Тип личности ребенка — лидер
Первые признаки этого типа выражаются в командном тоне, которым ваш ребёнок разговаривает с окружающими. Не смотрите на то, сколько ему лет. Некоторых родителей поначалу забавляет, когда маленький командир пытается диктовать условия и заигрывается настолько, что уже не видит разницы между собой и взрослыми. Уже в малом возрасте, когда малыш хорошо может построить фразы, он не хуже может «строить» взрослых. Да, в вашей семье прирожденный лидер. Как определить это? Легко. Обычно такие детки легко находят контакт с ровесниками и даже со взрослыми. Можно заметить, что на детской площадке лидеры будут защищать тех, кто младше. Они справедливы и ответственны. Заметили такие качества у своего ребенка? Тогда действуйте. Обаятельно объясните, что такое зло и добро, развивайте привычку принимать решения самостоятельно. Заинтересуйте его точными науками, старайтесь привить любовь к искусству. Все это расширит его кругозор. И самое главное — умейте договариваться с таким ребенком.
Фото: типы личности детей
Эксплуататорский тип характера
Как и рецептивный индивид неспособен к творчеству. Если им что-то нужно, то они забирают это силой. Эксплуататоры недооценивают то, чем владеют, а вещи других им кажутся более значимыми. Такие люди агрессивны, эгоистичны, надменны и самонадеянны. К другим они относятся язвительно. Отношения рассматривают со стороны выгоды для себя, к тому же стараются манипулировать. Люди с эксплуататорским типом циничны и завистливы.
Несмотря на все недостатки эксплуататорского типа характера, люди с таким типом уверенны в себе, уважают себя и импульсивны (последнее качество не всегда можно считать положительным).
Тип личности ребенка — интеллектуал
Если вы заметили, что вместо мультиков ребёнок выбирает канал Дискавери, или, открыв рот слушает про планеты, созвездия и галактики, значит, ваш малыш явно опережает своих сверстников в развитии, тянется за новыми знаниями и хочет исследовать этот мир. Все это характеризует интеллектуалов. Именно для такого человека лучшим подарком будет книга, а ещё лучше не одна. Сейчас продаётся масса развивающей литературы для детей, выпускаются документальные фильмы. Обязательно сводите ребёнка в планетарий, музеи. Если в вашей семье растёт интеллектуал, максимально развивайте своё чадо, отдавайте в кружки по интересам. Не стоит забывать и о спорте, как правило, маленьких интеллектуалов эта сторона жизни мало волнует, поэтому их обязательно отдавать именно в командные виды спорта, чтобы там они учились взаимодействовать с другими детьми. Будьте бдительны, для этого психотипа характерна вспыльчивость, ведь не всегда идеи такого человека могут быть адекватно восприняты, особенно ровесниками. Донесите до ребёнка, что не все вокруг могут одинаково хорошо разбираться в одном и том же вопросе и нельзя злиться на человека, если он не понимает тебя с первого раза.
Фото: типы личности детей
Ребёнок-интроверт: особенности воспитания
Ребёнок-интроверт требует особого подхода в воспитании. Он растет необщительным, замкнутым, много времени проводит за размышлениями и живет в собственном мире.
Если интроверта насильно решают социализировать и приобщают к общению, он начинает от этого страдать. Ребёнок попадает в некомфортную ситуацию, в результате чего может испытывать стресс.
Интроверт восстанавливает силы, только находясь в одиночестве. Его личные внутренние ресурсы являются источником энергии.
Когда в семье растет малыш с подобным типом характера, нужно понимать, что если он испытывает психологический дискомфорт, следует оставить его на время в покое. Пусть ребёнок почитает, поиграет сам или просто посмотрит в окно: отсутствие навязанного общения – его лучшее успокоительное.
Не стоит, однако, отказываться от объятий и ласковых прикосновений. Если понимаете, что малыш не настроен на проявление нежностей, не трогайте его. Когда захочет тактильного контакта, подойдёт сам, и тогда сможете заключить его в объятия.
Может ли характер быть плохим или хорошим
Средний ребенок
Специфика положения среднего ребёнка в семье заключается в том, что до рождения третьего ребёнка он был самым младшим и опекаемым, а с появлением младенца он должен уступить ему свое место. Это похоже на феномен детронизации первенца, только средний ребёнок оказывается жертвой обстоятельств дважды – он никогда не был единственным ребёнком, а теперь его лишают и привилегий самого маленького и беспомощного.
Отношения среднего ребёнка с родителями всегда опосредованы наличием братьев или сестер. Позиция среднего ребёнка подразумевает, что он должен играть одновременно две роли: и старшего, и младшего. Как отмечают психологи-исследователи, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-4 года.
Предположительно, средний ребёнок от рождения находится в конкурентных условиях со старшим сиблингом. Родители сознательно или бессознательно сравнивают второго ребёнка со старшим. Третьему ребёнку с этой точки зрения легче: родители уже осознали уникальность каждого ребёнка и понимают нецелесообразность сравнений.
Положение среднего ребёнка можно расценивать как наименее завидное, поскольку он получает меньше родительского внимания, чем крайние с точки зрения порядка рождения дети.
Можно предположить, что средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети. Проведенное среди 245-ти студентов исследование показало, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие .
Средний ребёнок, с детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями сиблингов, развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. В силу своей сиблинговой позиции он более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.
В отдельную категорию шведский психолог Э. Шёнбек выделяет сиблингов с разницей в возрасте менее двух лет, так называемых «псевдоблизнецов».
Эффект «детронизации» первенца сопровождает рождение второго ребёнка в семье в любом случае, но чем меньше разница в возрасте между сиблингами, тем острее, болезненнее и беспощаднее детронизация старшего ребёнка в его субъективном восприятии. Связано это с тем, что первенец еще не почувствовал сепарацию от родителя. В качестве подтверждения этой мысли Шёнбек приводит слова австрийского психолога Маргарет Малер о том, что на психическом уровне «пуповина» продолжает связывать ребёнка с матерью до трех-четырех лет. Только к этому возрасту он психологически готов к появлению сиблинга .
В отдельных случаях старший брат или сестра могут стать основным объектом привязанности младшего сиблинга. Например, старший сиблинг может играть роль родительской фигуры для младшего во время стрессовой ситуации или в период переживания горя, когда отец или мать по каким-либо причинам не могут оказать поддержку.
Итак, заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.
Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.
Примечание: в заметке представлены обобщенные результаты различных психологических исследований, проводившихся на больших выборках. Они не отменяют того факта, что в каждом уникальном случае психологические особенности ребенка могут существенно отличаться от «средней температуры по больнице».
Использованная литература
- Salmon, Birth order and relationships (Family, friends and sexual partners) / Human Nature, 2003 year, Vol. 14, No. 1, pages 73 – 88.
- Jill Suitor, Karl Pillemer . Mothers’ Favoritism in Later Life. The Role of Children’s Birth Order. Research on Aging, January 2007; vol. 29, 1: pp. 32-55
- Э. Шёнбек. Старший, средний, младший: как очередность рождения ребёнка влияет на формирование его личности. – М. Ломоносов, 2010 г. – с. 240 – (Прикладная психология).
6324
Гарантируем качество онлайн консультаций
Если вам не понравится качество оказанной консультации мы вернем 100%
потраченных средств.
Записаться на консультацию
Младший ребенок
Классификации типов
Для того чтобы было легче охарактеризовать личность, ученые выделили основные критерии. Но нужно учитывать, что индивидуумы, на 100% соответствующие описанию одного типа, практически не встречаются. Чтобы отнести человека к одной из групп, достаточно 60-70% совпадения.
По Кречмеру
Этот немецкий психолог при составлении классификации учитывал связь типа телосложения с частотой развития и особенностью течения психических заболеваний.
Немецкий психолог связывал тип телосложения с психикой.
На основе многолетних наблюдений он выделил 3 типа характера:
- Шизомитики. Отличительные качества – астеники: телосложение – худощавое, мускулатура – слабая, удлиненные конечности и лицо. Основные свойства – серьезность, замкнутость, повышенная чувствительность, упрямство.
- Циклотимики. Пикники – склонны к полноте, невысокого роста, с большой головой и короткой шеей. Лицо круглое, широкое, но черты – мелкие. Они эмоциональны, общительны, способны быстро приспосабливаться к обстоятельствам, легко находят контакт с окружающими, часто становятся душой компании.
- Иксотимики. В эту группу входят атлетики. Отличительные качества – высокий рост, хорошо развитые мускулы, крепкая костная система. Они сдержаны в проявлениях, не любят перемен, практичны и обладают властностью.
Однако для разграничения типов характера он делил людей на расы.
По Юнгу
Швейцарский психиатр разделил людей на 2 типа – интроверты и экстраверты.
По Юнгу люди делятся на интровертов и экстравертов.
Они склонны к одиночеству, мнительны, с трудом меняют привычки, тяжело приспосабливаются к смене обстоятельств, тщательно анализируют все, что происходит.
Вторые, экстраверты, открыты и коммуникабельны. Не переносят одиночество, быстро находят друзей и всегда становятся душой компании.
По Лоуэну
Психоаналитик из США разделил людей на 5 типов:
- Оральный. В эту группу входят те, кто боится быть отвергнутым, ценит чужое мнение выше своего, зависит от других и нуждается в постоянном внимании и заботе. Но чтобы показать свою значимость, ничего не делают.
- Мазохистский. Представители этой группы крайне недоверчивы, страдают сами и мучают других, постоянно занимаются самобичеванием, испытывают наслаждение, когда плохо окружающим.
- Истерический. Большинство представителей этой категории относятся к слабому полу. Характеризуются эмоциональными вспышками, театрализованным поведением, не могут находиться в состоянии равновесия. При невозможности выплеснуть энергию у них появляется тревожность, поведение становится неустойчивым. Стараются вывести на эмоции других, специально устраивая провокации.
- Нарциссический. К этой группе чаще относятся мужчины. Они высокомерны, амбициозны, самоуверенны, агрессивны. Проявив напор, достигают успехов в профессиональной сфере и в отношениях с противоположным полом.
- Шизоидный. Основная черта – оторванность от реальности. Не получается адекватно проявлять эмоции, попытка быть как все может вызвать сильное внутреннее напряжение и срыв.
Лоуэн разделил всех людей на пять типов.
Позже Лоуэн выделил еще один тип – психопатический. Эти люди властные, обеспокоенные имиджем и старающиеся все держать под личным контролем.
Ребенок-«нюхач» (в племени — тайный советник вождя)
Если Вождь — это явный и самопровозглашенный лидер, то такой ребенок — лидер тайный, но обладающий не меньшим влиянием и силой. Скрытность, любовь к одиночеству и самостоятельность отличают такого ребенка. В младенчестве дети этого типа зачастую признают лишь мать, поскольку она является носителем самого родного и безопасного запаха — тонкую психологическую организацию детской натуры психолог связывает с тонким природным чутьем. «Нюхачи» чаще проявляют себя в интеллектуальном труде, играть и работать в команде им бывает довольно сложно. Внешнюю обстановку, дело и людей они выбирают, полагаясь на свое внутреннее чутье — и редко обманываются, хоть и слывут порой высокомерными нелюдимами. Верная стратегия для родителей — всегда быть рядом, понимать и принимать, ведь на подсознательном уровне эти дети уже давно приняли своих родных и не доверяют никому больше, чем им.
Другая градация типов характеров
Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:
- обладающих практичностью;
- склонных к обучению;
- склонных к управлению;
- талантливых мастеров.
Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.
Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди – заводила, одним словом. Ясно же, что это – будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.
Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?
Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.
С детьми нужно разговаривать и говорить им правду
Что это значит. Младенцу можно говорить о том, что на самом деле его касается
Конечно, он не может понять значения слов, но способен уловить их эмоциональное значение, которое для него очень важно. Например, ребенку можно говорить, что его рождение не было запланировано или то, что один из родителей умер
Говорить с ним обычным языком — это и значит «говорить правду». Не надо скрывать от ребенка важных для него событий и лгать ему.
Как мы это понимаем. Узнав, что «с детьми нужно разговаривать и говорить им правду», родители решили, что детям можно рассказывать все без исключения. Родители стали путать жизненно важные вещи с обычной повседневной болтовней. Под словосочетанием «говорить правду» некоторые родители также понимают то, что они могут доверять детям взрослые заботы (неприятности на работе, ссоры в семье, желание забеременеть). Однако не стоит забывать, что это не детское дело — выслушивать жалобы взрослых и вникать в их проблемы.
-
Нужно ли говорить ребенку, что он был зачат с помощью метода ЭКО? Если ребенку не говорят, в какой позе он был зачат, то зачем ему знать, что оплодотворение произошло в пробирке? Речь идет о технической стороне зачатия. Это никак не влияет на судьбу малыша. Конечно, если это известно всей семье, вы не должны скрывать правду от ребенка.
-
Дед Мороз, Снегурочка… Глупости или чудная сказка? Детям нельзя лгать? Многие родители поняли, что, чтобы быть честными перед своими детьми, они должны непременно рассказать им, что Дед Мороз — это просто переодетый мужчина. Ложь и сказка − не одно и то же! Дед Мороз — это сказка, далекий мистический персонаж, который приносит всем подарки и является воплощением щедрости. Это помогает детям расти оптимистами. Когда (обычно к 5–6 годам) у ребенка появятся сомнения в существовании Деда Мороза, расскажите ему правду, но предложите альтернативу: «Ты будешь нам помогать выбирать подарки для всех».
-
Говорить ли ребенку, почему вы и его отец развелись? А вот эта правда его действительно не касается. Ребенку это совершенно неинтересно. Детский разум не с состоянии понять причины расставания родителей. Да и что вы ему расскажете? Что его отец вас предал, обманул, сделал вам больно? Это только заполнит голову малыша абсолютно ненужными отрицательными мыслями. Для ребенка папа всегда должен оставаться папой. Малыш имеет право знать лишь то, что вы любили мужчину, с которым зачали его. Какими бы сложными сейчас ни были ваши отношения, вы все равно уважаете этого человека за то, что он отец вашего ребенка.
Больше полезных материалов для мам и пап малышей о воспитании детей— в нашем канале на .
Похожие термины:
Какую роль играет тип характера в жизни человека
Частые вопросы
Положительные и отрицательные черты
Как формируется характер
Характер начинает формироваться в раннем детстве. Основную роль в этом процессе играет общение ребёнка с окружающими. Своими поступками и поведением малыш прежде всего подражает близким.
А ещё ребёнок усваивает формы поведения взрослых через прямое научение, то есть через перенятие моделей эмоциональных реакций и поведения родителей. Такие выученные шаблоны действий со временем автоматизируются и превращаются в черты характера. Если вокруг все говорят тихо и не проявляют эмоций, ребёнок тоже будет учиться вести себя крайне сдержанно.
Кроме того, на формирование характера ребёнка влияет эмоциональное подкрепление. Оно запускается, когда человека наказывают (отрицательное подкрепление) или поощряют (положительное).
Если ребёнок ведёт себя определённым образом и получает от этого поощрение (похвалу родителей, подарки, комплименты), то ему хочется поступить так ещё раз. А если наказание — повторять поступок не возникает желания.
Наказания бывают не только физическими. Лишение телефона, бойкот и фразы вроде «Ты меня разочаровал», «Твоя сестра гораздо лучше тебя» — это тоже наказания, причём способные нанести психологические травмы.
Если ребёнка наказывали за чувствительность и демонстрировали пренебрежение, когда он плакал над сломанной игрушкой, малыш будет стараться заслужить любовь родителей примерным каменным спокойствием. И подавление эмоций разовьётся в сдержанность как в черту характера.
Черты характера формируются параллельно друг другу с раннего детства. «Стартовые свойства» человека закладываются с первых месяцев жизни. Так, в младенчестве зарождаются доброта, общительность и отзывчивость, чёрствость и безразличие к людям.
Дальше (примерно с 2 до 10 лет) развиваются и шлифуются базовые качества — те черты, которые ярко проявляются в работе и хобби. Это аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость и трудолюбие. Они формируются, когда дети играют между собой и занимаются домашним трудом: помогают бабушке на грядках, папе с уборкой, маме с ужином или брату с обустройством комнаты.
Типы характера при акцентуации
Под термином «акцентуация» подразумевают наиболее выраженную черту характера, вызывающую дисгармонию личности.
По Леонгарду
Немецкий психиатр выделил основные типы личности, в которых доминирующая черта находится на границе нормы:
- Возбудимая. Властные, конфликтные люди, с которыми тяжело ужиться в коллективе и семье.
- Гипертимная. В эту группу входят активные личности, ориентированные на успех, с развитой мимикой. Они часто бывают легкомысленными и раздражительными.
- Дистимная. Лиц, которые к ней относятся, выделяет обостренное чувство несправедливости. Они замкнутые, трудно принимают решения, чувствуют дискомфорт в шумных компаниях. В кругу друзей не более 1-2 человек.
- Эмотивная личность мягкосердечна, ее легко вывести на эмоции. Но чувства в открытую они не выражают, хотя способны проявлять сострадание.
- Застревающая. Эти люди обидчивы, несговорчивы, часто вызывают конфликтные ситуации, предъявляя высокие требования к себе и окружающим. Они любят поучать, не считаясь с мнениями других.
- Демонстративная. Такие личности хвастливы, излишне самоуверенны, тщеславны. Они легко приспосабливаются, подстраиваются под других благодаря артистическому таланту и нестандартному мышлению. Но внутри эгоцентричны и лицемерны.
- К тревожному типу относятся лица, которые стараются избегать конфликтов из-за свойственной им робости и неуверенности в себе, но при этом они тактичны, дружелюбны. Если они становятся объектами насмешек, то вступают в спор, но всегда ищут поддержку.
- Педантичные люди нерешительны, концентрируются на мелочах. Они могут быть лидерами, но опасаются ответственности и несоответствия результата придуманному идеалу.
- Экзальтированные личности отличаются бурной реакцией на происходящее, ярко проявляют эмоции. Быстро переходят от печали к радости, альтруистичные и искренние.
- Для аффективно-лабильной акцентуации характерны частые перепады настроения. Человек от гиперобщительности переходит к замкнутости.
Активные личности ориентированы на успех.
Усиление отдельных черт может ограничить способность человека и помешать ему проявиться в какой-либо сфере деятельности.
По Личко
Советский психиатр составил собственную типологию характера, в которой упоминается гипертимный тип. Однако он считал, что личность более разнопланова в проявлениях, и по одной черте ее характеризовать неправильно.
Категории по Личко:
Циклоидная – с циклическими перепадами настроения, меняющегося каждые 1,5-2 недели. В период снижения работоспособность уменьшается.
Лабильная – смена настроения резкая. Люди с таким характером радушны, общительны и нуждаются в любви и поддержке.
В эпилептоидной группе авторитарные люди, скрупулезные, педантичные, тяжело переживающие потери и неподчинение. Периодически становятся раздражительными, агрессивными, срывают злость на слабых. Большинство представителей этой группы – мужчины.
Истероидные проявления чаще встречаются у женщин
Лица этой категории инициативные, коммуникативные, любят внимание. Они артистичны и склонны к самоообману.
Люди с психастеническим типом характера самокритичные и надежные, рассудительные и склонные к самоанализу
Решения им принимать трудно, но при этом они способны взять ответственность за других.
Термин «шизоидный» не указывает на психическое заболевание. У людей с подобным характером внутренний мир закрыт, они немногословны, замкнуты, тяжело идут на контакт. Способны раскрыться под воздействием алкоголя.
Ипохондрики упрямы, замкнуты, проявляют повышенную раздражительность, доходящую до ярости.
Люди, которые относятся к группе с сензитивным характером, робкие и стеснительные. Они склонны оказать помощь, но в сложных ситуациях замыкаются и проявляют подозрительность.
Лица с неустойчивым характером услужливы, ленивы, открыты и общительны. У них низкая трудоспособность, и они стараются избавиться от постороннего контроля.
Люди с конформным характером неконфликтные и дисциплинированные, они не любят перемен и смены окружения.
Акцентуация проявляется при складывающихся обстоятельствах и не мешает социальной адаптации.
Можно ли изменить характер
Хорошая новость в том, что характер, в отличие от врождённого темперамента, действительно можно изменить. Главным образом через самовоспитание.
Во-первых, необходимо разобраться со своими установками (убеждениями)
Это важно, потому что установки формируются под действием окружающей среды, постепенно врастают в наше поведение и становятся частью характера
Например, родители внушили ребёнку косвенно или прямо, что надо быть лучше всех. Дитя вырастает и ведёт себя согласно установке: презирает чужие слабости, ругает себя за неудачи и жертвует личными связями ради статусности и признания. Поведение становится привычным, и убеждение перестаёт осознаваться: человек забывает, что ему внушили спорную мысль, которая со временем развилась в черты характера. Например, в высокомерность, чрезмерную амбициозность и придирчивость. Все они мешают жить, но осознать и принять это — непросто.
Трудность также в том, что попытки изменить свои убеждения, привычные реакции и поведение обычно вызывают дискомфорт: регулярные шаблоны действий строятся на установках, которые коренятся глубоко в нейронных связях. Мозгу приходится активно работать, чтобы мысль «Я никогда не признаюсь в своих чувствах, ведь я такая скромная, незаметная и трусливая» сменилась на «Я могу попробовать заговорить с человеком, который мне нравится, и от этого уже почувствую себя увереннее». Но только так, раз за разом преодолевая собственные предубеждения о себе, можно постепенно изменить характер.
Это и есть второй шаг — регулярно действовать, вырабатывая желанную черту.
Представим, работника банка Руслана. Он упорно трудится, не любит сплетен, всегда выглядит опрятно и приятно пахнет, рыбу в общей микроволновке не греет и перед начальством не пресмыкается. Но почему-то коллеги не особо хотят дружить с Русланом. Оказывается, за парнем водится привычка срываться на пустом месте, а потом так же внезапно успокаиваться и вести себя как ни в чём ни бывало.
Возможно, будучи ребёнком, Руслан видел, как в семье сначала ссорились, спорили до хрипа, бросались тарелками, а потом так же интенсивно и ярко мирились: плакали, обнимались и пели песни о семье и дружбе под гитару. Мальчик принял это за норму, вырос вспыльчивым и невероятно отходчивым.
Чтобы усмирить свою гневливость, Руслану нужно признать, что проблема есть, она мешает жить и выстраивать отношения с окружающими. То есть парню необходимо взять на себя ответственность за своё поведение. А потом обратиться к книгам по теме, сходить к психологу, научиться отслеживать моменты закипания и в будущем применять техники заземления на старте очередной бури.
«Иногда сложно самостоятельно изменить характер: некоторые наши черты не так просты. Они состоят из огромного количества установок, чувств и поведения. Да и человек, обладающий определёнными чертами, обычно слеп к ним. Но в терапии существует множество подходов, каждый из которых по-разному смотрит на характер и предлагает свои способы его изменения. Поэтому работа с психологом — тоже действенный способ трансформировать себя».
Иван Малафеевский
Типология характеров
Характеристика ребенка с типом темперамента «Буратино»
У Буратино часто и быстро меняется настроение, но обычно он весел. Он любит общество и не очень любит играть в одиночку. Ребенку с таким типом темперамента постоянно нужна компания, поэтому он дергает маму за полу халата и пристает к ней с самыми разными вопросами, которые зачастую ставят маму в тупик. На вопросы Буратино не обязательно всегда отвечать. Он их задает вовсе не потому, что он такой любознательный, — он просто хочет быть рядом с кем-то. Включите его в свои взрослые дела! Дайте ему неострый ножичек, пусть он почистит вместе с вами картошку. Но не удивляйтесь, что через тридцать секунд ему надоест. Не ругайте его за это! Он же не нанимался к вам в ассистенты. У Буратино мобильная психика, он способен мгновенно переключаться с одной деятельности на другую. Это хорошая способность, во взрослой жизни она поможет ему быстро решать многие сложные задачи. Но Буратино весел, общителен, он неунывающий оптимист, и это качество будет выручать его в жизни.
Определить тип характера ребенка, как показывает практика, несложно, намного труднее учесть особенности ттемперамента в ходе воспитания.
Научите своего ребенка сосредоточиваться. Пусть он копается со своими игрушками рядом с вами. Ни в коем случае не бросайте свои дела, чтобы развлекать Буратино, — терпеливо направляйте его и подсказывайте, в чем он может вам помочь, но не прерывайте свои дела ради него. Скажите спокойно: «Я сейчас варю супчик, а ты можешь рядом играть с машинками». Не раздражайтесь на его моторность, включите ее в план. Если в раннем детстве вы научите своего малыша извлекать пользу из этой моторности, вы очень поможете ему адаптироваться в будущем.
Будет больше пользы всем, если вы научите ребенка переключаться на близкие виды деятельности. Учитывая характеристику темперамента такого ребенка, развивайте его сообразительность и логичность, приучайте малыша делать разные, но близкие вещи. Например, немного порешал задачи по арифметике, а теперь почитайте с ним книжку из разряда «Занимательная математика». Или сделайте какой-нибудь фокус из физики. Вы не уведете его далеко от точных наук и в то же время не дадите ему скучать.
В старших классах Буратино сам охотно включится в учебу и выберет те предметы, которые ему будут нужны. Но если он решил, что ему что-то не нужно, вы ни за какие коврижки не сможете его переубедить. Вряд ли из Буратино получится золотой медалист, но в парочке олимпиад он поучаствует, чем облегчит себе поступление в вуз.
В заключение
Итак, мы выяснили, что акцентуация характера представляет собой хоть и крайние, но варианты нормы, а не зачатки патологии. Особенности акцентуации проявляются не всегда, а только при психотравмирующих или фрустрационных условиях. И если акцентуация характера диагностирована, то это нельзя расценивать как психиатрический признак. Подчёркиваю, это не патология, а крайний вариант нормы. Исследования показывают, что акцентуированных людей среди нас не менее половины. Акцентуированные личности вполне удовлетворительно социализируются, строят отношения, создают семьи и полноценно проживают свою жизнь.
Я в начале статьи писала, что классификация сложна, т.к. при диагностике можно допустить ошибку, приняв акцентуацию за психопатию. Иногда человек ведёт себя так, что его поведение производит впечатление психопатического. Поэтому диагностику необходимо проходить со специалистом. Часто психологи консультируются в этом вопросе с психиатрами, дабы не допустить ошибки, и это правильно.
Мой телеграм-канал о психологии
«Заметки психолога»
Профессиональная психологическая терминология,
научные исследования, карточки выдающихся
психологов, их цитаты и вклад в сообщество.