Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «поможем царице грамматике»

Проблемы онтогенеза речи: подходы и решения

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.

Тема: «Звуки – »

Цели:

  1. Учить дифференцировать звуки на слух
  2. Познакомить с написанием парных согласных на конце слова
  3. Развивать слуховую память.
  4. Закреплять навык печатания слов со слуха.

Оборудование: предметные картинки со звуками , тетради, карандаши, маркеры, доска, буквы С-З.

Ход занятия

  1.  Оргмомент.

– Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и читаем.

Логопед выставляет на доску букву С

– Назовите букву. Припомните и назовите слова со звуком (дети называют букву и слова со звуком С)

Логопед выставляет на доску букву З.

– Назовите эту букву и слова с данным звуком. (дети называют букву и слова со звуком З)

– Сегодня мы будем различать звуки .

  1. Акустико-артикуляционный образ звуков.

– Произнесите звук , какой это звук? (дети дают характеристику звуку С – согласный, твердый, глухой, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

– Произнесите звук , какой это звук? (звук З – согласный, твердый, звонкий, свистящий, если дети затрудняются с ответом логопед с помощью наводящих вопросов добивается правильного ответа)

– Чем похожи звуки? Чем они отличаются? (Это звуки согласные, твердые, свистящие. Отличие звуков в том, что звук – глухой, а звук – звонкий.  

  1.  Различение звуков – на слух:

а) Игра «Наоборот».

– Поиграем в игру «Наоборот». Условия игры: Я вам говорю слоги и слова со звуком С или З. Если я скажу слово со звуком С, вы должны поменять звук С на звук З, а если я назову слово со звуком З, вы должны поменять звук З на звук С.

Логопед называет слоги, а дети заменяют в них звуки

Са-за; cо-зо; cу-зу ; cы-зы ; Зоя-соя; зуб-суп ; коза-коса; Лиза-лиса ; зайка-сайка

роза- роса; козы-косы; Захар-сахар.

б) Отбор картинок на заданный звук.

Логопед выкладывает на столе картинки со звуками и .

– Поделимся на две команды: Первая команда – команда звука С. Вторая команда – команда звука З. Каждый из вас подходит и выбирает картинку со своим звуком, также вы должны определить место заданного звука в слове (начало, середина, конец). Победит та команда, у которой все картинки будут выбраны правильно.

Каждый ребенок выбирает картинку в соответствии с командой, определяет место заданного звука в слове. Опросив всех детей, логопед объявляет команду-победителя.

  1. Физкультминутка.

«Зайка»: Выполнение движений с речевым сопровождением.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал —

Зайка — прыг — и убежал.

  1. 5. Связь звуков и букв.

Запись букв в тетрадях без демонстрации на доске.

– Откройте тетради. Я вам назову звуки, а вы запишите буквы: С, П, Т, Х, З, А, И, Ы, У

Дети записывают буквы под диктовку логопеда.

  1. Знакомство с правописанием сомнительных согласных в конце слова:

– Напишите слово ТАЗ. Какую букву напишите первой? Какую второй? (первая Т, вторая А)

Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

Какой звук слышится на конце слове?(на конце слова слышится глухой звук )

– Это звонкий согласный звук на конце слова теряет голос, оглушается, и слышится звук . Послушайте слово тазы. Когда после согласного З стоит гласный Ы, тогда точно слышится звук . Посмотрите, в слове тазы пишется буква З. Значит, и в слове таз пишется также буква З.

Логопед делает вывод

 Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

  Слово смело изменяй:

 Таз тазы, нос носы

Будешь грамотным и ты.

– Напишем слово нос. Логопед на доске прописывает вместе с детьми слово.

– Как проверить какая буква будет в конце? Один – нос, а много? (носы)

– Какой звук слышится? (слышится С)

– Значит в слове нос пишем букву С.

  1. Итог занятия:

– Какие звуки сегодня учились различать?  (различали звуки -)

– Назовите слова со звуками , . Дети называют слова со звуками , .

Литература:

  1. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – М.: Гном. – 2016.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе – М., Гном 2014
  3. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбомы для индивидуальной работы. ГНОМ, 2017.

Слайд 8Виды нарушений речи у детей и их проявленияДисфония – проблемы с

голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, голосовых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Какие бывают дефекты речи

Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.

Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.

Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?

  1. Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков – ребенок картавит, шепелявит.
  2. Непроговаривание окончаний в словах.
  3. Нарушение очередности звуков в слове – их взаимозамена.
  4. Бедный словарный запас.
  5. Неумение строить связные высказывания.
  6. Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Какая бывает речь

Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает письменная речь. Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение – это разновидности устной речи.

Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог – это разговор двух или нескольких лиц, а монолог – это высказывание одного человека

С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная – это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.

Примеры речевых упражнений

  1. Вспомните название недавно просмотренного фильма или прочитанной книги. Изложите содержание в четырех предложениях, которые можно записать или удерживать в памяти. Подумайте, какое из этих предложений является не таким важным, исключите его. Аналогично поступите с остальными предложениями, оставив лишь одно. Произнесите его несколько раз, отредактируйте, если вам кажется, что оно звучит неправильно. Такое упражнение, выполняемое регулярно, научит вас лаконично излагать мысли.
  2. Скороговорки любят многие – это весело и полезно. А вот что такое медленноговорки, известно не всем. Упражнение помогает избавиться от сбивчивой невнятной речи. Задача состоит в том, чтобы фраза была произнесена медленно, внятно, с соблюдением пауз. Но неоправданные остановки и затягивание звуков должны исключаться. Постарайтесь наслаждаться звучащей речью. Фразы для упражнения можно подбирать самостоятельно или использовать рекомендованные.

Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи

Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т. к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально- волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным только язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту. И таких детей в логопедической группе обычно много.

Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю-логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.

Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания учителя-логопеда, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.

Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания — отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.

Также среди трудностей детей с нарушением речи:

  • неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
  • недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
  • проблемы с дыханием — когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Речь — не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.

Какие особенности имеет речевое развитие в норме

Для того чтобы понять патологию речи, необходимо представлять процесс последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Нужно осознавать каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, если малыш в 1 год 4 месяца еще не говорит, то решить, нормальное это явление или нет, педагог может, только если обладает знаниями о том, когда при нормальном развитии ребенок должен произносить свои первые слова.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты иногда направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Специалисты считают, что нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление называется «физиологическое косноязычие». Оно закономерно и обусловлено недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

Также знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо для того, чтобы правильно построить коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии

Например, обучая неговорящих детей (алаликов), важно осознавать, что сначала у ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если сразу развивать активную речь, работа не принесет желаемого эффекта

Ход занятия.

2.​ Основная часть.

2.1. Введение в тему.

Логопед: Отгадайте загадки:

Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может…..(удочка).

Гладит все, что касается, А дотронешься — кусается (утюг).

Кто на себе свой домик носит? (улитка)

Логопед: Какой первый звук в словах удочка, утюг, улитка. (Слайд №1 )

2.2. Фонетические упражнения.

Логопед: На что похож звук «У»? (вой волка, гудок паровоза).

(Слайд №2)

а) произнести вслед за в логопедом на плавном длительном выдохе:

— волк воет: уууууууууу. — поезд едет: уууууууууу…

в) произнести самостоятельно звук «У» отрывисто

2.3. Уточнение артикуляции звука «У».

Логопед:

— Как складываются губы, когда произносим звук «У»? (в трубочку, зубки не смыкаются ); (Слайд №3)

— Какой это звук? (гласный). Почему? (Голос поет.).

Для фиксации голосовых складок дети кладут руку на горлышко.

— Фишкой какого цвета будем обозначать звук? (красного)

2.4. Игра «Тихо — громко». ( Слайд №4)

Логопед: Волк воет на луну громко, а волчонок – тихо. Мальчики будут у нас «волками», а девочки «волчатами». Потом поменяемся ролями.

2.5. Упражнения на развитие фонематического восприятия. Выделение звука «У» на слух в ряду:

Логопед: Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».

— гласных звуков: А, У, И, У, А, У, У, А, И;

— слов: утка, ива, машина, кукла, шутка, ананас, буква, подушка, самолет, умный, кошка, барсук, думать,…

2.6. Упражнения на развитие фонематического анализа.

Логопед: Рассмотрите картинки, назовите те из них, где звук «У» в начале слова, в середине слова. (Слайды № 5,6 )

— А теперь, наоборот, я называю слово, а вы на своих звуковых линейках отмечаете, где находится звук «У»: в середина, в начале или в конце слова:

Улица, посуда, туфли, уголь, удав, туча.

Динамическая пауза.

Логопед: Слушайте меня и повторяйте за мной движения:

Самолёты загудели. (вращения перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолёты полетели. (Руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели. Да и снова полетели. (Присесть, руки к коленям.)

Продолжение основной части.

4.1.Логопед: Выберите и назовите только те картинки, в названиях которых есть звук «У». (Слайды № 7,8 )

4.2. Игра « Четвертый лишний». (Слайды №9,10 )

4.3. Упражнение «Дорисуй картинку и раскрась».

Логопед раздает детям цветные карандаши и трафарет фигурки «Уточка». (Приложение №1 )

Логопед: Какой звук учились четко произносить?

— Как складываются губы, когда произносим звук «У»?

Сюрпризный момент. Просмотр музыкального ролика « Волк». (Слайд № 11)

Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи

Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

  1. Употребление слова в ошибочном значении.

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

  1. Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».

  1. Тавтология (повтор однокоренных слов в одном предложении).

Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».

  1. Плеоназм (употребление идентичных по значению слов).

Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».

Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (не все слова в русском языке могут сочетаться между собой).

Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

  1. Неверное употребление фразеологизмов.

Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».

Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

Читайте

Здесь важно соблюдать два условия. Первое: чтение должно быть регулярным

Одна книга в год грамотнее вас не сделает. Мозг запоминает только то, что часто повторяется. Второе: читайте исключительно грамотные тексты (классику). Форумы, паблики, посты блоггеров изобилуют ошибками, которые мозг при регулярном чтении воспринимает за норму.
Погрузитесь в правильную языковую среду. Вы будете имитировать речь культурных и грамотных людей, общаясь с ними.
Не спешите. Люди оправдывают свою безграмотность требованием времени. Многие считают, что скорость передачи информации – это главное. Соблюдать правила русского языка некогда. В корне неверный подход. Исковерканные слова, которые постоянно используются в общении, мозг фиксирует как правильные, и вы перестаете замечать речевые ошибки.
Учите правила русского языка. Без них никуда.

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

Разговорный тип

Разговорный тип общения как отдельный подвид начал развиваться в 90-х годах прошлого столетия. Он разделяется на литературно-разговорный и фамильярно-разговорный тип.

Носитель такого стиля общения придерживается разговорной манеры общения в любой обстановке, даже официальной. Они характеризуется сниженностью речи в большей или меньшей степени.

В литературно-разговорном типе преобладает общение на «ты», а в фамильярно-разговорном добавляются грубые высказывания.

Носители такой манеры общения не имеют понятия, какими качествами должна обладать хорошая речь. Они привыкли разговаривать на том уровне, который наблюдается у всего их окружения. Попадая в новую для них среду, такие люди просто не могут поменять манеру выражать свои мысли. Ведь другой модели поведения у них просто нет.

Чаще всего такие стили распространяет телевидение, приглашая к себе на ток-шоу людей, предпочитающих разговорную манеру общения.

Содержательность

Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».

Содержательная речь должна соответствовать критериям:

  • достоверности;
  • аргументированности;
  • новизны;
  • актуальности;
  • пользы.

Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

  1. Пересказ художественных текстов.

Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

  1. Упражнение «Начни сначала».

Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.

  1. Система наказаний.

За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

  1. Практика «Вставка».

Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

  1. Тесты без вариантов ответа.

Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.

Фронтальное занятие в подготовительной группе для детей с ФФН“Звук Ль” или “Программа телепередач”

Антипова Н.Г., учитель-логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад №7 “Топотушки” города Павловский Посад Московской области.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

    1. Учить детей различать звук “ль” в слогах, словах, предложениях.
    2. Учить детей определять позицию звука “ль” в словах.
    3. Учить добавлять к данному слогу слог и образовывать слово.
    4. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
    5. Закреплять навык преобразования глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени.
    6. Закреплять навык составления предложений по опорным картинкам и схемам.
    7. Закреплять навык практического употребления слов сложной слоговой структуры: зритель, телеведущий.
    8. Развитие умения соотносить музыкальный ритм с движениями.
    9. Развитие памяти, внимания, мышления.

Материал с сайта www.logoped.ru
ОБОРУДОВАНИЕ:

мешочек — “копилка слов”, 2 куклы, мяч, предметные картинки на тему

“Фрукты, ягоды”, предметные картинки для составления предложений, схемы слов, обозначающих действие, предлогов, схемы для определения позиции звука, зелёные фишки, изображение телевизора.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дети стоят около логопеда. Логопед говорит, что на прошлом занятии дети познакомились со звуком “ль”.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

Логопед показывает детям мешочек — “копилку слов” и просит назвать по одному слову со звуком “ль”. Дети называют слова и дают звуку характеристику. Логопед вносит 2-х кукол и предлагает догадаться, как их зовут.

Логопед: “ В именах кукол тоже слышится звук “ЛЬ” и заканчиваются на слог “ля”. Я буду называть 1 слог, вы добавляете слог “ля” и называете имя, которое получилось. ( О — ля, Га-ля )”.

ИГРА “ДОГОВОРИ СЛОВЕЧКО”.

Материал с сайта www.logoped.ru
Логопед бросает детям мяч и называет 1 слог, дети добавляют слог “ля” и образовывают имя.

(Коля, Толя, Поля, Уля, Аля,Геля,Валя,Лиля, Лёля).

Логопед предлагает детям сесть за столы и загадывает загадку:

Вот так дом: Одно окно,

Каждый день в окне кино.

Живёт в нём вся Вселенная.

А вещь — обыкновенная. (телевизор)

Логопед спрашивает детей, какие они смотрят передачи по телевизору и предлагает на занятии тоже “посмотреть” некоторые передачи.

ИГРА “ПРИГОТОВИМ СОК”. (образование относительных прилагательных).

Логопед говорит, что первая передача называется “Кулинарный поединок”. Дети будут учиться “готовить” сок из ягод и фруктов. Но сначала из ряда картинок нужно выбрать изображения ягод и фруктов, в названии которых слышится звук “ль” (лимон, апельсин, мандарин, персик, вишня, смородина, земляника, слива, облепиха, клюква, калина, малина)

Логопед: “Какой сок приготовим из малины?” (малиновый).

(лимонный, апельсиновый, калиновый, сливовый, облепиховый и др.)

В экран телевизора логопед вывешивает картинку с изображением фруктов или ягод и стаканчики с соком.

3 .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Логопед говорит, что следующая передача спортивная. Дети выполняют движения в соответствии со стихами:

Сначала мы потопаем,

Затем мы все похлопаем.

Потом мы повернёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам всё делать по порядку:

Руки поднимать, руки опускать,

Приседать, вставать,

Прыгать и скакать.

Затем движения выполняются под музыку без сопровождения словами.

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ.

Материал с сайта www.logoped.ru
Логопед спрашивает детей, что они делали.

Дети: “Топали, хлопали, прыгали, улыбались, приседали, вставали”.

Логопед: “Какой звук помогал вам образовывать слова в прошедшем времени?” (звук “ль”).

4.СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ОПОРНЫМ КАРТИНКАМ И СХЕМАМ.

Логопед говорит, что следующая передача называется “Школа ремонта”.

Эта передача рассказывает о том, как делать ремонт в квартирах и домах. Но дети будут “ремонтировать” предложения.

На доске картинки и схемы слова-действия и предлога. Дети составляют предложения.

(картинки: лиса-лисята, мальчик-лес, самолёт-небо) Затем называют слова со звуком “ль”.

5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЗИЦИИ ЗВУКА В СЛОВАХ. Логопед говорит, что у каждого телевизора есть пульт. У нашего телевизора тоже есть пульт, но немного необычный. С помощью кнопки-фишки пульта дети будут определять, где слышится звук “ль” в названых словах. Логопед предлагает посмотреть следующую передачу — “Растительная жизнь”.

На экран телевизора выставляются картинки с изображением деревьев: клён, липа, ольха, ель.

6.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед спрашивает, чему дети научились на занятии? Кто были наши куклы, когда смотрели наши передачи? (зрителями) Кем были дети, которые проводили передачи? (телеведущими).

Какие функции выполняет речь

Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка. 1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних

Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций

1) Коммуникативная функция речи одна из наиболее ранних. Она способствует развитию навыков общения ребенка со сверстниками, предоставляет возможность совместной игры. Это имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Первая речь ребенка социальна. В дальнейшем на ее основе формируется внутренняя речь, с помощью которой у детей идет процесс познания и создается возможность регулировать свое поведение. При общем недоразвитии речи ребенок длительное время в основном «говорит» с помощью жестов и интонаций.

2) Познавательная функция речи связана с коммуникативной стороной, они формируются в тесном единстве. Ребенок при помощи речи получает новую информацию, приобретает возможность ее по-новому усваивать. Доктор педагогических наук, психолог А.А. Люблинская утверждала, что пассивное овладение речью ребенком на первом-втором году жизни способствует развитию обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный, поисковый характер.

При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Большая роль отводится речи и развитию памяти, особенно вербальной, которая необходима для формирования обобщенного мышления.

По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок постепенно осваивает такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ и синтез. При олигофрении прежде всего недоразвивается обобщающая функция слова. С другой стороны, при недоразвитии речи могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщенного мышления.

3) Регулирующая функция речи складывается у нормального ребенка на ранних этапах его развития. Однако лишь к 4–5 годам, когда у него развита смысловая сторона речи, слово взрослого становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения. Эта функция речи связана с созреванием лобных отделов мозга. Поэтому при некоторых формах церебральной патологии, когда преимущественно задерживается созревание лобных отделов мозга, отмечается недостаточное развитие регулирующей функции речи, недоразвитие внутренней речи и речевого мышления.

При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.

Причины нарушений

Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные

Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, — это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.

Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии фонематического слуха, что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.

Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.

Словарный запас

15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.

  1. «Распаковка».

Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.

Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.

Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.

Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.

  1. «Как Цицерон».

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.

Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.

Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.

  1. «Вспомнить всё».

Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.

  1. «Используйте!».

Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.

Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.

Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: