Моторика крупная и мелкая. что стоит об этом знать?

Лепка

Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.

Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.

А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками

И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.

Основные игры

Родителям следует заранее подготовить комплекс игр, которые будут помогать их малышу в 4-5 лет развивать умение работать пальцами, выполнять мелкие движения. Подобных упражнений существует великое множество, практически весь инструментарий можно создать из подручных средств.

Можно предложить следующие варианты увлекательных игр.

С крупами и крупным предметом (например, с пуговицей, бусинкой). Родитель берет глубокую миску, наполняет ее крупой, в которую зарывает несколько пуговиц. Задача малыша – найти и достать их.

  • Развязывание узелков. Начать надо с простых, используя толстую веревку, постепенно усложняя задание.
  • Лабиринт. Взрослый изображает на листе бумаги «лабиринт», задача малыша – пройти по нему указательным и средним пальцами, имитируя шаги.

Эти упражнения хорошо развивают кисть и пальцы.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Вид игры Примеры дидактических разработок
Пальчиковая гимнастика со стихами и потешками
  • «Пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет».
  • Корчагина Ирина «Пальчиковые игры для детей 2–3 лет».
  • Макашова Миляуша «Картотека пальчиковых игр для детей 2–3 лет».
Пальчиковые игры (гимнастика для рук)
  • «Пальчиковые игры для детей 3–4 лет в детском саду».
  • Шабан Ирина «Картотека пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста (3–4 года)».
  • Гладышева Евгения «Дидактические игры по развитию мелкой моторики рук».
Игры на развитие тактильных ощущений
  • «Сенсорные игры для развития тактильных ощущений».
  • Селезнёва Татьяна «Сенсорное развитие детей 3–4 лет через дидактические игры».
Самомассаж рук с мягким мячом, шишками, орехами, карандашами
  • Хамзина Ильмира «Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации».
  • Масина Марина «Упражнения с природным материалом для развития мелкой моторики».
  • Утте Инесса «Игры и упражнения с еловыми и сосновыми шишками в развитии ручной моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Шнуровка, откручивание крышек, болтов
  • «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Опринчук Антонина «Игры для развития мелкой моторики своими руками».
  • Кудрявцева Лариса «Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Игры с прищепками, скрепками, нитками, пуговицами
  • «Игры с предметами для развития мелкой моторики».
  • «Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников 5–6 лет».
  • Игры для развития мелкой моторики рук».
  • Быкова Татьяна «Картотека игр на развитие мелкой моторики».
Творческий труд, игры с бумагой, рисование
  • Пшенникова Мария «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
  • Кузьмина Ольга «Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников».
  • «Игры на развитие мелкой моторики для детей 5–6 лет в детском саду».
  • «Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы».

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Как и из чего лепить с ребенком

Лепка из пластилина, глины или специального теста — отличное упражнение на мелкую моторику, а также неплохой антистресс для родителей

Совершенно неважно, что ребенок будет лепить, главное — задействовать всю ладонь. Для начала можно лепить простейшие фигуры: шарики и колбаски

Затем можно усложнять задание и уменьшать размер готовых изделий: чем мельче фигурки, которые лепит ребенок, тем эффективнее развивается его мелкая моторика.

Если у вас не оказалось под рукой пластилина или глины, вы всегда можете изготовить тесто для лепки своими руками. Для этого вам понадобится мука, вода, подсолнечное масло, соль, пищевой краситель или акварель. На стакан муки нужно взять стакан соли, ⅔ стакана воды и 1 ст.л. масла, краситель можно добавить по желанию. Все ингредиенты смешать, при необходимости добавить еще воды. Такое тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Мелкая и крупная моторика — как улучшать?

Развитие крупной и мелкой моторики является первостепенным не только для полноценной физической подготовки, но и повседневной жизни. Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять сложные движения из мелкой моторики, нужно иметь прочно заложеный фундамент из основы крупной моторики. Поэтому приоритетная задача — координация движений, то есть развитие общей подвижности. А уж потом на этой основе можно заняться развитием моторики ребенка.

Координации требуют движения крупных частей тела — рук, ног, туловища, спины, шеи. Мелкая моторика требует совершенствования мелких частей тела, в частности, точных движений пальцев и кистей рук.

Изобретать здесь велосипед не нужно — методы известны давным давно. Для крупной моторики это активности на свежем воздухе, ежедневная зарядка, плавание, бег, прыжки. Весьма полезно будет посещение спортивных секций, да и просто уроки физкультуры в школе.

Для мелкой моторики — кружки по интересам, работа по дому, уборка квартиры, сбор урожая на приусадебном участке, интерактивные игры и обучающие программы. Например, на нашем обучающем сервисе iqclub. Среди игр вы найдете «Кликер» и другие увлекательные программы для ребятишек.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет

Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

От 1 года: природные материалы

  • Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама (бабушка, няня). Начинать рекомендуем с крупных формочек: с их помощью можно сделать ровные фигуры без осыпающихся краев (любое «несовершенство» может рассердить малышей, они во всем стремятся к идеалу).
  • Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в обруч. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. В более позднем возрасте ваше чадо будет с гордостью приносить с занятий в детском саду фигурки ежиков, зайчиков и собачек, которые начнут оседать на ваших книжных полках. Относиться неуважительно к ним нельзя — это первые продукты труда ребенка, он их очень ценит!
  • Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.

Как идет развитие моторики ребенка?

Детская моторка сознательно и несознательно тренируется и совершенствуется с первого дня после рождения.

  • Как известно, к шестому месяцу жизни младенец должен держать голову, переворачиваться со спины на бок. Уметь садиться, держась за палец взрослого.
  • Малыш до года жизни должен сидеть без опоры, ползать, класть предметы в емкость, ударять их друг о друга.
  • Ребенок до 2 лет — самостоятельно ходить, бегать, подпрыгивать, широко расставляя руки, манипулировать предметами, катить мяч. А также подниматься и спускаться по лестнице, придерживаясь за перила, подниматься на носки.
  • Ребенку до 3 лет впору уметь подниматься по лестнице без помощи перил, обходить препятствия. Несомненно, предпринимать попытки самообслуживания. Тем не менее, он все еще нуждается в поддержке и помощи, потому что его движения ещё недостаточно точные. В этот период лучше всего осваиваются основные «локомотивные» действия. Особенно быстрыми темпами расширяется объем двигательных навыков.
  • Ребенок дошкольного возраста: эффективно использует устройства, свободно бегает и прыгает. Развивается его зрительно-двигательная координация, улучшает баланс, вестибулярный аппарат, оттачивается ловкость движений. К концу дошкольного периода ребенок полностью осваивает все навыки самообслуживания. Умеет объединять несколько двигательных действий в последовательность. Хватает, бросает, лазает по стенке, канату, через ограждение. Копирует действия окружающих.
  • Дети младшего школьного возраста осваивают почти половину движений, характерных для взрослого человека. Имеют навыки самообслуживания, гигиены, ухода за одеждой и комнатой, обращения с простыми инструментами. Движения становятся гармоничными, ритмичными и плавными. Возраст 9-12 лет — это «золотой период подвижности».
  • В период полового созревания двигательное развитие, как правило, подвергается разбалансировке. Наблюдается ухудшение координации движений и точности их выполнения. В общем это связано с тем, что разные органы и части тела развиваются скачкообразно. Например, пару месяцев усиленно растут лишь ноги, затем руки, шея. Рост разных органов и частей тела не связан между собой. Недаром говорят: «нескладный, как подросток».
  • К 18-20 годам, как правило, рост двигательной системы завершается, диспропорции выравниваются выравнивается и качество моторики достигает наилучших показателей.

Что такое мелкая моторика рук

Мелкая моторика рук – способность к выполнению скоординированных, точных движений пальцами и кистями. Чем раньше придёт этот навык, тем успешнее ребёнок станет овладевать устной и письменной речью. Постоянная тренировка кистей рук даёт и другие положительные эффекты:

  • Стимулирует функции сознания и помогает максимально реализовать потенциал умственных способностей.
  • Развивает ориентацию в пространстве.
  • Снимает психоэмоциональное напряжение.

Исследования, неоднократно проводимые среди младших школьников, показывают, что недостаточное развитие мелкой моторики рук практически всегда сочетается с недоразвитием речи, дефицитом внимания и памяти.

Пальчиковое развитие для детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста главными атрибутами и помощниками пальчикового развития являются занятия по изготовлению поделок, которые помимо моторики развивают еще и воображение, творческие навыки, умение и желание мастерить.

Купите ребенку детские безопасные ножницы, разноцветные картон и бумагу. Необходимо научить его вырезать, пользоваться клеем, создавать яркие аппликации и мастерить поделки.

Соберите сухие, разноцветные листья на улице и создайте из них яркое осеннее панно.

Эти занятия необходимы не только для пальчикового развития, они также разовьют творческое мышление ребенка, усидчивость и внимательность. Навыки, полученные в процессе таких игр, обязательно пригодятся в детском саду и школе.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка

Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой

От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

«Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху — 4 квадрата, снизу — 4 треугольника, справа — 2 квадрата, слева — 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

— составить узор самостоятельно

— раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое — светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

— вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

3. Тир

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше — в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто — то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

— изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

— дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

— самостоятельно придумать, как изобразить реку.

maam.ru>

Польза от упражнений

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, должны проводиться с ребенком на регулярной основе, поскольку они не только улучшают способность малыша работать пальчиками и кистью, но и стимулируют речевое развитие.

Без подобных занятий остается риск того, что малыш окажется неподготовленным к школе, его рука не будет способна правильно держать ручку, писать. Да и сам ребенок может оказаться беспомощным, испытывать трудности при выполнении таких элементарных действий, как завязывание шнурков на ботинках.

Ежедневные тренировки помогут улучшить внимание и память. Игровые технологии отличаются многообразием, поэтому выбрать упражнения по душе может любой родитель

Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте

В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.

Важно

В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.

Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?

  • Помощь родителям в приготовлении блюд из теста, лепка из пластилина или глины — особенно полезно месить материалы двумя руками.
  • Организация театра теней, сделанного при помощи собственных пальцев.
  • Рисование двумя руками одновременно.
  • Игры, в которых задействованы все пальцы. Например, пытаться набрать в руки как можно больше счетных палочек или спичек, поднимая их по одной и не теряя тех, что уже в руках.

Часто задаваемые вопросы:

На что влияет мелкая моторика для человека?

Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи

По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса

Как мелкая моторика пальцев влияет на развитие речи ребенка?

Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.

До скольких лет развивается мелкая моторика?

Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды

Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша

Чем мелкая моторика отличается от крупной?

Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.

Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?

Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных

В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц

В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.

Бумага

Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.

Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!

Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва

Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка

Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.

Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!

Особенности развития мелкой моторики левши

Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.

Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).

В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.

Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.

Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.

Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: