Содержание
-
Слайд 1
Выполнила Самарина Светлана Юрьевна
Воспитатель 1 категории -
Слайд 2
В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века.
В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей. -
Слайд 3
1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения
2.Представить основные понятия — зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.
3.Показать преимущества развивающего обучения -
Слайд 4
Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели
Выделить принципиальные особенности обучения и развития
Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского
Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии -
Слайд 5
Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей.
Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения. -
Слайд 6
Традиционная модель.
Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний.
Педоцентрическая модель.
Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.
. Современная модель -
Слайд 7
1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению.
2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка.
3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения.
4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности.
5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности.
6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе.
7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. -
Слайд 8
1.Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам;
2.Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам.
Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками. -
Слайд 9
Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.
-
Слайд 10
Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии
Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).
-
Слайд 11
Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.
-
Слайд 12
Заключение
Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития).
Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.
Посмотреть все слайды
Презентация на тему: » Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории.» — Транскрипт:
1
Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Выполнила Самарина Светлана Юрьевна Воспитатель 1 категории
2
В последние годы все больше возникает потребность в новых методах, подходах к обучению и образованию, которые бы отвечали прогрессивным требованиям и тенденциям XXI века. В ХХ веке быстрыми темпами развивалась психология. В том числе были проведены исследования и открыты новые закономерности формирования особы ребенка. В этой связи необходимо упомянуть исследования Л. С. Выготского, А. М. Леонтьева. Эти исследования легли в основу многих педагогических идей.
3
Цели: 1. Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения 2. Представить основные понятия — зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. 3. Показать преимущества развивающего обучения
4
Задачи: Дать определении понятиям «дидактика», «обучение»; рассмотреть основные дидактические модели Выделить принципиальные особенности обучения и развития Рассмотреть теории о соотношении развития и обучения, взгляды Л. С. Выготского Рассмотреть зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии
5
Понятие обучения. Общее понятие о дидактике. Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие детей. Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.
6
Дидактические модели. Традиционная модель. Цель обучения – формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Педоцентрическая модель. Цель обучения – развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.. Современная модель
7
Основные характеристики развивающего обучения. 1. Ведущая роль в развитии принадлежит обучению. 2. Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка. 3. В основе обучения должен находиться активно-деятельностный способ (тип) обучения. 4. Ребенок является полноценным субъектом учебной деятельности. 5. Целенаправленное формирование мотивационной основы учебной деятельности. 6. Организация учебного взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательном процессе. 7. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
8
Уровень актуального развития и зона ближайшего развития 1. Уровень актуального развития, фиксируемый по некоторым завершенным его циклам; 2. Уровень зоны ближайшего развития, фиксируемый по еще незавершенным его циклам. Зона ближайшего развития позволяет предсказать, что произойдет в развитии ребенка завтра, но это «завтра» внутренне связано с тем, что происходит с ним «сегодня» в процессе учебно-воспитательного сотрудничества (общения) со взрослыми и сверстниками.
9
Согласно Л.С. Выготскому, зона ближайшего развития различна у разных детей, поэтому и определение ее величины необходимо проводить конкретно у каждого отдельного ребенка. Благодаря этой зоне ребенок может научиться, решая первоначально те или иные задачи вместе с другими людьми, новому типу индивидуальных действий.
10
Зоны актуального развития и зоны ближайшего развития в современной психологии Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).
11
Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.
12
Заключение Для современной психологии остаются открытыми следующие вопросы: какие изменения происходят с ЗБР в процессе обучения и каковы причины разной величины ЗБР у разных детей. Кроме выделенной линии исследования зоны ближайшего развития (диагностика психического развития). Делая вывод из анализа современных исследований ЗБР, можно утверждать, что обучение называется развивающим только в том случае, если оно развивает саму зону ближайшего развития, т.е. ЗБР становится глубже и шире в результате обучения. ЗБР будем рассматривать как возможность создания ребенком совместной деятельности со взрослым.
Эффекты культуры: инструменты интеллектуальной адаптации
Как и Пиаже, Выготский утверждал, что дети рождаются с основными материалами и навыками для интеллектуального развития.
Выготский говорит об «элементарных психических функциях»: внимание, ощущение, восприятие и память. Благодаря взаимодействию с социокультурной средой эти психические функции превращаются в более сложные и эффективные стратегии и психические процессы, которые Выготский называет «превосходными психическими функциями».. Например, память у маленьких детей ограничена биологическими факторами
Однако культура определяет тип стратегии памяти, которую мы разрабатываем
Например, память у маленьких детей ограничена биологическими факторами. Однако культура определяет тип стратегии памяти, которую мы разрабатываем.
В нашей культуре мы обычно учимся делать заметки, чтобы помочь нашей памяти, но в до-литературных обществах мы должны были использовать другие стратегии, такие как завязывание узлов на веревочке, чтобы запомнить конкретное число, или громкое повторение того, что мы хотели запомнить..
Выготский обращается к инструментам интеллектуальной адаптации, чтобы описать стратегии, которые позволяют детям более эффективно и адаптивно использовать основные психические функции, которые определяются культурой.
Этот психолог твердо верил, что на когнитивные функции влияют убеждения, ценности и инструменты интеллектуальной адаптации культуры, в которой развивается каждый человек. Таким образом, эти инструменты адаптации варьируются от одной культуры к другой.
Как определить зону ближайшего развития
Прежде всего необходимо выяснить, какой деятельностью кроха владеет в совершенстве на данный момент, т.е. ЗАР. При одинаковой степени развитости этой зоны, уровень потенциальной обучаемости у детей может значительно отличаться. Как же тогда найти границы между этими зонами и понять, когда малыш готов пойти вперёд?
ЗБР в теории
В своих трудах Выготский приводит в пример проведённый эксперимент, в котором два 8-летних мальчика решали одинаковые задачи. Оба отлично справились, т.к. сложность соответствовала их возрасту.
Затем детям предложили более трудные задания и дали в помощники взрослых. При одинаковой помощи один из ребят разобрался с материалом для 12-летних детей, другой же ограничился задачками для 9 лет и не смог пойти дальше.
О чём это говорит? Дети, сталкивающиеся с одинаковыми проблемными ситуациями, в разной степени готовы их решить, потому что имеют индивидуальный объём ЗБР.
Конечно, родители не могут провести такой эксперимент, да и не каждый современный специалист способен на эту диагностику. Но кто, как ни родитель способен зорко отслеживать новые возможности своего чада, когда ещё вчера неуверенный в своих действиях малыш демонстрирует хорошо отработанный навык.
ЗБР на практике
Поручив крохе выполнить какой-то новый вид деятельности (собрать картинку-пазл, вымыть свои ботинки или склеить аппликацию), не торопитесь ему помогать при первых же затруднениях.
Тематический материал:
- Монтессори — методика раннего развития
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
Как только поймёте, что кроха зашёл в тупик, ненавязчиво предложите дозированную помощь. Такую, чтобы он понял, как действовать дальше.
Также, чтобы привить какой-то навык, можно предложить готовый «сценарий» работы, где в ходе совместной деятельности дитя повторяет действия взрослого («Давай вместе», «Делай, как я»). А как только заметите, что у него всё получается, позвольте работать самостоятельно.
Приведём пример. На детской площадке гуляют две мамы с детьми одного возраста. Оба малыша хотят взобраться на качели. Одна мама, просит своё чадо залезть самостоятельно, подсказывая как лучше за них ухватиться. Другая же, откликается на протянутые ручки и быстро садит малыша в качели. Пройдёт немного времени, и первый карапуз научится сам лезть на качели. У второго же этот навык долго останется вне ЗБР.
Вызовы строительных лесов в образовании
Несмотря на то, что строительные леса имеют много преимуществ для учащихся, в классе также могут возникнуть некоторые проблемы.
Чтобы правильно строить леса, учитель должен понимать ZPD ученика, чтобы убедиться, что ученик работает на соответствующем уровне.
Строительные леса лучше всего работают, когда ученик работает в пределах своего уровня квалификации. Если они работают над своим ZPD, они не получат выгоды от строительных лесов.
Следующие факторы также являются потенциальными проблемами в классе, когда речь идет о строительных лесах:
Это может занять очень много времени.
На каждого ученика может не хватить инструкторов.
Чтобы получить максимальную пользу, инструкторы должны пройти соответствующую подготовку.
Неправильно оценить ZPD студента легко.
Учителя должны принимать во внимание индивидуальные потребности ученика.
Зона ближайших стадий развития
ZPD можно разбить на три этапа. Думайте о них как о серии перекрывающихся кругов:
- Задачи, которые ученик может выполнять без посторонней помощи. В эту категорию входит все, что человек может делать без помощи более опытного человека.
- Задачи, которые учащийся может выполнять с помощью. В эту категорию входят задачи, которые человек не может выполнить самостоятельно, но может выполнить с помощью, также известные как их ZPD.
- Задачи, которые ученик не может выполнить без посторонней помощи. В последнюю категорию входят задачи, которые сложно выполнить даже с помощью инструктора. Например, маленький ребенок может сам написать свое имя, но ему может понадобиться помощь кого-то другого, чтобы написать полный алфавит. Задача выше их уровня навыков и вне их ZPD.
Самостоятельное развитие и обучение
Мышление ребенка, живущего в человеческом обществе, будет развиваться, даже если никто этим вопросом специально не занимается. С возрастом он станет неплохо решать бытовые вопросы, сможет обслуживать себя самостоятельно. Только выбор жизненного пути у такого человека окажется очень узким: дворник, грузчик, подсобный рабочий. Чтобы будущий самостоятельный гражданин мог чего-то достичь, его нужно обучать.
Мало научить ребенка читать – если ему не привить интерес к этому занятию, не давать нужные книги, это умение останется невостребованным. Надо усложнять задания, показывать, как искать в различных источниках необходимую информацию. Научите малыша пользоваться справочниками и энциклопедиями. Сначала придется выискивать необходимые сведения совместно, потом ребенка увлечет этот процесс, он станет удивлять вас своими маленькими открытиями. Можете считать, что фундамент заложен, дальше ваш юный исследователь сможет развиваться сам.
Таким же способом проходит обучение и практическим навыкам. Мама дала дошкольнице спицы, пряжу и показала, как вяжутся 2 основные петли: лицевая и изнаночная. Если дочери понравится рукоделие, она со временем сама начнет комбинировать переплетения, придумывать несложные узоры. Чтобы девочка смогла развивать мастерство дальше, ей нужно показать более сложные петли (накиды, перекрещивание), объяснить, как использовать орнаменты для вязки кофточек, шапочек, варежек. Теперь, если у рукодельницы появится такое желание, она сможет создавать по-настоящему эксклюзивные вещи.
Вопросам развития детей посвятил свою работу отечественный психолог Л. С. Выготский. Он создал концепцию 2 зон развития, каждая из которых должна учитываться при занятиях. В начале XX века ученый проводил исследования и выяснял, как формируются знания и умения у детей. Актуальность проблемы подтверждается тем, что принципы зонально развития оказались востребованными, их взяли на вооружение педагоги и психологи.
При работе с учениками используются следующие рекомендации теории ближайшего развития:
- материал должен быть прост для понимания, но содержать неизвестную ребенку информацию;
- новые знания должны быть связаны с уже усвоенными;
- планомерность изучения материала;
- перед изучением новой темы нужно повторить предыдущую.
Как использовать ЗБР для гармоничного обучения родителям
Перед освоением новой темы, вида деятельности, детям предлагается совместное общение и взаимодействие:
- наблюдение за взрослыми,
- подражание или имитация действий,
- воспроизведение самостоятельно.
Самым эффективным результатом деятельности будет деятельность сотрудничества малыша и старшего. Только при получении дозированной помощи возможно осуществлять поддержку интереса ребенка к действиям.
Существующий уровень ЗАР предполагает проставление задач для ЗБР. Выбор заданий должен быть в меру сложным, чтобы не пропало желание их выполнять. Примером такой задачи для малыша, освоившего навык произношения имени, будет задание по произношению фамилии.
Прежде чем дать новую работу, надо проверить и убедиться в том, что все предыдущие задачи отработаны и находятся в ЗАР. Этому поможет повтор усвоенных тем.
«Учителем» может быть родитель, взрослый и даже сверстник
Важно, чтобы он разбирался в теме лучше, чем «обучаемый» и с удовольствием занимался «обучением».
Если готовы приступить к сложному процессу (например, рисование карандашом), приготовьтесь к долгому постоянному привитию навыка сначала правильно его держать, затем проводить линии, которые вы его просите.
Начинайте совместное обучение. Помните, сначала ребенок:
- наблюдает,
- имитирует,
- воспроизводит.
Всегда впереди развития стоит обучение. Только после него идет развитие. Развитие психических процессов происходит от напряжения мыслительных процессов. По такой траектории ЗБР проходит в ЗАР. По словам Л. С. Выготского уровень ЗАР отражает итоги вчерашнего дня, а ЗБР определяет умственное развитие завтрашнего.
Зона ближайшего развития «леса»
Учебные леса — это метод обучения, который помогает студенту освоить новый навык.
Это предполагает, что более знающий человек направляет ученика через задачу, которая входит в его ZPD. По мере того, как способность учащегося усваивать навык улучшается, инструктор должен уменьшать объем помощи, которую он оказывает.
Эту концепцию можно применять в классе к различным предметам, включая язык, математику и естественные науки.
Учителя могут использовать строительные леса, используя такие методы, как:
- моделирование
- приводя примеры
- работа с учениками один на один
- используя наглядные пособия
Строительные леса также можно использовать вне класса. Многие тренеры могут использовать строительные леса в спорте, чтобы обучать спортсменов новым двигательным навыкам.
Строительные леса предоставляют учащимся благоприятную среду обучения, где они могут задавать вопросы и получать обратную связь. Ниже приведены некоторые преимущества создания строительных лесов для студента:
- мотивирует ученика
- сводит к минимуму разочарование учащегося
- позволяет учащемуся быстро учиться
- обеспечивает индивидуальный подход к обучению
- позволяет эффективно учиться
Ниже приведены примеры вопросов, которые вы можете задать учащемуся, помогая ему в обучении:
- Что еще ты мог здесь сделать?
- Когда вы это сделаете, что произойдет?
- Что ты заметил?
- Что мы могли делать дальше?
- Как вы думаете, почему это произошло?
Кто может быть «более знающим другом»?
В рамках концепции Выготского «более знающий другой» — это термин для того, кто направляет учащегося через освоение нового навыка.
Это может быть любой, кто владеет преподаваемым навыком. В классе это часто учитель или репетитор.
Однако даже сверстник, хорошо владеющий предметом, потенциально может поддержать другого ученика.
4 Как учатся дети | Как люди учатся: мозг, разум, опыт и школа: расширенное издание
концептуальная разработка. Короче говоря, разум маленького ребенка ожил (Брунер, 1972, 1981a, b; Кэри и Гельман, 1991; Гарднер, 1991; Гельман и Браун, 1986; Веллман и Гельман, 1992).
Существенный отход от взгляда tabula rasa на разум младенца сделал швейцарский психолог Жан Пиаже. Начиная с 1920-х годов Пиаже утверждал, что молодой человеческий разум лучше всего можно описать в терминах сложных когнитивных структур.Из внимательных наблюдений за младенцами и тщательного опроса детей он пришел к выводу, что когнитивное развитие проходит через определенные стадии, каждая из которых включает в себя радикально разные когнитивные схемы.
В то время как Пиаже наблюдал, что младенцы на самом деле ищут стимуляции окружающей среды, которая способствует их интеллектуальному развитию, он полагал, что их первоначальные представления об объектах, пространстве, времени, причинно-следственных связях и самости строятся постепенно в течение первых двух лет. Он пришел к выводу, что мир младенцев представляет собой эгоцентрическое слияние внутреннего и внешнего миров и что развитие точного представления физической реальности зависит от постепенной координации схем взгляда, слушания и прикосновения.
После Пиаже другие исследовали, как новорожденные начинают интегрировать зрение и звук и исследовать свои миры восприятия. Для теоретиков перцептивного обучения обучение считалось быстрым из-за первоначальной доступности паттернов исследования, которые младенцы используют для получения информации об объектах и событиях их перцептивных миров (Гибсон, 1969). По мере появления теорий обработки информации, метафора разума как компьютера, процессора информации и средства решения проблем стала широко использоваться (Newell et al., 1958) и быстро стал применяться для изучения когнитивного развития.
Хотя эти теории существенно различались, они разделяли акцент на рассмотрении детей как активных учеников, которые способны ставить цели, планировать и пересматривать. Дети рассматриваются как ученики, которые собирают и систематизируют материал. Таким образом, когнитивное развитие включает в себя приобретение организованных структур знаний, включая, например, биологические концепции, раннее чувство числа и раннее понимание основ физики.Кроме того, когнитивное развитие предполагает постепенное овладение стратегиями запоминания, понимания и решения проблем.
Активная роль учащихся была также подчеркнута Выготским (1978), указав на другие средства поддержки обучения. Выготский глубоко интересовался ролью социальной среды, включающей инструменты и культурные объекты, а также людей как агентов в развитии мышления. Возможно, самой сильной идеей Выготского, которая повлияла на психологию развития, была идея зоны ближайшего развития (Выготский, 1978), описанная во вставке 4.1. Это относится к диапазону компетенций (Браун и Рив, 1987), по которому учащиеся могут ориентироваться с помощью поддерживающего контекста, включая помощь других. (О современных трактовках этой концепции см. Newman et al., 1989;
Уровень актуального развития
Смотреть что такое «Уровень актуального развития» в других словарях:
уровень актуального развития — Условимся <. > называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <. > Условимся называть <. > уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок… … Словарь Л.С. Выготского
Уровень актуального развития — характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить вполне самостоятельно … Словарь по педагогической психологии
Зона актуального развития — (гр. – пояс, область) – совокупность представлений, знаний, навыков, умений, личностных качеств, которыми ребенок уже овладел и может пользоваться без посторонней помощи. Это сегодняшний день ребенка, степень его готовности к новому этапу жизни,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ — – 1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зона ближайшего развития — термин Л.С. Выготского, означает концептуальное пространство, которое ребёнок уже готов освоить с чьей то помощью. * * * уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Зона ближайшего развития — потенциально существующие, но не реализованные психические возможности ребенка, поддающиеся развитию с помощью учителя уже в ближайшее время. Определяется по готовности и способности ребенка решать умственные задачи с помощью взрослого – учителя … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
зона развития — ближайшего (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под … Большая психологическая энциклопедия
зона развития ближайшего — (зона развития потенциального) 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под… … Большая психологическая энциклопедия
зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В… … Большая психологическая энциклопедия
Опережающее обучение — Опережающее обучение вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой… … Википедия
Комментарии
Маугли и тайные коды Киплинга
Юлия Харламова
позавчера в 10:29
О деятельности В. В. Пякина и Фонда концептуальных технологий «Алтай»
Андрей Старцев
24 октября в 21:11
Человек эры кольца. Виктор Ефимов
Mstislav
24 октября в 15:09
Знание-сила?
Alexander53
21 октября в 22:08
Тайный код «Маугли»
Юлия Харламова
19 октября в 14:25
Уголовное дело Солженицына. Самопосадка. #2
Vistal
16 октября в 11:50
Так с кем воюем ?
Vistal
14 октября в 22:17
Негодяи, дезертиры и «свечные заводики»
Скорняков Станислав
14 октября в 06:39
Пиндосы в Россию, а мы в ноль!?
Mstislav
12 октября в 07:26
Знание — это сила?
Дмитрий Болдин
8 октября в 13:13
Асса! Ас – это Я (Шукшина, Кадыров и Лермонтов)
Александр собянинбуржец
3 октября в 21:00
Кратко о цели жизни человека
grinkevich03
28 сентября в 23:27
Преображение человечества
Валерий Вагин
28 сентября в 08:48
Контрсуггестия и дипластия как движущая сила глобального конфликта цивилизаций
Alexander53
26 сентября в 14:40
Какие потери России за двести дней СВО?
Александр Вершинин
18 сентября в 04:10
Затрещина
Александр Вершинин
18 сентября в 03:54
Как остановить «утечку мозгов» на запад? Михаил Величко
Александр Басанец
17 сентября в 12:02
С чего же кончается Родина?
Александр Сибиряк
14 сентября в 17:40
Юла Дудя и проклятые либералы
uropb
6 сентября в 04:25
Полгода невойны.Истоки.
Александр собянинбуржец
5 сентября в 12:49
Опендосивание Росии продолжается
Vistal
31 августа в 15:21
Важна ли языковая компетенция
Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.
Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.
Основными компонентами данной системы являются:
- ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
- операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
- эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.
Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться
Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.
Позиции общения
Выготский выделяет пять позиций взаимодействия, способствующих усвоению дошкольником новых знаний:
- Независимая. Педагог или родитель помогает ребёнку совсем незначительно. Второй вариант — наставник начинает действие, а малыш его перехватывает.
- Равная. Взаимодействие является одновременным, при этом дошкольник и взрослый работают не в паре. Дидактический эффект достигается за счёт духа соперничества.
- Снизу. Учитель подсказывает, задаёт ненавязчивые вопросы, даёт возможность исправить ошибки, которые он сознательно допустил.
- Сверху. Взрослый объясняет материал, подробно рассказывает, как справиться с поставленной задачей.
- Мы. Дошкольник и взрослый — напарники.
Заключение
В заключении стоит отметить, что человек независимо от возраста сталкивается с «сопротивлением материалу». Новый материал, на первый взгляд, кажется сложным, нелогичным, трудно запоминаемым. Однако на протяжении периода обучения все трудности остаются позади. После человек недоумевает, почему материал ранее был не понятен. Вывод: произошло устранение сопротивления. Ребенку в период научения намного сложнее, чем взрослому. У детей еще не сформировано «умение учиться». Только родители способны помочь своему чаду справиться с этими трудностями!