с разноцветными квадратиками». (Ответы детей)
— Давайте покажем клоунам как мы умеем делать анализ слов, выложим схему слова ФИКУС.
Дети выкладывают схему слова.
— А мы тоже можем быть фокусниками. Превратим слово ФИКУС в ФОКУС.
Дети заменяют в слове первый квадратик.
— Докажите Фоме и Филе, что эта схема обозначает слово ФОКУС.
- Произношение слов сложного звуко-слогового состава.
— Дети, я слышу – звонит телефон. Кто это нам звонит?
Звучит аудиозапись от имени Вовки.
«Здравствуйте дети! У вас Фома и Филя? Какие вы звуки с ними изучаете? Можно мне к вам?
Педагог выставляет картинку с изображением Вовки.
— Вова, с чем ты пришёл? (С аппаратом)
Педагог выставляет игрушечный фотоаппарат.
— Исправьте его ошибку. (С фотоаппаратом)
— Что ты будешь делать? (Трафировать)
— А как сказать правильно? (Фотографировать)
— Что ты будешь делать после? (Печатать татафии)
— Ребята, скажите правильно. (Печатать фотографии)
Педагог предлагает каждому из детей нажать на кнопку фотоаппарата.
— Кем мы были? (Фотографами) Кем был Вова? (Фотографом)
— Что мы делали? (Фотографировали)
— Скажите, что вы любите делать? (фотографировать или фотографироваться)
— Мы с Вовкой были на стадионе и смотрели игру, догадайтесь, какую?
Даются рассыпанные звуки Ф, У, Т, Б, О, Л.
(Футбол) Вова там играл в … (футбол). Он забил в ворота … (гол).
- Физминутка.
— Давайте и мы поиграем в футбол, но сначала проведём разминку.
А сейчас всё по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Имитация игры в футбол.
— Кем были? (Футбольстами)
- Знакомство с буквой Ф.
— Вова ходит, руки в боки, значит выучил уроки. Поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву Ф.
— Давайте нарисуем букв Ф в воздухе.
— А теперь попробуем написать букву в тетрадях.
Работа в тетрадях.
- Чтение слов и предложений. Составление слов.
Составление слов из «кубиков знаний» ФИАЛКА, ФИКУС с последующим прочтением. Превращение слова ШАРФ в слово ФАРШ путём перестановки букв.
Итог занятия.
Опубликовано: 18.03.2019
«Знакомство со звуком «Ф»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Знакомство со звуком Ф»
Цели и задачи: расширение представления о звуке «Ф»; расширение представления об органах артикуляции и их участии в произнесении звуков; развитие фонетико-фонематических процессов; закрепление умений осуществлять речемыслительные операции анализа, синтеза, перестановки и замены на основе звукового и слогового состава слов; развитие памяти, словесного внимания, мышления, умения концентрировать и удерживать внимание во время самостоятельных заданий; активизация интереса к открытию новых знаний и представлений. Ход занятия
Ход занятия
: Ребята, мы уже с вами здоровались , а теперь я предлагаю пожелать всем «Хорошего дня». Мы с вами стоим в кругу, ручки сложить надо лодочкой и сказать «Хорошего дня» и передать другому и так по кругу.
— Ребята сегодня мы продолжим путешествие по городу звуков с нашими игрушками, они долго гуляли по городу и зашли в кафе отдохнуть и подкрепиться. В кафе они заказали себе фрукты и вафли и стали ждать , когда им принесут. В это время они увидели на улице кота, который уныло брёл по дороге и всё время фыркал: Ф-Ф-Ф. Друзья пригласили печального кота к себе за стол и поинтересовались, почему он такой грустный. Их новый знакомый сказал, что зовут его Фока и он сам не знает что с ним происходит. Только сегодня он хочет все время спать и постоянно чихает. «Да ты же заболел»- догадалась мудрая сова. И тебе необходимо лечиться. Друзья попросили у официанта теплый шарф и укутали шею Фоки, напоили его горячим молоком и дали ему лекарство. Благодаря такой заботе кот Фока вскоре почувствовал себя лучше и повеселел. А игрушки пожелали ему больше никогда не болеть.
— Ребята , как фыркал кот Фока? (Дети сидят полукругом на ковре и отвечают на вопросы)
— Сегодня мы поговорим о звуке «Ф». Картинка, где изображено как фыркает, т.е. чихает кот Фока ,обозначает звук «Ф». ( Дети сидят полукругом на ковре и на доске рассматривают картинку со звуком «Ф».) Как движутся губы при произнесении этого звука? (Нижняя губа прикасается к верхним зубам)
(Дети вместе с воспитателем произносят звук «Ф»)
-Найдите на рисунке звук «Ф» и расскажите, какой он. (Дети рассказывают ,что звук согласный ,твердый и глухой)
-Что заказали себе игрушки в кафе?
-Какой звук есть в этих двух словах?
-Что еще есть в кафе со звуком «Ф»?
(Дети отвечают на вопросы воспитателя)
-Ребята , а сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
(Дети становятся в круг )
-Я буду кидать вам мяч и называть вам слог, вы должны поменять местами звуки в слоге и кинуть мяч мне обратно: АФ-ФА;ОФ-ФО;ЫФ-ФЫ;УФ-ФУ;ЭФ-ФЭ.(Дети выполняют задание)
Веселые стихи про букву Ф для детей
… А фазаны попросили — Букву Ф Найди нам, Филин. Но, вздыхая тяжело. Филин прячется в дупло. Филин даже с фонарем Ничего не видит днем. (Г. Сатир)
Филин в чаше у-ух да у-ух! У зайчишки замер дух. Бедный заинька не спал, Под кустом всю ночь дрожал. (Ф. Бобылев)
Фиалки — Фью, фью! — птица распевает. И фиалка расцветает, И земля глядит на нас Миллионом синих глаз. (Г. Виеру)
Фокусник во фрак одет, Факел превратит в букет, Фея выскочит оттуда. Фокус это или чудо? (В. Берестов)
Филин взял футбольный мяч, И у норок новых Начался футбольный матч Двух команд норовых. (А. Пудваль)
Филин серый, филин старый, А глаза горят, как фары. Филин — прыг, филин — скок, Филиненку дал флажок. Филиненок рад, рад — Два фонарика горят. (Г. Сатир)
Флажок Посмотрите! Посмотрите! Вот какой флажок у Мити! Кто флажок подарил? Митя сам смастерил. (О. Высотская)
Фотограф Нелегко снимать зверей. Заяц просит: «Поскорей!» Мышь пищит: «Боюсь немножко, Что увидит снимок кошка». «Уколю,— грозится еж,— Если снимка не пришлешь!» (В. Берестов)
Сказка про букву Ф
Фокусник Федя
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:
«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..
(Г. Юдин)
Звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф.
-С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился колобок дальше.
А навстречу ему Кто?
А Лиса хитрая самые трудные задания Колобку подготовила
— Рассмотрите картинку на стр.70, что вы там видите? (флот)
Подготовленные дети рассказывают о истории флота.
Люди очень давно научились использовать моря и реки в своих целях. Те народы, которые селились на берегах водоемах очень скоро учились плавать по ним. Для этой цели люди сперва использовали плоты и самые простые лодки, сделанные из ствола дерева или из коры.
Чуть позже люди научились строить корабли и это было уже началом флота. Первые корабли были гребными. Люди в них использовали весла, чтобы передвигать корабль против течения или ветра. А чтобы плыть по ветру они использовали небольшое прямоугольное полотнище — парус.
Постепенно прямые паруса на кораблях заменили косыми и корабли смогли сами плыть не беспокоясь об направлении ветра.
А потом люди придумали паровую машину. И тогда появились первые пароходы. На них все еще стояли паруса, но также имелся и двигатель. Корабли обзавелись трубами.
После этого история флота слала развиваться очень быстро. И вот уже наши моря бороздят суда самых разных форм и назначений.
Среди них есть скоростные военные катера, ледоколы, которые пробивают путь во льдах северных и южных морей, пассажирские лайнеры, которые могут взять на борт многие тысячи людей и отвезти их на другой конец света. И наконец подводные лодки, которые опускаются в океанические глубины.
есть много других видов кораблей, но все они служат одной цели — приносить пользу людям, помогать им, делать их жизнь лучше и удобней.
2. Чтение стихотворения на стр. 71 учебника
А.С.Пушкин «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно!»
Пушкин использует метафору, ставшей крылатой фразой..»Окно в Европу»-это образное выражение, означает интеграцию России с Европой. В результате Северной войны, Россия получила выход к Балтике. Это стало достижением, Россия превратилась в морскую державу-«ногою твёрдо стать при море».Пётр заложил Санкт-Петербург, порт, через который Россия вышла в Европу.
2. Составь предложение.
—
Прочитайте слова в учебнике с 71, составьте с любым из слов предложение.
3.Игра «Справа-налево!»
— Попробуйте прочитать слова на карточке
рифпас акирбаф кутраф ьлосаф ьраноф рёфош нофелет фьлог фрот фарг
-Почему не получается? Как мы читаем слова ? (слева -направо)
-Прочитайте слова справа-налево. Что получается?
— И с самым трудным заданием помогли справиться
Но Лиса –то у нас хитрая, просто так отпускать колобка не хочет
— Помогите колобку укатиться от лисы, для этого вам нужно провести его по дорожке, которая содержит только буквы Ф. (Приложение 3)
— Ну вот вы помогли колобку справится со всеми заданиями. Покатился Колобок дальше в другие сказки.
Стихи про букву «Ф» без автора
Буква Ф надула щеки
Или встала руки в боки.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Всем известно без подсказки:
Буква Ф — как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Посмотрите, посмотрите,
Кто сегодня к нам пришёл,
Это Федечка Федотов —
Букву Ф для нас нашёл.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
… А фазаны попросили:
— Букву Ф
Найди нам, филин.
Но, вздыхая тяжело,
Филин прячется в дупло.
Филин
Даже с фонарем
Ничего
Не видит днем.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Расскажи нам, флюгерок,
Где летает ветерок.
На железной ножке.
Повертись немножко,
И тогда фонарь в кафе
Превратится в букву… Ф.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Фекла, Фекла
Съела свёклу.
А Федот, а Федот
Только финики жует.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞Фазан
Фазан — он хоть и птица,
К полётам не сремится.
Летает в крайнем случае,
Пешком ему сподручнее.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У филина два огромных глаза
Нам букву Ф напомнят сразу.
Вася обиделся слегка,
И руки он упер в бока.
На букву Ф похож он стал,
И важный, словно генерал!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Федя полез за конфетой
В буфет —
Факт, что в буфете не будет
Конфет.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Есть в лесу на Ф Фазан,
Есть в саду на Ф Фонтан,
С этой буквой Фокус дружит.
Буква Ф совсем не тужит.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Во дворе мальчишка Федя,
Ездил на велосипеде,
А когда с него упал,
Букву Ф он потерял.
И тех пор тот самый Федя,
Назывался мальчик Едя.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
У мамы Фартук и серёжки,
У тёти Фикус на окошке,
А в цирке Фокус и Факир.
Без буквы Ф так скучен мир.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Руки в боки, вот дела.
Буква Ф в тетрадь пришла.
И давай гордиться,
Прошу всех посторониться,
Рядом с ней вдруг встала У.
Получилось слово «Фу»
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Ф, как ёжик заФырчала,
Я так жить совсем устала.
Буква Ф ты не Фырчи,
Лучше стой и помолчи.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Озорница буква Ф,
С утра стоит на голове,
И волнуется народ,
Букву Ф не узнаёт.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Дети в букву Ф играли.
Много новых слов узнали.
Фокус, Фикус и Фонтан
Фантик, Фартук и Фиалка
С ними тоже поиграй-ка,
Новых слов поведай нам.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
— Ребята, к нам сегодня в гости кое — кто пришел. А чтобы узнать кто отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
Ответ: Буратино
-Он слышал, что вы собираетесь в школу, а он тоже очень хочет туда попасть, но к сожалению, Буратино совсем не знает букв и не умеет читать, поэтому он попросил нас научить его всему, что мы знаем и умеем делать с буквами и звуками. Поможем ему? (Да)
II. Актуализация знаний детей.
-Итак, давайте вспомним что такое звук, и что такое буква?
-Какими бывают звуки? (гласные и согласные)
-Как можно определить гласный звук или согласный?
-Назовите гласные звуки. Как вы знаете, согласные звуки бывают звонкими и глухими, а теперь назовите согласный звук и охарактеризуйте его (звонкий или глухой).
-Молодцы! Проходите и присаживайтесь на стулья.
III. Изучение нового материала.
— Ребята, отгадайте загадку:
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький…
Флажок
— Назовите первый звук в слове «флажок» (звук ).
— Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему?
— Каким цветом мы будем обозначать звук ? (синим)
— Проверьте звонкий он или глухой?
Игра «Поймай слово с заданным звуком»
— Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком :
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
-Молодцы! А теперь придумайте свое слово со звуком :
Игра «Придумай слово с заданным звуком и передай мяч».
Ребята, у меня для вас есть карточки, выберете себе все по одной карточке.
— Посмотрите внимательно, что изображено у вас на карточке. Вам необходимо придумать предложение с этим словом, а затем сосчитать количество слов в нем.
Игра «Придумай предложение с заданным словом и сосчитай слова».
— Молодцы, ребята! А теперь разделите слово на части, а затем поселите его в нужный домик.
Игра «В каком домике слово живет?».
— Ребята, Буратино предлагает нам отдохнуть и сделать зарядку.
Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Знакомство с буквой «Ф».
Ребята, пришла пора познакомиться с буквой «ф»
— На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Всем известно без подсказки
Буква «Ф», как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
— Нарисуйте букву Ф в воздухе, а теперь найдите ее в своих тарелочках.
Проведите указательным пальцем по этой букве, потрогайте ее, пощупайте, а теперь положите ее назад в тарелочку, смешайте буквы и найдите ее с закрытыми глазами.
— Положите букву «ф» перед собой.
— справа от нее положите букву «А», прочтите слог –«ФА», придумайте слово, начинающееся на «ФА» (фара)
— А теперь, положите букву «А» слева от буквы «Ф», прочтите слог.
То же самое проделать с «О», «У», «И».
-Придумайте и выложите с помощью изученных букв слово. Сосчитайте количество букв.
Игра «Самое длинное слово».
V. Закрепление материала.
— Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть с карточками.
Задание 1.
«Определение места звука в слове и деление слов на части».
Задание 2
«Соедини стрелкой картинки с теми слогами, на которые начинаются слова».
Задание 3
«Закрась серединки цветов с гласными звуками красным карандашом, а с согласными – синим».
VI. Итог занятия.
-Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним чему мы научили сегодня Буратино.
— Что нового узнали на занятии?
— С какой буквой познакомились?
Сказка про букву Ф
Фокусник Федя
В лесу появилась большущая фанерная афиша, на которой было написано:
«Спешите видеть! Фокусник фазан при помощи волшебного фонарика превращает фикус в фиалку! Фонтан из пустого флакона! Моментальная фотография без фотоаппарата!»
— Фи,— сказал филин Федя,— с волшебным фонариком каждый сможет. А я вот без фонарика те же фокусы покажу. У кого есть фикус? — У меня,— сказала медведица и притащила фикус в горшке. — Ставь на пенек и давай сюда свой фартук!
Накрыл Федя фартуком фикус и громко прошептал:
— Фабэс, мабэс, палка, фикус, стань фиалкой! — потом как сдернет фартук, фикус как грохнется об землю! Горшок вдребезги, фикус — пополам. — Я тебе за такой фокус знаешь что сделаю? — взревела медведица. — Поучись сначала, а потом уж фокусы показывай, факир-недоучка!..
(Г. Юдин)