Структура и виды ведущей деятельности
Существует три признака, по которым можно определить ведущую деятельность:
- ведущая деятельность способствует возникновению новых для ребенка действий, которые он осваивает со временем;
- благодаря ей идет формирование и перестройка отдельных функций психики растущего человека;
- от нее зависят видимые изменения личности.
Психическое развитие малыша определяется соответствующим типом ведущей деятельности. Смена ее видов означает переход с одной ступени развития на другую, более совершенную.
Этапы психического развития человека от младенчества до старшего дошкольного возраста характеризуются определенной триединой структурой ведущей деятельности:
- сохраняющаяся – перешла с предыдущего этапа;
- непосредственная – характерная текущей стадии;
- нарождающаяся – та, которая только начинает развиваться и будет являться ведущей на следующей ступени.
Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:
- непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
- предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
- игровая (от 3 до 7 лет).
Рассмотрим подробнее наиболее значимый для дальнейшего развития человека возрастной период от 0 до 7 лет.
Почему для дошкольника важна включенность в деятельность
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Характеристика основных видов деятельности детей и особенности их организации в ДОУ
Определение 1
Деятельность — это процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок имеет возможность «примерить» на себя различные социальные роли, в процессе игры у детей развиваются речь, мышление, фантазия, познавательные процессы и формируются необходимые практические навыки.
Различают следующие формы организации игры:
- Сюжетно-ролевая игра – это игры, которые предусматривают наличие определенного сюжета и распределение ролей между участниками.
- Театрализованные игры – это разнообразные диалоги по ролям, драматизации, игры-имитации, игры-импровизации и инсценировки.
- Режиссерские игры – это игры, в которых используются игрушки-персонажа или предметы-заместители.
- Игры с фантазиями – это игры, которые в основном представлены ТРИЗ технологиями.
- Игры с использованием строительного материала (кубики, строительные наборы, природный материал и т.д.).
- Игры-экспериментирования – игры, с использованием разнообразных материалов (вода, лёд, свет, бумага, магниты и т.д.)
- Дидактические игры – представлены настольно-печатными, словесными и играми с предметами.
- Интеллектуальные развивающие – это игры, в которых использованы головоломки, лабиринты и т.д.
- Подвижные игры – представлены сюжетными, бессюжетными, народными, спортивными и т.д. играми.
Вне зависимости от вида и формы организации, все игры направлены на личностное развитие ребенка и удовлетворение его возрастных потребностей.
Определение 2
Образовательная деятельность – это специально организованный или самостоятельный процесс, во время которого ребенок получает определенные знания, умения, расширяет собственный кругозор и приобретает навыки практической деятельности.
Различают следующие виды организации образовательной деятельности:
- Организованная партнерская (совместная) деятельность педагога и детей – подразумевает включение педагога в организованную деятельность наравне с детьми. Включенность детей в совместную деятельность основана на добровольном желании детей, не допускается какое-либо принуждение на участие.
- Организация образовательной деятельности в разных режимных моментах – это образовательная деятельность, которую педагог организует и проводит во время прогулки, в утренние и вечерние часы и в иные режимные моменты в течение дня. Данный вид деятельности может быть организован в форме подвижных игр с правилами, бесед, закаливания, анализа различных проблемных ситуаций и т.п.
- Организованная образовательная деятельность, подразумевающая непосредственное взаимодействие педагога с одним ребенком, с подгруппой детей или со всей группой. Выбор воспитанника или воспитанников зависит от их возраста, индивидуальных особенностей и организуемого вида деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей – осуществляется в режимные моменты дня, продолжительностью не менее 3-4 часов в день. Самостоятельная деятельность не подразумевает того, что дети предоставлены сами себе. Задача воспитателя создать им необходимые условия и организовать предметно-пространственную среду для продуктивной и интересной самостоятельной деятельности.
Определение 3
Трудовая деятельность – это целенаправленная деятельность, основной задачей которой является формирование у детей уважительного отношения к труду, а также развитие необходимых трудовых умений и навыков.
Трудовая деятельность детей может быть организована в форме:
- Самообслуживания – это деятельность, направленная на обслуживание ребенком самого себя во время гигиенических процедур, приема пищи, одевания-раздевания и т.д.
- Дежурство – организуется по столовой, в уголке природе и совместной образовательной деятельности, когда 2-3 ребенка оказывают помощь младшему воспитателю или воспитателю.
- Хозяйственно-бытовой труд – представлен организованной уборкой групповой комнаты, игрушек, ремонтом книг, одежды, игрушек и т.д., под руководством воспитателя.
- Труд в природе – организованная уборка участка, заготовка природного материала, уборка снега, изготовление кормушек для птиц, работа на летнем участке (полив клумб, прополка сорняков и т.д.).
- Ручной труд – это организованная деятельность по изготовлению поделок из бросового и природного материала, изготовление различных атрибутов для игры и т.д.
Творческая деятельность
Художественная или творческая деятельность дошкольника развивается в соответствии с принципом «от простого к более сложному». В детском творчестве многое зависит от того, в какой степени ребенок владеет средствами и способами преобразовывать в образы и модели все то, что он видит, слышит и чувствует.
В распоряжении младшего дошкольника таких способов и средств крайне мало. К 6-7 годам дошкольник научается многому: рисовать и вырезать из бумаги, представлять образы до воплощения их в рисунке или модели, удерживать замысел задуманной композиции и последовательно ее создавать. , в свою очередь, представлена несколькими видами.
Изобразительное творчество
Ребенка включает рисование, лепку, изготовление аппликаций. Занятия полезны в любом возрасте, поскольку детей чаще привлекает сам процесс, а не результат
Не важно, что у малыша получаются только хаотичные линии да кружочки. В этих неумелых действиях развивается рука и техника рисовальных движений, зрительное восприятие, формируется чувство цвета и гармоничных цветовых сочетаний
Практикуясь в рисовании, дошкольник осваивает пространство листа. В 5 лет он уже не станет рисовать все подряд на одном листе, а станет требовать новый – один для Снеговика, а другой для луга с цветочками. К ребенку приходит понимание, что создание рисунка требует соответствия единой композиции.
Изготовление аппликаций дает ребенку первые представления о симметрии. Симметрия становится открытием для дошкольника, когда из сложенного листа бумаги вырезают снежинки, листочки и другие элементы аппликативного сюжета.
После такой практики у детей формируется умение видеть симметрию в окружающем мире.
Конструирование
Конструктивная деятельность дошкольника – это сооружение разных построек и создание моделей из деталей «Лего» и других пластмассовых или деревянных наборов. К этому же виду относится конструирование из бумаги.
В практических действиях дошкольник раскрывает существующие закономерности. Появляется осознание, какие формы и размеры должны быть у деталей, чтобы они подошли друг другу. Экспериментируя, дети приходят к пониманию, что при строительстве башни нужно сделать основание пошире, чтобы она была устойчивее – так формируется понятие устойчивости и равновесия.
Развивает способность воспринимать предмет в целом. Дошкольник научается планировать на несколько шагов вперед, а потом воплощать задуманное. В такой деятельности развивается конструктивное мышление.
Музыкально-танцевальная деятельность
О музыкальной деятельности упоминают нечасто в контексте развития дошкольника. В то же время, это активно присутствующая и важная тема в жизни ребенка. Дети рано начинают откликаться на музыку, формируется восприятие музыкальных звуков и ритма.
Дошкольники любого возраста с удовольствием выполняют танцевальные движения под музыку. Развиваются и музыкальный слух.
Танцевальные занятия оказывают существенное влияние на двигательное и общее развитие ребенка
Он запоминает и выполняет движения в заданном порядке, учится распределять внимание между непосредственным выполнением движений и наблюдением за тренером или партнерами по танцу. При этом развивается умение воспринимать зрительно-двигательный образ
По мере освоения танцевальных движений, дошкольник может проявлять творчество и создавать свой танец.
Учебная деятельность
В старшем дошкольном возрасте дети заинтересовываются более серьезными «взрослыми» умениями – чтением, счетом. Формируются познавательные мотивы. Все это предпосылки к тому, что ребенок готов учиться новому и решать более сложные задачи. Игры и творческие занятия подготавливают дошкольника к учебной деятельности.
Первые навыки учебной деятельности прививают дошкольнику в дидактической игре. Дидактическими называют игры, специально придуманные взрослыми, чтобы дети получали новые знания и формировали навыки.
Сначала в игровой форме, но со временем дошкольники и без игрового контекста с интересом слушают познавательный материал, читают и выполняют простые счетные операции.
Что касается учебной деятельности, не следует перегружать дошкольников новыми знаниями. Гораздо важнее готовить детей к тому, что школьное обучение требует произвольности познавательных процессов
А для этого необходимо проводить с детьми игры на внимание, на развитие произвольного восприятия и памяти
Стремясь полноценно развивать ребенка, взрослым необходимо помнить, что все виды деятельности детей приносят им свою пользу
Дошкольнику важно играть и рисовать, конструировать и выполнять посильные домашние обязанности. Родителям следует предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность, терпеливо относиться к детскому экспериментированию, и активно включаться в совместные занятия
Специфика организации общения детей в дошкольном образовательном учреждении
Определение 4
Общение – это один из основных факторов развития личности ребенка и один из главных видов деятельности человека, посредством которого он получает и передает информацию, познает окружающий его мир.
Общение является одним из важных показателей психического развития ребенка
Поэтому очень важно уделять ему большое внимание
Общение ребенка начинается в семье, где он усваивает первые его нормы и правила. С возрастом у ребенка возникает потребность в общении не только с родителями и близким окружением, но и со сверстниками. Детский сад является одним из первых социальных объединений детей, где они учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. С возрастом их отношения друг с другом меняются, изменяется и стиль общения.
Особенность общения детей младшей группы состоит в том, что дети играют и взаимодействуют все вместе. Однако они еще не умеют делать это полноценно, поэтому на игру и совместную деятельность их организует педагог. Дети свободно общаются между собой, нет еще определенных симпатий или антипатий.
Начиная со средней группы, дети начинают проявлять определенные интересы, что выражается в том, что они объединяются в пары и группы. Возникают первые предпосылки дружбы. В этот возрастной период дети уже общаются выборочно, так как возникают первые симпатии и антипатии.
В старшей и подготовительной к школе группам, дети уже общаются исключительно по интересам, четко проявляют симпатию и антипатию друг к другу.
Основной задачей воспитателя на протяжении всего нахождения детей в детском саду организовывать общение детей, учить их жить в коллективе, общаться вне зависимости от интересов со всеми участниками группы. При организации общения детей необходимо учитывать их возраст, интересы, развитие коммуникативных навыков, характер и темперамент каждого воспитанника.
Воспитание навыков и привычек общения осуществляется ежедневно, во всех процессах детской жизни. Воспитатель должен использовать все стороны детской жизни в быту, которые могут быть полезны в воспитательных целях, гуманный характер отношения к детям, который включает в себя требовательность и справедливость.
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет. Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт
Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.
Игра сюжетно-отобразительная
К трем годам ребенок накопил достаточно опыта и впечатлений при познании окружающего материального мира, а также мира человеческих отношений. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте на этом этапе – сюжетно-отобразительная игра. Дитя играет самостоятельно с теми игрушками, которые у него есть. Они преображаются в главных героев придуманного маленьким режиссером спектакля.
Привычные куклы становятся мамами или детьми, врачами или пациентами. Ребенок неспособен еще выделить отношения между ними: не мама игрушечная кормит своего сыночка, а сам малыш-кукловод это делает для них обоих. Но зато карапуз уже четко обозначает особенности поведения человека в реальности: игрушки у него капризничают, злятся, просят прощения. То есть, игра теперь имеет сюжет и отображает взаимоотношения между людьми.
Сюжетно-ролевая игра
Для старшего дошкольника наступает пора самого сложного вида ведущей деятельности в детстве – сюжетно-ролевой игры. Ее особенность и одновременно сложность: участниками становятся уже несколько детей. Они не только отображают взаимоотношения в сюжете игры, но и в реальности обучаются им. Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту. На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.
Все ближе подходит пограничный возраст дошкольного детства, сюжетно-ролевая игра становится все более отвлеченной от окружающей обстановки: ребята, пользуясь воображением, отправляются в космос, спасают людей на необитаемом острове, тушат пожары и т.д. Им приходится устанавливать правила более жесткие, требующие детального и четкого исполнения.
Постоянно усложняющиеся виды игры требуют присутствия и внимания взрослых, которые должны будут руководить ею. Нет, менторские указания раздавать ни в коем случае не следует.
Типы развлечений
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:
- различные способы составления конструкций;
- изготовление изделий из глины или пластилина;
- мозаика, аппликация;
- поделки;
- изготовление макетов.
Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.
Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность
Слайд 6Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:Интеллектуальные – логические действия и
операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;Эмоциональные – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;Регулятивные – волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;Творческие – воображение, создание новых моделей, образов.Для формирования и развития познавательного интереса следует:Развивать творческие способности детей, создавать для этого условия;Укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;Развивать у детей чувство собственного достоинства.
Развитие восприятия
Чтобы развить навыки восприятия у дошкольников, можно начать с игры. Игры являются основным механизмом познавательной деятельности детей 4-6 лет.
В качестве примера можно привести следующие игры, которые развивают восприятие:
- Капельки – в определенную емкость складываются кружки нужного цвета. Развивается восприятие цветов.
- Зонтики – ставятся зонтики разных цветов и по сигналу воспитателя дети складывают разноцветные фигурки в нужные зонтики.
- Мешочек с секретами – ребенок определяет предмет в мешочке на основе тактильных ощущений. Подобные игры можно проводить на определения предмета по запаху или звуку.
Функция обобщения
Обобщение познавательной деятельности дошкольников проходит следующие этапы:
- Нулевая степень, она относится к детям младшего дошкольного возраста. Например, на вопрос “где часы?” малыш указывает на настенные часы, не замечая при этом наручные часы или будильник.
- Первая степень. Такое обобщение относится к более старшим детям. Они уже могут называть группу однородных слов, при этом определяя качество каждого предмета. Например, мяч может быть большим и маленьким, красным и белым и т.д.
- Вторая степень. Это обобщение формируется с 4 летнего возраста. Обобщение касается предметов быта, мебели, посуды и т. д. Например, малыши называют мебелью все предметы, которые находятся в комнате.
- Третья степень. Таким обобщением ребенок овладевает к 5-6 годам. Он уже способен сравнивать предметы между собой, выделять общие и существенные признаки, сопоставлять понятия. Например, к животным можно отнести зверей, птиц, насекомых. Кроме того, каждый этот вид классифицируется отдельно.
Виды занятий в ДОУ по ФГОС
ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:
Экскурсия. В зависимости от темы и задачи урока детей выводят на стройку, в библиотеку, музей, биржу занятости и т. д.
Коллективное творческое дело (КТД). Ребята совместно рисуют или строят, разрабатывают сценарий мероприятия.
Трудовое занятие. Дети на практике осваивают быт: работают на грядках, убирают помещение.
Игра. Воспитанникам предлагается поиграть в магазин или стройку, аукцион. Например, можно предложить такой вариант: кто больше расскажет о каком-то предмете, лучше прорекламирует его, тот и покупает.
Индивидуальное творчество. Детям предлагается стать мастерами, изобретателями. Из подручных средств они создают поделки и аппликации.
Посиделки. Подходит для изучения фольклора. Дети разгадывают загадки, водят хоровод, поют песни.
Сказка или театр. Все занятие организовано как представление, развивается по одной сюжетной линии.
Интервью или пресс-конференция. Один ребенок предстает в роли главного героя, другие — в роли журналистов. После интервью дети записывают и зарисовывают то, что их заинтересовало.
Урок-помощь. Так называются занятия, направленные на отработку того, что у детей пока не получается. Им помогают те, кто уже усвоил знания или отточил навык. Работа ведется в парах или группах.
Рассказ с обсуждением. Детям дается задание, кто-то один отвечает, другие комментируют и обсуждают его действия.
Игра «Экскурсовод». Один ребенок рассказывает о чем-то, другие дети задают ему вопросы. Например, речь может идти о каком-то городе или животных, занесенных в Красную книгу.
Исследование, или проблемный урок. Воспитатель называет проблему, а дети ищут ее решение. Например, можно организовать поиск ответа на вопрос «зачем учиться?».
Эксперимент. Ученику дается какой-то предмет или вещество, он делает с ним все, что захочет, наблюдает изменения и фиксирует выводы
Важно на таких уроках следить за безопасностью детей.
Рассказ по картинкам. Методика проведения проста: дети или учитель рисуют, а потом по изображениям составляют рассказ. Например, можно сделать рисунок-сочинение о посещении детского сада или об ожиданиях относительно школьного обучения.
Конкурсы и викторины
Можно устроить занятие, похожее на игру «Что? Где? Когда?» или «Умницы или умники». А можно разбить детей на две команды и обсудить какую-то проблему с позиции за и против.
Проекты. Этот вид создает максимальные условия для творчества и сотрудничества воспитателя и детей, а также иногда привлекаются родители. Проект может быть организован на любую тему: экономика, экология, искусство, математика, компьютерные технологии. Это может быть конструирование, моделирование или производство.
Например, можно сделать рисунок-сочинение о посещении детского сада или об ожиданиях относительно школьного обучения.
Конкурсы и викторины. Можно устроить занятие, похожее на игру «Что? Где? Когда?» или «Умницы или умники». А можно разбить детей на две команды и обсудить какую-то проблему с позиции за и против.
Проекты. Этот вид создает максимальные условия для творчества и сотрудничества воспитателя и детей, а также иногда привлекаются родители. Проект может быть организован на любую тему: экономика, экология, искусство, математика, компьютерные технологии. Это может быть конструирование, моделирование или производство.
Кроме того, можно устраивать игры типа «один день из жизни пожарного» или «школа пожарных». Дети представляют себя в роли какого-то лица и рассказывают о себе через песни, танцы, пантомиму и прочее.
А еще важно знать, что такое открытое занятие в детском саду. Это форма отчетного, итогового урока, на который приглашаются родители и другие педагоги. Учитель демонстрирует достижения детей и свои профессиональные успехи, занятие ориентировано на настоящий момент времени, принцип «здесь и сейчас»
Открытый урок может иметь и другую направленность: усвоение знаний, закрепление материла, комбинированное занятие
Учитель демонстрирует достижения детей и свои профессиональные успехи, занятие ориентировано на настоящий момент времени, принцип «здесь и сейчас». Открытый урок может иметь и другую направленность: усвоение знаний, закрепление материла, комбинированное занятие.
Игра как инструмент развития
Игра – важнейший вид деятельности дошкольника. Она способствует:
- Когнитивным возможностям (восприятие и переработка информации).
- Физическому развитию.
- Эмоциональному состоянию.
- Социальной адаптации.
Играя можно ненавязчиво обучить ребенка основным навыкам и умениям, так необходимым во время учебы в школе.
Игра развивает память, интеллект, дает возможность развернуться ребенку в творческом плане, развивает воображение, укрепляет дошкольника физически, эмоционально, развивает познавательные способности. Игра позволяет быстрее познать и взаимодействовать с окружающим миром.
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.
При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:
- индивидуальные возможности и стремления воспитуемого,
- сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми,
- характер взаимодействия с детьми и взрослыми,
- уважительное отношение к сверстникам и родителям.
ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.
Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.
Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:
- физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие коммуникативных навыков,
- личностное развитие,
- развитие мотивации,
- развитие социализации,
- развитие познавательного интереса,
- развитие художественных навыков и эстетического вкуса.
Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.
Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.
Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.
Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.
Заключение
Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество
- Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
- Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.
Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.
Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.
Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.
Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.
Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.
Post Views: 1 302