Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
- годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
- планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
- комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
- перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
- календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
- недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
- план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
- поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Распределите календарную часть плана на модули
В календарную часть плана воспитатель включает основные педагогические мероприятия с детьми, которые позволят ему реализовать обязательную часть ОП ДО. Календарная часть состоит из двух модулей.
Модуль 1 «Непосредственно образовательная деятельность». В данном модуле на неделю воспитатель планирует педагогические мероприятия (занятия, образовательные ситуации, другие формы организации детских видов деятельности) непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, СанПиН, содержанием ОП ДО, рабочей программой конкретной возрастной группы.
В качестве примера рассмотрим требования к образовательной деятельности с детьми в средней группе. В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13 продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей 4–5 лет – не более 20 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня не должен превышать 40 минут в день (2 педагогических мероприятия).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, необходимой для решения задач ОП ДО, – 10 занятий. Это могут быть разные формы педагогических мероприятий, которые требуют повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей. Их следует организовывать в первую половину дня (таблица 3). В середине времени, которое отводится на непосредственно образовательную деятельность, воспитатель проводит физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности – не менее 10 минут. Воспитатель самостоятельно дозирует ежедневный объем образовательной нагрузки на детей, не превышая при этом максимально допустимую нагрузку в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049–13.
Цели образовательной деятельности воспитателя по реализации содержания образовательных областей – общие согласно ФГОС (таблица 3). Они позволяют педагогу представить перспективу работы в рамках непосредственно образовательной деятельности по каждой области соответственно. При этом эти цели конкретизируются в образовательной программе детского сада в соответствии с возрастом воспитанников, должны быть отражены в рабочих программах воспитателей конкретной группы детей и раскрыты в календарном плане образовательной деятельности для каждого педагогического мероприятия в отдельности.
Модуль 2 «Образовательная деятельность в режиме дня». Также воспитатель планирует образовательную деятельность в режиме дня: в утренние и вечерние часы, на прогулке, при проведении режимных моментов. Педагог включает в план адекватные возрасту воспитанников формы организации различных видов детской деятельности – игры и игровые ситуации, рассказы и беседы, трудовые поручения и упражнения, прочие формы.
Особое внимание при этом следует обратить на задачи и содержание тех образовательных областей, которые в процессе организации непосредственно образовательной деятельности не были представлены в полном объеме, и запланировать их в режиме дня. Эти задачи конкретизируются в образовательной программе детского сада в соответствии с возрастом воспитанников
Таким образом, содержание модуля 2 должно учитывать содержание всех пяти образовательных областей. Для этого воспитателю следует использовать приемлемые для детей конкретного возраста формы организации их деятельности как совместно с педагогом, так и самостоятельно по инициативе детей.
Компоненты планирования деятельности ДОУ
Определение 1
Планирование – это определение основных направлений будущей деятельности, этапов и методов ее реализации, исходя из условий и особенностей данной деятельности.
Планирование воспитательно-образовательной работы является сложным и многофакторным процессом. Оно требует от педагогов высокого квалификационного уровня развития, организаторских способностей и навыков видения перспектив педагогической работы.
На основании планирования воспитательно-образовательной работы дошкольное учреждение формирует содержание своей работы и делает процесс обучения и воспитания подрастающего поколения целенаправленным и личностно-ориентированным.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности ДОУ реализуется на основании общеобразовательной программы, которая включает целевое назначение деятельности заведения и ее содержание в определенный временной период.
Основными компонентами планирования образовательной деятельности дошкольной организации являются:
- Перспективный план работы ДОУ.
- Календарный план воспитательно-образовательного процесса.
Перспективный план работы ДОУ- это формирование этапов реализации воспитательной и образовательной работы, последовательности ее исполнения, включающее решение конкретных целей и задач на каждом этапе реализации плана.
Перспективный план составляется на определенный временной период работы ДОУ и включает распределение деятельности воспитателя и мероприятия, которые требуется организоваться в этот период. Перспективный план составляется, исходя из целей и задачи работы ДОУ, определенных в его образовательной программе, на срок, равный месяцу, кварталу, полугодию, году. Если план составляется на год, то в ходе его реализации в него могут вноситься поправки.
Структурное строение перспективного плана включает следующие разделы:
- Целевое назначение воспитательно-образовательной работы ДОУ.
- Период реализации плана.
- Виды детской деятельности, реализуемой в течение данного временного периода.
- Литературное обеспечение воспитательно-образовательной деятельности и методические пособия.
- Организация взаимодействия с родителями воспитанников.
Рисунок 1. Планирование воспитательно-образовательной работы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замечание 1
Календарный план – это совокупность мероприятий и действий с указанием этапов, сроков, порядка и условий их выполнения, с разбивкой на каждый отдельный рабочий день.
Календарный план помогает распределить воспитательно-образовательную деятельность по дням того временного отрезка, на который составлен перспективный план т.е. если перспективный план составлен на месяц, то на его основании составляется календарный план, распределяющий все мероприятия и виды детской деятельности, работу с родителями на каждый день. Это позволяет полноценно реализовать перспективный план и обеспечить качественную воспитательно-образовательную деятельность ДОУ. Он составляется на основе перспективного плана и дорабатывается, исходя из особенностей развития детей отдельной возрастной группы, оценки их деятельности, установления взаимодействия с родителями.
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Обозначьте цели и задачи плана работы воспитателя
Чтобы спланировать свою работу, воспитатели должны четко понимать, что и для чего они делают. А также уметь распределять свои ресурсы так, чтобы достигнуть поставленных целей в работе с детьми. План – заранее намеченная система деятельности, которая предусматривает порядок, последовательность и сроки выполнения работы.
Планирование образовательной работы позволяет воспитателю решать несколько задач. Во-первых, проследить цель, стратегические и тактические задачи воспитания, обучения и развития дошкольников в структуре образовательного года. Во-вторых, последовательно раскрыть содержание образовательной работы, выбрать адекватные возрасту и контингенту детей средства, методы и приемы, формы организации педагогической деятельности. В-третьих, спрогнозировать результаты образовательной деятельности, скорректировать процессы развития коллектива дошкольников и каждой личности в целом.
От того, насколько воспитатель продумывает и грамотно составляет план, зависит эффективность образовательной работы в целом. При этом план работы воспитателя может быть перспективным (на длительный период – год, квартал, месяц) и календарным (на неделю, каждый день).
Перспективный план работы позволяет педагогу обеспечить целостность образовательного процесса в соответствии с образовательными областями, спроектировать развитие собственной профессиональной компетентности и составляется воспитателем на 1–3 месяца. Точные сроки определяет администрация детского сада и сам педагог.
Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми, который предусматривает планирование всех видов детской деятельности и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Если воспитатель составляет и перспективный, и календарный планы, это помогает ему избежать недостатков при организации образовательного процесса, но перегружает бумажной работой, так как в этом случае ему приходится вести два плана. Кроме того, воспитатели, которые работают в паре, поочередно составляют план на 1–2 недели. Поэтому лучше выбирать перспективно-календарную форму планирования, в которой часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на неделю и каждый день.
|
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
В каком документе необходимо планировать мероприятия в доу?
Годовой план работы ДОУ является таким же нормативным документом, как Устав или Образовательные программы, т.е. входит в перечень обязательной документации дошкольного учреждения.
Что такое планирование в доу?
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования: 1.
- Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года; 2.
- Годовой план ДОУ; 3.
- Тематические планы (по основным видам деятельности); 4.
- Индивидуальные планы специалистов и администрации; 5.
- Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
- Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПРИНЦИПЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ — Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа). Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду). Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
— Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа? (Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?.2 принципа?.3 принципа?
Учет местных и региональных особенностей климата.
— Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.
Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс). Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками). Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью). Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам). Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности). Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель: 1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения; 2 день – учить детей заранее придумывать план игры; 3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на культуру общения; 4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей; 5 день — воспитывать доброжелательное отношение к детям
Какие документы заполняет воспитатель?
Документация по организации работы воспитателя : Рабочая программа Комплексно-тематическое планирование. Календарный план воспитательно-образовательной работы.2.3. Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
Планы могут быть как перспективными (составляются на длительный период – год, квартал, месяц) так и календарными (на короткий срок – неделю, день).
Алгоритм составления календарно-тематического и ежедневного планов
Перечисленные в тематическом плане темы конкретизируются разными видами образовательной активности, в частности НОД, то есть тематикой занятий по разным направлениям обучения, воспитания и развития (развитие речи, рисование, музыка, физическая культура и пр.). Например, календарный план по темам курса математики в средней группе.
Используя основу тематического плана, а также календарно-тематический план по отдельным образовательным направлениям, то есть занятиям, предусмотренным расписанием в качестве основного вида деятельности, педагог составляет ежедневный план. Ознакомиться с примером ежедневного плана можно здесь.
Грамотно составленные планы позволяют вовлечь в деятельность всех малышей
Сценарный план
Сценарный план (СП) – это унифицированная форма написания конспектов занятий и иных мероприятий. Он может быть оформлен в двух вариантах: табличном и простом текстовом.Сценарный план предусматривает наличие титульного листа, на котором отображены:
- наименование ОУ;
- форма мероприятия (НОД, сценарий праздника и пр.);
- тема;
- возрастная группа;
- ФИО, должность разработчика (-ов);
- город, год составления.
Если воспитатель делает ссылки в ПВОР на СП, то СП должны быть приложены в папку ПВОР. Чаще всего педагог работает со СП НОД, поэтому целесообразно завести накопитель СП, выделяя возрастные группы и образовательные области.
Немного подробнее остановимся на написании СП НОД
Второй лист СП НОД: тема занятия, образовательная область, возрастная группа, цель, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие), планируемые результаты, методы, приемы, формы, работа над словарем, создание развивающей предметно-пространственной среды для организации и проведения НОД (РППС), виды детской деятельности, интеграция образовательных областей.
Далее с нового листа идет План НОД, который включает в себя три этапа: вводный (мотивационно-побудительный), основной, рефлексивный.
- Мотивационно-побудительный этап представляет собой создание проблемной ситуации для детей, определение цели.
- Основной этап – показ, комментирование, физкультурная минутка, изготовление, игра (подчеркнутое является обязательным на данном этапе).
- Рефлексивный этап – оценка деятельности детей, самооценка детей, подведение итогов.
Существующие модели планирования
Все используемые модели планирования можно разделить на следующие группы:
- Календарное. При этом способе воспитатель может ставить для себя конкретные краткосрочные задачи, которые можно выполнить в определенный отрезок времени.
- Перспективное планирование помогает достигнуть систематичности и взаимосвязи при изучении какой-то темы, анализировать полученные результаты и применять их для оценки ранее проделанной работы.
- Календарно-перспективное планирование сочетает в себя оба метода с последующей отработкой утром или вечером.
На основании этих моделей каждый воспитатель выбирает наиболее подходящий для себя метод составления планов. Для этого ему стоит попробовать свои силы в каждом из них. Тот, с которым специалисту удастся достигнуть максимального успеха, рационально оценив все достоинства и недостатки методики, можно считать наиболее подходящим и отвечающим поставленным задачам.