Вопрос-ответ. что такое эхолалия, и почему она важна?

Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания

Развитие речи у детей с алалией или с ЗПРР

Речь у детей с алалией или с ЗПРР развивается неполноценно. При этом может полностью или частично отсутствовать понимание обращенной речи при сохранном слухе. Однако, эта категория детей всегда испытывает потребность в общении и всячески эту потребность демонстрирует мимикой, жестами, звукоподражанием. Они стремятся к общению как со взрослыми, так и с ровесниками и испытывают удовольствие от общения.

Если у детей присутствовал лепет, то со временем словарный запас изрядно пополняется. У детей с алалией или с ЗПРР очень редко наблюдается эхолалия и всегда отсутствует вокализация. У детей как правило наблюдается общее недоразвитие речи, т.е. страдают все три компонента (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи). Если ребенок начинает успешно развиваться, то постепенно осваивает все компоненты.

После запуска речи дети с алалией и ЗПРР охотно пользуются своей речью, хорошо регулируют тональность, интонацию и тембр, а также иные звукомелодические характеристики. Дети, по началу, в своей речи часто коверкают слова до неузнаваемости, проглатывают буквы или целые слоги. Например, «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп).

Развитие речи как бы запаздывает на 2-3 года. Т.е. в 5 лет ребенок может говорить «малышковым языком». Однако, при должной и своевременной коррекции речь полностью восстанавливается. Звуки ставятся с помощью логопедической помощи. 

При этом, когда речь уже восстановлена, ребенок правильно использует местоимения (я, мы, ты, он, она, оно) и окончания глаголов и других частей речи, понимает и правильно использует рода имен существительных. У детей с алалией или с ЗПРР присутствует период «почемучки», когда ребенок после запуска речи усиленно расспрашивает взрослого обо всем на свете.

Эхопраксия – синдром или болезнь

Современные психиатры сходятся во мнении, что эхопраксия не является отдельным заболеванием. Она всего лишь симптом другой проблемы

Поэтому, чтобы избавиться от эхопраксии, нужно сосредоточить внимание именно на лечении основного заболевания

При каких проблемах может появиться эхопраксия:

  • расстройство аутистического спектра – к его симптомам относится избегание зрительного контакта, сверхчувствительность, гиперактивность, двигательные расстройства. Часто у лиц, страдающих этим расстройством, наблюдается и неконтролируемое подражание действиям других людей;
  • синдром Туретта – помимо эхопраксии он выражается в различных двигательных и мимических тиках, неконтролируемых выкриках;
  • синдром Ганзера – расстройство, связанное с зеркальными действиями (например, вместо открытия двери ее закрытие), амнезией;
  • болезнь Альцгеймера – в этом случае эхопраксия встречается на поздних стадиях заболевания;
  • расстройство шизофренического спектра – у 30% людей, страдающих шизофренией, встречается эхопраксия;
  • клиническая депрессия – в этом случае эхопраксия не самый частый симптом, но она может встречаться, если больной страдает тяжелой формой депрессии. Правда, проявления эхопраксии будут носить периодический характер, то появляться, то пропадать, и не будут ярко выраженными;
  • легкая форма умственной отсталости – ей тоже бывает свойственна эхопраксия, хотя достаточно редко;
  • повреждения головного мозга вследствие механических травм или опухоли – обычно эхопраксия характерна, если повреждение было в определенных структурах, отвечающих за моторику или мыслительные функции, а также самоконтроль.

Эхопраксия может иметь постоянный или периодический характер проявления. В ряде случаев она проявляется сильнее и труднее контролируется. Например, когда больной испытывает сильный стресс, переутомление.

Если он какое-то время сдерживал свои тики, а потом, оказавшись в безопасной среде, расслабился, тогда симптомы будут проявляться наиболее ярко.

Помимо эхопраксии у неконтролируемого, бессознательного подражания есть и другие формы:

  • эхомимия – это расстройство, при котором больной непроизвольно копирует мимику окружающих людей. Обычно про детей, страдающих эхомимией, говорят, что они «корчат рожи», поэтому диагностировать ее в раннем возрасте бывает трудно;
  • эхолаллия – непроизвольное повторение звуков или речи за другими людьми, связанное с нарушениями центральной нервной системы;
  • аутоэхокинезия – повторение человеком своих собственных движений;
  • аутоэхолалия – человек с этим расстройством непроизвольно повторяет свои собственные слова.

Вылечить эхопраксию практически невозможно, если не установлено основное расстройство. Если человек с ним справился, то эхопраксия проходит сама. Но порой это невозможно.

Во время лечения у психиатра или при помощи параллельно идущей психотерапии человек с эхопраксией учиться распознавать момент возникновения тика, его контролировать или менять на более социально приемлемый. Но это чрезвычайно трудно. Во многом успешность самоконтроля зависит от степени проявления эхопраксии. 

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми. При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед

Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Функции эхолалии

Первая из возможных функций рассматриваемого речевого поведения — заполнение паузы. У детей формируется понятие, что разговор — это обмен фразами, между которыми есть определенные паузы. Они хотят принимать участие в беседе, но пока не понимают, как это правильно сделать. И, когда приходит их очередь говорить (или они думают, что очередь приходит), дети повторяют услышанную фразу (одну из услышанных).

Вторая функция повтора фраз — выражение согласия. Часть детей редко слышит именно согласие, а не слово «нет». Если ребенок не может выразить согласие по каким-то причинам, вместо ответа «да» на какой-то вопрос он может повторить фразу.

Третья возможная функция эхолалии у детей — название окружающих явлений и предметов. В таких случаях дети повторяют звуки, которые имеют связь с конкретными объектами. Со временем они учатся распознавать в речи отдельные слова или слоги, которые можно сочетать, чтобы они обрели смысл. Эхолалия может появиться на ранней стадии называния предметов, когда ребенок уже может повторить длинную комбинацию звуков, но еще не может вычленять составные части языка и их смысл.

Четвертая причина или функция повторяющейся речи это успокоение. Аутичные дети предпочитают однообразие, они консервативны. Такое поведение дает им чувство защищенности. Хорошо известные ему слова малыш повторяет, когда чувствует необходимость успокоиться. Это его способ снять нервное напряжение.

Пятая функция эхолалии у детей — получение необходимой стимуляции. Это вид стимминга (самостимулирующего поведения). Повторение слова или слога снова и снова может вызывать у ребенка приятные ощущения. Повторение услышанного может иметь причиной тренировку. Ребенок учит новые слова и звуки, ему нравится, как его губы и зубы чувствуют себя во время произношения. Он может как бы хвастаться словами, которые знает, перед окружающими. Следующая возможная причина/функция повторения речи — получение позитивных эмоций, веселье. Всё таки существуют смешные слова. Детям нравится также слушать свой голос.

Следующая вероятная причина — понимание чужой речи. Для детей даже родной язык звучит поначалу как иностранный. Мозгу пока что сложно среди звуков вычленить слова, несущие определенный смысл. Ребенку нужно время, чтобы понять, что ему сказали. И потому он повторяет слова и предложения, чтобы лучше понять смысл сказанного, как бы расшифровывает выражения. Часть детей повторяют слова про себя, а часть произносят вслух.

Эхолалия может помогать вспоминать прошлое и давать определение настоящему. ситуация может быть подсказкой для определенного алгоритма, который заложен в памяти. Например, ребенка сажают кушать под один и тот же мультик. В будущем он садясь кушать (даже если мультик не включили) или когда хочет кушать, будет повторять фразы героев.

Приходя из детского сада, ребенок может повторять услышанные там фразы. Таким образом, он вам рассказывает, что с ним произошло за день, что он переживал. По каким-то причинам он не может сформулировать логические конструкции, облечь мысли в слова. Потому он передает эмоции теми фразами, которые отложились в его мозгу.

Следующая функция эхолалии — поделиться чувствами. Ребенок может переживать нечто, что пока что не может облечь в слова. Это особенно тяжело с эмоциями и чувствами. Дети могут использовать готовые, услышанные ими ранее выражения, которые, как они считают, передают такой смысл или эмоцию, которую они хотят выразить.

Функциональная и нефункциональная эхолалия

Для некоторых детей с аутизмом эхолалия — это просто повторение бессмысленных звуков.7 Это нефункциональное повторение реальных слов в логическом порядке может ввести родителей в заблуждение, поскольку похоже, что их ребенок использует осмысленный язык, хотя на самом деле это не так. дело.

Ребенок может процитировать весь сценарий эпизода с Губкой Бобом, но не имеет представления о персонажах, о чем они говорят или о том, что означает эта история. Возможно, повторение заученных звуков успокаивает некоторых детей с аутизмом.

Функциональная эхолалия, однако, представляет собой правильное использование заученных фраз для реальных целей7. Например, ребенок слышит по телевизору строчку типа «получил молока?» а позже, когда захочет пить, может сказать «есть молоко?» в том же тоне и с акцентом, что и реклама по телевизору.

Опять же, в этом случае ребенок использует заученную или повторяемую фразу, но на этот раз он использует ее функционально. Он просит выпить, и его просьбу понимают, но он не придумывает собственной фразеологии.

Может быть трудно отличить функциональную эхолалию от нефункциональной, потому что заученные фразы могут звучать уместно или правильно, когда это не так (и наоборот).

Например, ребенок может ответить «арахисовое масло и желе» на вопрос «Что вы ели на обед?» даже если он на самом деле ел бутерброд с ветчиной, не из желания ввести в заблуждение, а потому, что он запомнил «арахисовое масло и желе» как подходящий ответ на конкретный вопрос.

Точно так же ребенок может использовать неподходящую фразу, например «отступить, лейтенант», когда злится, потому что он слышал, как ее использовал разгневанный персонаж в фильме; в этом случае ребенок использует фразу функционально, чтобы выразить идею, но использует ее в неправильном контексте.

Публикация «Отсроченная эхолалия у ребенка» размещена в разделах

Возможно ли уйти от эхолалии и развить полноценную речь? Да, но это тесно будет связано с развитием мышления. В данном случае для ребёнка было бы полезно наблюдаться у психиатра. Поскольку отсроченная эхолалия часто бывает признаком психиатрического заболевания и это не обязательно аутизм.

Со стороны логопеда правильной стратегией на первых порах было бы работать над:

1) развивитием всех видов подражательной деятельности;

2) развитием коммуникативных навыков;

3) переводом отсроченной эхолалии в прямую, то есть учить повторять за собой (педагогом) только что сказанные слова.

Далее развивать диалог, то есть учить отвечать на вопросы что/кто, что делает, какой/какая? Следующий этап — это побуждать к комментированию картинок. Параллельно необходимо восполнять пробелы в знаниях, чтобы ребёнку было о чём говорить.

И, главное, речь ребёнка — показатель того, как работает его мозг. Без развитого мышления не бывает развёрнутой речи.

Дети с подобным симптомом, не являющемся только речевым нарушением, а скорее свидетельствующем о более глубоком поражении головного мозга, обращают на себя внимание своей полной отстранённостью. Хотя степень обособленности бывает разная

От полного отсутствия в реальности до периодических «заныриваний», из которых ребёнка бывает нетрудно вытянуть.

Эхолаличные высказывания также отличаются. Если ребёнок абсолютно «на своей волне», то его «декламации» никак не связаны с текущим моментом. Просто ни с того ни с сего начинается пересказ чего угодно: от художественного произведения до телевизионной рекламы. Такой вид отсроченной эхолалии (ОЭ) тяжелее всего поддаётся коррекции

И начинать работу надо не с речи, а с того, чтобы обратить внимание на себя (педагога, ввести подражательную деятельность и коммуникативные навыки

Если ребёнок «заныривает» периодически, но не теряет полной связи с реальностью, то и в ОЭ будут видны попытки построения предложений в тему из ранее заимствованных заготовок.

Совсем лёгкий вариант бывает, если у ребёнка не утрачена способность вести простой диалог, но периодически он начинает общаться с самим собой. Причём переходы молниеносные. Самое удивительное, что ребёнок может смотреть вам в глаза, но он уже не здесь и вас уже не слышит.

Очень важно ребёнка постоянно «тормошить», как можно дольше удерживать его внимание и контролировать руки. Это вообще отдельная тема. Там где руки, там и внимание ученика

Там где руки, там и внимание ученика.

При подобной симптоматике рекомендуется получить консультацию психиатра. Коррекция пойдёт значительно быстрее при медикаментозной поддержке. Объясню почему. При ОЭ для ребёнка более значимо то, что крутится у него в голове, чем то, что вы пытаетесь до него донести из вне, пробиваясь через пелену. Он как будто смотрит какое — то кино. И ему там комфортно, поэтому, когда начинаешь «вытягивать» его в реальность, часто встречаешь сопротивление. В такие перетягивания можно долго играть, только времени в запасе совсем нет.

А вот на обследованиях ГМ может не быть нарушений. Такое часто бывает, если причина заболевания ни в недоразвитии мозга, а в разрушении функциональных связей.

Что такое эхолалия, эхофразия? Определение

Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.  

Что делать

Люди, которые бродят вокруг и повторяют слова и фразы, часто становятся предметом шепота и пристальных взглядов; в результате может показаться разумным попытаться ограничить эхолалию вашего ребенка. Но реальность такова, что эхолалия может выполнять ценную функцию и может быть очень позитивным поведением в определенных обстоятельствах8.

Пытаться «погасить» эхолалию — почти всегда плохая идея.

Когда эхолалия функционирует, это повод для радости: ваш ребенок разработал инструмент для вербальной коммуникации своих желаний и потребностей. Тот факт, что он это сделал, означает, что он может сделать гораздо больше с помощью логопеда.

Даже когда эхолалия менее функциональна, она обычно является хорошей отправной точкой для речевой и / или игровой терапии.

Например, ребенок может запоминать целые фрагменты любимого видео и повторять их снова и снова. Целью чтения ребенком может быть успокоение самого себя или уменьшение беспокойства, но чтение может также указывать на настоящее увлечение некоторыми аспектами видео.

В любом случае игровая терапия, такая как Floortime, и логопедия с терапевтом, знакомым с практической логопедией, могут помочь вашему ребенку все более и более правильно использовать свои языковые навыки.

В конечном итоге эхолальная речь вашего ребенка почти наверняка станет более типичной и функциональной. Даже если у вашего ребенка никогда не развиваются типичные коммуникативные навыки, использование слов для самоуспокоения всегда лучше, чем агрессивное поведение.

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка?

Зачастую у детей, проходящих реабилитацию в Центре, отмечается такое нарушение, как эхолалия. Данная статья поможет разобраться в том, что же собой представляет данное нарушение, является ли эхолалия нормальным явлением и как воздействовать на эхолалию в пользу развития ребенка.

Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за взрослыми и часто использовать эхолалию. Они повторяют то, что слышат вокруг себя: так приобретаются и закрепляются слова и это абсолютно нормальная часть развития речи. К двум годам должно быть отчетливое использование собственных слов. К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне и иметь эпизодический характер.

Однако, некоторые дети не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.

Не редкость и другой речевой феномен как «отложенная эхолалия»: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Отложенная эхолалия нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме.

Преодоление эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять

Важно определить, что лежит в основе речевых повторов

1. Если эхолалия вызвана плохими речевыми навыками и ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

2. Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

3. Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа:

Выбираем один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?») Задаем вопрос и тут же отвечаем на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжать эту практику необходимо пока ребенок не будет стабильно повторять последнее слово-ответ.

Затем задаем вопрос, но уже на этот раз добавляем к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим поощряем малыша сказать весь ответ самостоятельно.

Снова задаем вопрос, но теперь лишь артикулируем первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.

Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен — только «да» или «нет».

И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей и логопеда над речью ребенка.

Руденок И.А., учитель-логопед реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Озёрный»

Немедленная и отсроченная эхолалия

Иногда эхолалия является мгновенным эхом. Например, мама говорит: «Джонни, ты хочешь выпить?» и Джонни отвечает: «Хочешь выпить».

В этом случае Джонни действительно может правильно ответить на вопрос мамы и вполне может захотеть выпить. Но вместо того, чтобы использовать новую фразу, такую ​​как «да, пожалуйста» или «я хочу лимонад», он повторяет ее точный язык.

Так же часто откладывается эхолалия. Ребенок смотрит серию «Улицы Сезам», а позже в тот же день слышно, как он декламирует общение Берта и Эрни или поет отрывок из музыкальной темы.

У детей с аутизмом могут быть необычные слуховые воспоминания, и в некоторых случаях они могут даже рассказывать большие отрывки из любимых фильмов с интонациями и акцентами. Иногда ребенок может использовать слова Эрни в собственных целях; иногда слова — это просто повторяющиеся звуки.

Потенциальный риск истерики

В сообществе аутизма довольно часто встречается сценарий, когда причина истерики – недоразумение из-за немедленной эхолалии. Взрослый спрашивает ребенка: «Хочешь виноград или яблоки?» Ответ почти всегда является последним словом: «Яблоки». Взрослый решает, что ребенок действительно хочет яблоки. Затем ребенок начинает дико кричать, когда ему дают яблоко, потому что ребенок ответил еще до того, как осознал два предложенных варианта, а на самом деле он хотел виноград. Карточки с картинками или PECS – это прекрасный способ предлагать ребенку что-то на выбор или готовить его к переменам, что позволяет предотвратить истерики.

Механизмы возникновения эхолалии

Один из предполагаемых механизмов эхолалии – это недоразвитие языковых и коммуникативных навыков. У детей, которые имеют отставание в развитии речи, эхолалия может возникнуть в результате попытки подражать и воспроизводить звуки и слова других людей. Это может быть особенно выражено в случае аутизма, где ограниченное взаимодействие и проблемы социальной общности могут сказываться на развитии речи.

Другой механизм возникновения эхолалии связан с повторением звуков и слов в качестве способа облегчить процесс общения. Некоторые люди с трудностями в общении или с ограничениями в развитии речи могут использовать эхолалию для выражения своих мыслей и желаний, а также для установления контакта с окружающими. Повторение слов и фраз позволяет им сделать себя понятными и передать информацию.

Также нередко эхолалия наблюдается у людей с нейрологическими расстройствами, такими как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона. В этом случае эхолалия может быть связана с нарушениями функций мозга и контролем над речью.

В целом, эхолалия – это сложное явление, и механизмы ее возникновения могут быть различными. Дальнейшие исследования в этой области помогут лучше понять причины и последствия эхолалии, что в свою очередь позволит разработать более эффективные методы работы с этим явлением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: