Развиваем пространственное мышление у дошкольников

Конструирование

Хороший конструктор не надоест никогда, ведь из него каждый день можно строить что-то новое — были бы детали и фантазия. Самым популярным конструктором на сегодняшний день остаётся «Лего» — он предоставляет неограниченные возможности для творчества, а работать с ним просто и увлекательно. 

Детали рассчитаны на детей от трёх лет (для самых маленьких существует серия «Дупло»), но лучший возраст для начала знакомства с «Лего» — около шести лет: тогда у ребёнка уже достаточно развита и мелкая моторика, и фантазия. Начинать стоит с небольших наборов и постепенно переходить к более масштабным и сложным. 

Но будьте осторожны: «Лего» вызывает зависимость! Объясняется она просто: дошкольник сам или с помощью родителей собирает по схеме сложную игрушку, а разбирать не хочет, потому что понимает, что ничего круче не соберёт. Тогда он просит у родителей купить ему другой набор, и всё повторяется. Чтобы этого не случилось, в начале лучше покупать не наборы для сборки чего-то конкретного, а стандартные блоки. 

Играйте вместе с ребёнком — учите его не только собирать по инструкции, но и придумывать модели самому, дополнять их и перестраивать. Когда ребёнок почувствует вкус к воплощению собственных идей, пора покупать тематические наборы — их детали расширят возможности конструирования. 

Как повысить пространственное мышление?

Повысить у дошкольников умение ориентироваться в окружающем мире можно как минимум тремя способами:

  1. С помощью игровых методов. Заниматься с малышом можно даже дома. Для этого подойдут всем известные шашки, картинки-пазлы, игра в шахматы. К числу игровых методик относятся и уличные квесты, связанные с ориентированием на той или иной местности. Это, например, детские маршрутные игры. В эту же группу входят конструкторы.
  2. Посредством занятий математикой, геометрией. Начать обучение лучше всего именно в дошкольном возрасте. В этот период можно попробовать освоить азы геометрических и математических наук.
  3. Творческим путем. Творчество способствует всестороннему развитию интеллекта. Для повышения навыка ориентации лучше всего подойдет ручная лепка – из обыкновенной глины, пластилина и т. п. Так малыш будет собственноручно создавать объемные фигуры, научится проектировать и размещать свое творение.

Подвижные игры для дошкольников на ориентировку в пространстве

В среднем дошкольном возрасте задачи усложняются. В приоритете ориентация «от предмета». В 4 – 5 лет в средней группе детского сада используются игры, которые помогают детям на практике пользоваться полученными знаниями.

  1. «Пилот». Взрослый отмечает кубиками или предметами полосы для приземления самолетов. Ребенок – пилот. Он должен приземлить свой самолет на поле, в соответствии с маршрутом указанным ведущим. Например: «Аэропорт впереди тебя».
  2. «Зеркало». Малыш (группа детей) встает лицом к ведущему, который исполняет роль зеркала. Зеркально отражаясь, необходимо повторять за ним различные движения: поднять вверх правую (левую) руку, наклониться вправо (влево) и т.д.
  3. «Ловишки с ленточками». Чертится круг, внутри которого стоит ведущий. У игроков, стоящих по кругу, в руках цветные ленточки. По команде дети разбегаются, а «ловишка» должен догнать и вытянуть ленточку. В конце игры участники возвращаются на свои места, а ведущий подсчитывает количество вытянутых ленточек.
  4. «Кораблик». В одной стороне комнаты стоит ребенок. Это кораблик. На другой стороне стоят цветные кубики 3-4 ряда по 3 штуки в каждом ряду. Это острова в море. На каждом острове есть свой житель (игрушка). Взрослый дает ориентиры, и кораблик отправляется в путь, следуя указаниям взрослого. Добравшись до нужного острова, ребенок берет игрушку и возвращается назад. При групповой игре, каждый из корабликов отправляется в путешествие по очереди. Пример поэтапной инструкции: «Пройди вперед два острова, поверни направо, пройди еще один остров, поверни налево, пройди еще один остров – приплыл».
  5. «Вернись на место!» Дети стоят в колонне. Взрослый уточняет: «Кто стоит справа от тебя? Кто стоит слева от тебя?» Ведущий дает установку запомнить соседей. По сигналу «Прогулка», дети ходят по залу, гуляют. Услышав слова: «Вернись на место!», все бегут на свои места.

Как же развить пространственные представления у ребёнка?

Выход только один — тренировать и развивать пространственное мышление.

Для этого следует выполнять определённые виды заданий:

  • Определение последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
  • Вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
  • Изучение предлогов, которые имеют конкретное пространственное значение.
  • Определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве;
  • Изучение пространственных взаимоотношений объектов и графическое обозначение направлений.

И. Садовникова в своей книге «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» предлагает следующие тренировочные упражнения.

Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

  •  Поднять свою «главную» руку, назвать ее (правая);
  • Поднять другую руку, назвать ее (левая). У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Желательно рассмотреть такие случаи и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми и это следует запомнить.

  • Соотнести части тела с правой рукой, назвать их (правая щека, нога)
  • По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левый локоть.

Детей следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела.

Определение направлений в пространстве:

  • вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа;
  • аналогично – слева;
  • повернуть голову влево, вправо;
  • наклонить голову к правому плечу; к левому плечу, т.е. вправо, влево.

Это задание можно проделать также на листе бумаги.

Сидя за столом, определить его правый и левый края.

Поднять руку тем, кто сидит за правой половиной стола. Аналогично — сидящим слева.

       

  • Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»).
  • Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа («Я сижу слева от Пети»).

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Ребёнок, стоя спиной к другим детям, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что, стоящий перед ними, правильно выполнил инструкцию.

Не опуская поднятой руки, ребёнок поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противо­положном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Все, желающие убедиться в этом, поочередно проделывают это задание.

Работа в парах.

  • Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у товарища правую руку, левое плечо и т.д. Второй ребёнок при необходимости должен исправить ошибку. Затем роли меняются.
  • В том же исходном положении один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует, например: «Это твое правое колено».

Определить, какой рукой нам машет девочка из окна вагона.

Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

  • спинкой вверх;
  • спинкой вниз.

Определить левый и правый карманы у джинсов (вариант А — рис. 11) (вариант Б — рис. 12).

Определить, след правой или левой ноги от­печатался на песке.

Как определяют правый и левый берег реки?

Семья на прогулке

Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относи­тельно других находится каждый член семьи (спра­ва, слева?). Сравнить с рис. 2 к заданию 8. Чем объяснить несовпадение ориентации на этих двух рисунках?

Зрительный диктант

Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т.п.).

Проводится следующим образом:

  • рассмотреть образец (ряд фигур или изображений предметов);
  • перечислить их несколько раз, запоминая последо­вательность;
  • образец закрывается;
  • выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;
  • повторная демонстрация образца;
  • проверка правильности выполнения — в различных вариантах контроля.

Протяженность ряда постепенно растет — по мере тренировки детей.

Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

Сущность пространственных представлений и их смысловое назначение

Определение 1

Пространственные представления – это представления о пространстве и времени, их свойствах и отношениях, возникающих в данной области, понятие о размерах, формах и расположении объектов в пространственной среде.

Пространственные представления необходимы любому человеку. Они помогают ребенку развиваться и обучаться.

Свободно ориентироваться в пространстве необходимо ребенку для прохождения обучения в школьном учебном учреждении, причем успешного прохождения. Если ребенок способен ориентироваться в пространстве и будет владеть основными пространственными понятиями, то это упростит его обучение письму, чтению, художественному творчеству и иным дисциплинам, базирующимся на формировании соотношений между предметами и явлениями окружающего мира, установлении их последовательности, причинно-следственных связей и пространственного расположения.

Пространственно-временные отношения и связи необходимы ребенку для развития навыков обработки информационных данных, верного восприятия изображений, объектов окружающего мира, умения строить рассказ по изображению, научиться писать и читать, выполнять вычислительные операции. Пространственное восприятие необходимо для эффективного познания в целом. Оно относится к ведущим функциям жизнедеятельности человека, играя приоритетную роль в его воспитании, обучении и развитии на всех его этапах.

Ребенок учиться ориентироваться в пространстве через активное перемещение в нем. Это начинается с момента ползанья ребенка, а затем при его хождении.

В усвоении пространственных представлений ребенка огромное значение отводится разнообразным анализаторам организма. К ним относятся:

  • Органы осязания;
  • Кинестический анализатор;
  • Визуальный анализатор;
  • Слуховой анализатор;
  • Органы обоняния.

Замечание 1

В младшем возрасте ребенок наиболее хорошо пространственно ориентируется благодаря визуальному и кинестическому анализаторам.

Как перестать путаться

Используй мнемонические уловки! Попробуй представить, что маленький тигренок сидит на твоем левом плече и указывает на твою правую руку.

Маркируй свои руки.

Надень на левую руку какой-нибудь браслетик или пиши маркером “Л” – так ты всегда быстро определить, что это твоя левая сторона.

Танцуй на фантомных педалях.

Представь, что у тебя есть две педали – правая педаль на правой стороне и левая педаль на левой стороне. Теперь во время ходьбы или поворотов, воображай, что ты нажимаешь на правую педаль, чтобы повернуть направо и на левую педаль, чтобы повернуть налево.

Камень в кармане.

Поставь камешек в правый карман своих штанов или юбки. Когда хочешь определить, где право, просто потрогай камешек.

Важные связи.

Свяжи левую сторону с чем-то важным для тебя, например, с сердцем, где находится твоя левая рука, а правую – с логическими решениями.

Ориентируйся на слух.

Если ты стоишь лицом к музыкальному источнику или говорящему человеку, то твоя правая сторона направлена на правую сторону музыки или собеседника.

Лови дополнительные навигаторы.

Используй окружающие предметы для помощи в ориентации – например, таблички “Вход” и “Выход” в магазинах.

Упражняйся в зеркальных отображениях.

Стань перед зеркалом и повторяй движения, как будто ты обучаешь свой мозг различать право и лево.

Следи за домашними животными.

У твоего питомца, когда он смотрит на тебя, его правая сторона смотрит на твою левую сторону и наоборот.

Танцуй, танцуй, танцуй.

Танцы – это отличный способ тренировать свою ориентацию. Учись танцевать, и твой мозг будет точно знать, где право и лево.

Учись на пальцах.

Вытягивай руки перед собой, разводи их в стороны, и называй каждую руку вслух. Это упражнение поможет твоему мозгу ассоциировать стороны с конкретными руками.

Играй в “Шесть сторон мира”.

Представь, что ты находишься в центре шестиугольника, где каждая сторона – это направления: лево, право, вперед, назад, вверх и вниз. Это поможет тебе лучше ориентироваться в пространстве.

Учись на фотографиях.

Загляни в фотоальбом или селфи на телефоне и определи, где ты смотрел налево, а где направо.

Создай свои маршруты.

Если часто ходишь по одному и тому же маршруту, придумай свои мнемонические точки ориентира на пути, которые помогут тебе различать право и лево.

Поглядывай на часы.

Когда ты смотришь на циферблат часов, правая сторона – это справа от циферблата, а левая – слева.

Используй карманные напоминалки.

Запиши себе на бумажке или в телефоне, что лево – это там, где сердце, а право – на другой стороне.

Складывай руки.

Запомни, как ты складывал руки в детстве перед учителем. Ладони смотрят на твою правую сторону, пальцы смотрят на твою левую сторону.

Верь своей интуиции.

Когда ты сомневаешься в своей ориентации, просто подожди мгновение и доверься своей интуиции.

Украшай телефон.

Нарисуй стрелочки или другие метки на своем телефоне, чтобы всегда знать, где право и лево.

Играй в “Статуэтку”.

Попроси друга давать команды, направлять тебя вправо или влево, пока ты стоишь “статуэткой”. Это поможет тебе научиться быстро определять стороны.

Рисуй на руках.

Рисуй карандашом на левой руке большую букву “Л” – это легко напомнит тебе, что это лево. А на правой руке можно нарисовать маленькую стрелочку, направленную вправо.

Следи за своей обувью.

Часто на подошве обуви есть буквы “L” и “R”, что обозначает “left” (лево) и “right” (право).

Преврати в игру.

Состязайся с друзьями, кто быстрее определит право и лево. Это сделает процесс более веселым и увлекательным.

Общайся с собой.

Во время движения или поворотов повторяй вслух “влево” или “вправо”. Это поможет усилить связь между словами и действиями.

Не бойся ошибаться.

Помни, что все мы ошибаемся, и это совершенно нормально. Не волнуйся, если иногда все еще путаешься. С практикой и терпением, ты точно научишься быстро различать лево и право.

Игры и упражнения для развития пространственных представлений

Разумеется, обучение детей всегда проходит лучше через игровую форму и практические упражнения. Ниже мы перечислим самые эффективные и доступные игры и упражнения для детей по определению и запоминанию сторон.

  • Если ребёнок уже умеет читать, отличным способом усвоения «право» и «лево» является вопрос о буквах в словах. Так, первая буква всегда стоит слева, а последняя справа. Регулярно задавайте вопрос о положении букв в тексте, а также при написании самих слов.
  • Ребёнок одевается или раздевается? Это время можно эффективно использовать для запоминания сторон. Комментируйте каждое действие с одеждой примерно следующим образом: «Сними, пожалуйста, левый ботинок», «Надень сначала правую, а потом левую перчатку». Поскольку части тела у детей всегда на виду, через подобный метод они быстро усваивают различия сторон.
  • По своей сути 2 ноги или 2 руки для маленького ребёнка являются абсолютно идентичными. Попробуйте так называемое «рисование ладошками». Попросите его обмакнуть правую руку в один цвет, а левую в другой, и затем сделать отпечаток на бумаге. Таким образом он не только легче запомнит, как верно определять стороны, но и поймёт различия между своими конечностями.
  • Окончательно разобраться в понятиях «право» и лево», а также в их относительности, поможет игра с куклой или любой другой человекоподобной игрушкой. Разместите её спиной к ребёнку и попросите его надеть ленточку на его правую руку. После успешного выполнения задачи разверните игрушку уже лицом и спросите, на какой из рук надета ленточка теперь. В данном случае любой ответ будет верен – главное подробно и доходчиво объяснить, что восприятие сторон является относительным для каждого человека: на самой кукле ленточка расположена по-прежнему справа, однако по отношению к ребёнку она повязана уже на левую руку.

Умение правильно определять «право» и «лево» является крайне важным навыком и от его освоения зависит всё дальнейшее развитие. Регулярно выполняйте вышеперечисленные упражнения и старайтесь доступным языком объяснять различие между этими двумя понятиями.

Пазлы и мозаики

Сборка пазла — процесс, тренирующий внимательность, усидчивость и, конечно, пространственное мышление: нужно определить место фрагмента на картинке, а затем выбрать единственно верное положение для сцепления другими деталями.

Пазлы для самых маленьких состоят из четырёх-шести элементов. Но есть и гигантские полотнища, насчитывающие тысячи деталей. На их сборку уходят недели и даже месяцы, но оторваться очень трудно!

Некоторое время назад в продаже появились трёхмерные пазлы, ещё сильнее задействующие визуально-пространственный интеллект.

Есть много развивающих головоломок, использующих принципы мозаики: например, танграмы (наборы геометрических фигур, складывающиеся в картинки). 

Как научить ребенка ориентироваться

Учим детей определять лево и право

Поощрение и проговаривание

      С раннего детства поощряйте действия, выполняемые ведущей рукой: у правшей это правая рука, у левшей – левая. Взял ребеночек ложку в правую ручку, нужно обязательно похвалить: «Какая Рита молодец! Сама кушает кашку. В какой ручке у Риты ложечка? Правильно, в правой. Рита держит ложку правой рукой» В другой раз отметьте: «В какой руке Ваня держит карандаш? В левой. Ваня рисует котика. А Рита держит карандаш в правой руке. Рита рисует домик. Рисует хорошо, красиво»

Разноцветные ленточки

Для скорейшего запоминания правой и левой сторон можно предложить ребенку завязать ему на руки и ноги разноцветные ленточки. Пусть, к примеру, правую сторону обозначает красная ленточка, повязанная на правой руке и правой ноге, а левую сторону обозначает зеленая ленточка, повязанная на левой руке и левой ноге. Попросите ребенка двигаться в правую сторону, при этом называя цвет ленточки, а затем назвать цвет ленточки и двигаться в ту сторону, которую она обозначает. Поверьте, это очень увлекательно, и ваш малыш придет в полный восторг!

Комментирование действий

Одевая ребенка, не молчите, а обязательно озвучивайте вслух все, что делайте: «Одеваем нашего Мишеньку. Надеваем ботиночек на левую ногу, варежку на правую ручку». Придя с прогулки, попросите ребенка сначала снять ботинок с правой ноги, затем с левой. Комментируйте свои действия: «Мама одевается. Мама собирается в магазин. У мамы есть красивые сапоги на высоком каблуке. Мама обувает правую ножку. Мама надевает сапожок на левую ножку. Мама красивая»

Поиграйте в потерявшегося странника

Договоритесь с ребенком, что по очереди будете изображать путешественника, который заблудился в темном лесу и мечтает отыскать дорогу домой. Попросите ребенка подсказать страннику правильный путь: куда идти, вправо или влево. Фантазируйте вместе, придумывайте, где находится дом путешественника, куда держит он путь и откуда идет.

Играйте перед зеркалом

Встаньте вместе с ребенком перед зеркалом. Вместе проследите за движениями: «Мама поднимает вверх правую руку. А где у Кати правая ручка? Мама закрыла левый глаз, прищурилась. Закрой, Катюша, левый глазик» Попросите ребенка назвать части тела: где правая нога, левая рука, уши, глаза.

Добиться серьезных результатов можно только постоянными занятиями с ребенком. Пусть эти занятия будут как можно более непринужденными, похожими на увлекательную игру, тогда вы скорее решите стоящую перед вами задачу, как научить ребенка ориентироваться, где право, а где лево.

Игры на развитие пространственных ориентаций

Формирование пространственных навыков у дошкольников происходит на базе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств задействовано в упражнении или игре, тем лучше малыш усвоит навык.

Мы предлагаем ряд игр, которые помогут малышу в освоении пространственных ориентаций:

  1. «Повторяй за мной». Взрослый осуществляет и одновременно комментирует какое-либо действие и просит малыша повторить. Например, я поднимаю правую ногу, повторяй! Впоследствии задачу можно усложнить. Взрослый комментирует одно действие, а совершает другое. Я поднимаю левую руку, а сам поднимает правую ногу. Малыш при этом должен выполнить то действие, о котором было сказано.
  2. «Веселая разминка». Попросите малыша попрыгать на левой ноге, потом на правой, после на двух. Попросите бросить мячик сначала левой рукой, потом правой. Попросите сделать три шага вперед, потом назад, после влево, потом вправо.
  3. «По дорожкам, по тропинкам». Гуляя на улице по определенному маршруту, попросите ребенка проговорить вслух по каким дорогам вы ходили, когда и в какую сторону поворачивали. Предложите ему самостоятельно проговорить и пройти обратный путь.
  4. «Кладоискатель». Эта игра имитирует известное упражнение «горячо – холодно». Спрячьте игрушку и расскажите малышу ориентировками, где ее искать: «вперед», «назад», «вправо», «влево».
  5. «Графический диктант». Вам понадобится листочек в клетку и цветные карандаши. Попросите малыша под диктовку нарисовать графический рисунок. Например, две клеточки вправо, три вверх, одну вправо и т.д.
  6. «Построй дом». Предложите малышу совместно построить дом из конструктора, проговаривая все действия и направления при размещении деталей.
  7. «Найди по схеме». Нарисуйте схему и предложите малышу пройти по ней проговаривая все направления. Хорошо, если в конце пути ребенка будет ждать сюрприз в виде лакомства или игрушки.

Ориентировка в пространстве – навык, который необходимо формировать с самого раннего возраста. Изначально малыш учится определять и находить свои части тела и предметы, находящиеся в одном из направлений «от себя».

На творческих занятиях в детском центре раннего развития «УмНяша» в Бутово мы научим ребенка не путать понятия «лево» и «право». Занятия проводятся для детей от 2 года до 11 лет. Записаться на пробное занятие можно прямо на сайте или по телефону.

Как научить ребёнка различать лево и право

Поскольку у детей до 3 лет преобладает ассоциативная память, важно подкреплять вербальное обучение визуальным представлением картинок. Если они вызовут сильный эмоциональный отклик и превратятся в впечатление, ребенок с гораздо большей вероятностью воспримет ваше объяснение

Вы можете организовать импровизированный сеанс рисования. Нанесите яркие, контрастные цвета (например, зеленый и красный) на руки малыша и произведите впечатление — сначала правой рукой, затем левой. Дайте ребенку кисточку и попросите каждую руку нарисовать шар. Укажите ребенку на то, что одна рука (ведущая) послушна и облегчает работу, а другая неуклюжа. Постарайтесь запечатлеть названия рук в памяти вашего ребенка.

Когда вы показываете ребенку картинки в книгах, объясните, где левая и правая руки. Например: «Посмотрите, в левом верхнем углу страницы сидит

Переходя дорогу вместе с ребенком, всегда говорите: посмотри налево — машин нет, посмотри направо — машин нет, можно пройти.

Многие мальчики — большие поклонники автомобилей и вождения. Если вы вместе едете в машине и собираетесь повернуть, прокомментируйте свое поведение. Поверните налево — поверните налево, поверните направо — поверните направо.

Ребенок быстро научится различать направления, если вы будете говорить каждый раз при переодевании: «Правая рука идет в правый рукав, а левая рука — в левый рукав».

Задания для самых маленьких

Задания для самых младших детей в виде инструкций:

  • сделать 2 шага вперёд;
  • 2 шаг влево;
  • 1 шаг назад;
  • 2 шага вправо;
  • 1 шаг влево;
  • 1 шаг вперёд и т. д.

Другой вариант задания для малыша:

  • встань позади меня;
  • встань передо мной (впереди меня);
  • встань слева от меня;
  • встань передо мной;
  • встань справа от меня.

Для закрепления ребёнок должен сам определить и назвать место, где стоит педагог.
Третий вариант задания с объектом:

  • посади куклу слева от себя;
  • мишку посади перед собой;
  • положи сзади себя кубик;
  • поставь машинку справа от себя.

После чего задавать вопросы:

  • где сидит кукла (слева от меня)?
  • где сидит мишка (передо мной)?
  • где лежит кубик (сзади)?
  • где стоит машинка (справа)?

Задание на пространственное соотношение объектов:

  • поставь в ряд игрушки;
  • какая игрушка стоит первой?
  • какая игрушка последняя?
  • что находится между мишкой и рыбкой?
  • что стоит после куклы;
  • что стоит посередине?

В качестве закрепления малыш должен произнести предлоги и определить самостоятельно положение игрушки.
Задание на ориентацию себя в пространстве:

  • повернись лицом к двери;
  • повернись спиной к окну;
  • встань к столу правым боком;
  • повернись левым боком ко мне;
  • что стоит позади тебя?
  • что находится перед тобой?

Поиск предметов (попробуем найти зайку):

  • посмотри за столом и под столом;
  • загляни под шкаф и за шкаф;
  • посмотри у двери;
  • проверь на полке;
  • расскажи, как и где мы искали зайку.

Распределение предметов:

  • мишку и куклу посади на диван;
  • положи мячик в коробку;
  • машину поставь позади коробки;
  • ёлочку поставь в обруч;
  • самолёт положи на полку;
  • а теперь расскажи, что и где находится.

Поиск игрушек в комнате:

  • давай погуляем по комнате и поищем твои игрушки;
  • прямо пойдёшь – куклу найдёшь;
  • налево пойдёшь – мячик найдёшь;
  • направо пойдёшь – мишку найдёшь;
  • назад пойдёшь – машинку найдёшь;
  • а теперь расскажи, где ты нашёл игрушки.

Ребёнок, вооружённый фломастером, стоит у мольберта и по инструкции педагога выполняет задания:

  • нарисовать солнце в верхней части листа;
  • нарисовать дорогу внизу листа;
  • нарисовать мяч в середине листа.

Вопросы для ребёнка:

  • где нарисован мяч?
  • где нарисована дорога?
  • где нарисовано солнце?

Задание для ребёнка № 1:

  • нарисуй в середине листа круг;
  • слева треугольник;
  • справа овал;
  • внизу квадрат;
  • вверху маленьких кружок;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 2:

  • слева направо проведи в верхней части листа прямую линию – «дорожку»;
  • слева направо проведи в нижней части листа зигзагообразную линию – «волну»;
  • сверху вниз на левой стороне листа нарисуй 4 квадрата;
  • снизу-вверх на правой стороне листа нарисуй 6 овалов;
  • расскажи, что ты нарисовал и как.

Задание для ребёнка № 3:

  • в середине нарисуй солнце;
  • нарисуй облако над солнцем;
  • нарисуй домик под солнцем;
  • ёлку справа от домика;
  • грибок слева от домика;
  • цветок рядом с грибком;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 4:

  • нарисуй квадрат в правом верхнем углу;
  • нарисуй круг в левом верхнем углу;
  • нарисуй овал в правом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в левом нижнем углу;
  • нарисуй треугольник в центре;
  • расскажи, где и что ты нарисовал.

Зарядка страны Левоправии

Простые упражнения обыкновенной зарядки очень подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите ребенка поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую — вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!»

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать, как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,Покажи домой дорогу!Топай правою ногой,Топай левою ногой,Снова — правою ногой,Снова — левою ногой,После — правою ногой,После — левою ногой.Вот тогда придешь домой!

(И. Токмакова)

Возрастные особенности развития пространственных представлений

Ориентировка в пространстве имеет свои особенности на разных возрастных этапах развития человека. Выделяют следующие возрастные периоды пространственной ориентации:

  1. Грудной возраст – от рождения до года. В этот период происходит усвоение самых простых пространственных ориентировок. Дети воспринимают объекты в определенных пространственных местах за счет визуального анализатора: фокусируются глаза на конкретных объектах. К концу этого периода ребенок учиться определять месторасположения объекта в пространстве на разных расстояниях от него;
  2. Период раннего возраста – от одного года до трех летнего возраста. Ребенок учиться ходить и понимает, что представляет собой пространственный путь. Однако, он не способен отделить расстояние до объекта в пространстве от него самого. Далее развивается словесное и образное пространственное ориентирование. К двум годам, дети учатся узнавать геометрические фигуры и соотносить их с местом их расположения;
  3. Ранний дошкольный возраст – три-четыре года. Ребенок получает представления о направлениях движения по горизонтали и вертикали, понимает расположение объектов, находящихся «рядом», «около», «возле» чего-то;
  4. Средний дошкольный возраст – три-пять лет. В этот период дети уже понимают направления своего движения, осознают повороты и могут оценить расстояние, правда не всегда точно. Также, происходит ориентирование «слева» и «справа». Дети могут понять с какой стороны от них расположен объект. Происходит расположение форм объектов;
  5. Старший дошкольный возраст – пять-семь лет. Ребенок уже умеет описывать путь, словами, которые точно отражают его пространственное нахождение: «рядом», «напротив», осознанная ориентация в направлениях, гибкое применение компонентов грамматическое построения речи при пространственной ориентировки. К семи годам дети еще не могут четко пространственно ориентироваться в новых ситуациях. Также, имеются сложности с пространственным дифференцированием сигналов окружающего мира.

Левая и правая

(песня-упражнение из серии «Пальчиковая гимнастика» Е. Железновой)


Вот левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Их только так зовут (держать обе руки поднятыми).
Подружки неразлучные
Всегда вдвоём идут (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу).
И левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе)
Пошли одни гулять (ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Нашли большую лужу
И стали в ней скакать (одновременно двумя руками бить по коленям).
Все мокрые холодные
Идут они едва (медленно ударять ладошками по коленям, имитируя ходьбу)
Вдруг левая (поднять левую руку тыльной стороной к себе) и правая (поднять правую руку тыльной стороной к себе).
Повстречали льва.
А он открыл такую пасть (изобразить руками пасть льва: кисти рук прижать, пальцы обеих рук не должны соприкасаться друг с другом)
И страшно так рычит ( то соединять, то разъединять пальцы рук)
Что левая (ударить левой рукой по колену) бежит домой
И правая (ударить правой рукой по колену) бежит.
До дома добежали (поднять руки над головой, изобразив крышу).
Смотрите: обе тут (показать обе руки).
Но только позабыли
Как их теперь зовут (пожать плечиками).
Где левая, где правая
Не разобрать самим (пожать плечиками, руки в стороны).
Скорее посмотрите
И подскажите им

Игры

Существует самый древний, и, наверное, самый проверенный метод научить человека определять, где право, где лево. Его использовали еще полковые командиры, обучавшие поступивших в армию крестьян. К ногам новобранцев привязывали пучки сена и соломы. Дело в том, что различия между этими двумя понятиями были важнее для крестьян, чем знать, где право, где лево. Командиры и применяли команды: сено-солома. Так солдаты и запоминали стороны. Воспользуемся бесценным опытом военных и, модернизировав, применим его по отношению к детям. Сено и солому можно заменить яркими ленточками разных цветов и привязать их к рукам или ногам. Если малыш еще не знает названия цветов, привяжите ленточку только к одной ноге или руке и, называя право или лево, заставьте ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Постепенно это войдет в привычку, и малыш начнет свободно ориентироваться. Особенно эффективно применять такой способ обучения на уроках физкультуры, в танцевальных коллективах, где можно даже поставить танцевальную композицию с разноцветными ленточками, шариками, предназначенную специально для запоминания сторон.

Как еще можно научить ребенка различать, где право, где лево?

Ясно одно: делать это нужно незаметно для самого малыша, иначе вы рискуете вызвать протест против своих действий. Пока ребенок еще совсем маленький, одевая его, комментируйте:

  • надеваем сапожок на правую ножку,
  • надеваем рукавичку на левую ручку и т. д.

Тем самым, даже если малыш еще не говорит, вы закладываете нужные понятия в его сознании и подсознании. Впоследствии все накопленное в памяти начнет выдаваться ребенком, и вот тут ваши труды будут видны. Останется только закрепить знания с помощью игр и повседневной практики. То же проделываем, когда кормим ребенка.

Часто педагоги, да и некоторые родители, учат детей различать право-лево в зеркальном отражении. Это означает, что если взрослый стоит к ребенку лицом, то называет левую руку правой и наоборот, чтобы дети повторяли движения зеркально. Однако делать этого не следует. Если в два года малыш еще не замечает этой путаницы, то в три-четыре года обязательно заметит, и тогда создавшуюся ситуацию трудно будет пояснить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: