Эпидемия аутизма. в чем причина?

Почему число диагнозов аутизма резко возросло

Вирусы

Научные исследования проводились и в области вирусологии. Таким образом было высказано предположение, что на развитие аутизма могут повлиять токсическая и инфекционная причины.

Вирус простого герпеса, краснухи, мононуклеоза, ветряной оспы, розеолы и цитомегаловируса очень опасны для развивающегося мозга ребенка. Они могут вызвать нестандартный ответ иммунной системы организма на инфицирование, что может повлечь за собой развитие аутизма и других аутоиммунных болезней.

При сниженном иммунитете у новорожденных, проникновение вируса в их организм в значительной степени влияет на нервную систему и головной мозг, вследствие чего возникает аутоиммунная реакция. Говоря простым языком, организм младенца борется сам с собой, поражая при этом собственные здоровые клетки, благодаря чему появляются ранний детский аутизм и умственная отсталость.

Чаще всего вирус проникает в организм ребенка при внутриутробном развитии, при инфицировании беременной женщины. Также возможно заражение грудничка через материнское молоко при грудном вскармливании или слюну. Бывает так, что ребенок подхватывает инфекционное заболевание в яслях.

Более слабые области головного мозга подвергаются удару в первую очередь, а это именно те, которые отвечают за эмоциональное настроение и коммуникативные навыки. К примеру, мозжечковая миндалина способствует регулированию эмоционального фона и несет ответственность за манеру общения, интонацию, а также за зрительный контакт. А как известно основными симптомами аутизма являются отсутствие зрительного контакта, эмоциональная бедность, замкнутость и снижение коммуникативных функций.

Понятие аутизма

Проще сказать, это одиночество. Больной теряет способность общения с людьми и взаимодействия с окружающим его миром в целом. Он уходит в себя, в собственное измерение, где больше никому нет места. Со стороны это выглядит как нежелание общаться с кем бы то ни было, но на самом деле, аутисты просто не умеют этого делать.

С физиологической точки зрения, это нарушение восприятия сигналов, поступающих через слуховые, зрительные, осязательные и другие рецепторы. Они либо полностью не доходят до нужных мозговых центров, либо делают это не в полном объеме. Соответственно, меняется реакция на происходящие события.

 Аутизм, а вернее, расстройство аутистического спектра – это комплексное нарушение развития, которое обычно проявляется в раннем возрасте. Оно обусловлено патологией функционирования нервной системы.

Причины

Не до конца понятны факторы, благодаря которым начинает развиваться аутизм. Ученые давно занимаются изучением этого вопроса, но пока продвинулись незначительно. Болезнь ребенка не является приговором, можно очень многое сделать для раскрытия творческого потенциала.

Вспомним звестные имена, оставившие заметный след в истории человечества: Билл Гейтс, Льюис Керрол, Альберт Энштейн. Чтобы принять и понять человека с аутизмом, нужно знать, что такие люди воспринимают мир по-иному, в другом измерении.

От чего рождаются дети с аутизмом:

  • генетическая предрасположенность;
  • химические и биологические факторы;
  • перинатальная патология;
  • прием антибиотиков;
  • перенапряжение;
  • гормональный дисбаланс;
  • возраст мамы более 35 лет;
  • вредная экология, тесный контакт матери с пестицидами, тяжелыми металлами;
  • перенесенные мамой во время беременности различные заболевания (герпес, ветрянка, краснуха, вирусные инфекции).

Генетическая предрасположенность – развитие болезни связывают с началом внутриутробного формирования плода. Также высока вероятность появления на свет больного малыша, если родственники или родители признаны носителями аутизма. Имеет существование и отрицательное воздействие окружающей среды на организм.

Химические и биологические факторы. Причины, по которым рождаются дети аутисты различны. При вакцинации возможно заражение организма. При химическом воздействии выделяют сложные металлы, растворители, газы, табачный дым, никотин, токсические вещества. Вредные привычки относятся к пусковым механизмам на этапе развития аутизма. А вот биологический фактор способен вызвать заболевание при употреблении некоторых продуктов питания: с высоким содержанием глютена, лактозы, запрещены белки.

Перинатальная патология – диагностика нарушений в головном мозге может быть выявлена уже при вынашивании. Дети аутисты рождаются от инфекций, травмирования на эмоциональном и физическом уровне, облучения организма. Повышается появление больных детей при перенесении роженицей родовых травм, при угрозе выкидыша.

Прием антибиотиков. Чрезмерное потребление медикаментов отрицательно сказывается на организме, порождая иммунную систему и психику. Дети рождаются аутистами или приобретают патологию постепенно.

Перенапряжение. Воздействие стресса обеспечивает поступление в кровь дофамина, отвечающего за передачу импульсов в мозг. Хронический характер заболевания побуждает медленное проявление признаков аутизма.

Гормональный дисбаланс. Способствует началу болезни дефицит адреналина и норадреналина. Недостаточная их выработка провоцирует разрушение психики. Родители наблюдают слабое эмоциональное реагирование на происходящее, отсутствие заинтересованности в налаживании контакта со сверстниками, подавленное состояние.

Аутисты рождаются с уже имеющимися нарушениями разного характера. При наличии сопутствующих факторов возможно появление других проблем: сбои в пищеварительной системе и поджелудочной железе, умственная отсталость, шизофрения.

Нужна ли диета при аутическом расстройстве

Зачастую детям с РАС назначают разные диеты — безказеиновую, безглютеновую, БГБК. Особой популярностью пользуется безглютеновая диета. Считается, что РАС и целиакия — коморбидные состояния, негативно влияющие друг на друга. Также существует гипотеза о положительном влиянии безглютеновой диеты на здоровье и поведение аутистов.

Но если «побродить» по научным базам в поисках достоверной информации, то можно понять, что никаких весомых доказательств у этих гипотез нет. В Шеффилдском университете проанализировали результаты 79 исследований и нашли лишь умеренную коморбидность между РАС и целиакией, распространенность которой у аутистов составляла от 0 до 4,4%.

Второй вывод, который сделали исследователи, — отрицательный эффект употребления глютена при РАС не доказан. Также ученые подчеркнули, что питание аутистов должно быть сбалансированным: некоторые исследования из обзора продемонстрировали корреляцию между диетой и недостатком важных питательных веществ у детей с РАС. В частности, исключение из рациона и глютена, и казеина повышает риск дефицита незаменимых аминокислот, включая триптофан.

Детям с нарушениями развития лучше находиться в специальных учреждениях под наблюдением специалистов

Это зависит от каждого отдельно взятого ребенка

Любому ребенку очень важно находиться в социуме и расти в любящей семье. Однако даже самым любящим родителям следует быть подготовленным к правильному общению и работе с ребенком с особенностями развития

Окружающие должны понимать, как правильно вести себя с такими детьми, в случаях, когда у них проявляются симптомы заболевания. Поэтому очень важно, чтобы с ребенком и его родителями работали квалифицированные психологи и терапевты в центрах, специально предназначенных для коррекции таких расстройств. Чем легче симптомы и форма расстройства аутистического спектра у ребенка, тем меньше необходимость его регулярного нахождения в таких центрах.

Аутизм

СТИМУЛЯЦИЯ

Использование питоцина в родах связывают с аутизмом. Питоцин — это синтетический аналог
окситоцина, гормона, который естественным образом выделяется у женщин во время родов. Использование
питоцина влечет за собой множество побочных явлений, наиболее частое из которых — повышенное
давление и у матери, и у ребенка. Питоцин используют, чтобы вызвать или усилить родовую
деятельность. Однако питоцин не воспроизводит естественный ход родов. Сокращения матки при родах,
стимулированных питоцином, продолжительнее, сильнее и болезненнее для матери. А более сильная боль
у матери означает большее угнетение плода.

При использовании питоцина резко снижается кровоснабжение матки, а значит, и приток в нее
кислорода. При схватках, проходящих в естественном ритме, между ними есть время для того чтобы
ребенок успел запастись достаточным количеством кислорода перед следующей схваткой. При вызванных
или ускоренных родах схватки приходят чаще и длятся дольше, таким образом сокращая то время, когда
ребенок имеет доступ к кислороду. Недостаток кислорода у ребенка во время родов оказывает
пожизненное влияние на работу его мозга.

Питоцин делает схватки невыносимыми, и почти всем женщинам, кому давали питоцин, делают
эпидуральную анестезию, чтобы они могли вынести те неестественные боли, которые он вызывает. И
снова мы видим, как одно вмешательство прокладывает дорогу другому.

Симптомы

Атипичный аутизм выявить сложнее, чем его классическую форму, поэтому часто установление диагноза затягивается. Упущенное начало болезни и поздно начатое лечение негативно влияет на дальнейший результат.

Самым удивительным и одновременно смущающим фактором является огромное разнообразие и индивидуальность симптомов.

Общими чертами заболевания выступают нарушения социальной включенности, коммуникации и взаимодействия с окружающими.

В домашних условиях распознать атипичный аутизм у детей довольно затруднительно. Чаще всего, родственники списывают некие странности и необычности поведения на возрастные изменения или особенности темперамента. С подобными проблемами они не спешат обращаться к специалисту, тем самым упуская начальную стадию заболевания.

Отличительными факторами атипичного детского аутизма считаются:

  1. Возрастные рамки. Этот тип расстройства имеет особенность развиваться не в раннем детстве, а в более поздние сроки – 3 года, 6–10 лет или переходный возраст. Это те периоды жизни ребенка, когда он испытывает стрессы по поводу адаптации к новому коллективу, необходимости общения с незнакомыми людьми, выстраивания взаимоотношений.
  2. Социализация. Несмотря на то, что больной полностью зависим от родителей, он слабо реагирует на них. По поводу отсутствия матери малыш может не тревожиться или, наоборот, проявлять беспокойство, а при ней вести себя холодно и недоброжелательно.
  3. Речь. Она либо отсутствует, либо сводится до употребления отдельных слов, в крайнем случае, словосочетаний. Построение предложений – слишком сложная задача.
  4. Эмоциональный сбой. При нормальной активности может наблюдаться абсолютная или избирательная неконтактность. Интенсивные внешние раздражители – яркий свет, громкие звуки, вызывают страх. Могут наблюдаться нехарактерные непредсказуемые реакции на события.
  5. Поведение. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Такие дети не стремятся копировать взрослых или сверстников, предпочитают одиночество.

При нормальном физическом развитии чаще всего наблюдается умственная отсталость.

Оценка уровня интеллектуальных способностей бывает затруднительной, поскольку поставленный диагноз в раннем возрасте может поддаваться коррекции.

Усугубление диагностики происходит из-за нарушений речевого аппарата и коммуникативных навыков. Во время прохождения тестов ребенок, как правило, знает решение задачи, но не говорит его.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  •  пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Среди аппаратных методик следует выделить микротоковую рефлексотерапию, электрошоковую терапию. С их помощью происходит запуск неактивных зон головного мозга: лобных долей, речевых зон, серединно-стволовых структур.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

Духовные причины

Психология имеет свои взгляды на причины возникновения такой болезни. Духовные и психологические факторы играют в развитии аутизма далеко не малую роль. Психосоматика заболевания свидетельствует о том, что физиологические проявления при такой болезни тесно связаны именно с психологическими. Например, ребенок теряет речевые навыки при нежелании общаться с окружающими.

Психологическими причинами, повлиявшими на приобретение болезни, в таком случае становятся:

проблемы во взаимоотношениях с матерью в раннем детском возрасте;
недостаточное внимание к малышу со стороны родителей;
перенесенный сильный эмоциональный стресс;
полное игнорирование ребенка матерью, раннее отлучение от груди;
психологическая травма у ребенка;
искаженное восприятие окружающего мира из-за его недостаточного познания.

У таких детей часто возникает не врожденный, а приобретенный аутизм.

Дети-аутисты кричат в общественных местах, потому что они плохо воспитаны

Это неправда. Ребенок, страдающий РАС, может кричать в общественном месте, потому что так он умеет контактировать с внешним миром и проявлять себя. Здесь нет никакой связи с воспитанием. Скорее это может быть связано с тем, что такие дети не получают правильного лечения и коррекции своего поведения. Чаще всего, ребенок, который кричит, высказывает таким образом свое недовольство или требование что-то получить. Или же так он проявляет какой-то дискомфорт в своем внутреннем мире или в теле.

При работе с ребенком-аутистом специалист может скорректировать подобные проявления и научить его не кричать в общественных местах. Обычно подобная вербальная или физическая агрессия у детей, страдающих аутизмом или умственной отсталостью, корректируется за месяц.

Способы лечения аутизма и его прогнозы

Терапия РАС — сложный и длительный процесс, требующий максимально индивидуализированного подхода к каждому пациенту. Ее целями являются:

  1. Поддержание нормального речевого и интеллектуального развития ребенка, выработка социальных навыков, обучение социальной коммуникации.
  2. Снижение выраженности проявлений аутизма, которые мешают адаптации. К ним относятся: стереотипная деятельность, узость интересов, приверженность к привычкам и неизменному порядку и т.д. Следует подчеркнуть, что корректировать нужно только то поведение, которое действительно мешает развиваться. Запрет на поведение, в котором ребенок находит утешение, может сделать его по-настоящему несчастным.
  3. Уменьшение выраженности симптомов, не связанных с РАС, которые отрицательно сказываются на качестве жизни пациента: двигательная расторможенность, агрессивность, тревожность, импульсивность, нарушение сна, соматические проблемы.
  4. Помощь семье, воспитывающей ребенка с аутизмом. Очень часто родители, столкнувшиеся с таким диагнозом, испытывают стресс, неуверенность и тревогу, поэтому им также требуется психологическое сопровождение.

Комплексное выполнение этих четырех задач представляет собой полноценную терапию РАС у ребенка.

Основные методы лечения заболевания имеют немедикаментозный характер и представляют собой образовательные, психологические и поведенческие вмешательства. Доказано, что максимально ранее начало обучения и участие в этом процессе всех членов семьи приводят к заметным улучшениям в развитии и социализации большинства детей-аутистов.

Наибольшую эффективность имеют методики, основанные на прикладном анализе поведения (ПАП). Это процесс систематического, регулярного и последовательного обучения с использованием подсказок, поощрением желательного поведения, а также уменьшением уровня опасного или сложного поведения. На основе ПАП были созданы различные подходы, представляющие собой готовые программы помощи маленьким пациентам:

  • PRT (Pivotal Response Treatment), или терапия ключевых реакций и навыков;
  • Денверская модель раннего вмешательства;
  • альтернативная коммуникация.

Результативность этих методик подтверждена огромным количеством научных исследований и клинических испытаний, в которых было доказано их положительное влияние на умения и поведение детей с РАС.

К сожалению, широкое распространение получили способы лечения аутизма, не имеющие доказанной эффективности и безопасности. Зачастую эти бессмысленные и даже опасные вмешательства назначаются вместо рекомендованных, проверенных подходов к терапии. К ним относятся:

  • остеопатия;
  • иглоукалывание;
  • арт-терапия;
  • занятия с животными;
  • метод Томатис и БАК (биоакустическая коррекция);
  • микрополяризация головного мозга;
  • методика биологической обратной связи;
  • мозжечковая стимуляция;
  • гипербарическая оксигенация;
  • прием витаминов и БАДов;
  • безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диеты;
  • хелирование и т.д.

Такие процедуры наносят вред здоровью, а также отнимают ценные ресурсы, которые могут быть направлены на действительно эффективные способы лечения.

В Клиническом Институте Мозга проводятся лечебно-коррекционные занятия с логопедами-афазиологами, психологами, нейропсихологами, реабилитологами

Мы уделяем внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы обеспечить максимально комфортный и продуктивный процесс обучения

Лекарственная терапия аутизма

При наличии показаний специалисты назначают препараты, действие которых направлено на уменьшение выраженности поведенческих проблем, нормализацию работы желудочно-кишечного тракта, коррекцию неврологических нарушений.

Однако важно понимать, что фармакотерапия лишь устраняет проблемы, сопутствующие РАС, а не лечит сам аутизм. В настоящее время нет лекарств, способных повлиять на ключевые проявления заболевания (расстройства коммуникации и социального взаимодействия, стереотипная деятельность)

Также не существует препаратов, которые могли бы помочь более быстрому освоению тех или иных навыков.

Прогноз заболевания

Прогноз зависит от вида РАС, степени выраженности симптоматики и сопутствующих нарушений. В большинстве случаев при запоздалом установлении диагноза и отсутствии полноценной терапии формируется глубокая инвалидность. Кроме того, имеются данные о возрастном ухудшении навыков самообслуживания и коммуникации.

Если заболевание было выявлено в возрасте 2-4 лет, своевременно начата индивидуально подобранная лечебно-коррекционная работа, то вероятность того, что ребенок нормально адаптируется в обществе, будет высокой. Такие дети могут обучаться в школах и ВУЗах, работать.

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

На какие особенности обращать внимание родителям?

1. На нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации:

неспособность ребенка использовать зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия (малыш не смотрит в глаза при обращении к нему);
сниженные заинтересованность и способность поддерживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми (никогда не играет с друзьями или взрослыми в общие игры);
недостаточная или отсутствующая реакция на обращенную речь и имя (когда зовут по имени, никогда не отзывается; у родителей часто возникает подозрение о нарушении слуха у ребенка);
неспособность долго удерживать внимание на том, во что вовлекают ребенка взрослые;
ребенку неприятны прикосновения, он не разрешает до себя дотрагиваться;
отсутствие смущения или избыточная тревога при всем новом (не любит новые места, новых людей, забивается в угол или ищет выхода, чтобы вернуться в привычную обстановку);
однообразные сценарии в общении (стандартные фразы без эмоций, чтобы сообщить о своих желаниях);
задержка речевого развития: ребенок повторяет одни и те же вопросы, слова, не поддерживает и не начинает беседы или говорит в основном на интересные ему темы; отсутствует лепетная речь, как и «гуление» в возрасте до года.

2. На стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения.

Эта группа симптомов очень разнообразна:

  • необычные интересы — изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес только к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов);
  • выраженные проблемы переключения внимания, поведение со стремлением к постоянству (спокоен, только если складывает буковки в слова; предложите сделать это с цифрами — крик и требование все вернуть назад);
  • повторяющиеся движения, например, раскачивание, взмахи руками, потирание ладоней, вращение пальцами рук.

КЕСАРЕВО СЕЧЕНИЕ

Как мы видели выше, кесаревы сечения часто вызваны каскадным эффектом многочисленных
вмешательств и процедур современного акушерства. Наблюдаемый сейчас рост кесаревых сечений внушает
беспокойство. Всемирная организация здравоохранения говорит, что доля кесаревых сечений должна быть
около 12%, однако мы видим, что она в среднем по стране достигает уже 33%. Часто публикующийся
акушер-гинеколог Джордж Малькольм Морли говорит, что у ребенка, родившегося путем кесарева сечения,
вероятность аутизма в 3–4 раза выше. Одна из больниц Великобритании направляла всех матерей
на плановое кесарево сечение за неделю до срока, что привело к заболеваемости аутизмом в 21 раз
большей по сравнению с соседними больницами.

Матерей ошибочно убеждают, что кесарево сечение на самом деле лучше, чем естественный процесс! К
сожалению, они не знают связанных с ним опасностях и происходящих из-за него травм. Во время этой
хирургической процедуры большинство женщин испытывает очень сильное дергающее ощущение, когда врач
тянет ребенка. Те значительные усилия, которые прилагаются для того чтобы вытянуть ребенка из
небольшого разреза на теле матери, часто не видны родителям. Возрастает количество травм, наносимых
спинному мозгу ребенка, и возникающих из-за этого нарушений дыхания. Может быть, в этом причина
высокой степени корреляции между кесаревым сечением и аутизмом?

Детям, родившимся при помощи кесарева сечения, приходится иметь дело с еще одним дефицитом
— «дружественных бактерий» у себя в кишечнике. Так как они не проходят через
вагинальный канал, они не сталкиваются с этими нужными бактериями при рождении, и от этого
старадает развитие их иммунной системы. С учетом множества указаний на то, что аутизм и
функционирование иммунной системы связаны, совершенно необходимо выбирать медиков, которые будут
поддерживать в нас нашу изначальную способность к естественным родам.

И наконец, при кесаревом сечении обычно сразу перерезают пуповину. Д-р Джордж Малькольм Морли,
бакалавр медицины, бакалавр хирургии, член Американской коллегии акушеров и гинекологов и автор
многочисленных статей об опасностях немедленного пережатия пуповины, сообщает:

Дети, рожденные путем кесарева сечения, в четыре раза чаще страдают аутизмом, чем
дети, рожденные вагинально.

Причины

Имеющиеся научные данные указывают на множество факторов, которые могут повышать вероятность развития аутизма у детей, в том числе факторы окружающей среды и генетические факторы.

Многолетние масштабные исследования с использованием различных методов показали, что вакцина против кори, паротита и краснухи не вызывает аутизма. Исследования, которые были интерпретированы как указывающие на наличие такой связи, проводились ненадлежащим образом: некоторые из авторов имели скрытые предубеждения, которые оказали влияние на их отчеты об исследованиях (2,3,4).

Фактические данные также свидетельствуют о том, что и другие детские вакцины не повышают риск аутизма. Обширные исследования в отношении консерванта тиомерсал и адъювантов алюминия, содержащихся в ряде инактивированных вакцин, убедительно показали, что эти компоненты в детских вакцинах не увеличивают риск развития аутизма.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Проведите генетическую консультацию перед планированием беременности. Это поможет выявить возможные генетические факторы, которые могут быть связаны с рождением ребенка с аутизмом. Раннее обнаружение и предупреждение таких факторов может снизить риск возникновения аутизма у ребенка.

СОВЕТ №2

Поддерживайте здоровый образ жизни во время беременности. Исследования показывают, что некоторые факторы, такие как курение, употребление алкоголя и недостаток определенных витаминов и минералов, могут повысить риск развития аутизма у ребенка

Поэтому важно вести здоровый образ жизни и следовать рекомендациям врача во время беременности

СОВЕТ №3

Избегайте воздействия на плод токсических веществ и окружающей среды. Некоторые исследования связывают риск развития аутизма с воздействием на плод определенных химических веществ, таких как ртуть, свинец и пестициды. Поэтому старайтесь избегать контакта с такими веществами и обеспечивать безопасность окружающей среды во время беременности.

А много у нас в стране тьюторов? На них учатся специально или переквалифицируются?

Тьюторов готовят через переквалификацию и повышение квалификации. Вузы их пока не готовят, хотя они нужны не только детям с аутизмом. Эта специальность появилась в классификаторе профессий, но пока ситуация далека от того, что хотелось бы видеть.

Теоретически тьютор может появиться в любой школе — и в большом городе, и в сельской местности. На деле все непросто: к образованию тьютора и квалификации предъявляется высокий уровень требований, но при этом у него довольно низкая зарплата, и желающих работать на этой позиции немного. Некоторые родители вообще не в курсе, что их ребенок имеет право на тьюторскую поддержку, а школы не торопятся выделять этих специалистов.

Развитие диагностических критериев

Аутизм был впервые описан как уникальное расстройство в 1940-х годах и охватывал только тех детей, у которых проявлялись симптомы того, что сегодня можно назвать «тяжелым» расстройством аутистического спектра или расстройством «третьего уровня».

В 1994 году Американская психиатрическая ассоциация выпустила четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV), в котором аутизм признавался расстройством спектра; по сути, стало возможным быть кем угодно, от «умеренного» аутизма до тяжелого аутизма. В руководство были добавлены новые диагнозы, в том числе «высокофункциональный» синдром Аспергера и всеобъемлющая PDD-NOS.

После публикации последней версии руководства (DSM-5) в 2013 году диагноз Аспергера и другие диагнозы были исключены и объединены в единый диагноз расстройства аутистического спектра. Это может означать, что больше людей соответствуют критериям диагноза аутизма, что приводит к увеличению числа зарегистрированных случаев.

Рекомендации по скринингу на аутизм

Постоянная осведомленность об аутизме привела к увеличению количества регулярных скрининговых обследований педиатрами, что является еще одним фактором, способствующим увеличению числа случаев. Американская академия педиатров рекомендует, чтобы все дети проходили скрининг на РАС в возрасте 18 и 24 месяцев наряду с регулярным наблюдением за развитием.

УЛЬТРАЗВУК

Эта процедура применяется уже свыше 30 лет, и за это время частота ее применения значительно
возросла, хотя есть признаки, говорящие об ее опасности. Уже в 1979 году проводились исследования,
ставившие под вопрос применение ультразвука и изучавшие его потенциальное влияние на ДНК и модели
роста и развития. В 1987 году была опубликована исследовательская работа, в которой сообщалось о
нарушениях миелинизации, вызываемых ультразвуком диагностического уровня. Интенсивность ультразвука
в этой работе была сопоставима с величинами, применяемыми для ультразвуковой визуализации у
людей.

В 1993 году в другой работе было сделано заключение, что у детей, подвергавшихся воздействию
ультразвука во внутриутробном периоде, в два раза чаще возникает задержка развития речи. В связи с
этим в работе рекомендовалось предупреждать пациентов об уязвимости плода перед влиянием вредных
факторов.

Ультразвук стал намного чаще применяться в дородовом периоде, но безопасность и эффективность
этого метода все еще остаются сомнительными. Даже Управление контроля пищевых продуктов и лекарств
США (FDA) заявляет:

Хотя ультразвук используется уже много лет, беременные и члены их семей должны
знать, что долгосрочное влияние повторного воздействия ультразвука на плод полностью не
изучено.

В 2005 году ученые сообщали:

Ультразвук должен применяться в акушерстве только по медицинским показаниям, и
воздействие его должно быть по возможности минимальным из-за вероятного разогрева тканей. Было
продемонстрировано, что увеличение температуры во время внутриутробного периода наносит ущерб
развивающейся нервной системе плода.

Еще через год другая исследовательская работа предупреждала, что ультразвук может влиять на
развитие мозга плода.

Согласительная конференция Национального института здоровья (NIH) утверждает:

Считалось, что процедура не несет с собой никакого риска, так как подтверждений
ее вредного влияния на людей получено не было. Однако информация из других источников заставляет
предположить, что с использованием ультразвука может быть связан гипотетический риск. Аналогично,
эффективность многократного применения ультразвука для улучшения ведения беременности и ее
завершения во многих случаях была тоже лишь гипотетической, а не доказанной. Особенно это относится
к его значению как метода рутинного скрининга у беременных.

Исследования показывают, что среди тех, кто подвергался воздействию ультразвука, в четыре раза
выше перинатальная смертность, повышенное число случаев повреждения мозга, демиелинизации нервных
клеток, дислексии, задержки речи, эпилепсии и трудностей обучения.

Помимо повреждений нервов, вызванных ультразвуковыми волнами, вызывают беспокойство и
последствия ошибочных диагнозов, связанных с использованием ультразвука. На ранних стадиях
беременности матерям может быть дана неточная информация о развитии плода. Во время беременности
матери и без того чувствительны к вопросам здоровья их еще не родившихся детей. Когда им говорят,
что, возможно, не все в порядке, их тревожность возрастает, напрямую влияя на увеличение выделения
гормонов стресса. Исследования ученых определили, что высвобождение этих гормонов во время
беременности оказывает долговременное влияние на неврологическое развитие ребенка и его поведение.
В акушерстве не учитывается стресс матери и влияние этого фактора на развитие ребенка.

Иногда с помощью ультразвука определяют вес ребенка и срок, когда он должен родиться, и очень
часто матерей принуждают стимулировать роды или даже делать кесарево сечение. Однако научная
литература предостерегает о ненадежности ультразвука для этих целей. Сколько младенцев получили
неврологические повреждения из-за этой легкомысленной практики?

Можете назвать работающие инструменты, которые у нас сейчас успешно применяют в реабилитации детей с РАС?

Все зависит от возраста. Поведенческие программы помощи (АВА, или ПАП) будут выглядеть абсолютно по-разному в зависимости от того, сколько ребенку лет. У полутора-двухлетнего ребенка программа помощи будет направлена на улучшение вовлеченности, на развитие совместного внимания и игры, на инициирование взаимодействия и обращение к взрослому с помощью картинок, звуков или слов, а не криком и топаньем.

С детьми, которые скоро пойдут в школу, мы будем больше думать о том, как взаимодействовать со сверстниками, как вести диалог, как отвечать на инструкции, которые дают воспитатели или учителя. Много внимания будет уделяться развитию коммуникации: умению не только просить, но и комментировать, задавать и отвечать на вопросы, ждать своей очереди.

А у подростков совершенно другие задачи: развитие саморегуляции, социальных навыков, безопасного поведения. К сожалению, люди с аутизмом часто являются жертвами буллинга или других видов насилия

Некоторые подростки настолько неосторожно ведут себя в общественных местах, что попадают в неприятные ситуации

Например, дети часто не понимают, на какое расстояние можно подходить к незнакомому человеку. Для подростка это очень важный навык, потому что, если подойти слишком близко и заговорить на не ту тему, можно оказаться в нехорошей ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: