Что общего между Карлсоном и Терминатором?
Как-то раз у нас случилась викторина по аналогу популярной в то время передачи «Умники и умницы». Кто не знает, расскажу — три талантливых школьника соревнуются между собой за право выиграть в конкурсе, а победители серии конкурсов поступают в МГИМО без экзаменов. По ящику программу вёл Юрий Вяземский, зав. кафедрой мировой литературы и журналистики.
Правила игры такие. Есть три дорожки: зелёная, жёлтая и красная. Красная быстрая — на ней нужно ответить на два вопроса, но нельзя ни разу ошибиться. Зелёная — длинная, четыре вопроса и два права на ошибку. Жёлтая — средний вариант, три вопроса и одно право на ошибку. Выигрывает тот, кто дойдёт до конца дорожки, всё просто.
В передаче участники старались занять жёлтую дорожку как самую оптимальную. Но в нашей игре я посмотрел, на какие по сложности вопросы отвечают участники первых туров, и понял, что и так всё знаю, поэтому только красная, только хардкор. Мне предстояло играть против двух других умных парней, один из которых — Сергей — был «мозгом» класса «Б», и, в принципе, мог меня уделать.
Я быстрее всех ответил на вводный вопрос и получил шанс выбрать первому дорожку. Разумеется, я взял красную.
Вопросы были как на логику, так и на знание. Например, мой первый вопрос звучал так: «Что общего между Карлсоном и Терминатором». Я долго мялся и что-то выдумывал: у обоих есть встроенные механизмы; оба взаимодействуют с маленьким мальчиком; оба — сильные мужчины в самом расцвете сил, ну и так далее.
При ответ был простой: и тот, и другой обещали вернуться («он улетел, но обещал вернуться» и «I’ll be back») соответственно. Узнав ответ, я психанул и превратился в настоящее животное. Я стал орать, чтобы мне засчитали ответ, потому что формально я был прав и назвал кучу общего между этими парнями. После недолгой перепалки жюри сдалось, и я продвинулся вперёд.
Второй вопрос не помню, но получилось примерно так же. Я не вычислил правильный ответ и закидал жюри своими доводами и размышлениями. В итоге своим жалким поведением я победил в отборочном туре, а потом без особого труда прошёл и финал, выбрав ту же красную дорожку и так же мутно отвечая.
Мне вручили бумажную медаль и грамоту из магазина канцтоваров. После игры ко мне подошёл тот самый Сергей из «Б», которого я обошёл, и хлопнул по плечу: «О, у тебя теперь есть бумажная медаль! Гордишься, небось, что тут самый умный». Рассмеялся и ушёл, а мне так обидно стало.
Я выставил себя на посмешище, желая выиграть любой ценой, но чего я достиг? Такой ли я хотел победы, буквально выпрошенной? Нужна ли мне была эта медаль и победа в конкурсе, про который все забудут через пару дней? В чём вообще смысл?
И я понял, что смысла нет. Просто я считал себя самым умным, а на деле им не был.
Тревожные «звоночки»
По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:
- Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
- Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
- Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
- Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
- Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
- Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
- Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.
Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник
Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:
- невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
- заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
- застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
- попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
- нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
- опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
- отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.
Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник
Почему все боятся двоек?
Давно замечено, что родители в большинстве случаев реагируют на плохие оценки более болезненно, чем сами ученики. Страх двойки, который живет в каждом взрослом, родом естественно из детства, и искоренить его полностью практически невозможно. Такая острая реакция взрослых на оценки ребенка объясняется тем, что они проецируют их на себя и свои родительские компетенции. Видя условную двойку в дневнике, они испытывают:
- Боязнь публичного осуждения. Многие родители испытывают стыд, когда получают оценки, считают это своим упущением и промахом.
- Волнение. Видя в дневнике низкие оценки, родитель начинает паниковать и волноваться за будущее ребенка.
- Чувство вины. Плохие оценки заставляют родителей чувствовать свою вину за то, что они не смогли или не успели помочь ребенку с учебой, что-то упустили в воспитании.
- Жалость к ребенку и к себе. Иногда родители начинают жалеть ребенка из-за того, что он вопреки всем стараниям никак не может разобраться в предмете. Также родителям бывает жаль собственных средств, времени и сил, потраченных на решение этой проблемы.
- Зависть. Может показаться, что родителям других учеников в классе можно только позавидовать, ведь им не приходится сталкиваться с такими трудностями.
- Злость на ребенка. В момент школьных неудач, родители могут злиться на ребенка, обвинять его в лености, не достаточном старании, отсутствии способностей.
- Злость на преподавателя. Иногда злость канализируется на преподавателя, который не может «нормально объяснить», не хочет возиться, не старается научить.
Все эти эмоции очень сильные и иногда болезненные. И все они базируются на ограничивающих убеждениях самих взрослых. В норме эти эмоции должны со временем трансформироваться в продуктивные мысли о том, как помочь ребенку справится с ситуацией. Однако, иногда, родитель на них зацикливается.
История и задачи рейтинга
Формирование рейтинга общеобразовательных учреждений Москвы — школ, лицеев, гимназий и колледжей — началось в 2010 году. Именно тогда город создал равные условия для конкуренции: базовое финансирование стало зависеть не от статуса заведения, а лишь от количества учащихся. Теперь дополнительные средства в виде грантов Мэра Москвы получают школы, объективно признанные лучшими по итогам рейтинга. И это не единственная награда за результаты, например, учебные заведения с высокими результатами освобождают от плановых проверок.
Первый рейтинг по итогам 2010/2011 учебного года составлялся по двум показателям: результатам ЕГЭ/ГИА и участию в московской и всероссийской олимпиадах школьников. Затем критерии оценки стали постепенно расширяться: каждый год уточняются приоритеты системы образования, корректируется формула расчёта. Кроме того, по мере развития информационных систем, а также независимых измерителей добавляются новые требования. С 2015/2016 учебного года рейтинг стал динамическим: он обновляется несколько раз в год. Это зависит от появления в информационных системах результатов прошедших школьных олимпиад или профессиональных соревнований, например .
Методику рейтинга разрабатывает московский . «Нашу аналитическую команду пригласили, потому что у нас есть опыт и подходы по математическому моделированию сложных систем. Департамент образования и Мэрия Москвы формулируют основные направления, по которым должна развиваться система образования, а мы находим для них количественные характеристики и алгоритм расчёта итоговых показателей», — отмечает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
При этом рейтинг — это не просто список, где все находятся в определённом порядке, а показатель того, насколько достижения конкретной школы соответствуют вектору развития всей столичной системы образования. Но главное — это ориентир развития каждой школы. Числовые параметры выражают ключевые принципы, по которым оценивается работа учебных заведений.
Как мотивировать ребенка, если учеба не дается
Заработав репутацию троечника, очень сложно заставить себя учиться: предвзятое отношение преподавателей, насмешки одноклассников и разочарование родителей не способствуют мотивации. Что же делать? Как помочь ребенку поверить в себя и реализовать потенциал? Вот несколько советов, которые стоит взять на вооружение:
- Обсудите с ребенком, какие предметы кажутся ему более интересными и на чем он хотел бы сконцентрироваться.
- Начните с малого, вместе с ребенком или с привлечением репетитора разберите очередную тему школьной программы. Подготовьте ребенка к устному ответу и проработайте домашнее задание. Поговорите с преподавателем, чтобы он вызвал ребенка к доске. Поверьте, даже разовый успех может сподвигнуть ребенка всерьез заняться учебой, чтобы еще раз почувствовать себя на высоте.
- Определившись с приоритетами по предметам, разработайте план внеклассных занятий по выбранной специализации. Интересны естественные науки? Сходите в Дарвиновский музей, запишите ребенка в соответствующие кружки или отправьтесь в познавательный поход! Перечисленные активности не только стимулируют интерес к предмету в рамках школьной программы, но и помогут ребенку значительно преуспеть в выбранных дисциплинах!
- Возможно, плохая успеваемость – повод задуматься о смене школы. Зачастую сформировавшееся отношение к ребенку как к отстающему очень сложно изменить. Люди склонны навешивать ярлыки. Переход в другую школу позволит ученику по-новому проявить себя и «начать с чистого листа»!
- Ваш ребенок ярко выраженный гуманитарий или наоборот математик, но вам нужна отличная успеваемость по всем предметам? Смиритесь. Вам повезло. Лучше быть талантливым в чем-то одном, чем посредственностью сразу во всем. Далеко не каждому дано понять свое призвание в юном возрасте!
Основывать обучение на школьных оценках
«Вы ничего не узнали, получив четверку!» «Я вижу, что вы все поняли, потому что получили восьмерку!» Во многих случаях мне приходилось слушать эти фразы. Действительно, Получение десяти или девяти баллов не гарантирует родителям и учителям, что учащиеся и дети усвоили знания, поскольку запоминание и повторение являются обычным делом. Фактически, довольно много студентов говорят, что через неделю они забывают то, чему они научились.
Наиболее подходящим было бы поощрение активного и значимого обучения в классе. И самое главное, не верьте, что, получив хорошую оценку, ученик все прекрасно понял. Родители, в свою очередь, не должны быть одержимы столько, сколько они могут найти в школьных заметках. Имейте в виду, что ни экзамены, ни оценки не позволяют полностью оценить учащихся. Поэтому, если в табеле успеваемости присутствует неопределенность, не нервничайте и не расстраивайтесь. Мы не должны забывать, что и дети, и молодые люди учатся, и каждый учебный ритм индивидуален и уникален.. Вам просто нужно постараться уважать это.
Как превратить негатив в позитив?
Важно понимать, что путь к хорошей успеваемости и успеху основывается не на критике и наказаниях, а на общении, внимание и похвалу. Двойка — это всего лишь красный флажок, сигнализирующий преподавателю, ученику и его родителям, где в его знаниях есть пробелы. Если все участники учебного процесса будут воспринимать отметку именно так, то она уже не будет вызывать страха и негативных эмоций
Чтобы ребенок адекватно относился к двойкам в дневнике, попробуйте:
Если все участники учебного процесса будут воспринимать отметку именно так, то она уже не будет вызывать страха и негативных эмоций. Чтобы ребенок адекватно относился к двойкам в дневнике, попробуйте:
Научить ребенка не бояться ошибок. Не ругайте и не критикуйте за оценки, а помогите найти способ их исправить.
Объяснить, что знания важнее оценок. Донесите до ребенка, что плохая отметка — это не показатель его способностей, ведь конечная цель образования не красивый аттестат, а получение знание, которые помогут ему выбрать сферу своей будущей деятельности.
Правильно хвалить
Поощрять школьника за его достижения в учебе обязательно нужно, только важно делать это правильно. Когда хвалите, делайте акцент прежде всего на усилиях, которые ребенок приложил, для того, чтобы достичь этого, а не на результате.
Расскажите, что нельзя преуспеть во всем
Невозможно одинаково преуспевать во всех предметах. Все дети разные, с разным складом ума и интересами. Иногда даже полезно сконцентрироваться только на том, что у тебя получается и том, что нужно для достижения твоих целей.
Обучение в школе — это не спринт, это настоящий марафонский забег, который длится 11 лет. И в масштабах это школьного марафона двойка — всего лишь небольшое препятствие, никак не повлияет на итоговый результат. Относитесь к оценкам правильно, и они перестанут пугать вас и ваших детей.
Рекомендуем для изучения
Мини-курс из 3х интенсивов «Учебный год без хлопот»
Подготовка к школе на раз-два-три
Синдром отличника: почему привычка учиться на «5» может привести к провалу на ЕГЭ
Важность игры в возрасте от 0 до 7 лет
Можно ли поощрять ребенка за учебу
Как побороть синдром отличницы
Ну вот наконец-то мы перешли к главному блоку нашей статьи – решению проблемы. Как же избавиться от синдрома отличницы?
Советы от подростка
Всем привет! Меня зовут Оля и я отличник до мозга костей. Тут вы должны были бы мне похлопать и выслушать долгий рассказ. Именно так и было буквально полгода назад, пока мне не удалось избавиться от этой болезни. Да-да, именно так я называю этот синдром, который на протяжении нескольких лет мешал мне здорово существовать.
Ребята, которые страдают этим, я с вами и очень хочу поддержать и помочь. Не бойтесь признаться, что вы перфекционист в плохом смысле этого слова, ведь вы не одни! Чтобы не быть пустословом, я собрала пару советов, которые направят и ответят на главный вопрос: как же избавиться от синдрома отличницы?
Совет №1. Время кардинальных перемен
Отрежьте челку, не сделайте домашку или вообще устройте себе день отдыха в какой-нибудь рабочий четверг. Короче действуйте по непривычному сценарию. Это поможет расслабиться и ощутить, как можно жить.
Совет №2. Научитесь не перерабатывать
Сюда отнесем делегирование задач, тайминг на дела и режим дня. Например, во вторник вы сели за домашку и отвели себе 2 часа. Вы уложились в это время, но подумали: “А почему бы заодно не прорешать химию на пятницу?” Стоп! Сделать это вы успеете в другие дни. Идите отдыхать, чтобы от учебы ощущать кайф, а не постоянный стресс.
Совет №3. Круг общения
Вспомните наконец, что помимо учебы и постоянных дел у вас есть друзья, семья, с которыми можно просто отдыхать и быть самим собой. Если вы одиноки, то скорее заводите новые знакомства. Жизнь очень интересна, вы поймете это, когда наконец перестанете съедать себя и стремиться к идеалу.
Совет №4. Работа с самооценкой
Научитесь оценивать себя здраво, но по достоинству. Все мы не Беллы Хадид с идеальным сечением лица и не сверхлюди, у которых в сутках будто 48 часов. Вы прекрасны, по-своему особенны, напишите это на видных местах и повторяйте как аффирмацию каждый день.
Совет №5. Полюбите критику
Поймите одну простую вещь: у 99% людей нет цели вас засадить. Какие-либо замечания чаще всего делаются из добрых побуждений. Почаще спрашивайте совета у близких, приучите себя к мысли, что невозможно да и вовсе не нужно никогда не поддаваться критике. Но знайте меру! Люди любят переходить черту, такого отношения к себе позволять ни в коем случае нельзя.
Советы от Умскул
Ну а мы позволим себе немного дополнить Олю и дать парочку полезных ответов на вопрос, как убрать синдром отличницы раз и навсегда.
- Наладьте отношения с семьей и не бойтесь проявлять любовь и хвалить людей за успехи. Так, они поймут, что вы хотите к себе ровно такого же отношения.
- Не приписывайте окружающим те мысли, которых у них вовсе не было.
- Слушайте не только голову, но и сердце. Мечтайте!
- Учитесь отдыхать.
- Начните вести дневник или найдите какое-то творческое занятие, которое помогло бы вам релаксировать и телом, и душой.
На самом деле очень хочется сказать, что если вы осознаете, что не справляетесь сами, не бойтесь сказать о проблеме родителям и попросить записаться к психологу. Консультации и работа с профессионалом однозначно помогут вам избавиться от невыносимой жизни идеального человека.
Кричать и злиться из-за школьных оценок — не выход
Есть родители (а также учителя), которые злятся на учеников и детей за плохие оценки в школе. Что происходит? Которые кричат и плохо говорят. Таким образом, ученики разочаровываются, разочаровываются в себе, опечалены и сильно сомневаются в своих способностях и способностях. А именно, Они теряют уверенность в себе, их самооценка снижается, а положительная энергия, которую они могли иметь раньше, постепенно уменьшается.
Если родители и учителя будут поддерживать настойчивое общение и диалог, позитивный настрой и активное слушание, и ученики, и дети будут чувствовать себя в безопасности, комфортно, расслабленно и свободно от беспокойства. Пришло время поддержать учащихся в совершенствовании и укрепить их дух совершенствования. Лично я считаю, что гневом и криком абсолютно ничего не достигается, кроме создания ненужного дискомфорта и напряженного климата в школе и в семье.
Как оценки мотивируют школьника?
Считается, что, получив плохую оценку, ребенок задумается об уровне собственных знаний и захочет улучшить его. Именно поэтому первые оценки в начальных классах школьники получают не за знания, а за почерк и чистоту в тетрадках. Именно в это время начинает формироваться и отношение детей к оценкам.
Дело в том, что далеко не все могут сразу писать красиво и аккуратно. Начинается бесконечная борьба ребенка с непослушными ручками и тетрадками, с собственным темпераментом и природными данными. К этой борьбе добавляется неодобрение учителя и упреки родителей. Другие же дети могут, а ты почему не стараешься?
Но ребенок бы и рад стараться, однако чудеса не случаются в секунду. Сегодня он написал немного лучше, чем вчера, но все же не так идеально, как одноклассница Маша Иванова. И снова получает «трояк».
В результате, вместо того, чтобы исправлять почерк, ребенок ничего не делает, потому что не верит в успех. Это входит в привычку, формируется абсолютно равнодушное отношение к оценкам и вообще к учебе, которое очень трудно изменить.
Плюсы и минусы оценок в школе
Сложно представить себе учебное заведение без оценок — а как же тогда оценивать результаты? Именно с этого мы и начнём разговор о преимуществах отметок в журнале.
Всевозможные «А», «отлично», «пять с плюсом» и другие обозначения — это часть общей системы оценивания. Она переводит знания ученика в «циферные», измеримые обозначения — а они выполняют множество функций, особенно в мире образования.
-
Оценки показывают уровень знаний
Именно отметки, полученные в школе, показывают ученику, учителю и родителям, на каком уровне находятся знания ребенка по отношению к общей шкале. На этой шкале есть условный идеал (пятерка) и уровень «незнайки» (двойка или кол) — и именно от них отталкивается учитель.
-
Оценки помогают сравнивать учеников
Это нужно для разделения учеников на группы и выявления особенно талантливых или, наоборот, отстающих от программы школьников. К тому же, именно единая система оценивания помогает выделить лучших кандидатов для участия в конкурсах или поступления в университет.
-
Оценки дают обратную связь
В реалиях общеобразовательной школы у учителя не всегда есть время прокомментировать работу каждого ученика. И тогда оценки становятся своеобразным «фидбеком»: получил «5» — отлично справился с заданием,; получил «3» — тема сильно хромает, нужно получше разобраться.
-
Оценки мотивируют
Преимущества, которые предлагаются школьникам с хорошими оценками, мотивируют ребят на учёбу. Если ребёнок знает, что, получив «отлично», он сможет принять участие в конкурсе или получить другую «плюшку», он будет стараться сильнее, чтобы показать свой уровень знаний.
Теперь пришло время поговорить о минусах «оценочной» системы — а их более чем достаточно.
-
Оценки забывают про процесс
Система оценивания учит школьников концентрироваться на одном лишь результате — а то, каким путем он получен, никого не интересует. Дети забывают про процесс обучения, про интерес, любопытство и старания — и зацикливаются на погоне за пятерками.
-
Оценки говорят неправду
Оценка далеко не всегда показывает реальные старания ребенка. Гораздо чаще она говорит об умении подстраиваться под систему, хитрить или просто аккуратно выполнять задания, а также о симпатии или антипатии учителя. Оценки не замечают усилия ученика и видят только цифры.
-
Оценки влияют на уверенность в себе
Зачастую дети, которым сложно дается учеба, начинают чувствовать себя глупыми и недостойными. Масла в огонь подливают слова учителей, реакции родителей и сравнения с более успешными одноклассниками. Пара месяцев в такой среде — и с уверенностью можно попрощаться.
-
Оценки снижают мотивацию
Школьные отметки могут как положительно, так и отрицательно влиять на мотивацию. Вполне возможно, что ребенок, который прикладывал много усилий, но так и не смог получить даже четверку, просто опустит руки и перестанет пытаться понять предмет.
-
Оценки тревожат
Подростки понимают, как много стоит на кону: успеваемость в школе, результаты экзаменов, довольство родителей. Вопрос об оценках часто становится тревожащим и стрессовым, перекрывая радость от новых достижений и отнимая мотивацию учиться.
Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо
На первый взгляд может показаться, что стремление сделать все идеально и получить за это пятерку, похвалу или другие «плюшки» — вполне здоровое. Кажется, что в будущем оно может привести к большим успехам. Отчасти это так: скрупулезность, упорство и требовательность к себе ведут к хорошим результатам. Но и темная сторона у синдрома отличника тоже есть.
Перфекционизм вызывает проблемы со здоровьем
Группа ученых из Испании обследовала почти 3000 детей в возрасте от 8 до 12 лет и выяснила, что перфекционизм по отношению к школьным оценкам тесно связан с целым букетом симптомов: тревожностью, бессонницей, тремором рук, учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, раздражительностью. Также у «патологических отличников», как это ни парадоксально, бывают проблемы с усвоением материала и решением задач.
Ребенок-перфекционист — горе в семье
Если отбросить шуточки, то отличник с синдромом не только сам страдает из-за своего болезненного отношения к оценкам, но и вгоняет в стресс всю семью. Не так-то просто поить ребенка пустырником перед каждой контрольной, выдерживать истерики из-за того, что у него не получается безупречно сыграть новую пьесу на фортепиано, или до двух ночи вместе перерисовывать генеалогическое древо, потому что первые версии оказались недостаточно хороши и полетели в мусорку.
Синдром отличника не проходит с возрастом
Взрослые тоже от него страдают: по данным исследований, число перфекционистов с 1980 года неуклонно растет. У взрослых синдром отличника проявляется почти так же, как и у детей — с поправкой на возраст. Кто-то ради повышения или премии работает по 12 часов в день, забыв о хобби, друзьях и отношениях. Кто-то поступает в ненужную ему аспирантуру, потому что это принесет лишнюю корочку и очень порадует маму. Кто-то добивается потрясающих успехов, но все равно постоянно грустит и чувствует себя неудачником — потому что думает, что можно было добиться большего. Ну а кто-то требует невыполнимого от своих детей, ругает их за четверки и таким образом передает синдром отличника по наследству.
Ребенок привыкает измерять результат цифрами
Взрослому человеку понятно, что пятерка в дневнике или зачетке — далеко не всегда показатель трудолюбия и глубоких знаний. Но, когда ребенок ориентируется только на такие простые, измеримые и понятные показатели успеха, он не учится анализировать свои поступки и результаты, рефлексировать. Получил пятерку — значит все супер, не над чем больше работать. Получил оценку меньше пяти — я просто плохо старался, надо еще посидеть над уроками.
При этом за пятеркой могут остаться незамеченными пробелы в знаниях. А четверка, наоборот, может показывать, что ребенок прекрасно потрудился. Но, возможно, учитель к нему строг или нужно больше отдыхать, потому что из-за усталости школьник допустил досадную ошибку.
Та же история и с внешкольными занятиями. Кому-то легко дается спорт или музыка, а кому-то приходится основательно потрудиться, чтобы хорошо забивать мячи или играть на скрипке. Если ребенок всех измеряет цифрами, грамотами и похвалами учителей, он рискует не увидеть, над чем ему действительно стоит поработать. Или не понять, что один его забитый гол достоин большего восхищения, чем чье-то звание лучшего нападающего. Просто потому что он на этот гол потратили куда больше времени и стараний.
Проблема в школе
Если ребенок расстраивается из-за четверок, нужно понять, в какой момент он начал воспринимать их как плохую оценку. Кто-то вложил в него информацию, что качественная работа — это только на пять? Возможно, в школе культивируется конкурентная среда.
Иногда тип нервной системы ребенка не предполагает длительных перегрузок, и ему тяжело в школе с высокими требованиями. Тогда проблему можно решить переводом в школу с меньшей нагрузкой и более мягким подходом. Присмотритесь: возможно, в соседнем районе есть менее известная, но уютная школа с профессиональным педсоставом и дружественной атмосферой.
Проблема в семье
Если вы осознаете, что ребенок чувствует много давления и недостаточно любви, вывод один: обнимайтесь чаще. Введите вечерний ритуал «обнимашек». По-началу достаточно просто обняться и постоять так вместе
Ребенку это важно. Со временем он сам будет просить объятий, а там и другие члены семьи подхватят привычку
Проблема в родительском перфекционизме
Если же самоанализ наводит на мысль, что корень проблем ребенка лежит в том, что родитель сам страдает навязчивым перфекционизмом, осознанный взрослый обращается за помощью к психотерапевту. Но нужно понять и принять, что поменять поведение в момент не получится. Придется набраться терпения.