Неадекватное поведение ребенка

13 причин плохого поведения ребёнка

Причины и факторы риска

Точные причины расстройств поведения неизвестны. Предположительно, деструктивное поведение возникает при сочетании нескольких условий: генетической предрасположенности, неблагоприятной обстановки взросления, особенностей личности и характера. К факторам риска относят:

Пол. Мальчики гораздо чаще, чем девочки, страдают поведенческими расстройствами. Неясно, является ли эта причина генетической или связана с социальным опытом.

Вынашивание и роды. Тяжелая беременность, преждевременные роды, маленькая масса тела при рождении способствуют проблемному поведению ребенка.

Темперамент. Активные, энергичные, капризные малыши, у которых возбуждение нервной системы преобладает над торможением, более склонны к поведенческим нарушениям в позднем детском или подростковом возрасте.

Семейная атмосфера. Расстройства поведения чаще определяются в неблагополучных семьях. Ребенок подвергается повышенному риску, если растет в семьях, где есть проблема с домашним насилием, бедностью, плохими родительскими навыками, употреблением психоактивных веществ.

Когнитивные нарушения. Трудности с обучением, недостаток интеллектуального потенциала, задержка речи часто соседствуют с проблемным поведением.

Умственная отсталость. Такие дети в два раза чаще демонстрируют деструктивное поведение.

Развитие и функционирование головного мозга. Исследования показали, что области головного мозга, контролирующие функцию внимания, менее развиты и активны у больных СДВГ.

Наиболее распространенные поведенческие расстройства у детей

Существует несколько типов поведенческих расстройств, которые могут протекать параллельно.  детей. 

1. СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Это наиболее распространенный тип нарушения, которое затрагивает 2-5% детей, причем мальчиков в три раза чаще, чем девочек.

Типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:

СДВГ имеет три основных типа:

  1. Преимущественно гиперактивно-импульсивный.
  2. Преимущественно невнимательный.
  3. Сочетание гиперактивно-импульсивного и невнимательного 

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей:

У детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут проявляться следующие симптомы: 

  • дезорганизация;
  • трудности с концентрацией;
  • проблемы с быстрой и точной обработкой информации;
  • проблемы с выполнением инструкций;
  • неспособность усидеть на месте;
  • непрестанная болтовня; 
  • трудности с участием в спокойной деятельности;
  • разговоры о неуместных вещах;  
  • импульсивное поведение с пренебрежением к последствиям.

2. Вызывающее оппозиционное расстройство (ВОР)

Вызывающее оппозиционное расстройство в основном характеризуется упорным неповиновением авторитетным фигурам и обычно начинается в возрасте от 8 до 12 лет. 

Дети с этим нарушением поведения часто ведут себя вызывающе по отношению к членам семьи, воспитателям, учителям. Они также испытывают сложности в общении со сверстниками. 

Симптомы вызывающего оппозиционного расстройства у детей:

  • частая вспыльчивость;
  • отказ от выполнения просьб взрослого или споры с ним в ответ;
  • намереннное раздражение других людей;
  • обидчивость;
  • обвинение других в ошибках.

3. Расстройство поведения

Расстройство поведения диагностируется у детей старшего возраста или подростков, которые постоянно нарушают правила или проявляют делинквентное поведение. Это, как правило, дети, которых называют сложными. Около трети из них также имеют СДВГ и около 5% десятилетних детей — обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР), причем у мальчиков оно встречается в четыре раза чаще, чем у девочек. 

Расстройство поведения характеризуется частыми нарушениями соответствующих возрасту социальных норм или прав других людей. Таких детей часто отстраняют от занятий в школе, а подростки — нередкие гости в детской комнате полиции. 

Симптомы расстройства поведения у детей: 

  • нарушение серьезных правил дома или в школе;
  • побеги из дома;
  • пребывание на улице ночью; 
  • физическая агрессия по отношению к животным и людям;
  • порча чужого имущества;
  • принуждение кого-то к сексуальной активности.

Диагностика поведенческих расстройств у детей

Диагноз поведенческого расстройства детям ставит психиатр или пихолог. Ребенок с нарушением поведения может также проявлять ряд других симптомов, таких как депрессия, тревога, СДВГ. 

Врач исследует историю болезни и семейный анамнез на предмет выявления других психических заболеваний, семейных стрессоров и нарушений в обучении. Для сбора информации потребуется несколько встреч или сессий, а также использование специальных психологических таблиц. 

Как лечатся поведенческие расстройства у детей? 

Если оставить без внимания нарушение поведения у ребенка, то он вырастет с ворохом проблем. Ранняя терапия — залог эффективности лечения. 

Лечение может включать в себя:

Причины непослушания и упрямства у ребенка

В некоторых случаях «нормальное» непослушание, капризы и упрямство могут перерасти в негативные черты характера и основной способ взаимодействия с людьми.

Есть несколько причин, по которым упрямство и капризность  становятся уже поведенческой проблемой.

Стремление родителей полностью контролировать ребенка, не оставляя ему права выбора и возможности иметь собственное мнение. Такие отношения влияют на жизнь ребенка в будущем. Как правило, эти дети довольно недоверчивы. Их опыт отношений в семье во многом основывается на противостоянии сил, а не на поддержке и любви. В будущем такой ребенок либо учится манипулировать, либо становится довольно жестким диктатором в своей собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям со стороны. Подавление инициативы ребенка в подростковом возрасте может перейти в глубокий  внутренний кризис.
Еще одним фактором возникновения капризов и упрямства являются различные изменения в жизни ребенка: режим дня, место жительства, новые люди, большое количество впечатлений. При возвращению к окружению и режиму, поведение налаживается.

Усталость, голод, отсутствие сна делают ребенка очень чувствительным, капризным и упрямым

Ему сложно соответствовать требованиям родителей, если его физические потребности не удовлетворены. 

Большое количество запретов, особенно немотивированных, провоцирует упрямство без объяснения причин.

Вседозволенность, вызванная недостаточным вниманием родителей, провоцирует упрямство, как способ привлечения внимания.

Отсутствие последовательности в воспитании заставляют ребенка чувствовать себя неуверенно. Когда действия родителей последовательны и согласуются, ребенок понимает, чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Общие закономерности нарушений поведения у детей и подростков

Общие закономерности нарушений поведения у детей и подростков базируются на комплексном взаимодействии множества факторов, которые оказывают влияние на их развитие и формирование. Каждый ребенок уникален, и нарушения поведения могут проявляться в разных формах и на разных этапах жизни. Тем не менее, существуют некоторые общие закономерности, которые могут помочь понять этот сложный процесс:

  1. Социокультурный контекст. Культурные нормы, ценности и общественные ожидания играют значительную роль в формировании поведения ребенка. Воздействие среды, в которой он вырастает, может способствовать как адаптации, так и возникновению негативных поведенческих реакций.
  2. Семейное воспитание. Семья является основным социальным окружением для детей. Отношения внутри семьи, степень поддержки, дисциплины, образцы поведения родителей оказывают огромное влияние на развитие поведенческих образов у детей.
  3. Психологические аспекты. Внутренние факторы, такие как индивидуальные черты характера, уровень эмоциональной стабильности, способности к регуляции эмоций, также оказывают существенное воздействие на поведение детей и подростков.
  4. Биологические особенности. Физическое и нейрологическое развитие может влиять на поведенческие реакции. Например, период подросткового кризиса часто связывают с биологическими изменениями, которые могут влиять на эмоциональную стабильность.
  5. Образование. Школа, учебные успехи, социальные связи в учебном окружении – все это также имеет значение. Проблемы в образовательной сфере могут отразиться на поведении ребенка.
  6. Социальные связи. Друзья, сверстники, их влияние, социальное взаимодействие и принадлежность к группам играют существенную роль в формировании поведения.
  7. Психологические нарушения. Некоторые дети и подростки могут столкнуться с психологическими проблемами, такими как депрессия, тревожность, нарушения внимания и гиперактивность, что может повлиять на их поведение.

Понимание этих общих закономерностей помогает обрисовать комплексный подход к пониманию и решению проблем нарушений поведения у детей и подростков.

Рис.1 — Нарушения в поведении у детей 

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Лечение

Для детей, у которых диагностировано поведенческое расстройство, надлежащее лечение в нужное время может помочь от «перерастания» расстройства и более вероятного проявления плохого поведения в зрелом возрасте.

Зачастую для лечения поведенческих расстройств можно обратиться к педиатру и детскому психологу.

Лечение поведенческих расстройств сосредоточено главным образом на:

  • терапии поведения ребёнка;
  • медикаментозное лечение.

Поведенческая терапия

Существует два основных типа поведенческого лечения: тренинг по воспитанию и психотерапия.

Было доказано, что тренинг по воспитанию ребенка родителями очень хорошо работает для детей с поведенческими расстройствами. Тренинг наиболее эффективен в раннем детстве или в подростковом возрасте, но никогда не поздно изменить то, как вы ведете себя с ребенком или поведением подростка.

Индивидуальная терапия или семейная терапия также могут быть эффективными в лечение поведенческих расстройств. Терапия может помочь изменить отношения в семье, и поддержать родителей и детей или подростков, выясняя причины плохого поведения и рассказывая о способах их решения.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение поведенческих расстройств направлено на терапию основных или сопутствующих расстройств, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), депрессии или тревоги.

При отсутствии лечения поведенческие расстройства могут затруднить адаптацию к обязанностям взрослой жизни, что может привести во взрослой жизни к серьезным трудностям и проблемам, таким как увольнение с работы, поддержание отношений или соблюдение закона.

Профилактика или рекомендации при болезни

Профилактикой расстройства адаптации у детей считается развитие личности, объективная оценка собственных возможностей и поддержка родных.

Большое значение имеют благоприятные условия среды, в которых растет ребенок. При формировании личности детей важную роль играет семья. Ощущение поддержки от родных, отсутствие душевного дискомфорта – все это способствует формированию объективной самооценки, закреплению поведенческих реакций, самореализации.

Адаптационные возможности детского организма закладываются на психосоциальном и психобиологическом уровнях. Психобиологический – это общее состояние здоровья, темперамент, характер, генетика. Профилактика заболевания на этом уровне включает в себя: 

  • активный образ жизни;
  • положительный настрой;
  • совершенствование творческих навыков;
  • стремление к постоянному самосовершенствование.

Психосоциальный уровень – это навыки коммуникации, обусловленные нюансами воспитания и внутрисемейными традициями, а также особенностью самооценки. На этом уровне закладываются следующие адаптационные механизмы:

  • умение адекватно воспринимать психологическую помощь;
  • способность контролировать психологическое состояние;
  • умение обходить стороной токсичные связи и иные стрессогенные факторы.

Основная рекомендация при расстройстве адаптации у детей – оперативно начать лечение, пока болезнь не перешла в тяжелую стадию. Также полезно будет посетить курсы семейной терапии, чтобы улучшить и укрепить отношения между ребенком и родителями. В некоторых случаях рекомендована групповая терапия со сверстниками, которые страдают от психических расстройств. 

Список литературы:

Кто поможет при энурезе?

При энурезе поможет, психоневролог. Дополнительно нужно обследоваться, чтобы исключить порок развития мочевого тракта и позвоночника, сахарный диабет, заболевания центральной нервной системы. Понадобятся консультации педиатра, эндокринолога, лабораторные исследования, ультразвуковое исследование почек и мочевого пузыря (УЗИ), ЭЭГ (электроэнцефалография).

Лечение энуреза – комплексное. Медикаментозное лечение (психофармакотерапия) направлено на устранение тревоги и страхов, стабилизацию настроения. Психотерапия – на устранение эмоциональных расстройств и изменение поведения, в частности соблюдение распорядка дня, пищевого и питьевого режима — ограничение жидкости, употребление продуктов только с малым содержанием жидкости. Другие немедикаментозные методы воздействия – иглорефлексотерапия, мануальная терапия.

