Современное общение детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками
Организация: МАОУ СОШ №7 с УИОП
Населенный пункт: Московская область, г. Балашиха
В современном информационном обществе возрастает потребность людей в общении
Что же такое общение?
В психологии общение определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Содержание общения – это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому.
Первой формой общения является ситуативно-личностная.
В младенчестве ребенок внимательно слушает обращенную к нему речь мамы и папы. Следит за артикуляцией взрослого, пытается общаться с взрослым с помощью мимики, улыбается в ответ на спокойную, ласковую речь мамы и папы, возникает двигательное оживление и вокализация. Ребенок стремится продлить эмоциональный контакт со взрослым. Если ребенка оставляют одного, проявляет недовольство плачем. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью ребенка. Недостаток общения ребенка со взрослыми может привести к задержке психического развития, к отставанию в развитии.
В раннем возрасте потребность к общению только возрастает. Круг общения ребенка расширяется. Ребенок общается со взрослыми, пытается повторить обращенную к нему речь, сначала произнося отдельные звуки, слоги. До 1.5 лет ребенку достаточно общение со взрослыми из его окружения. Он эмоционально реагирует на знакомых и родных ему людей, общается с ними с помощью мимики, жестов, гуления и агуканья.
Примерно с 1,5 лет ребенку интересно общение с его сверстниками. Он всматривается в лица таких же малышей, как и он. Сравнивает себя с ними. Проявляет живой интерес к ним, пытается вступить в физический и эмоциональный контакт с ними. Пытается дотронутся ручкой до лица другого ребенка, наблюдает за проявлением эмоций других детей.
Общение малышей происходит с помощью различных действий. Можно выделить несколько основных категорий: 1. Отношение к сверстнику как к интересному объекту. Как раз, как сказано было выше ребенок рассматривает другого ребенка, его лицо и одежду. 2. Действия со сверстниками как с игрушкой. Действия эти отличаются бесцеремонностью. Он не обращает внимания на протесты другого ребенка. Может похлопать ребенка по лицу, схватить его за волосы и т.д.
3. Наблюдение за другими детьми и подражания им. Дети смотрят в глаза друг к другу, улыбаются друг другу, подражают действиям других детей.
4. Эмоционально окрашенные действия, характерные только для взаимодействия детей друг с другом. Малыши хохочут вместе, вместе прыгают, кривляются, проявляют и негативные действия- дерутся, ссорятся и пугают друг друга.
Дети в раннем возрасте только учатся общению между собой, общение не носит постоянного характера, оно возникает и быстро затухает. У детей наблюдаются частые конфликты, так как они еще не умеют договариваться между собой. Частыми бывают конфликты из за игрушек.
Дети раннего возраста нуждаются в общении с другими детьми их возраста, но им нужна помощь взрослых в установлении и поддержании контактов и в разрешении конфликтных ситуаций между ними.
Общение детей происходит в игре. Это общение очень эмоциональное, ребенок чаще смеется, громче разговаривает, придумывает новые игровые ситуации, прыгает, скачет, визжит. Со взрослыми же ребенок ведет себя иначе.
В раннем возрасте общение со сверстниками только начинает складываться и решающая роль в этом принадлежит организации взрослым субъектного взаимодействия между детьми, которая осуществляется по ходу совместной деятельности.
Приложения:
-
file0.docx.. 16,6 КБ
Опубликовано: 03.04.2023
Врожденные формы психики и поведения младенца
Младенец, которому всего 1-2 дня от роду, уже способен различать химические вещества на вкус. Обоняние, одно из самых древних и важных чувств, начинает функционировать сразу после рождения. Элементарное зрение, движение и слух имеют те же характеристики.
В первые два месяца жизни малыш проявляет способность рефлекторно поворачивать голову к уголку рта в ответ на прикосновение к предмету, сильно сжимает руки, когда касается их поверхности, совершает общие некоординированные движения рук, ног и головы. Он также обладает способностью визуально отслеживать движущиеся объекты, поворачивая голову в их направлении. В родильных домах младенцы в первые дни жизни инстинктивно поворачиваются лицом к окну, через которое проникает дневной свет.
Младенец способен различать вещества, которые он пробует на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен определять степень сладости. Новорожденный воспринимает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменением частоты сердечных сокращений и дыхания
Эти двигательные и физиологические реакции похожи на те, которые наблюдаются у взрослых людей с повышенным вниманием и особым интересом к чему-либо
Мы также должны назвать группу процессов, которые способствуют самосохранению и развитию детского организма, и признать их врожденными. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, метаболических процессов и т.д. Несомненно, врожденными являются сосательный, защитный, ориентировочный, хватательный, двигательный и другие рефлексы, которые ярко выражены на втором месяце жизни.
Готовность к функционированию с рождения проявили не только важнейшие органы чувств, но и мозг. Количество нейронов в коре головного мозга новорожденного почти такое же, как у взрослого, но эти клетки незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и организма младенца и превращение его во взрослый мозг и организм происходит в течение нескольких лет после рождения и не заканчивается до поступления ребенка в школу. На созревание и развитие мозга напрямую влияют разнообразные внешние воздействия и впечатления, которые ребенок получает из окружающей среды.
Исследования показали, что в мозге ребенка, родившегося в течение полутора суток, могут быть зарегистрированы различные электрические потенциалы, возникающие в ответ на цветовые раздражители на органе зрения. В этот момент мозг уже способен формировать условные рефлексы.
Для младенца важно знать не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного развития организма. Особое значение имеет развитие движений в первые месяцы жизни
Двигательные способности младенца с рождения организованы довольно сложно. В нем задействовано множество механизмов, регулирующих осанку. У новорожденного часто наблюдается повышенная двигательная активность конечностей, что положительно влияет на формирование сложных, скоординированных движений в будущем.
Развитие движений у ребенка на первом году жизни происходит очень быстро, и прогресс, достигнутый в этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного существа с ограниченным набором элементарных общих врожденных движений рук, ног и головы ребенок превращается в маленького человека, который может не только легко стоять на двух ногах, но и относительно свободно и самостоятельно перемещаться в пространстве, способен выполнять сложные манипулятивные движения руками одновременно с движениями ног, освобожден от локомоции (функции обеспечения перемещения в пространстве) и предназначен для исследования окружающего мира.
В младенчестве у детей быстро развиваются двигательные навыки, особенно сложные, сенсорно координированные движения рук и ног. Эти движения впоследствии играют очень важную роль в развитии когнитивных и интеллектуальных способностей ребенка. Именно через движения рук и ног ребенок получает значительное количество информации о мире; именно через движения рук и ног глаз учится видеть по-человечески. Сложные движения рук входят в первичные формы мышления и становятся его неотъемлемой частью, что обеспечивает совершенствование умственной деятельности человека.
Формирование авторитета взрослого
Взрослый для детей— абсолютный авторитет. Формирование самостоятельности нельзя превращать во вседозволенность
Важно научить малыша моментально реагировать на слово «нельзя». Взрослые должны четко разграничивать сферы допустимого, использовать разную интонацию, чтобы закрепить у дошкольника правильную реакцию
Если малыш делает что-то опасное или вредное, нужно его отругать, но не кричать, а только изменить интонацию на строгую. Крика он испугается, а строгий тон вызовет у него ощущение дискомфорта. Он будет стараться избегать его и быстро поймет, какие поступки вызывают негативную реакцию.
Психология ребенка в 2 года позволяет сформировать понимание авторитета, которому нужно подчиняться. Чтобы добиться этого, начинать очерчивание границ нужно сразу, как только малыш начнет ползать и его поле деятельности значительно расширится. Сформировать авторитет взрослого следует до посещения детского сада— это поможет малышу легче адаптироваться к необходимости следовать указаниям воспитательницы.
Влияние игры на межличностные отношения дошкольников
Значительное влияние на формирование межличностных отношений оказывает игровая деятельность. Особенно дидактическая игра.
Дидактическая игра направляет взаимодействие детей по определенному руслу, а правила регулируют взаимодействия участников.
Например, застенчивый ребенок, подчиняясь правилам, без особых проблем оказывается в центре внимания. Точно так же, как другие дети, он выполняет предусмотренные игрой действия, проявляет инициативу в соответствии со своей временной ролью.
Подобный новый опыт, безусловно, ценен самому ребенку
Но важно и то, что активные смелые дети увидят робкого тихоню с совершенно другой стороны. Проявится интерес к общению с ним, дети увидят равноправного партнера по игре
Но ни в коем случае нельзя умалять роль привычных детям сюжетно-ролевых игр. Именно эти увлекательные занятия, начиная от простейших бытовых до многоролевых игр, раскрывают дошкольникам смыслы человеческих отношений. Рекомендуем детально ознакомиться в статьях:
- Чему учит ребенка игра
- Детям о профессиях.
Обыгрывая семейную тему, обязательно один ребенок берет на себя ответственность быть главным, демонстрируя строгость и контроль происходящего
Играя в доктора, дети учатся проявлять внимание и оказывать поддержку другому человеку. Игра как средство формирования личностных качеств и межличностного взаимодействия – наиболее эффективный вид деятельности применительно к дошкольному возрасту
Особенности межличностных отношений детей
Как видим, отношения детей на протяжении дошкольного детства развиваются в зависимости от становления личности ребенка и прививания нравственных норм. От года к году происходят изменения, и ко времени поступления в школу моральные нормы многие дети начинают воспринимать как регулятор отношений между людьми. Особенно этим отличаются дети с высоким уровнем социального интеллекта.
Что характерно во взаимоотношениях младших дошкольников
Отношения 3–4-летних детей отличаются эгоистичностью. Ребенок хочет играть именно с той игрушкой, которая нравится ему. Если мальчик нагружает свою машину песком, то с подачи взрослого он еще согласится, чтобы его друг в песочнице помогал грузить, но никак не согласится уступить ему машину.
Для младшего дошкольника практически не имеет значения, как его действия оценивают сверстники. «Ты жадина!», «Плохой мальчик», – подобные детские возгласы пролетают если не мимо ушей, то мимо чувственного восприятия. В ответ ребенок может заявить, что он не будет играть с тем, кто его обзывает. А через несколько минут дети об этом инциденте благополучно забудут и возобновят свои игры.
По-настоящему дети обращают внимание на высказывания в свой адрес в среднем дошкольном возрасте. Примерно с 5 лет ребенок чувствительно относится к тому, как его оценивает сверстник
От этого в большой степени зависит, захотят ли дошкольники общаться, вместе играть.
В 5–6 лет дошкольники очень тянутся к детям, проявляющим себя лидерами. Они стремятся получить признание лидера, хотят быть на него похожим, интересуются его мнением. И хотят дружить с лидером. Особенно это заметно среди дошкольников, посещающих ДОУ. Однако реальная детская дружба в детском саду именно в этом возрасте зарождается на основе общих интересов.
Межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте
Старшие дошкольники многое видят и замечают, как и что высказывают им сверстники. Но в этом возрасте дети уже достаточно критично воспринимают оценку своих поступков и результатов деятельности от таких же дошкольников. И если оценка прозвучала неблагозвучно, скорее ответят сверстнику тем же, чем расстроятся. Мнение взрослого – совсем другое дело. Взрослый для старшего дошкольника является большим авторитетом.
Дети в этом возрасте значительно больше проводят времени в кругу сверстников, чем малыши, благодаря чему развиваются коммуникативные способности. У многих детей еще вызывают напряжение первые шаги, чтобы примкнуть к новой компании. Но, преодолев дискомфорт первичного знакомства, они в дальнейшем ведут себя естественно: обсуждают игрушки, договариваются о правилах игры и пр.
В постоянной группе у детей складываются устойчивые взаимоотношения. К одним детям старший дошкольник привязывается, они уже дружат. Общение с другими может нисколько не интересовать.
На этом этапе можно выделить виды межличностных отношений дошкольников, наблюдая за общением в группе сверстников:
- непосредственно личные;
- оценочные;
- деловые.
Крайне редко они встречаются в чистом виде. Практически не бывает такого, чтобы дошкольник с одними детьми хотел только дружить, с другими – только играть в определенные игры, а у третьих – интересоваться их мнением и искать одобрения. Все виды отношений переплетаются.
Как приучать к самостоятельности
В психологии воспитания детей до 3 лет выделяют необходимость развития первичной самостоятельности. Чем ближе кризис 3 лет, тем важнее для малыша осознавать себя отдельной личностью. Он должен понимать, что некоторые действия становятся только его обязанностью, родители не будут выполнять их за него.
Поскольку мелкая моторика ребенка еще недостаточно развита, он будет тратить на простейшее действие гораздо больше времени, чем взрослый. Но чем активнее он тренируется, тем быстрее у него получится правильно надеть кофту, держать ложку, собрать игрушки в коробку. Сначала малыш может ошибаться, например, пытаться есть суп вилкой, а не ложкой. Чтобы научить его правильно выбирать столовые приборы, нужно реагировать мягко, терпеливо. Достаточно просто показать ему, как пользоваться ложкой. Через некоторое время он сам поймет, что ложкой есть суп удобнее.
Таким образом следует прививать и другие навыки. Дошкольник повторяет за взрослыми, ему нужно объяснять, показывать. Тогда он сможет учиться на наглядном примере. В этом возрасте его нужно мягко направлять, нельзя принуждать или ругать за стремление сделать все самостоятельно. Сталкиваясь с недовольством родителя или воспитателя, он потеряет уверенность в себе, будет бояться совершить ошибку. Такие дети выделяются на фоне сверстников: пока другие дети пытаются застегнуть пуговицы или надеть ботинки, не самостоятельный малыш будет ждать помощи взрослых.
Чтобы не нарушить нормальное развитие детей в младшем дошкольном возрасте, нужно проявить чуткость, терпение. Малыш должен быть уверен, что родители поддержат, но не будут ограничивать исследовательский интерес.
Психологические приемы воспитания
Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.
Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.
В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.
Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.
К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.
Особенности общения младенца со взрослыми
Первый объект, который выделяет ребенка из окружающей действительности, — это человеческое лицо. Это может быть связано с тем, что именно стимул чаще всего сопровождает ребенка в самые важные моменты удовлетворения его органических потребностей. Глаза ребенка, которые сначала обращаются к лицу матери, и улыбка на лице матери служат индикаторами атрибуции объекта.
Из реакции концентрации на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности — комплекс анимации. Комплекс анимации — это эмоционально положительная реакция, сопровождаемая движениями и звуками
Ранее движения ребенка были хаотичными и нескоординированными. В комплексе рождается координация движений. Анимационный комплекс — это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это также первый акт общения. Анимационный комплекс — это не просто реакция, это попытка повлиять на взрослого.
Анимационный комплекс является наиболее важным новообразованием критического периода. Он знаменует собой окончание неонатального периода и начало нового этапа развития — младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий окончания неонатального кризиса. Физиологическим критерием окончания неонатального периода является появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители. Медицинским критерием окончания неонатального периода является достижение первоначального веса, с которым ребенок родился, что свидетельствует о нормальном функционировании физиологических систем жизнедеятельности.
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и в то же время не имеет конкретных средств воздействия на него. Это противоречие разрешается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение этого противоречия ведет к разрушению породившей его социальной ситуации развития.
Социальная ситуация совместной жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового вида деятельности — непосредственного эмоционального взаимодействия между ребенком и матерью. Как показывают исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, особенностью этого вида деятельности является то, что субъектом ее является другой человек. Но если субъектом деятельности является другой человек, то эта деятельность является общением. Д.Б
Эльконин подчеркивал, что важно не то, что люди делают друг с другом, а то, что другой человек становится субъектом деятельности. Этот тип общения очень силен в младенчестве
Со стороны взрослого ребенок становится субъектом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать зарождение первых форм влияния на взрослого. Таким образом, вокальные реакции ребенка очень скоро приобретают характер эмоционально активного обращения; хныканье становится поведенческим актом, направленным на взрослого. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это только эмоционально выраженные реакции.
Общение в это время должно быть эмоционально позитивным. Это приводит к положительному эмоциональному настрою ребенка, что является признаком физического и психического здоровья.
Является ли общение ведущим видом деятельности в младенчестве? Исследования показали, что отсутствие общения в этот период оказывает негативное влияние. Так, после Второй мировой войны в психологию вошел термин @госпитализм@ для описания психологического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах.
Большинство исследователей (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечают, что разлучение ребенка с матерью в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка и неизгладимо формирует всю его жизнь. Р. Спитц описал многочисленные симптомы поведенческих расстройств у детей, а также задержки психического и физического развития у детей, растущих в домах ребенка. Несмотря на то, что уход, питание и гигиенические условия в этих учреждениях были хорошими, уровень смертности был очень высоким.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ
Общение
со сверстниками имеет ряд существенных
особенностей, качественно отличающих
его от общения с взрослым. Первое
яркое отличие общения сверстников
заключается в его чрезвычайно
яркой эмоциональной насыщенности.
Повышенная эмоциональность и раскованность
контактов дошкольников отличает их
от взаимодействия с взрослым. В
среднем в общении сверстников
наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических
проявлений, выражающих самые разные
эмоциональные состояния – от
яростного негодования до бурной
радости, от нежности и сочувствия до
драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника
и гораздо чаще вступают с ним
в конфликтные отношения, чем
при взаимодействии с взрослым. Столь
сильная эмоциональная насыщенность
общения детей, по-видимому, связана
с тем, что, начиная с четырехлетнего
возраста, сверстник становится более
предпочитаемым и привлекательным
партнером по общению. Значимость общения
выше в сфере взаимодействия со сверстником,
чем с взрослым.
Другая
важная особенность контактов детей
заключается в их нестандартности
и нерегламентированности. Если в
общении с взрослым даже самые
маленькие дети придерживаются определенных
форм поведения, то при взаимодействии
со сверстниками дошкольники используют
самые неожиданные и оригинальные
действия и движения. Этим движениям
свойственна особая раскованность,
ненормированность, незаданность никакими
образцами: дети прыгают, принимают
причудливые позы, кривляются, передразнивают
друг друга, придумывают новые слова
и небылицы и т. д. Подобная свобода,
нерегламентированность общения дошкольников
позволяет проявить свою оригинальность
и свое самобытное начало. Если взрослый
несет для ребенка культурно
нормированные образцы поведения,
то сверстник создает условия
для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений ребенка. Естественно,
что с возрастом контакты детей все более
подчиняются общепринятым правилам поведения.
Однако нерегламентированность и раскованность
общения, использование непредсказуемых
и нестандартных средств остается отличительной
чертой детского общения до конца дошкольного
возраста.
Подобная
свобода, нерегламентированность общения
дошкольников позволяет ребенку
проявить свою инициативу и оригинальность,
свое самобытное начало
Очень важно,
что другие дети быстро и с удовольствием
подхватывают инициативу ребенка, умножают
ее и возвращают в преобразованном
виде
Одинаковые
и необычные действия приносят малышам
уверенность в себе и яркие, радостные
эмоции. В таких контактах маленькие
дети переживают ни с чем не сравнимое
ощущение своего сходства с другими.
Через эту
общность, узнавая и умножая себя
в ровеснике, дети пробуют и утверждают
себя. Если взрослый несет для ребенка
культурно-нормированные образцы
поведения, то сверстник создает
условия для индивидуальных, ненормированных,
свободных проявлений.
Еще одна
отличительная особенность общения
сверстников – преобладание инициативных
действий над ответными. Особенно ярко
это проявляется в невозможности
продолжить и развить диалог, который
распадается из-за отсутствия ответной
активности партнера. Для ребенка
значительно важнее его собственное
действие или высказывание, а инициатива
сверстника в большинстве случаев
им не поддерживается. Инициативу взрослого
дети принимают и поддерживают примерно
в два раза чаще. Чувствительность
к воздействиям партнера существенно
меньше в сфере общения со сверстником,
чем с взрослым. Такая несогласованность
коммуникативных действий детей
часто порождает конфликты, протесты,
обиды.
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий
Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности
Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.
К концу младшего дошкольного возраста начинается активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Взрослый должен поощрять познавательную активность ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов. Вместе с детьми взрослый переживает чувства удивления, радости познания мира, своими вопросами побуждает к новым открытиям.
На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие. Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, он должен сначала научиться переживать близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.
Умение взрослого передать свои чувства, вызвать у ребенка эмоциональный отклик является необходимым условием пробуждения сопереживания. Взрослый показывает детям пример гуманного, доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малышам увидеть в мимике и жестах проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением взрослый поддерживает стремление к положительным поступкам, способствует становлению положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Приучение к горшку
Начинать приучение к горшку следует в 1,5–2 года. Но нужно учитывать, что развитие физиологических процессов у детей проходит неравномерно. Не нужно переживать из-за этого, постепенно каждый малыш выработает привычку ходить в туалет, просто некоторым для этого требуется больше времени.
Чего нельзя делать при приучении к горшку:
- Заставлять.Добиваться того, чтобы ребенок просился на горшок всякий раз, когда хочет в туалет, нельзя. Нужно смириться с тем, что поначалу он будет забываться.
- Начинать приучать раньше времени. Как бы родителям не хотелось научить малыша ходить на горшок пораньше, дети младше 1,5 лет на это просто не способны. Большинство детей осваивают горшок к 2 годам.
- Убирать далеко горшок. У малыша должна быть возможность пользоваться горшком без помощи взрослых.
- Пользоваться подгузниками дома. Разумеется, подгузники удобны и избавляют от огромного количества уборки и стирки, но постоянное использование подгузников будет мешать ребенку.
- Ругать кроху, требуя послушания. Большинство современных горшков имеют разнообразный, привлекательный для ребенка дизайн. Они выполнены в виде игрушек, яркие и красивые — детям интересно ими пользоваться.
- Отвлекать ребенка, когда он занят. Если ребенок не проявляет видимого желания сходить в туалет, не нужно отрывать его от игры и усаживать на горшок насильно.
Особенности возраста
У младенца, не умеющего ходить и говорить, уже проявляются индивидуальные черты. Ближе к 2 годам характер наполовину сформирован: кроха имеет собственные предпочтения, начинает спорить с родителями за право на личное мнение, требует уважения. Дети осваивают большую часть навыков, необходимых для первичной самостоятельности. Ребенок осознает, что он — личность
Для крохи важно признание, одобрение. Он испытывает гордость за личные достижения
Если малыш не получает внимания взрослых, его самооценка стремительно падает. Он становится замкнутым, может начать отставать в развитии.
Начинается активное развитие речи. К 3-ем годам словарный запас младшего дошкольника составляет 1000–1500 слов. Чтобы стимулировать развитие речи, с малышом нужно разговаривать как со взрослым, не сокращая слова. Ребенок может объясняться с родителями с помощью жестов и отдельных слов, но поощрять такой способ общения нельзя.