Кризис 7 лет: как помочь ребенку?

Когда малыш становится школьником, или кризис семи лет

Характерные признаки

Давайте рассмотрим, что собой представляют симптомы кризиса семилетнего возраста.

  1. Самоутверждение. Ребенок требует от своих родителей выполнения его желаний, всех без исключения. При этом не так ценно получение желаемого, как ощущение своего превосходства, своей взрослости. Ведь его слушаются, ему подчиняются.
  2. Прихоть. Ребенок демонстрирует свою самостоятельность, наотрез отказывается от помощи взрослых, не хочет слушать их указания и советы.
  3. Кризис идеалов. У малыша формируются новые ценности. Ему уже неинтересны привычные игрушки. Он начинает ломать любимые вещи, специально повторяет плохие слова, чтобы проследить за реакцией родителей.
  4. Если со стороны мамы и папы идет излишняя опека, ребенок может расти с проявлениями деспотических наклонностей, в том числе и с жестоким отношением, направленным на других детей.
  5. Отрицание. Некоторые родители путают данный кризис с непослушным поведением. Однако, в случае с кризисным периодом малыш отказывается следовать просьбам взрослых без видимых на то причин. В такой ситуации любое наказание не будет действенным. Лучше ребенка чем-то увлечь, а потом повторно попросить о своей просьбе.
  6. Упорство. Малыш не хочет подчиняться обычному дневному распорядку. Он отказывается идти в школу, рано подниматься, делать домашнее задание.
  7. Конфликтность. Ребенок ощущает сложности в адаптации к новым условиям жизни, правилам. Вследствие этого ссоры с окружающими возникают регулярно.

Возрастной кризис 7 лет ─ общие рекомендации психологов

Вы можете воспользоваться помощью специалистов. Как правило, психологи подбирают индивидуальный подход к ребенку, исходя из семейного уклада. Но все же есть стандартные советы, которые не навредят:

  1. Перестаньте отдавать приказы. Постоянное «ты обязан(а) сделать» превратится в «не буду». Предложите выполнить действие в игровой форме. В таком случае также поможет поучительная история. Покажите, как нужно себя вести на примере любимого героя.
  2. Не ставьте себя выше ребенка. Дети в 7 лет способны основываться на личном опыте. Вспомните вместе, как он простудился от лишней порции мороженого в прошлом месяце.
  3. Позвольте ребенку дискутировать. У него уже есть осознанное мнение. Только научите правильно аргументировать. Так вы покажете, что считаетесь с его решением.
  4. Резкий переход от игрушек к книжкам сильно вредит и вызывает бурные эмоции. Предлагайте читать и писать постепенно. Желательно – в форме игры. Повторяйте вместе буквы. Одновременно можете их изобразить цветными маркерами на большом ватмане.
  5. Не заставляйте придерживаться стандартного распорядка дня. Предложите ему самостоятельно выбрать график для завершения всех дел. Общайтесь с ребенком, как с взрослым.
  6. Никогда не относитесь к ребенку как к своей собственности. Он не обязан становиться вашей копией. Попробуйте разобраться со своими чувствами. Ведь детям намного сложнее.

Ребенку предстоит пережить несколько переходных периодов. Правильная реакция родителей поможет безболезненно преодолеть все трудности. Используйте вышеприведенные рекомендации, и кризис 7 года жизни закончится неожиданным взрослением вашего сына или дочери.

Особенности кризиса 7 лет

Нельзя оставлять без внимания любые признаки нетипичного поведения. Ведь последствия игнорирования самые непредсказуемые – от проблем в общении и низкой успеваемости, до тяжелой формы невроза.

Кризис 7 лет уже в дошкольном возрасте меняет представление ребенка об окружающих людях. Он начинает делить их на «своих» и «чужих». Вы можете заметить расчетливость поведения. Ребенок заранее проигрывает ситуацию, чтобы получить выгоду. Любая критика родителей сопровождается неадекватной реакцией. Если за выполнение самого простого задания не похвалить, в ответ последуют обвинения, крик, плач.

Дети осознают свою неидеальность. Они оценивают собственные способности и фантазируют о возможных достижениях. По этой причине и возникает замкнутость, непослушание, неуправляемость. Исчезает типичная детская непосредственность. Поведение становится манерным, а отношения в семье ─ натянутыми.

Причины кризиса 7 лет

Каждое проявление кризиса имеет свою причину и свое объяснение. Негативные симптомы в основном связаны с тем, что ребенок примеряет на себя новую социальную роль, он стремится к самостоятельности, но в чем заключается эта самостоятельность – пока смутно себе представляет. Ему кажется, что быть взрослым и самостоятельным – это делать то, что хочется и не делать того, что заставляют. Поэтому все его капризы, конфликты, упрямство и строптивость – это просто-напросто определение границ дозволенного.

Смена социальной роли – еще одна причина. У ребенка происходит смена основного вида деятельности. Если до 6-7 лет ведущим типом деятельности являлась сюжетно-ролевая игра, то с началом школьной жизни ведущей становится учебная деятельность. Ребенок учится учиться, воспринимать информацию и правильно ей пользоваться.

Помимо социально-психологических факторов, значимую роль играют также физиологические причины.

Активный рост организма, интенсивное развитие коры больших полушарий и лобной доли головного мозга и окончательное становление психологических процессов также являются причинами кризиса взросления семилетнего возраста.

Возможные причины

Изменения в привычной жизни приводят к возрастному кризису

Кризис 7 лет у ребенка может быть обусловлен наличием следующих факторов.

  1. Малыш пытается проанализировать свои чувства, разобраться в эмоциях. Он отличает события, которые вызывают чувства радости и грусти. Так как руководить переживаниями ему крайне сложно, возникает манерность, упрямство, капризы и агрессивное поведение.
  2. В организме ребенка происходят физиологические изменения, ускоряется рост, выпадают молочные зубы, на их месте появляются постоянные. Малыша посещает излишнее волнение, непонимание того, что происходит. Это и приводит к симптомам кризиса.
  3. Ребенок ощущает, что ему не хватает новых познаний.
  4. Появляется желание наследовать поведение взрослых.
  5. Начало посещения школы самым сильным образом влияет на развитие кризисного периода. У ребенка меняется его окружение, теперь он должен сидеть за партой на протяжении 45 минут, слушать, что говорит учитель.

Как не стоит себя вести

Не лишайте ребенка свободы

  1. Не прибегайте к способу воспитания при помощи приказов и давления. Вместо того, чтобы на все говорить «нельзя», обосновывайте свои запреты, анализируйте возможные последствия неправильных действий ребенка. Лучше, если вы предложите выполнить какое-то действие в виде игры или покажите на примере героя мультфильма или сказки, как нужно правильно поступить.
  2. Не указывайте своему малышу, с кем ему дружить можно, а с кем нельзя. Не ограничивайте его общение со сверстниками.
  3. Не допускайте гиперопеку. Ребенок в определенный момент сам обратиться к вам за советом или помощью, тогда и окажете свою заботу.
  4. Не ограничивайте свободу малыша. Этим вы еще больше усугубите кризис. Ребенок должен сам разобраться в возникающих переживаниях. Задача родителей направлять его, ненавязчиво контролировать.
  5. Никогда не обсуждайте своего малыша, не упрекайте его, беседуя с другими людьми, в частности со взрослыми. Так вы лишитесь его доверия навсегда.
  6. Никогда не превозносите себя над ребенком, не указывайте ему на то, что вы лучше знаете, как быть, что он еще маленький.
  7. Не препятствуйте высказыванию личного мнения. Пусть ребенок также участвует в семейных разговорах.
  8. Не требуйте от малыша соблюдения обычного дневного распорядка. Позвольте ему самостоятельно составлять свой график.
  9. Не относитесь к малышу, как к своей собственности. Он не должен повторять вашу судьбу и достигать того, что вы не сумели.

Теперь вы знаете, что собой представляют особенности кризиса семи лет. Зачастую это время припадает на начало посещения школы, что само по себе является стрессом для детского организма. Помните о рекомендациях, изложенных в данной статье. Не забывайте о том, какие действия являются недопустимыми в данной ситуации. Проявляйте свою любовь и заботу, поддерживайте своего ребенка и все будет хорошо.

Полезные советы

Следите за режимом малыша

9 часов полноценного сна необходимы ему, чтобы гармонично развиваться и хорошо усваивать учебный материал.

Не акцентируйте внимание на оценках и успеваемости, относитесь к своему ребенку позитивно, поддерживайте его. В этот трудный период ему необходима ваша ласка и понимание

Разговоры перед сном, чтение книжек, обсуждение прошедшего дня помогут найти общий язык и поддержать доверительные отношения.
В первые месяцы — год учебы не нагружайте ребенка дополнительными занятиями. Дайте ему освоиться с новой ролью и новыми обязанностями.

Скандалами ничего не решишь. Если обстановка накалилась, дайте себе время остыть.

Поучая, вы сами провоцируете ребенка на негативные проявления чувств. Относитесь к нему, как к взрослому, и не давите своим авторитетом.

Борьба с капризами не принесет желаемого результата. Взаимный отдых вам не повредит.

Не игнорируйте вопросы ребенка. Это важный этап развития.
Если решение принято, то идти надо до конца. «Нет» не стоит менять на «да» под действием капризов.

Наберитесь терпения. Кризис не вечен. Не успеете освоиться, и настанет новый период затишья перед подростковой бурей.

Как вести себя родителям?

Ваш ребенок уже не беспомощный малыш. Это тяжело, но нужно принять это. Он хочет быть взрослым и самостоятельным. Главное правило мудрого родителя: приглядывать, но не навязывать. В большинстве случаев он может сделать свои дела сам. Под постоянным контролем чадо не научится ответственности и независимости.

3 главных правила общения

  1. Если ребенок занимается чем-то, не отвлекайте его. Когда понадобится помощь, вас позовут. Люди учатся на ошибках. Попытка оградить чадо от них не приведет ни к чему хорошему.
  2. Учите ребенка ответственности за свои поступки.
  3. Не надо никаких «если». Естественные отрицательные последствия непослушания ребенок должен почувствовать на себе (в разумных пределах). Если он заигрался и не успел выучить уроки, значит, ему будет стыдно в школе перед учительницей и одноклассниками. Внутренние переживания являются намного более весомым стимулом к действию, чем наказание от мамы.

С чем сталкиваются родители подростков?

Чаще всего родителей беспокоит, что их ребёнок:

  • не слушается, не слышит просьб, не реагирует на замечания и советы;
  • хамит, грубо общается, огрызается;
  • не хочет помогать убираться дома;
  • проводит слишком много времени в интернете, играя в видеоигры или общаясь с друзьями в соцсетях, не хочет учиться, становится менее активным.

Люба Лужкова, мама 15-летнего Димы и 13-летней Сони, рассказала, что с наступлением подросткового возраста дети очень изменились. Сын практически перестал с ней общаться: он постоянно закрывается в своей комнате, злится, если родители сами заглядывают к нему, и выходит только тогда, когда ему что-то понадобится, — например, перекусить.

«Общаться получается, только если он сам этого захочет и заговорит со мной. Всё остальное время он просит не трогать его. Я понимаю, что ему нужно личное пространство, но мне тоже хочется знать, что у него происходит. Он даже не говорит ничего про школу — я узнаю всё от учительницы. Один раз у них в классе избили парня, а когда я спросила, что произошло, он ответил, что не понимает, о чём я. Боюсь, что-то случится, а я даже не узнаю об этом», — говорит Люба.

С дочерью, по словам мамы, тоже «не всё ладно»: девочка стала слишком много времени проводить с друзьями, перестала интересоваться учёбой, стала грубой, раздражительной и плаксивой.

«Она не слушается, огрызается, может повысить голос. Раньше я ругалась, но сейчас стараюсь просто говорить с ней, причём спокойно», — рассказывает женщина.

Сейчас Люба хочет переждать этот период и старается быть терпеливее, но беспокоится, что дистанция между ней и детьми увеличится по мере того, как они будут взрослеть, и она совсем потеряет с ними контакт.

«Дети переживают столько физических и моральных перемен, которыми они не могут поделиться, не знают, что с ними делать. И агрессия, и замкнутость — реакции не на родителей, а на эти перемены, просто подростки не умеют пока принимать их по-другому. Мама этих ребят — большая молодец, тут главное не поддаваться эмоциям и негативу

Это проявление кризиса, и важно держать это в голове.

Ирина Воробьёва воспитывает с мужем 15-летнего Олега. Больше всего родителей беспокоит зависимость сына от игровой приставки. Если они на работе, то парень может даже не есть целый день — так сильно он увлекается игрой. Он забывает делать уроки, не выходит на улицу, не общается с одноклассниками, все его друзья — в интернете.

«Кажется, ребёнок становится зависимым от видеоигр. От приставки его за уши не оттянешь. Мы пытались запрещать ему играть, ограничивали время игры, но всё заканчивалось полным игнорированием нас и наших правил», — говорит Ирина.

Игнорирование, кстати, главная защитная реакция Олега — часто родители сталкиваются с ней, когда просят его убраться в комнате, помыть посуду или вынести мусор. Ирина рассказывает:

«Он просто резко начинает молчать и делает вид, будто меня не существует

Неважно, кричу я, говорю спокойно или пытаюсь объяснять, почему ему нужно нам помогать, — он просто молчит».

Что такое возрастной кризис

Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.

Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.

В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.

У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)

Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма

Почему вообще подростки так себя ведут?

У людей случаются возрастные кризисы (например, кризис трёх лет, семи лет, подростковый, среднего возраста), и это нормально. Главное отличие подросткового этапа — он потому и называется переходным — в том, что происходят мощные физиологические перестройки и гормональный всплеск. Иногда случается такое, что одни процессы в организме не успевают за другими, и тогда может скакать давление, например.


Фото: Lipik Stock Media / Shutterstock

А если говорить о психологии, то именно в этом возрасте идёт построение идентичности, человек ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Чего хочу?», «Кто мне нравится?», «С кем я хочу дружить?», «Что вообще хочу делать по жизни?». Он начинает претендовать на взрослость, но при этом, когда от него требуются взрослые действия, он чувствует себя ребёнком, говорит: «Я не хочу». Банальный пример: гулять до ночи он хочет как взрослый, а носки перед прогулкой ему ищет мама.

Советы родителям

Давайте рассмотрим, что собой представляют рекомендации психологов касательно того, как родители должны реагировать на возрастной кризис.

Осознайте, что подобный период является временным. Кризис необходимо пережить.
Продолжайте быть внимательным по отношению к своему чаду. Не лишайте его любви и заботы, но и не преувеличивайте с опекой.
Позвольте ребенку иметь свой круг общения.
Всегда будьте готовы поддержать своего малыша в трудную для него минуту

Важно, чтоб в вашей семье были открытые и доброжелательные отношения.
Нередко причина острого течения кризиса кроется в несоответствии возможностей ребенка к требованиям родителей. Поэтому важно подумать, все ли ваши требования и запреты являются обоснованными? Возможно, малышу стоит дать больше свободы действий.
Осознайте, что ваш ребенок уже не маленький

Научитесь понимать его, считаться с мнением своего сына или дочери.
Если ваши отношения с чадом уже напоминают сражение на боевом поле, накалены до предела, то не исключено, что пора временно отдохнуть друг от друга. Если имеется такая возможность, на пару дней отправьте малыша к родственникам. Во время отсутствия ребенка важно окружить себя спокойной обстановкой.
Создавайте условия для общего развития малыша. Читайте ему сказки, беседуйте, играйте, вместе изучайте познавательные книги.
Психологически подготавливайте ребенка к школе, если она вам еще только предстоит. Описывайте ее с положительной точки зрения. Делайте акцент на то, что даже если возникнут какие-то сложности, со всем можно будет справиться. Перед тем, как идти в первый класс посетите школу, проведите ребенку экскурсию. Если школьная среда будет для него знакомой, процесс адаптации пройдет легче.

Психология ребенка в 7 лет

В 6-8 лет происходят важные изменения:

  • Ребенок теряет непосредственность и импульсивность.
  • Необдуманные поступки – это большая роскошь. Удовольствие от процесса теперь соотносится с последствиями.
  • Он учится осознавать собственные чувства и поступки. Ребенок уже может сформулировать, что ему нравится, а что нет, и почему.
  • Детское бессознательное стремление постепенно скрывается за твердеющей оболочкой сознательного поведения.
  • Всплывают новые цели и связанные с ними желания. Теперь ребенок не хочет идти на поводу авторитетного взрослого, он стремится быть похожим на него.
  • Ребенок ждет общественной реакции на себя. Капризы и непослушание очень показательны. Детям свойственно работать на публику.
  • Рождение социального «Я», изменение ощущения места и собственной значимости в жизни общества.
  • Стремление учиться. И не всегда это любовь к прописям и домашнему чтению. Осваивать можно много разных дел: лепить, петь, танцевать, рисовать.
  • Формирование самооценки. Ребенок учится обобщать похожие ситуации и делать выводы в отношении себя и окружающих.

Эти перемены важны для развития полноценной здоровой личности. Возникающие сложности становятся болезненным испытанием для психики ребенка.

Причины кризиса 7 года жизни

  • Новое социальное положение
  • Высокие требования и ожидания со стороны взрослых
  • Неподготовленность к школьной жизни, низкие навыки социального взаимодействия
  • Большая физическая и психологическая нагрузка

Суть кризиса

Психология семилетнего ребенка — потребность занятия значимой позиции, ощущение важности в глазах взрослых, приобретение их уважения

  1. Суть кризиса заключается в развитии саморегуляции. У ребенка появляется потребность во внимании окружающих к его персоне, вычурное поведение, демонстрация излишней наивности, чередующаяся с взрослостью.
  2. Малыш открывается для общения с теми людьми, кого он уважает. Если окружающие не видят в нем взрослого человека, начинается протест.
  3. У ребенка еще нет нужных навыков взаимодействия с окружающим миром.
  4. Он на периферии младшего и школьного возраста. Все еще с удовольствием играет, но уже ощущает чувство вины, ведь уже «не маленький, чтоб играть игрушками».

О завершении кризиса могут свидетельствовать три главных проявления:

  • эгоцентризм переходит к децентрации;
  • наблюдается овладение познавательной деятельностью;
  • психические процессы становятся произвольными.

Симптомы кризиса 7 лет

Для некоторых родителей переходный период протекает совершенно незаметно. Не все дети одинаково бурно отзываются на изменения. Но чаще всего в поведении появляются признаки бунтарства. К основным симптомам кризиса относят следующие проявления:

  • Отрицание. Проблема кризиса 7 лет в том, что его легко можно спутать с привычным непослушанием. Но есть одна характерная черта. Ребенок отказывается выполнять все просьбы родителей без веской причины. Наказание в таком случае не поможет. Постарайтесь отвлечь его интересным увлечением и предложите еще раз выполнить действие.
  • Самоутверждение. Дети требуют от родителей беспрекословного выполнения всех пожеланий. Но основная их цель – не простое владение вещью, а желание показать себя взрослым.
  • Упорство. Ребенок отрицает привычный распорядок и уклад семьи. Проявляется кризис 7 лет отказом ходить в школу, вставать по утрам, выполнять домашнее задание и так далее.
  • Прихоть. Дети демонстрируют своевольное желание все сделать самостоятельно. Отказываются от помощи взрослых и не слушают советов, указаний.
  • Конфликтность. Ребенку сложно адаптироваться к новым правилам и условиям жизни. Поэтому он постоянно ссорится с окружающими. На самом деле, причина во внутренних конфликтах, которые он и переносит на близких.
  • Кризис идеалов. Начинают формироваться новые ценности. Ребенок больше не пользуется привычными игрушками. Коверкает фразы, ломает ранее любимые вещи. Осознанно повторяет плохие фразы и наблюдает за реакцией родителей. Излишняя опека приводит к деспотическим наклонностям, а также жестокому отношению к другим детям.

Что такое кризис 7 лет

Развитие детской психики происходит неравномерно. Кризисные моменты – это ключевые точки перехода на новый этап развития личности. До 7 лет их уже было несколько: кризис новорожденности, 1 и 3 лет жизни.

Кризис — обычное явление. Ребенок находится в непонятном для него новом состоянии рождения социального «Я».

Игры закончились, исчерпав свою функцию. Копирование социальных ролей в детских шалостях уже не решает назревших в жизни ребенка вопросов. Чадо осознает новое положение в обществе, новые требования и новые ожидания

Важность процесса заменяется главенством результата. Цель — это новый маячок в жизни ребенка

Смена ориентиров побуждает делать поступки, несвойственные малышу раньше. Он старается как можно быстрее разорвать связь c беззаботным детством, проверяет на прочность взрослых и себя.

Проявления кризиса

  • Повышенная утомляемость, вялость, раздражительность.
  • Непослушание, кривляние, поведение шута, неожиданные вспышки агрессии.
  • Резкая смена поведения: тихоня дома – хулиган в школе, и наоборот.
  • Развитие неуверенности в себе и тревожности
  • Стремление быстрее вырасти, быть похожим на взрослых.

Сразу бросаются в глаза симптомы, выраженные в негативистском поведении.

Незаметно протекающие усталость и тревожность родители замечают редко и не связывают с кризисным возрастом. Итог: борьба с последствиями, а не с причинами.

Кризис 7 лет – психологический аспект

Психологи выделяют две стадии переходного периода.

  • На первом этапе начинается стремительное развитие. В результате чего и появляется дисбаланс между окружающими и ребенком.
  • При правильном поведении родителей на втором этапе все образуется. Формируется новая личностная структура. Ребенок осознает и анализирует свои потребности. Такие знания помогают быстрее адаптироваться в социуме.

Психологи не рекомендуют отдавать детей в школу раньше 7 лет. Как правило, уже в первом классе успеваемость ребенка будет низкая. В последующие годы это проявится отставанием в учебе. Ведь до семилетнего возраста доминирует игровая деятельность. Детям сложно переключиться на занятия. Что и вызывает проблемы с поведением.

Но каждый ребенок индивидуален. Поэтому только специалист поможет оценить готовность к новым обязательствам и вероятный эмоционально-личностный дискомфорт. Если первые признаки кризиса застали вас врасплох, нужно действовать немедленно.

Школа и мотивы

Ребенок в возрасте 7 лет активно стремится к новому типу деятельности. Школа помогает ему раскрыться на пути к поставленным целям. Мотивы показывают, насколько ребенок готов к школьной жизни.

Если у вашего чада преобладает игровой мотив и надежда, что школа – это лишь новая забава, то перестройка будет большим испытанием.Мотивы, направленные на похвалу и обязательное получение высокой оценки, часто ставят перед ребенком непосильные задачи.Познавательные и социальные мотивы считаются самыми зрелыми

Ребенок хочет идти в школу за знаниями и понимает, что это важно и необходимо.Позиционный мотив выражается в желании ребенка занять определенное место в новом социальном кругу

Как остановить ребёнка, который хочет проколоть язык или покрасить волосы в зелёный?

Тело ребёнка принадлежит только ему самому, стопроцентного контроля над ним родитель не имеет и, наверное, не должен иметь.

«Но если вы против преображения, то точно нельзя категорически запрещать. Попробуйте потренировать у него умение думать на перспективу, планировать, бороться с импульсивностью: предложите подростку вместе выбрать хороший салон, накопить самому денег на покраску волос, изучить отрицательные отзывы на процедуры и оценить, насколько он готов принимать последствия. Возможно, пока он будет готовиться, желание улетучится. Если нет — приобретёт новые полезные навыки и опыт».

Причины кризиса 7 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от родителей. На следующем этапе – в семилетнем возрасте, происходит становление собственного «Я». Специалисты выделяют несколько основных причин нетипичного поведения малыша:

  1. Ребенок анализирует собственные чувства. Пытается разобраться в эмоциональном состоянии. Начинает осмысленно разделять события, которые вызывают грусть и радость. Поскольку самостоятельно руководить всеми переживаниями ему сложно, появляется упрямство, манерность, агрессивность, капризы.
  2. Прежних детских развивающих игр больше недостаточно. Возникает потребность в новых познаниях. Ребенок хочет копировать поведение взрослых. Психологи рекомендуют проводить так называемые научные детские эксперименты.
  3. Для этого периода также характерны серьезные физиологические изменения. Стимулируется рост. На месте молочных зубов появляются постоянные. Ребенку трудно справиться с волнением.
  4. Одна из основных причин кризиса – вступление в школу. В этом возрасте полностью меняется окружение. Появляются совсем незнакомые обязательства. Зачастую детям сложно сформировать новые цели и осознать, что такое успех.

Как вести себя родителям в момент возрастного кризиса ребенка?

Самое важное, что необходимо помнить взрослым, когда они имеют дело с ребенком, переживающим возрастной кризис — что это временное явление. Любой непростой период имеет конец

Понимание того, почему ребенок себя так ведет, помогает проще относиться к резким сменам настроения, агрессии, протесту. Не забывайте: ребенку гораздо сложнее, чем взрослому, справиться со своими эмоциями, ведь он еще не умеет их контролировать, управлять ими.

Полезно будет проговаривать с детьми чувства, которые они испытывают в моменте: «Тебе грустно, что никто не захотел с тобой играть?», «Тебе обидно, что Вася забрал свою машинку?, «Ты злишься, что мы с папой не разрешаем тебе поздно возвращаться домой?» и т.д. Порой взрослым людям непросто объяснить, что они испытывают в тот или иной момент, что уж говорить о детях…

Проявляйте эмпатию, сочувствие, сопереживание. Для взрослых упавшее на пол мороженое — пустяк, а для ребенка в 3 года — трагедия! «Мне очень жаль, что не получается залезть на эту горку. Хочешь, я помогу тебе?» «Я понимаю, как обидно, когда забирают твои игрушки. Давай вместе попросим их вернуть?».

Старайтесь сохранять спокойствие и транслировать его ребенку. В общее с другими людьми, малышами в том числе, работают «зеркальные нейроны» — способность человека перенимать эмоциональный фон и поведение собеседника. И, если взрослые будут демонстрировать свое напряжение, злость, агрессию, от ребенка не остается ждать ничего другого.

Да, это сложно, и требует приложить усилия, но это здорово помогает пережить и ребенку, и его близким людям очередной кризис. А чтобы были силы на спокойствие и мудрость, необходимо регулярно отдыхать и восполнять свой ресурс. Поэтому во время кризисного периода стоит разделять обязанности между родителями, делегировать то, что могут сделать другие люди им, наполняться положительными эмоциями при первой же возможности!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: