Метод примера
Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.
В зависимости от типа воздействия делятся на:
- Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком).
- Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей).
Классификация методов
В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов.
Выделяют группы методов:
- прямого влияния педагога;
- косвенного влияния.
Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:
- убеждение;
- поощрение;
- наказание;
- упражнение.
Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:
- объяснительно-репродуктивные;
- проблемно-ситуативные;
- приучения и упражнения;
- стимулирования;
- торможения;
- руководство;
- самовоспитания.
Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:
1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:
- поощрение;
- порицание.
2. Методы, которые стимулируют деятельность:
- убеждение;
- побуждение.
Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:
- Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, лекция, внушение, пример, беседа).
- Методы, направленные на формирование поведенческого опыта и организацию деятельности (общественное мнение, поручение, убеждение, приучение).
- Стимулирующие методы (поощрение, наказание, соревнование).
О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:
- Интеллектуальная (убеждение, самоубеждение).
- Мотивационная (стимулирование, поощрение, наказание).
- Эмоциональная (внушение).
- Волевая (требование, приучение).
- Сфера саморегуляции (коррекция поведения, саморегулирование).
- Предметно-практическая (метод воспитывающих ситуаций, соревнование).
- Экзистенциальная (анализ деятельности, рефлексия).
Что такое методы воспитания
Определение
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.
Признаки метода воспитания:
- четкое содержание педагогической деятельности;
- конкретный способ усвоения;
- выделение определенной формы взаимодействия участников воспитательного процесса.
Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Значение приемов воспитания в педагогике
Приемы воспитания занимают важнейшие места как в образовательном процессе, так и для отдельного педагога
Исходя из этого, их важность сложно отрицать. Именно с их помощью педагог способен найти индивидуальный подход к ученику, стимулировать его желание к обучению
Это может происходить с применением различных духовных, личных, материальных ценностей, которые классифицируются как средства воспитания. Однако создание своего приема является непостижимой задачей практически для каждого преподавателя. Максимум что может сделать учитель — немного дополнить уже имеющийся способ. Каждый педагог на это способен. Дополнить определенный стиль своими особенностями ведения урока, опытом.
Если представлять их в образном смысле, то приемы являются некими тропинками, по которым учитель может провести своих учеников к поставленной цели. Если случится так, что по этой тропинке пойдут и другие педагоги, то она имеет полноценные шансы превратиться в метод.
Важнейшая заслуга приемов заключается в том, что они помогают преподавателю воздействовать на человека, меняя его взгляды и мнение по определенным темам. Параллельно с этим происходит активация ранее невидимого потенциала, который кроется в каждом человеке. Открываются новые возможности, и человек может мыслить самостоятельно.
Следует обозначить, что не каждый процесс обучения воспринимается положительно. Ребенок будет воспринимать лишь то, что совпадает с его внутренним стремлением и желанием становится более образованным, личностно ценным.
Классификация
Очень важное место во всей педагогической системе занимает классификация способов воспитания. С её помощью становится возможным выбирать тот способ развития личности, наиболее подходящий под определенного человека
С помощью классификации, все методы разделяются по элементам, чертам. Большая база данных позволяет применять различные техники, а после отслеживать результаты их действия.
Перед тем как закладывать основу всей классификации, педагогу следует обратить внимание на то, каким способом он планирует изменять не только отношения между ним и учеником, но его с окружающими. Прежде всего стоит выбрать определенную модель поведения, с помощью которой будет налаживаться контакт
С каждой из них стоит ознакомится подробней:
«Ролевая маска».
Для этого каждому ребенку понадобится придумать себе определенную роль, от лица которой он будет выступать в учебном процессе.
«Непрерывная эстафета мнений».
Данный метод заключается в том, что дети должны по очереди высказывать свое мнение по определенному вопросу, постепенно дополняя друг друга. После этого можно повернуть разговор в аналитическое русло, тем самым задав детям новую цель.
«Самостимулирование».
Заключается в том, что все учащиеся делятся на несколько групп и готовят вопросы своим оппонентам, после чего начинается дискуссия.
«Импровизация на вольную тему».
Самым важным условием является предоставление детям любой темы на их выбор. Каждый может выбрать то направление, в котором он разбирается, либо проявляет сильный интерес. После этого происходит перенос всех персонажей в мир, где разворачиваются вымышленные сюжетные полосы, каждый ученик описывает все происходящее своими словами.
«Импровизация на заданную тему».
Немного отличается от прошлого варианта, здесь тема задается педагогом. В данном действии у учеников присутствует возможность показать свои возможности в критической ситуации. У наставника имеется возможность усложнить задание.
«Обнажение противоречий».
Вся ситуация сводится к обозначению противоречий учеников по определенному вопросу. В ходе работы могут происходить конфликты по причине разногласий, несхожести мнений. Способ позволяет обозначить имеющиеся разногласия, которые необходимо тщательно рассмотреть, проанализировать.
Существует другая группа приемов, в которых работа учителя направлена на создание личного пространства для ученика.
«Инструктирование».
Во время исполнения задания, всем ученикам предоставляются правила, согласно которым должны проводиться диалоги и действия. Все предложения и поправки в диалоге должны вводиться согласно правилам.
«Распределение ролей».
Предусматривает конкретное распределение по ролям, согласно имеющимся знаниям и опыту, которые помогают построить план по решению определенного вопроса.
«Коррекция позиций».
Строгая противоположность прошлому примеру. Все роли раздаются таким способом, что исполнение задания, построение диалогов становится значительно сложнее.
«Самоотстранение учителя».
После принятия установок по поводу поведения и диалогов для решения задачи, учитель снимает с себя обязанности начальника и наблюдателя, присоединяясь к ученикам в роли рядового человека. Это позволяет каждому учащемуся почувствовать себя уверенней, раскрыть внутренние возможности. Но при этом ощутить на себе ответственность, научившись самоконтролю.
«Обмен ролями».
Все ученики обмениваются своими обязанностями и ролями, которые были получены в ходе занятия. Существует второй вариант, при котором учитель передает свои обязанности любому ученику.
Несмотря на большое количество приемов ведения образовательного процесса, важнейшими элементами являются: юмор, дружественные отношения с наставником. Количество педагогических приемов растет с каждым днем. Их появлению способствуют индивидуальные особенности каждого преподавателя. При этом стоит помнить, что прием, подошедший к одному человеку, может не подойти к другому.
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов:
A
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане. Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля). Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
B
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо — его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени
При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка.
C
Индифферентный (отчуждённый) стиль
Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
И в заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Лихачев Б.Т. «Педагогика: Курс лекций.» 4-е изд., перераб. и доп.
- «Детская психология.» Учебное пособие для студентов педагогических институтов
- Сластенин В.А. «Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»
Классификация общих методов воспитания
На сегодняшний день накоплен большой научный фонд, который раскрывает сущность и законы функционирования методов воспитания
Их классификация позволяет выделить общее и специфическое, важное и случайное, практическое и теоретическое, способствуя целесообразному и эффективному использованию методов, помогая понять назначение и характерные признаки отдельных методов
Система общих методов воспитания имеет следующие составляющие:
- методы формирования личностного сознания, включая рассказ, беседу, лекцию, диспут;
- методы формирования опыта, организации работы и общественного поведения личности, такие как приучение, создание воспитывающих ситуаций, требования, инструктаж, демонстрация, иллюстрации;
- методы мотивации, стимулирования деятельности и поведения личности, включая соревнования, познавательные игры, диспуты, воздействие эмоционального характера, поощрение и наказание;
- методы контроля, самооценки и самоконтроля.
Замечание 1
В реальности в педагогическом процессе методы представлены в сложном и достаточно противоречивом единстве
Важное значение здесь отводится не логике отдельных средств, а гармонично организованной системе
На определенном промежутке педагогического процесса определенный метод может быть использован в изолированном виде. При этом без подкрепления другими методами и без тесного взаимодействия с ними он теряет свое назначение, снижает скорость движения всего образовательного процесса к поставленной цели.
Выбор методов воспитания, их сочетание находятся в зависимости от определенной педагогической ситуации
При выборе важно учитывать следующее:
- направление воспитания, продиктованное сложившейся ситуацией;
- характер и степень развития воспитанников;
- степень зрелости группы, коллектива, где реализуется воспитательный процесс;
- индивидуальные и личностные особенности детей.
В связи с этим опытный педагог должен знать всю совокупность воспитательных методов, находить комбинации, соответствующие в наибольшей степени определенной ситуации, мыслить не шаблонно.
Анализ традиционных и современных методов воспитания
Современные методы воспитания – это методы воспитания, которые направлены на формирование всесторонне развитой и полноценной личности, имеющей четкое мировоззрение, самоопределение и способности.
Современные методы воспитания учитывают требования и интересы детей, ставят в основу воспитательного процесса ведущие педагогические принципы и концепции.
Основная цель современных методов воспитания – комплексное решение воспитательно-образовательных задач и достижение высокого положительного результата в воспитании и развитии личности ребенка.
Анализ современного метода воспитания на примере беседы (дискуссии):
Положительные стороны метода:
- Вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность, обучение участию в дискуссиях, четкой формулировке вопросов, ясному выражению мыслей, формирование умения отстаивать свою точку зрения.
- Формирование умения разделять с педагогом и другими учащимися позиции лидера, умения принимать на себя ответственность.
Отрицательные стороны метода:
- Сложно прогнозировать течение дискуссии.
- Сложность, а порой и невозможность вовлечения в дискуссию некоторых учащихся.
К традиционным методам воспитания относятся:
Поощрения и наказания – предусматривает поощрение за хороший поступок и наказание за проступки. Важным в методе является соблюдение границ дозволенного, чтобы не возникла вседозволенность у ребенка, а также чтобы не оскорбить его. Поощрение и наказание должны быть соразмерны поступку и понятны ребенку.
Игра – направлена на всестороннее раскрытие потенциала ребенка, проведение занятий в легкой игровой форме.
Беседа – является одним из ведущих методов воспитания подростков, когда педагог или родители проводят с детьми доверительные беседы, основанные на взаимном уважении
Метод свободного воспитания – не допускает какого-либо давление на ребенка со стороны взрослых. Данный метод направлен на воспитание самостоятельной личности
Важно не путать свободное воспитание с равнодушием и попустительством
Таким образом, традиционные методы направлены на формирование важнейших личностных качеств, воспитание всестороннее развитого человека, приобретению необходимой системы навыков и умений.
Анализ традиционного метода воспитания (на примере свободного воспитания)
Положительные стороны метода:
- Отсутствие стереотипов и шаблонов как должен развиваться ребенок, какие личностные качества у него должны быть и т.д. Направлен на формирование индивидуальной личности с четкой жизненной позицией.
- Открытость миру и обществу, коммуникабельность, чувство уверенности в себе и своих поступках.
- Формирование адекватной самооценки, основанной на чувстве собственного достоинства и значимости.
Отрицательные стороны метода:
- Отсутствие требовательности к себе. Метод не предполагает установление каких-то жестких правил. Однако именно правила являются своеобразным жизненным ориентиром.
- Не возможность применения для всех детей. Есть дети, которые плохо чувствуют и понимают границы «хорошо-плохо», им нужно эти границы устанавливать посредством правил.
- Возможна избалованность, так как метод не предусматривает наложение каких-либо запретов.
Анализ методов воспитания на основании простейшей структуры личности
Классификация методов воспитания, на основании простейшей структуры личности (Г.И. Щукина):
- Методы формирования поведения
- Методы формирования сознания
- Методы формирования отношений и чувств
Определение 2
Методы формирования сознания – это методы, направленные на передачу информации от педагога к учащимся и обратно.
Понимание и сознание как знание являются основой поведения, мировоззрения и отношений ребенка. Важнейшее место в данной группе методов занимает метод убеждения, который включает в себя такие приемы как беседа, объяснения, лекция, внушение, диспут и т.п.
Определение 3
Методы формирования поведения и организации деятельности – это практические методы.
Субъектом деятельности является воспитанник, который выступает как созерцатель и деятель.
К данной группе методов относятся – упражнения, поручения, педагогические требования, приучения, воспитывающие ситуации и т.д. Все эти методы применяются с целью формирования у детей определенного типа поведения и организации необходимого вида деятельности. Каждый из методов оказывает прямое или косвенное влияние на сознание ребенка.
Определение 4
Методы формирования отношений и чувств — это методы, направленные на стимулирование у воспитанников определенного вида деятельности и познания.
Эти методы используются в совокупности с методами формирования деятельности и сознания. Под стимулированием понимается побуждение и оказание помощи в наполнении смыслом, осуществляемой деятельности, улучшение качества этой деятельности, создание необходимых условий для её успешности.
К данным методам относят порицание, поощрение, наказание, контроль, самоконтроль, ситуации успеха, оценка и самооценка и т.д.
Метод принуждения
Определение
Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение.
Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Проступки, оставшиеся без наказания или невыполнение обязанностей приводят к чувству безответственности.
Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам.
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Практическое занятие 2
Тема 4. Формирование коллектива младших школьниковЗадание.Изучить особенности формирования коллектива младших школьников. Подготовить ответы на вопросы по данной теме.знакомится с принципаминачального этапа работы классного руководителя
- В качестве важнейших среды в воспитания ученического коллектива вступает учебная и воспитательная внеклассная работа, трудовая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся.
- В процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплочённого коллектива.
- Воспитание ученического актива;
- Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.
- Формирование здорового общественного мнения;
- Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
примеривают те социальные ролиОтветы на вопросы:1. Дайте определение понятия «ученический коллектив».Ответ2.Назовите признаки ученического коллектива.Ответ3.Каковы особенности формирования ученического коллектива в начальных классах?ОтветКоллектив — социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.Песчаная россыпьМягкая глинаМерцающий маякАлый парусГорящий факелважна и в сплочении детского коллектива
Метод упражнения
Универсальный путь для формирования различных поведенческих навыков.
Определение
Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение.
В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Чем сложнее качество, тем больше упражнений потребуется для выработки привычки.
Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход.
Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека.
Примеры использования методов
Примерами приема убеждения выступают:
- Рассказ. Изложение фактов в форме повествования. Рассказ должен соответствовать требованиям: логичность, четкость, эмоциональность, образность, последовательность, учет возрастной группы слушателей.
- Беседа. Взаимодействие педагога с воспитанниками в форме вопросов и ответов. Для достижения успеха комплекс вопросов, которые будут подводить учеников к определенным выводам, необходимо продумать заранее. Беседы бывают: эвристические, этические, познавательные, политические. Материал и тема должны вызывать интерес. Не допускается острое осуждение неверных мнений, воспитанников необходимо исподволь подводить к правильным выводам.
- Диспут. Такая форма подразумевает отстаивание воспитанниками своих мнений в коллективном обсуждении. Оттачиваются навыки ведения полемики, уважение к мнению других. Для эффективности диспута необходима предварительная подготовка вопросов и наличие в коллективе диаметрально противоположных мнений.
Примеры наказаний:
- моральное порицание;
- словесное осуждение;
- ограничение прав;
- исключение из школы;
- снижение оценки за поведение;
- изменение отношения к провинившемуся.
Недопустимы наказания в виде:
- физического воздействия;
- оскорбления личности;
- лишения еды.
Образцом метода примера являются: пример родителей, педагога, героев, сверстников. Грубые окрики, рукоприкладство служат негативным примером для подражания.
Прием требований выражается в таких формах: