Нехватка внимания
Капризами и непослушанием маленькие дети часто пытаются обратить на себя родительское внимание
«Ребенку важно не просто нахождение рядом мамы или папы, а именно акцентированное внимание с обратной связью, – говорит детский психолог и член Содружества психологов и педагогов раннего развития Марина Бойцова. – Если родитель недостаточно реагирует на «хорошие» проявления ребенка, но при этом легко включается, когда тот ведет себя «плохо», то ребенок быстро усваивает это знание».
– Если родитель недостаточно реагирует на «хорошие» проявления ребенка, но при этом легко включается, когда тот ведет себя «плохо», то ребенок быстро усваивает это знание».
Что делать?
Это важно!
Очень важно помнить, что эмоциональное состояние ребенка от рождения и до пубертата в сильнейшей мере зависит от состояния его мамы. Если она нервничает, в стрессе, в страхе, теряет терпение, испытывает чувство вины и считает себя плохой матерью — такие состояния, несомненно, будут негативно влиять на малыша и вызывать у него стресс
Когда маме плохо, он теряет базовое чувство защищенности и безопасности, и его природные свойства — векторы — не развиваются.
Важно создавать эмоциональную связь с ребенком. Разговаривать, читать художественную литературу, развивая воображение и чувство сострадания к героям
Вовлекать в чтение личным примером, устраивать семейные ужины, когда за одним столом собираются все члены семьи и общаются.
Мама, ПОНИМАЯ свои векторальные свойства, наполняя и развивая их, приводит себя в уравновешенное психологическое состояние. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности рядом с такой мамой. ПОНИМАЯ и развивая векторальные свойства своего малыша, она вырастит счастливую и гармонично развитую личность.
И тогда окажется, что проблемы-то и нет вовсе. Например, нет проблемы в том, что котята не летают. Они такие милые, было бы здорово, если бы еще и летали. Но людей не раздражает этот факт, они не говорят: «Летай, я тебе сказал», а если этого не происходит, котенка не унижают и не бьют. Мы все понимаем, что котенку по природе это НЕ свойственно. Он передвигается по суше, может плавать, но НЕ летать. Мы понимаем и принимаем это, для нас это естественно. Так же и с детками. Некоторым просто по природе НЕ свойственно спокойно сидеть, и они не делают этого. А некоторым НЕ свойственно выполнять одновременно десять заданий мамы — это попросту против их природы.
В данной статье рассмотрены не все случаи непослушания и не все векторы, которые могут быть у вашего малыша. Узнать более детально и глубоко о том, как развивать детей и взаимодействовать с ними при наличии у них того или иного вектора, вы можете на онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Проблема 4
• Ребенок всего боится. Он пуглив и плаксив, боится темноты, транспорта, громких звуков и скопления людей.
Такое поведение зачастую пугает и беспокоит родителей. Если в семье так ведет себя мальчик, то такое поведение раздражает, и родственники, не понимая сути проблемы, «лечат» его лекарствами или водят к психологу.
Что происходит
Страх говорит о том, что перед нами обладатель зрительного вектора. В стрессовом состоянии он будет плакать, может устраивать истерики, бояться темноты. В детском саду или в школе это потенциальная жертва буллинга.
Правильная линия поведения
К зрительному малышу жизненно необходимо проявлять нежность и любовь. Обнимать, говорить слова любви, на ночь читать добрые сказки, где никто никого не ест, развивать творческие способности. Подойдут занятия музыкой, актерским мастерством. Боязнь темноты — его естественный страх, поэтому давайте ему возможность засыпать с включенным светом или ночником.
Проблема 3
• Ребенок не слышит или игнорирует маму. В этом случае наблюдаем поведение совсем спокойное, без агрессии и шума, но оттого не менее угнетающее для родителей. Сын или дочка как будто не слышит просьб убрать в комнате, переодеться, поучить уроки или погулять с собакой. Ребенок замкнут в себе и никак не реагирует на взрослого. Попросту игнорирует его.
Родители, которые встречаются с такого рода игнорированием, зачастую раздражаясь, повторяя по 20 раз, начинают кричать и применять физические наказания. Но это приводит к обратному эффекту — еще большей замкнутости в себе и меньшей реакцией на окружающих.
Что происходит
Человек, имеющий звуковой вектор, может совершенно оглохнуть от крика, панически реагировать на шум. В худшем своем проявлении дети с такими свойствами замыкаются в себе и не слышат родителей, ничего не хотят, живут в своем мире, а в крайних проявлениях даже не хотят и не видят смысла жить вообще.
Правильная линия поведения
У звукового малыша абсолютный слух. Ему противопоказан шум в любых проявлениях. Такому ребенку необходимо обеспечить тишину, спокойствие, возможность побыть в одиночестве. Не повышать голос, давать читать книги и тексты со смыслом. Звуковики не любят рано вставать, а уроки учат ночью, когда у них пик активности.
Проблема 2
• Ребенок ведет себя неподобающе в общественных местах. Этот случай не ограничивается только непослушанием в общественном месте, зачастую дети и дома ведут себя также. Но если дома мама может справиться со своим малышом, то в общественном месте он становится совсем неуправляемым.
Папы и мамы в таких ситуациях чувствуют себя очень неловко, им стыдно из-за замечаний и недовольства окружающих. Они могут начать «разбираться» прямо на месте или потом, по возвращении домой. Как правило, такие «разборки» не приносят результат.
Что происходит
Малыш с кожным вектором очень активный, смышленый, шустрый, говорит быстро, носится, ему нужно все и везде изведать: и в розетку залезть, и через дорогу побежать. В общественном месте ему все интересно, нужно все и всех потрогать и взобраться на все возвышенности.
Часто мамы с анальным вектором считают кожных детей гиперактивными. Мама, не понимая, что такой темп для непоседы нормальный и гармоничный, начинает его осекать: «не бегай», «сиди спокойно», «не крутись», «слушай внимательно», требуя от него выполнения того, что ему несвойственно и не присуще по природе. Вместо поглаживаний и заслуженной награды дитенка бьют, в результате чего от боли у него выделяются природные обезболивающие — опиаты, и со временем он уже «специально» неосознанно ведет себя так, чтоб его ударили, наказали. И именно в таких случаях говорят: «Пока не дашь — не успокоится». Только родителям необходимо понимать, что успокоившийся кожник после побоев — это очень тревожный знак и негативный сценарий на дальнейшую жизнь.
Основательный, спокойный папа с анальным вектором очень негодует оттого, что, например, сын не может усидеть спокойно, часто повторяет: «У тебя что, шило в одном месте?» — и отвешивает ему «успокоительный подзатыльник», тем самым меняя жизненный сценарий мальчика на негативный.
Правильная линия поведения
Маленькому кожнику необходимы адекватные рамки и ограничения — так он развивается правильно. Нужно логично объяснять запреты, показывать выгоду от послушания, поощрять, договариваться, а не требовать. Его нежной, чувствительной коже полезны ласковые поглаживания, теплые ванны или массаж перед сном.
Методы воспитания непослушных детей: советы психолога
Причины непослушания детей
Мотивы, они же причины непослушания детей достаточно просты и примитивны:
привлечение внимания – нехватка любви и заботы вынуждает вести себя таким образом, чтобы взрослые уделили ребенку хоть каплю внимания
При этом неважно в каком ключе оно будет: в позитивном или негативном;
стремление завоевать лидерскую позицию – большое количество детей, особенно в подростковый период, хотят беспрекословного исполнения каждого «хочу». Это проявляется в капризах, непослушании, постоянных спорах;
месть – да, порой, чувство мести встречается и по отношению детей ко взрослым
Случается, что родители не замечают, как сильно ранят детские чувства. Для сына или дочери — это может стать большой обидой и иметь достаточно серьезные последствия;
побег от неудач – отказ от активности на мероприятиях, боязнь посещения новых мест и знакомств являются ключевыми признаками проблем развития личности, а также низкой самооценки ребенка;
кризис – встречается в 3 года, в 6-7 лет, а также в подростковый период. В это время важно принятие ребенка и оказание максимальной поддержки;
физиологические причины – в эту категорию следует отнести психические нарушения и заболевания. Работы родителей в такой ситуации недостаточно, нужна дополнительная медицинская и психолого-педагогическая помощь.