Разговор с ребенком: главное — это честность
О диагнозе не хочется даже думать, не то, что говорить. Первое желание – скрыть информацию и защитить свою кровиночку. Но замалчивание проблемы только мешает. Ребенок прекрасно видит, что с вами происходит и тревожится. Дети наблюдательны, они все слышат и замечают.
Задача – доходчиво и честно рассказать о поставленном диагнозе. Рассказать о своих чувствах и выслушать малыша. Откровенный разговор снимает не только напряжение, но и чувство вины. Дети часто склонны винить себя во всем происходящем, и ощущение своей причастности к возникновению заболевания только добавляет беспокойства.
Подготовьтесь к разговору с ребенком. Обговорите с лечащим врачом и психологом, какую информацию можно донести до ребенка, а о какой лучше не упоминать.
Дети беспокоятся во время процедур и стараются все время держаться за маму. В силу заболевания, они могут чуть позже начать ходить или говорить. Разговаривайте с ребенком или пойте ему песни – тембр вашего голоса будет успокаивать. Поддерживайте телесный контакт, старайтесь соблюдать заведенный распорядок дня. Захватите в больницу знакомые вещи из дома: любимую игрушку, плед, книгу сказок.
Дети до 3 лет больше всего боятся, что им придется навсегда остаться в больнице без родителей, испытывают страх во время процедур.
Расскажите ребенку о его болезни понятными словами. Подготовьте малыша к болезненной процедуре и расскажите о ней. Проводите время в игровой комнате, общаясь с другими детьми.
Честно рассказывайте о том, что некоторые медицинские манипуляции могут быть болезненными. Спросите у врача, можно ли малышу потрогать оборудование для проведения исследования или рассмотреть его поближе.
Убедите ребенка, что вы не бросите его в больнице, а если вам необходимо уехать – то расскажите, когда вы вернетесь. Например, когда солнышко сядет за эту крышу – вы придете в его палату. И обязательно сдерживайте свои обещания.
Старайтесь постоянно поддерживать телесный контакт – держите за руку во время процедуры, если это разрешено врачами. Попросите поделиться своим опытом других родителей больных детей. Рассказывайте о школе, договоритесь с учителем о видеосвязи с одноклассниками хотя бы на несколько минут.
Подростки могут скрывать страх умереть и чувствовать себя бессмертными – совершать рискованные поступки, отказываться от процедур. Они задают много детальных вопросов. Сдерживают свои чувства, чтобы казаться смелыми и сильными и не расстраивать родителей.
Старайтесь донести до ребенка больше информации о его заболевании. Пусть она исходит только из компетентных источников – врачей, научных публикаций. Поощряйте подростка делиться своими чувствами, но не заставляйте его этого делать. Не ограничивайте ребенка в общении с друзьями через социальные сети, смс, звонки
Подростку важно понимать, что болезнь не отдалила его от товарищей
Помните, что все дети любого возраста хотят одного – безусловной поддержки со стороны родителей
Часть 2. Чувства
Очень часто ребенок чувствует себя виноватым. Это происходит в силу традиционной концепции воспитания — “если со мной происходит что-то плохое, значит, я в чем-то провинился”. В первую очередь необходимо разрушить этот миф, объяснив, что не все зависит от нас.
При этом дети более адаптивны, и если удается сохранить хотя бы частично их привычную жизнь, им легче переживать свои эмоциональные реакции. Подробнее об этом в следующем разделе.
С другой стороны, ребенок может тяжело воспринимать изменения в самочувствии, боль, усталость, так как у него еще не сформировались копинговые механизмы по поводу проблем со здоровьем. Неизвестные ранее проявления болезни могут вызывать панику. О том, что как оказать ребенку быструю психологическую помощь, читайте в этой памятке.
Можно ли родителям выражать свои тяжелые чувства в присутствии ребенка?
Дистресс родителей по поводу детского онкозаболевания всегда выше чем у детей, во многом из-за лучшей информированности о том, насколько сложным может быть лечение, и представлении о возможных неблагоприятных исходах. Конечно, сильные эмоции должны находить выход, и выплакать горе для того, чтобы впоследствии собраться и действовать — это абсолютно нормально. Другой вопрос, что ребенок может истолковать такое поведение как признак того что все совсем плохо, особенно если у него не закрыта потребность в информации
Важно, чтобы эмоции, если их не удалось скрыть, были объяснены и не противоречили общему потоку информации, в котором находится ребенок
Рекомендуем памятку для родителей о том, как быстро взять себя в руки.
Синдром Аспергера
- Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
- Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
- Узкий и своеобразный круг интересов.
- Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
- Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
- Неуклюжесть, угловатая моторика.
- Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
- Может испытывать специфические страхи.
- Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
- Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
- Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.
Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости
Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность
Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.
Как принять болезнь и стать опорой себе и своему ребенку
Невозможно передать словами все чувства, обрушивающиеся на родителей, когда они узнают о неизлечимом заболевании своего ребенка. Гнев, страх, ненависть, горе – они все образуют безумный водоворот, из которого сложно выбраться. Жизнь словно делится на две части: «до» диагноза и «после». Вроде бы все то же солнце за окном, те же люди, спешащие по своим делам, но все изменилось.
По данным ВОЗ, рак ежегодно диагностируется у 300 тысяч детей в возрасте от 0 до 19 лет. К сожалению, в детском возрасте предупредить болезнь или выявить ее с помощью скрининга невозможно. Медицина до сих пор не может установить причину возникновения детской онкологии – лишь 10% от числа всех заболевших имели предрасположенность к раку в силу генетических факторов. Болезнь возникает ниоткуда, а ученые продолжают исследования для выявления причин недуга.
Диагностика аутизма
До года рано говорить о наличии у ребенка такого заболевания, как аутизм. Внешне в столь раннем возрасте довольно сложно определить эту патологию, однако опытные родители, имеющие уже детей постарше, могут заметить определенные отклонения в развитии уже в этом возрасте
При наличии случаев аутизма в семье важно внимательно следить за ребенком, чтобы в случае обнаружения характерным симптомов заболевания медицинская помощь была оказана вовремя. Если диагноз будет поставлен как можно раньше, то в дальнейшем адаптация малыша к окружающему миру будет более простой и последовательной
Диагностика аутизма проводится с помощью следующим основным методов:
- ЭЭГ — метод исследования, необходимый, чтобы поставить такой диагноз, как эпилепсия. Иногда аутизм можно заподозрить на основании того, что у пациента случаются эпилептические припадки.
- Осмотр оториноларингологом, который проверяет слух пациента и подтверждает или исключает возможную тугоухость.
- УЗИ мозга — метод диагностики, с помощью которого можно выявить или исключить факт нарушений структуры головного мозга, которые могут повлечь за собой появление симптомов заболевания.
- Тестирование по специальным опросникам.
Осложнения аутизма
Люди с РАС нередко испытывают сложности с выбором профессии и трудоустройством. Неспособность адекватно выражать эмоции приводит к тому, что они начинают смеяться, плакать или кричать по любому поводу или даже без конкретной причины. Это становится серьезным барьером в общении с членами любого коллектива. Кроме того, даже незначительные нарушения интеллектуальной деятельности у таких детей могут стать поводом для насмешек в компании сверстников.
Дети с РАС могут проявлять агрессию не только по отношению к другим людям, но и по отношению к самим себе. Они наносят себе серьезные повреждения, поэтому должны всегда находиться под присмотром взрослых.
Расстройства аутистического спектра нередко сопровождаются и другими нарушениями:
- эпилепсией;
- тревожными состояниями;
- депрессией;
- гиперактивностью с дефицитом внимания;
- нарушениями сна.
Одно из самых серьезных осложнений патологии — социальная дезадаптация и инвалидность. Взрослые пациенты могут жить без посторонней помощи только при легких формах аутизма. Нередко из-за тяжелых последствий заболевания люди с РАС оказываются в психоневрологическом интернате.
Аутизм и проблемы с пищеварением
Необычные вкусы в еде и избирательность при выборе продуктов у аутистов часто провоцируют развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, гиповитаминозов, анемии, запоров или, наоборот, поносов, когда в кале можно увидеть непереваренные кусочки пищи. Отказ от еды и неполноценный рацион негативно сказываются на перистальтике кишечника и лишают ребенка необходимых нутриентов, усугубляя состояние.
Аутические расстройства: виды
Существует несколько видов аутических расстройств, которые отличаются тяжестью, формой проявления, поэтому требуют разных способов коррекции.
Синдром Аспергера
Это легкая форма заболевания. Первые симптомы начинают проявляться примерно в 7 лет. Особенности ребенка, у которого был диагностирован такая форма заболевания:
- обладает достаточно высоким уровнем интеллекта;
- разговаривает внятно, но громко, имеются проблемы с интонацией;
- эгоцентричен, отказывается идти на компромиссы;
- принимает нехарактерные позы и ходит неуклюже из-за нарушения координации движений;
- зацикливается на одном занятии.
При условии создания благоприятных условий развития и воспитания ребенок с синдромом Аспергера в дальнейшем сможет жить нормальной жизнью. Наравне со сверстниками он способен окончить школу и ВУЗ, создать семью, устроиться на работу.
Синдром Ретта
Это следствие нарушений в женской хромосоме, поэтому заболевание может проявиться только у девочек. Мальчики, получившие такую хромосому, погибают еще в период вынашивания. Такой синдром считается тяжелой формой заболевания и встречается примерно очень редко, 1 раз на 10 тысяч детей. Проявление патологии сопровождается следующими клиническими симптомами:
- После рождения ребенок в течение года полноценно развивается, после чего резко начинают проявляться явные признаки умственной отсталости.
- Темпы роста головы после года значительно сокращаются, развивается нарушение координации движений.
- Полное отсутствие речи.
- Ребенок уходит в себя, полностью изолируясь от внешнего мира.
- Приобретенные до года навыки утрачиваются.
- Ребенок часто совершает бессмысленные многократные движения руками, как будто умывается.
Это тяжелая форма заболевания, которая практически не поддается коррекции, поэтому при постановке диагноза в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.
Лечение
Всем родителям полезно знать, как можно распознать аутизм у ребенка 3 лет, ведь такая особенность достаточно распространена и часто остается не выявленной, а значит, и нескорректированной.
Эта детская болезнь не лечится и ребенку просто надо научиться с ней жить. В этом могут помочь только родители и специалисты, которые точно знают, как заниматься с такими малышами, чтобы они не сильно выделялись среди других.
Лечение может проводиться с применением лекарственных средств, обязательна коррекция поведения. Терапия длительная, может растянуться на несколько месяцев, а в тяжелых случаях и лет.
Требуется регулярное посещение психолога и психотерапевта. Обучение желательно проводить в специализированных детских садах и школах
Также родителям важно помнить, что только повторение одних и тех же действий на протяжении некоторого времени поможет ребенку выучить их и довести до автоматизма. В отличие от здоровых детей, на это требуется намного больше времени
Если аутизм протекает без осложнений и имеет легкую форму, то ближе к средней школе все симптомы обычно исчезают. Чтобы этого добиться, начинать адекватную коррекцию под присмотром специалиста надо с возраста 2-3 лет. Тогда есть большие шансы, что ребенок в будущем легче перенесет адаптацию в коллективе и сможет вести нормальную жизнь.
Дальнейшее развитие
К концу первого года жизни можно заметить, что у детей-аутистов страдает такой компонент развития, как совместная деятельность взрослого и ребенка, в которую входят общие переживания удовольствия и интереса к совместной деятельности, игре.
Такие малыши с трудом вовлекаются в совместную деятельность. Им сложно эмоционально связываться с взрослым. Показательно, когда малышу указывают рукой на какой-либо предмет, а он смотрит только на руку, сам предмет для него неинтересен. Со своей стороны, он редко самостоятельно показывает на объект для того, чтобы поделиться эмоциями. Не формируется указательный жест или ребенок может показывать на что-то рукой взрослого.
Из-за этого у деток плохо формируются такие компоненты взаимокоординации, как слежение за взглядом родителя, подражание его поведению, отклик на собственное имя. Ребенок не реагирует даже на самую банальную просьбу.
1 год – это кризисный период в жизни всех детей. Для аутистичного малыша он проходит особенно сложно. Возможность самостоятельного передвижения приводит к регрессу даже тех малейших коммуникаций, которые имели место.
В позах малыша отсутствует просьба взять его на руки, тогда как здоровые дети в этом возрасте явно демонстрируют это привычным жестом: например, останавливаются и протягивают ручки к родителю.
К 3 годам у детей с РАС происходит уже отчетлтвое формирование данного синдрома. Вместе с этим обостряется проявление негативизма. Выражается протест на нововведения, попытки организовать их деятельность. Например, ребенок с аутизмом противится смене интерьера в его комнате. Все должно с педантичной точностью оставаться на своих местах.
Отсутствует спонтанность во взаимодействии с людьми. Наблюдается скудность эмоций по отношению к другому человеку. Подражательное поведение затруднительно.
Ребенок с РАС попадает во власть своих стереотипов. Однообразное, повторяющееся поведение – важный симптом в картине заболевания. Оно может проявляться в виде многократно повторяющихся движений. Такой особенный малыш ходит длительное время по кругу или сидит на месте, раскачиваясь вперед-назад, зависает вниз головой, прыгает на вытянутых ногах. Стереотипные движения усиливаются в момент эмоционального напряжения или радости.
Ритуальное поведение выражается в ежедневном повторении однообразных действий. Возможно, это складывание одежды: она располагается в определенном порядке и последовательности.
Стереотипное поведение характеризуется действием по определенным правилам. У деток это, чаще всего, выкладывание игрушек однообразным образом, например, по размеру или в ряд
Они уделяют внимание мелким предметам, любят играть со спичками, пуговицами, мозаикой. Более примитивные действия заключаются в надавливании на глазные яблоки, издавании определенных звуков, манипуляции с бумагой
У маленьких аутистов также наблюдается своеобразие интересов, выражающееся в фиксации на одной деятельности или объекте. Малыш любит есть из одной, определенной тарелки. Если ему предлагают другую посуду, он отказывается от еды. Или у него есть любимая игрушка, которая должна постоянно присутствовать с ним.
Наблюдается избирательность в еде. Многие продукты отвергаются. При этом имеется слишком придирчивое отношение к предлагаемым блюдам: ребенок разбирает их на кусочки, обнюхивает. С другой стороны, проявляется тенденция к поглощению несъедобных объектов.
Надо отметить, что ребенок с РАС нередко попадает в опасную ситуацию. Это связано с его вовлеченностью в стереотипные программы. Например: малыш выбегает на оживленную трассу, увидев машину определенного цвета и следуя за ней.
Маленьким аутистам очень сложно освоить элементарные навыки даже самообслуживания. Страдают все сферы процесса: координация, ориентация в пространстве, удержание позы, повторение. Особенно неловкость усиливается, когда наблюдается положительный настрой на деятельность, заинтересованность в ней. В данном случае хорошо помогает совместная деятельность родителя и крохи в следующем режиме. Взрослый берет в свои руки ручки малыша и начинает вместе с ним проделывать манипуляцию от начала до конца. Таким образом, после череды повторений, ребенок запоминает схему действия.
Если взрослый убирает руки в неподходящий момент и предоставляет своему ребенку свободу действий, он может прекратить повторение навыка.
Классификация
Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1).
Заболевание | Характеристика |
Синдром Аспергера | Люди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу |
Классический аутизм (синдром Каннера) | Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве. Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки |
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм) | Характерные признаки патологии:
|
Синдром Ретта | Наследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки |
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера) | До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность |
Высокофункциональный аутизм | Эта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера |
Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.
К легким формам аутистических расстройств относят:
- высокофункциональный аутизм;
- синдром Аспергера;
- атипичный аутизм без умственной отсталости.
Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.
К тяжелым РАС относят:
- синдром Каннера («классический» аутизм);
- синдром Ретта;
- синдром Хеллера;
- атипичный аутизм с умственной отсталостью.
Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.
Профилактика аутизма во время беременности
«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Причины, классификация
Болезнь развивается на фоне нарушения слаженной работы компонентов головного мозга. Избавиться от аутизма полностью не получится, но при хорошем лечении можно рассчитывать на устранение большинства симптомов. Однако это относится только к легкой форме болезни, а при более серьезном ее развитии добиться положительных изменений будет очень трудно.
Причины
Столкнуться с аутизмом может каждый. Заболевание считается врожденным, но способно развиваться в разном возрасте, чаще всего оно проявляется именно в первые годы жизни малыша или в дошкольный период. Младенец не обладает ярко выраженными признаками аутизма, но выявление проблемы вполне возможно. Не исключены даже случаи появления болезни у взрослых. Точные причины до сих пор остаются предполагаемыми, т.к. сделать однозначные выводы о том, что именно вызывает аутизм, довольно тяжело даже для врачей с современным медицинским оборудованием.
К основным причинам относят:
- Генетические изменения на этапе формирования плода;
- Поражения нервной системы, вирусы, бактерии или инфекции;
- Сбои гормонального фона, нарушение обмена веществ;
- Отравление лекарствами, ртутью.
Считается, что даже вакцинация от различных заболеваний может спровоцировать развитие аутизма у ребенка. Из-за этого многие мамы винят врачей и отказываются от прививок для своих малышей. Но куда важнее понимать, бывает ли приобретенный аутизм. В большинстве случаев он является врожденным, но проявлять себя начинает спустя некоторое время. Поэтому никакой вины врачей в таком случае нет. Однако иногда болезнь все же имеет приобретенный характер, что никак не связано с вакцинацией, а точные причины ее развития неизвестны.
Классификация
Врачи классифицируют аутизм по нескольким критериям. Поэтому при постановке диагноза учитываются степени, которые так же называются стадиями, и виды заболевания. Они помогают максимально правильно подобрать способ лечения и описать симптомы пациента.
Степени характеризуют то, насколько сильно развита болезнь. Они могут переходить из одной в другую, что осложнит ситуацию. Всего их 4:
Первая степень отличается полной отрешенностью ребенка от всего происходящего вокруг. Малыш не реагирует на нежность со стороны родителей, не испытывает дискомфорта от разных неудобств, не чувствует голода
Важной особенностью первой стадии болезни является негативное отношение к попыткам других людей взглянуть больному в глаза или прикоснуться.
Вторая степень сопровождается негативным восприятием окружающего мира. Дети сужают круг общения, проявляют повышенную избирательность в выборе одежды, не приемлют вмешательства в их жизнь извне
Иногда они становятся агрессивными, что связано с влиянием внешней среды. Малыши с такой степенью могут часто повторять одни и те же слова.
Третья степень относится к умеренным. Больной создает отдельный мирок, внутри которого есть только его интересы и самые близкие люди. Практически всегда его речь однообразна, он может постоянно повторять одну фразу, а также регулярно играть в избранную игру, не испытывая скуки. В некоторых случаях такие дети проявляют агрессию.
Четвертая степень аутизма вызывает у больных немало трудностей, касающихся взаимодействия с окружающей средой. Дети с таким диагнозом очень ранимы, они стараются не общаться с людьми, избегают любых некомфортных ощущений. Некоторые при аутизме 4 степени ходят «на цыпочках». Такая форма считается легкой, но все равно сопровождается большим количеством проблем, которые вредят жизни, работоспособности и отношениям.
Дополнительно врачи выделяют несколько видов аутизма, которые помогают точнее описать болезнь. К ним относятся:
- Синдром Каннера – характеризуется избеганием общения и слабым развитием речи;
- Синдрома Аспергера – отличается отказом от разговоров с людьми и плохой мимикой;
- Синдром Ретта – сопровождается забывчивостью и пассивностью, а также неразвитой речью;
- Атипичный аутизм – проявляется у взрослых, вызывает тяжелые симптомы с поражением мозга.
Последняя форма наиболее опасна, т.к. может приводить к тяжелейшим осложнениям, которые порой становятся причиной летального исхода. Приобретать такую болезнь страшно любому человеку, что заставляет следить за здоровьем не только ребенка, но и за своим.
Примерно у 1% населения есть аутизм. Мальчики с ним сталкиваются чаще (2%), девочки же могут заболеть с меньшей вероятностью (0,5%).
Профилактика и рекомендации аутизма
Профилактика аутизма у детей затруднена, поскольку нет точных данных о причинах возникновения расстройства.
Однако многие врачи считают, что ребенок может родиться с врожденными дефектами, если мать во время беременности подвергалась воздействию различных неблагоприятных факторов. Например, употребляла наркотические вещества или часто болела инфекционными заболеваниями.
Предотвратить рождение ребенка с аутистическим расстройством нельзя, но можно увеличить шансы на рождение здорового малыша, изменив образ жизни:
-
Регулярно проходить медицинские осмотры во время беременности, полноценно питаться, больше двигаться, принимать рекомендуемые лекарственные средства и витамины.
-
Избегать употребления алкогольных напитков, психотропных веществ и лекарств, противопоказанных к применению во время беременности.
-
Сдавать анализы на внутриутробные инфекции TORCH-инфекции. К ним относятся краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и герпес. Заражение ими на ранних сроках беременности может спровоцировать пороки развития у плода.
В качестве меры вторичной профилактики заболевания можно обозначить своевременное выявление симптомов заболевания у ребенка и незамедлительное обращение к детскому психиатру в случае необходимости.
Список литературы:
Основные причины аутизма у детей
Аутизм представляет собой неврологическое расстройство, которое проявляется в проблемах социального взаимодействия, коммуникации и поведения у детей. Точные причины заболевания до сих пор не установлены. Но стоит отметить факторы риска, которые могут повысить шансы на развитие аутизма:
- Генетические факторы. Наследственность играет роль в развитии аутизма. Исследования показывают, что наличие ближайшего родственника с аутизмом повышает риск развития этого расстройства у ребенка.
- Гормональные проблемы. Некоторые исследования связывают аутизм с неравновесием гормонов у детей. Однако эта связь пока не полностью понятна.
- Неврологические проблемы. Существует связь между аутизмом и отклонениями в структуре и функционировании мозга. Аномалии в развитии некоторых областей мозга могут играть роль в развитии расстройства.
При первых признаках и симптомах аутизма стоит обратиться к специалистам.
Признаки аутизма у детей от 3х до 7 лет
Аутизм – это комплексное расстройство, которое обычно проявляется в раннем детстве. Диагностика аутизма может быть сложной, так как его признаки могут отличаться у разных детей. Выделяют такие признаки аутизма у детей 3 до 7 лет:
- Ограниченные и повторяющиеся интересы. Ребенок может быть сильно заинтересован в определенных темах или активностях, и не проявлять интереса к другим.
- Проблемы с общением. Дети с аутизмом могут иметь трудности в понимании жестов и мимики, развитии речи, использовании прагматических навыков (например, не понимать правила беседы или иметь проблемы с темпом речи).
- Стереотипно-репетитивное поведение. Дети предпочитают определенные рутины, часто повторять одни и те же действия или заниматься автостимуляцией.
- Гиперчувствительность или гипо-чувствительность к сенсорным входам. Некоторые дети с аутизмом могут иметь повышенную или пониженную чувствительность к звукам, свету, запахам или текстурам.
При наличии подозрений на аутизм у вашего ребенка, важно обратиться к врачу или специалисту для диагностики
Прогноз и профилактика аутизма
Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи.
Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии
Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми.
Особая одаренность аутистов
«Существует такое понятие как «савантизм» (от французского слова «саванта», что переводится как «ученый») — состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарен в какой-либо определенной отрасли. У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в определенной сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии легкой умственной отсталости. Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – следствие перинатальной патологии. Все причины возникновения аномалии до конца не известны, однако специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, способствующих рождению ребенка с указанным недугом. Некоторые ученые предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. Результаты МРТ и КТ вещества головного мозга доказывают, что у людей с синдромом саванта правое полушарие («ответственное» за творчество, пространственное и образное мышление) намного лучше развито, чем левое («ответственное» за аналитическое мышление, вербальная информация). Именно поэтому у аутистов и выявляются особые способности».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»