Педагогические условия формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с овз в доо

Коммуникативные способности в подростковом возрасте

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

Организация: МБДОУ детский сад №62 «Кубики»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Организация: МБДОУ детский сад №62 «Кубики»

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Новороссийск

Способности к коммуникации и активное познание окружающего мира считаются важными компонентами развития ребёнка дошкольного возраста в личностном и социальном плане. Отношения людей между собой и с обществом реализуется в общении. Одним из показателей взаимодействия ребенка в обществе являются сформированные способности к коммуникации. Коммуникативные навыки помогают в разрешении проблемной ситуации, преодолении робости и смущения, формировании отношений с окружающими, успешной деятельности в обществе.

Коммуникативная деятельность в воспитательном и образовательном процессе согласно ФГОС ДО является одним из главных направлений развития детей дошкольного возраста на данный момент.

Воспитать ребёнка, обладающего знаниями и умениями в области коммуникации, адаптации в обществе — важная задача педагога.

В.А. Сухомлинский говорил, что одной из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста является введение его в мир человеческих отношений.

Общение положительно влияет на оценивание ребенка самим собой, его внутренние характеристики:

  • адекватное представление о себе и своих возможностях;
  • уверенность в собственных силах;
  • комфортность эмоционального состояния.

Социализироваться, быть значимой личностью в социальном плане, понять себя и найти свое место в мире можно только в процессе общения с другими людьми.

Речевое развитие во многом определяет компетентность коммуникации ребенка дошкольного возраста

Речь является важной ВПФ, участвует в поведенческой регуляции и детской деятельности

У детей с ОВЗ помимо нарушений ТНР и ЗПР, часто выявляются сочетанные нарушения, которые затрудняют процесс коммуникации. К психологическим особенностям этих детей относят: робость, замкнутость, агрессивное и нерешительное общение с окружающими. Специфическими чертами в поведения в общем и речи являются контактные ограничения, медленное ситуационное включение в общение, слабое или отсутствие поддержки беседы.

У детей-дошкольников наблюдаются затруднения или неверное определений эмоций у собеседника, невозможность правильно передать состояние эмоций, пассивность в общении, отсутствие личного мнения и желания, равнодушие к детям своего возраста, отказ от помощи взрослых и детей, зачастую невозможность речевого урегулирование проблемы приводит к конфликту среди сверстников.

Такие особенности в сфере коммуникации у детей с особыми возможностями здоровья определяют всестороннюю коррекционную работу.

Только в ходе всестороннего и грамотного в организации процесса обучения и воспитания, при учете всех особенностей и потребностей развития психики детей с ОВЗ, можно раскрыть потенциал ребенка.

В формировании коммуникации и развития личности ребенка с нарушениями участвуют все специалисты дошкольного учреждения, такие как воспитатели, учитель-логопед и дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. При совместном сопровождении ребенка достигается всестороннее развитие личности и расширение коммуникативной способности.

Проводимые занятия со специалистами имеют разную сложность, способы объяснения и реализуются в условиях процесса обучения и во второй половине дня при выполнении режимных моментов в дополнении к плану обучения.

При формировании в сфере коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ОВЗ используются методы и приемы для преодоления недоразвития речи и навыков коммуникации. использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, специалисты ведут работу по развитию диалога и театрализованной деятельности.

Исходя из этого, дети учатся определять эмоции собеседника и людей находящихся рядом, поделиться впечатлениями о них; извлекать информацию из общения с окружающими, уважать мнение собеседника и способность его слушать, высказывать свое мнение и учитывать мнение собеседника, участвуют в играх с товарищами, учатся преодолевать конфликты, оказывать и принимать помощь.

Список использованной литературы:

  1. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности . учебно-методическое пособие. — СПБ., 2005.
  2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений .- СПб., 2009.
Опубликовано: 10.11.2023

Анкетирование родителей испытуемых детей

Данный метод сбора эмпирической информации использовался для качественной оценки изменений двигательного развития, самооценки, психоэмоционального состояния и коммуникативности испытуемых. 

Результаты анкетирования родителей позволили выяснить, каково преобладающее общее самочувствие и настроение ребенка. Есть ли у него жалобы на самочувствие, как часто они возникают и каким образом проявляются

Важной была информация о состоянии двигательной активности ребенка, об особенностях его общения со сверстниками, уровне тревожности и самооценки ребенка

Полученные данные свидетельствуют о том, что у шестерых детей (100%) повысилось настроение. Самочувствие преимущественно не изменилось, однако фиксация на состоянии здоровья, в общем снизилась. Следует отметить, что у двоих детей нормализовался сон: они стали быстрее засыпать, реже просыпаться по ночам, еще у двоих детей улучшился аппетит. Двигательная активность у двоих детей (33,3%) стала менее суетливой, у троих детей (50%) изменилась с вялой, заторможенной на более подвижную. У всех детей (100%) улучшилась концентрация внимания. У четверых детей (66,6%) стали реже проявляться вредные привычки. У троих детей (50%) снизилась тревожность, при этом один ребенок смог преодолеть страх шума, еще один мальчик преодолел страх темноты, одна девочка перестала бояться чужих людей. У всех детей (100%) повысилась уверенность в себе, они стали реже сомневаться в своих способностях. У двоих мальчиков (33,3%) снизилось проявление агрессии и конфликтности в общении. Еще у троих детей (50%), избегающих общения  до курса ТДТ, появилась тенденция к общению со сверстниками, инициатива в контактах. У одной девочки (16,6%) сохранилось стремление к общению со сверстниками после проведения танцевально-двигательной терапии, ее стали чаще принимать другие дети в обществе. 

Можно отметить появление у детей более адекватного реагирования на замечания, наказания и оценку.  

Слайд 12Практические советы и игры на подражание и понимание речи3. Стимуляция звуков.У

детей с ОВЗ в связи с общим недоразвитием двигательной сферы, нарушены артикуляционные движения, что также влияет на доступность понимания окружающими речевой продукции. Поэтому необходимо проводить коррекционные упражнения на подвижность артикуляционного аппарата. Игры на вдох и выдох. Выдувание мыльных пузырей через соломинку. Дуйте на обрывки бумаги, кусочки тканей, легкие шарфы, мыльные пузыри, перья и пр. Свист в свисток, игры на губной гармошке, трубение во всевозможные рожки, дудки и т.д. Во время игры или занятия произносите побольше звукоподражательных слов: «мяу», «гав-гав», «тик-так» и др. Звукоподражательные междометия часто становятся первыми словами ребенка.

Ответственные родители – залог успешного развития ребенка!

Именно поэтому имеет принципиальное значение своевременная помощь работников дошкольного образования – нужно отдавать своих детей в специальные учреждения вовремя и активно поддерживать их социализацию.

Дело в том, что этот процесс напрямую зависит от воздействия родителей, которым ребенок доверяет абсолютно. Именно влияние родителей первично в отношении социального развития своего дитя. Исследования и статистика показывают, что если мать и отец ответственны и компетентны, то и сам дошкольник намного активнее включается в общественную жизнь и взаимодействие с людьми.


Общение с ребенком в семье – основа социально-коммуникативной адаптации в обществе

Таким образом становится ясно, что для социально-коммуникативного развития детей одинаковое значение имеют и работа родителей, и воспитателей в учреждениях. Более того, эти два пункта тесно взаимосвязаны друг с другом.

Успешные результаты в развитии социально-коммуникативных навыков у дошкольников закладывают основу для раскрытия творческого потенциала, нахождению своего места в мире и построения успеха в жизни. Оставить комментарий

Слайд 18Практические советы на понимание значения слов*Взрослый должен использовать повседневные события для

развития познаний ребенка. Например, лексику, связанную с одеждой, можно изучать следующими способами:- одевая ребенка, называть предметы одежды- вырезать из журналов и каталогов картинки с одеждой и вместе с ребенком делать книжку- одевать куклу или мишку- спрашивать, где тот или иной предмет одежды-предоставлять ребенку выбор (Например, какую рубашку ты оденешь?)-притворяться, что забыли название того или иного предмета одежды, и ждать от ребенка «подсказки»- задавать простые вопросы («Где мишка?», » Где кукла?»).Давать простые задания («Дай мишку»)-делать забавные «ошибки». Например, одевать носки на уши и ждать, чтобы ребенок вас поправил.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Причины коммуникативных проблем у ребенка

Для детского возраста характерно активное общение со сверстниками, организация совместных игр, постоянный обмен информацией. Но в любом детском коллективе найдутся малыши, которые ведут себя несколько отстраненно по отношению к другим детям.

По каким же причинам у некоторых детей возникают проблемы в общении?

  • Застенчивый ребенок. Малышу кажется, что если он сделает что-то не так, это вызовет насмешки у окружающих. Застенчивость — один из ярких признаков закомплексованности, когда даже при похвале ребенок смущается и пытается спрятаться от внимания;
  • Ребенок-интроверт. Они старательно избегают общения, поскольку имеют скрытный внутренний мир, испытывают в общении тревожность и страх. Интроверт уверен в своих силах, но в силу характера и особенностей личности ему комфортно в одиночестве либо в обществе небольшого числа людей.
  • Влияние семьи. Самовыражение личности малыша, в первую очередь, происходит в семье. Если ребенок растет в семье, где считаются с его мнением, поддерживают в нем инициативу и поощряют самостоятельность, то в обществе такие дети ждут к себе подобного отношения. В случае, когда ребенка в семье игнорируют, не прислушиваются к нему и не понимают его потребностей, среди сверстников такой ребенок не находит поддержки и взаимопонимания.

Слайд 19Практические советы на понимание значения слов Дети с ОВЗ, понимающие значения слов,

чей словарный запас достаточно развит, могут переходить к словосочетаниям из двух или трех слов, пониманию абстрактных понятий. Развитие речи детей с ОВЗ является стержневым для всех разделов коррекционной работы. Формирование речевых умений носит многоаспектный характер и в зависимости от уровня сформированности речи включает в себя:- коррекционные упражнения  и игры на: установление зрительного контакта, подражание, понимание речи, подвижность артикуляционного аппарата- произнесение «звукоподражательных»,» лепетных» слов- формирование умений связного высказывания- ответить на вопросы в игровой и бытовой ситуации- построение фраз о наблюдаемом или выполняемом действии- выражение в речи просьбы, желания, состояния

Понятие коммуникации

Особенности коммуникации в подростковом возрасте представляют собой серьезную проблему, решение которой требует понимания терминологической и методологической составляющей проблемы.

В.Н. Панферов говорил о том, что положение личности в той или иной группе определяется коммуникативными особенностями, информационно-коммуникативной активностью. Именно эти особенности отмечаются в свободных характеристиках лидеров и авторитетов. Лидеры и авторитеты чувствуют свою роль в группе и чаще удовлетворены своим положением в ней .

Способность к общению и результативность также зависит от склада характера, индивидуальных свойств личности, важнейшими из которых являются организаторские и коммуникативные качества. Уровень развития таких качеств как: деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, сила воли, позволяют определить насколько грамотно человек способен строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Необходимость формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО

Определение 1

Коммуникативные навыки – это навыки правильного и продуктивного взаимодействия с окружающими.

Определение 2

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это нарушение психического или физического здоровья.

Необходимость формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ не вызывает сомнения. Это обусловлено тем, что именно коммуникативная деятельность представляет собой важнейший способ получения информации от окружающих, оказывающей необходимое воздействие на формирование личности ребенка, развитие у него эмоциональной и познавательной сфер. Особую значимость это имеет для коррекции недостатков в развитии у детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ испытывают особенные трудности в формировании коммуникативных навыков. От уровня нарушения зависит и развитие коммуникативной деятельности. В этой связи, подход к данной проблеме должен быть комплексным, то есть учитывать не только индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но и уровень имеющихся у него нарушений и отклонений.

В основе коммуникативных навыков заложено общение, которое для ребенка с ОВЗ зачастую является достаточно сложной деятельностью, так как требует овладения рядом специфических знаний и умений, недоступных в силу наличия нарушений или отклонений в развитии.

Значимость формирования коммуникативных навыков заключается еще и в том, что именно они лежат в основе успешной социализации личности ребенка. В случае, если ребенок с ОВЗ испытывает трудности в общении, у него возникают и сложности во взаимоотношениях с окружающими людьми и обществом.

Особое значение для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, имеет период в возрасте от 5,6 – 7 лет (старший дошкольный возраст).

Определение 3

Старший дошкольный возраст – это сензитивный период, в рамках которого осуществляется развития сложных по строению и структуре коммуникативных связей между детьми, формирование умения общаться и взаимодействовать с отдельным ребенком, коллективом детей и взрослыми.

Именно в старшем дошкольном возрасте осуществляется становление и развитие полноценной и гармонично развивающейся личности.

Одной из основных целей, стоящих перед педагогом, осуществляющим работы с детьми с ОВЗ, является выбор наиболее эффективных средств коммуникации. От данных средств зависит успешность воспитательно-образовательного процесса.

Основным педагогическим условием эффективного развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОО, является усиление мотивации воспитанников на речевую деятельность. Это достигается посредством переработки и адаптации речевого материала, в соответствии с установленными речевыми нарушениями у детей старшего возраста с ОВЗ. Использование специального речевого материала будет мотивировать детей на коммуникативную деятельность и оказывать положительное влияние на ее развитие.

Замечание 1

Таким образом, при организации специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ коммуникативных навыков в условиях современного ДОО, особое значение имеет создание необходимых педагогических условий.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Слайд 17Практические советы на понимание значения слов*Речь педагога должна быть четкой и

простой. Ребенок снова и снова должен слышать одно и тоже слово в связи с одним и тем же предметом, действием, понятием, чтобы начать понимать существующую связь между ними.*Говорить нужно здесь и сейчас, не рассуждая об абстрактных понятиях.*Если ребенок выражает свои желания невербально, «переводите» его сообщения на язык слов: » Хочешь послушать музыку»*Используйте фотографии, пиктограммы, рисунки знакомых предметов, явлений и пр. Просите показать одно изображение из двух или трех.*Рассматривайте с ребенком книжки с иллюстрациями. Они должны быть простыми и легко узнаваемыми.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Процедура исследования

Проведенное исследование проходило по следующему плану:

1. Изучение личной информации о детях, включая содержание сведений об анамнезе, заключения специалистов.
2. Беседа с родителями испытуемых, их анкетирование. Регистрировались следующие параметры:

  • общее самочувствие ребенка,
  • преобладающее настроение,
  • двигательная активность,
  • проявление чувства тревоги и страхи,
  • особенности общения со сверстниками,
  • индивидуальные особенности ребенка.

3. Проведение диагностического тестирования с испытуемыми.
4. Проведение специально разработанных танцевально-терапевтических сессий (всего 10 сессий).
5. Беседа с родителями испытуемых после танцевально-двигательной терапии, их анкетирование.
6. Проведение диагностического тестирования детей после проведения курса танцевально-двигательной терапии.
7. Анализ и интерпретация результатов исследования.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: