Олигофренопедагогика

1.предмет, объект и задачи олигофренопедагогики. связь с другими науками, научные и учебные работы

Основы олигофренопедагогики

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

1. Объект, предмет, субъект, задачи олигофренопедагогики

Объектамиолигофренопедагогики являются воспитание, обу­чение и социальная адаптация детей и подростков с нарушения­ми интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой, так как разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, фор­мы и средства воспитания и образования детей и подростков с умственной отсталостью.

Дидактические основы обучения, организация учебно-воспи­тательного процесса рассматриваются в олигофренопедагогике в соответствии с общепедагогическими принципами. Они являются исходными и помогают теоретически обосновать коррекционные принципы.

Олигофренопедагогика как наука имеет свой предмет исследо­вания. Ее предметом являются теория и практика обучения, вос­питания и развития, социальная, правовая адаптация и реабили­тация, интеграция в социум школьников с нарушениями интел­лекта.

Педагогическая наука определяется обычно как наука о зако­нах образования и воспитания детей и взрослых. В системе коррекционного образования рассматриваются три основных подхода: обучение, воспитание и формирование личности на основе кор­рекции и компенсации имеющихся нарушений психофизическо­го развития.

Предмет олигофренопедагогики изменялся с учетом конкрет­ной исторической формации и рассматривался с философских, культурологических, экономических и политических взглядов об­щества.

Субъектомизучения является ребенок с умственной отстало­стью.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения, вос­питания и развития детей с умственной отсталостью внесли уче­ные — олигофренопедагоги и психологи: Л. С. Выготский, М. Ф. Гнездилов, Г. М.Дульнев, И.Г.Еременко, Х.С.Замский, Л.В.Занков, М.И.Кузьмицкая, В.И.Лубовский, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, М. С. Певзнер.

У истоков олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М.Бехтерев, П.Ф.Лестгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Развитие олигофренопедагогики как науки связано с именами Д.И.Азбукина, Т.А.Власовой, А.Н.Граборова, Е.К.Грачевой, А.С.Грибоедова, В.П.Кащенко, Ф.М.Новика.

Перед олигофренопедагогикой как наукой стоят следующие задачи.

1. Разработка целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

2. Определение организационных форм и условий обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта.

3. Разработка эффективных методов, приемов и средств обуче­ния и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта с учетом особенностей их развития.

4. Разработка путей педагогической помощи молодежи и взрос­лым с нарушением интеллекта.

2. Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Схема 1

Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика

Медицинский блок

анатомия

физиология

нейрофизиология

невропатология

психопатология

психиатрия

педиатрия

Психологический блок

общая психология

психология человека

возрастная психология

педагогическая психология

специальная психология

олигофренопсихология

Педагогический блок

общая педагогика

дидактика

методика воспитательной работы

социальная педагогика

специальная педагогика

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2 Олигофренопедагогика (от греч. олигос — малый и

френ — ум ) — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания

и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

подростков с нарушениями интеллекта.

обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников

с нарушениями интеллекта.

приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.

лицам с нарушением интеллекта относятся лица со стойким необратимым нарушением

преимущественно познавательной сферой возникающей вследствие органического поражения коры головного мозга имеющего диффузионный характер.Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций, которые отражаются в регуляции поведения и деятельности.Все это проявляется в нарушении познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, речи, внимания). Страдает эмоционально- волевая сфера, моторика и личность в целом.

Слайд 7Причины нарушения интеллекта Причины эндогенного происхожденияХромосомные. Хромосомные нарушения составляют

около 1-1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5-8

% детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекцииГенные Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребенка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребенок значительно отстает в развитии.

приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе

нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врожденными или приобретенными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

в стадии дибильности2 степень- олигофрения в стадии имбицильности3 степень- олигофрения

в стадии идиотииПо международной классификации болезни выделяют:Легкая- F 70 (iQ 50-60)Умеренная- F 71 (iQ 35-49)Тяжелая- F 72 (iQ 20-34)Глубокая- F 73 (iQ ниже 20 )Другая умственная отсталость- F 78 (осложненная слепотой, глухотой и т.д.)Неуточнённая-F 79

интеллекта

Основное внимание уделяется социальной адаптации и профессиональной ориентации. В школу VIII вида ребенок может быть принят с 7-8 лет по рекомендации ПМПК

Количество учащихся в классе с легкой степенью до 12 человек. В классах-группах с имбицильностью 5-6 человек. Сроки обучения 9 лет, но сейчас разрабатывается 12 летнее обучение. В 10-12 классах идет профессиональная подготовка. После окончания 9 класса школы VIII вида детей направляют для обучения в специальные группы в профессиональные технические училища, где дети получают дальнейшие знания по той или иной профессии. После окончания ПТУ они создают семьи, социализируются в обществе. Дети со стадией имбицильности после окончания школы находятся под опекой органов социального обеспечения или родственников на дому. Занимаются надомным трудом и получают пенсию по инвалидности.

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Слайд 8Причины экзогенного происхожденияПренатальные (дородовые)Родовые (во время родов)Постнатальные (послеродовые)К нарушениям чаще

приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе

нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врожденными или приобретенными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или ее полного отсутствия до легкой задержки темпа развития.

7.Понятие умственная отсталость. Диагностические критерии умственной отсталости.

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

… покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан … е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или …

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделяют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40—69),умеренную (IQ — 35—49), тяжелую (IQ — 20—34) и глубокую (IQ ниже 20).

Легкая— дебильность — встречается значительно чаще. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Они не могут усвоить программный материал, нуждаются в специальных образовательных условиях. После окончания школы могут трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны. Умеренная является пограничной между дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специальной (коррекционной) школе, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу. Тяжелая умственная отсталость — имбецильность — выявляется в ранние периоды развития ребенка. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усваивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, поэтому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.).

Глубокая — идиотия — выявляется впервые месяцы жизни ребенка.. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться частично обслуживать себя. Однако такие люди все же способны к развитию.

8.Распространенность умственной отсталости. Этиология уо

По различным оценкам распространенность умственной отсталости колеблется от 0,5% до 3% населения, при этом легкие формы интеллектуальной недостаточности встречаются чаще тяжелых. Мужчины страдают умственной отсталостью чаще женщин.

причинные факторы условно можно разделить на две группы.

Эндогенные причины:

1) различные наследственные заболевания родителей. 2) хромосомные нарушения. Среди хромосомных аномалий чаще других встречается аберрация, вызывающая синдром Дауна;

3) нарушения обмена веществ.

Экзогенные причины:

В пренатальный (внутриутробный) период:1) хронические заболевания матери;2) инфекционные болезни, перенесенные матерью в период беременности;3) интоксикация, прием матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов;4) курение, употребление алкоголя и наркотиков матерью.В натальный (родовой) период:родовые травмы;2) инфицирование плода;3) асфиксия (удушье) плода.В постнатальный период (после рождения, примерно до трехлетнего возраста):1) остаточные явления после инфекционных и других заболеваний;2) различные травмы головы;3) интоксикации, перенесенные ребенком.

14 стр., 6770 слов

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей

… полезным, однако приносит значительно меньший эффект. Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается … степени оли­гофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внут­риутробном периоде своего развития. И это вполне … и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный …

вопросов его комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации и социальной интеграции.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Слайд 7Причины нарушения интеллекта Причины эндогенного происхожденияХромосомные. Хромосомные нарушения составляют

около 1-1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5-8

% детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекцииГенные Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребенка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребенок значительно отстает в развитии.

Олигофренопедагогика как отрасль педагогической науки

Определение 1

Олигофренопедагогика – это отрасль педагогического научного знания, занимающаяся изучением процессов обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Определение 2

Умственная отсталость – это разновидность отклонения от нормального развития, связанная с необратимыми нарушениями интеллектуальной сферы, поведенческих реакций, эмоционального настроя, которые развиваются из-за сбоев в работе головного мозга и центральной нервной системы.

Если умственная отсталость связана с нарушением функционирования головного мозга в период беременности, родов или в раннем возрасте, то она называется олигофренией. Такое заболевание имеет свою специфику, связанную с тем, что проявление умственных отклонений наблюдается только в нестандартном процессе прохождения развития ребенка, его замедленном темпе. Ребенок вполне адекватен, не имеет ярко выраженного психического дисбаланса, но его восприятие, мышление, память работают очень медленно, логика и ассоциативное мышление практически не развиваются. Такие дети требуют особого подхода к их обучению и воспитанию. Стандартные методики и приемы будут нецелесообразными в данном случае.

Олигофренопедагогика занимается исследованием воспитания, обучения, социализации детей с умственными отклонениями в развитии. На основе исследований, ею составляются теоретические концепции, принципы, методы, технологии, приемы организации воспитания и обучения умственно отсталых детей, анализируется динамика развития олигофрении и подбираются соответствующие ей способы привития знаний и навыков.

Олигофренопедагогика базируется на принципах общей педагогики и на их основе составляет теоретические обоснования приемов и методов коррекционного обучения и воспитания.

Поскольку, олигофренопедагогика является научным направлением, то она имеет свой предмет, субъект, целевое назначение исследования, выполняет определенную функциональную роль.

Предметом олигофренопедагогики являются образование и воспитание детей с олигофренией, их социальная адаптация и интеграция.

Субъектом олигофренопедагогики выступает непосредственно сам носитель умственного нарушения – ребенок с олигофренией.

Данная отрасль педагогики получила развитие достаточно давно, но ее предмет, субъект остались теми же.

Целевое назначение олигофрении сводится к перечню целей, которые должны быть достигнуты данной наукой:

  1. Определение целей и задач, выбор содержания, разработка методов и принципов организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственные отклонения;
  2. Организация, выбор ее способов и форм условий процесса обучения и воспитания умственно отсталых детей;
  3. Разработка методов и технологий обучения, а также выбор наиболее результативных средств, позволяющих достичь наилучшего познавательного развития детей с олигофренией;
  4. Выбор направлений и способов оказания педагогической помощи и поддержки детям, имеющим умственные отклонения, их семьям, родственникам;
  5. Создание социальных условий, позволяющих людям с олигофренией участвовать в общественной жизнедеятельности и нормально существовать в социуме.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение

Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности

При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста

При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена

Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная

Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи

Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: