Формирование психических качеств в процессе физического воспитания

Зазерский детский сад пуховичского района

Введение

Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие человека, в гармоничном сочетании с интеллектуальным, эстетическом, и морально волевым, развитием. Совокупное развитие этих качеств формируют гармоничное развитие человека.

Социальные потребности общества, толкают его на реализацию одной из значимой для него цели, этой целью является физическое воспитание. При конкретизации этой кардинальной цели учитываются как личные интересы свободной, неограниченной личности, а также практические потребности общества. Практическая ориентация цели, исходит прежде всего из объективных требований, к развитию физического потенциала человека и его физической подготовке в основной его сфере жизнедеятельности и в трудовой сфере.

Очевидно, что процесс развития общества закономерно расширяет место и роль человека в трудовом процессе, увеличивает его возможности в качестве новых способностей, навыков и умений применяемых в производстве. Одним из определяющих условий высокого уровня производительности труда является крепкое физическое, интеллектуальное, моральное здоровье человека, и его нормальная физическая форма.

В условиях быстрого развития новых технологий, цель которых облегчить труд человека, а в конечном счете заменить его. Исходя из этой идеи человеку предъявляются принципиально новые требования к его знаниям и умениям, в которых уменьшается, а в некоторых случаях вообще исключается физический труд. При таком развитии общества и человека как отдельной личности, сама эта личность подвергается негативному психофизическому расколу, плохо влияющему на все общество. Физическая подготовка является одним из основных средств улучшения или восстановления устойчивости к стрессам из за быстро меняющейся обстановки. 

Еще одно целеполагание физического воспитания, которое не возможно оставить в стороне, это практическая составляющая защиты общества и страны от внешних угроз. То есть, можно утверждать что, высокая физическая подготовка вооруженных сил повышает боеспособность личного состава в несколько раз.

Игры на развитие координации и моторики

В детском саду можно проводить разные интересные игры, которые способствуют развитию координации и моторики у детей.

Приведём несколько примеров таких игр.

  1. «Хожу по линии» — воспитатель рисует на полу или использует цветные ленты, чтобы создать маршрут в виде линии. Дети ходят по ней, сохраняя равновесие и контролируя свои движения.
  2. «Прыжки через препятствия» — размещаются разные препятствия, например, небольшие подушки или палки, на полу. Ребята должны прыгать через препятствия, развивая свою силу ног и координацию.
  3. «Балансирование на бревне». Ставится низкое бревно на землю. Дети балансируют на нем, улучшая своё равновесие.
  4. «Забег на одной ноге». Отмечается старт и финиш флагами. Малыши бегают на одной ноге от начала до конца. В этой игре тоже развивается и сила ног, и координация.

Главное, подбирать игры с учетом возраста и уровня развития детей. Игры должны быть интересными, разнообразными и безопасными, чтобы дети могли наслаждаться процессом и развивать свои навыки.

Группа Задачи
Первая младшая группа (1,5–3 года)
  • Учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при это вперёд (обе ноги являются толчковыми)
  • Тренировать непрерывный бег на протяжении 30-40 секунд
  • Отрабатывать навык залезания на 2-3 рейки гимнастической стенки
  • Осваивать различные манипуляции с мячом: бросать, ловить, переносить, и катать
  • Учиться перешагивать через препятствия высотой около 10 сантиметров
  • Практиковаться в метании двумя руками на расстояние до одного метра
  • Приобщаться к выполнению имитирующих упражнений: скакать как лошадка, стоять на одной ноге как цапля, и другие
Вторая младшая группа (3–4 года)
  • Учиться бегать, поднимая ноги и глядя прямо перед собой, а также перекрестно ориентируя руки и ноги
  • Практиковаться в построении в ряд, колонну и круг
  • Осваивать умение начинать и заканчивать упражнение в определенной позе — исходной
  • Тренироваться в подаче и приеме мяча двумя руками
  • Оттачивать навык перехватывания реек при движении вперед по шведской стенке
  • Уметь выполнять условия подвижных игр
  • Развивать творческий подход к участию в играх через сотрудничество, а также поддерживать инициативу в выборе игр и персонажей
Средняя группа (4–5 лет)
  • Тренировать бег и ходьбу по определенной технике (например, приставной шаг)
  • Учиться лазать по гимнастической стене, опираясь на руки, пальцы ног, колени
  • Совершенствовать навыки работы с мячом (включая отбивание о пол без потери мяча до 5 раз)
  • Учиться сохранять равновесие в динамике и статике
  • Отработать умение кататься на двухколесном велосипеде, делая повороты в разные стороны
  • Воспитывать культуру движений, делая их плавными и выразительными
Старшая группа (5–6 лет)
  • Пополнять комплексы упражнений комбинациями движений (например, бег спиной вперед, приставные шаги и т. д.)
  • Совершенствовать пластичность движений (в подвижных и хороводных играх)
  • Формировать правильный образ «культуры спортивного поведения» (например, контролировать эмоции при победе или поражении)
  • Оттачивать культурно-гигиенические навыки (самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки и лицо после тренировки)
  • Продолжать стимулировать интерес к спорту (через просмотр и обсуждение выступлений известных спортсменов)
  • Воспитывать стремление к здоровому образу жизни (через получение знаний о здоровой и вредной пище)
  • Привлекать к подготовке и проведению спортивных мероприятий (малыши могут предложить игры для праздника, а педагог составит общий сценарий)
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • Тренировать равновесие, переходя от более активных движений к менее активным (например, от бега к ходьбе, от ходьбы к приседаниям и т.д.)
  • Учиться подтягиваться с опорой
  • Приучать соблюдать правила спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол и т.п.)
  • Развивать навык прогнозирования физической активности, то есть распределения усилий для выполнения упражнения
  • Поощрять стремление организовывать игры со сверстниками

Добро пожаловать в «МЭО Детский сад» — безопасное пространство воспитания, формирования и развития личности дошкольника.

  • Система занятий по ФГОС
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку
  • Удобная схема коммуникации
  • Контент и инструменты для обучения детей с ОВЗ
  • «Бесшовный» переход от дошкольного к общему образованию

Чтобы убедиться в преимуществах «МЭО Детский сад», получите демодоступ к цифровой образовательной среде прямо сейчас!

ПОПРОБОВАТЬ

Подробнее о задачах физического развития дошкольников

В учреждениях дошкольного образования, ребенку прививается стремление к здоровому образу жизни, формируется интерес к двигательной активности. Перед воспитателями стоит цель помочь ребенку освоить знания и умения, которые помогут ему лучше ориентироваться в дальнейшей жизни. 

Для достижения поставленных целей используются задачи, которые можно разделить на три группы: оздоровительные, образовательные и воспитательные. Каждая из них направлена на разностороннее развитие ребенка, укрепление его здоровья, а также усвоению знаний о пользе двигательной деятельности.

Оздоровительные 

Улучшают физическое здоровье, поддерживают иммунитет. Сюда входят следующие мероприятия:

  • Закаливание — повышает сопротивляемость инфекциям, в том числе ОРВИ и гриппу. Используются в умеренных количествах водные, воздушные и солнечные процедуры.
  • Укрепление костно-мышечного аппарата, формирование осанки (профилактика сколиоза) — различные физические упражнения, которые направлены на развитие всех групп мышц.  
  • Развитие двигательных способностей — развитие координации, ловкости, силы. Необходимо совершенствовать все навыки одновременно, не отдавая предпочтению какому-либо одному. 

Для выполнения данных задач используются различные средства, например:

  1. Режим дня, соответствующий требования ФГОС. В ДОУ у ребенка обязательно должно быть расписание, где предусматривается время на тихий час, дополнительные занятия, а также активную физическую деятельность. 
  2. Время для прогулок и занятий спортом на свежем воздухе. Природные факторы увеличивают результативность упражнений, ускоряют обмен веществ организма, положительно влияют на настроение ребенка. 
  3. Условия для занятий спортом. В помещении, где проводится физкультура, должна  поддерживаться чистота, режимы температуры и освещенности, комфортные для дошкольников. Играет роль играет и одежда, она должна быть удобной, “дышащей”, не сковывать движения ребенка.

Образовательные 

В данную группу входят задачи, направленные на теоретическое ознакомление ребенка с важностью физической культуры. В результате выполнения образовательных задач у дошкольника формируется правильное и бережное отношение к собственному здоровью

Ребенок понимает, как проводить зарядку, как соблюдать элементарные правила для сохранения своего состояния в норме. 

Воспитательные 

Не менее важные задачи, которые направлены на формирование у ребенка потребности в физ. упражнения, развитии его самостоятельной двигательной активности. В группу входит воспитание гигиенических навыков и привычки к самостоятельному отслеживанию своего физ. состояния.

Таким образом, используя, все мероприятия в комплексе, мы помогаем дошкольнику гармонично развиваться и приобретать необходимые физические навыки.

В каком возрасте ребенку следует начать заниматься спортом

Когда отдавать чадо в спорт? В 4 года? К первому классу? Или еще позже? Эти вопросы часто становятся камнем преткновения для родителей.

Медики и тренеры единогласны во мнении, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Но это еще не спорт. До 4-5 лет нужны лишь физкультура и подвижные игры. По достижении этого возраста детей уже принимают в секции. Но основная масса спортивных занятий проходит в игровом формате. Это единственно правильный вариант. В противном случае они превратятся в муштру, подавляющую индивидуальность, и не по годам большие нагрузки.

Уже к 7-8 годам ребенок и психологически, и физически готов к более серьезным тренировкам. Они становятся полноценным спортом с нацеленностью на результат. К этому возрасту уже понятны склонности и интересы мальчика или девочки, соответственно, занятия будут более эффективными.

Средства физического воспитания дошкольников

  • Особые социально-гигиенические условия, включающие самые простые понятия: кухню, ванную комнату, личное пространство малыша, его спортивные игрушки и пр.
  • Правильное питание.
  • Контакты с природой, в которые можно включить подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе, катание на велосипеде, коньках, лыжах, санках, организацию прогулок и семейных походов.
  • Разумный режим дня.
  • Организация двигательной активности для малыша. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш не сидел весь день дома за телевизором или компьютером, а вместо этого как можно больше двигался, благодаря чему бы мог полнее удовлетворять свои требования в двигательной активности. При отсутствии позитивной двигательной активности она всё равно проявится в чём-то другом – в той же гиперактивности или постоянных шалостях.
  • Закаливание организма ребёнка.

Двигательное развитие детей дошкольного возраста

В чем же заключаются особенности развития физических качеств у детей разных возрастов? Период от рождения и до 7 лет считается дошкольным возрастом. На каждом этапе дошкольного периода будут иметь место разные возрастные особенности физического развития. Понять, насколько соответствует развитие дошкольника норме, можно в сравнении со средними показателями.

Среднестатистические нормы двигательного развития дошкольника:

  1. В 3 месяца младенец уже должен уметь поднимать головку и удерживать ее.
  2. На 6 месяце жизни формируются элементарные движения рук. Малыш учится самостоятельно ползать, пытается перевернуться на живот, опираться на вытянутые руки.
  3. В 11 месяцев большинство детей умеют сидеть, стоять, ходить с поддержкой за руку родителя или опираясь на предметы.
  4. После года жизни ребенок должен уметь уверенно стоять на ногах и самостоятельно ходить без привлечения чужой помощи.
  5. В 3 года большинство детей хорошо бегают и умеют лазить.
  6. Навыки метания предметов формируются в 4 года. В этом возрасте дети зачастую умеют прыгать с небольшой высоты, ловить летящий мяч. Подходящий период для того, чтобы научиться кататься на велосипеде.
  7. В 5-6 лет дошкольник должен овладеть основными двигательными умениями. Бегать, прыгать, лазить по лестнице, плавать, переползать преграды — это тот минимум физической активности, который дошкольник должен уметь выполнить в этом возрасте.

Влияние на развитие ребенка

Двигательная активность в детском и особенно в дошкольном возрасте неразрывно связана с общим физическим, интеллектуальным и психоэмоциональным развитием. Спорт гармонизирует его. Дети, посещающие различные секции, сильнее, выносливее и крепче многих сверстников. Они лучше воспринимают, анализируют и проще запоминают информацию. Тренированные дети имеют более высокую самооценку, они уверены в себе, коммуникабельны.

Во время тренировок вырабатываются природные антидепрессанты — эндорфины, которые принято называть «гормонами радости». Благодаря этому, по мнению медиков, спорт — это хорошая профилактика детских и подростковых суицидов.

Важность физического воспитания в семье

Суть физического воспитания состоит в педагогической составляющей, направленной на формирование физических качеств человека, изучение движений, получение физкультурных знаний и формировании потребности в занятиях. Физическое воспитание ребёнка — важный компонент, без которого невозможно всестороннее формирование личности. Так что родителям, цель которых — воспитать здорового и активного ребёнка, предстоит важная и тщательная работа. Ни детский сад, ни школа, а именно родители прививают осознанное отношение малыша к сохранению здоровья. Если вы хотите видеть рядом уверенного, крепкого, не подверженного заболеваниям, довольного ребёнка – без приучения к физической культуре с раннего возраста никак не обойтись.

3.1.2. Задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Details
Hits: 13135

Оздоровительные задачи.

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности)

Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а так же сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) – являются физические упражнения.

3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному про­цессу становления форм и функций растущего организма опти­мальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех сис­тем детского организма.

4. Развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития физических способностей не рекомендуется специализировать по отношению к каждому из них. Наоборот, на ос­нове принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех физических способностей.

Образовательные задачи.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений. Формирование двигательных умений рекомендуется осуществлять параллельно с физическим развитием

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.

Детский возраст является наиболее благоприятным для форми­рования устойчивого интереса к занятиям физическими упражне­ниями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий.

Прежде всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность

Постоянная оценка выполненных зада­ний, внимание и поощрение будут способствовать выработке по­ложительной мотивации к систематическим занятиям физичес­кими упражнениями

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способно­сти. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи.

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития.

  • < Prev
  • Next >

Влияние на здоровье детей

Влияние занятий спортом на здоровье сложно переоценить. Тренированный человек легче противостоит пагубному воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, становится более резистентным к вирусам, быстрее восстанавливается после болезней и травм. По статистике, почти 80% часто болеющих детей и подростков не занимаются спортом и периодически не посещают уроки физкультуры.

Благодаря регулярным тренировкам можно предупредить развитие гипертонии, атеросклероза, сахарного диабета, остеохондроза, артроза. Для юного поколения это вдвойне актуально, т.к. сегодня многие болезни молодеют — дети подвержены патологиям, которые долгие годы считались исключительно «взрослыми».

Развитие характера в процессе занятия спортом и физической культурой

Всем известно, что спорт оказывает влияние на формирование характера.

Замечание 3

Под характером понимают совокупность психических свойств, которые определяют поведение человека.

Человек решая заняться каким-то видом спорта, постепенно сам того не замечая, начинает меняться. Например, занятия аэробикой придают девушку больше женственности. Если человек эмоционально раним, то для таких людей как нельзя лучше подошли бы силовые тренировки или занятия единоборствами. Если человек хочет развить свои коммуникативные навыки, то лучшим образом в этом может помочь командный спорт.

В целом спорт положительно влияет на личность человека, он помогает личности развить такие качества как общительность, чуткость, отзывчивость. Спорт развивает трудолюбие, в то время как лень и безответственность быстро ликвидируются.

Развитие воли в процессе занятия спортом и физической культурой

Человеческая воля проявляет себя в преодолении трудностей и достижении успехов. В спорте достаточно много случается преград на пути к желаемой цели. Преграды условно делятся на внутренние и внешние. Внешние преграды подразумевают тактику борьбы, условия проведения соревнования, тренировки и т.д. Внутренние препятствия связаны с психическим и физическим состоянием человека. Внешние препятствия имеют прямую взаимосвязь с внутренними. Для того чтобы преодолевать препятствие человеку необходима сильная воля. Психологи считают, что спортсмен должен обладать и воспитывать в себе ряд определенных качеств, например:

  • целеустремленность
  • настойчивость
  • упорство
  • решительность
  • инициатива
  • выдержка
  • самообладание

Спорт положительным образом сказывается на развитии воли человека. Во-первых, это связно с тем что человек может самостоятельно дозировать степень трудности упражнений и постепенно преодолевать препятствия. Во-вторых, в спорте человек намного чаще сталкивается с трудностями чем в обычной жизни.

Комплекс упражнений для дошкольников

Умеренные физические нагрузки — это неотъемлемая составляющая полноценного детского развития. Чем раньше ребенок будет приобщен к физкультуре и спорту, тем больше вероятность, что он вырастет крепким и здоровым. Дети младшего дошкольного возраста основы гимнастики лучше постигают играя. При этом часто делаются перерывы, чтобы исключить переутомление. В старших группах упражнения становятся более сложными, чтобы подготовить малыша к школьным занятиям физкультуры.

Для младшего дошкольного возраста (до 5 лет):

  • «Часики». Ребенок стоит прямо, немного расставив ноги и опустив руки, а затем начинает двигать попеременно руками вперед и назад.
  • «Дотянись вверх». Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, при вдохе руки поднимает вверх, а при выдохе опускает, одновременно произнося «У-уух» (упражнения дыхательной гимнастики для дошкольников).
  • «Дровосек». Малыш стоит, поставив ноги врозь, подняв руки и соединив их вместе, при вдохе наклоняется вперед, а при выдохе заводит руки между ног. При вдохе поднимается, руки возвращает в исходное положение.
  • «Волна». Ребенок ложится на спину, руки по швам, ноги вытянуты вместе. Делая вдох, поднимает руки вверх над головой и опускает их за голову на пол, во время выдоха двигает руками в обратном направлении.
  • «Шарик». Малыш ложится на спину, сложив на животе руки. Медленно вдыхая через нос воздух, ребенок надувает животик, затем на 3 секунды задерживает дыхание. При медленном выдыхании через рот он расслабляет живот.

Для старшего дошкольного возраста (после 5 лет):

  • «Ворона». Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. При вдохе разводит руки широко в стороны, при выходе опускает, произнося, растягивая «Каррр».
  • «Поезд». Встать прямо, руки опущены. Затем, согнув руки в локтях, делает ими круговые движения.
  • «Повороты направо и налево». Ребенок стоит, наклоняясь вперед и держа палку за спиной двумя руками, поворачивает туловище сначала налево, а затем направо, дыхание ровное.
  • «Шаги через палку». Встать, наклониться вперед. Палку держать в опущенных вниз руках. Нужно перешагивать в медленном темпе через палку вперед и назад.
  • «Лодочка». Ребенок ложится на живот, руки вытянуты. Поднимая плечи и руки, нужно тянутся вверх. Упражнение способствует формированию правильной осанки.

В общем списке спортивных элементов упражнения на чувство равновесия играют важную роль. Их выполнение улучшает координацию движений, ловкость, воспитывает смелость и решительность, уверенность в своих силах. На первых этапах дети выполняют несложные комбинации, постепенно их усложняя. Результативность занятий обеспечивает медико-педагогический контроль за физическим воспитанием дошкольников, который осуществляется во всех детских учреждениях.

Основные средства физического воспитания детей дошкольного возраста

Для достижения поставленной цели и решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются следующие средства и факторы.

Гигиенические факторы.

Личная гигиена. Необходимо прививать ребенку с рождения навыки личной гигиены, приучать его чистить зубы, мыть руки, следить за внешним видом и т.д.

Распорядок дня. Невозможно полноценное физическое воспитание без соблюдения распорядка дня. Рационально составленный режим дня и его последующее соблюдение способствуют формированию организованности и дисциплинированности.

Правильное питание. Большое значение в указанном факторе имеет правильное и полноценное питание. От правильности питания зависит общее состояние организма ребенка (энергообмен, функционирование внутренних органов и т.д.).

Сон. Правильно организованный сон способствует восстановлению нервной системы и обеспечивает работоспособность организма.

Окружающая обстановка. Помещение, где занимается ребенок (детская комната, группа в детском саду, школьный класс и т.п.) должны иметь достаточное освещение, правильно и по возрасту подобранную мебель. Все это способствует предупреждению различного рода заболеваний (заболевание глаз, нарушение осанки и т.д.).

Естественные силы природы.

Правильное использование естественных сил природы (солнце, вода, воздух) повышают работоспособность организма ребенка и его общие функциональные возможности.

Использование факторов природы эффективнее в сочетании с физическими упражнениями. Это могут быть занятия физической культурой на улице, экскурсии, закаливания и т.д. Комплексное использование факторов природы и физических упражнений способствует повышению обмену веществ, выработке приспособительных и защитных функций организма.

Физические упражнения.

Физические упражнения – это специально выработанные двигательные действия, направленные на достижение цели и задач физического воспитания дошкольников.

Физические упражнения используются не только для физического развития, но и применяются как эффективное средство профилактики и коррекции психофизического состояния ребенка.

Использование физических упражнений в воспитании детей дошкольного возраста должно осуществляться с соблюдением индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Довольно часто физические упражнения принято подменять на трудовые действия. Однако это не допустимо, так как решение педагогических задач физического воспитания возможно только при рациональном и обоснованном использовании специально разработанных упражнений.

Замечание 2

Таким образом, физическое воспитание имеет большое значение для полноценного развития ребенка. Перед физическим воспитанием детей дошкольного возраста стоит ряд задач, решение которых возможно при использовании комплекса специальных средств.

Влияние физического воспитания на личность ребенка

Пока ребенок находится в раннем возрасте, следует прививать ему стремление к физической активности. Сделать это несложно, ведь малыши отличаются любознательностью и желанием постоянно двигаться. Поэтому период до 7 лет является наиболее благоприятным для подобных мероприятий.  

Для возникновения интереса, а также улучшения здоровья детей, были созданы государственные стандарты, или ФГОС. Они решают следующие задачи:

  • поддержание стремления у ребенка к активным играм,
  • развитие равновесия, выносливости, гибкости,
  • укрепление костно-мышечной системы,
  • приучение к процедурам закаливания,
  • накопление физического опыта. 

Педагогический процесс включает использование подвижных упражнений, а также теоретического материала, преподаваемых в игровой форме. У ребенка формируются понятия гигиены и здоровья, появляются навыки общения в коллективе. При этом необходимо:

  • поддерживать ребенка на всех этапах его дошкольного развития,
  • строить с подопечным доверительные отношения,
  • стимулировать инициативу в выполнении упражнений и занятий спортом. 

Важно разрабатывать план физического развития в соответствии с уровнем двигательных навыков ребенка, его индивидуальными достижениями и возрастом. Мероприятия не только помогут сформировать гармоничный организм, а также будут профилактировать появление негативных эмоций, помогут подготовить ребенка к школе. . Для выполнения задач ФГОС в ДОУ должны быть:

Для выполнения задач ФГОС в ДОУ должны быть:

  • залы для спортивных игр и занятий,
  • предметы для проведения игровых и физкультурных мероприятий (мячи, скакалки, обручи, гантели),
  • площадки для подвижных игр на свежем воздухе,
  • специальное оборудование (турники, песочницы, качели).

Принципы

Чтобы правильно организовать занятия физкультурой и спортом вашего ребёнка, следует принять во внимание принципы, на которых строится физическое воспитание:

1. Активность и сознательность. Одним из важнейших требований является закрепление у детей правильного отношения к физической активности. Здесь большую роль играет деятельность родителей, в задачу которых входит воспитание положительного восприятия занятий физическими упражнениями. Такой подход будет содействовать формированию заинтересованности и чёткой убеждённости ребёнка, что спорт — это хорошо.

2. Наглядность

Ребёнку важно увидеть своими глазами спортивные занятия, тренировки, достижения. Именно таким образом спорт может увлечь ребёнка

А ещё, физкультура и спорт строятся на необходимости правильно воссоздавать движения, которые показывает тренер.

3. Индивидуализация и доступность. Подбираем физические управления, ориентируясь на индивидуальность ребёнка, его возраст и состояние здоровья, его желания и возможности.

4. Систематичность. Помним, что занятия должны быть регулярными, а нагрузки должны рационально чередоваться с отдыхом.

5. Динамичность. Усложняем нагрузку постепенно — по мере готовности маленького спортсмена.

Прогулка на свежем воздухе

Прогулки на свежем воздухе — важная часть жизни детей в детском саду. Это помогает детям получить необходимую физическую активность, укрепить здоровье и развить социальные навыки.

В этот момент дети могут играть в различные игры, бегать или прыгать. Иногда воспитатели организуют мероприятия по сбору цветов, листьев или ягод. Еще все вместе исследуют природу и общаются друг с другом.

Прогулки проводятся регулярно и являются безопасными для детей. Воспитатели следят за тем, чтобы ребята, особенно младшие, не уходили далеко от территории детского сада и не подвергались опасности. Необходимо следить за тем, чтобы все были одеты по погоде — не перегревались или не замерзали.

Тренируемся дома

Как правило, в детских дошкольных учреждениях детям дают хорошую физическую подготовку, направленную на формирование базовых спортивных навыков и качеств. Дома вы также можете с помощью несложных упражнений подготовиться к школьным нагрузкам. Главное, помнить, что дети выполняют задание с большим интересом и желанием, если привнести в занятия игровой элемент.

Мягкий коврик с весёлым рисунком также привлечёт внимание малыша к физкультуре.

Многие упражнения, предлагаемые детям на занятиях гимнастикой, уже имеют весёлые игровые названия, например:

  • «Бабочка»: сидя на полу, ребёнок сгибает ноги в коленях и разводит в стороны.
  • «Книжка»: стоя на ногах, ребёнок наклоняет-ся вперёд, стараясь руками достать до пола.
  • «Колечко»: лёжа на животе, ребёнок сгибает ноги в коленях и обхватывает их руками.
  • «Пенёк»: лёжа на спине, ребёнок закидывает прямые ноги за голову.
  • «Кошка»: стоя на четвереньках, ребёнок выгибает спину вверх и вниз.
  • «Велосипед»: лёжа на спине, ребёнок делает движения ногами, имитирующие езду на велосипеде.

Кроме гимнастических упражнений в закрытом помещении, существуют игры на свежем воздухе, полезные и для детей и для родителей: игры с мячом – волейбол, баскетбол, футбол, зимой – хоккей с мячом; бадминтон, теннис, прыжки со скакалкой.

Для активного времяпрепровождения на прогулках, улучшающего физическое развитие малыша, пригодится умение кататься на самокате, роликах, велосипеде, а зимой – на лыжах и коньках.

Родителям следует знать, что для полноценного и гармоничного физического развития ребёнка не обязательно отдавать малыша в спортивные секции, достаточно активных спортивных игр на свежем воздухе, гимнастических упражнений и зарядки дома.

Софья Рогозинская

Формы физического воспитания детей в дошкольном возрасте

Для утренней гимнастики не нужно много времени – в день достаточно уделить ей 5 минут. Вместо традиционной формы гимнастики можно придумать что-то своё, например, поиграть с малышом в активную игру, потанцевать под задорную музыку, выполнить набор интересных упражнений, проводимых в игровой форме

Важно обеспечить малышу хорошее настроение и нацелить его на активную деятельность на протяжении остального дня.
Подвижными играми можно заниматься как на улице, так и дома.
Обязательные прогулки на свежем воздухе.
Дни здоровья, которые многие ошибочно считают событиями, присущими только образовательным учреждениям, можно и нужно проводить также и дома. Для этого практически ничего не нужно

Но ещё лучше всё-таки заранее подготовиться – подобрать подвижные игры и конкурсы, пригласить друзей малыша с их родителями. Гораздо проще организовать зимнее катание с горки или интересную велосипедную прогулку, заканчивающуюся весёлым пикником на природе. Здесь есть много возможностей для проявления фантазии, были бы возможности!

Значение здоровья населения для страны

Основная задача любого государства – обеспечение непрерывного роста. Материальные, гуманитарные цели достигаются только при участии в процессе всех членов общества. Во главе угла стоит здоровье населения, т.к. это главное условие счастливой жизни людей, их полновесной деятельности. Психическое, социальное благополучие детей и взрослых становится основой государственных успехов.
Общепедагогическая задача физического воспитания молодежи – это формирование гармоничной личности. Физкультура – один из факторов, который способствует укреплению нравственности, формированию этических качеств. Она помогает дать важные для дальнейшей деятельности умения, развивать способности, полезные в спорте, обороне, быту. От крепкого здоровья молодого поколения, длительного сохранения его активности зависит, в конечном итоге, обороноспособность страны, ее экономические успехи. Подготовленность, грамотность каждого члена общества в области физиологии имеют значение в науке, производстве, армии. Базой для формирования здорового человека и всесторонне развитого члена общества становится физическое становление, о котором родители, воспитатели заботятся с самого раннего возраста.

Список федеральных документов, регламентирующих физическое воспитание дошкольников в ДОУ

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» извлечения в части дошкольного образования.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации № 916 от 29 декабря 2001 г. «Общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
  6. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666)
  7. Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655) (введен с 16.03.2010 г)
  8. Федеральные государственные требования (ФГТ) к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 № 2151) (вступило в силу с 02.12.2011г.)
  9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302);
  10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: