Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми

Роль эмоционального общения со взрослыми в раннем детском возрасте — факторы, определяющие отношение детей к взрослым

2.1. Содержание и анализ опытно – экспериментальной работы по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми

Изучив и проанализировав 
рассмотренную выше психолого — педагогическую
литературу, попробуем экспериментально
выявить уровень развития общения детей
со взрослыми, их проблемные стороны, а
так же найти пути решения этих проблем.

Исследование 
будем проводить в три этапа.
На первом этапе – Констатирующий
эксперимент, выявим при помощи игры
реальное отношение ребёнка ко взрослому.
Мы проверим какому взрослому и на сколько
доверяет ребёнок и какого его желание
общаться с тем или иным взрослым. Здесь
же был проведён опрос воспитателей и
родителей что бы выяснить на каком уровне
развития по их мнение общение детей со
взрослыми в испытуемой группе.  

На втором этапе 
– формирующем эксперименте был 
проведён ряд занятий в которых 
были задействованы и педагоги и
дети что бы увидеть на сколько они умеют
сотрудничать как дети реагируют на просьбы
взрослых и какие в процессе занятий ведут
диалоги. А так же на этом этапе были даны
несколько заданий на дом для совместного
выполнения детей и родителей.

Третий этап контрольный 
эксперимент – на этом этапе вновь 
проводиться игра которая уже 
проводилась в констатирующем эксперименте.
Целью которой является посмотреть
изменилось ли общение и восприятие
детьми взрослых как равноправных участников
процесса общения. Результаты полученные
после провидения этой игры сравниваются
с результатами констатирующего 
эксперимента.

2.2 Констатирующий эксперимент

Цель 
эксперимента – выявить реальное
отношение детей к тому или иному взрослому
и желание с ним общаться.

В эксперименте
участвовало 10 детей старшего дошкольного 
возраста детского сада «Берёзка» №
244 г. Волгограда р. Советский.

В начале эксперимента
был проведён опрос родителей 
экспериментируемых детей по следующим 
вопросам:

  1. С кем чаще играет (общается ) ваш ребёнок.
  2. К кому первому он подходит с просьбой.
  3. Любит ли он детский сад.
  4. К кому из воспитателей он идёт с большим желанием.
  5. В какие игры вы играете со своим ребёнком.
  6. Кто чаще заводит диалог взрослый или ребёнок.
  7. Общительный ли ваш ребёнок.
  8. С кем ему нравиться общаться больше со сверстниками или со взрослыми.
  9. Есть ли у него трудности в общении со взрослыми.

Результаты 
опроса представлены в таблице 1 приложение
1.

Так же была проведена 
беседа с воспитателями этой группы
на каком уровне развития общения 
по их мнению находятся эксперементируемые
дети.

Результаты 
в таблице 3 приложение 3.

Следующим этапом
в этом эксперименте отношение ребенка
к тому или иному взрослому. Для этого
была проведена игра «Подари подарок».

Для проведения
этой игры нам понадобиться по три картинки
на каждого ребёнка. В начале игры ребёнку
показывается набор его картинок и спрашиваем
какая из картинок ему нравиться больше
всего. Затем нужно рассказать что это
не просто картинки они волшебные, поднимают
настроение даже самым грустным. Подумай
хорошо кому бы ты хотел их подарить из
взрослых (маме, папе, воспитателям и т.
д.) После того как ребёнок определиться
с выбором его просят объяснить почему
именно эту картинку а не другую ты подарил
именно этому взрослому.

После объяснения
ребёнку даётся следующее задание 
придумать с какими словами
 он
будет дарить эту картинку. (Если
ребёнок выбрал кого то из воспитателей
можно на мести понаблюдать как 
и что он будет говорить когда 
будет дарить.)

Особенности самосознания

Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.

Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:

  • понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
  • понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.

У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение

Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества

Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу

Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды

Развитие общения дошкольника

В раннем возрасте происходит зарождение и интенсивное развитие общения детей со сверстниками, в чем большую роль играют взрослые люди. Опыт первых отношений со сверстниками, как правило, способен предопределять особенности самосознания дошкольника, включая его отношение к миру и окружающим людям.

Общение со сверстниками способствует обогащению жизни малышей новыми впечатлениями. Оно становится источником ярких позитивных эмоций, формируя условия для проявления творческого и самобытного начала. Этот процесс способствует вхождению детей в коллектив, представляя собой основу развития качественных и новых форм общения между детьми.

Статья: Роль взрослого в формировании навыков общения дошкольника

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Взаимодействие дошкольников друг с другом значительно отличается от коммуникации более старших детей и от общения ребенка с взрослым. Контакты в этот период выстраиваются на подражании действиям друг друга. Они сопровождаются разнообразными эмоциональными проявлениями (например, крик, визг, смех, веселые гримасы и др.). Подобное взаимодействие детей называется в психологии эмоционально-практическое общение. Оно дает возможность ощущать сходство с равными сверстниками, создавая оптимальные условия для самовыражения, самосознания.

Самое эффективное средство развития общения детей со сверстниками представлено организацией субъектного взаимодействия между ними. В этом деле потребуется помощь взрослого человека, который занимается организацией взаимодействия малышей при отсутствии предметов

В этом случае внимание привлекается к субъектным качествам друг друга с побуждением вступить в эмоциональные контакты. После появления у ребенка потребности в эмоционально-практическом общении, взрослый постепенно включает его в новый вид взаимодействия, представленный совместной предметной деятельностью

Для поддержания интереса дошкольников к общению друг с другом взрослые используют следующие инструменты:

  • Игровые приемы,
  • исполнение песен и чтение потешек,
  • Упоминание имен малыша в стишках и др.

1 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития общения дошкольников

Проблема общения дошкольников, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна.

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.

Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом. Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течении его жизни.

В психолого-педагогической литературе существует много определений общения. Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты .

С точки зрения психологии, общение понимается как процесс установления поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Осуществление этого контакта позволяет либо изменить протекание совместной деятельности за счет согласования «индивидуальных» деятельностей по тем или иным параметрам, или, напротив, разделение функций (социально ориентированное общение), либо осуществить целенаправленное воздействие на формирование или изменение отдельной личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (личностно ориентированное общение) .

Более простое определение дается М.И. Лисиной: общение — это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата . Как и у всякого объекта научного изучения, у общения выделяют ряд присущих ему свойств. Среди них:

  • Общение есть взаимонаправленное действие;
  • Оно подразумевает активность каждого из его участников;
  • Участники его рассчитывают получить отклик/ответ от партнера по общению;
  • Каждый из участников этого процесса выступает как личность

Основными функциями общения являются:

  • Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения);
  • Формирование и развитие межличностных отношений;
  • Познание людьми друг друга;
  • Общение — необходимое условие формирования личности, ее сознания и самосознания.

Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга .

Определение Б.Д. Парыгина ориентирует на системное понимание сущности общения, его многофункциональность и деятельностную природу.

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение».

А.А.Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми .

Общение детей со сверстниками

Дошкольный мир ребенка не ограничивается семьей. Очень значимыми людьми для ребенка становятся дети. По мере взросления у дошкольника будут появляться важные контакты, а также конфликты со сверстниками. Нет такой группы детского сада, где бы ни развернулся сложный сценарий межличностных отношений. Дошкольники помогают друг другу, ссорятся, обижаются, мирятся, ревнуют, дружат, делают пакости.

Взаимоотношения остро переживаются детьми и зачастую наполнены разнообразными эмоциями. Воспитатели и родители нередко не подозревают о гамме чувств, которую переживают дети, и конечно, особого значения не придают детским обидам, дружбе, ссорам. Опыт первых отношений выступает фундаментом, на котором будет базироваться дальнейшее развитие личности. Первый опыт определяет отношение к другим, и не всегда он положительный. У большинства малышей закрепляется к окружающим негативное отношение, которое имеет отдаленные печальные последствия. Задачей взрослых является вовремя обнаружить проблемы в межличностных отношениях и помочь преодолеть их ребенку. Помощь взрослых базируется на понимании причин, которые лежат в основе межличностных отношений детей. Внутренние причины провоцируют устойчивый конфликт детей со сверстниками, заставляют ощутить себя одинокими. Такое чувство относят к самому тяжелому, деструктивному переживанию.

Выявленный своевременно внутренний конфликт требует не только внимания от взрослых, но и наблюдательности, знания психологических особенностей, а также закономерностей развития общения.

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Эмоции, чувства, воля

Для формирования дошкольника как гармоничной личности важное значение имеет и развитие его эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям следует учить малыша чувствовать. Помогут сказки, мультфильмы, по сюжетам которых следует побеседовать с малышом, выяснить его впечатления, понять, верно ли он разобрался с чувствами персонажа. Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств

Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств

Родителям важно сейчас демонстрировать свою любовь, быть внимательным к малышу, это поможет создать положительный настрой. Однако и излишне баловать кроху недопустимо, в противном случае он может стать эгоистом

Организация общения воспитателя и детей

Общение детей со взрослыми происходит спонтанно во всех сферах жизни. Но, как и любые навыки, методику общения необходимо развивать для успешного применения в дальнейшем. И начинать это делать следует как можно раньше, конечно, с учётом возраста малыша.

Наиболее близкими взрослыми людьми для детей являются:

  • родители и родственники (бабушки, дедушки, дяди, тёти);
  • воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ);
  • педагоги кружков дополнительного образования;
  • тренеры детских спортивных клубов.

В ДОУ педагогическое общение в том или ином виде активно применялось во всё время их существования и, как любой правильно организованный процесс, он принесёт тем больше пользы, чем тщательнее будет спланирован и подготовлен (презентации, рефераты, введение и сравнение с иностранными языками).

Возраст ребёнка и характерная для него форма общения

Планируя занятия в форме педагогического диалога, следует учитывать возраст своих собеседников. Ведь каждому детскому возрасту характерна только определённая форма, и дошкольник способен воспринимать информацию только в рамках своих навыков (если младенцу в доброжелательной, деловой манере, с дружелюбной улыбкой рассказывать специальную теорию относительности Эйнштейна или целостный вклад Сластенина в развитие эвристики, то малыш будет реагировать с улыбкой, даже может кивнуть в ответ, но вряд ли поймёт хоть слово из того, о чём ему говорили).

Общение воспитателя с детьми в детском саду

Воспитатель для дошкольников часто бывает самым значимым (после родителей и близких родственников) человеком и также оказывает на них сильное влияние. Поэтому педагогу необходимо учитывать многие факторы, чтобы диалог с детьми протекал успешно. Общие из них для любого возраста:

Говорить стоит всегда правду

внимание к индивидуальным особенностям малыша;
уважение его как личности;
внимание к его мнению.

Планируя тему и способ подачи материала, воспитателю необходимо учитывать, что младшим дошкольникам интересна информация о сути предметов, их характеристики. Вопросы: «Почему, откуда, зачем, как» будут задаваться постоянно, и нужно быть готовым ответить увлекательно и доходчиво, а главное, достоверно.

К сведению! Лучше признаться, что не знаешь, чем дать заведомо неверный ответ. Малыши такой жест оценят и будут в дальнейшем только больше доверять.

В старшей группе детям, помимо знаний, также необходима от воспитателя оценка их участия в процессе, понимание со стороны педагога в случае неудачи или ошибки, или похвала, когда старания ребёнка оказались успешны.

Педагогический диалог в детском саду достаточно успешная форма преподавания познавательного материала детям. Воспитателю приходится «править балом», и получится это эффективнее, если учитывать возраст собеседников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: