Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством
Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?
Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:
снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;
- вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
- убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
- закрутить отвёрткой шуруп;
- перебрать различные крупы;
- лепить манты, пельмени, печенье;
- перебрать ягоды;
- помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
- развязать пакеты из магазина;
- прополоть огород;
- пересадить рассаду, которую не жалко;
- собирать вместе с вами ягоды;
- собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
- открывать двери и почту ключиком;
- самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
- заплетать косы себе, маме, сестре;
- вешать бельё, пользуясь прищепками;
- комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
- отвинчивать пробки;
- точить карандаши точилкой;
- найти край скотча и отклеить;
- достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
- аккуратно листать книжки;
- чистить расчёску,
- убирать катышки с одежды пальчиками;
- нанизывать бусинки;
- сортировать пуговички;
- сматывать пряжу;
- помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков. Можно сделать аппликацию бабушке к ее дню рождения: такой достойный повод придаст малышу силы, а его деятельности — смысл. Оригами — самый сложный вариант игры с бумагой, этот навык дети начинают осваивать в возрасте 4 – 6 лет.
Пальчиковый театр
Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь
А главное — играем и общаемся!
Польза развивающих занятий
Мелкая моторика пальцев необходима нам в быту, для письма и работы. Но на этом функционал этих жизненно важных умений не заканчивается. Физиологи давно доказали тесную связь между способностью детей выполнять мелкие действия руками и их речью.
Эта тесная связь исходит из соседствующего расположения двигательных и речевых центров у человека. Когда ребенок активно использует свои пальчики, нервные импульсы передаются в соответствующий отдел головного мозга и затрагивают расположенный рядом участок, отвечающий за умение говорить.
Развивающие мелкую моторику занятия будут полезны не только для речи ребенка. В восточных странах считают, что на подушечках каждого пальца у нас есть особые участки, стимулируя которые мы можем воздействовать абсолютно на все системы нашего тела.
Таким образом, развитие мелкой моторики не может не повлиять благотворно на здоровье и развитие малыша. Когда же начинать заниматься с дитя? Специалисты считают, что развитие пальчиков крохи должно начинаться с первых дней.
- Чтобы ваши занятия принесли свои плоды, они должны проходить ежедневно. Не обязательно посвящать тренировкам много времени — достаточно начинать с 2-3 минут, пока дитя в хорошем настроении.
- Обязательно хвалите младенца за достигнутые успехи, поощряйте его объятиями и поцелуями.
- Следите за чистотой и стерильностью «реквизита» — малыши первого года жизни все стремятся поместить в ротик.
- Используйте для занятий предметы разной величины и фактуры — так малыш и научится управлять ручками, и начнет изучать мир и свойства объектов, которые его окружают.
С 7 до 9 месяцев
«Хватательная» активность ребенка со второго полугодия значительно возрастает. Его интересуют все новые и новые объекты, которые ему необходимо потрогать, правда, и надоедают они ему довольно быстро. Продолжайте развивать малыша, предлагая ему ощупать совершенно разные предметы — для этого подойдут не только покупные дорогие игрушки, но и абсолютно любые неопасные бытовые вещи: новые кухонные губки из поролона, крышки, чистые пищевые лотки, прищепки и т.д.
Уже сейчас арсенал младенца пополняется новыми игрушками, с которыми он постепенно учится взаимодействовать. Вы можете купить крохе:
- пирамидку, которую кроха пока будет исключительно разбирать;
- активные развивающие центры, где требуется что-то нажимать, двигать, перебирать;
- резиновые пищалки, которые нужно сжимать в ладони;
- текстильные кубики;
- плавающие игрушки для ванной.
Что такое мелкая моторика рук
Мелкая моторика рук – способность к выполнению скоординированных, точных движений пальцами и кистями. Чем раньше придёт этот навык, тем успешнее ребёнок станет овладевать устной и письменной речью. Постоянная тренировка кистей рук даёт и другие положительные эффекты:
- Стимулирует функции сознания и помогает максимально реализовать потенциал умственных способностей.
- Развивает ориентацию в пространстве.
- Снимает психоэмоциональное напряжение.
Исследования, неоднократно проводимые среди младших школьников, показывают, что недостаточное развитие мелкой моторики рук практически всегда сочетается с недоразвитием речи, дефицитом внимания и памяти.
Что должен делать родитель
Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:
Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми
Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним
Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.
Занятия с мелкими предметами
Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.
Пальчиковая гимнастика
Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.
https://youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng
Лепка из пластилина или глины
Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.
Дополнительные предметы
Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.
Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.
Для чего нужно развивать мелкую моторику рук
Развитая мелкая моторика для детей значит очень много. Вместе со способностью выполнять тонкие манипуляции пальцами у ребёнка развиваются:
Речь. Кисть руки – альтернативный артикулярному аппарату «речевой орган». Первобытные люди общались посредством жестов, речь появилась позднее и формировалась у наших предков одновременно с развитием мелкой моторики. Проекционная зона мелких мышц кисти руки располагается в коре головного мозга вблизи речевого центра и оказывает на него опосредованное влияние.
Память. Целенаправленное движение пальцев осуществляется под контролем зрения. Это помогает формировать и надолго запоминать зрительные образы.
Воображение и творческое мышление – ручная работа непосредственно связана с творчеством.
Способность выстраивать прогнозы, планировать
При непосредственном взаимодействии с предметами ребёнок осознаёт возможные последствия, учится их просчитывать.
Внимание, усидчивость и трудолюбие – тонкая работа пальцами занимает много времени, требует максимального погружения, терпения, усердия.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания, но развивают координацию движений и мелкую моторику. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь.
Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки (пенне, ригатони, каннеллони — на упаковке обычно указано)
Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори
Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
Развивающие центры, доски, коврики — панели, на которых закреплены крючки, застежки, замки, кнопки, выключатели, молнии, защелки и др. , — для тренировки точности и силы движений. Также из системы Марии Монтессори.
Мелкая моторика
В передней извилине головного мозга находится так называемая психомоторная область. С анатомической точки зрения треть всей ее площади отвечает за работу кистей рук. Мелкая моторика рук — это тонкие движения пальцев рук, мелких мышц кисти. Развитие мелкой моторики у детей позволяет получить определенные навыки в действии с предметами, стимулируя соответствующую зону мозга. Ребенок начинает выполнять такие тонкие двигательные акты, как рисование, лепка, письмо и другие. В мелкой моторике одновременно задействованы костная и нервная системы, зрительный анализатор и мускулатура. Поэтому развитие моторики кистей, пальцев рук — немаловажный фактор комплексного развития ребенка.
_____________________________________________________
По по материалам книги — «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». 2006г.
Авторы:
М. М. Кольцова — доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования и
М. С. Рузина — лауреат Международного фонда Дж. Сороса, психолог-консультант.
Почему важно развивать мелкую моторику?
Упражнения для мелкой моторики рук
Развитие от 0 до 2 лет:
- Сорока-белобока (загибать пальчики и проговаривать потешку);
- Ладушки, хлопушки (хлопать в ладоши);
- Прятки (ладошками закрывать глазки);
- Зайчик (шевелить пальчиками-ушками);
- Здравствуйте пальчики (поздороваться с каждым пальчиком);
- Сильные пальчики (сцепить, чуть согнув, пальчики между собой).
Развитие от 2 лет:
- Рыбак (ложкой в тарелке ловить мелкие предметы);
- Дорожка (из любой крупы посыпать дорожку, круг, треугольник);
- Сладкий чай (класть сахар и размешивать в кружке);
- Салют (разорвать на мелкие кусочки лист бумаги и подбросить над собой);
- Комочек (бумагу смять в комочек);
- Собери (в коробочку сложить палочки, пуговицы, бусинки);
Развитие от 3 лет:
- Лабиринт (нарисуйте и научите малыша находить правильный путь);
- Бусы (начните с бубликов, потом макароны, пуговицы, бусинки, бисер);
- Дорожка (нарисуйте извилистую линию, пусть малыш проведет по ней);
- Фигурки (вырезаем различные фигурки и приклеиваем на лист);
- Подарок (заверните мелкий предмет в несколько обверток и попросите развернуть);
- Прищепки (учим пользоваться);
- Угощения (лепим из пластилина).
Что такое мелкая моторика
Простыми словами мелкая моторика – это движения с использованием кистей и пальцев рук. С точки зрения научного определения пальцев ног это тоже касается.
⠀
Развитие мелкой моторики у детей прослеживается в раннем возрасте, когда младенец только-только пытается взять пальчиками игрушку. Сначала развиваются кисти, затем более четкими становятся движения пальцев рук – все это предпосылки к формированию речи.
⠀
Развивать мелкую моторику у ребенка нужно для того, чтобы движения рук были более четкими, так как от этого напрямую зависит формирование и развитие в головном мозге речевых центров. Поскольку речевые и моторные центры располагаются близко друг к другу. Кроме речи, мелкая моторика способствует развитию памяти, мышления, воображения и ориентации в пространстве.
Особенности развития
Хорошо развитая мелкая моторика не передается по наследству. Огромную роль здесь играют родители и педагоги, занимаясь с малышом с самого раннего детства. Впервые об этом упомянул ученый И. В. Сеченов. Позднее на эту гипотезу стали опираться другие ученые в области развития мозга.
⠀
Почему этому вопросу уделяется столько внимания? Потому что мелкая моторика лежит в основе развития всех навыков и умений:
- развитие речи в раннем возрасте;
- навыки движений руками: игра, рисование, лепка, конструирование;
- умение самостоятельно себя обслуживать: есть, одеваться, мыться;
- подготовка к школьному обучению.
В каком возрасте начать заниматься развитием мелкой моторики
С первых дней жизни неврологи рекомендуют мамам делать с малышом гимнастику: двигать ручками, ножками, вкладывать свой палец в его ладошку, выполнять разные поглаживания, переворачивать и пр. Все эти упражнения стимулируют развитие коры головного мозга до тех пор, пока младенец не научится базовым движениям сам.
До восьми месяцев у детей укрепляются мышцы, развивается координация, поэтому полноценные упражнения и игры на развитие мелкой моторики рук стоит начинать примерно к году. Тогда малыш уже умеет сидеть, активно интересуется окружающим миром, ползает, берет в руки игрушки. В этот период можно начинать пробовать перебирание мелких предметов (обязательно под присмотром), играть с песком, практиковать пальчиковые игры.
⠀
Подведем итоги: в каком возрасте начинать активное развитие моторики рук? Однозначного ответа нет. У каждого ребенка свой ритм созревания, поэтому точных возрастных рамок нет.
⠀
Чем старше становится малыш, тем большую роль играют упражнения и игры для развития мелких движений рук.
⠀
Далее говорим о том, как можно заниматься с ребенком дома.
Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки
Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди
Программа развития мелкой моторики
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
- Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
- Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
- Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
- Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
- Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики
Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Мы подобрали для вас разнообразные игры и упражнения, среди которых вы обязательно найдёте то, что подойдет вам и вашему чаду.
- Складывание игрушек. Ставим перед ребёнком прозрачную ёмкость и отдельно кладём мелкие игрушки. Предлагаем сложить в емкость игрушки правой рукой. Затем высыпаем их обратно, и просим повторить те же действия левой рукой.
- Игры с крупой. В одной ёмкости смешиваем два вида круп, например, рис и гречу. Необходимо, чтобы ребёнок разложил эти крупы по разным контейнерам. Можно усложнить игру, добавив в смесь из круп другие мелкие предметы, например, бусинки, пуговки, камешки.
- Упражнение на разрывание листа бумаги. Предварительно на листе бумаги чертим произвольные линии. Предлагаем ребёнку разорвать руками бумагу точно по нарисованным линиям. Можно усложнить задание, изобразив геометрические фигуры.
- Упражнение на перелистывание страниц. По мере взросления ребёнка вместо разрывания листа бумаги можно предложить листать страницы любимой книги. Это упражнение также способствует ранней заинтересованности ребёнка к чтению литературы.
- Разглаживание смятого листа бумаги. Кладём перед ребёнком смятый лист бумаги и предлагаем разгладить его настолько, чтобы не осталось ни одного согнутого уголочка. Можно усложнить упражнение, предложив выполнить его одной рукой, при этом придерживая лист большим пальцем.
- Игры с кубиками. Даём задание собрать разнообразные фигуры из кубиков: башню, домик, машинку и т.д. Также для этих игр подойдут кольца от пирамидок. Задания усложняются по мере освоения ребёнком постройки простых фигур.
- Игры со шнуровками. Возможны в различных вариантах. Это может быть и ненужный ботинок, который можно давать ребёнку зашнуровывать и расшнуровывать. Это может быть и карточка, в которой сделаны отверстия под шнурки. В любом случае действия с этими предметами одинаковы и преследуют одну цель – научить ребёнка самостоятельно справляться со шнурками, так как этот навык пригодится ему в будущем.
- Упражнения со счетными палочками. Просим выложить на столе геометрические фигуры. Сначала ребёнок выполняет задания по образцу, а затем самостоятельно по словесным указаниям. Дополнительный плюс этого упражнения – формирование элементарных математических представлений.
- Игры с крышками. Здесь можно предложить различные ёмкости и сосуды с крышками, которые ребёнок будет самостоятельно закручивать и откручивать. А если сказать ребёнку, что без него вам не справиться, вы дадите мотив стать вашим главным помощником.
- Рисование пальцем на песке. Предложите ребёнку нарисовать поочередно всеми пальчиками геометрические фигуры или любой другой рисунок, который он пожелает. Взаимодействие с песком к тому же положительно влияет на центральную нервную систему.
Особенности развития мелкой моторики левши
Родители замечают, что малыши до 3 лет могут спокойно пользоваться и правой, и левой рукой. И многих волнует вопрос, какую руку ребенок выберет себе для письма, не надо ли переучивать, если этой рукой окажется левая, и что делать, чтобы этого не допустить.
Лучшее, что мы можем посоветовать: родители, выдыхайте. Вы никак не сможете повлиять на этот процесс (если только речь не идет о насильственном переучивании, что категорически не рекомендовано современными педагогами и детскими психологами).
В наши дни принята точка зрения, согласно которой бороться с леворукостью нельзя: это может привести к повышенной физической и психоэмоциональной утомляемости и к развитию у ребенка таких невротичных проявлений, как, например, тревожность, нервные тики и заикание. Дети могут становиться раздражительными, расторможенными или, наоборот, демонстрировать пониженный фон настроения и хроническую боязнь неудач. Поэтому насильственное переучивание категорически не рекомендовано современными подходами в психологии и педагогике детства.
Возраст выбора руки у детей очень индивидуален. Некоторые внимательные родители замечают, что уже в 7 – 9 месяцев младенец действует преимущественно одной рукой. Некоторые дети не могут определиться почти до школы. Влиять на этот процесс нельзя, ребенок должен сделать самостоятельный выбор. Наблюдения психологов говорят о том, что если ребенок раннего возраста (0 – 3 года) не смог определиться с выбором ведущей руки, то в большинстве случае в 4 – 5 лет стойкое предпочтение одной из рук сформируется.
Поэтому все, что вы, родители, можете сделать, — это продолжать пальчиковую гимнастику обеих рук, не ограничивать ребенка в движении, какую бы руку он ни выбирал для манипуляций с предметами, и любить малыша таким, какой он есть.
Мы рассказали о том, какую роль в развитии ребенка играет мелкая моторика. Теперь вы знаете, какие занятия, игры и игрушки помогают организовать этот процесс. Желаем вам, чтобы эти занятия приносили вашему малышу и пользу, и удовольствие. Со своей стороны, уважаемые родители, будьте уверены, что вы делаете все возможное для гармоничного развития ребенка, если вы не только стараетесь организовать для него питательную развивающую среду, но и находите время для участия в его играх и общения с ним.
Мелкая моторика у детей от года до 3-х лет
Развивая ловкость в возрасте года или двух лет, вы демонстрируете ребенку возможности его пальцев и рук. Постепенно малыш осознает, что такое осязание, когда берет в руки предметы различной формы и фактуры. Мелкая моторика для детей в этом возрасте представляет познание им процессов координации.
Именно такие дети впервые начинают самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать, пусть даже неправильно, ботинки, переливать жидкость из одной емкости в другую. Мелкая моторика дошкольников в этом возрасте чаще всего быстро развивается в процессе игр. Учите малыша, играя с ним, рассказывая сказки, басни и поговорки, разучивая считалки и стишки. В это время манипуляция и жестикуляция руками покажется ребенку естественным явлением.
Мелкая моторика в 2 года – невероятно важные шаги в общем развитии ребенка. Как известно, в этом возрасте малыш начинает активно разговаривать, все больше познавая мир. Учитывая то, что участки коры головного мозга, отвечающие за речь и за движения рук, находятся совсем рядом, занимаясь с малышом различными упражнениями, мы активно стимулируем его говорить. Это невероятно, но это факт – дети с повышенной физической активностью начинают разговаривать гораздо быстрее, и раньше всех – складывать отдельные слова в предложения.
В возрасте до 3-х лет малыш уже отчетливо знает названия многих предметов. В виде игры можно попросить сына или дочь помочь маме убрать в комнате. При этом занятия по мелкой моторике будут параллельно тренировать память, стимулировать мышцы по время нагибаний или приседаний за игрушками и предметами.
Развитие моторики 3 года можно проводить в виде игры, как и любое обучение в таком возрасте. Будет замечательно, если вы учтете пожелания ребенка, играя с ним в его любимую игру
Ведь именно это и поможет малышу беспрекословно принять некоторые изменения в правилах и акцентировать внимание на том, что нового предложите ему вы
С 9 месяцев до года
В этот период малыш делает успехи буквально ежедневно. Сейчас у него уже появляются любимые занятия и игрушки, которые способны занять его на некоторое время. Пальчики грудничка уже достаточно хорошо двигаются, чтобы начинать осваивать нужные навыки.
- Предложите малышу игрушки, которые требуют «калибровки» при вставлении их друг в друга (наборы стаканчиков, мтарешки).
- Приведут малыша в восторг разного рода коробочки и емкости, которые требуется открыть. Будет хорошо, если после поднятия крышки внутри малютку будет ожидать приятный сюрприз.
- Емкости с широкими завинчивающимися крышками также будут полезны для моторики малыша и развития его умений.
- Внедряйте прием «хватания» в повседневные игры — катайте малышу мячик, просите его подать вам какой-то предмет, прячьте от него под пеленкой игрушки и просите отыскать «пропажу». Такие разнообразные движения будут полезны для ручек младенца.
- Некоторым детям к году уже хватает терпения, чтобы заниматься с крупными сортерами — игрушками, в которые требуется вставлять детали разной формы.
- Игры в ванной также становятся все разнообразней. Ребенок может вылавливать мелкие игрушки и складывать их в тазик, переливать воду из одной емкости в другую и т.д. Все эти простые на первый взгляд занятия требуют от крохи большой концентрации и ловкости.
- Ребенок уже подолгу может находиться один, увлекаясь своими играми. Но все же нельзя оставлять кроху без присмотра — не только из соображений безопасности. Вы должны быть рядом, чтобы научить дитя новым способам взаимодействия с окружающими предметами и направлять деятельность.
- Малышам к году становятся интересны игры в песочнице. Если же на дворе не лето, можно устроить такие занятия дома — с песком или манкой. Переворачивать пасочки малыш вряд ли сможет, а вот наполнить их ручками вполне ему под силу. Для таких игр можно застелить пол клеенкой или заниматься с сыпучим материалом за столом.
Как вы видите, чтобы развить моторику младенца, совсем не обязательно приобретать дорогие специализированные игрушки, все, что нужно для занятий с малышом всегда есть у вас дома. Ежедневные упражнения, ваша забота и любовь помогут ребенку научиться управлять своими ручками и пальчиками, а также — благотворно воздействовать на речевой центр.
Влияние развития рук на речь
Еще в древние времена люди догадывались о связи мелкой моторики с развитием речи у детей. Сейчас же данное влияние имеет доказательства, так как выяснено, что центры речи и мелкой моторики в головном мозге формируются очень близко к друг другу. Поэтому развивая моторику, мы тем самым развиваем и речевые возможности.
Выполняя упражнения на мелкую моторику кистями и пальчиками, ребенок способствует активации речевого центра, в котором происходят такие процессы:
- Дифференцировка речи и других звуков;
- Активизация воспроизведения услышанных слов;
- Запоминание логических взаимосвязей в словах, словосочетаниях и предложениях.
Начиная с раннего грудного возраста следует целенаправленно развивать моторику и речь ребенка.