Дети с нарушениями слуха
Ребята с подобными особенностями, пожалуй, чаще остальных испытывают чувство стеснения и скованности, когда находятся среди сверстников. Им приходится носить слуховые аппараты, прибегать к языку жестов или чтению по губам, чтобы понимать окружающих и беседовать с ними. Им труднее даётся обучение в обычной школе, а потому требуется особенная программа, разработанная с учётом их возможностей.
Глухие дети — отдельная категория лиц, потерявших способность слышать до развития речевых навыков либо рождённые с таким пороком.
Позднооглохшие утратили слух в том возрасте, когда речевая функция уже была сформирована. Поэтому им немного легче осваиваться в обществе и взаимодействовать с людьми, но без консультаций педагогов и специалистов их прогресс может ухудшаться.
Частичная потеря слуха позволяет детям самостоятельно овладевать основными навыками, но время от времени им требуется коррекция врачей.
Лица с нарушениями зрения
Дети с характерными особенностями зрения встречаются довольно часто. Это отчасти связано с современными реалиями, обилием гаджетов и компьютеров, способных оказывать влияние на зрительную функцию. Тем не менее, встречаются и другие случаи, когда потеря способности видеть связана с другими причинами.
Прежде всего, нужно понимать, что степень проявления отклонения имеет свою шкалу.
- Слабовидящие;
- Частично слепые;
- Тотально слепые;
- Слепые.
Появление недуга может быть обусловлено целым рядом факторов, как и другие виды ОВЗ. Врождённая слепота — явление, при котором человек с самого момента рождения был лишен возможности видеть мир своими глазами. Приобретённая свидетельствует о том, что изначально ребёнок обладал зрительной функцией. В зависимости от конкретной ситуации, подход к адаптации может быть разным.
Категории детей с нарушениями речи
Данная группа очень многогранна. Дефекты речи могут проявляться в ярко выраженной бедности языка, некорректном грамматическом строе, наличии нелепых ошибок, замедленном темпе разговора. Детская афазия, сенсорная и моторная алалия, ринолалии и заикание имеют иные особенности и требуют коррекции и лечения у специалистов.
В зависимости от выраженности дисфункции, дети по-разному воспринимают реальность. Некоторые с лёгкостью коммуницируют с остальными, немного стесняясь своей заторможенности, а другие умеют только понимать чужие слова и фразы, но не способны формулировать свои собственные.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
- Педагогические работники образовательных организаций обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
- Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
- При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
- Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими школьного образования.
Семьи с детьми-инвалидами
Своеобразный психологический климат складывается в семьях с хронически больными детьми и детьми инвалидами. Если ребенок имеет умственные или физические ограничения, то ему требуется специальный уход, родители не всегда в состоянии обеспечить его в домашних условиях. Если в семье есть еще другие дети, и она переживает трудности, то у родителей просто может не хватить ни душевных, ни физических сил, необходимых для удовлетворения специфических потребностей больного ребенка. Кроме того, у родителей больного ребенка могут проявляться различные формы эмоционального реагирования на сообщение о том, что их ребенок физически или умственно неполноценен, что оказывает огромное влияние на психологическую обстановку в семье.
Особенности коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Дети с ОВЗ имеют тягу к контакту с детьми, более младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.
В результате неблагополучия межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения.
В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ОВЗ реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти правильный выход из положения они не могут.
Ребенок, поступающий в школу должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь общаться и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять контроль
Важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач
Таким образом, можно сделать вывод, что психологическая готовность детей с ОВЗ к школе определяется произвольностью, сформированностью всех психических процессов, личностных качеств развития. Все это выражает необходимость организации специальной коррекционной работы по повышению уровня их общего развития.
Салтанова Алена Владимировна,
учитель-логопед, учитель-дефектолог,
ГБОУ «Гимназия №1519″ г. Москвы
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Причины стойких расстройств здоровья
Есть несколько групп причин, в связи с которыми на свет рождаются дети с ОВЗ:
Эндогенные (это категория внутренних факторов):
- предварительные (связаны с наследственными факторами, нервными срывами, травматизмом);
- натальные (если говорить о состояниях, которые возникли в момент родовой деятельности, к ним относятся осложненные или чрезмерно быстрые роды);
- постнатальные, которые связаны с заболеваниями или последствиям травм, а порой заключаются в инфекционных поражениях.
Экзогенные (это внешние причины), которые зачастую носят социально-биологический характер и обусловлены состоянием экологии, наличием у родителей вредных привычек.
Врач должен определить, что именно поразило ребенка, чтобы принять соответствующие меры по лечению.
Особенности детей с психическими отклонениями
Такое состояние характеризуется замедленным развитием ребёнка. У него бывают нарушены когнитивные и коммуникативные функции, что сказывается впоследствии на способности воспринимать информацию, запоминать сведения и познавать окружающий мир.
Психическое развитие имеет отдельную классификацию по своему процессу:
- Ретардация — ей характерны чересчур медленное развитие, задержка или приостановка функций психики и становления личности;
- Асинхрония — нарушение, при котором психика формируется дисгармонально и с существенным опережением какой-то одной сферы над другой, что приводит к внутреннему конфликту;
- Умственная отсталость — она проявляется в особенностях развития разума, воли и эмоций из-за врождённых или приобретённых задержек в развитии.
Работа с детьми с ОВЗ
Дети с ОВЗ обычно требуют особого подхода и должного внимания. На то, как будет развиваться больной ребенок, влияют вид и степень нарушения, а также время начала патологии, окружающая среда, условия жизни. При каждом из вариантов дефектов производится выбор индивидуальной программы. Но основные аспекты образовательной среды следующие:
- мотивация, способствующая формированию у ребенка интереса к окружающей действительности и учебному процессу;
- развитие – необходимо создание единого пространства сотрудничества и совместного творчества;
- построение взаимодействия, способствующее развитию социальных навыков, а также оказание помощи в процессе адаптации к условиям окружающего мира;
- формирование психологического комфорта и безопасности.
Именно такое сопровождение детей позволит добиться оптимального результата обучения на всех его стадиях и стабилизировать общее состояние здоровья.
На начальных этапах немаловажную роль играет формирование интереса и готовности к сотрудничеству с воспитателем, преподавателем.
А школа для детей с подобными отклонениями затем обеспечит формирование нравственности, мировоззрения, гражданской позиции, творческих способностей.
Отклонения, связанные с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Они могут быть унаследованы от родителей или появиться после серьёзных заболеваний, вследствие падения, избиения, ДТП и получения иных повреждений и увечий. Двигательные функции у таких ребят нарушены в полной или частичной мере. Но это значительно влияет на их существование, сводя к минимуму привычным другим детям радости, а иногда и способность к нормальной жизнедеятельности.
С недавних пор их начали классифицировать ещё и по степени тяжести:
- Лёгкие (спокойно чувствуют себя в обществе, могут стоять, ходить и двигаться, но страдают от некоторых проявлений болезни — непроизвольных движений или подёргиваний, особенностями позы и т.д.);
- Средние (обладают большинством необходимых навыков, но ограничены в некоторых действиях);
- Тяжёлые (не могут обслуживать себя самостоятельно и остро нуждаются в помощи).
Кто такие дети с ОВЗ
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья? На самом деле, это целая группа лиц, страдающих от тех или иных патологий. В различных источниках понятие “ОВЗ” трактуется неодинаково. В общем, оно означает определенные отклонения физического и психического здоровья от нормы.
Это комплекс врожденных и приобретенных дефектов, мешающих выполнять некоторые жизненно важные функции, влияющих на самооценку и социальную адаптацию. Многие люди с ОВЗ нуждаются в посторонней помощи даже в ходе выполнения простейших действий (одевание, мытье, чистка зубов, письмо и чтение).
Дети, страдающие от стойкого нарушения, воспринимаются обществом по-разному. Окружающие реагируют на их появление в социуме неодинаково: кто-то жалеет, кто-то презирает, кто-то помогает во всем.
Но времена меняются, и если лет 10 назад такие детки обществом недооценивались, не воспринимались как полноценные его члены, то сегодня люди реагируют на них вполне адекватно и помогают адаптироваться. Более того, для детей с нарушением функций организма и психики создаются необходимые условия, с помощью которых они могут обучаться, развлекаться, лечиться и т. д.
Но как ощущают себя сами дети, относящиеся к данной категории? Опытные специалисты в сфере психологии утверждают, что они сталкиваются с колоссальным психологическим барьером и могут считать себя ненужными даже в собственной семье.
ОВЗ и современное общество
Задача современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять собственную важность в этом мире и приносить ему пользу, даже будучи физически и психически ограниченным. К группе ОВЗ относятся дети, которые имеют следующие дефекты:
- проблемы со слухом (глухота, слабый слух);
- трудности со зрением (слепота, недостаточно развитая зрительная функция);
- нарушения речевой опции (афазия, выраженное заикание, алалия);
- недоразвитый интеллект, умственная отсталость;
- задержка психического развития;
- нарушения опорно-двигательной системы, детский церебральный паралич;
- трудности в эмоционально-волевой сфере;
- наличие группы инвалидности;
- множественные нарушения, представляющие собой сочетания нескольких патологий.
Если человек возрастом до 18 лет страдает от какой-либо из приведенных патологий, его можно относить к категории «дети с ОВЗ». Отметим, что к данной группе нельзя относить индивидуумов, которые плохо усваивают школьную программу и являются физически и психически здоровыми.
Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ
Этапы развития личности – это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархиезированной структуры личности.
Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.
Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития – естественного (биологического) и социального (культурного). Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка.
Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, в собственно культурном развитии ребенка.
Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и самим собой.
Отмечая отклонения в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте детей с ОВЗ, следует также иметь ввиду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего складываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка.
Обучение детей с ОВЗ
Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.
При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ,
- ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:
- Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
- Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
- Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.
Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:
- первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
- второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
- третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
- четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.
<<Форма демодоступа>>
Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).
После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:
- диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
- диагноз продляют;
- диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.
Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.
<<Перелинковка>>
Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:
- сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
- занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
- специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
- специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.
Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:
- в инклюзивном классе массовой школы,
- в коррекционном классе массовой школы,
- в коррекционной школе,
- надомное образование,
- семейное образование.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Причины, ограничивающие возможности здоровья ребёнка
Согласно большинству медицинских исследований, существует два основных типа факторов появления детей с ОВЗ: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные). Особая наследственность, неправильный образ жизни девушки во время беременности, а также трудные роды могут оказать существенное влияние на ребёнка. Травмы или ушибы, полученные во время появления малыша на свет, способны вызвать частичную или полную потерю слуха, зрения, нарушения ОДА и умственного развития, тем самым ограничивая возможность расти, веселиться, играть и получать образование, как другие дети.
Внешние источники проблем со здоровьем связаны, как правило, с табакокурением родителей или близких родственников, со злоупотреблением запрещённых веществ или алкоголя, с экологией населенного пункта, с наследственными заболеваниями и многим другим.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
У представителей данной группы имеется определенная психолого-педагогическая характеристика. Она включает в себя следующие моменты:
Недостаточно высокий уровень развития восприятия. Этот аспект состоит в необходимости более продолжительного времени для приема и переработки полученного материала
Дети имеют недостаточное количество знаний об окружающем мире, а также испытывают затруднения в процессе узнавания контурных и схематичных изображений объектов.
Когда в детских садах даются определенные задания, обнаруживается, что у детей в ОВЗ наблюдаются недостаточное пространственное представление, невозможность проведения аналитических мероприятий, рассмотрения тождественности и симметричности, соединения нескольких фактов в единое целое.
Важно понимать, что такие детки испытывают трудности в процессе переключения с одного вида деятельности на другой
У них недостаточно организовано внимание, что вызвано недоразвитостью интеллектуальной активности, несовершенством навыка самоконтроля и самообладания, отсутствием чувства ответственности.
Дефекты памяти. Они заключаются в том, что функция словесного запоминания работает плохо, а визуальная память над ней значительно преобладает.
Особенности поведения больного состоят еще и в том, что у него снижен познавательный аспект
Он не интересуется окружающим миром, не умеет выстраивать гипотезы и теории, отчего знает меньше своих сверстников.
Ребенок, у которого то или иное заболевание ограничивает возможности, страдает от отставания в наглядно-образном и наглядно-действенном мышлении.
Если понаблюдать за здоровыми детками и представителями группы ОВЗ, можно заметить, что обычные дети имеют более выраженную тягу к общению со сверстниками и взрослыми, нежели больные (последние больше являются интровертами).
Отсутствие игровой деятельности – еще один момент, характеризующий ребенка, ограниченного в функциях
Сюжеты игры примитивны и банальны, как и игровые роли, способы их обыгрывания.
Нарушение языковой системы у нездорового дошкольника – норма для такого состояния. Воспитателям и медикам приходится проделать колоссальную работу, чтобы обеспечить такому малышу нормальную речевую функцию.
Невысокая работоспособность, возникшая вследствие быстрой утомляемости по причинам плохого здоровья.
Из-за этих особенностей дети страдают от недостаточности психологических предпосылок к овладению навыками обучения. Их потребности заключаются в том, чтобы были созданы оптимальные условия в сфере образования.
Заключение
Немаловажную роль играет и семейное воспитание деток с этим диагнозом. В семейной обстановке следует создать специальные условия, в которых малыш будет проводить большую часть своей жизни.
Посредством целенаправленных действий родители смогут оказать колоссальное влияние на жизнедеятельность ребенка и его социальную адаптацию, а также на подготовку к последующей профессиональной деятельности.
Задача родителей – показать крохе устройство мира и помочь ему понять свое место в нем. А далее будут применены соответствующие педагогические методики, способствующие ускорению этого процесса.
В отношении больных детей обычно используется единый подход в комплексе, который включает в себя следующие направления:
- психолого-медико-педагогическое диагностирование;
- работа коррекционного и развивающего характера;
- обеспечение своевременного лечения и укрепления здоровья.
Только такой подход позволит ребенку найти свои лучшие способности, получить достойное образование и добиться колоссального успеха во взрослой жизни. К ключевым задачам комплексного подхода к детям с ОВЗ можно отнести следующие направления:
- развитие психофизических опций до оптимального уровня, что обеспечит полную готовность к учебе (это касается нормализации слуха, оптико-пространственного ориентирования, зрительной функции, мышц);
- расширение кругозора ребенка с многосторонними представлениями об окружающих явлениях (все это позволит сознательно и обдуманно воспринимать учебный материал);
- создание определенного социально-нравственного поведения, что обеспечит успешную адаптацию и позволит решать различные ситуации в жизни;
- создание навыков и умений, нужных для осуществления той или иной деятельности;
- развитие различных направлений мышления, что позволит трезво анализировать и оценивать ситуацию и чувствовать себя уверенно;
- охрана соматического и психоневрологического здоровья малыша, предотвращение срывов и стрессов, обеспечение психологически комфортной обстановки;
- предоставление системного контроля с использованием услуг специалистов: с ребенком должны работать опытные педагоги, дефектологи, психологи;
при необходимости должна быть оказана своевременная и качественная медицинская помощь.
Таким образом, дети с ОВЗ – это не проблема, а возможность развить в человеке Личность с большой буквы.