Непослушный ребенок. Что делать?

 Помните, что упрямство, капризы и непослушание – это нормальные поведенческие реакции, с помощью которых ребенок заявляет о своих интересах и желаниях. Родителям необходимо запастись терпением и внимательно отнестись к интересам ребенка.
Основная задача родителей —  четкое соблюдение  границ

Важно, чтобы эти границы предоставляли пространство для инициативы самого ребенка. Большая часть упрямства и капризов вызвана отсутствием выбора, поэтому вы можете предоставить его в определенных пределах. Дайте ему выбрать из того, с чем вы можете согласиться. Возможность доступного выбора формирует партнерские отношения и развивает у ребенка инициативу.
Если капризы, непослушание, упрямство становятся более частыми или длительными, то скорее всего  ребенок просто не знает, как изменить ситуацию, ему нужна ваша помощь и поддержка

Но он может просить об этой помощи только таким образом, у него пока нет возможности понять что с ним происходит и выразить это словами. Ваша задача – выслушать его и подумать о том, с какими желаниями и переживаниями ему так трудно справляться.
Проанализируйте свое собственное поведение и частоту отказов, дети копируют поведение взрослых. Если ребенок часто слышит отказ, то вскоре и вы начнете слышать отказы.  
И, прежде чем сражаться с непослушанием, капризами и упрямством, исключите реальные факторы. Может быть, он не упрямиться писать, а просто левша; или это не восстание против ужина, а просто его недавно кормила бабушка.
Если Вы считаете поведение проблемным, обратитесь за консультацией к специалисту — детскому психологу.
На нашем сайте вы можете пройти бесплатный онлайн тест «Оценка поведения ребенка», по результатам которого вы можете определить, является ли поведение ребенка проблемным. 

Рекомендации родителям

При нарушении поведения у ребенка, родители могут воспользоваться простыми рекомендациями:

  • обратиться к педиатру или психологу. Они смогут провести диагностику и выяснить причины нарушений поведения ребенка. Они также могут предложить индивидуальные стратегии работы;
  • обеспечить структуру и регулярность в повседневной жизни. Ребенку нужны стабильность и предсказуемость. Установите режим дня, включающий регулярное время для занятий, отдыха, еды и сна;
  • оказать помощь в развитии навыков саморегуляции. Ребенка нужно обучать техникам управления эмоциями, например, дыхательным упражнениям, медитации или мягкой игре;
  • поощряйте желаемое поведение и используйте позитивное подкрепление. Будьте щедрыми на похвалу, поощрение и награду, когда ребенок ведет себя желательным образом;
  • помогите ребенку общаться и выражать свои эмоции. Объясните, что даже негативные эмоции можно выражать без агрессии или нарушения правил. Показывайте примеры и учите ребенка альтернативным способам выражения своих чувств.

Оказывайте малышу поддержку со стороны семьи. Дети должны знать, что их любят и поддерживают.

Определение болезни

При расстройстве адаптации дети не могут принять новые условия привычной жизни. Патология входит в категорию психогенных отклонений. Заболевание может быть невротического или психотического уровня. В первом случае ребенок сохраняет способность адекватно воспринимать все, что с ним происходит. В МКБ-10 расстройство занесено в категории «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации» (код МКБ-F43), входит в рубрику «Расстройство приспособительных реакций» (F43.2).

Расстройство адаптации у подростков диагностируется на фоне индивидуальной предрасположенности к стрессу вкупе с травмирующим фактором. Прогноз на лечение зависит от того, на какой стадии выявлено заболевание и как быстро начата терапия. 

Главная опасность патологии состоит в ее промежуточности, то есть сам пациент и окружающие его люди часто не могут своевременно обнаружить заболевание.

При появлении первых опасных симптомов следует сразу обратиться в специализированное медицинское учреждение, чтобы врачи осмотрели ребенка и оказали необходимую помощь. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: