Вопрос – ответ
Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?
Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.
Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?
Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.
Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?
Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.
Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?
Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.
Причины появления синдрома Аспергера
Психиатрам до сих пор не удалось выявить факторы, провоцирующие возникновение проблемы. Чаще всего такое расстройство психики вызвано некоей комбинацией окружающих ребенка рисков в социальной среде и генетических предпосылок. Многие исследования подтвердили, что изменения мышления могут вызываться неким сочетанием эндогенных, а также экзогенных факторов.
Максимально достоверной рабочей гипотезой признана аутоиммунная реакция материнского организма, провоцирующая повреждение у плода его головного мозга. Только одно удалось установить достаточно точно — патология является только врожденным расстройством, ее невозможно приобрести при жизни. Если синдром Аспергера выявлен у взрослого — это только свидетельство того, что в раннем возрасте не была проведена правильная диагностика заболевания. Патология неспособна появиться из-за эмоциональной травмы либо недостатков воспитания.
Есть еще такая распространенная теория, что на появление болезни влияет процедура вакцинации. Однако современные исследования на это утверждение однозначно неспособны ответить. Хотя общая неясность, окружающая выявление точных причин появления у ребенка патологии оставляет ресурс для споров, из-за чего исследования по этому поводу не прекращаются.
Что такое синдром Аспергера
Это состояние человека назвали в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году заметил детей, которые не могут нормально общаться со сверстниками и отличаются ограниченной эмпатией. Термин был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года.
История этого синдрома началась очень печально. Во время Второй мировой войны Аспергер практиковал в университетской детской клинике в Вене. Он отбирал детей, у которых были выражены психические нарушения и отклонения, и выписывал им направления в клинику «Ам Шпигельгрунд» — известную тем, что она была включена в нацистскую программу очищения нации. За время войны там погибли 789 детей, многие из них были убиты.
Говоря другими словами, человек с синдромом Аспергера начинает испытывать трудности при взаимодействии с другими людьми, ему не хочется лишний раз общаться. Такой человек как правило, сосредоточен на собственных интересах и часто бывает зациклен на какой-то одной задаче. При этом он не может понять мотивы и эмоции других людей, часто приравнивая их к «другому классу созданий».
Человеку с синдромом Аспергера сложно контактировать с другими
Можно ли назвать это болезнью? Хотя раньше синдром Аспергера сильно отождествляли с аутизмом, сейчас все больше медиков считают его психическим растройством. Дело в том, что люди с таким синдромом часто обладают высоким интеллектом и сильно опережают сверстников по умственным способностям. За счет внимания к деталям, целеустремленности и скрупулезности из таких детей часто получаются гении своего дела. Синдром Аспергера был, например, у Николы Теслы и Исаака Ньютона; также его диагностировали Стиву Джобсу, основателю Apple, и Биллу Гейтсу, который стал главой Microsoft.
Синдром Аспергера был замечен у Билла Гейтса и Стива Джобса
Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых
Чаще всего синдром Аспергера диагностируют психологи в школах, поскольку при нахождении ребенка в социуме можно хорошо понять, способен он нормально общаться со своими сверстниками и понимать их, или нет. Конкретной классификации признаков синдрома Аспергера нет, однако ученые все же смогли выделить главные из них.
- Человеку сложно заводить друзей и новые знакомства;
- Он интересуется только конкретными вещами;
- Во время разговора с другим человеком он все сводит к собственному монологу;
- Внезапные приступы депрессии и тревоги;
- Человек разговаривает только с ограниченным кругом лиц;
- Мало использует мимику и жесты.
Даже если у человека наблюдается один или несколько этих признаков, нельзя самостоятельно диагностировать ему синдром Аспергера. Как правило, для его выявления с ребенком (или взрослым человеком, хотя у детей найти его легче) работают психологи и неврологи.
Сейчас в интернете существует несколько тестов на синдром Аспергера, один из них разработали психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма — можете попробовать пройти тест на синдром Аспергера. Если человек набирает в нем больше 32 баллов, с большой вероятностью у него присутствуют признаки синдрома Аспергера. В то же время тест не является средством диагностики, поэтому в любом случае необходима консультация врача.
Специалисты клиники
Байновский Дмитрий Леонидович
Психолог, Психотерапевт
Стаж 20 лет
Подробнее о враче
Аттаева Лейла Жамаловна
Аттаева Лейла Жамаловна
Подробнее о враче
Артемов Александр Павлович
Врач — психиатр
Стаж 40 лет
Подробнее о враче
Агибалова Татьяна Васильевна
Психиатр-нарколог, Доктор м.н., профессор
Стаж 19 лет
Подробнее о враче
Яковенко Александр Альбертович
Реаниматолог
Стаж 9 лет
Подробнее о враче
Панарин Александр Сергеевич
Врач Нарколог, Психиатр, Психотерапевт
Стаж 17 лет
Подробнее о враче
Денденков Юрий Юрьевич
Психиатр, Реабилитолог
Стаж 15 лет
Подробнее о враче
Коренев Сергей Юрьевич
Нарколог, Психиатр, Психотерапевт
Стаж 27 лет
Подробнее о враче
Наши врачи
Социальный психолог
Психолог
Стаж: 14 лет
Социальный психолог
Психолог
Стаж: 6 лет
Психолог
Психолог
Стаж: 7 лет
Психиатр, врач высшей категории, дмн
Психиатр
Стаж: 8 лет
Врач — психиатр, психиатр — нарколог
Нарколог
Психиатр
Стаж: 19 лет
Врач — рефлексотерапевт
Рефлексотерапевт
Стаж: 18 лет
Клинический психолог, психотерапевт
Психолог
Психотерапевт
Стаж: 4 года
Психолог, нейрокоуч
Нейрокоуч
Психолог
Стаж: 16 лет
«НЛП — Практик в науке и искусстве», гипнотерапевт, семейный психолог
Гипнотерапевт
Семейный психолог
Стаж: 17 лет
Ольницкая Ольга Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт
Психолог
Психотерапевт
Стаж: 14 лет
Данная статья проверена экспертом:
Врач — рефлексотерапевт
Основные симптомы синдрома Аспергера у детей:
1. Фиксация внимания ребенка на чем-то одном. Многих детей с синдромом Аспергера интересует одно – два увлечения, на которых ребенок может быть сосредоточен часами. Обычный ребенок интересуется всем и сразу, часто дети играют одновременно с большим количеством игрушек. Это считается нормой
Самой распространённой фразой мам, у чьих детей выявлен синдром Аспергера: «Мой ребенок сосредоточен на чем-то определенном (свои автомобили, синие игрушки, свои книги…), и уделяет этой вещи (увлечению) особое внимание слишком долго»
2. «Маленький профессор». Как правило, ребенок с Синдромом Аспергера звучит, как маленький профессор. Такие дети, как правило, имеют развитые вербальные навыки, но из-за аутизма, вызванного синдромом Аспергера, они могут зацикливаться на разговоре без остановки. Дети с синдромом Аспергера часто говорят официально, слишком необычно для своего возраста, или говорят, совсем как взрослые.
3. Трудности с пониманием социальных сигналов. Социальные трудности – это еще один ключевой признак синдрома Аспергера. Мы с детства учимся понимать не только речь, но и язык тела. О многих движениях мы даже не задумываемся, однако, они часто заменяют или дополняют смысл наших слов. Чтение языка тела (жестов) может быть трудно для таких детей, например, в ожидании своей очереди или во время беседы. Это одна из причин, почему дети не вступают в разговор, они просто говорят, говорят, не понимая по жестам тела и лица собеседника, что ему тоже есть, что сказать. В результате, такие дети становятся изолированными от сверстников, так как не могут поддерживать двустороннюю беседу.
4. Необходимость рутинной дисциплины. Для детей с синдромом Аспергера любое отклонение от плана – это стресс и то, что может вызвать путаницу. Если вы скажете ребенку, который привык принимать душ в 8 вечера, что мы сегодня задержимся в гостях, придем домой в 9, а после примем душ, то такое поведение вызовет у ребенка смятение и путаницу, так как любое отклонение от плана тоже должно быть заранее спланировано. Рутинная дисциплина играет важную роль: душ в 20.00, ужин в 18.00, обед в 12.00 и так далее. Если нужно отойти от плана, то ребенку приходится об этом говорить за несколько дней, чтобы его не спутать.
5. Трудности с эмоциями и их контролем. Часто такие дети становятся более эмоциональными и раздражительными во время психологических перегрузов. Например, многие дети с синдромом Аспергера не могут справиться с эмоциями, если их распорядок или планы идут наперекосяк. Обычно, это описывают, как неспособность контролировать эмоции, когда что-то «не в порядке».
6. Отсутствие эмпатии. Еще один признак синдрома Аспергера у детей – это кажущееся отсутствие сочувствия к другим людям. Многие родители говорят, что их дети не имеют понятия, что у других людей есть чувства, могут быть переживания или страдания. Дети с синдромом Аспергера живут, будто в своем собственном маленьком мире.
7. Не могу понять тонкости речи. Некоторые людям с синдромом Аспергера трудно понять выделение слова интонацией или остроумную фразу «со смыслом». Такие люди понимают слова очень буквально, им сложно понять сарказм или юмор.
8. Необычный язык тела. Другим признаком синдрома Аспергера у детей являются необычные выражения лица и странные позы, также такие дети избегают взгляда в глаза.
9. Задержка развития моторики. Этот признак распространяется на абсолютно все виды моторики, от мелкой моторики рук (почерк) до способности ездить на велосипеде, играть в баскетбол.
10. Сенсорная чувствительность. Многие дети с синдромом Аспергера имеют повышенную сенсорную чувствительность. Как результат, они могут быть крайне чувствительны к определенным ощущениям, будь то яркий свет, громкие звуки или ткань одежды и др.
Если вы думаете, что у вашего ребенка может быть синдром Аспергера, не стоит затягивать поход к специалисту. Синдром Аспергера – это не конец жизни! Диагностика синдрома – это возможность помочь ребенку развиваться в нужном направлении для него. Ведь, глупо заставлять ребенка с синдромом Аспергера учить юриспруденцию, рассчитывая на большие результаты. Зато, есть много других отраслей, где та же способность концентрироваться с удовольствием на чем-то долго может оказаться незаменимой.
Иностранные врачи рекомендуют обращаться в специализированные группы для таких родителей, водить в эту группу своего ребенка. Однако, решение за вами, никто лучше вас не чувствует собственного ребенка, поэтому именно вы знаете, что лучше для него.
Эта статья носит информационный и образовательный характер. Для конкретных медицинских советов, диагностики синдрома Аспергера и лечения, проконсультируйтесь с врачом.
Нарушения нервно-психического развития
К моменту рождения у ребенка полностью сформированы все органы и системы, кроме нервной. Следствием этого является полная неспособность новорожденного к передвижению и ограниченный диапазон двигательных навыков. Постепенно нервная система развивается – малыш начинает осваивать новые движения, приобретает способность к самостоятельному передвижению. Этому способствует взаимодействие с окружающим миром и в первую очередь с родителями.
Как и физическое развитие, развитие нервно-психическое подчиняется определенной норме. В определенные сроки (предельно жестких рамок нет, имеет место некий допустимый разброс) малыш должен уметь делать то или это. Если это не происходит, то, возможно, имеют место какое-то нарушение психического развития в детском возрасте. К наиболее распространенным относятся:
• синдром двигательных нарушений. В этот диагноз включают обычно любые отставания в моторном развитии ребенка, связанные с задержкой освоения основных двигательных навыков. Например, ребенок не удерживает голову в 2 месяца или не переворачивается в 4 месяца и т.д. Причиной являются негрубые органические поражения мозга, чаще вследствие недостатка кислорода во внутриутробном периоде или в процессе родов
• умственная отсталость. Умственное недоразвитие может быть трех степеней: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелое слабоумие). Критериями степени тяжести УО является способность ребенка к обучению и социальной адаптации. В раннем возрасте умственная отсталость проявляется снижением познавательного интереса – ребенок мало интересуется окружающим, игрушками. Наблюдается запоздалое освоение навыков самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок не может освоить чтение, счет, могут быть дефекты речи разной выраженности
• задержка речевого развития. Наблюдается у детей с нормальным интеллектом в виде задержки сроков освоения речью или наличием дефектов речи. У ребенка с ЗРР нарушения можно заметить уже в самом раннем возрасте: неактивное гуление, малое разнообразие звуков, неохотное повторение за взрослыми, преимущественное использование жестов и мимики вместо речи – все это косвенно может свидетельствовать о задержке развития речи
• задержка психического развития
Подразумевается замедление темпов развития основных психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Отклонения в развитии памяти – самый частый признак задержки психического развития
Кроме того, у таких детей снижена потребность в общении со сверстниками, часто их отличает эмоциональная неустойчивость, например, резкий переход от плача к смеху и наоборот
• расстройство аутистического спектра. Искаженное психическое развитие, при котором страдает способность к коммуникации, часто речь, воображение и эмоционально-волевая сфера. У детей с аутизмом резко снижена потребность социального взаимодействия. В раннем возрасте проявляется в невозможности установления контакта с ребенком – зрительного, эмоционального. Ребенок мало улыбается или не улыбается совсем. Никак не выделяет знакомых взрослых, не демонстрирует привязанности.
Внимание родителей к особенностям роста их малыша и срокам освоения им определенных навыков помогает выявить проблемы развития детей раннего возраста. А это позволяет принять своевременные меры по преодолению ситуации
Однако никогда не стоит спешить с выводами. Окончательное и компетентное заключение могут дать только медицинские работники.
Симптомы
Синдром Аспергера отражается на всех аспектах жизни больного, поэтому имеет множество различных признаков. В современной психиатрии принято выявлять расстройство через триаду симптомов:
- коммуникативно-социальные проблемы;
- сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
- нехватка эмоций, творческого мышления и воображения.
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Коммуникативно-социальные проблемы
Проблемы такого плана у людей с синдромом Аспергера напрямую связаны с выражением своих эмоций. Они с трудом различают интонации, тон и выражение лица собеседника.
Такие люди не считывают невербальные средства коммуникации и не могут определить, когда следует начать или закончить разговор, какая тема хорошо подойдет к ситуации, а о чем лучше промолчать.
Поддерживать дружеские отношения у страдающих синдромом Аспергера получается с трудом. Им сложно справиться с тревогой и переживаниями о реакции окружающих на его особенности общения. Трудности вызывает также непонимание социальных норм и этикета, замкнутость в себе.
В своей же речи они используют много странных выражений и смысловых конструкций, которые сложно понять, не потеряв часть смысла. К этому добавляется достаточно высокая громкость голоса и непривычная интонация.
Сложности чувственного и пространственного восприятия мира
Еще в раннем возрасте синдром Аспергера может проявляться в качестве бурной реакции на различные раздражители: громкий звук, яркий свет или сильный запах.
С возрастом это чувство может притупляться, но нестандартное восприятие окружающего мира все равно остается: какой-либо ненавязчивый аромат может быть нестерпимо резким для больного человека, а гладкий предмет может быть неприятен, потому что слишком шершав на ощупь.
Необычное восприятие чувств дополняется таким же восприятием пространства. Человек с синдромом Аспергера часто имеет неуклюжую походку и проявляет физическую неловкость в движениях: оступается на ступеньках, спотыкается даже на ровном месте, задевает собой предметы и косяки дверей. Чтобы избавиться от этого, ему приходится сильно сосредотачиваться и не уходить в свое обычное состояние – погруженность в себя.
Нехватка эмоций, творческого мышления и воображения
Люди, имеющие синдром Аспергера, не лишены богатого воображения. Во взрослой жизни они могут достичь успеха в творческих профессиях. Но с социальным воображением все-таки имеются некоторые сложности:
- невозможность представить несколько вариантов развития и совершения различных действий и обстоятельств;
- непонимание и непринятие чужой точки зрения;
- проблемы с эмпатией;
- неумение играть роль, изображать кого-то.
Эволюция симптомов
Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.
Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.
Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.
Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.
Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:
- проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
- чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
- слишком капризны;
- привередливы в еде;
- отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.
Более явно признаки синдрома проявляются в раннем дошкольном возрасте, когда ребенок идет в сад, начинает более тесно контактировать с другими детьми
Здесь обращает на себя внимание поведение малыша. В группе или на детской площадке можно наблюдать картину, когда все дети играют вместе либо небольшими группами, а один ребенок находится в стороне, обособленно от других
Он не проявляет интереса к другим деткам, не стремится вовлечься в их игры и общение. Такому ребенку трудно взаимодействовать со сверстниками. Даже совместная деятельность с родителями дается им с трудом.
У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.
Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.
Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.
Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.
Жизнь в обществе
Люди с синдромом Аспергера зачастую называют себя «аспи». Аутисты выступали в поддержку изменений восприятия аутистических нарушений не как болезней, которые нужно вылечить, а как сложных синдромов. Сторонники данной точки зрения не согласны с тем, что есть некая идеальная конфигурация головного мозга, и какое-либо отклонение от неё является патологией.
Таким образом, они пропагандируют толерантность к так называемому нейроразнообразию. Кроме того, существует контраст между позицией родителей детей с этим синдромом, которые, как правило, ищут лечение и какую-то помощь для своих детей и позицией взрослых людей, которые зачастую горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили.
Некоторые специалисты считают, что синдром Аспергера стоит рассматривать не как нарушение или даже инвалидность, а как некий когнитивный стиль, и что его следует исключить из списка психиатрических патологий подобно гомосексуализму. Имеется мнение, что гены, которые создают своеобразную комбинацию способностей, соответствующую данному синдрому, сформировались в ходе довольно недавней человеческой эволюции и тем самым внесли значительный вклад в историю человека.
Причины отставания и способы коррекции
Самой благоприятной с точки зрения прогноза формой отставания в развитии является педагогическая запущенность, при которой оно обусловлено только условиями жизни и воспитания ребенка. Длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести к резкому снижению потенциальных возможностей психического развития ребенка, тем не менее при правильном и своевременном индивидуальном подходе к такому ребенку, достаточной интенсификации развивающих занятий эти дети легко могут догнать своих сверстников.
Задержка психического развития, несмотря на многообразие ее проявлений, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить ее как от педагогической запущенности, так и от умственной отсталости. Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание ЦНС, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями (Власова Т. А., 1971; Певзнер М. С, 1966; Ульенкова У. В., 1990).
В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм); низкий психический тонус (длительная астения); нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.
Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в.том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в первый класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть инфицированная помощь, полученная детьми в дошкольном воз-Касте (Ульенкова У. В., 1990).
Умственная отсталость в отличие от задержки психического раз-«тия носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы. У детей же с нарушением темпа развития задержки психического развития в дальнейшем преодолеваются (Рубинштейн С. Я., 1979; Лебединский В. В., 1985).
Таким образом, очевидно, что своевременно начатая коррекцион-ная и развивающая работа с детьми, имеющими нарушения темпа психического развития, оказывается весьма плодотворной, причем чем раньше она начата, тем лучшим оказывается результат.
Проявления у взрослых
При отсутствии своевременной коррекции расстройства в детском возрасте подростки и взрослые с синдромом Аспергера проявляют признаки дезадаптации к социуму и предпочитают самоизоляцию. Эти проблемы проявляются в следующих признаках:
- невозможность установления дружеских или приятельских контактов;
- инертность по отношению к противоположному полу;
- невозможность нахождения точек соприкосновения с окружающими людьми.
Подростки-«аспи» предпочитают заниматься монотонными и однообразными хобби и не интересуются продвижением по карьерной лестнице (например, в школе, университете и пр.). Они могут набирать высокие балы при прохождении тестов на IQ, показывать глубокие знания в профессиограммах различных профессий, но не проявляют интереса к возможности развития своих способностей для достижения более высоких уровней.
У некоторых подростков мужского пола наблюдаются признаки шизоидности:
- полное отсутствие чувства юмора;
- однобокость мышления при восприятии афоризмов и пословиц (т. е. они понимают их буквально);
- неспособность понимать метафоры;
- отсутствие склонности к анализу событий (не могут отличить правду от лжи).
Такие признаки не являются симптомами шизофрении. Их присутствие объясняется отсутствием воображения, которое характерно для рассматриваемого нами синдрома.
Сложности при общении с окружающими, возникающие у «аспи», могут восприниматься людьми как грубость или невоспитанность. Подобное отношение формируется такими особенностями аспергерных аутистов:
- говорят то, что думают и при этом не задумываются об уместности высказывания;
- могут высказывать замечания вслух по тем поводам, которые общественное мнение «приняло решение» не замечать;
- игнорируют общественный этикет, предпочитая личный комфорт;
- не могут воспринимать эмоции, которые пытается передать их собеседник;
- не знают эмпатии;
- способны во время беседы встать и уйти без объяснения причины из-за возникших собственных переживаний;
- никогда не заинтересованы в том, чтобы произвести хорошее впечатление (например, на девушку, учителя, работодателя и пр.).
С возрастом синдром Аспергера может приобретать злокачественное течение и приводить больных к абсурдным действиям. Взрослые «аспи» имеют склонность к ипохондричности и подозрительности. Например, при визите к хирургу они могут задавать множество вопросов о стерильности перчаток, чистоте стен кабинета, одноразовости инструментов и т. п. Из-за такого поведения окружающие нередко воспринимают таких людей как занудливых или мелочных, а попытки открытой критики повергают аспергерных аутистов в еще большую замкнутость.